Клиническая психология
УДК 616.89 159.9.072.43
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УЧЕБНЫЙ СТРЕСС И.А. Федотов, А.С. Дегтярева, С.Н. Озоль
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Аннотация. Начальные этапы синдрома эмоционального выгорания появляются во время обучения будущих специалистов и связаны с явлением учебного стресса. Цель исследования заключалась в изучении проявлений и механизмов развития СЭВ у людей «помогающих специальностей» в процессе их профессионального становления. Была проведена оценка показателей СЭВ у студентов вуза и практикующих специалистов, сравнение показателей СЭВ и влияния учебного стресса на СЭВ у студентов РязГМУ и ВГМУ. У студентов РязГМУ высокие показатели редукции личных достижений, а у студентов ВГМУ - эмоционального истощения и деперсонализации. У студентов РязГМУ отмечается высокий уровень волнения перед экзаменом, что, по-видимому, и обуславливает снижение личностной результативности как ведущее проявление СЭВ. Ключевые слова. синдром эмоционального выгорания, учебный стресс, студенты-медики.
Впервые на явление выгорания обратили внимание американские психологи, когда в США в 60-х гг. XX в. начали появляться социальные службы помощи безработным, инвалидам, женам алкоголиков, людям, пережившим насилие, ветеранам вьетнамской войны и т. д. В центры реабилитации каждый приходил со своими трудностями и психологическими проблемами, постепенно все чаще со стороны посетителей стали звучать жалобы на невнимание, равнодушие и даже грубость сотрудников. Данные наблюдения были проанализированы, что позволило выделить особый психологический синдром - синдром эмоционального выгорания (СЭВ), название которому было впервые предложено американским психиатром X. Фрейденбергом в 1974 году [5]. В настоящий момент под СЭВ понимают синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностной результативности, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами «помогающих профессий» [8].
Начальные этапы СЭВ появляются уже во время обучения будущих специалистов и, во-многом, связаны со специфическими факторами учебной среды: высокой интенсивностью «знаниевых» нагрузок, монотонией, частой стрессогенной ситуацией зачетов и экзаменов [4]. Возникающее при обучении состояние, характеризующееся избыточным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста студента, получило в литературе особое наименование - учебный стресс [7,9]. У студентов подверженных учебному стрессу возникают проблемы с получением, переработкой и применением в дальнейшем полученных знаний, что препятствует академической успеваемости. Проблемы с успеваемостью в свою очередь создают дополнительные личностные проблемы и стресс усугубляется [3,6]. В литературе ведется широкая полемика по вопросу соотношения таких понятий, как «стресс» и «эмоциональное выгорание». В соответствии с концепцией В.В. Бойко, профессиональное выгорание - это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома -стадия истощения [1].
Цель исследования. Изучение проявлений синдрома эмоционального выгорания у людей «помогающих специальностей» в процессе их профессионального становления и роли в этом учебного стресса.
Задачи исследования.
Первый этап - сравнить показатели СЭВ у студентов медицинского и психологического факультетов ВУЗа и начинающих практикующих специалистов - врачей и психологов
Второй этап - изучить связь СЭВ и учебного стресса у студентов-медиков:
1. Сравнить показатели СЭВ у студентов - медиков из Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова (РязГМУ) и Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко (ВГМУ).
2. Определить влияние учебного стресса на СЭВ у студентов - медиков из РязГМУ и ВГМУ.
Материалы и методы.
1. Для сравнения показателей СЭВ было опрошено 120 человек:
• 30 студентов-медиков со 2 курса лечебного факультета РязГМУ,
• 30 студентов-психологов со 2 курса факультета клинической психологии РязГ-
МУ,
• 30 практикующих психологов (стаж работы - до трех лет),
• 30 практикующих врачей (стаж работы - до трех лет).
Половозрастной состав: 65% - женщин и 35% - мужчин. Возраст от 18 до 45 лет (средний 28 (SD=1,1) лет).
Для измерения степени СЭВ использовался прототип методики MBI - Maslach Burnout Inventory (C.Maslach, S.E.Jackson, 1979) в русскоязычной адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой (2001). Оценка результатов включала в себя анализ трех субшкал:
1. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая «профессионального выгорания» и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
2. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В иных случаях - повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам, подчиненным и др.
3. Редукция личных достижений может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
2. Для изучения учебного стресса у студентов-медиков было опрошено 120 человек:
• 60 студентов со 2 курса лечебного ф-та ВГМУ,
• 60 студентов со 2 курса лечебного ф-та РязГМУ.
Половозрастной состав: женщин - 82%, мужчин - 18%. Возраст от 18 до 22 лет (средний 20 (SD=0,5) лет).
Опрос проводился дистанционно, при помощи специально составленного опросника на Google-формах.
Для определения показателей учебного стресса использовался «Тест на учебный стресс», разработанный Ю.В. Щербатых (2011) [10]. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса, выявить, в чем проявляется стресс, а также определить основные приемы снятия стресса студентами.
Статистический анализ и обработка данных осуществлялись с помощью парамет-
рических и непараметрических методов математической статистики на базе компьютерных программ Microsoft Excel 2010, STATISTICA 10.0. Средние показатели нормальных распределений представлены в виде M (SD), где M-средняя, SD-среднее квадратическое отклонение. Средние показатели распределений, отличных от нормальных, представлены в виде M[x1^x2], где М-средняя, а x1 и x2 - границы 95% доверительного интервала для средней.
Результаты и их обсуждение.
Таблица 1
Сравнение показателей СЭВ у студентов и специалистов (первый этап)
Группы респондентов
Показатели СЭВ Студенты -медики Студенты психологи
Психологи Врачи
18,7 20,1 20,4 20,4
(умерен- (умерен- (умерен- (умерен-
Эмоциональное истощение
ный уро- ный уро- ный уро- ный уро-
вень) вень) вень) вень)
7,6 7,7 7,7 7,7
Деперсонализация (умерен- (умерен- (умерен- (умерен-
ный ный уро- ный уро- ный уро-
уровень) вень) вень) вень)
27,4 (высокий уровень) 31,3 33,1 33,1
Редукция личностных достиже- (умерен- (умерен- (умерен-
ний ный уро- ный уро- ный уро-
вень) вень) вень)
Из таблицы 1 видно, что все показатели СЭВ находятся на одинаковом умеренном уровне, кроме редукции личностных достижений, показатели которой у студентов-медиков находятся на высоком уровне. Это обусловило проведение второго этапа исследования, на котором выяснялись причины данного явления.
Таблица 2 Средние показатели СЭВ у студентов-медиков из РязГМУ и ВГМУ (второй этап)
Группы респондентов
Показатели СЭВ Лечебный факультет, 2 курс, РязГМУ Лечебный факультет, 2 курс, ВГМУ
18,7 (умеренный уровень) 26,5 (высокий уровень)
Эмоциональное истощение
Деперсонализация 7,6 12,7
(умеренный уровень) (высокий уровень)
27,4 (высокий уровень) 31,5 (умеренный уровень)
Редукция личностных достижений
Из таблицы 2 можно сделать вывод, что показатели СЭВ у студентов-медиков из РязГМУ и ВГМУ противоположны. Следовательно, «картина» СЭВ в разных ученых заведениях различается, что может зависеть от культуральных, региональных, природных и прочих признаков. Мы решили рассмотреть параметры учебного стресса, как одного из вероятных факторов, объясняющих выявленные различия.
Далее приведены результаты сравнения различных проявлений учебного стресса.
Таблица 3
Основные причины стресса у студентов-медиков РязГМУ и ВГМУ
Группы респондентов
Причина стресса РязГМУ ВГМУ р
5,9 [ББ=2,1] 8.0 [6,4 *8,5] 6.1 [5,4*6,9] 4,8[4,0*5,5] 5,2[4,7* 5,7] 6,8[6,3*7,3] 1 ПГО -1 . /1 Л~1 0,1 0,02 0,001 0,4
Строгие преподаватели Большая учебная нагрузка п___г*____________г"___________
Проблемы с учебниками Непонятные, скучные учебники 3,8 [3,1*4,4] 4,4[3,8*5,1]
Жизнь вдали от родителей (для 4,3[3,5*5,0] 4,5[3,7*5,3] 0,5
иногородних)
Неумение правильно 3,7[3,1*4,3] 3,8[3,1*4,8] п л
распорядиться ограниченными финансами 0,4
Неумение правильно организо- 6,1[5,3*6,8] 5,5[4,8*6,3] 0,3
вать свой режим дня
Нерегулярное питание 6,2[5,5*7,0] 6,2[5,5*6,9] 0,95
Проблема совместного прожива- 3,0[2,3*3,8] 2,3[1,7*2,9] 0,15
ния с другими студентами
Конфликт в группе 2,5[2,0*3,1] 2,3[1,8*2,9] 0,8
Излишнее серьёзное отношение 4,9[4,1*5,7] 4,7[ББ=2,3] 0,1
к учёбе
Нежелание учиться или 3,1[2,4*4,8] 2,9[2,3*3,6] 0,8
разочарование в профессии
Стеснительность, застенчивость Страх перед будущим Проблемы в личной жизни 3,9[3,1*4,7] 4,6[3,7*5,4] 4,5[3,7*5,5] 3,5[2,9*4,1] 4,8[4,1*5,6] 4,5[3,6*5,4] 0,1 0,8 0,09
Выявлены только два значимых на статистическом уровне различия: для студентов РязГМУ более значимы, как причины стресса, большая учебная нагрузка и проблемы с учебниками (таблица 3).
Таблица 4 Сравнение «картины» учебного стресса у студентов-медиков РязГМУ и ВГМУ
хруп! ы респондентов
Проявление стресса
РязГМУ ВГМУ р
Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами 5,7 (БО=2,8) 5,2[4,5*6,0] 0,7
Невозможность избавиться от 5,6[4,9*6,3] 5,1 (5Б=2,7) 0,7
посторонних мыслей
Повышенная отвлекаемость, 5,6[ББ=2,6] 5,2[4,4*6,0] 0,5
плохая концентрация внимания
Раздражительность, обидчи- 4,3 [3,8*5,1] 4,9[3,9*5,3] 0,002
вость
Плохое настроение, депрессия 5,3[4,5*6,2] 5,0[4,2*5,8] 0,3
Страх, тревога 5,2 [4,5*6,0] 4,3 [3,6*5,0] 0,02
Потеря уверенности, снижение 4,8[4,0*5,6] 4,5[3,7*5,3] 0,3
самооценки
Спешка, ощущение постоянной 5,9[5,2*6,7] 5,2[4,5*6,0] 0,7
нехватки времени
Плохой сон 6,2[5,4*7,1] 5,1[4,3*6,0] 0,2
Нарушение социальных контак- 3,3[2,6*4,0] 3,1[2,4*3,8] 0,7
тов, проблемы в общении
Учащённое сердцебиение, боли в 3,5[2,7*4,2] 2,6[2,0*3,5] 0,4
сердце
Затруднённое дыхание 2,8[2,1*3,4] 2,1[1,6*2,6] 0,4
Проблемы с желудочно- 3,8[3,1*4,6] 3,0[2,1*3,6] 0,02
кишечным трактом
Напряжение или дрожание 3,8[3,2*4,5] 2,7 [2,1*4,4] 0,04
мышц
Головные боли 5,2[4,4*6,0] 5,0[4,3*5,7] 0,6
Низкая работоспособность, 5,9[5,1*6,7] 5,3[4,6*6,0] 0,5
повышенная утомляемость
При анализе общей «картины» стресса обнаружено, что у студентов РязГМУ, в отличие от ВГМУ, стресс больше проявляется как на психологическом (страх, тревога), так и на биологическом уровнях (напряжение или дрожание мышц, проблемы с ЖКТ) (таблица 4).
Рис.1. Уровень волнения перед экзаменом у студентов-медиков РязГМУ и ВГМУ
РязГМУ
ВГМУ
На рисунке 1 отражен уровень волнения студентов перед экзаменом. У студентов РязГМУ он выше (р<0,05).
ВГМУ РязГМУ
Учащенное сердцебиение, Сухость во рту Скованность, дрожание мышц, Затрудненное дыхание, Головные или иные боли, тошнота
0 10 20 30 40 50 60 70 80 Рис. 2. Признаки экзаменационного стресса студентов-медиков РязГМУ и ВГМУ
Наркотики Телевизор, Сигареты, Интернет Вкусная еда Алкоголь, Хобби,
Физическая активность, Сон, Секс,
Прогулки на свежем воздухе, Поддержка или совет родителей, Перерыв в работе или учебе,
ВГМУ РязГМУ
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Рис.3. Сравнение способов преодоления стресса у студентов-медиков РязГМУ и ВГМУ
Из биологических проявлений предэкзаменационного стресса студенты почти в одинаковом количестве испытывают учащенное сердцебиение, скованность и дрожание мышц. У студентов РязГМУ более выражены головные боли, затрудненное дыхание и сухость во рту (рисунок 2).
И на последнем этапе проводилось сравнение способов совладания с учебным стрессом. Из рисунка 3 видно, что основными способами снятия стресса у студентов обоих ВУЗов является сон и общение с друзьями и любимым человеком. Студенты ВГМУ часто избавляются от стресса при помощи вкусной еды, просмотра телевизора и хобби. В отличие от студентов РязГМУ, которые предпочитают обращаться за помощью к родителям или заниматься физической активностью. Выводы.
1. Все показатели СЭВ, кроме редукции личностных достижений, находятся на одинаковом умеренном уровне у студентов и начинающих специалистов. У студентов-медиков показатели редукции личностных достижений находятся на высоком уровне.
2. Показатели СЭВ у студентов-медиков в разных ВУЗах могут различаться. Так у студентов РязГМУ высокие показатели по шкале редукции личных достижений, а у студентов ВГМУ на высоком уровне находятся показатели эмоционального истощения и деперсонализации.
3. Выявленные различия в проявления СЭВ у студентов РязГМУ и ВГМУ могут быть связаны с различной картиной учебного стресса: в РязГМУ студенты более ориентированы на хорошую успеваемость, испытывают симптомы стресса как на психологическом, так и на биологическом уровнях. Также у студентов РязГМУ отмечается высокий уровень волнения перед экзаменом, что, по-видимому, и обуславливает снижение личностной результативности как ведущее проявление СЭВ.
Литература
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова.- СПб.: 2008. - 336с.
3. Воронова О.П. Стресс как составляющая учебной деятельности студента / О.П. Воронова, К.В Одоки-енко // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - №8. - С.47
4. Глазачев О.С. Синдром эмоционального выгорания у студентов: поиски путей оптимизации педагогического процесса / О.С. Глазачев // Вестник Международной академии наук. - 2011. - № 5. - С. 26-45
5. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учеб. пособие / - Красноярск, 2013
6. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г, Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания: учеб. пособие. - Новосибирск, 2002
7. Лэнгле A. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности / А. Лэнгле // Вопросы психологии. - 2004. - № 4. - С. 3-21
8. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgeneral.com/3-now/98-now012498ml/htm. - 10.05.2015
9. Учебный стресс и способы его нейтрализации: методическое пособие к курсу «Технология здоро-вьесбережения школьников в процессе учебной деятельности / под ред. Онишина В.В.- М., 2009. - 52с.
10. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2011. - 256 с.
EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME AND ACADEMIC STRESS I.A. Fedotov, A.S. Degtyareva, S.N. Ozol
Abstract. The initial phases of the emotional burnout syndrome (EBS) appear during the training of future specialists and are associated with the phenomenon of academic stress. The purpose of the study was to examine the manifestations and mechanisms of development of the burnout syndrom people "helping professions" in the course of their professional formation. Was evaluated indicators of EBS from university's students and practitioners, the comparison of the EBS and the influence of academic stress on medical students from RyazSMU and VSMU. Students from Rya-zSMU have high rates of reduction of personal achievements, and the students of VSMU - emotional exhaustion and depersonalization. Students from RyazGMU there is a high level of excitement before the exam, which, apparently, causes a decrease in personal performance as the leading manifestation of the EBS.
Keywords: syndrome of emotional burnout, academic stress, medical students.