ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
29
го контроля качества и безопасности медицинской деятельности по оказанию медицинских услуг.
■ СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ_
Я. А. Кальченко
ГБУЗ МО «Бюро СМЭ», Москва В сообщении представлены теоретические основы профессионального выгорания у медицинских работников, статистические данные в сравнении с зарубежными результатами, профилактические меры, включая детальную программу по устранению и предупреждению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).
Ключевые слова: медицинские работники, профессионализм, стресс, синдром профессионального выгорания (деструкция), синдром эмоционального выгорания, профилактика
Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности у медицинских работников приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Установлено, что на стадии профессионализации по многим видам профессии у медицинских работников в лице врачей и среднего медицинского персонала происходит развитие профессиональных де-струкций, то есть синдрома выгорания. Синдром эмоционального и профессионального выгорания у медицинских работников ассоциирован с низким уровнем безопасности, а именно однообразная и эмоционально напряженная окружающая среда, актуальная возможность возникновения аварии, продолжительное время работы и интенсивные психоэмоциональные нагрузки, политика низкой заработной платы, не выстроенная вертикаль рабочих отношений на фоне порой агрессивного и жесткого (безапелляционного) поведения руководителей по отношению к сотрудникам и многое другое. Также с увеличением стажа работы в медицинских организациях у работников повышается риск инфицирования и возникновения на этом фоне профессиональных заболеваний, и, как следствие, со временем из-за этого возникают экономические потери и снижение качества оказываемых услуг. Данный феномен подразумевает под собой проявление физического и психического истощения, сопровождающегося эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Еще одна проблема состоит в том, что вышеупомянутый синдром негативно влияет не только на рабочую деятельность, но и жизнь личности в общем.
Виктор Васильевич Бойко (автор методики определения степени выгорания у работников) высказал интересную точку зрения: эмоциональное выгорание, помимо деструктивного характера, имеет другую сторону - способность экономного расходования внутренних ресурсов благодаря полному или частичному исключению эмоций.
Что касается статистики, то у 70-99 % медицинских работников есть профессиональное выгорание, а у каждого третьего - крайне высокая степень. У наших медиков гораздо выше показатели по критериям «цинизм» и «пессимизм» по сравнению с зарубежными коллегами, что и определяет актуальность темы, необходимость ее детального исследования и разработки профилактических мероприятий.
На сегодняшний день существует множество разнообразных методик, определяющих наличие СЭВ. В связи с этим я предложила программу по профилактике синдрома выгорания, адаптированную для медицинского
работника вне зависимости от должности, которая повысит психологическую компетентность врачей и средних медицинских работников, поможет освоить самовосстановление и способы оказания помощи коллегам, что значительно улучшит самочувствие работников и повысит эффективность их труда и качество работы.
ВЫВОДЫ
На основе данных можно констатировать, что большой процент медицинских работников склонен к профессиональному выгоранию. Развиваясь, синдром выгорания определяет всю окружающую жизнь специалиста, его взгляды. При этом сам медицинский работник постоянно подвержен негативным эмоциям и транслирует их на окружающих. Однако, понимая суть проблемы и какие методы существуют для ее решения, можно избежать развития синдрома выгорания у медицинских работников, повысив эмоциональную устойчивость, разгрузив себя во время пиковых состояний на работе, то есть дать небольшой отдых или переключиться на другую работу. Специалист в процессе своей деятельности должен развивать навыки по профилактике синдрома эмоционального выгорания, стабилизировать уверенность в себе и своем деле, а также повышать качество работы и уметь снижать уровень тревожности.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РАЙОННОМ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ГБУЗ МО «БЮРО СМЭ»_
Н. Н. Шульгина, Ф. А. Сингатуллина ГБУЗ МО «Бюро СМЭ», Москва В докладе представлены особенности работа среднего медицинского персонала в районном судебно-медицинском отделении ГБУЗ МО «Бюро СМЭ». Ключевые слова: общие и специальные знания среднего медицинского персонала, делопроизводство, работа с трупным материалом, аварийные ситуации на рабочем месте, санитарно-эпидемиологический режим
Работа среднего медицинского персонала в районном судебно-медицинском отделении ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» разнообразна и специфична. Специфичность заключается в том, что средний медицинский работник районного судебно-медицинского отделения ежедневно в своей работе сталкивается трупным материалом, ежедневно приходится видеть тела умерших людей. Из-за специфичности работы и особенностей требований к медицинскому образованию отмечается дефицит кадров в среднем звене. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 июля 2006 г. N 546 к профессиональной деятельности в качестве специалиста со средним медицинским образованием по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» допускаются лица, получившие среднее медицинское образование по специальности «Лабораторная диагностика» и сертификат по специальности «Судебно-медицинская экспертиза».
Специалист со средним медицинским образованием по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» осуществляет профессиональную деятельность в должностях лаборанта, фельдшера-лаборанта, медицинского лабораторного техника, медицинского технолога.
Средний медицинский работник районного судебно-медицинского отделения должен обладать общими и специальными знаниями и умениями: 1. Знать: законодательство в сфере здравоохранения;
журнал СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА наука | практика | образование
www.cудебная-медицина.рф • том 5 приложение, апрель 2019