Литература
1. Сайт системы дистанционного обучения Moodle [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moodle.org
2. Бершадский, А.М. Применение мобильных технологий в региональной системе дистанционного образования / А.М. Бершадский, И.В. Савиных, А.А. Косов // Открытое образование. - 2005. - .№ 6. - С. 45-51.
3. Сайт проекта Slackware Linux [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slackware.org
4. Сайт проекта Debian GNU/Linux [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.debian.org
5. Немет, Э. Руководство администратора Linux / Э. Немет, Г. Снайдер, Т. Хейн. 2-е издание.: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 1072 с.
Синергетический подход к исследованию процессов разработки
электронных средств учебного назначения
Н.В. Софронова ([email protected])
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары
Синергетика занимается исследованием процессов самоорганизации и образования, поддержания и распада структур в системах самой различной природы (физических, химических, биологических, социальных, экономических и т. д.). Понятие структуры, основное для всех наук, занимающихся теми или иными аспектами процессов самоорганизации, при любой степени общности предполагает некую «жесткость» объекта - способность сохранять тождество самому себе при различных внешних и внутренних изменениях.
Термин «синергетика» происходит от греческого «синергена» - содействие, сотрудничество. Предложенный Г. Хакеном, этот термин акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого.
Ю.А. Данилов и Б.Б. Кадомцев отмечали, что особенность синергетики как науки заключается в том, что, в отличие от большинства новых наук, возникавших, как правило, на стыке двух ранее существовавших и характеризуемых проникновением метода одной науки в предмете другой, «синергетика возникает, опираясь не на граничные, а на внутренние точки различных наук, с которыми она имеет ненулевые пересечения. В изучаемых синергетикой системах, режимах и состояниях физик, биолог, химик и математик видят свой материал, и каждый из них, применяя методы своей науки, обогащает общий запас идей и методов синергетики» [2, с. 3].
Междисциплинарный инструментализм синергетики предполагает адекватную ему, динамически устойчивую, самовозобнавляющуюся и в то же время эволюционизирующую коммуникативную онтологию. При этом сам синергетический подход предполагает множественность и неоднозначность путей переоткрытия пространства и времени. В конечном итоге, синергетический смысл появляется как результат «замыкания коммуникаций» [1, с. 25], в создании или воссоздании коммуникативных циклов (гиперциклов), в которых и посредством которых реализуются исследовательские процедуры.
Синергетический подход применяют при исследовании объектов и процессов совершенно разной природы: от физических до социальных и экономических. Процесс творческой деятельности студентов можно отнести к психическому, имеющему социальное значение. Рассмотрим возможность применения аппарата синергетики для исследования этого процесса на примере разработки электронных средств учебного назначения студентами физико-математического факультета в рамках изучаемых дисциплин.
Существует две основные технологии создания обучающих систем: 1) специально созданными коллективами профессионалов в области программирования, но людьми далекими от образования; 2) людьми, непосредственно работающими в образовании (учителя, преподаватели), но, как правило, имеющие не очень высокую компетентность в области программирования (а иногда, не имеющие ее вовсе). Оба способа имеют свои очевидные достоинства и недостатки. Так, в первом случае «страдает» методическая составляющая программ, а во втором - технологическая.
В педагогических вузах, где обучаются будущие специалисты в области информатики и программирования возможно создание обучающих программ временными группами студентов под руководством преподавателя. Такие группы занимают промежуточное положение между двумя вышеназванными группами разработчиков обучающих систем, а именно, они имеют первоначальное представление как в области программирования, так и в области методики преподавания. Еще одна особенность временных групп - это неоднозначное представление о конечной цели (каждый представляет обучающую программу по-своему), разный уровень мотивации и стремления к результату, различный уровень компетентности в области программирования и пр. Такие вре-
Информационные технологии в обучении в системе профессионального образования 103
менные группы обладают свойствами хаотичных плохо управляемых систем, поэтому естественно применение к их исследованию аппарата синергетики.
Рассмотрим процесс создания обучающей системы временными группами как слабоструктурированную систему в состоянии хаоса. Хаотические динамические системы имеют замечательное свойство: они весьма податливы и чрезвычайно чувствительны к внешним воздействиям [3]. Более того, динамикой хаотических систем можно управлять, то есть посредством слабых воздействий переводить такие системы из режима хаотических колебаний на требуемый динамический режим (тем самым, стабилизируя их поведение). Существует два основных способа стабилизации: без обратной связи и с обратной связью. Первый способ называется подавлением хаоса, второй - контролированием хаоса (controlling chaos). В нашем случае технология основана на контролировании хаоса.
Каждый член временной группы получает задание. Рассмотрим отдельного члена группы как элемент системы. Каждый член группы характеризуется многими параметрами. Выделим среди них следующие:
- умение программировать;
- прилежание (стремление следовать указаниям преподавателя);
- развитие художественных способностей и задатков;
- ориентация на достижение успеха (мотивация).
Каждый из этих параметров имеет достаточно большой диапазон изменений. Преподаватель не имеет возможность постоянно контролировать работу каждого члена группы, то есть работа одного члена группы в большей части проходит самостоятельно (состояние хаоса). Таким образом, можно утверждать, что для достижения результата и согласованной работы группы необходимы определенные воздействия. Назовем среди них основные:
- доведение навыков программирования членов временной группы до необходимого уровня (возможно, путем отбора);
- наличие единых образцов и трафаретов для художественного оформления обучающей системы;
- подробное описание задания на начальном этапе;
- регулярный текущий контроль;
- требовательность в доработке деталей.
Каждую встречу преподавателя с группой студентов-разработчиков можно считать точкой бифуркации. Явление бифурикации типично для большинства процессов, развивающихся во времени. Бифурикация - процесс, протяженный во времени, но длящийся весьма малый его интервал, в течение которого происходит качественная перестройка свойств системы, и определяющее значение в характере дальнейшего развития имеют случайные факторы. Бифурикационный механизм играет важнейшую роль в общей эволюционной схеме. Именно он является источником роста разнообразия различных форм организации материи, а, следовательно, и непрерывно возрастающей сложности ее организации.
В нашем случае возможные варианты развития системы в точках бифуркации, описывающей технологию разработки обучающей системы, варьируют от полного прекращения работы (ввиду невозможности добиться ожидаемого результата) до благополучного его завершения.
Приведем примеры разработки электронных средств учебного назначения группой студентов.
1. В рамках изучения курса «ИКТ в образовании» под руководством автора студентами 5 курса специальности «Математика, информатика» в апреле-мае 2006 года был разработан электронный учебник «Информатика в проектах. Базовый уровень». В разработке учебника приняли участие 100 человек. Учебник включает теоретическую часть по организации проектной деятельности учащихся и проекты по информатике, разработанные студентами.
2. По заказу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики в октябре 2006 -мае 2007 гг. на кафедре ИВТ ЧГПУ велась работа по разработке электронного учебника по чувашскому языку для 1 классов национальных школ. В работе на начальном уровне приняли участие 28 человек - студенты 4 курса специальности «Информатика и математика», затем дорабатывали учебник вместе с руководителем два студента. Сложность в разработке учебника заключалась еще и в том, что было необходимо согласовывать действия не только студентов, но и методиста, и художника. Учебник включает около 70 анимированных персонажей, более 20 видеослайдов. Учебник разрабатывали в редакторе Macromedia Flash MX.
3. В апреле-мае 2007 года в рамках спецкурса «Использование Macromedia Flash MX для создания обучающих программ» студенты 3 курса специальности «Информатика и математика» (45 человек) разработали электронный учебник для организации внеклассных мероприятий в младшей школе «Мир детей глазами студен-
тов». Учебник включает анимированные сказки, прибаутки, загадки и игры. Диски бесплатно планируется передать в городские школы, в которых студенты ФМФ проходят педпрактику по информатике.
4. В апреле-мае 2007 года в рамках курса «ИКТ в образовании» студенты 5 курса специальности «Математика и информатика» (65 человек) разработали электронный учебник «Изучаем Flash MX». Учебник предназначен для поддержки вышеназванного спецкурса. Учебник включает основные разделы изучения системы Macromedia Flash MX, каждый раздел состоит из презентации и flash-ролика, описывающего технологию работы в системе Macromedia Flash MX.
5. На курсах повышения квалификации учителей в декабре 2006 года был разработан электронный учебник-игра «Инфоландия». Учебник предназначен для использования на внеклассных мероприятиях по информатике и включает около 20 интерактивных заданий.
В заключение отметим, что считаем технологию разработки электронных учебников студенческими коллективами перспективным, но мало изученным процессом.
Литература
1. Аршинов В. Событие и смысл в синергетическом измерении // Событие и Смысл (Синергетический опыт языка) / В. Аршинов. - М., 1999. - 279 с.
2. Данилов Ю.А. Что такое синергетика? / Ю.А. Данилов, Б.Б. Кадомцев // Нелинейные волны. Самоорганизация. - М.: Наука. -1983. - С. 5-17.
Особенности преподавания информационных технологий
для специальности «Менеджмент»
Н.В. Сочнева ([email protected])
Нижегородский коммерческий институт, г. Нижний Новгород
В настоящее время знание и уверенное владение ИТ-технологиями является необходимым условием успешного функционирования в условиях современного бизнеса.
Особенно это касается специальности «Менеджмент». Manage - управлять, уметь, справляться, удаваться. Как видно из перевода, менеджер - специалист, который должен уметь управлять, справляться. Высококвалифицированный менеджер - это человек, несущий ответственность. При современном состоянии информационных технологий менеджер, не владеющий ими всесторонне, просто не будет востребован на рынке труда.
Эти особенности были учтены нами при планировании курса «Информационные технологии управления». Так как этот курс следует после курса «Информатика» и является базовым при знакомстве с современным состоянием информационных технологий, то в него должны быть включены знания из различных областей: применение систем управления проектами, основы информационной безопасности, интернет-технологии и даже азы программирования на примере VBA.
Рассмотрим примерное содержание каждого из блоков, учитывая особенности специальности.
Системы управления проектов рассматриваются на примере Microsoft Project. Это современное средство, дающее возможность всестороннего планирования и анализа проекта. Мы считаем, что для менеджера такая компетенция как умение управления проектом является необходимым условием его конкурентоспособности на рынке трудоустройства в рамках современной экономики. Управление проектом включает в себя умение видеть проект в целом, умение выделять подзадачи, назначать оптимальные роли и сроки, распределять ресурсы как трудовые, так и материальные.
Знание основных положений по защите информации необходимо каждому человеку, кто, так или иначе, задействован в трудовой деятельности с использованием информационных технологий. Однако настоящая защита информации - это удел специалистов. Но элементарные представления о природе компьютерных вирусов, их разновидностях, способах проникновения и видах вредоносного воздействия просто необходимы для организации защиты домашнего компьютера, а также для того, чтобы не стать тем самым пользователем, из-за которого произошла потеря или утечка информации. Ведь, как известно, самый высокий процент потери информации приходится именно на неграмотные действия пользователя. Обязательным в этом разделе мы считаем знакомство с различными антивирусными программами, как платными, так и бесплатными. Есть масса ресурсов в Интернет, где размещена самая актуальная информация о тестировании подобных программ (например, http://www.antivirus.ru). Кроме того, будущим управленцам полезно ознакомиться с законодательной