Психолого-педагогические науки ••• 1
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Педагогические науки / Pedagogical Science
Оригинальная статья / Original Article
УДК 30
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-93-97
Синкретизм традиционного и инновационного в современном образовательном пространстве Республики Дагестан как фактор обеспечения региональной национальной безопасности
© 2018 Юсупова Г. И. 1, Магаррамов М. ДЛ 2.
1 Региональный центр этнополитических исследований, Дагестанский научный центр Российской академии наук, Махачкала, Россия; e-mail: huria@list.ru 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com
Резюме. Целью статьи является исследование возможностей использования синкретизма инновационных и традиционных подходов для стабильного и безопасного функционирования республиканского образовательного пространства. Методы. Системный и междисциплинарный подход, принцип историзма. Результат. Установлено, что важным фактором региональной безопасности в современных условиях является синкретизм традиционных и инновационных элементов образования и воспитания, сохранение преемственности и целостности современного образовательного пространства. Вывод. Современное образовательное пространство Республики Дагестан должно ориентироваться на синкретизм традиционного и инновационного в воспитательной работе, обеспечивать правильные ориентиры духовной безопасности общества.
Ключевые слова: традиция, инновация, образовательное пространство, Республика Дагестан, национальная безопасность, регион.
Формат цитирования: Юсупова Г. И., Магаррамов М. Д. Синкретизм традиционного и инновационного в современном образовательном пространстве Республики Дагестан как фактор обеспечения региональной национальной безопасности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 2. С. 93-97. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-93-97
Syncretism of Traditional and Innovative in the Modern Educational System of the Republic of Dagestan as a Factor of National Regional Security Protection
© 2018 Guriya I. Yusupova 1, Magarram D. Magarramov 1 2
1 Regional Center for Ethnopolitical Research, Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences,
Makhachkala, Russia; e-mail: huria@list.ru 2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com
ABSTRACT. The aim of the article is to study the possibilities of using the syncretism of innovative and traditional approaches to the stable and secure operation of the national educational system. Methods. Systematic approach, multidisciplinary approach and historicism principle. Result. It is found that an
important factor for regional security in modern conditions is a syncretism of traditional and innovative elements of education and training, maintaining the continuity and integrity of modern education space. Conclusion. Modern educational system of the Republic of Dagestan should be guided by the syncretism of traditional and innovation in educational work, to ensure the correct orientation of the spiritual safety of the public.
Keywords: tradition, innovation, educational system, Republic of Dagestan, national security, region.
For citation: Yusupova G. I., Magarramov M. D. Syncretism of Traditional and Innovative in the Modern Educational System of the Republic of Dagestan as a Factor of National Regional Security Protection. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 2. Pp. 93-97. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-93-97 (In Russian)
Введение
В принятой в декабре 2015 года «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» в качестве одного из национальных интересов выделено сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Культура и образование - стратегические национальные приоритеты, посредством которых осуществляется обеспечение национальных интересов.
Повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии становится важнейшим направлением реализации стратегии национальной безопасности в Республике Дагестан.
Государственная комплексная программа противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы определяет конкретные задачи по повышению роли современного воспитания и образования как ведущих субъектов профилактики идеологии религиозного экстремизма.
Постановлением Правительства
Республики Дагестан от 13 декабря 2013 года была утверждена Государственная программа «Информационное
противодействие идеологии терроризма и экстремизма в Республике Дагестан на 20142016 годы». Программа предусматривала создание в информационном пространстве республики обстановки нетерпимого отношения к экстремистской идеологии. Образовательное пространство республики выступает в качестве как объекта, так и
субъекта идеологического противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму.
В государственных программах четко определена настоятельная потребность усиления эффективности противодействия идеологии религиозного терроризма. Сложность реализации данной задачи состоит в том, что трудно это сделать в условиях идеологически
дезориентированного общества.
Следует отметить, что по проблемам этноконфессиональной толерантности, как средства противодействия идеологии религиозно-политического экстремизма, опубликовано очень много работ. Но, как показывает практика, этого оказалось совершенно недостаточно для снятия проблем и противоречий в этом сегменте жизни. По этой причине задача учёных, исследователей-обществоведов заключается в разработке научно обоснованной стратегии идеологического противодействия
терроризму, включающей весь имеющийся потенциал информационных средств государства.
Методы исследования
Методологическое поле исследования определяется сочетанием принципов историзма, междисциплинарного подхода, системного подхода, включающего системный анализ и системный синтез.
Принцип историзма позволяет изучить лучшие традиции образования и воспитания дагестанского общества с целью возрождения и применения их в современной реальности.
Междисциплинарный подход все больше применяется в современной педагогике и психологии, отражая процессы гуманизации и гуманитаризации современного образовательного пространства.
Проблема, рассматриваемая в данном исследовании, является актуальной как в педагогике, так и в современной психологии межличностного общения в рамках дагестанского поликультурного и
многоэтничного коммуникативного
пространства.
В рамках системного анализа нами рассматриваются наиболее значимые традиции и инновации в современном дагестанском образовательном пространстве. Кроме того, дагестанское образовательное пространство рассматривается и анализируется как подсистема российского образовательного пространства. Используя метод системного синтеза, в статье обосновывается необходимость синкретизма традиционного и инновационного в современном образовательном пространстве Республики Дагестан как одного из важных факторов обеспечения региональной национальной безопасности.
Основная часть исследования
За последние три десятилетия образовательное пространство Республики Дагестан претерпело существенные изменения. Кардинальный характер произошедшей реструктуризации позволяет считать их трансформациями. Можно выделить количественные и качественные характеристики этих трансформаций. Количественные изменения проявились в росте количества обучающихся, числа учебных заведений разных типов. Наиболее существенными качественными
характеристиками трансформационных процессов в образовательном пространстве республики являются появление частных учебных заведений светского типа и формирование нового образовательного сектора в виде религиозных учебных заведений.
Бывшее до революции 1917 года традиционным религиозное образование стало в постсоветском Дагестане субъектом инновационных изменений. В настоящее время в Республике Дагестан функционирует 6 религиозных вузов и 15 медресе. [1]
Частный сегмент образования - еще один субъект современного образовательного пространства. В нем нашли проявление инновационные учебные программы,
методики и приемы образования и воспитания.
Трансформационный процесс в образовании имел конструктивные и деструктивные последствия, причем исследователи отмечают преобладающее значение отрицательных последствий. Особенно сильно они проявились в сфере воспитания, на которой отразился в наибольшей степени идеологический кризис общества. Стремление к деидеологизации на практике обернулось тем, что «вместе с грязной водой оказался выброшенным и ребенок».
Согласно статье 13 Конституции Российской Федерации, «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной». Данная установка в девяностые годы привела к вытеснению значительного числа позитива во всех сферах общественных отношений, проверенного десятилетиями советской истории. В результате был нанесен непоправимый ущерб апробированной и прошедшей испытание системе образования, морально-нравственным устоям, благодаря которым стабильно функционировало общество, воспроизводились
образовательные и этические
аксиологические императивы.
В освободившееся идеологическое пространство ворвались этнический сепаратизм, космополитизм, разнузданная пропаганда западных ценностей, преподносимых в качестве
общечеловеческих, религиозный экстремизм и прочие идейные установки, с помощью которых из массового общественного сознания были вытеснены идеи интернационализма, коллективизма, дружбы народов, терпимости, патриотизма и гордости за свою Родину, своих предков.
В образовавшемся идеологическом вакууме быстренько разместились этносепаратизм, индивидуализм, культ наживы любыми средствами, этническая и религиозная нетерпимость с их радикальным проявлением в форме экстремизма. Политизация затронула сферу этнических и религиозных взаимоотношений. В то же время сфера политики также подверглась этнизации и воздействию религиозного
фактора. Эти тенденции не могли не затронуть образовательное пространство.
Именно процессы политизации религиозного фактора привели к стремительному распространению в регионе идеологии религиозного экстремизма и терроризма [5].
Терроризм, религиозно-политический экстремизм, этническая нетерпимость превратились в основные угрозы этнополитической безопасности региона.
Представляется, что избежать деструктивных последствий трансформации образовательного пространства можно на основе гармонизации или разумного сочетания традиционного и инновационного. Сегодня забытые традиционные ценности прошлого могут и должны стать инновационными элементами прорыва к новым ценностным ориентирам и методам воспитания и образования. Новое - это хорошо забытое старое. Предлагаем категории «толерантность» и
«общечеловеческие ценности» увязать с такими категориями как
«интернационализм» и «дружба народов». По сути, речь идёт о духовном синкретизме советского и постсоветского, трансформации образовательных и духовно-нравственных ценностей двух исторических эпох. При ином исходе дела духовным устоям общества, как основе духовной безопасности, будет нанесен колоссальный ущерб, ибо не нужно мешать процессам единения традиции и современности, старого и нового.
В свете конкретно исторической диалектики следует различать в «старом» и «новом», традиции и прогрессе истинные и ложные моменты. «Истинная середина» в культуре представляет собой единство именно истинных моментов «старой» и «новой» культур [4].
Ради правды, никакое образовательное пространство не может существовать вне идеологии также, как и вне определенного пространственно-временного континуума. В. И. Каширин [3] выдвигает концепт «гуманитарной кризисологии», в качестве методологического стержня которой берется культура времени. В рамках данного методологического подхода мы можем рассматривать современное образовательное пространство (как часть культуры) в
конкретных пространственно-временных границах. С одной стороны, можно их исследовать как часть макроструктуры современности, с учетом действия законов диалектики. С другой стороны, существует микроструктура современности, для которой характерна триалектика -
взаимодополняемость времен: вчера -сегодня - завтра. И в этом контексте должно быть диалектическое единство между микро-и макроструктурой, поскольку вчера -сегодня - завтра, как временные детерминанты, охватывают эти структуры как единое, неделимое единство пространственно-временной культуры
системы образования.
Культура времени, разрабатываемая нами как методология гуманитарной
кризисологии, считает необходимым рассматривать феномены культуры в контексте пространственно-временных
параметров: 1) как макроструктуры современности, в которой действуют законы диалектики; 2) как микроструктуры повседневности, где действует триалектика (взаимодополняемость) времен (вчера -сегодня - завтра).
Невозможно представить себе современное образовательное пространство без синтеза философского, естественнонаучного и гуманитарного знания.
В. И. Каширин видит именно в синкретическом единстве традиционного и современного огромный духовный смысл диалектической взаимосвязи современности и повседневности, а также их триалектической взаимодополняемости в предкризисном, конфликтно-кризисном или посткризисном состояниях [3].
Современный технологический прорыв, достигнутый в результате информационной революции, расширяет социальные функции образования и науки. Важнейшей из них становится функция подготовки членов общества, являющихся инициаторами инновационных идей. Инновационный человеческий капитал является основным национальным богатством, ресурсом развития региона. Развитие инновационного потенциала региона превращается в один из факторов обеспечения региональной национальной безопасности.
Потенциал человеческого капитала населения региона, как считает И. З. Гарафиев, определяет его
конкурентоспособность, возможности
устойчивого развития и безопасности. Инновационный человеческий капитал превращается в ключевой показатель активности населения региона.
Следовательно, развитие региона должно базироваться на регионоориентированной методологии социального развития, позволяющей учитывать особенности регионального социума при принятии стратегии управления инновационным человеческим капиталом [2].
Выводы
Современное образовательное
пространство нашей страны должно обеспечивать развитие инновационного потенциала населения как источника устойчивого и безопасного развития регионов. Современное образовательное пространство невозможно представить без соответствующего идеологического поля, ориентированного на современные
1. Алиев А. З. Религиозная ситуация в Республике Дагестан: внутриконфессиональные аспекты / Противодействие идеологии терроризма в молодежной среде: новые идеи и вызовы времени // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2017. С. 7-12.
2. Гарафиев И. З. Инновационный человеческий капитал в регионе (социологический анализ). Автореф. дисс. ... д-ра социол. наук. Пенза, 2013. 44 с.
1. Adiev A. Z. Religious situation in the Republic of Dagestan: intra-religious aspects. Counteraction to the ideology of terrorism in the youth environment: new ideas and challenges of the time. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proceedings of All Russian Scientific Practical Conference]. Makhachkala, 2017. Pp. 7-12. (In Russian)
2. Garafiev I. Z. Innovatsionnyy chelovecheskiy kapital v regione (sotsiologicheskiy analiz) [Innovative human capital in the region (sociological analysis)]. Extended abstract of Sociology Doctoral Dissertation. Penza, 2013. 44 p. (In Russian)
3. Kashirin V. I. Humanitarian crisis: origins and specificity. Gumanitariy Yuga Rossii [Humanities of the South of Russia]. 2014. No. 3. Pp. 90-96. (In Russian)
4. Pavlov P. V. Hermeneutics and dialectics on the correlation of truth and tradition in the history of culture. Nauchnaya mysl' Kavkaza [Scientific idea of the Caucasus]. 2011. No. 4. Pp. 29-33. (In Russian)
информационные, воспитательные,
социальные запросы и направленного на укрепление безопасности региона, всего государства в свете новых вызовов и угроз.
Как мы полагаем, важным элементом этой идеологической системы, которую еще предстоит выстроить и сделать мощным средством противодействия изложенным вызовам и угрозам, мог бы стать духовный ресурс. Задействовать его потенциал можно только на основе новой идеологической парадигмы. Им может и должна стать именно духовная парадигма.
Она должна ориентироваться на синкретизм традиционного и
инновационного в образовательной и воспитательной работе, обеспечивать правильные ориентиры духовной
безопасности общества.
3. Каширин В. И. Гуманитарная кризисология: истоки и специфика // Гуманитарий Юга России. 2014. № 3. С. 90-96.
4. Павлов П. В. Герменевтика и диалектика о соотношении истины и традиции в истории культуры // Научная мысль Кавказа. № 4. 2011. С. 29-33.
5. Юсупова Г. И., Алиева Д. А. Политизация ислама в Дагестане // Исламоведение. 2011. № 4. С. 9-13.
5. Yusupova G. I., Alieva D. A. Politicization of Islam in Dagestan. Islamovedeniye [Islamic studies]. 2011. No. 4. Pp. 9-13. (In Russian)
Литература
References
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Юсупова Гурия Ислангараевна, доктор философских наук, главный научный сотрудник, Региональный центр
этнополитических исследований (РЦЭИ), Дагестанский научный центр Российской академии наук (ДНЦ РАН), Махачкала, Россия; e-mail: huria@list.ru
Магаррамов Магаррам Джабраилович, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, РЦЭИ ДНЦ РАН; профессор, кафедра правоведения и прав человека, Дагестанский государственный
педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail m.magarram@gmail.com
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations
Guriya I. Yusupova, Doctor of Philosophy, chief research worker, Regional Center for Ethnopolitical Research (RCER), Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (DSC RAS), Makhachkala, Russia; email: huria@list.ru
Magarram D. Magarramov, Doctor of Philosophy, leading researcher, RCER, DSC RAS; professor, the chair of Law and Human Rights, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail m.magarram@gmail .com
Принята в печать 25.04.2018 г.
Received 25.04.2018.