принцип толерантности воплощается в уважительном отношении к вероисповеданию, обычаям, традициям и культуре, и искусству разных народов. Это возможно тогда, когда ведущими идеями воспитания толерантной личности являются идеи гуманизации и гуманитаризации образования, всестороннего развития личности молодых, формирования у них духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, творческого и ответственного отношения к жизни [2, с.40-41].
Толерантность характеризуется особенной системой мотивационно-смысловых отношений личности, социабельностью, политическими, конфессиональными и этническими особенностями. Востребованность культуры толерантности очевидна, так как, позволяет решать важнейшие социально-нравственные задачи - развитие особого мировоззрения, развитие альтруистической направленности личности, интеллигентности, высокого уровня эмпатийной чуткости, стремления приносить пользу государству.
Культура толерантности сегодня - это высокая культура поведения, общения и деятельности в разных сферах, высокая значимость социально-ценностных качеств, направленность личности на уважение и доверие.
Таким образом, социокультурный контекст толерантности в аспекте реализации механизмов нового социокультурного пространства определяется новой культурной и конфессиональной парадигмой формирования личности, созданием толерантной среды, определяющей особый тип взаимодействия личности с другими людьми, наличием особых педагогических средств, новыми рефлексивно-оценочными и эмпатическими навыками.
С этих позиций, толерантное поведение связано не только со стабильностью и благополучием современного российского общества, но и с реализацией нового толерантно-ориентированного подхода в социокультурном воспитании на основе целенаправленного формирования совокупности норм морали и общечеловеческих ценностей.
Литература
1. Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования: [Текст] Учебное пос.- СПб.: Издательство «Лань», 2010 - 288 с.
2. Громова Л.А. Использование принципа толерантности в преподавании изоискусства [Текст] Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск 5. Ред. \ РАВалеевой. - Казань: КГПУ, 2004. - с.40-41
3.Даутова Г.Ж., Валиева Д.Н. Гуманизм и толерантность: путь к гармонии [Текст] Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск 7. Ред. \ РАВалеевой. - Казань: КГПУ, 2004. - 3-4 с.
4.Декларация принципов толерантности, утверждённая резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Серия «Международные правовые акты». [Текст] - Ижевск, 2002.
5. Декларация принципов терпимости [Текст] // Париги, 1995. — С. 7-10.
6.Декларация принципов толерантности [Текст] // Бетти Э., Физдон. Толерантность дорога к миру. - М., 2001. - С. 262-263.
7. Декларация принципов толерантности [Текст], М., 1999. - С. 1.
8. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКОот 16 ноября 1995 года [Текст] // Век толерантности: Научно-публицистический вестник М.: МГУ, 2001.
9.Зиганшина Н.Л. Роль семьи в воспитании толерантной личности [Текст] /- Актуальные проблемы педагогики и психологии -Вып.7. -Казань, КГПУ, 2004., - с.84-86
10. Кадырова С.В., Немцева Е.А., Тульчинский Г.Л. Self-management в сфере культуры и искусства: [Текст] Учебное пос. - СПб.: Изд-во «Лань», 2013- 224 с.
11. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века [Текст] - М.: РИО МГТА, 2003. - 269 с.
УДК 378
КБ.Касенова
СИМВОЛИКА ЦВЕТА В КАЗАХСКОМ КОВРОТКАЧЕСТВЕ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В статье рассматривается символическое и смысловое значение цвета в традиционном казахском ковроткачестве. Доказывается, что на основе изучения характерных особенностей, смысла, значения и применения символического разнообразия цветов, складывалось мировоззрение казахского народа, а его представления об окружающем мире, его эстетический вкус и национальные особенности передавалась из поколения в поколение.
Ключевые слова: культура, символика цвета, казахское ковроткачество, мировоззрение, эстетический вкус, философия цвета, семантика цветообозначений.
Kassenova Kyzdarkul COLOR SYMBOLISM IN THE KAZAKH CARPET WEAVING: HISTORICAL AND CULTURAL ANALYSIS
The article deals with the symbolic meaning and significance of color in traditional Kazakh carpet weaving. It is proved that by studying the characteristics, meaning, value and use of symbolic colors diversity evolved outlook of Kazakh people, and his ideas about the world, its aesthetic sense and national characteristics handed down from generation to generation.
Key words: culture, symbols, colors, kazakh carpet, outlook, aesthetic taste, color, philosophy, semantics tsvetooboz-nacheny.
Прикладное искусство казахского народа наиболее ярко представлено в его коврах. Традиционное ковроткачество народа, в том числе и казахского, имеет сложившийся веками своеобразный региональный, или народный, колорит. Ковер у казахов явяляется не только предметом домашнего обихода, оно есть отражение душа народа, его чувств и представлений о жизни, ковер символизирует благожелательность, является своего рода оберегом дома, отождествляемым с жизнью, плодородием. Обратимся к анализу отдельных цветов.
Так, например, особое значение в казахском ковре придается голубому/синему цвету - «кек». Он - Квк Тэщр1 Кудай (небесный Всевышний, Бог). Даже сегодня, произнося слово «квкке щра», указывают на небо. Раньше, когда хотели узнать чью-либо родословную, задавали вопрос - «оныц Keei км?» (какого он рода?), «квгщде еш нэрсе болган ба?» (было в твоем роду что?). Когда огорчались на кого-то, то говорили: «квгi жаман неме» (плохого рода), «квкmемегiр» (синонимы - не расти, не развивайся). Эти обстоятельства определили символическое значение голубого/синего цвета «кек», который приобрел особый смысл, ковры и алаша (паласы) такого цветом нередко стелили на пол. С другой стороны, голубой цвет для казаха является синонимом зеленого цвета. На земле «кек - жайлау» (летнее пастбище, летовка джайляу). В прошлом, как и в настоящее время, казахи вместо понятия «жасыл жайлау» (зеленая летовка), словно разукрашивая его, использовали сочетание - «квкмайса жайлау» (голубая сочная летовка), или говорили «малды квкке шыгар», «квкке врбет» (гони скот на зелень), или «квктеп жатыр» (зеленеет) и др. До сих пор женщины изделия зеленого цвета - «жасыл» обозначают голубым/синим, т.е. «квк». Тюрколог А.Н.Кононов в работе «Семантика цветообозначений в тюркских языках», обобщая значения слова «кек» посредством слова «кектем» (весна), толкует его как «цвет жизни», «омоложение» [2, с.160]. Следовательно, зеленый цвет в коврах имеет переносное значение -символ молодости и весны. Позже в казахскую жизнь зеленый цвет вошел как символ мусульманства. У казахов зеленые и красные цвета ассоциируются с молодостью. Например, молодую девушку сравнивали с ярко красным цветком, возможно поэтому они носили красный платок, надевали красный камзол (национальная женская одежда) и др. Красный цвет также часто встречается в казахских пословицах: «внер алды кызыл ты» (Важнейшее искусство - ораторство (красноречие), «Кысык бутаща кызыл жиде бтедЬ> (На кривой ветке растет красная джида), «Ананыц m^Mi кызында, кыздыц w^wi кызылда» (Думы матери о дочке, дочери - о красивом). Таким образом, красные и зеленые цвета в казахской искусстве ассоциируются с молодостью. Традиционно, красный цвет - символический знак огня, солнца. И огонь, и солнце священны для казахов. Наиболее ярко магическая сила красного цвета проявляется в суевериях, обычаях и традициях казахов: в огонь не плевали; через него не перешагивали; ее не гасили водой; на горячий уголь не наступали и т.п. Одежда человека, внутренность жилища очищались огнем. Символично было и то, что молодой человек, создавая семью, свой очаг зажигал огнем из отцовского дома. Возникновение слова «отау» (дом молодых) и «отагасы» (отцовский дом) ученые объясняют именно этим. К огню прибегали и тогда, когда нужно было сберечь от бед и опасностей новорожденного или молодую невестку. Например, как только жених и невеста переступали порог дома, поклонялись Умай матери, выливая масло в огонь: «От-ана, май-ана -жарылка» (дословно: Мать -огонь, мать - масло - отпусти грехи).
Богата палитра смыслов и черного цвета. Им обозначали не только цвет предметов, но и суть явлений. Его смысл соответствует старинным, древним понятиям. Например, «Кара жердц туа, берекенц белгiсi» (Черный - цвет земли, знак достатка). Казахи черный цвет ассоциируют с землей, с достатком, это от природы присущий человеку цвет. Черный цвет как философская категория указывает на постоянство и статику. Возможно, поэтому сформи-ровались такие понятия с глубоким смыслом, как «кара жер» (черная земля), «кара бала» (темный мальчик), «кара свз» (слова назидания). В «Жетi жарты» (Свод законов Тауке хана) есть символические вещи, разрешающие месть - «кара казан» (черный котел), «кара нар» (черный верблюд), «кара мылтьщ» (черное ружье), «кара ат» (черная лошадь). Это все правила связанны с «кун дауы» (закон, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения). Словосочетание «кара нар» означало следующее: тело умершего человека перевезти на черном верблюде в селение, где он долгое время проживал [4, с.32]. О плохом человеке говорили: у него черная душа (цара жанды). Пример тому - образ Бекежана как отрицательного героя из кинофильма «^ыз Ждбек». Отцовский дом называли «кара шацырак»» (черный
шанырак). Шаны-рак - это потолок юрты в виде сферического купола. Через него из юрты выходил дым, поэтому шанырак с годами становился все чернее и древнее. Для казахов шанырак - это символ родного дома и продолжения рода. Неслучайно на гербе современного Казахстана изображен шанырак. «Кара шанырак;» стало нарицательным понятием, он был и остается семейной реликвией, передается от отца самому младшему сыну. В некоторых случаях давая клятву, смотрели при этом на шанырак.
Другое значение слово «кара» связано с красотой. Родители называли дочерей «Карашаш (черноволосая), Каракез (черноглазая), Каракат (черная смородина) и др. В то же время оно не утрачивало своего обыденного значения, использовалось широко в повседневной жизни. Например, как-то молодой батыр Сырым пришел к Бию Бокен за благословением. Тогда мудрец сказал: «Ел камына бола тусац, балам, аркан кара нардай жауыр болсын, мтезщ кара жердей ауыр болсын, вкпец жок 6dpi тутас бауыр болсын» (Если родился с заботой о народе, пусть спина будет в ранах, как у черного верблюда. Пусть характер будет тяжелым, как земля. Не держи ни на кого зла. Пусть все люди будут тебе братьями) [1].
У тюркских народов черный цвет часто символизирует зло. В книге «Коркыт Ата» сказано: «Ктде-кшнщ улы, кызы жок, кара отауга кipгiзiцдеp, кара Kui3 астына твсендер, кара койдыц етт алдына тартындар, жесе жест, жемесе турсын да кетст. ¥лы барын ак отауга, кызы барын кызыл отауга» (Того, у кого нет ни сына, ни дочки, заведите в черную юрту, постелите черную кошму, подайте ему мясо черного барана. Захочет есть - пусть кушает, не захочет - пусть встанет и уйдет. У кого есть сын, пусть войдет в белую юрту, у кого дочь - в красную юрту) [3, с.26].
Белый (а;) цвет у казахов - цвет благородства. Это знак радостной вести, счастья, чистоты. Иногда обозначение белого цвета выступает в значении имени существительного. «Белым» (а;) называют молочные продукты. Зять, впервые приехавший к родне жены, пил «белый» напиток (т.е. кумыс, шу-бат, айран); прежде чем невесту познакомить с родственниками мужа, голову укрывали белым платком. Таким образом, белый - знак истины, чистоты, честности, правдивости и порядочности. Например, казахи говорили: «Агын су арнасын табады, ак адам орнын алады» (Текущая вода находит русло, честный человек найдет свое место). В обиходе белый цвет использовался для обозначения серебра. Сундук, обрамленный (обшитый) серебром, называют «а; санды;» (белый сундук). Согласно поверью казахского народа, серебро есть признак чистоты. В старину, чтобы получить благословение от предков, молодые приносили в жертву верблюда белого цвета. Хана возносили на белой кошме, а хоронили - обернув в белую кошму. Произносили пожелания молодой семье (а; отау) от чистой души. Фразу «Ак туйенщ карны жарылганда» (дословно: когда лопнул желудок белого верблюда) обычно произносили в связи с радостной вестью. В жертву приносили белого верблюда, белого коня или овцу - «аксарбас» или «бозкаска» (дословно: белоголовый).
Желтый цвет у казахов, с одной стороны, - символ разума и мудрости, а с другой - используется для выражения печали или скорби: например, «Сарыуайымга салыну» (впасть в уныние). Желтый цвет может выражать спокойствие и надежду: «Уайым тyбi сары алтын, саргайган жетер муратка» (дословно: терпение - золото, кто терпит - тот достигнет цели).
Таким образом, на основе казахского традиционного ковроткачества была предпринята попытка раскрыть символические значения цветов. У казахского народа сформировалась своеобразное смысловое восприятие цветов. Каждый цвет имеет символическое значение, успешно используется в прикладном искусстве для передачи настроения, отношения, характера, глубинного смысла явлений, предметов и др. Изучение характерных особенностей, смысла и значения цветопередачи позволяют получить объективное знание о мировоззрении казахского народа, его представлениях об окружающем мире, его философии и культуре.
Литература
1.Казакские племена и жузы. - Режим доступа: http:// turkulusbudun. forumotion. com/ t342p50-topic (Дата обращения: 08.04.2017).
2.Кононов А. Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках / / Тюркологический сборник.- М.: Наука, 1978.- 160 с.
3.Нысанбаев Э., Эбжанов Т. Адамга ;арай бет бурса;: ежелп грек философиясы туралы ой толгаулары.-Алматы: Каза; университету 1992.-160 б.
4. Кенжеахметулы С. Жет ;азына: жиган -терген.-Алматы, 2007.- 131 б.