Научная статья на тему 'СИМВОЛЫ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ. СИМВОЛИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.ОСТРОВСКОГО И А.КУПРИНА.'

СИМВОЛЫ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ. СИМВОЛИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.ОСТРОВСКОГО И А.КУПРИНА. Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
символ / образ / деталь / значение / знак / пьеса / принцип реализма / смысл. / symbol / image / detail / meaning / sign / play / principle of realism / sense.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Рухан Зайдиновна Сайднасирова

В статье описано использование разных символов на русском языке в произведениях Н.Островского и А.Куприна. Особенно было направлено на символизм художественных деталей в литературе, на индивидуальный художественный образ, на отличие символа, на элемент художественной системы и и деградации человеческой души. В статье также характеризовались с примерами нескольких произведений Н.Островского и А.Куприна детали работающие на раскрытие авторских замысли, уточняющие и дополняющие создаваемую картину действительности, которые дают читателю дополнительную информацию о герое и времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLS IN WORKS OF FICTION. SYMBOLISM IN THE WORKS OF N. OSTROVSKY AND A. KUPRIN.

The article describes the use of various symbols in Russian in the works of N. Ostrovsky and A. Kuprin. Particular attention was paid to the symbolism of artistic details in literature, to the individual artistic image, to the difference of the symbol, to the element of the artistic system and the degradation of the human soul. The article also characterized with examples of several works by N. Ostrovsky and A. Kuprin the details that work to reveal the author's intentions, clarifying and complementing the created picture of reality, which give the reader additional information about the hero and time.

Текст научной работы на тему «СИМВОЛЫ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ. СИМВОЛИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.ОСТРОВСКОГО И А.КУПРИНА.»

СИМВОЛЫ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ. СИМВОЛИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.ОСТРОВСКОГО И А.КУПРИНА.

Рухан Зайдиновна Сайднасирова

Преподаватель 1-категорий кафедры "Тиллар" Академического лицея Чирчикского государственного педагогическиого университета

АННОТАЦИЯ

В статье описано использование разных символов на русском языке в произведениях Н.Островского и А.Куприна. Особенно было направлено на символизм художественных деталей в литературе, на индивидуальный художественный образ, на отличие символа, на элемент художественной системы и и деградации человеческой души. В статье также характеризовались с примерами нескольких произведений Н.Островского и А.Куприна детали работающие на раскрытие авторских замысли, уточняющие и дополняющие создаваемую картину действительности, которые дают читателю дополнительную информацию о герое и времени.

Ключевые слова: символ, образ, деталь, значение, знак, пьеса, принцип реализма, смысл.

SYMBOLS IN WORKS OF FICTION.

SYMBOLISM IN THE WORKS OF N. OSTROVSKY AND A. KUPRIN.

The article describes the use of various symbols in Russian in the works of N. Ostrovsky and A. Kuprin. Particular attention was paid to the symbolism of artistic details in literature, to the individual artistic image, to the difference of the symbol, to the element of the artistic system and the degradation of the human soul. The article also characterized with examples of several works by N. Ostrovsky and A. Kuprin the details that work to reveal the author's intentions, clarifying and complementing the created picture of reality, which give the reader additional information about the hero and time.

Keywords: symbol, image, detail, meaning, sign, play, principle of realism,

sense.

Слово «символ» в переводе с греческого языка означает «опознавательная примета, язык, условный знак». На территории Древней Греции такое название получили половинки вещи, разделённой на две равные части (монеты, чаши из глины, медальона). В художественных текстах дело обстоит примерно также. В литературе символом называют некое понятие, состоящее из

December, 2024

295

двух частей. Первая из них - созданный автором образ. Вторая часть представляет собой его толкование, обозначение. Следовательно, символ в литературе - это самостоятельный художественный образ, который воплощает в себе какую-либо идею.

Например, символизм художественных деталей в литературе. Деталь помогает создать индивидуальный художественный образ. Это может быть черта внешности, особенность одежды, обстановка. На первый взгляд вы можете не заметить ее, но эта деталь расскажет вам о персонаже или событие больше, чем подробное описание. Например, красные руки Евгения Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети» подчеркивают незнатное происхождение героя и его готовность к труду.

Также в тексте встречаются символы, которые, как и деталь работают на раскрытие авторского замысла, уточняют, дополняют создаваемую картину действительности, дают читателю дополнительную информацию о герое и времени. Но отличие символа - скрытый смысл. Например, в повести Пушкина «Капитанская дочка» метель символизирует стихийный разгул жестокости. То есть буран - это не просто снежная буря, а символ торжества пугачевской вольницы.

Эти знания вы можете применить и кинематографу. В фильме «Поезд на Дарджилинг» у каждого главного героя были свои художественные детали. У Фрэнсиса был гипс, у Питера чемодан, а у Джека папины очки. Поезд в начале фильма это символ, который показывает путь троих братьев. Питер на бегу запрыгивает в вагон, что передаёт его неготовность к новой жизни.С другой стороны, не переходим ли мы границу между авторским замыслом и нашим собственным домыслом?

Образ-символ - неисчерпаем и многозначен. Поэт-символист Вячеслав Иванов утверждал: «Символ тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении». У него может быть множество толкований. Так, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» образ паруса символизирует мятущуюся душу лирического героя, находящего спасение в бегстве из чуждого его мира. При этом парус можно рассматривать и как символ освобождения из мучительного плена обыденного мира. Образ дороги в романе «Герой нашего времени» символизирует жизненный путь героя, который так же, как и бесконечная дорога, не имеет конца, финиша, ведь Печорин так и не может найти себе пристанище и обрести счастье. В то же время дорога, по которой странствует герой, становится символом поиска истины

December, 2024

Что может быть образом-символом

Каждый элемент художественной системы может быть образом-символом - метафора, сравнение, пейзажа, художественная деталь, заголовок и даже литературный герой. Например, такие библейские персонажи, как Каин и Иуда, стали символом предательства. Символично название пьесы Островского «Гроза» стала символом отчаяния и очищения. Название пьесы «Вишневый сад» Чехова - символизирует память предков, красоту, это чувство родины, это культура: «вся Россия - наш сад!», который был обречен на уничтожение в начале ХХвека.

Одни и те же символы могут использоваться разными авторами: например, буран (его разновидность - сильная метель) символизирует разгул разрушительных, преступных сил и появляется в «Капитанской дочке» Пушкина, а затем в «Двенадцати» Блока, «Белой гвардии» Булгакова, «Докторе Живаго» Пастернака. Или образ пути, странствия по бездорожью, а вместе с ним повозки, брички, запряженной лихими конями,. Вспомним путешествие Петра Гринева в «Капитанской дочке», птицу-тройку из «Мертвы душ» Гоголя, уже упомянутую бричку Печорина - образ дороги всегда имеет философски-символическую перспективу: жизненный путь, поиск истины и счастья.

Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии "Горе от ума", и это стало еще одним принципом реализма.

А. Н. Островский продолжает традицию Грибоедова и наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж. Но в пьесах Островского есть и своя особенность: сквозные образы — символы заданы в названиях произведений, и поэтому, только поняв роль символа, заложенного в названии, мы можем понять весь пафос произведения.

Анализ этой темы поможет нам увидеть всю совокупность символов в драме "Гроза" и определить их значение и роль в пьесе.

Одним из важных символов является река Волга и сельский вид на другом берегу. Река как граница между зависимой,

Одним из важных символов является река Волга и сельский вид на другом берегу. Река как граница между зависимой, невыносимой для многих жизни на берегу, на котором стоит патриархальный Калинов, и свободной, веселой жизнью там, на другом берегу. Противоположный берег Волги ассоциируется у Катерины, главной героини пьесы, с детством, с жизнью до замужества: "Какая я была

December, 2024

297

резвая! Я у вас завяла совсем". Катерина хочет быть свободной от безвольного мужа и деспотичной свекрови, "улететь" из семьи с домостроевскими принципами. "Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на торе, так тебя и тянет лететь", — говорит Катерина Варваре. О птицах как о символе свободы вспоминает Катерина перед тем, как броситься с обрыва в Волгу: "В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!... Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастает, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут... "

Река символизирует еще и побег в направлении к свободе, а получается, что это побег в направлении к смерти. А в словах барыни, полусумасшедшей старухи, Волга — это омут, затягивающий в себя красоту: "Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут!"

Впервые барыня появляется перед первой грозой и пугает Катерину своими словами о гибельной красоте. Эти слова и гром в сознании Катерины становятся пророческими. Катерина хочет убежать в дом от грозы, так как видит в ней божью кару, но при этом она не боится смерти, а боится предстать перед Богом после разговора с Варварой о Борисе, считая эти мысли грешными. Катерина очень религиозна, но такое восприятие грозы больше языческое, чем христианское.

Герои по-разному воспринимают грозу. Например, Дикой считает, что гроза посылается Богом в наказание, чтобы люди помнили о Боге, то есть по-язычески воспринимает грозу. Кулигин говорит, что гроза — это электричество, но это очень упрощенное понимание символа. Но потом, называя грозу благодатью, Кулигин тем самым раскрывает высший пафос христианства.

Некоторые мотивы в монологах героев также имеют символический смысл.

В 3-м действии Кулигин говорит о том, что домашняя жизнь богатых людей города сильно отличается от публичной. Замки и закрытые ворота, за которыми "домашние едят поедом да семью тиранят", являются символом скрытности и лицемерия.

Подводя итог сказанному, мы можем сказать, что роль символики очень важна в пьесе.

Наделяя явления, предметы, пейзаж, слова героев еще одним, более глубоким смыслом, Островский хотел показать, насколько серьезный конфликт существовал в то время не только между, но и внутри каждого из них.

December, 2024

298

Символы в произведениях «Бесприданница» и «Свои люди — сочтемся»

В произведениях А.Н. Островского тяжело переоценить значение символов, так как они играют ключевую роль в развитии сюжета и раскрытии характеров персонажей. В драме «Бесприданница» и комедии «Свои люди — сочтемся» символика помогает глубже понять трагические и комические аспекты российской действительности XIX века, а также внутренний мир героев.

Центральным символом «Бесприданницы» является сама Лариса Огудалова, символизирующая трагическое положение женщины без приданого. Ее судьба — это судьба многих девушек того времени, которых выдавали замуж не по любви, а ради материальной выгоды. Она превращается в предмет торговли, что подчеркивается образом колье, подаренного Паратовым, — дорогостоящий подарок, который не имеет истинной ценности для Ларисы, но является символом ее подчиненного положения. Это колье также связывает ее с Паратовым, чья безнравственная природа раскрывается именно через этот жест.

В этой же пьесе важным символом является река Волга. С одной стороны, Волга — это символ широты и свободы, с другой — она становится для Ларисы символом несчастной судьбы и смерти. Финальная сцена на берегу реки, когда Лариса выбирает смерть как единственный способ освободиться от оков своего положения, имеет глубокий трагический оттенок.

В комедии «Свои люди — сочтемся» символика более сатира и направлена на критику новой буржуазии. Ключевым символом здесь выступает договор, который символизирует безжалостную предпринимательскую этику и ложные ценности купечества. Договор, подделанный Подхалюзиным, становится якорем его игрищ с законами, что в конечном счете разворачивает смысл пьесы к вопросу о честности и верности человеческим отношениям.

Особое внимание следует уделить образу денег, которые у Островского становятся символом власти и деградации человеческой души. Деньги здесь играют роль автономного персонажа, влияющего на поступки и судьбы других героев: Подхалюзин покупает благополучие за счет других, а Лариса становится жертвой своего безденежья. Пьесы Островского подчеркивают, как материальная зависимость влияет на моральный облик общества.

Таким образом, символы в произведениях А.Н. Островского выполняют важнейшую функцию, помогая раскрыть трагедийное понимание человеческой судьбы и сатирическое изображение социальных пороков. Анализ этих символов позволяет глубже проникнуть в контекст российской жизни XIX века и понять вечные вопросы о добре

и зле, свободе и подчинении.

December, 2024

Символы в повести Куприна Гранатовый браслет Использование символики в характеристике героини.

Александр Иванович Куприн, как и многие русские писатели, разочаровавшиеся в буржуазных ценностях, увидевшие их пагубное влияние на человеческую душу, искал свой нравственный идеал среди людей, не изуродованных денежными отношениями.

Над «Гранатовым браслетом» Куприн работал с большим увлечением и подлинным творческим подъемом.

На светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка о любви. Холодноватый, осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. По нему можно предугадать ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем" «начинает давить своей плоской пустотой...". Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, отвечала жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя, такого же примерного, тихого человека, какой была сама. Просто пришло время, хотя о горячей, страстной любви не было и речи.

У самой княгини Веры прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы; впрочем, эта любовь не принесла ей желанного счастья - она бездетна и страстно мечтает о детях.

Княгиня Вера Николаевна Шейн - главная героиня повести. Куприн довольно подробно описывает ее внешность, привычки, но цветовая гамма отсутствует. Из уст Веры мы слышим: "Я люблю лес... Сосны! А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером " Это позволяет судить о княгине как о личности. Вера молодая женщина, которая поглощена домашним хозяйством. Она забыла

Погода - середина августа; густой туман мелкий непрерывный дождик, густая грязь, свирепый ураган ("жалко, грустно и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя..."). Как предвестник чего-то мрачного, несчастья, беды. Настраивает читателя на определенный лад. Олицетворение скучной, однообразной жизни княгини Веры Николаевны Шеиной, где "изорванные клумбы", "желтые листья" - яркие, единственные моменты чего-то стоящего, настоящего.

December, 2024

2) Футляр с серьгами из грушевидных жемчужин: жемчуг считается самой несчастливой драгоценностью, это - слезы ангелов, к тому же грушевидной формы - формы капли, слезы.

3) Подарок Анны, записная книжка в удивительном переплете: на старом, стершемся и посеревшем от времени синем бархате вился тускло золотой филигранный узор редкой сложности, тонкости и красоты... Книжка была прикреплена к тоненькой, как нитка, золотой цепочке, листки в середине были заменены таблетками из слоновой кости". В ней кощунственно заменены страницы, прежде заполненные божественными писаниями. Она сделана из древнего молитвенника.

4) Рыба "морской петух". "Ее чешуя отливала золотом, плавники были ярко-красного цвета, а от громадной хищной морды шли в стороны два нежно-голубых складчатых, как веер, длинных крыла. Морской петух был еще жив и усиленно работал жабрами". Как символ чего-то уходящего, безвозвратно утерянного; возможно, смерти, как человека, так и его внутреннего мира или его отношений с другим человеком.

5) Генерал Аносов. Немалое значение отводит Куприн "тучному, высокому, серебряному старцу" - генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: "... может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины ". Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне. Настоящий, не фальшивый, как остальные гости, живой, нравственный, по-детски чистый, всеми обожаемый, романтичный человек. Верящий в любовь.

6) Число гостей - тринадцать - мистическое, тревожное число, предвестник беды.

7) Футляр с золотым браслетом. "Точно кровь!" - подумала с тревогой Вера."

"По старинному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них

December, 2024

301

тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти".

8) Домашний юмористический альбом с собственными иллюстрациями к сатирическим рассказам князя Василия. Пародированная история умирающего от любви телеграфиста, завещавшего Вере "две телеграфные пуговицы" - еще одно мистифицированное предупреждение о приближении трагедии.

9) Место жительства Желткова: "комната была очень низка, но очень широка и длинна...Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода". Мебели мало: узенькая кровать, большой диван, истрепанный ковер и по-середине - стол со скатертью.

10) Фамилия Желткова, и сам персонаж. Что-то неприятное, больное, склизкое, словно желток у яйца, убогое и не имеющее твердого внутреннего стержня. Желтков - образ "маленького человека".

11) Красная роза - символ любви, несчастливой и безнадежной, глубокой, но не имеющей развития в будущем.

12) Соната Бетховена. Вера просит подругу Женни сыграть что-нибудь, не сомневаясь, что сыграно будет "то самое место из второй сонаты, о которой просил... Желтков".

"И душа ее как будто раздвоилась. Она одновременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу

лет".

В портретной характеристике. Создавая героя, Куприн подробно описывает черты лица, жесты, мимику, которые на протяжении повести повторяются. Это позволяет говорить о психологическом аспекте в создании героев. Но этот прием не действует по отношению к героиням повести.

В соответствии Купринской концепции о любви, любить и быть любимым может лишь естественный человек.

Любовь у героев Куприна редко бывает счастливой и реже находит равноценный отклик в сердце того кому обращена. Прославление большой любви беззаветной преданности любимому и поныне волнует читателя в повести Куприна.

На примере Купринских произведений мы можем хорошо усвоить такое понятие как символ, и понять роль символа в создании образа-персонажа.

Повесть была гимном во славу подлинной любви, которая сильнее смерти, которая делает людей прекрасными, независимо от того, кто этот человек - бедный Желтков, княгиня Вера Николаевна.

Повесть пронизано темой о любви и даёт читателю возможность поразмыслить о том, как же неожиданно

December, 2024

302

любовь приходить в нашу жизнь и остаётся в сердца навсегда.

REFERENCES

1. Abdullayeva Gulasal Abdumo'minovna. (2024). XOSMAS INTEGRALLAR VA ULARNING BA'ZI TATBIQLARI . Ta 'lim Innovatsiyasi Va Integratsiyasi, 22(3), 42-46. Retrieved from https: //web-j ournal .ru/ilmiy/article/view/5616

2. Abdullayeva Gulasal Abdumo'minovna. (2024). SIRTQI TA'LIM YO'NALISHI TALABALARI UCHUN "SONLI VA FUNKSIONAL QATORLAR" MAVZUSI BAYONI . TADQIQOTLAR.UZ, 39(2), 127-130. Retrieved from https: //tadqiqotlar. uz/new/article/view/3535

3. Norjigitovna, E. N. (2024). YADRO-QOBIQ TUZILMASI BO'LGAN MAGNITIT SORBENTLARNI OLISH USULLARI. IJODKOR O'QITUVCHI, 4(43), 76-80.

4. Mengdobilova, M. Q. (2024). METHODS OF TEACHING SCIENCE "EDUCATION" IN THE CONDITIONS OF MULTIFACETED DEVELOPMENT OF THE COUNTRY. European Science Methodical Journal, 2(6), 103-107.

5. Mengdobilova, M. Q. (2024). TARIX FANINI O 'QITIShNING MUAMMOLARI. PEDAGOG, 7(3), 615-618.

6. Mengdobilova, M. Q. (2022). TEACHING THE SCIENCE OF «EDUCATION» IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION AS A NEED AND A NECESSITY. Theoretical & Applied Science, (7), 131-134.

Q Ф О

©

Ф

в

December, 20241 Multidisciplinary Scientific Journal

О

303

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.