УДК 008 ХИРЬЯНОВА Л.В.
СИНКРИТИЗМ В РЕЛИГИОЗНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КАРТИНЕ СТАРООБРЯДЦЕВ-БЕСПОПОВЦЕВ
Хирьянова Людмила Васильевна - аспирантка Белгородского государственного университета
Аннотация. В статье выявляется степень синтезирования в культурно-мировоззренческом фонде старообрядцев языческого и христианского (старообрядческого) компонента. Используются такие религиозно-философские разделы как космология, антропология, христология, мариология, эсхатология и т. д. Осуществляется сравнительный анализ народных воззрений старообрядцев-беспоповцев Белгородского региона с верованиями старообрядцев из других регионов России, а так же с проживающими по соседству представителями официального православия. Приводятся данные полевых экспедиций.
Ключевые слова: архаические пережитки, культурные традиции, народное христианство, синкретические верования, старообрядчество.
В настоящее время большое внимание уделяется историко-философскому и этнокультурному исследованию феномена старообрядчества. Подобный интерес обусловлен социокультурными задачами сохранения и развития традиций субэтнических культур на территории России. Старообрядчество является одной из уникальнейших субкультур. Последнее на протяжении трех с половиной веков, противостоит процессам вестернизации и модернизации, выступает хранителем древнерусских духовных форм. С одной стороны, старообрядчество выступает консервативным явлением, наиболее полно донесшим до нынешнего времени культурно-бытовой фон Древней Руси. С другой стороны, оно подвержено новшествам, появление которых вызвано социокультурными изменениями и специфическими особенностями вероучения.
Для создания объективной научной картины истории и культуры старообрядчества необходимо изучение его региональных особенностей. Старообрядцы Белгородского региона - субкультурная общность, проживающая на окраине юга России с середины ХУШ века. Современным сакральным центром старообрядчества является село Кошлаково, где все автохтонное население идентифицирует себя с беспоповцами Поморского толка. Поморцы ведут свое происхождение от монахов Соловецкого монастыря и Выговской пустыни. Эта локально-конфессиональная группа до сих пор сохраняет многие верования «народного христианства» (синтез языческих и христианских элементов). Н.А. Бердяев пишет: «два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая, дионисическая стихия и аскетически монашеское православие» [1, 5].
По утверждению исследователей народной религиозности, вплоть до XVII века древнерусская культурная система хотя и является церковной, но «попутно возникает собственный, оригинальный рисунок христианской религии в ее народной интерпретации» [5, 5]. Культура старообрядческого мира может служить яркой иллюстрацией переплетения христианских (старообрядческих) и языческих пластов. Признак дуализма - равенство Бога и дьявола - черта архаических представлений старообрядцев Поморского согласия некоторых регионов: «Господь Бог и бес - братья» [2, 10]. Согласно этим верованиям, в мирообразовании участвуют два демиурга: «Землю Бог сотворил вместе с Сатаной» [3, 466]. Языческие представления о связи образов Бога и дьявола, не зафиксированы у Белгородских староверов. Дьявол не принимает участие в миротворении. Бог выступает в качестве единственного формообразующего фактора духовной и физической реальности. «Бог сотворил небо, землю, человека. Когда Господь создал землю, ангелы уже были» (Тарасова Е. Т., 1940 г. р. с Кошлаково, запись: июнь 2008 г.). В космогонических воззрениях коми-старообрядцев «Христос показан демиургом, создающим звезды и разделяющим сутки на день и ночь» [4]. В народных верованиях Белгородских староверов можно встретить в некотором роде аналогичные вариации. Действия Бога-Отца в раю инкорпорируются на Бога-Сына: «Первые посетители на небесах у Исуса Христа были Адам и Ева. Исус Христос сказал им, чтобы все соблюдали, что будет приказывать...и вот на ту яблоню, указал Исус Христос... » (Тарасова Е. А. 1938 г. р., с. Кошлаково, запись: июнь 2008 г.).
Народные версии библейского сюжета об Адаме и Еве ярко сочетают в себе элементы архаических и христианских верований. В труде В.П. Кичигина «Народная культура Юга России» содержится старообрядческая легенда о первородном грехе: «Однажды к Адаму пришел нечистый и предложил подписать бумагу, по которой он покупал людские души. Адам не подумав, подписал. А
когда понял, что теперь души людей пойдут прямиком в ад, захотел разорвать бумагу. Но нечистый сказал: "Эта бумага лежит на дне моря. Достать и уничтожить ее сможет только сын Девы, прольющий кровь на кресте"...» [9, 214-215]. У жителей Белгородского края, исповедующих официальное православие, можно встретить мнение, что природа первородного греха, заложена в сексуальном контакте первых людей. «Адам и Ева сделали грех, стали мужем и женой, а до этого нельзя было, их змей заставил, потом и усе люди стали это делать» (Ушакова Д.Ф. 1912 г.р. село Иловка, Алексеевского р-на, запись: январь 2009 г.). При анализе Белгородского старообрядчества подобные поверья не выявлены, здесь превалирует, другая, наиболее каноничная схема: «И Ева покушала плод и Адаму дала покушать, как мужу». (Тарасова Е. А. 1938 г. р., с. Кошлаково, запись: июнь 2008 г.). В народной среде повсеместны представления о плоде с «дерева познания добра и зла», ассоциирующие его с яблоком. Старообрядцы села Кошлаково не едят яблоки до яблочного Спаса, связывая это с нарушением заповеди Адамом. По поверьям православного населения Белгородского края, в результате греха, совершенного прародителями, на горле у мужчин остался знак, так называемое «адамово яблоко». «Адам съел яблоко и подавился, теперь вот кадык, это чтоб помнили, нельзя было есть яблоко» (Белых П.Ф. 1918 г.р. с. Иловка, Алексеевского р-на). Отметим, что в быту староверов данное поверье также распространено. В культуре издавна живущих рядом конфессий обнаруживается сходные черты.
Сочетание основных принципов христианства и пережитков язычества, фигурирует в старообрядческих преданиях о действии зла в мире, однако центральное место здесь принадлежит апокрифическим тенденциям (имеющим христианскую основу). Демонологические персонажи, пытаются склонить людей к совершению злых действий, стараются заставить их нарушить нормы христианской этики. «Бес сидит на левом плече, но мы его не видим, а ангел на правом. Если плохое делаешь, ангел отстает, а бес потшаптывает: «А ну-ка давай еще, давай, давай. Раньше все люди праведные были, святые, Сатана загоревался, не горюй, говорит ему Бог, к концу века наполнится твой ад людьми. Бес сейчас спокоен, дело свое он сделал» (Тарасова Е. Т., 1940 г. р. с Кошлаково, запись: июнь 2008). В терминологии местных старообрядцев встречаются наименования дьявола, носящие оттенок апокрифа: «И был самый главный - Сатаниил...» (Тарасова Е.Т., 1940 г. р. с Кошлаково, запись: июнь 2008). Существуют и суеверия, связанные с именем Сатаны: «По староверски надо говорить не спасибо, а «спаси Господи», потому что если скажешь - спасибо, то вспомнишь старшего Сатану - Бо» (Тарасов А.Е., 1929 г. р. с. Кошлаково запись: июнь 2007 г.). Исследования показывают, что в народном социуме практически всех старообрядческих согласий, говорится о демонической сущности патриарха Никона. Белгородские староверы-беспоповцы продолжают считать Никона сообщником Сатаны. «Никон - то та старший Сатана....Никон - бес, бесов напускал, и они что зря делают» (Лагутина Е.Н. 1928 г.р., с. Кошлаково, запись: сентябрь, 2007 г.). Это воззрение вытекает из канонического учения беспоповства о тотальной власти антихриста в мире, после никоновской реформы.
В обыденном религиозном сознании наблюдается соединение архаических представлений с понятым народу по-своему христианским вероучением. Концепт Святой Троицы (Три Божественных Ипостаси) подвергается деформации. Г.П. Федотов в своем труде «Стихи духовные», писал: «Народ не понял или даже не заметил недоступного ему догмата Троицы» [7, 121]. Основной догмат христианства в народной интерпретации приобретает конкретные черты, наделяется свойствами, понятными для простого, необразованного человека. Примечательно, что и в старообрядческой общине, и среди православных Белгородского края можно встретить неканоническое осмысление Троичности Бога. Под Божественной Троицей понимаются три отдельных человека. По словам старообрядки из села Кошлаково, «Троица - это Святые люди» (Тарасова Е.А. 1938 г. р., с. Кошлаково, запись: июнь 2008 г.). Как сообщают информанты из православных: «Троица - Святые, их просить надо... » (Ушакова Д.Ф. 1912 г.р. село Иловка, Алексеевского р-на, запись: январь 2009 г.). Особенно характерно бытующее представление о том, что в Троицу входят: Господь, Богородица и Никола Чудотворец. «Молятся молебны ко Господу, Богородице и Николае. Трём: Пресвятая Троица услыши молитву нашу молящихся тебе”. Троица три ж: одна ко Господу, вторая - Пресвятой Госпоже Богородице: моли Бог о нас. Третья - святитель Христов Никола: моли Бога о нас» (Тарасова Н. П. 1922 г. р., Кошлаково, запись: июнь 2008 г.). В данном случае верование носит не коллективный, а индивидуальный характер.
В неканонической традиции довольно часто можно наблюдать искажение православной мариологии. Учение о Божией Матери наполнено не церковным содержанием, имеет языческие напластования. У Белгородских старообрядцев зафиксирован текст апокрифического характера, повествующий о чудесном рождении Господа из бока Богоматери: «Богородица, Мать Исуса Христа,
родила, не так как мы рожаем, у Нее бок открылся, Она Дева. Думают, что Она жена была и родила как все, нет, у Нее бок открылся и вышел Младенец, а там неключимое, все девство сохранено. Она превыше всех жен (Тарасова Е.Т., 1940 г. р. с Кошлаково, запись: июнь 2008 г.). Надо заметить, что еще преподобный Иоанн Дамаскин указывал на неправомерность подобного верования: «... Зачатие совершилось чрез слух, а рождение - как обыкновенно для рождающихся, хотя некоторые говорят (баснословно), будто Господь родился из бока Богоматери» [6, 452]. Наиболее широкое
распространение в старообрядческом селе имеет легенда о Богородице - Троеручнице: «Это было, когда Исуса Христа гнали, при царе Ироде, он же хотел убить Его. Сколько тысяч младенцев погубил, от рождения до двух лет. Богородица спасалась со Своим Младенцем и где-то переплывала реку, надо было и Младенца держать и грести, а одной рукой Она не могла. Тогда у Нее третья рука появилась! Она поплыла и Ребенка смогла держать» (Тарасова Е. Т., 1940 г. р. с Кошлаково, запись: июнь 2008 г.). Здесь главным мотивом выступает материнский образ Богоматери.
Система представлений о посмертной жизни души, о месте ее пребывания (рае и аде) в свете народной концепции также представляет сплав христианских и дохристианских компонентов. Ориентируясь на христианское вероучение: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе, или худое» (2 Кор. 5,
10), староверы, утверждают, что моральное несовершенство в земном бытии приводит душу к плачевной судьбе в загробном мире. При этом дается яркое описание ада и самих способов мучений грешников. В традиционной культуре коми старообрядцев Средней Печоры зафиксирована интересная легенда: «Грешного распутного человека в смоляном котле будут сжигать, пока он не станет как ячменное зернышко, затем вновь будет расти. Наберет свой вес и рост. Вновь будут сжигать его и так бесконечно. Там в Аду все плохое: ящерицы и всякая мерзость» [13]. Похожие характеристики наблюдаются и у Белгородских старообрядцев: «Если душа плохо делала, и конца не будет, смола и огонь вечный... Там на том свете и черви, и огонь, тьма и чего там только нет» (Лагутина Е.Н. 1928 г.р., с. Кошлаково, запись: сентябрь, 2007 г.). Представления местных адептов «старой веры» о душе после смерти строятся на идее борьбы за нее между двумя антагонистами - Богом и дьяволом. «Лукавый пихает туда в огонь. Он борется за душу» (Крюкова М. Т. 1929 г. р., г. Белгород (уроженка с. Кошлаково), запись: июнь 2008 г.). В эти представления также вклиниваются и мифологические образы, например, весы, с помощью которых в некоторых языческих мифах определялась загробная участь человека. «До сорока дней душу водят с правой стороны ангел, с левой бес. Бес свое указывает, может, где ругнулся, кого обсудил, дюжа обсуждать нельзя, а ангел свое пишет. Там если на весах на капельку перевеся, к бесам пойдешь» (Лагутина Е. Н. 1928 г.р., с. Кошлаково, запись: сентябрь, 2007 г.). В народно-христианской концепции коми старообрядцев рай, куда все праведные попадут после Страшного Суда, воспринимается материально, что указывает на языческую прирощенность: «В раю кругом золото висит, яблоки. Там все прекрасно: прекрасные зеленые сады с яблонями, молоко и мед ручьями текут» [13]. В христианском мировоззрении старообрядцев исследуемого региона, рай - некий духовный субстрат: «Место, рядом с Богом» (Тарасова Е. Г., 1930 г. р. г. Белгород, родилась в с. Кошлаково, запись: январь, 2008 г.). У них зафиксирована локализация рая и ада, находящихся в оппозиции: «Ад находится под землею, в преисподней, а рай на небесах» (Тарасова Е.А. 1938 г. р., с. Кошлаково, запись: июнь 2008 г.). Белгородские беспоповцы выстраивают свое понимание потустороннего (метафизического) мира по аналогии с физическим миром, в котором существуют чисто старообрядческие практики: «В той жизни точно также как тут мы живем: встаем, умываемся, молимся, за обед молимся, обедаем, ужинаем и опять молимся, за спанье молимся. Точно также и там будет» (Тарасов А. Е., 1929 г. р. с. Кошлаково запись: июнь 2007 г.). Можно предположить, что такие народные конструкты вытекают из беспоповского учения о Беловодье - идеальной стране с конкретно старообрядческим образом мыслей и жизни, своеобразное «Царство Божие на земле».
Учение о конечных судьбах мира в старообрядческой народной картине также представляет целый ряд синкретических верований. Советский исследователь старообрядческой культуры Ю.В. Гагарин при описании эсхатологических воззрений печорских коми старообрядцев-беспоповцев, дает несколько примеров: «здесь раньше циркулировали упорные слухи, что Страшный суд наступит в июне 1968 г., в этот месяц с неба будут падать камни, а земля покроется мерзостью; до Страшного суда еще будет страшная война, после чего людей останется столько, что они на одном бревне поместятся» [10, 52]. В народной среде Белгородских старообрядцев наступление конца мира, хотя не закрепляется за конкретной датой, но целый спектр фольклорных версий связанных с эсхатологической темой присутствует. Например, «Будет конец света. Но вот когда он будет, и Богородица не знает. Господь и Матери не сказал Своей. Когда Его распяли, Она у него спрашивала: «Скажи Мне, когда будет
свету конец?» Он Ей сказал: «Когда Твой день и Мой день, будет в едином дне». Его день - Паска, Ее день - Благовещение» (Тарасова Е. Т., 1940 г. р. с Кошлаково, запись: июнь 2008г.). Местные староверы указывают на некоторые предэсхатологические признаки: «Перед концом, будет большой голод. И будет одна верба стоять, и она будет капать воду. И море будет людей стоять, и никто не наберет воды. Будут умирать без воды. Будет большая засуха. Народ пойдет брат на брата» (Крюкова М.Т. 1929 г. р., г. Белгород (уроженка с. Кошлаково), запись: июнь 2008). Нередко в обыденном народном сознании старообрядцев, природные катаклизмы, мыслятся как апокалипсические знаки, что имеет в себе дохристианские элементы: зависимость от сил природы. «Вот как-то гром был, молния, я так и думала, свету конец, всю ночь молилась» (Лагутина Е. Н., 1928 г. р., с. Кошлаково, запись: сентябрь 2007 г.). Эсхатологические ожидания «приверженцев старых обрядов» определяются мыслью о Страшном Суде. У старообрядцев села Кошлаково есть сказание, где Богородица может избавить от вечных мук. «Когда ты приходишь на тот свет и молишься лестовкой: «Богородице Дево радуйся... » 10 - раз прочитаешь, и «Отче наш... », Богородица приходит, если ты с начла века своего молишься, знаешь. Она приходит, если человек в огне сидит с лестовкой, и выручит из огня» (Крюкова М. Т. 1929 г. р., г. Белгород (уроженка с. Кошлаково), запись: июнь 2008). Отсюда видно, что в понимании старообрядцев, спасение возможно только для их конфессиональной группы (используют в своей молитвенной практике лестовку).
В народных верованиях фиксируются основные догматические постулаты и мировоззренческие установки старообрядчества. Идея хранения чистоты (духовной и телесной) вытекает из ортодоксального вероучения беспоповцев о «духовном антихристе», согласно которому антихрист невидимо царствует в мире с 1666 года. Все, что от «мира сего» - нечистое, оно оскверняет и приобщает к греховной сущности. В старообрядческой книге Цветник говорится: «руки умывать по трижды от погани, часто, когда хватишь за что, обутки, и горну рубаху и голое тело чесавши...» [20]. С учением о поддержании ритуальной чистоты, связано много различных суеверий: «Если в бане моешься надо обязательно крестик свой снимать. Потому что крестик святой, а тут грешное тело моется» (Тарасова М.С., 1930 г. р. с. Кошлаково, запись: июнь 2008 г.). Основные положения вероучения беспоповцев-поморцев, прошедшие переработку в народной среде, способствовали формированию специфической картины мира. Народная религиозность, по утверждению А.А. Панченко, «оказывает чрезвычайно сильное влияние на церковную традицию и, по сути дела, определяет конкретные модели и механизмы религиозной культуры, существующие в данном обществе и в данную эпоху» [8,14].
А.Н. Соболев в работе «Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям» говорит: «С принятием христианства сущность народных представлений мало изменилась. В них много осталось от язычества» [15, 185]. Похожую мысль высказывает Г.П. Федотов: «русская религиозность таит в себе и неправославные пласты.. , а еще глубже под ними - пласты языческие, причудливо переплетенные с народной верой» [7, 11]. В Забайкалье «Наряду с верой в Иисуса Христа старообрядцы сохранили языческие верования в нечистую силу (чертей, домовых, леших, водяных и пр.); различные заговоры, отговоры, порчу, «сглаз», исцеление, знахарство, сны и гадания, запреты» [11]. У тихвинских карелов-старообрядцев «Спектр приемов профилактической, лечебной, любовной, аграрной, промысловой магии был довольно широк.» [16]. Такие языческие атавизмы как магия, колдовство, заговоры и т.п. не характерны Белгородскому старообрядчеству и считаются большим грехом. Это, вероятно, обусловлено тем, что в отличие от других регионов компактного проживания «ревнителей старины», где старообрядческая культура испытала на себе влияние местных аборигенов, сохранивших многие дохристианские аспекты, старообрядцы Белгородского региона наиболее замкнутая культурная общность, неподверженная инокультурному влиянию.
Календарно-праздничная обрядность Белгородских староверов, отличается от календаря, живущих по соседству представителей официальной церкви минимальным наличием в ней дохристианских обычаев и примет. У жителей Белгородской области, исповедующих православие, существовало многообразие народных поверий, связанных с Рождественским сочельником. Например, был обычай зажигать костры накануне Рождества: «Идешь, бывало от утрени, а у каждом дворе солому жгут, это для того, чтобы ягнята рожались черные» (Ушакова Д.Ф. 1912 г.р. село Иловка, Алексеевского р-на, запись: январь 2009 г.). Полевые источники показывают, что Рождественские обряды Белгородских староверов отличались в той или иной степени, христианизированной формой. Процитируем С.Е. Никитину: «...вера русского народа во многих научных работах предстает как язычество, прикрытое легким флером христианства. Исследования старообрядчества дают другую картину - безусловную христианскую модель мира» [12, 140]. В селе Кошлаково в сочельник совершали обход домов ряженные, однако славили они родившегося Христа (пели тропарь «Рождество
твое Христе Боже наш»), а не славяно-языческое существо Коляду, как в традиции официально православных. По словам православной жительницы края: «У нас под Рожество ходили Колёду кликать: "Ой, Колёда, под лесом - лесом, ой Колёда по темным зеленым... ”» (Ушакова Д.Ф. 1912 г.р. село Иловка, Алексеевского р-на, запись: январь 2009 г.). Святочные гадания у местных староверов, в отличие от православного населения, всегда носили условный характер. Гадания девушек о суженом-ряженом, по сути связанные с вызовом нечистой силы, с целью узнать судьбу, считались крайне греховными и опасными. «На Святки девчата вечером гадали, но только так, шуточно, забавно: обувь бросали., но на картах ворожить, или вызывать духов - этого не было, считалось грехом» (Тарасова Е. Г., 1930 г. р. г. Белгород, родилась в с. Кошлаково, запись: январь, 2008 г.). Примечательно, что у местных старообрядцев существовал своеобразный вид гаданий, так называемые «божественные гадания», средоточием которых была молитва о земном благополучии: «У нас на Святки больше были божественные гадания: девка почитает: «спаси меня грешную, дай мне Бог здоровья на всю жизнь, жениха хорошего» (Крюкова М.Т. 1929 г. р., г. Белгород (уроженка с. Кошлаково), запись: январь 2008 г.). Доминирование дохристианских традиций в культуре православного населения Белгородского края объясняется процессами секуляризации, начавшимися в XVII столетии в Российском государстве и Русской Церкви. Старообрядчество противостояло воздействию светских тенденций, сохраняя чистоту христианского учения.
Семейно-обрядовая сторона (свадебный, погребальный обряд) Белгородских «приверженцев старины», хотя и сохраняет некоторые аспекты двоеверия, но в минимальном формате. Рудименты языческой культуры: игры скоморохов, естественно, наблюдаются в свадебном обрядовом комплексе. «На второй день свадьбы наряжаются комики - пляшут, делают несколько чучел, мужики одевают женские платья... » (Тарасова Е.Г., 1930 г. р. г. Белгород, родилась в с. Кошлаково, запись: январь, 2008г.).
В структуре погребальной обрядности «древлехристиан» существуют некоторые специфические особенности, отличные от похоронной практики представителей Русской Православной Церкви на территории Белгородской области: «Покойника старообрядцы кладут не головой к иконам, как православные, а ногами к святому углу, они считают, что он встанет, и вместе со всеми будет молиться» (Авилова М.И., 1946 г.р. село Авиловка, Шебекинский р-н, запись: декабрь, 2007г.). По свидетельству старообрядки села Кошлаково: «У нас покойника сначала кладут головой к иконам, а когда приходят его провожать, молиться, то гроб переворачивают, и покойник теперь лежит ногами к иконам, а головой к двери. Потому, что он не считается как мертвец, а должен встать и стоять со всеми как живой: молиться и кланяться» (Тарасова М.С., 1930 г. р. с. Кошлаково, запись: июнь 2008 г.). Без сомнения, данная практика коренится в трансцендентных мотивах (бессмертие души, воскресение), особо обостренных именно в старообрядчестве. Но, несмотря на христианскую основу, похоронная практика до сих пор сохраняет некоторые элементы языческой культуры. Артефактами погребального культа старообрядцев-поморцев являются надгробные кресты - «голубцы» в форме двускатной крыши, издревле распространенные на Русском Севере - в Поморье. Подобный вид надгробий, по утверждению некоторых исследователей, «является наследием языческого погребального сооружения - модели дома. Генезис этого типологического элемента славянской похоронной обрядности уходит к праславянам» [17].
Несколько специфических черт, осложненных полуязыческими придатками, обнаруживается в духовной культуре старообрядцев Белгородской области, существующих параллельно и в других регионах. У семейских Забайкалья «выявлен своеобразный культ гор, связанный с почитанием, установленных на них деревянных крестов» [18]. Примечательно, что в Кошлаково, культовое здание (моленная) расположено на холме в центре села. Как отмечают некоторые исследователи, у славян до принятия христианства, общественные моления происходили на возвышенностях, горных вершинах, что объяснялось близостью к Божеству, совмещалось с идеей горнего мира. Б.А. Рыбаков писал, о связи образа горных вершин с языческими культами, «.горы и холмы (в равнинных местах) были не объектом, а местом культа, местом сборищ и принесения жертв» [19, 285].
Итак, народная культура старообрядцев Белгородского региона на протяжении веков, сохранила оригинальный пласт дохристианских понятий, представлений, терминов, но независимо от этого, она не является оторванной от церковного (старообрядческого) канона. Сравнительный анализ показал, что Белгородское старообрядчество в отличие от других регионов компактного распространения старообрядцев в наименьшей степени сохранило языческие элементы в своей культуре, что свидетельствует о ее замкнуто-изоляционистском характере. Сопоставление самобытной старообрядческой культуры с официальным православием на территории Белгородской области, свидетельствует о ее сопротивлении секулярным, модернистским процессам. Мировоззрение,
привнесенное на Русь в период христианизации, составляет базис старообрядческой культурной системы.
Список литературы
1) Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века. Судьба России. - М., 1997.
2) Архив Археографической лаборатории Исторического факультета МГУ. Полевой дневник М.М. Леренман. 1974.
3) Власова М. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. СПб. 1998.
4) Лимеров П.Ф. Христианские образы в мифологии коми http://www.komi.com.
5) Синявский А. Иван-дурак. Очерк русской народной веры. Париж, 1991.
6) Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4.- Гл. 14. М.: «Лодья», 1998.
7) Федотов Г. П. Стихи духовные. - М., 1991.
8) Панченко А.А. Религиозные практики и религиозный фольклор // Русская религиозность: Проблемы изучения. СПб., 2000. С. 14.
9) Кичигин В.П. Народная культура Юга России: Белгородская обл. // Опыт систематизации этнофольклорного материала. - Белгород, 2000.
10) Гагарин Ю.В. Отчет Печорского этнографического отряда по итогам полевых исследований в 1969 г. в г. Печора, Печорском, Ухтинском районах Коми АССР, Чердынском районе Пермской области, Сыктывкар, 1969.
11) Вера старообрядцев. http://www.baikaltravel.ru
12) Никитина С.Е. Стихи духовные Г. Федотова и русские духовные стихи // Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.
13) Шарапов В.Э.Христианские сюжеты в фольклоре коми старообрядцев Средней Печоры http://www.komi.com.ru
14) Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Кн. Сказание о чудесах. Т. 1. М., 1990.
15) Соболев А.Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. Спб.,1999. С.185.
16) Фишман О.М. Обряды и верования народов Карелии. http://vottovaara.ru
17) Велецкая Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. http://www.koob.ru.
18) Любимова Г.В., Голубкова О.В. Почитание крестов и культ гор в религиознообрядовой практике забайкальских старообрядцев.
19) Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
20) Некоторые аспекты традиционно-бытовой культуры Пермского старообрядчества. http://www.kaee.pspu.ru