УДК 616.8:614.23
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
П. А. Бакумов, М. Е. Волчанский, Е. А. Зернюкова, Е. Р. Гречкина, Е. Н. Ковальская
Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра профессиональных болезней с курсом общей врачебной практики (семейная медицина) ФУВ,
кафедра общей и клинической психологии
Проведено изучение влияния личностных особенностей медицинских работников на развитие синдрома эмоционального выгорания. Доказано наличие связи между формированием данного синдрома и способностью к саморегуляции. Рекомендовано разработать меры по профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональная деформация личности, медицинские работники.
BURNOUT SYNDROME IN MEDICAL PROFESSIONALS AND PROFESSIONAL DEFORMATION OF PERSONALITY
P A. Bakumov, M. E. Volchanskiy, Е. А. Zernyukova, Е. R. Grechkina, E. N. Kovalskaya
The influence of medical professionals personal peculiarity for burnout syndrome development was studied. An investigation proved the link between burnout syndrome and the ability to self-regulation. It was recommended to develop preventive measures for burnout syndrome.
Key words: burnout syndrome, professional deformation of personality, medical professionals.
Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, связана с высокой степенью ответственности за жизнь и здоровье других людей, часто требует срочного принятия решений, умения сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, эмоциональной отдачи, постоянного психологического и интеллектуального напряжения [1,2]. Поэтому медицинские работники подвергаются наибольшему риску эмоционального выгорания [3, 6]. Эмоциональное выгорание, являясь формой профессиональной деформации личности, отрицательно сказывается как на психическом здоровье, так и на исполнении профессиональной деятельности и взаимоотношениях с окружающими [3]. В настоящее время «профессиональное выгорание» трактуется как долговременная стрессовая ситуация, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессовых факторов, в связи с чем эмоциональное выгорание приравнивается к понятию «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать данное явление как деформацию профессионала под влиянием длительного профессионального стажа [4, 5].
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Исследование влияния способности к саморегуляции на уровень эмоционального выгорания у медицинских работников.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследование включено 45 медицинских работников (врачей) Волгограда. Использовалась методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко и 16PF — опросник Р Б. Кеттелла, с помощью которо 108
го определялись такие личностные факторы, как общительность, логический компонент интеллекта, эмоциональная устойчивость, конформность, озабоченность, уровень следования нормам, склонность к риску, стрессоустойчивость, подозрительность, практичность, понимание людей, уровень самооценки, приверженность новому, самодостаточность, уровень самоконтроля, социальная напряженность. На основе 16 основных факторов вычислялись 4 вторичных фактора: экстраверсия — интроверсия (Q1), тревожность (Q2), уравновешенность (Q3), независимость (Q4).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С помощью методики «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко были выявлены уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания и ведущие симптомы эмоционального выгорания у врачей в процессе выполнения профессиональной деятельности. Предварительно были выделены три группы испытуемых (по 15 человек в каждой группе) по уровню сформированности эмоционального выгорания: с отсутствием эмоционального выгорания, с формирующимся эмоциональным выгоранием, со сформировавшимся эмоциональным выгоранием. Результаты исследования представлены в табл.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что существуют доминирующие симптомы, сопровождающие каждую из фаз синдрома эмоционального выгорания. В группе врачей со сформировавшимся эмоциональным выгоранием выявлено, что в фазе «напряжение» наиболее выражен симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств», демонстрирую-
108----Выпуск 3 (51). 2014
Результаты исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Симптомы эмоционального выгорания Сформировавшееся эмоциональное выгорание (М) Формирующееся эмоциональное выгорание (М) Отсутствие эмоционального выгорания (М)
Напря- жение Переживание психотравмирующих обстоятельств 23,25 21,33 10,33
Неудовлетворенность собой 17,3 9,33 6,33
Загнанность в клетку 13,66 16 7,93
Тревога и депрессия 10,16 11 7,33
Рези- стенция Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 22,5 22,33 8,26
Эмоционально-нравственная дезориентация 19,16 12 8,93
Расширение сферы экономии эмоций 13,91 10,33 7,13
Редукция профессиональных обязанностей 22 22 7,46
Истоще- ние Эмоциональный дефицит 24 12,33 6,6
Эмоциональная отстраненность 19,83 13,33 8,33
Личностная отстраненность(деперсонализация) 20,16 13,66 7,8
Психосоматические и психовегетативные нарушения 14,08 6,4 6,33
щий собой ответную реакцию на факторы, способствующие формированию эмоционального выгорания; в фазе резистенция доминирующими симптомами являются «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «редукция профессиональных обязанностей», представляющие собой приемы психологической защиты; в фазе истощение ведущими симптомами являются «эмоциональный дефицит», «личностная отстраненность», отражающие состояние нервной системы. В группе врачей с формирующимся эмоциональным выгоранием доминирующими симптомами синдрома эмоционального выгорания являются переживание психотравмирующих обстоятельств, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей.
В ходе исследования с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона в группе врачей со сформировавшимся эмоциональным выгоранием была обнаружена корреляция между фактором С (эмоциональной неустойчивостью) теста Кеттелла r = 0,697 (p < 0,01) и симптомом «загнанность в клетку» методики Бойко, и обратная корреляция между фактором Q3 (повышенный самоконтроль) теста Кеттелла r = -0,586 (p < 0,05) и симптомом «загнанность в клетку» методики Бойко.
Данные, полученные по факторам теста Кеттелла, показывают, что врачи со сформировавшимся эмоциональным выгоранием отличаются от врачей с отсутствием эмоционального выгорания по следующим личностным качествам: низкой самооценкой (фактор O) 9,2 при t = 20,01, чувством высокой ответственности (фактор G) 8,46 при F = 5,473, низким уровнем стрессоустойчиво-
сти (фактор I) 8,33 при F = 2,938, высоким уровнем тревожности (фактор Q2) 7,72 при t = 20,54, высоким уровнем социальной напряженности (фактор Q4) 7,4 при F = 5,176, подозрительностью (фактор L) 7,4 при F = 3,269, повышенным самоконтролем (фактор Q3) 6,53 при t=3,683, прямолинейностью (фактор N) 2,26 при F = 3,905, зависимостью от мнения других (фактор Q2) 2,93 при F = 3,68, эмоциональностью (фактор Q3) 3,16 при F = 3,208, склонностью к подчинению (фактор Q4) 3,76 при t = 8,753.
Врачи с отсутствием эмоционального выгорания отличаются от врачей со сформировавшимся эмоциональным выгоранием по следующим личностным качествам: высоким уровнем общительности (фактор А) 9,4 при t = 19,62, экстравертированностью (фактор Q1) 7,773 при t = 7,192, склонностью к доминированию (фактор E) 7,6 при t = 4,224, эмоциональной устойчивостью (фактор C) 7,4 при F = 3,3, склонностью к риску (фактор H) 6,86 при F = 9,237, жизнерадостностью (фактор F)
6.53 при t = 7,621, развитым воображением (фактор M)
6.53 при F = 3,649, склонностью к экспериментированию (фактор Q1) 6,46 при t = 11,74.
Врачи с формирующимся эмоциональным выгоранием отличаются от врачей с отсутствием эмоционального выгорания по следующим личностным качествам: низкой самооценкой (фактор O) 9,06 при t = 23,36, высоким чувством ответственности (фактор G) 8,53 при F = 4,86, низким уровнем стрессоустойчивости (фактор I) 7,8 при F = 6,306, высоким уровнем тревожности (фактор Q2) 7,28 при t = 17,7, высоким уровнем социальной напряженности (фактор Q4) 7,2 при t = 17,3, подозри-
Выпуск 3 (51). 2014 109
тельностью (фактор L) 6,93 при t = 7,079, повышенным самоконтролем (фактор Q3) 6,66 при t = 4,049, прямолинейностью (фактор N) 3,06 при F = 3,937, зависимостью от мнения других (фактор Q2) 3,13 при t = 19,52, эмоциональностью (фактор Q3) 3,46 при F = 2,677.
Результаты проведенного исследования по тесту Кеттелла позволяют сделать следующие выводы. Врачи с отсутствием эмоционального выгорания характеризуются средним уровнем развития логического компонента интеллекта, выраженным уровнем развития образного компонента интеллекта, наличием интеллектуальных интересов, приверженностью новому, склонностью к экспериментированию. Для них характерны эмоциональная устойчивость, средний уровень стрессоустойчивости, адекватная самооценка, средний уровень самоконтроля, низкая тревожность и уравновешенность. Эти врачи характеризуются общительностью, жизнерадостностью, экстравертированностью. В деловых отношениях они демонстрируют средний уровень ответственности и следования нормам, социальную расслабленность, в отношении к людям они проявляют дипломатичность, эмоциональную сдержанность, при этом демонстрируют склонность к риску, настойчивость, стремление к лидерству, самостоятельность, независимость суждений.
Врачи с формирующимся эмоциональным выгоранием характеризуются средним уровнем развития логического и образного компонентов интеллекта, консервативностью. Для них характерны эмоциональная неустойчивость, склонность к беспокойству, низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, высокий уровень тревожности, эмоциональность, повышенный самоконтроль. Они характеризуются средним уровнем общительности, средней способностью контактировать с людьми. В отношении к делу и социальным нормам эти врачи демонстрируют обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокую совестливость, строгое следование нормам, социальную напряженность. В отношении к людям они проявляют настойчивость, стремление к независимости, подозрительность, недоверчивость, завистливость, раздражительность, высокомерие, прямолинейность.
Врачи со сформировавшимся эмоциональным выгоранием характеризуются средним уровнем развития логического и образного компонентов интеллекта, консервативностью. Для них характерны эмоциональная неустойчивость, озабоченность, низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, повы-
шенный самоконтроль, высокий уровень тревожности, эмоциональность, средний уровень общительности, средняя способность контактировать с людьми. В отношении к делу и социальным нормам эти врачи демонстрируют строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокую совестливость, социальную напряженность. В отношении к людям они проявляют подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие синдрома эмоционального выгорания зависит от личностных особенностей врачей и их способности к саморегуляции. Дифференциация фаз и содержания синдрома эмоционального выгорания требует индивидуального подхода в проведении его коррекции. Учитывая, что наличие синдрома эмоционального выгорания приводит к профессиональной деформации личности и развитию психосоматических заболеваний, необходимо проведение комплексных мер по его профилактике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакумов П. А., Зернюкова Е. А., Гречкина Е. Р. // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. — 2012. — Вып. 1 (41). — С. 75—77.
2. Бакумов П. А., Зернюкова Е. А., Гречкина Е. Р // Медицина труда и промышленная экология. — 2013. — № 10. — С. 33—35.
3. Болучевская В. В., Будников М. Ю. // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. — 2012. — Вып. 2 (42). — С. 6—9.
4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 258 с.
5. Волчанский М. Е., Карпенко О. Н. // Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН. — 2010. — № 2. — С. 5—8.
6. Черникова Т. В., Волчанский М. Е., Болучевская В. В. // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. — 2012. — Вып. 3 (43). — С. 100—103.
Контактная информация
Бакумов Павел Анатольевич — д. м. н., профессор, зав. кафедрой профессиональных болезней с курсом общей врачебной практики (семейная медицина) ФУВ, Волгоградский государственный медицинский университет, e-mail: [email protected]
110
Выпуск 3 (51). 2014