спортивных результатов в самом широком возрастном диапазоне.
Знакомство с атмосферой спортивного движения атлетов старше 35 лет в легкой атлетике, особенно во время проведения крупнейших международных соревнований -Чемпионатов Европы, мира и Всемирных игр мастеров полностью изменяет представление о стариках до и после 75 лет. Стало очевидным, что возможности людей, постоянно занимающихся спортом, выступающих на соревнованиях, устанавливающих новые достижения (от рекордов стран и континентов до рекордов мира) могут оставлять неизгладимое впечатление.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондарчук, А.П. Построение системы физической подготовки в скоростносиловых видах легкой атлетики / А.П. Бондарчук. - Киев : Здоровья, 1981. - 123 с.
2. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.
3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
4. Попов, В.Б. Эмоции до конца жизни // Легкая атлетика. - 1993. - № 5. - С.
31-32.
5. Iskra J. Rekreacyjne formy rzutow lekkoatletycznych w treningu zdrowotnym doroslych / J. Iskra, J. Wojnar, R. Tataruch // Annales Universitatis Mariae Curie -Sklodowska, Sectio D Medicina. - Lublin, 2006. - Vol. LX, Suppl. XVI, N 2,. - S. 428.
6. Tataruch, R. Wplyw zmian kategorii wieku i ci^zaru sprz^tu na pozom wynikow w rzutach lekkoatletycznych / Tataruch R., Wojnar J. // Proces doskonalenia treningu i walki sportowej. Т. V / red A. Kuder, K. Perkowski, A. Sledziewski ; PTNKF. - Warszawa, 2008.
- S. 92-97.
7. Tataruch, R. Zdolnosci motoryczne a poziom umiej^tnosci ruchowych w gimnastyce studentow wychowania fizycznego // PROBLEMY BADAWCZE W LEKKOATLETYCE, GIMNASTYCE I TANCU. Rozprawy Naukowe AWF we Wroclawiu.
- 2007. - Т. 1. - S. 146-150.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.922
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Елена Рудольфовна Исаева, кандидат психологических наук, доцент,
Ирина Лазаревна Гуреева, кандидат психологических наук, ассистент, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова (СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова)
Аннотация
Изучены синдром эмоционального выгорания (СЭВ) и совладающее со стрессом поведение у медицинских работников скорой медицинской помощи и стационара. Показано, что СЭВ в равной степени присутствует у большинства обследованных медицинских работников, однако наиболее ярко представлен у медработников СМП. Выявлена взаимосвязь выгорания и совла-дающего со стрессом поведения: с формированием синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников конструктивные копинг-стратегии постепенно заменяются пассивными, дезадаптивными, что усугубляет их психоэмоциональное состояние и затрудняет успешную профессиональную и социальную адаптацию.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, медицинский работник, копинг-стратегии.
BURNOUT SYNDROME AND ITS INFLUENCE ON THE COPING BEHAVIOR OF
MEDICAL STAFF
Elena Rudolfovna Isayeva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,
Irina Lazarevna Gureyeva, the candidate of psychological sciences, assistant, Saint-Petersburg State Medical University named after I.P. Pavlov
Annotation
Research is devoted to burnout syndrome and stress coping behavior of medical staff in emergency and hospital. It was founded, that burnout syndrome is detected in equal level among most of the investigated medical staff, but most brightly the syndrome is presented among the emergency medical staff. The research revealed the interconnection between burnout and stress coping: during forming of the emotional burnout syndrome among medical staff the constructive coping strategies are gradually replaced by passive inadaptive strategies, which leads to aggravation of their emotional state and impede successful professional and social adaptation.
Keywords: syndrome of emotional burning out, medical worker, coping-strategy.
ВВЕДЕНИЕ
Синдром «выгорания» - многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях, возникающих вследствие истощения энергии у специалистов помогающих профессий, чья работа связана с каждодневным и вынужденным общением с большим количеством людей [3;6]. Как известно, термин «burnout (эмоциональное сгорание)» был введен американским психиатром X. Дж. Фрейденберге-ром в 1974 г. Позднее К. Маслач и С. Джексон детализировали проявления этого синдрома: чувство эмоционального истощения, изнеможения; дегуманизация, развитие негативного отношения к клиентам, ощущение недостатка профессионального мастерства и собственной бесполезности (Maslach C., 1982) [6]. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий: врачей, учителей, менеджеров и других. Ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе «человек-человек», например, отношения между лечащим врачом и трудными больными, вследствие чего значительная часть врачей пребывает в состоянии постоянного профессионального стресса [3;5]. Последствия синдрома «выгорания» неизбежно проявляются в профессиональных ошибках, а также в конфликтах и эмоциональных срывах, в нарушениях социальной адаптации (нарушение трудовой дисциплины, злоупотребление алкоголем и т. д.), в развитии различных психосоматических, невротических, связанных со стрессом, соматоформных расстройств.
Копинг-поведение представляет собой сознательные способы преодоления стресса, опосредующие связь между стрессогенным событием и стрессорной реакцией
и, в конечном счете, определяющие степень адаптации индивидуума к ситуации [1].
В условиях работы скорой медицинской помощи (СМП) возникает большое количество сложных, а зачастую, и экстремальных ситуаций, вызывающих значительное психоэмоциональное напряжение: суточная работа, высокая ответственность и необходимость принятия решений в условиях дефицита информации и времени, вынужденное общение с различными слоями населения, возможные экстремальные ситуации на дорогах во время следования на вызов или госпитализации больного.
Работа в стационаре, напротив, включает в себя повседневную, монотонную деятельность, вместе с тем, она также требует от врачей интенсивного, не обязательно конфликтного, но по разным причинам эмоционально напряженного общения с пациентами.
В основу исследования легло предположение, что эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние на репертуар совладающего со стрессом поведения у медицинских работников. Под влиянием условий жизни и профессиональной деятельности, в ответ на стрессовые факторы среды выстраивается свой индивидуальный стиль совладающего со стрессом поведения (копинг-поведения) [2;4]. В связи с этим
актуальным представляется исследование механизмов преодоления стресса в условиях «профессионально-напряженной деятельности», рассматриваемых с одной стороны, как стабилизирующие факторы, а с другой стороны, ведущие к развитию психической дезадаптации личности.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Цель данного исследования заключалась в определении степени выраженности эмоционального выгорания у врачей, работающих в разных условиях профессиональной деятельности и его взаимосвязи с совладающим со стрессом поведением.
Было обследовано 70 медицинских работников: две группы по 35 человек Средний возраст составил 37±4,6 лет, стаж работы 9±2,7лет. Первая группа включала в себя врачей и фельдшеров, работающих в условиях скорой медицинской помощи (СМП), вторая - врачей и медицинских сестер, работающих в стационаре.
МЕТОДИКА
В исследовании использовались следующие методики: опросник ПВ («психическое выгорание»), разработанный на основе трехкомпонентной модели синдрома «выгорания» К. Маслач и С. Джексон (1981) [6]; «Копинг-тест» Я.ЬаЕаш для измерения копинг-стратегий (WCQ,1988).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ полученных результатов показал, что синдром эмоционального выгорания разной степени выраженности обнаруживался в обеих группах медицинских работников (табл. 1).
Таблица 1
Средние значения показателей эмоционального выгорания у медицинских
работников скорой медицинской помощи и стационара
Шкалы СЭВ Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений
Группы М±т М±т М±т
I. Работники СМП 27 + 4,7 13 + 3,6 30 + 5,1
II. Работники стационара 22 + 4,8 9,8 + 3,3 32 + 4,7
Достоверность различий I - II р=0,001 I - II р=0,01
Однако у работников СМП данный синдром проявлялся более ярко: средние показатели были выше по всем 3 шкалам: эмоциональное истощение (т=27); деперсонализация (т=13); редукция личных достижений (т=30). По показателям выраженности эмоционального истощения и деперсонализации обнаружены статистически значимые различия между работниками СМП и работниками стационара (р=0,001). Из этого следует, что большинство медработников скорой помощи на момент исследования находились в состоянии эмоционального перенасыщения, испытывали дефицит положительных эмоций, равнодушие и негативное отношение к больным, отмечали беспокойство по поводу своей профессиональной пригодности, в целом характеризовались выраженным негативизмом по отношению к окружающим и к самим себе.
Ведущими стратегиями совладания со стрессом в обеих группах медработников были: самоконтроль (т=18,24), планирование решения проблемы (т=18,12) и принятие ответственности (т=10,44), что соответствует нормативным значениям (рис.1).
Т.е. медицинские работники исследованной выборки в трудных жизненных ситуациях склонны к повышению контроля над эмоциями и действиями, к признанию своей роли и ответственности в проблемах, при этом стремятся к активному поиску и продумыванию способов планомерного разрешения трудностей.
Копинг-поведение у персонала СМП и стационара
8 15
н н
| 10 нн
а
р5
и
МВД
□ СМИ
□ Стационар
3 4 5 6 7
Шкалы
0
Рис. 1. Репертуар копинг-стратегий в группах медработников СМП и стационара, где:
1.шкала «Самоконтроль» 2.шкала «Поиск социальной поддержки»
3.шкала «Принятие ответственности» 4.шкала «Планирование решения проблемы»
5.шкала «Положительная переоценка» 6.шкала «Дистанцирование»
7.шкала «Бегство» 8.шкала «Конфронтация»
В дальнейшем, полученные результаты были подвергнуты корреляционному анализу. Установлены положительные взаимосвязи между показателями эмоционального выгорания и копинг-механизмами: шкала «эмоциональное истощение» положительно коррелировала с копингами принятие ответственности (г=0,55), бегство (г=0,43) и конфронтация (г=0,62). Шкала «деперсонализация» положительно коррелировала со копингами дистанцирование (г=0,5) и бегство (г=0,46). Другими словами, состояние эмоционального истощения, выраженный негативизм и деформация отношений с окружающими сопровождались усилением в копинг-поведении стратегий избегания и эмоционального отстранения от проблем, а также стратегий, предполагающих высокую степень враждебности и агрессивности. Следовательно, установлена тесная взаимосвязь между характеристиками совладающего со стрессом поведения и выраженностью СЭВ.
Таким образом, исследование выявило факт наличия синдрома «эмоционального выгорания» у большинства медицинских работников. У сотрудников скорой медицинской помощи он был представлен особенно ярко. Значительное влияние на выраженность этого синдрома оказывали условия труда. Исследование также позволило определить, что с формированием синдрома эмоционального выгорания конструктивные копинг-стратегии постепенно заменяются пассивными, дезадаптивными стратегиями совладания со стрессом, что, в свою очередь, еще более усугубляет психоэмоциональное состояние медработников, ухудшая профессиональную и социальную адаптацию.
Результаты исследования указывают на необходимость проведения психопрофилактических мероприятий, направленных на оптимизацию работы и психического состояния медицинских работников. Важную роль должны играть информирование специалистов о ранних признаках «выгорания» и факторах риска, эмоциональная поддержка со стороны коллег и руководства, тренинговые занятия, направленные на обучение навыкам совладания со стрессом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. - СПб. : Речь, 2004. - 166 с.
2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысли-вание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. - 1994. -Т. 15, № 1. - С. 3-19.
3. Водопьянова, Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек -человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности
/ под. ред. Г.С. Никифорова. - СПб., 2001. - 212 с.
4. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защите личности в условиях здоровья и болезни / Е.Р. Исаева. - СПб. : Изд-во СПбГМУ, 2009. - 136 с.
5. Лешукова, Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. - 1995. - № 1. - С. 45-52.
6. Maslach, С. Burnout : a Social Psychological Analisis // The Burnout Syndrome : Current Rearch, Theory, Interventijns / Ed. J. W. Jones. - London, 1982. - P. 30-53.
Контактная информация: [email protected] УДК 796:338.28; 796.078
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ШКОЛЕ
Любовь Васильевна Калинина, доцент,
Инна Владимировна Прохорова, кандидат педагогических наук, доцент
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В статье рассматривается подготовка студентов к педагогической практике в школе с позиций компетентностного подхода. Представлены результаты исследований по разработке и обоснованию методики формирования педагогических умений, лежащих в основе профессиональной компетентности учителя физической культуры.
Ключевые слова: физическая культура, профессиональная подготовка, педагогическая практика, компетентность.
ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ASPECTS OF COMPETENCE APPROACH TO PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITIES STUDENTS' PREPARATION FOR PEDAGOGICAL PRACTICE AT SCHOOL
Lyubov Vasilyevna Kalinina, the senior lecturer,
Inna Vladimirovna Prokhorova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Education
Annotation
The article deals with preparing the students for teaching practice in schools from the position of competence approach. The results of studies on the development and justification of the methodology of pedagogical skills forming that underlie the professional competence of teachers of physical culture have been presented.
Keywords: physical education, professional training, pedagogical practice, competence.
ВВЕДЕНИЕ
Происходящая в стране модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта направлена на формирование компетентности будущего специалиста, способного самостоятельно и эффективно осуществлять все виды профессионально-педагогической деятельности. При этом компетентностный подход (КП) является одним из ключевых направлений модернизации отечественного образования [1, 4, 6]. В этой связи учебный процесс в вузе следует ориентировать не только на получение необходимых знаний, но и на формирование у студентов совокупности компетенций, заложенных в Госстандарте нового поколения.
Компетентностный опыт приобретается в реальной деятельности при решении реальных проблем при реализации оздоровительного потенциала физической культуры [5, 7]. Свой первый практической опыт студенты получают в процессе педагогической практики. Именно практика является показателем степени усвоения теоретических знаний студентами в период обучения и трансформации их в практическую деятельность, проявляясь в навыках и умениях [2].