Территория науки. 2015. № 5
Список литературы
1. Бурханова И.Ю. Субъект метазнания как целевой ориентир образовательной деятельности// Успехи современной науки. 2015. № 2. С. 50-53.
2. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Самостоятельная работа студента в системе личностно-профессионального развития будущего специалиста // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста Материалы XI Международной научно-практической конференции. 2015. С. 331-335.
3. Полухина О.П., Иголкин С.Л. Отношенческий компонент в структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога// Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. С. 244-248.
4. Пронин М.В. Изучение самосознания индивидуально-типологических особенностей студентов в учебной деятельности // Территория науки. 2014. Т 2. № 2. С. 21-25.
5. Солопанова О.Ю., Целковников Б.М. Эмоционально-смысловая организация образовательного процесса: сущность и специфика// Успехи современной науки и образования. 2015. № 3. С. 71-75.
Звонова Е.В.
СИМВОЛИЗАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Московский педагогический государственный университет
Ключевые слова: символизация, психолого-педагогическая модель, образование, искусство.
Keyword: symbolization, psychology and pedagogical model, education, art.
Аннотация: в статье рассматривает психологический механизм символизации в контексте образования.
Abstract: in article considers the psychological mechanism of symbolization in the context of education.
Современные исследования в области психолого-педагогической науки демонстрируют большой интерес к гуманистическим идеалам, традиционным для российской научной школы [2]. Особое внимание уделяется поиску, исследованию и описанию социальнопсихологических, психолого-педагогических условий развития молодого специалиста, изучению психологического механизма освоения специальных знаний и формированию профессионально
25
Территория науки. 2015. № 5
значимых качеств [1,3,5].
Психологический механизм - это форма проявления взаимодействия индивида с окружающей средой в ситуации целенаправленной предметной деятельности. Важным психологическим механизмом в познавательном процессе выступает символизация, активизирующая процесс опосредования познавательной деятельности личности. Символизация как механизм (система определенных, инвариантных действий и приемов) осознания и овладения человеком своего внутреннего мира, эмоционального отношения, значения и смысла, организует процесс взаимодействия интеллектуального знания и эмоционального переживания, что является содержанием особой формы освоения человеком действительности - понимания.
В психологической теории переживания (Ф.Е.Василюк) выделена роль семиотической составляющей: процесс переживания
аккумулируется при помощи эмпатического знака, который включает в себя четыре структурных элемента — модус переживания, обозначение переживания, предмет переживания и связь переживания с предметом. Процесс символизации рассматривается как единство когнитивного и аффективного процессов, опосредованность эмоционального поведения смысловыми, познавательными представлениями и схемами: 1) осознание своего «я» и создание образа близкого и далекого будущего; 2) означивание (сигнификацию) эмоциональных состояний и переживаний; 3) символическое воплощение эмоциональных состояний, переживаний и самоотношения. Символизация, как психологический механизм, входит в содержание любой предметной деятельности, в которой человек использует знаково-символические средства. В деятельности, связанной с искусством (создание, исполнение, восприятие художественного произведения), символизация является основным механизмом. По своим структурным элементам виды художественной деятельности могут быть представлены как виды знаковосимволической деятельности - замещение, схематизация, кодирование -декодирование, моделирование.
В силу своей символической природы искусство есть порождение социальных и индивидуальных явлений, что позволяет в каждом произведении искусства воплощать образ мира. Это процесс двусторонний. С одной стороны каждое произведение искусства, каждый художественный текст, выступает как мини-модель своего исторического периода, воплощая типичные образы эпохи. С другой стороны любое произведение искусства с точки зрения технологии
26
Территория науки. 2015. № 5
соответствует характеристикам современного художнику уровню развития науки.
Культурно-исторический анализ эволюции продуктов символизации позволяет рассмотреть этапы развития человечества. Полученные знания помогают составить психолого-педагогическую модель, которая может стать основой для разработки гуманитарных интегрированный курсов, в которых история искусства будет занимать ведущее место, поскольку искусство отражает само понятие «человечность».
Как объект познания произведение искусства есть уникальный открытый текст (У.Эко), взаимодействие человека с произведением искусства есть активная сотворческая деятельность. Сотворчество предполагает познавательную и творческую активность человека в понимании художественного произведения, результатом понимания становится художественный образ [4]. Символизм произведений искусства может коннотировать к прошлому опыту субъекта, создавать ассоциации и образы, обусловливающие понимание художественного произведения. Средства художественной выразительности (ритм, звуки, краски, движение и пр.) могут действовать раздражающе на физиологическом уровне и, минуя сложные информационные пласты, приводить к ответной эмоциональной реакции. Эта пластичность и экзистенциальность взаимодействия искусства и человека позволяет рассматривать искусство как средство развития направленности на множественность и обогащение смыслов.
Список литературы
1. Бакланов К.В. Использование мультимедийных презентаций в процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе//Вестник Российского нового университета. - 2014. - №1. - С.68-70.
2. Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы
профессионального мастерства специалистов культуры
художественного профиля. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 1997
3. Журавлева Е.А. Особенности психологической подготовки
педагогов к использованию стандартов нового поколения в профессиональной деятельности//Человеческий капитал. - 2014. - №3 (63). - С.75-80.
4. Николаева А.И. Парадоксы музыкального стиля в
исполнительстве и педагогике//Вестник кафедры ЮНЕСКО
27
Территория науки. 2015. № 5
«Музыкальное искусство и образование». - 2013. - № 1. - С. 110-115.
5. Травинова Г.Н. Формирование психологической готовности студентов педагогического вуза к взаимодействию с дошкольниками. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Москва,2006.
Киреев К.В.
СРЕДСТВА КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК ОСНОВА ИНВАРИАНТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Самарский государственный технический университет
Ключевые слова: технология обучения, компьютерная программа, учебный процесс.
Keywords: technology of training, computer program, educational process.
Аннотация: Работа посвящена вопросам разработки и внедрения обучающих и контролирующих компьютерных программ как составной части инвариантной технологии обучения специалистов электротехнического профиля в высшей школе.
Abstract: The research is devoted to the problems of development and introduction of teachihg and controlling computer programms as a consistent part of an invariant technique of training the specialists of electrical engineering type in high educational establishments
Преобразование структуры процесса обучения в направлении широкого использования в нем дидактической техники, обладающей функцией обратной связи и заменяющей педагога на ряде этапов учебного процесса, - важнейшая в настоящее время тенденция совершенствования данного процесса. Исходя из этого, следует быть готовыми к изменению методики, функций педагога в условиях внедрения в обучение автоматизированных систем на базе персональных компьютеров.
Широкое использование в учебном процессе компьютерных средств обучения обусловлено их значительно большей
эффективностью по сравнению с другими средствами обучения [1].
Практика показывает, что на этапе, где преобладает самостоятельная работа, компьютер имеет большие преимущества, помогая осуществить дифференцированный подход к каждому студенту, вовремя заметить пробелы в знаниях и устранить их.
Компьютеризированное обучение подчиняется той же системе
28