УДК 681.51
ТА. Мотиенко
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ СИСТЕМ ИЕРАРХИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕГКИМ САМОЛЕТОМ*
Рассматриваются вопросы синергетического синтеза иерархических систем управления летательными аппаратами. Для решения задач, в рамках публикации, предлагается использовать метод аналитического конструирования агрегированных регуляторов, который позволяет реализовать высокоточные законы управления сложными объектами. В соответствии с методикой построена многоуровневая иерархическая структура регу, . регулятор обладает универсальностью и высокой точностью.
Векторный регулятор; асинхронный электропривод; синергетический подход; иерархические системы управления.
T.A. Motienko
SYNERGISTIC SYNTHESIS OF HIERARCHICAL CONTROL SYSTEMSS
OF LIGHT AIRCRAFT
A problem of synthesis of hierarchical control of aircraft motion is considered in this article. In the context of this task it is proposed to use a method of analytical construction of aggregated regulators. This method is a methodological base of the synergetic control theory. According to this method the hierarchical structure of the mathematical motion models was researched. In accordance to the methodology, a multilevel hierarchy of regulators was built, allowing the highest consideration to the dynamics of each level. Created regulator has an universality and high precision.
Vector regulator; induction motor; synergetic approach; hierarchical control systems.
Введение. Согласно современным мировоззренческим представлениям, весь мир представляет собой сложную структуру, состоящую из огромного количества развивающихся подсистем и систем различных классов. Развитие науки и техники влечет за собой возникновение все более сложных структур, которые динамически взаимодействуют друг с другом, обмениваясь энергией, веществом и информацией.
Одним из ярких примеров сложных структур является система автоматического управления движением летательного аппарата (ЛА). На данный момент существует огромное множество автопилотов различных классов, однако проблема синтеза высокоточных и быстродействующих регуляторов остается одной из важнейших задач теории и практики управления пространственным движением ЛА.
1. Иерархическая структура математических моделей движения ЛА. При изучении сложных многомерных объектов неизменно приходится оперировать большим количеством переменных состояния. Чем сложнее объект, тем выше поря, .
, -ся практически невозможным. В связи с этим, сложные многомерные динамические системы удобно рассматривать в виде некоторых иерархических систем, поведение которых описывается динамикой подсистем с переменными и параметрами, присущими данному уровню иерархии [1, 2], причем на каждом из этих уровней каждая система имеет свои локальные цели. При решении задач синтеза законов управле-
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (гранты № 10-08-00252-а и № 10-08-00912-а).
ния такими сложными объектами, как ЛА, неизбежно приходится использовать различные допущения и упрощения, либо же разбивать исходную задачу на несколько более простых подзадач. Главной проблемой такого подхода является выбор таких допущений и упрощений, чтобы построенная на их основе модель могла бы с достаточной степенью адекватности описывать поведение объекта. Наиболее часто в таких случаях прибегают к структурной (объектной) декомпозиции, в результате которой из исходной многосвязанной системы выделяются более простые подсисте-, -.
синтеза нелинейных систем. Данный тип декомпозиции подразумевает пренебрежение внутренними перекрестными связями между каналами управления, а также линеаризацию исходной математической модели. Подобное «упрощение» позволяет описать подробно все блоки, входящие в рассматриваемые контуры управления, однако при синтезе векторных регуляторов использование нелинейной модели высокого порядка, описывающей все технические средства управления полетом, приведет к избыточному усложнению самой процедуры синтеза, а вид полученных законов управления будет сложен для технической реализации. Кроме того, данный подход сам по себе исключает универсальность и возможность какой-либо даль,
к каждому конкретно рассматриваемому ЛА.
Использование функциональной и временной декомпозиции позволяет создавать более гибкие законы управления. При этом временная декомпозиция позволяет выделить цели и приоритеты для отдельных режимов работы, а задачно-ориентированная декомпозиция реализуется при следующей иерархии управления пространственным движением ЛА:
1. Нахождение законов изменения обобщенных сил и моментов. Полученные на верхнем уровне иерархии законы будут являться базовыми для всех классов подвижных объектов различных аэродинамических компоновок. На данном этапе ЛА рассматривается в пространстве как твердое тело.
2. На среднем уровне иерархии, в соответствии с заданной компоновочной схемой (расположением и назначением органов управления), для каждого конкретного ЛА находятся законы, описывающие зависимость отклонения рабочих управляющих органов в зависимости от поставленных задач. Полученные на среднем уровне иерархии законы будут являться задающими
( ).
3. На нижнем уровне иерархии локальные регуляторы формируют программы управления для электрических, гидравлических и пневматических приводов рулевых машинок, реализующие заданные отклонения управ.
На рис. 1 изображена структура описанной иерархической схемы синтеза.
, - -позиции в полной мере соответствует принципам «внутренних» и «внешних» управлений в рамках синергетической теории управления (СТУ) и метода аналитического конструирования агрегированных регуляторов (АКАР) [3-5]. Кроме
,
управления движением ЛА в целом дополняется правилами взаимодействия под, , нижнем уровне на локальные регуляторы.
Рис. 1. Функциональная декомпозиция задачи синтеза законов управления пространственным движением ЛА
В данной статье рассматривается задача синтеза законов управления продольным движением ЛА. Математическая модель, описывающая движение ЛА в продольном движении, может быть представлена в следующем виде [6, 7]:
Vk = - g sin в + — cos( + ■&-&) + — (Cx cos( -в) - C sin(# - в)); m m
— qS
в = —— cos в H-sin( +-&-в) + —— (Cx sin( — в) + Cy cos(?? - в));
Vi
qSbA
=—m;
mV,
к
mV
к
(1)
х = Ук созвсоящ;
Н = Ук ■ 81п0;
$ = тг,
где Ук - земная скорость; в - угол наклона траектории; С01 - проекция вектора угловой скорости на ось г; х - дальность полета; Н - высота полета; $ - угол тан-
гажа; q =
PVL
2
скоростной напор; m - масса; J - осевой момент инерции;
р - плотность воздуха; 5 - площадь обтекания; £ - размах крыла; Р - сила тяги; g - ускорение свободного падения; сх, Су, тг - коэффициенты аэродинамических сил и моментов, у/ - текущее значение путевого угла.
Коэффициенты аэродинамических сил являются функциями (в частном случае линейными) углов атаки и отклонения руля высоты: Сх = Сх (сс,3'),
С = С (а,$), коэффициент аэродинамического момента еще также зависит от
угловой скорости mz = mz (d, COz ,5). При принятых допущениях угол атаки связан с углами тангажа и наклона простым соотношением d = $ — в .
Переменными продольного движения в модели являются величина скорости ЛА, угловая скорость вращения относительно оси Oz, углы наклона траектории и , . рассматривать как управляющие воздействия.
Согласно [6, 7], коэффициенты аэродинамических сил могут быть записаны как
Q = C0 + C> + C5b 5, C = C0 + Cdd + C5b 5,
ххх х y y y У (2)
mz = md ($ — в) + m5 5,
здесь d = $ — в - угол атаки.
Тогда уравнение (1) с учетом (2) будет иметь вид:
Vk = — g sin в + —cos{<p + $ — в) + ^ ( + Caxd + C5 5) cos($ — в))— m m
— ^ ((C0 + Cd d + C5yb 5) sin ($ — в )) ;
m
в = —g cos в +——— sin(p + $ — в) + -^ ( + C(+ Csxb 5) sin ($ —в) ) + (3) Vk mVk mVk
+ (^ ((C0 + Cd d+ CSyb5)cos{$— в )) ; m
Oz = qSbA (m<d($—в) + mzb5);
J z
X = Vk cosвcos^;
H = Vk • sin в;
$=Oz.
(3) : ,
Oz, , -
сота и дальность полета. Силу тяги и отклонение руля высоты можно рассматривать как управляющие величины. Предполагается, что тяговый двигатель вырабатывает необходимые для заданного режима воздействия. Тогда в системе управления продольным движением ЛА имеется один исполнительный механизм, приводящий в движение руль высоты.
2. Синергетический синтез законов управления исполнительными приводами. Согласно методике, описанной в [1, 2], рассмотрение любой сложной иерархической системы необходимо начинать с подсистемы нижнего уровня (локадьных ).
играет важную роль в формировании необходимого механического момента.
В рамках данной статьи в качестве исполнительного привода используется ( ), ,
, .
Математические модели АЭП могут быть описаны в различных системах координат как неподвижных, так и вращающихся. Однако наиболее удобной считается форма записи во вращающейся системе координат относительно вектора по-токосцепления ротора [8-10]:
т рЬт М* = — -7і У'Ау;
й/г йї йї
3 Ь
= агЬх - а^¥г;
йї
йї5х
йї
її
5у . 5Х 5у ,7
_ -а^*у - Огї5х - а2~------------а4О/г + й1и*у ;
(4)
/г ї2
-аАх + °Ау + а2 --+ аз¥г + й1их ,
у /г
гіт + гЬ 2
где а! = г т ^ г ; а0 = ЦЬГ - Ьт; а
ао Ьг і
2
гг1т
Ь
а
і
а
а5 = —; й1 = —; и
і
ап
проекции напряжения статора на оси х и у вра-
щающейся системы координат; их, иу - проекции тока статора на оси координат; /г - модуль результирующего вектора потокосцепления ротора; Ог - угловая электрическая скорость ротора; г5, гг - активные сопротивления обмоток статора и
; і, і - ; іт -
индуктивность между статором и ротором; р - число пар полюсов; 7 - приведенный момент инерции; М дв - момент двигателя; т - число фаз двигателя. Предполагает, , ( -, ), -лу витков обмотки статора.
Уравнение движения руля относительно оси вращения записывается следующим образом [11]:
й3
йї
(5)
где 7 = 7двд + 7 ; 7де - момент инерции ротора АД; 7 - момент инерции руля высоты; 7 - суммарный момент инерции, приведенный к оси руля; д - передаточное отношение редуктора; 3 - угол поворота руля высоты; К ^ - коэффициент трения со смазочным материалом; Кш - коэффициент
шарнирной нагрузки; МТ - момент трения без смазочного материала. Тогда общая модель рулевого привода описывается следующей системой дифферен-:
а
2
а3 =
а
о
¿3
------= О;
(6)
сог
где О =------ - угловая частота вращения руля высоты.
Я
Задача управления рулевым приводом заключается в повороте руля на заданный угол. При этом разрабатываемая система управления должна быть инвариантна к внешним возмущениям, действующим на руль высоты.
Для решения задачи синтеза законов векторного управления нелинейными АЭП в статье будут использоваться принципы и методы синергетической теории управления [3, 4].
Ввиду того, что на систему (6) действуют внешние возмущения, необходи-
,
данных возмущений. В соответствии с синергетическим подходом [3, 4], влияние этих возмущений возможно учесть за счет расширения базовой математической модели. Введем дополнительную переменную 7, которая будет являться оценкой
,
(7)
а4да>у/г + ;
где ¿0 - задание по углу поворота руля высоты; £ - определенно-
положительный коэффициент. Из первого уравнения расширенной модели (7) видно, что при производная от г будет равна нулю, что будет означать
подавление внешнего возмущения.
Перейдем к процедуре синтеза. Введем первую совокупность макропеременных:
Ъ = А ( -Ф,) +Л Ь -Рг);
Ъ = Аз ( -Фх ) + Д4 ( -Ф2) , где Д, Д2, Д3, Д4 - коэффициенты. Потребуем, чтобы совокупность макропеременных (8) удовлетворяла решению системы дифференциальных уравнений:
Г, Ъ+Г, = 0;
л' (9)
т Ъ+¥ = о.
2 йг 2
Очевидно, что решение Ъ = 0 , I = 1,2 системы (9) асимптотически устойчиво при всех Т1 > 0. Подставив макропеременные (8) в систему дифференци-(9) (7) -
рожденности матрицы В :
А Л
А А4
получим выражения для управляющих воз-
= сюЬх - С4^1у - С6--------------С/г +— + с7 ( - фг)- ед;
/г а, аї
г 1 (10)
• і ^¡х^ву 1 , Л \
= С5^ + С4^х + С6---------------+ Сз/ +— ~Г - С&г + С2 - Ч>1 Ь
/ г а1 а
^¡х^ву 1 ^ , 1 а^2
/г
Со = (ЛЛ-А1А4Т.ВД; С1 = ГАА4 -ГАА4. С2 = АА( ~^;
С0 С0
с с = £_. с = а_+сс = а*. с =аа(Г1—г).
с3 “ 7 ; с4 7 ; с5 “ 7 "|_с1; с6 “ 7 ; с7 “ ;
й, й, й, й, с0
с = Г2Д1Д4 — Г1А2А4 , с = а3 , с = а1 . с
с8 _ ; с9 , ; с10 _ , с8.
с0 й, й,
(9) ( ) (7), (10)
неизбежно попадает на пересечение многообразий Ъ = 0 , I = 1,2, в окрестности
которого происходит динамическая декомпозиция и поведение ее описывается системой дифференциальных уравнений пониженного порядка:
§ =£(¿-¿0) ;
й'
й¿
— = о; й'
йо т рЬт й¿
]~Т = ЪФ2 -К^-К,а¿-г;
й' 3 Ь й'
(11)
й¥г
й'
= агф - а5ъг.
Введем вторую совокупность макропеременных
Ъз =¥г-¥г 0;
у4 = о+Р53 + Р6 г,
удовлетворяющую системе дифференциальных уравнений
(12)
йу3
й'
йу4
й'
+ ¥3 = 0;
+ у4 = 0.
(13)
Здесь ¥г 0 - заданное значение потокосцепления ротора. Из теории частотного управления АЭП [8] известно, что механические характеристики АД аналогичны характеристикам компенсированного двигателя постоянного тока независимого возбуждения при обеспечении постоянства потокосцепления ротора. Соотношение ¥3 = 0 является электромагнитным инвариантом, обеспечивающим максимальный развиваемый момент приводимого двигателя. Решение системы дифференциальных уравнений (13) асимптотически устойчиво при Т3,Т4 > 0.
(12), (13) -
ли (11) получаем выражения для внутренних управлений
3
ф = !¥г 0 + 1б¥г;
ф = {(+ /2г + ¿¿+ /430у ,
/ ¥ г
Г4 (кг-Д у) - J
(14)
/3 = /0 Ь
ЧтРЬ„
Т4 (К, -Рб&) -Р у
/4 = /Л&У;
/5
/б = /, (Та -1 ) .
а2Т3
Получим решение замкнутой декомпозированной системы (11), (14):
3
4
4
1
4
С I \_________________________N А +т/А2
г ( ) = -Г4^гС1е т - —А (р— д/Р— - 4ьД,
2Рв
А -А-4 А
Сз
_^А(а5 + а5 - 4А е
А +4а— -4А, А -тіа— -4а
8() = ¿>0 + С1е Г4 + С2е 2 + С3е 2
А +Уа2 -4^Аб,
®(<)=- С1 е"г‘ - С- ( +,/А2 - 4А) ‘ -
т4 2 (15)
а -4р— -4 а
Сз
2
г
-тз
( (А - 4А ]Є"
У() = УГ 0 + С4^
(15) ,
ИТ-системы в окрестность пересечения многообразий у1 = 0 и у2 = 0 система асимптотически придет в заданное состояние (¿0,¥г = ¥ г0) .При этом время движения к пересечению многообразий у1 = 0 и у2 = 0 определяется по-
Т1 Т 2 , -
нию постоянными времени Г3 и Т4 и коэффициентами Р, и Р6. Однако, в реальности модель декомпозированной системы отличается от модели (11), которую мы использовали при синтезе,
§=£(-¿0);
й'
й¿
— = о;
й' (16)
тйо т рЬт й¿ ^
у~17 = —}—Угф2 -К/^7-K^^<¿-М'1';
й' 3 Ьг й'
йУг
—— = а2ф - а5уг . й'
(16), (14),
данной статье из-за своей громоздкости. Следует отметить, что решения замкнутых систем (11), (14) и (16), (14) практически совпадают по своей структуре и отличаются лишь коэффициентами при экспонентах и в показателях, а также тем,
что переменная г устремляется при ' —— ^ не к 0, а к некоторой величине
РА+Г4 мТ V» = Т -Р , • (17)
Т 4 Р6 У
Проведенное исследование подтверждает, что замкнутая система обладает свойством асимптотической устойчивости относительно заданного положения , .
2
Для получения окончательного выражения закона векторного управления АД подставим (16) в (10) и учтем математическую модель (7)
Usx -~к\---------------k2 ~~ + k3isx -
Wr Wr
C4isy +
k4
Wr
m-C6-EL + Cjiy -k5Wr -k6Wr0 -k7-°-
Wr
So
Wr
(18)
u-
"sy
■gi -4+—
1Wr2 Wr
g 7
S +
-g3 — +—
wr Wrj
z +
vv
.ü
Wr
m + c6 — + C2 - g6~° Wr wr
Wr
+ C3Wr +------- m+ g8isy - g9Wr - g10Wr0 + g11---------,
Wr
z-¡¡(S-S„)dt; ki - C7 f,; k 2 - C7 f2; k, - Cl0 ^ «2 /б ; kt - C7.f1;
где z -
f6 (C8di - «)- C9di .
k5 -
d1
k6 - C8 f5 ;
k7 - C7 f 4 ;
g1 -‘
f3fl2 • -------- í
dj
g 2 -
g5 -g 8 -
J.í3 (5 - C1d1 )- f1 Kn + f2^ ;
Jd1
g 6 -'
f4«2 ■
f1«2 •
d1 "6 d1
<mPLmf1 + ,C5d1LrJ •
f 2 «2 •
g, - Л ; d1
g7 -
„ _ Jf 2 (5 - C1d1 )-f1;
g4 Jd, •
f1 (J(«5 - C1d1 )-Kf )+ f, J ;
3LrJd1
; g 9 - C2 f6 ; g10 C2 f5 ; g11 -
- f 4 («5 C1d1 ) f 2^
d
Таким образом, разработанный регулятор нижнего уровня позволяет обрабатывать высокоточные задания, поступающие от подсистем высшего уровня, что обеспечивает высокую надежность, а также эффективность работы всей системы в целом. При этом учет динамики на подсистемах более высокого уровня иерархии, при применении синергетических методов синтеза, позволяет создавать регуляторы не по полным математическим моделям, а по редуцированным, которые получаются в результате естественной динамической декомпозиции подсистем электроприводов.
3. Синергетический синтез законов управления продольным движени-. , -ся требуемое значение угла поворота руля высоты, будет иметь вид
Ук - -g sin в + Pcos( + - в) + ( + (а + CSX° S0) cos(# - в))-
- ^((Cy0 + С°аа + CSyü8o)sin(tf - в)); m
в--gcosв + sin( + #-в) + ( + Саа + CSSo)sin(?- в))+
(19)
mV,r
mV,r
+ (— ((Cy0 + C°aa + CyáЧ)cos(0-в)) ; m
mz - (maz (&-в) + mSSSo);
z
x - Vk cosвcosw;
H - Vk ■ sin в; ё-m,.
2
isx +
4
Определим инварианты для подсистемы верхнего уровня. Поставим задачу определить вектор управления как функцию координат состояния системы, обеспечивающий продольное движение ЛА с заданной скоростью на заданной высоте
V = УааІ, Н = НааІ (20)
Введем первую последовательность инвариантных многообразий:
"(1) = V - Vас;
(21)
= 0-д>(1\
, (21) решению системы дифференциальных уравнений
г,« " + "(.) = 0;
* (22)
Г,"’ +Y'" = 0.
, (1) М^2 , ,,/1)
dt
Очевидно, что решение /(1) = 0, i = 1,2 системы (22) асимптотически устойчиво при всех Ti () > 0 . На первом этапе достигнута первая совокупность
целей - Vk = Vzad . Для достижения второй совокупности целей необходимо продолжить процедуру синтеза. При попадании ИТ замкнутой системы в окрестность пересечения многообразий /(1) = 0 происходит динамическая декомпозиция, в
результате которой подсистема верхнего уровня будет описываться уравнениями более низкого порядка:
a>z = (m“(?-p(1)) + mz°S0);
J z
x = Vzad cos p(1) cos /; (23)
H = Vzad • sinp(1);
? = a>z.
(23) ,
:
/3(1) = Vzad • Sin P(1) + H - Hzad , (24)
:
T3(1) d/3 + / = 0. (25)
3 dt 3 Найдем выражения для внутреннего управления
= arcsin
ґн - H,ai
nuv* /
(26’
Для нахождения закона управления подсистемы верхнего уровня необходимо, согласно методу АКАР, произвести подстановку (21) в (22) с учетом (26). Выражения для ¿0 и Р ввиду громоздкости в статье не приводится.
4. Результаты моделирования. На рис. 2-7 приведены результаты моделирования, которое проводилось при следующих параметрах: гх =0,09 Ом;
г = 0.0Ш«; Ьт = 0,012 Гн ; Ь = Ьг = 0,015 Гн ; = 0,0189 Н • м • с2;
т = 3; М = 600 кг, ]г = 320 кг 1м2, 5 = 12,5л<2 , р = 1,225 кг 1м3
^ = 10,5 л/. Инварианты: /г0 = 0,8 Вб, ¿>0 = 0,5 рад , НааІ = 300 .м,
УааІ = 200 КММ.
Рис. 2. Переходные процессы по потокосцеплению ротора и угловой скорости поворота руля
Рис. 3. Переходные процессы проекции
тока статора
*У
Рис. 4. Изменение высоты полета Н Рис. 5. Переходные процессы
и земной скорости Ук траектории 0 и угловой скорости С07
Рис. 6. Изменение тяги двигателя Р Рис. 7. Изменение угла отклонения руля
высоты <5П
Из результатов моделирования видно, что синтезированная иерархическая система отрабатывает задания по потокосцеплению ротора, углу отклонения руля высоты, высоте полета, а также заданной земной скорости.
Заключение. Таким образом, в данной статье был предложен метод синергетического синтеза иерархических систем управления ЛА, базирующийся на идеологии синергетической теории управления. Применение данного метода позволя-, , -ного управления многомерными объектами, что позволяет обеспечивать более эффективную координацию регуляторов верхнего уровня поведения подчиненных .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Веселов Г.Е. Иерархическое управление многоевязными динамическими системами: синергетический подход. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
2. Веселов Г.Е. Прикладная теория синергетического синтеза иерархических систем управления // Известия ТРТУ. -2006. - № 5. - С. 66-76.
3. Колесников А А. Синергетическая теория управления. - М.: Энергоатомиздат, 1994.
4. Колесников А А. Синергетическая теория управления: концепции, методы, тенденции развития // Известия ТРТУ. -2001. - № 5 (23). - С. 7-27.
5. . . :
самоорганизации и управления // Известия ТРТУ. - 2006. - № 6 (61). - С. 10-38.
6. Колесников A.A., Кобзев В.А., Нгуен Ф. Синергетический синтез систем управления дви-
- , //
ЮФУ. Технические науки. - 2010. -№ 5 (106). - С. 150-154.
7. .. .. : .
- Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.
8. . ., . ., . .
управлением. - J1.: Энергоатомиздат, 1987.
9. . .
// -
. - 2004. - 2. - . 27-33.
10. . ., . . -
водами III. Векторное управление асинхронными электроприводами // Известия вузов. Электромеханика. - 2006. - № 2. - С. 25-36.
11. . ., . ., . .
управления летательными аппаратами. - М.: Машиностроение, 1987.
Статью рекомендовал к опубликованию д.т.н., профессор В.А. Терехов.
Мотиенко Татьяна Александровна
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347900, . , . , 2.
.: 88634360707.
Кафедр синергетики и процессов управления; аспирант.
Motienko Tatyana Alexandrona
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
2, Checkhov Street, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634360707.
The Department of Synergetics and Control; Postgraduate Student.