ДИДАКТИКА И МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 372.893
Е. А. Крючкова
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Центр социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, г. Москва E-mail: [email protected]
Elena A. Kryuchkova
PhD (Education), Senior Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, E-mail: [email protected]
СИНХРОНИЗАЦИЯ КУРСА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И КУРСА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В УЧЕБНИКАХ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
Учебники истории всегда находятся в центре общественного внимания, что связано с особой, мировоззренческой ролью истории в воспитании молодого поколения. Задача формирования у учащихся базовых национальных ценностей и российской гражданской идентичности, заявленная во ФГОС второго поколения, вызвала необходимость уточнения содержания исторического образования в части фактологии и усиления воспитательных начал предмета, как по курсу отечественной истории, так и по всеобщей. Учитывая традицию и практику параллельного преподавания двух курсов истории, актуальным представляется вопрос об их синхронизации. В статье рассмотрены различные основания и разные варианты его решения. Проблема синхронизации курсов истории России и всеобщей истории дана в контексте модернизации школьного исторического образования и обновления учебников истории. На основе анализа новых учебников истории по истории России, созданных в соответствии с ФГОС второго поколения и историко-культурным стандартом, установлены подходы к синхронизации двух школьных курсов истории. Результаты исследования выявили образовательные возможности этой темы и наметили пути для дальнейшего совершенствования учебников истории.
Ключевые слова: модернизация исторического образования, обновление содержания образования,
Как цитировать статью: Крючкова Е. А. Синхронизация курса отечественной истории и курса всеобщей истории в учебниках по истории России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 6 (56). С.136-146. БО! 10.24411/2224-0772-2018-10035
учебник истории, синхронизация курсов истории России и всеобщей истории.
Введение
Создание и обновление содержания учебников истории в современной России проходило в русле модернизации системы школьного исторического образования.
В качестве главных факторов этого процесса исследователи указывают государственную политику в области образования, потребности социума, новый этап развития информационного общества [9; 10].
Модернизация школьного исторического образования в современной России включает три основных этапа: 1) начало — 1990-2004 гг.; 2) 2004-2010/2012 гг.; 3) 2014 — по настоящее время. Первый и второй этапы проходили в рамках обновления школьного образования, связанного с принятием ФГОС первого и второго поколений. Третий этап связан с разработкой и внедрением историко-культурного стандарта [14].
В широком смысле слова модернизация включала изменения структуры исторического образования и непосредственно предметного содержания.
Первый и третий этапы сходны общей линией на обновление исторического содержания предмета «История». На первом этапе в школьное образование активно внедрялись методы работы ученых («Лаборатория историка»): работа с источниками, методология фундаментальной науки (цивилизационный, культурологический, антропологический подходы), на втором этапе — новые методологические подходы (многофакторный, многоуровневый, историко-антропологический, историко-культуро-логический). И на первом, и на втором этапе обновилось предметное содержание. В историко-культурном стандарте в отличие от предыдущих этапов модернизации исторического образования предъявлены оценочные подходы к ключевым фактам и процессам истории. Качественным отличием второго этапа модернизации стало внедрение в образование системно-деятельностного подхода. Кардинальные изменения произошли и в процессуальной составляющей учебника: разнообразнее стали различные виды деятельности обучающихся. Ориентация ФГОС на образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) способствовала применению в обучении новых методик и технологий. Одной из приоритетных линий в учебнике истории стала ориентация на
воспитание через содержание образования (единые подходы к интерпретации событий и процессов отечественной и всеобщей истории, история культуры России как важнейший фактор формирования российской гражданской идентичности, роль России в мировой истории и др.).
Как соотносится с этапами модернизации исторического образования вопрос о синхронизации двух школьных курсов истории? Историко-культурный стандарт ставит задачу преодоления предметной разбалансированности курсов истории России и всеобщей истории. Систематический курс истории начинается с 5-го класса. В 5-м классе учащиеся знакомятся с историей Древнего мира, в первом полугодии 6-го класса — с историей Средних веков. Таким образом, в силу сугубо предметных особенностей (хронология начальных веков российской истории, период формирования Древнерусского государства) традиционно изучение истории Отечества начинается в 6-м классе. Асинхронность преподавания двух курсов истории приводит к тому, что учащиеся знакомятся со сходными историческими явлениями и процессами зарубежной и отечественной истории разновременно. Эту проблему решали по-разному, например еще в советских школах методисты рекомендовали изучать параллельно тему «Великая Отечественная война» и «Вторая мировая война», чтобы синхронизировать материал. Подчеркнем, что при решении этой проблемы советские методисты считали главной задачей устранение дублирования информации.
В современной школе на первый план выходят ценностные аспекты школьного исторического образования. Содержание историко-культурного стандарта, разработанного в 2014 г., как раз и нацелено на рассмотрение истории России как неотъемлемой части мировой истории, а также показ страны как участницы культурно-исторических процессов развития человечества. Специальных исследований, посвященных изучению вопроса о подходах к синхронизации двух курсов истории, нет.
Кроме модернизации процессуально-содержательной составляющей школьная история пережила и глубокую структурную модернизацию. В 1993 г. было введено концентрическое преподавание истории. Систематический курс истории начинался в 5-м классе, а заканчивался в 9-м. В старших классах курсы истории повторялись на основе проблемного подхода. Практика показала нерациональность такой структуры. Проблемный подход в старшей школе заменялся простым дублированием материала основной школы. В то же время можно отметить как новшество
разработку единого учебника по истории России и зарубежных стран, хотя материал был в основном сгруппирован отдельно по каждому из курсов [1]. В настоящее время вновь введено линейное обучение истории.
На каждом из этапов модернизации исторического образования были разработаны свои учебники: сначала разрозненные, затем начали создаваться линии учебников, входящие в УМК. Уже в 2015 г. три издательства («Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово») выпустили в свет три новых линии учебников, подготовленных в соответствии с Концепцией нового УМК. Таким образом, за короткий срок сменилось несколько поколений учебников истории. Представляется актуальным проанализировать новые учебники с точки зрения подачи материала по синхронизации курсов отечественной и зарубежной истории.
Целью нашего исследования является выяснение вопроса, на основе каких подходов, какими способами синхронизируется материал двух учебных курсов истории, какие учебные задачи при этом решаются.
Анализ показал, что в зависимости от решаемых учебных задач при отборе и структурировании материала по всеобщей истории, включаемого в учебники по истории Отечества, привлекаются как традиционные, так и относительно новые, малоиспользуемые ранее обучающие приемы.
Методические пути и подходы к синхронизации истории России и всеобщей истории в учебниках по истории России
Через предметное содержание
I. Традиционным обучающим приемом является привлечение исторических знаний, актуализация уже изученного материала. Это репродуктивный прием. Его эффективность в том, что он предполагает не простое воспроизведение фактов, событий, но включение их во вновь формируемые связи и отношения. Приведем примеры:
1) Как осуществлялось управление в государствах Западной Европы в X! в.? [2, с. 58]
2) Какими правами обладали в Западной Европе крупные феодалы в своих владениях?[2, с. 101]
3) Какое государство первым в мире стало называться республикой? [2, с. 119]
4) Приведите факты, доказывающие, что основное бремя борьбы с фашизмом в 1942 году несли СССР и советский народ. Используйте знания из курса всеобщей истории [12, с. 35].
II. Объединение материалов российской и всеобщей истории в одну
тему. Этот прием позволяет проследить сходные явления и процессы, выявить историко-культурные закономерности, свойственные определенным этапам исторического развития Европы и мира, а также интеграционные и глобализационные процессы, охватившие мир в XX — начале XXI в. Например, так рассматривается тема «Формирование единых государств в Европе и в России» [4, с. 21-25]. Выясняются предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России, сходства и различия европейского абсолютизма и российского самодержавия, роль сословий в европейских странах и в России.
Прием систематически используется в линии учебников, позволяя выявить общее и особенное в социально-экономических, политических процессах, развитии науки и культуры. Примеры: «Россия и Европа в конце XVII в.» [5, с. 8], «Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв.» [7, с. 8], «Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России» [7, с. 112], «Россия и мир на рубеже XIX-XX вв.: динамика и противоречия развития» [8, с. 65-70], «Россия и мир накануне Первой мировой войны» [8, с. 10-15].
III. Установление контекстных связей, как правило, нацелено на обобщение фактов отечественной и зарубежной истории. Традиционно применяется в теме «Россия в системе международных отношений». Актуален в таких, например, заданиях: «Используя Интернет, подготовьте иллюстрированное исследование, доказывающее соединение западноевропейского и национального стилей в архитектуре России XVIII в.» [6, с. 91].
Через познавательные операции
Вопросы и задания, как правило, предполагают сопоставление, конструирование иерархических, функциональных связей между явлениями, событиями, процессами.
I. Установление связей по аналогии. Эта мыслительная операция встречается в учебниках крайне редко, хотя с ее помощью можно выявить исторические факты-аналогии (как позитивные, так и негативные) и на их основе увидеть общее в развитии народов, становлении государств и цивилизаций. Вот интересный пример такого задания: «Опираясь на материалы курсов истории Древнего мира и Средних веков, вспомните, испытывали ли какие-либо народы длительную зависимость от завоевателей» [3, с. 34].
II. Установление причинно-следственных связей способствует выяснению взаимосвязей и взаимоотношений между фактами истории разных народов и государств с точки зрения «причин» и «следствий». Пример:
«Какие последствия для различных народов и стран Евразии имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?» [3, с. 4].
III. Сравнительный подход основан на выделении важных характеристик и качеств изучаемого явления или процесса, что помогает увидеть сходство или различие признаков. Примеры: «Сравните Русь с западноевропейскими государствами раннего Средневековья. В чем состояли общие черты и различия?» [2, с. 63]; «Сравните деятельность Ивана !!! и его современника французского короля Людовика X!. Как личность правителя влияла на его деятельность?» [3, с. 95]; «Сравните российское поместье и европейский феод» [4, с. 34]; «Соберите информацию о крестьянских войнах в Европе, Азии и России. Найдите объединяющие их признаки. Опишите в тетради результаты вашего исследования» [5, с. 15]; «Сравните особенности промышленного переворота в России и в европейских странах. Сделайте выводы» [7, с. 16].
Новым решением проблемы синхронизации двух курсов истории явился предложенный авторами линии учебников антропологический подход через сравнительные биографии современников российских и зарубежных исторических деятелей. Уже сам по себе принцип представления биографий современников — деятелей прошлого, живших в одно время, но в разных странах, и по крайней мере в раннее Средневековье зачастую ничего не знавших друг о друге, интересен с точки зрения постижения ментальности эпохи. Сравнительная галерея российских и зарубежных деятелей наглядно показывает равнозначность исторических фигур разных эпох и разных государств. Сравнивая деятельность государей, творцов художественных ценностей, путешественников, ученых, изобретателей, можно увидеть через судьбы конкретных людей, как менялось отношение к личности, формировались отношения между личностью и государством, возникали политические и правовые институты, обогащались представления людей об окружающем мире. В учебниках соседствуют: Ярослав Мудрый и Вильгельм Завоеватель [2, с. 80], Дмитрий Донской и Ян Жижка [2, с. 55], Феофан Грек и Франческо Петрарка [2, с. 61], Иван III и Лоренцо Медичи [2, с. 93], Афанасий Никитин и Америго Веспуччи [4, с. 12], Иван IV и Елизавета I [4, с. 86], Борис Федорович Годунов и Генрих IV [4, с. 93], Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин и Бенедикт Спиноза [5, с. 17], Готфрид Вильгельм Лейбниц и Петр I [4, с. 32], Емельян Иванович Пугачев и Жан-Жак Руссо [6, с. 31], Александр Васильевич Суворов и Наполеон Бонапарт [6, с. 47],
Иван Петрович Кулибин и Джеймс Уатт [7, с. 13], Михаил Иванович Глинка и Иоганн Штраус [7, с. 109], Сергей Юльевич Витте и Мэйдзи [8, с. 19], Федор Михайлович Достоевский и Виктор Гюго [8, с. 47].
Значительное расширение визуального ряда учебников (иллюстрации, карты), в том числе и через электронную форму учебников, позволяет создать галерею образов сравниваемых исторических деятелей. Интерактивные карты в электронной форме учебника демонстрируют формирование исторического пространства, возникновение цивилизаций, создание и распад государственных образований, появление современных государств Евразии.
Описанные выше дидактические приемы основаны на ценностном подходе к рассматриваемой исторической информации. Актуализируемый фактический материал, линии сравнения, выделение общего и особенного и, наконец, показ общей картины мира с точки зрения интегрированного подхода необходим и значим для понимания места и роли России в мировой истории, культуре, формирования эмоционально-ценностного отношения к истории Отечества, российской гражданской идентичности.
Дидактические возможности темы
Дидактические возможности темы много шире обозначенных выше. Воспитательный потенциал учебника в отношении рассматриваемого аспекта лишь намечен, но не реализован. Особенно проигрывает в этом отношении 10-й класс [11, 12, 13]. Сегодня как никогда значима тема Великой Отечественной войны. Учитывая, что вопрос о причинах, ходе и итогах Второй мировой войны особенно актуален, необходимо наглядно показать учащимся решающую роль советско-германского фронта, а это возможно только при синхронном изучении истории России и всеобщей истории. Западные политики, историки, деятели культуры переиначивают события и результаты Второй мировой войны. В трактовке американских историков и политиков Европу освободили американские войска. Высадка англо-американского десанта в Нормандии 6 июня 1944 г. преподносится как невероятный подвиг. В то же время хорошо известна драматическая эпопея с историей открытия второго фронта. Все это надо преподнести учащимся не только в содержательном, но и в эмоциональном плане. События Великой Отечественной войны должны вызывать у учащихся глубокий эмоциональный отклик. Одного скупого задания в конце изучения темы (рубрика «Повторяем
и делаем выводы») «Составьте синхронистическую таблицу основных событий на Восточном и Западном фронтах в 1941-1945 гг.» [12, с. 72] явно недостаточно. Эту задачу решит специальная система вопросов и заданий, основанная на личностно-ориентированном подходе.
Метапредметность реализуется только через формирование универсальных учебных действий. Прежде всего, нет системы работы с межпредметными понятиями. Из Таблицы 1 наглядно видно, что материал для этой работы (даже в рамках одной изучаемой темы) присутствует уже в 6-м классе. Кроме словаря понятий и терминов (к составлению словарей и сводится работа с понятиями), методистами разработаны разные типы заданий [15; 16]. Актуально привлечение материала из курса обществознания. Заметим, что отсутствие систематической работы по формированию понятийных рядов характерно для всех учебников истории.
Таблица 1. Межпредметные понятия в курсах истории России и всеобщей истории
Сравниваемые явления Межпредметные понятия
Раннесредневековые государства Государство
Законодательство Древнего мира и Западного Средневековья Право Закон
Общество Русского государства и стран Западной Европы в XVI в. Общество
Европейский абсолютизм и российское самодержавие Абсолютизм Самодержавие
Роль сословий в России и в Западной Европе Сословия
Обобщив все вышеизложенное, можно констатировать, что рассмотренный аспект учебников истории отражает характерные черты новой познавательной модели учебника:
1) Расширение информационного пространства учебника, в том числе через объединение печатной и электронной форм учебника с возможностью интерактивности.
2) Усиление ценностных начал в содержании (воспитание через содержание образования).
3) Ориентация на развитие творческих, креативных начал, исследовательскую деятельность обучающихся.
4) Развитие личности учащихся, учет их индивидуальных образо-
вательных потребностей.
5) Формирование универсальных учебных действий.
6) Формирование единой целостной исторической картины мира, выявление общих закономерностей исторического развития.
Заключение. В учебниках нового поколения, созданных в соответствии с историко-культурным стандартом, синхронизация курсов отечественной и всеобщей истории осуществлена на базе интегрированного подхода. Синхронизация двух курсов истории выступает и как задача, и как средство обновления содержания исторического образования. В то же время дидактические возможности реализации темы гораздо обширнее в ценностном и познавательных аспектах. Совершенствование содержания учебников будет идти по пути усиления их метапредмет-ности, реализации личностно-ориентированного подхода.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы» (Проект № 27.6122.2017/ БЧ).
Литература
1. АлексашкинаЛ. Н., Данилов А. А., КосулинаЛ. Г. Россия и мир в XX — начале XXI в. 11 класс: учебник. М.: Просвещение, 2010. 432 с.
2. Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Стефанович П. С. и др. История России. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1. Просвещение, 2015. 128 с.
3. Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Стефанович П. С. и др. История России. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015. 223 с.
4. Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В. и др. История России. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015. 112 с.
5. Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В. и др. История России. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015. 111 с.
6. Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В. и др. История России. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015. 128 с.
7. Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Левандовский А. А. и др. История России. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015. 160 с.
8. Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Левандовский А. А. и др. История России. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015. 143 с.
9. Вяземский Е. Е., Болотина Т. В. Рекомендации о переходе на новую структуру исторического образования // Преподавание истории в школе. 2015. № 10. С. 3-11.
10. Вяземский Е. Е., Болотина Т. В. Проблемы обновления содержания и структуры исторического образования в российской школе // Преподавание истории в школе. 2017. № 7. С. 35-42.
11. Горинов М. М., Данилов А. А., Моруков М. Ю. и др. История России. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 3-х ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015. 175 с.
12. Горинов М. М., Данилов А. А., Моруков М. Ю. и др. История России. 10 класс: учеб. для об-щеобразоват. организаций. В 3-х ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015. 176 с.
13. Горинов М. М., Данилов А. А., Моруков М. Ю. и др. История России. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 3-х ч. Ч. 3. М.: Просвещение, 2015. 160 с.
14. Историко-культурный стандарт. Концепция единого учебно-методического комплекса по Отечественной URL: http://rushistory.org/wp-content/uploads/2014/07/koncepcia_final (дата обращения: 06.11.2018).
15. Коваль Т. В., Крючкова Е. А. Метапредметный подход к изучению понятий. Требования федеральных государственных стандартов и проблемы их реализации в общеобразовательной школе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 3 (39). С. 75-84.
16. Коростелева А. А., Крючкова Е. А., Французова О. А. Формирование образовательного пространства средствами метапредметных и межпредметных понятий в дисциплинах социально-гуманитарного цикла // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. № 4. С. 17-23.
SYNCHRONIZATION OF THE COURSE OF RUSSIAN HISTORY AND THE COURSE OF WORLD HISTORY IN TEXTBOOKS ON THE HISTORY OF RUSSIA
History textbooks are always in the centre of public attention, which is connected with a special, world-view role of history in education of a young generation. The task of basic national values and Russian civil identity formation among the students, claimed in the second-generation Federal State Educational Standard, resulted in the need to clarify the content of historical education in terms of factual knowledge and strengthening educational fundamentals of the subject, both in the course of the national history and world history. Taking into consideration the tradition and practice ofparallel teaching of two courses ofhistory, the question of their synchronization seems to be relevant. The article studies different grounds and various variants of its solution. The issue of synchronization of the courses of Russian History and World History is given in the context of modernization of school historical education and updating history textbooks. Based on the analysis of new textbooks on Russian History, created in accordance with the second-generation Federal State Educational Standard and the historical and cultural standard, the approaches to synchronization of two school courses in history have been established. The research findings have revealed educational potential of this subject and outlined the ways for further improvement of history textbooks.
Keywords: modernization of historical education. Updating the content of education. History textbook. Synchronization of the courses of Russian History and World History.
References
• Aleksashkina L. N., Danilov A. A., Kosulina L. G. Rossiya i mir v XX - nachale XXI v. 11 klass: ucheb-nik. M.: Prosveshchenie, 2010. 432 s. [In Rus].
• Arsent'ev N. M., Danilov A. A., Kurukin I. V. i dr. Istoriya Rossii. 7 klass: uchebnik dlya obshcheobra-zovat. organizacij. V 2-h ch. Ch. 1. M.: Prosveshchenie, 2015. 112 s. [In Rus].
• Arsent'ev N. M., Danilov A. A., Kurukin I. V. i dr. Istoriya Rossii. 8 klass: uchebnik dlya obshcheobra-zovat. organizacij. V 2-h ch. Ch. 1. M.: Prosveshchenie, 2015. 111 s. [In Rus].
• Arsent'ev N. M., Danilov A. A., Kurukin I. V. i dr. Istoriya Rossii. 8 klass: uchebnik dlya obshcheobra-zovat. organizacij. V 2-h ch. Ch. 2. M.: Prosveshchenie, 2015. 128 s. [In Rus].
• Arsent'ev N. M., Danilov A. A., Levandovskij A. A. i dr. Istoriya Rossii. 9 klass: uchebnik dlya obsh-cheobrazovat. organizacij. V 2-h ch. Ch. 1. M.: Prosveshchenie, 2015. 160 s. [In Rus].
• Arsent'ev N. M., Danilov A. A., Levandovskij A. A. i dr. Istoriya Rossii. 9 klass: uchebnik dlya obsh-cheobrazovat. organizacij. V 2-h ch. Ch. 2. M.: Prosveshchenie, 2015. 143 s. [In Rus].
• Arsent'ev N. M., Danilov A. A., Stefanovich P. S. i dr. Istoriya Rossii. 6 klass: uchebnik dlya obshcheo-brazovat. organizacij. V 2-h ch. Ch. 1. Prosveshchenie, 2015. 128 s. [In Rus].
• Arsent'ev N. M., Danilov A. A., Stefanovich P. S. i dr. Istoriya Rossii. 6 klass: uchebnik dlya obshcheo-brazovat. organizacij. V 2-h ch. Ch. 2. M.: Prosveshchenie, 2015. 223 s. [In Rus].
• Gorinov M. M., Danilov A. A., Morukov M. Yu. i dr. Istoriya Rossii. 10 klass: uchebnik dlya obshcheo-
brazovat. organizacij. V 3-h ch. Ch. 1. M.: Prosveshchenie, 2015. 175 s. [In Rus].
• Gorinov M. M., Danilov A. A., Morukov M. Yu. i dr. Istoriya Rossii. 10 klass: ucheb. dlya obshcheobra-zovat. organizacij. V 3-h ch. Ch. 2. M.: Prosveshchenie, 2015. 176 s. [In Rus].
• Gorinov M. M., Danilov A. A., Morukov M. Yu. i dr. Istoriya Rossii. 10 klass: uchebnik dlya obshcheo-brazovat. organizacij. V 3-h ch. Ch. 3. M.: Prosveshchenie, 2015. 160 s. [In Rus].
• Istoriko-kul'turnyj standart. Koncepciya edinogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po Otechestvennoj URL: http://rushistory.org/wp-content/uploads/2014/07/koncepcia_final (data ob-rashcheniya: 06.11.2018). [In Rus].
• Korosteleva A. A., Kryuchkova E. A., Francuzova O. A. Formirovanie obrazovatel'nogo prostranstva sred-stvami metapredmetnyh i mezhpredmetnyh ponyatij v disciplinah social'no-gumanitarnogo cikla // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2017. № 4. S. 17-23. [In Rus].
• Koval' T. V., Kryuchkova E. A. Metapredmetnyj podhod k izucheniyu ponyatij. Trebovaniya federal'nyh gosudarstvennyh standartov i problemy ih realizacii v obshcheobrazovatel'noj shkole // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2017. T. 1, № 3 (39). S. 75-84. [In Rus].
• Vyazemskij E. E., Bolotina T. V. Problemy obnovleniya soderzhaniya I struktury istoricheskogo obra-zovaniya v rossijskoj shkole // Prepodavanie istorii v shkole. 2017. № 7. S. 35-42. [In Rus].
• Vyazemskij E. E., Bolotina T. V. Rekomendacii o perekhode na novuyu strukturu istoricheskogo obra-zovaniya // Prepodavanie istorii v shkole. 2015. № 10. S. 3-11. [In Rus].