Научная статья на тему 'Символика Ростовской области: диалог между традицией и современностью'

Символика Ростовской области: диалог между традицией и современностью Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1464
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ROSTOV REGION / СЕМАНТИКА / SEMANTICS / ГЕРБ / COAT OF ARMS / ФЛАГ / FLAG / ГИМН / ANTHEM / ОБРАЗ / IMAGE / АРХЕТИП / ARCHETYPE / СИМВОЛ / SYMBOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бабайцев Андрей Владимирович

В статье выявляются традиционные и современные значения символов Ростовской области. Автор приходит к выводу, что герб, флаг и гимн области, обладая многоуровневой семантикой, способны объединять различные слои общества, продуцируя на символическом уровне идеи стабильности, устойчивости, развития, движения, свободы и независимости. Символика области также выражает исторические и социокультурные особенности казачьего субэтноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbols of Rostov Region: Dialog between Traditional and Contemporary Characters

The article casts light upon traditional and contemporary characters embodied in symbols of Rostov region. The author makes a conclusion that the regional coat of arms, flag and anthem have multi-level semantics and are able to consolidate different tiers of society. They produce symbolic ideas of stability, steadiness, development, movement, liberty, and independency. Symbols of the region bear, as well, historic, social and cultural features of Cossack sub-ethnics.

Текст научной работы на тему «Символика Ростовской области: диалог между традицией и современностью»

К 75-ЛЕТИЮ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УДК 101.1:316:342.2:003(470.63)

СИМВОЛИКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ДИАЛОГ МЕЖДУ ТРАДИЦИЕЙ И СОВРЕМЕННОСТЬЮ

А.В. Бабайцев

Символы Ростовской области представляют собой "классическую" триаду - герб, флаг и гимн. Они были приняты одними из первых в период российского государственного символо-творчества 1990-х гг.

Любой символ, в том числе и государственный, обладает семантикой - способностью продуцировать различные значения, причем они являются и архаическими и современными. Символы регионов важны для официальной и неофициальной политической культуры России. Это связано с тем, что герб, флаг, гимн выступают не только как государственные идентификаторы, но и как особые семантические образования, не позволяющие распасться политическому полю на разрозненные, не связанные друг с другом части. Несмотря на актуальность данной темы, нет работ, посвященных семантическому анализу символов Ростовской области. В рамках данного исследования мы попытаемся выявить традиционную и современную семантику герба, флага и гимна Ростовской области.

Появившаяся в результате территориально-административных преобразований в 1937 г. Ростовская область сохранила в своем составе ядро казачьей общности. Казаков можно считать субэтносом и квазисословием [1]. Съезд общественно-патриотического Союза казаков Области Войска Донского (ОВД), который проходил в Ростове-на-Дону 17-18 ноября 1990 г., провозгласил возрождение традиционных герба, флага и гимна Войска Донского [2]. Практически в неизменном виде эти символы были утверждены в 1996 г. Законодательным Собранием Ростовской области.

Бабайцев Андрей Владимирович - кандидат философских наук, доцент кафедры истории и культурологии Донского государственного технического университета, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, e-mail: we20041@yandex.ru, т. 8(863)2738328.

Герб представляет собой "геральдический щит, в лазоревом (голубом) поле которого - серебряный столб с поставленной на лазоревый волнистый пояс червленой (красной) крепостной стеной о трех башнях, из которых средняя - выше; в оконечности - золотой колос, накрывающий лазоревый волнистый пояс. Столб сопровожден историческими донскими регалиями: справа - серебряным перначом поверх серебряных бобылева хвоста и насеки накрест; слева - серебряной булавой поверх таковых же насеки с орлом и бунчука накрест. Щитодержатель - возникающий над щитом черный двуглавый орел с золотыми клювами и червлеными языками, имеющий на каждой из голов Российскую императорскую корону и увенчанный посередине большой Российской короной с лазоревыми лентами. За щитом - четыре сложенных накрест Флага Ростовской области на золотых знаменных древках с копейными наконечниками, шнурами и кистями. Знаменные древки перевиты лентой ордена Ленина" [3].

Герб Ростовской области состоит из следующих элементов: щит (квадрат), трехбашен-ная крепость, золотой колос, река, пернач, насека, булава, бунчук, бобылев хвост, двуглавый орел, три короны, флаги Ростовской области, три вертикальные линии, три полосы, лента. Также имеют значения использованные при создании герба цвета - красный, белый, черный, золотой (желтый), голубой, синий, серый.

Щит семантически связан с квадратом -геометрической фигурой, которая диалектически уравновешивает противоположности,

Andrei Babaitsev - Ph.D. of Philosophy, associate professor of the History and Culturology Department at the Don State Technical University, 1, Gagarin Square, Rostov-on-Don, 344000, e-mail: we20041@yandex.ru, ph. +7(863)2738328.

воплощая собой идею структуры, порядка, совершенства, целостности, пропорциональности, постоянства, безопасности. Эта графема также связана с такими понятиями, как абсолютное, равенство, простота, прямота, единообразие, порядок, правота, истина, справедливость, мудрость, честь, земля [4].

Трехбашенная крепость выражает идею защиты. Это символ военной доблести казачества, неоднократного взятия казаками турецкой крепости Азов (существовавшей с 1471 г. в устье Азовского моря), крупнейшей военной базы Османской империи в Северном Причерноморье и Приазовье [5]. Это и символ таможенной крепости: на Дону, выше места впадения в него реки Темерник, у урочища Богатый Колодезь по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1749 г. были основаны Темерницкая пограничная таможня и порт, а в 1761 г. для их защиты началось строительство крепости, названной именем Святого Дмитрия, митрополита Ростовского, причисленного в 1757 г. к лику святых. Крепость с тремя башнями также соотносится с идеей троичности, которая во многих культурах обладает особой семантикой. Она символизирует тройной состав Вселенной: Небо, Землю и Нижний (подземный мир) [6, с. 18—20]. Кроме того, этимология слов "три", "третий", отмечает В.Н. Топоров, во многих языках указывает на "преодоление", "достижение", "проникновение через/сквозь/за пределы" [6, с. 20].

Символический образ золотого колоса говорит о том, что основной сельскохозяйственной культурой области является пшеница. Так, например, в 2011 г. валовой сбор зерновых культур в Ростовской области составил 7872,7 тыс. тонн, в том числе озимой пшеницы 5851,4 тыс. тонн, яровой пшеницы 27,9 тыс. тонн. По сбору зерновых культур область занимает третье место в Российской Федерации*. Этот злак известен человечеству многие тысячи лет. Археологические находки говорят о том, что изделия из пшеницы -продукты самых ранних цивилизаций, умевших возделывать землю и культивировать хлебные злаки [7]. С древнейших времен пшеничные колосья, хлеб (как пресный, так и дрожжевой) и хлебобулочные изделия, а также каши из пшеничных зерен сравнивали с добром, благополучием, богатством,

* Письмо А.В. Бабайцеву из Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области № 11.4.2.2-15/1344 от 11.12.2011.

силой, мощью, жизнью вообще. При восприятии колоса образуется семантическая цепь: колос - хлеб - еда (трапеза) - совместная трапеза - социальная группа. А из совместных трапез, говорит М. Вебер, возникает сообщество трапезы, которое является важным средством формирования различных социальных образований [8].

Синяя волнистая линия символизирует прежде всего реку Дон. Это "такая вода, которая динамикой своих разливов, своим течением определяет периоды времени, решающие для человеческого существования" [9]. Река также символизирует движение, плодородие, жизнь/смерть, границу, чистоту. Дон у казаков - богатырь, родитель, отец, батюшка. Он представлялся бородатым стариком с длинными волосами. Именно Дон мифологизируется у казаков в первую очередь. Это отразилось, например, в казачьих сказках: богатырь Тихий Дон помогает главным героям в борьбе с врагами [10]. Извилистая река символизирует и ум, смекалку, находчивость, а поток воды -символ необузданности, неукротимости. Река также является символом завершения подвига, обретения нового статуса, жизни [11]. Синяя волнистая полоса символизирует не только реку Дон, но и Азовское море, а также является проявлением архетипа [12].

В гербе области присутствуют символы атаманской власти, выделявшие его из среды казачества - пернач и насека, а также другие символы власти - бунчук, бобылев хвост, булава. В правой части расположены эмблемы, пожалованные Войску Донскому Петром I, а в левом - преподнесенные Императрицею Елизаветою Петровной [13].

Пернач - древнерусское холодное оружие, представляющее собой разновидность булавы. Она состоит из короткого древка, длиною около 80 см, и металлического навер-шия металлической формы, к головке которой приварено несколько (до двух десятков) металлических пластин, напоминающих перья. Большое распространение получила разновидность одноручного пернача с шестью перьями, называемая шестопером [14, с. 267].

Насека - первоначально прямая палка со стилизованным навершием, на которой делались насечки по числу лет атаманских служений с момента образования войска, а позже длинная деревянная трость (до 1,4 м) с вырезанными на ней узорами в виде ветвей, окрашенная под орех и снабженная серебря-

ной головкой или иным шаровидным (диаметром 6,7 см) навершием [14, с. 266—267].

Булава - холодное оружие (прообраз дубины и палицы) с деревянной или металлической рукояткой и шаровидной головкой на верхнем конце (так называемым яблоком) -ударной частью, нередко снабженной шипами. Длина оружия - около 0,5—0,8 м [15].

Бунчук - древко до 2,5 м. На верхнем конце помещалось острие, к которому привязывался хвост коня либо яка, здесь же были и две серебряные кисти. С XVIII в. бунчук вместе с другими регалиями (клейнодами) жаловался русским правительством казацким атаманам.

Бобылев хвост - частный вид бунчука. (Термин "бобылев" происходит от того, что "бобылем" называли коня чисто белой масти.) Древко наверху имело позолоченный шар, на котором прикреплялся парящий орел, а белые волосы (в золотой сетке) свешивались из шара. Этот знак донские казаки применяли наравне с бунчуком. Означал он волю.

Войсковые регалии выносили в центр Войскового круга, перед выходом атамана [16, с. 23]. Особо значимые символы власти - насека, булава, пернач (или шестопер) - выносились самим войсковым атаманом [16, с. 28].

Двуглавый орел соотносится с гербом Российской Федерации, выступая символом того, что Ростовская область является неотъемлемой частью России. Изображение двуглавого орла в гербе Ростовской области (как и в гербе России) является архетипом [17] и воплощает идею гармонии, равновесия, стабильности и совершенства. Существуют доказательства того, что дуализм - часть человеческой психофизиологии [18], именно поэтому в культурах различных народов возникают двухголовые химеры [19].

В гербе также помещены три короны. Корона - символ избранности, особого социального статуса, власти вообще, а также победы, солнца, света, связи с небом, духовности. Три короны, так же как и трехбашенная крепость, выражают идею троичности.

В навершии герба распложены флаги Ростовской области. Они стилистически соединяют герб с флагом области. Это порождает катоптрический эффект: в гербе два раза "отражается" флаг, что символизирует взаимодействие властей. Присутствует и семантика четверичности: флаг Ростовской области повторяется в гербе четыре раза.

Наиболее общими значениями четверичности являются "выдвижение вперед", "превосхож-дение", "применение силы с целью изменения данного состояния и достижения нового (высшего) состояния", "побеждать", "давать отпор", "защищать", "приводить в движение" [20, с. 119]. Данные лексической типологии свидетельствует в пользу того, что число 4 передается с помощью слов, обозначающих множество, обилие, силу, возрастание [20, с. 120]. Это число также соотносится с Вселенной, горизонтальной структурой, целостностью, идеальной устойчивостью [20, с. 122].

Три вертикальные линии и полосы содержат в себе символизм троичности. Они имеют и другую семантику: вертикали и собственно полосы. Вертикальная линия выступает символом движения вверх, мобильности, трансформации, устремленности, действия. Эта графема соотносится с такими понятиями, как дух, интуиция, образное мышление, совесть, мужское начало [21, с. 7]. Это символ связи между низшим и высшим мирами, он олицетворяет духовный уровень и творческую фантазию [22]. Полоски, как разновидности линий, сами по себе являются символом. М. Пастуро считает, что они выступают символами детства, игры, чистоты и здоровья, а также фильтра (или экрана), который защищает, но не запрещает полностью, останавливая вредное и пропуская полезное [23].

Лента ордена Ленина символизирует орден, которым Ростовская область была награждена 1 октября 1958 г. за выдающиеся успехи, достигнутые в деле увеличения производства зерна и других продуктов сельского хозяйства [24]. В гербе присутствует символ, взятый из советского периода российской истории. Подобная эклектика связана с желанием авторов герба подчеркнуть преемственность двух эпох - советской и дореволюционной, выражая тем самым бинарность массового сознания, которое не хочет отказываться ни от каких традиций [25]. Лента имеет и другую семантику. Она соотносится с дорогой, символизируя путь, требующий самоотверженности и дисциплины.

Здесь есть и цвета из архетипической триады - красный, белый и черный. Красный символизирует жизнь, кровь, мужчину, связь матери и ребенка, а также добычу, животную пищу, войну, смерть. Этот цвет в высшей степени амбивалентен: он связан как с по-

ложительными эмоциями и смысловыми рядами, так и с отрицательными. Белый - цвет жизни, здоровья, лунного света, женщины, силы, чистоты, цвет семени - символ союза мужчины и женщины, материнского молока -связи матери и ребенка. Белый выступает символом социального единства, сплоченности, традиции. Черный - цвет зла, страдания, болезни, смерти, ночи, тьмы; цвет экскрементов и выделений - символ перехода из одного социального статуса в другой. В то же время черный - цвет дождевых туч, плодородной земли - является символом единства большой группы - общности, - которая функционирует на основе общих жизненных ценностей [26].

Красный, белый и черный имеют и иные символические значения. Красный является символом огня, энергии и мощи, "он пробуждает глубокую страсть - от любви до отвращения, раздражения и слепой ярости" [27]. Семантически красный связан с активностью, агрессией, движением. Белый - холодный, чистый, нейтральный цвет. В.В. Кандинский говорит о белом как о цвете великого молчания, которое недоступно нашему пониманию, молчанию не мертвому, но полному возможностями [28]. Символизм белого также связан со светом. Черный - символ воскрешения, осторожности, мудрости, постоянства [29]. Также этот цвет символизирует власть, силу [30] и будущее [31, с. 172—173].

Золотой (желтый) - веселый, праздничный цвет, создающий хорошее настроение, это цвет блеска и великолепия. Символизм желтого напрямую связан с солярными архаичными культами. Он подобен солнечному свету, а также золоту, поэтому является символом жизни, славы, величия, власти [32]. И.В. Гете говорит о том, что этот цвет отличается "ясностью, веселостью и мягкой прелестью" [33].

Серый - холодный, деловой, нейтральный цвет, он создает ощущение стабильности. Наиболее частые ассоциации - серьезность, скромность, функциональность, устойчивость, постоянство. Серый не является ни цветным, ни светлым, ни темным, "он не вызывает никакого возбуждения и свободен от какой-либо психической тенденции ... это нейтралитет" [34].

Семантика голубого и синего практически одинакова. Символизм голубого в гербе напрямую связан с теми ассоциациями, которые он вызывает: чистая вода Тихого Дона, мирное небо. Синий является символом

вечности, бесконечности, так как он соотносится с небом, а также божественной истины, величия, славы [31, с. 244—255]. Этот цвет вызывает умиротворенность чувств, спокойствие. Синий - самый трансцендентный и мистический цвет [35].

В то же самое время красный, синий и желтый являются традиционными цветами донского казачества. Так, юноши и женатые мужчины сверху рубахи (как правило, белой с красной полосой по нижнему краю подола) надевали бешмет, стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета [36, 37]. Красный, синий и желтый присутствовали в единой казачьей форме, принятой в 1774 г. для Азовского, Таганрогского и Дмитрия Ростовского полков. Эта форма состояла из кафтана, бешмета, шаровар, заправленных в сапоги, и шапок из смушки с суконным верхом [14, с. 268].

Таким образом, герб Ростовской области - это особое семантическое образование, которое состоит из нескольких элементов, являющихся самостоятельными символами, имеющих свою "историю", свои значения и смыслы. Элементы, соединившись в единый символ, сохранили прежние значения и смыслы и приобрели современные. Особенность герба заключается в сочетании старых, казачьих символов с советским, что выражает неизменность, стабильность, традицию, преемственность.

Флаг Ростовской области представляет собой "прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - синего, средней - желтого и нижней -алого цвета. Вертикально вдоль древка расположена белая полоса, составляющая 1/5 часть ширины флага. Отношение ширины флага к его длине 2:3" [38].

Флаг включает в себя: три горизонтальные линии, три горизонтальные полосы, вертикальную линию, вертикальную полосу, а также белый, синий, желтый, красный цвета.

Горизонтальная линия ассоциируется с землей и водой. Прямые горизонтальные линии указывают на стабильность, неизменность, постоянство, устойчивость, утверждение. Это статичный, лишенный движения и динамизма символ.

Горизонталь соотносится с "горизонтальными" понятиями - материя, "здравый смысл", аналитическое мышление, проза, динамика, время, запад, женское начало, вода

[21, с. 7]. Горизонтальная линия, по мнению В.А. Фаворского, - это образ движения человека вокруг собственной вертикальной оси, при рассмотрении горизонта или движения вокруг чего-либо вертикально стоящего [39]. Горизонт - это также некий предел, граница, рубеж. О символизме горизонта говорит Ф. Ницше, который подчеркивает, что "все живое может стать здоровым, сильным и плодотворным только внутри известного горизонта" [40]. Поэтому правомерно утверждать, что полосы на флаге области символизируют исторический горизонт и традицию. Горизонтальные линии также соотносятся с понятием "земля", являющимся основным социокультурным архетипом (ментальностью). Он определяет отношение человека к традиции и обладает "колоссальным эмоциональным и энергетическим потенциалом" [41, с. 110].

Вертикальная линия и вертикальная полоса имеют те же символические значения, что и в гербе Ростовской области, усиливая их при помощи катоптрического эффекта. Белый, синий и красный по смыслу соотносятся с цветами герба, также "зеркально" дублируя основные символические значения. Желтый, в отличие от цвета в гербе области, символизирует калмыков - кочевое неказачье население из буддистов-ламаистов, по приговору Войскового круга и личному почину располагавшихся на свободных кочевьях в задонских степях Войска Донского, попав под казачий присуд Войскового круга и войскового атамана [16, с. 156—157; 42].

Таким образом, флаг области иллюстрирует архетипическую идею четверичности и земли, соотносясь с такими понятиями, как стабильность, неизменность, основательность. В то же время флаг представляет собой идеи устремленности, преумножения, роста, расширения, увеличения, действия.

Гимн Ростовской области был создан на основе песни Ф.И. Анисимова "Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон" (была написана в 1853 г.). Он, являясь "символом сохранения традиций, единства Ростовской области" [43], представляет двойственный символ: музыку и поэтический текст.

Музыка гимна Ростовской области порождает состояние уверенности, внутренней сосредоточенности. В гимне используются следующие средства музыкальной выразительности: тональность f moll; гармония "мажо-

ро-минор"; плагальность; ритм, основанный на четвертных и восьмых долях; поступен-ность; унисонное звучание мужского хора, переходящее в терции в припеве.

Тональность f moll и отсутствие кварт придают мелодии гимна героико-эпический характер, символизируя раздолье, широту, простор. Гармония "мажоро-минор" (чередование грустных и веселых интонаций) наполняет это музыкальное произведение фольклорным элементом, перенося исполнителей и слушателей в народную эмоциональную сферу. Плагальность (преобладание субдоминантовой сферы) придает мелодии эпический характер. В ней отсутствуют "конфликты", она имеет ровные и спокойные гармонические обороты. Равномерное, строгое, скупое движение четвертных и восьмых длительностей почти без пунктирного ритма формируют величественную, эпически выразительную "широкую" мелодию. Она движется без скачков, распевно, что ассоциируется с энергией, мужеством, силой, уверенностью. Гимн связан с традиционным народным казачьим мелодизмом стременной (военной) походной песни [44]. Унисонное звучание мужского хора выступает символом героизма, доблести, воинских казачьих походов, а "расщепление" на терции в припеве подчеркивает народность этого музыкального произведения. В целом гимн активизирует эмоции, связанные со стремлением, размахом, раздольем, свободой, независимостью, волей.

При восприятии этого музыкального произведения вступают в действие два механизма. Во-первых, слушатель, распознавая эмоции, которые входят в структуру художественного содержания музыки, проникается ими, воспринимая их при этом не "со стороны", как чужие чувства, а как свои собственные переживания. Во-вторых, слушатель получает эстетическое наслаждение от восприятия гимна. Музыка гимна также выполняет воспитательную функцию, перестраивая систему ценностей тех, кто воспринимает это музыкальное произведение [45].

Гимн Ростовской области выражает архетип Старика - «статичность пространственно-временных отношений, уравновешенность процессов напряжения и торможения с некоторым акцентом на "своевременность" появления опор, регулярность, периодичность, симметричность» [46]. Этот архетип также воплощает идею стабильности, постоянства,

"накопления энергии", государственности и законности.

Состоит гимн из трех куплетов по четыре строфы (четверостишия). Первый посвящен сакральной связи Тихого Дона и казаков, второй - донской природе, а в третьем связываются прошлое, настоящее и будущее донской земли. Текст гимна пронизан темой свободы и независимости. Слова "свобода", "воля" присутствуют во всех трех куплетах: Тихий Дон послушно отзывается "на призыв свободы", среди зеленых донских степей и золотых нив "вольный слышится призыв", а "В час невзгоды - честь свободы / Отстоят твои сыны". Подчеркивается православность казаков: "Всколыхнулся, взволновался, / Православный Тихий Дон".

Текст гимна сохраняет традиции казацких исторических песен. В основе сюжета лежат типические ситуации, а не какие-то конкретные, отдельные события. Отсутствуют детали, характерные для точной передачи информации. Именно река (а не земля) выступает главным символом Родины: образ Тихого Дона есть в первом куплете. Употребляется эпитет "вольный". Особенно выделяется героизм казаков, их самоотверженная борьба с врагами. Используются повторы: во время исполнения гимна в первых двух строфах повторяются первые слова, две последние строфы воспроизводятся полностью [47].

Употребляется народная фразеология: "всколыхнулся", "послушно отозвался", "слух лаская", "твои сыны" и др. Эти слова и выражения отличаются образностью, позволяют детальнее и конкретнее выразить субъективное, личное отношение к символизируемому объекту - родной земле [48, с. 29]. Используются языковые образы-символы: "православный Тихий Дон", "призыв свободы", "волны нив" и др., которые имеют эмоционально-иносказательный смысл. Применяются конструкции "образного параллелизма", когда сопоставляются два явления посредством их параллельного изображения. Так, православный Тихий Дон "послушно" отзывается на "призыв свободы", в то время как степь донская зеленеет и "золотятся волны нив", с простора "вольный слышится призыв", он ласкает слух. Несмотря на это, отсутствуют казачьи диалектизмы. В тексте гимна есть сравнения: Дон - православный и Тихий, он "всколыхнулся" и "взволновался", как что-то живое, одушевленное, волны

нив соотносятся с золотом и др. Сравнения сопоставляют два или несколько предметов, явлений, качеств, имеющих близкие признаки, и в то же время сохраняется их самостоятельность. Этот прием используется потому, что ассоциации, которые возникают в этом случае, говорят значительно больше, чем простое, логически расчлененное описание [48, с. 56]. Употребляются и метафоры, через которые передается неповторимость и индивидуальность: Тихий Дон, послушно отзывающийся на призыв свободы, "волны нив", "вольная старина". Присутствует перифраза - "твои сыны". Используется и синоним главного для казаков понятия "свобода" -"воля". При помощи морфологических и синтаксических средств в гимне выражается идея свободного казачьего духа, воспринимающий текст все время "сталкивается" с символами свободы и воли: образы реки, которая тихо и плавно течет, бескрайних степей и нив, простора, вольной старины.

Имеет значение и фонетический символизм: во время исполнения гимна звучит протяжный звук [а] - "всколыхнулся", "взвал-навался", "православный", "атазвался", "сва^ боды" и т.д. Таких слов примерно половина. Протяжное [а] ассоциируется с волей, просторами, широтой. В данном случае в звучании присутствует не подражание звуку, связанному с изображаемыми предметом или явлением, а с его пространственным образом [49]. Имеется корреляция длительного [а] с семантикой понятия "большой" [50] и с красным цветом [51], который есть как в гербе, так и на флаге области. Ритмика, "мелодика" фраз, эмоционально-экспрессивная окраска, логические ударения, паузы составляют особую интонацию гимна: казачье-распевную, вольную.

В гимне также присутствует историческая стилизация: через языковые обороты передается образ времени (XVI—XVII вв.), когда казаки формировались и самоидентифицировались как особая субэтническая группа. Имитируется стиль речи, характерный для той эпохи, при этом язык воспроизводится не буквально, а создается образное представление о нем, что вызывает у исполнителей и слушателей ассоциации с историческим прошлым казаков, с традицией.

Гимн Ростовской области воплощает в себе архетипическую идею троичности (три куплета) и четверичности (четыре строфы). В музыке гимна символическими средства-

ми представлен основной архетип Старика, а текст способен вызвать у исполнителей и слушателей патриотические чувства, эмоционально связывая прошлое Донской земли с современностью. Абстрактное понятие "свобода", которое имеет основополагающее значение для всей казачьей культуры, выражено через "широкое" звучание гимна, семантику употребляемых звуков и слов.

Итак мы выяснили, что герб, флаг и гимн Ростовской области отсылают к традиционным символическим образам. Героика прошлого находит выражение в реконструкции символов дореволюционной России. В то же время в гербе используется советский символ - лента ордена Ленина, что позволяет сохранять единый семантический поток, связывая различные хронологические пласты. Флаг области, соотносясь с такими понятиями, как неизменность, расширение и действие, символизирует исторический горизонт и традицию. Гимн, помимо того что представляет основные архетипы (троичности, четверичности, Старика), "иллюстрирует" главную ценность для казаков - "свобода". Существующая символика способна объединить различные слои общества, продуцируя на символическом уровне идеи постоянства, стабильности, устойчивости, и в то же время развития и движения, а также независимости, что выражает исторические и социокультурные особенности казачьего субэтноса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Скорик А.П. Донская казачья субкультура как историческое явление // Научная мысль Кавказа. 1995. № 4. С. 73-77.

2. Сергеев В.Н. Движение за возрождение казачества. Ростов н/Д: Б.и., 1993. 94 с.

3. О гербе Ростовской области // Законы Ростовской области (1994-1998): В 2 т. Т. 1 / Пред. ред-колл. Н.Ф. Беляев. Ростов н/Д: Ростиздат, 1997. 336 с. С. 50-52.

4. Топоров В.Н. Квадрат // Мифы народов мира: Энцикл.: В 2 т. Т. 1. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Большая Рос. энцикл., 2000. 672 с. С. 630.

5. Агафонов А.И. Донские казаки. Грудь в крестах ... Из истории пожалований, наград и знаков отличия донского казачества. XVI - начало XX вв. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 552 с. С. 506.

6. Топоров В.Н. К семантике троичности (слав. *1т1хпа и др.) // Этимология. 1977. Отв. ред. О.Н. Трубачев. М.: Наука, 1979. 192 с.

7. Воронина Т.А. Традиции хлебопечения у разных народов мира // Хлеб в народной культуре:

Этнографич. очерки / Отв. ред. С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. М.: Наука, 2004. 414 с. С. 12.

8. Вебер М. Социология религии. (Типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. 704 с. С. 108.

9. Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. / Общ. ред. И.С. Свенцицкой. М.: Республика, 1996. 336 с. С. 222.

10. См., напр.: Лебеденко П.В. Сказки Тихого Дона. Ростов н/Д: Рост. кн. изд-во, 1969. 76 с. С. 35-48.

11. Топоров В.Н. Река // Мифы народов мира. Т. 2. 720 с. С. 376.

12. Кабо В.Р. Круг и крест: размышления этнолога о первобытной духовности. М.: Вост. лит., 2007. 328 с. С. 158.

13. Винклер В.В. фон Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи / Отв. за вып. Л.И. Арефьева, А.И. Мусатов. Репринт. воспроизв. изд. 1899. М.: Планета, 1991. 223 с. С. 196.

14. Водолацкий В.П., Скорик А.П., Тикиджьян Р.Г. Казачий Дон: очерки истории и культуры: учеб. пособие / Под ред. А.П. Скорика. Ростов н/Д: Терра, 2005. 448 с.

15. Энциклопедия казачества / Сост. Г.В. Губарев. М.: Вече, 2007. 538 с. С. 56.

16. См., напр.: Небратенко Г.Г. Обычаи вольного казачества (XVI - начало XVIII вв.). Ростов н/Д: Артель, 2010. 208 с.

17. См., напр.: Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 240 с. С. 187.

18. См., напр.: Иванов Вяч. Вс. Нечет и чет: Асимметрия мозга и динамика знаковых систем // Иванов Вяч. Вс. Избр. тр. по семиотике и истории культуры: В 2 т. Т. 1. Знаковые системы. Кино. Поэтика. М.: Яз. рус. культуры, 1999. 912 с. С. 505—540.

19. См., напр.: Березкин Ю.Е. Двуглавый ягуар и жезлы начальников (Символы власти и социальные функции в доколумбовой Америке) // Вестн. древней истории. 1983. № 1. С. 163-184.

20. Топоров В.Н. К семантике четверичности (анатолийское *теи- и др.) // Этимология. 1981. Отв. ред. О.Н. Трубачев. М.: Наука, 1983. 192 с.

21. Рылев К.Э. Философия Вертикали + Горизонтали: сб. эссе. М.: Крафт+, 2008. 432 с.

22. Гибсон К. Символы, знаки, эмблемы, мифы в материальной и духовной культуре. М.: Эксмо, 2007. 160 с. С. 82.

23. Пастуро М. Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей: Пер. с фр. М.: Новое лит. обозр., 2008. 128 с. С. 76-86.

24. Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Ростовской области орденом Ленина // Ведомости Верховного Совета СССР. 1958. № 26. С. 805.

25. Раскин Д.И. Новая российская государственность: символы и парадигмы // Геральдика сегодня. Научно-просветительский ресурс о современном российском герботворчестве [Электронный ресурс]. URL: http://sovet.geraldika.ru/article. php?coatid=6942.

26. Тэрнер В. Символ и ритуал / Сост. В.А. Бей-лис. М.: Наука, 1983. 278 с. С. 81-103.

27. Рейд Л. Цвет: Пер. с англ. М.: ЗАО "БММ", 2008. 144 с. С. 20.

28. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. (Живопись.) // Избр. тр. по теории искусства: В 2 т. Т. 1. М.: Гилея, 2001. 392 с. С. 130-131.

29. Жюльен Н. Словарь символов: Иллюстрир. справ. Челябинск: Урал LTD, 1999. 498 с. С. 457.

30. О'Коннел М., Эйри Р. Знаки и символы: Иллюстрир. энцикл. М.: Эксмо, 2008. 256 с. С. 115.

31. См.: Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. СПб.: Речь, 2004. 672 с.

32. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. 3-е изд. Минск: Беларусь, 2005. 152 с. С. 71-75.

33. Гете И.В. К учению о цвете (хроматика) // Психология цвета: сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1996. 352 с. С. 323.

34. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета // Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: практ. пособие. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2001. 448 с. С. 160.

35. Балека Я. Синий - цвет жизни и смерти. Метафизика смерти. М.: Искусство - XXI век, 2008. 408 с. С. 109-328.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв. Ростов н/Д: Гефест, 2010. 256 с. С. 91.

37. Казачья доблесть в картинах и образах / Сост. И.Н. Васильева, В.В. Гарнец и др. Ростов н/Д, 2010. 368 с. С. 21-37.

38. О флаге Ростовской области // Законы Ростовской области (1994-1996) / Пред. ред. Н.Ф. Беляева. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 448 с. С. 54-57.

39. Фаворский В.А. О графике, как об основе книжного искусства // Искусство книги / Сост.

и ред. Ю.А. Молок, В.Н. Ляхов. Вып. 2. М.: Искусство, 1961. 292 с. С. 58.

40. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ф. Ницше. Соч.: В 2 т. Т. 1. Литературные памятники / Сост. К. А. Свасьян; пер. с нем. М.: Мысль, 1990. 830 с. С. 163.

41. Фенько А.Б. "Земля" и "огонь" - архетипы российского сознания // Социол. исслед. 1996. № 10. С. 110-117.

42. См.: Булуктаева К.Ю. Конституционно-право -вой статус Республики Калмыкия как субъекта Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. 277 с. С. 14-15.

43. О гимне Ростовской области // Законы Ростовской области (1994-1996). С. 51-53.

44. См. об этом: Гимн Войска Донского. Партитура для духового оркестра и хора с исторической хроникой инспекции хоров трубачей Войска Донского / Сост. С.В. Корсун. Ставрополь, 2000. 8 с.

45. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 254 с. С. 120.

46. Торопова А.В. Музыка как опосредованное самопознание и "внутреннее делание" человека // Форум "Стратегии регионального развития". Пермский виртуальный педагогический совет [Электронный ресурс]. URL: http://gcon.pstu.ac.ru/ pedsovet/programm/ced1-13-7.htm.

47. Соколова В.К. О некоторых особенностях казачьих исторических песен // Народная устная поэзия Дона: Мат-лы науч. конф. по народно -му творчеству донского казачества, 18-23 дек. 1961 г. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1963. 434 с. С. 70-81.

48. Федоров А.И. Образная речь. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1985. 120 с.

49. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. М.: Академия, 2004. 432 с. С. 150.

50. Левицкий В.В. Семантика и фонетика. Черновцы: Изд-во Черновец. ун-та, 1973. 104 с. С. 42-43.

51. Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 160 с. С. 51-53.

14 мая 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.