КОНЦЕПТ
Солоницына М. Н. Символика лилии в европейской художественной культуре // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 18. - ART 75262. - 0,36 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75262.htm. - Гос. рег. Эл №
научно-методический электронный журнал ФС 77- 49965 - ISSN 23°4-120Х.
ART 75262 УДК 7.072
Солоницына Марина Николаевна,
старший преподаватель кафедры культурологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров kaf cult@vshu.kirov.ru
Символика лилии в европейской художественной культуре
Аннотация. В статье прослеживается изменение символического содержания образа лилии в мифологии, христианской и народной традиции, воплотившегося в произведениях изобразительного искусства Европы в хронологических рамках от древнего мира до эпохи модерна.
Ключевые слова: символизм, атрибут, хтонический образ, геральдика, христианская традиция.
Раздел: (05) филология; искусствоведение; культурология.
Один из красивейших цветов - лилия - нежная, роскошная, обладающая чарующим запахом, привлекала к себе внимание в течение всего развития человеческой культуры. Образ лилии запечатлён в мифологии, пословицах, христианской символике, геральдике, изобразительном искусстве.
В Древнем Египте, в древних шумерской и семитских культурах лилия иногда выступала символом плодородия. Водная белая лилия - лотос - в Верхнем Египте считалась символом власти фараона как солнечного божества. Согласно древнеегипетской мифологии бог Солнца рождается из распустившегося лотоса в виде младенца Нефертума. Голубая лилия являлась символом смерти. Из лотоса же родился, согласно индийской мифологии, бог - творец мира Брахма. Лотос у индусов олицетворяет и богиню - мать.
В минойской цивилизации лилия, являвшаяся символом богини Бритомартис, являлась излюбленным мотивом декоративного искусства. В известнейшей фреске из Кносского дворца «Царь - жрец» молодой царь шествует по лугу с цветущими лилиями. Изящные, плавные очертания стеблей, листьев, лепестков хорошо сочетаются с формами человеческого тела. В Кносском дворце стены одной из комнат расписаны фресками с изображением цветущих лиловых лилий в саду с плавно изогнутыми стеблями и лепестками.
У древних греков белая лилия считалась цветком Геры, так как появилась из капель её молока. Помимо этого, лилия считалась олицетворением непорочности, и поэтому являлась атрибутом Артемиды и амазонок. С другой стороны, лилия являлась и атрибутом Афродиты, становясь воплощением плотской любви и брака. Брачное ложе Зевса и Геры было устлано лилиями. Лилии украшали плащ Зевса Олимпийского и волосы муз. Персефона была похищена Аидом во время сбора букета из лилий и фиалок. Итак, древнейшее семантическое значение лилии - воплощение богини - матери, рождающей мир природы, образ Солнца и олицетворение непорочности.
Важное место занимает лилия в иудейской символике.Она символизирует колено Иуды. Звезда Давида - «Маген Давид» - лилия. В Ветхом Завете указывается, что лилия являлась украшением медных колонн храма Соломона: «И над столбами поставил венцы, сделанные на подобие лилии» (Третья Книга Царств, 7). В «Песне Песней» Соломона лилия выступает как хтонический символ плодородия: «Живот
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Солоницына М. Н. Символика лилии в европейской художественной культуре // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 18. - ART 75262. - 0,36 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75262.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ¿иыю. 1ьыч z3U4-±zua. Q
ART 75262 УДК 7.072
твой - круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твоё - ворох пшеницы, обставленный лилиями» (Песнь Песней, 7: 2).
Воплощая женские хтонические божества, позже мужские небесные (солнечные) божества, лилия выступала символом плодородия и в этом значении использовались чаще золотистые и красные виды растений. Белые же соотносились с непорочностью, а отсутствие потомства приближало к отождествлению со смертью.
Обширна христианская символика лилии. Согласно библейскому преданию, лилии появились из слёз изгнанной из эдемского сада Евы. Лилия - символ Девы Марии, её девственности и чистоты. Из предшествующей традиции христианство, прежде всего, заимствовало идею невинности, чистоты и надежды. Части цветка воплощают определённые качества Богоматери: прямота стебля - Божественный ум, белый цвет - чистоту, поникшие листья - скромность, аромат - Божественность. В западноевропейском искусстве эпохи Возрождения лилия непременно присутствует в сцене Благовещения (в иудейской традиции она являлась атрибутом Гавриила и доверия к Господу). Уже в маленькой картине Дуччо (1250/66 - 1318/19) из Лондонской Национальной Галереи между фигурами архангела и Богоматери находится широкая круглая ваза с тонкими стебельками и маленькими цветами лилии, указывая на абсолютную безгрешность Девы Марии. «Ангел тихо, проникновенно приветствует Марию. Его одеяние, воздушность фигуры, скипетр с лилией (символ небесной власти) и приветственное движение правой руки - всё это отвечает канонам византийской иконографии, так же как и то, что Мария принимает ангела стоя» [1]. В большой алтарной картине Симоне Мартини (ок. 1284 - 1344) из флорентийской Галереи Уффици, воплотившей уже готическую традицию, ваза принимает изящную форму, стебли лилий высоки и имеют плавный изгиб, согласующийся с изгибами крыльев и взметнувшегося плаща Гавриила и s-образным поворотом фигуры Богоматери. Стебли имеют несколько цветков (христианский символ бессмертия). В «Благовещении» Сандро Боттичелли (1489 - 1490) стебель с пятью цветками, как распустившимися, так и бутонами, написанный реалистично, находится в руке архангела, преклонившего колена перед Марией. Как отметила исследователь Т. К. Кустодиева: «Ангел здесь - вестник, принёсший мистическое предсказание. Он преклонил колени, но вся фигура полна нервного трепета. В его руке - огромная лилия, символ невинности, под тяжестью её цветов сгибается длинный стебель. За плечами ангела клубится прозрачная вуаль, а около ног вихрем разметалась розовая одежда. Приподнимая лицо, он протягивает к мадонне руку и, повинуясь этому жесту предсказания и предостережения, навстречу его руке мадонна простирает свою» [2].
Композиционное построение картины повторяется в «Благовещении» Леонардо да Винчи. Только Дева Мария не находится в смятении, как в произведении Боттичелли. Сидя за прялкой, она достаточно спокойно воспринимает Благую весть. На стебле находящейся перед лицом архангела лилии семь цветков (число Бога).
Тройная лилия в христианстве является символом Троицы и трёх добродетелей: Веры, Надежды и Милосердия. Воплощающая совершенство лилия отражает надежду на спасение и божественную награду праведникам. Белая лилия, называвшаяся «Пасхальной», в раннехристианском искусстве являлась символом дев - мучениц.
Лилия в искусстве являлась атрибутом Христа в сценах Воскресения и Страшного Суда. На алтарной картине «Жёны - мироносицы у гроба Господня» (Сиена, Музей Собора) Дуччо представил ангела, сидящего на Камне Помазания и возве-
КОНЦЕПТ
Солоницына М. Н. Символика лилии в европейской художественной культуре // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 18. - ART 75262. - 0,36 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75262.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75262 УДК 7.072
щающего о воскресении Христа женщинам, держащим сосуды с благовониями, с белым скипетром, увенчанным изображением трёхлепестковой лилии. В сцене Страшного Суда «справа и слева от лика Христа могут быть лилия и меч, символизирующие соответственно, невинность и греховность» [2]. Изображение лилии, выходящей изо рта Христа, символизирует милосердие. В позднеготическом искусстве встречается сцена распятия Христа на лилии.
Лилия предстаёт как символ доверия к Богу в Нагорной проповеди. Христос, говоря о необходимости заботиться о душе и надеяться на Бога, отмечает: «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф, 6: 28, 29). Эти слова подчёркивают значимость красоты скрытой, смирения и кротости, а не внешней эффектности облика. Лилия являлась атрибутом наиболее почитаемых святых: Франциска Ассизского, Доминика, Фомы Аквинского, Альберта Великого, св. Иосифа Обручника, родителей Девы Марии - Иоакима и Анны, Иоанна Крестителя и др. Встречаются изображения сцен, в которых младенец Христос вручает святому символ его добродетели - лилию.
В средние века сложилась геральдическая символика лилии. В Византии лилия воплощала процветание власти императора. Геральдическая лилия французских королей - fleur- de- lys- восходит к принятому на знамени основателя французского королевства Хлодвига изображению белой лилии. «Согласно легенде, Хлодвиг выбрал её в качестве эмблемы своего очищения престолом Крещения, когда принял христианство (лилия, символизирующая чистоту), но вплоть до XII века она не была официально принята монархией» [3]. При Людовике XII (1137 - 1180) на синем французском знамени появилось множество золотых лилий. В XIII веке лилия стала украшать королевский герб, с XIV века одежда короля стала украшаться золотыми лилиями. Три лепестка французской геральдической лилии символизируют мудрость, преданность и доблесть, на которых основывается королевство. В настоящее время лилии украшают Большой гербовый щит Франции и гербы 21 провинции.
Эмблемой Флоренции является тёмно-красная лилия - символ процветания города. Первоначально лилия появилась на гербе Медичи, а затем - Флоренции и Тосканы. Лилии встречаются на гербах многих римских пап, западноевропейских и русских дворян.
Реалистичное изображение цветов появляется в живописи XV века. Символика их остаётся христианской. У дорожки, на которой стоит юноша в картине Витторио Карпаччо «Рыцарь», растут цветы, в том числе и белая лилия (имеющая три цветка на стебле) - свидетельство духовных качеств изображённого. Рисунки лилий есть в наследии Леонардо да Винчи. На переднем плане центральной части «Алтаря Пор-тинари» Гуго Ван дер Гуса представлен один из лучших натюрмортов с цветами в нидерландской живописи XV века. Цветы - лилии, ирисы, колокольчики, гвоздики -написаны ботанически точно и, в то же время, поэтично. Красная лилия в мавританской вазе (как и гвоздика) - символ крови Христовой. На обороте мужского портрета из триптиха с изображением Богоматери с младенцем и донаторов нидерландец Мемлинг поместил первый в истории искусства цветочный натюрморт, в котором на украшенном геометрическим орнаментом ковре помещена фаянсовая ваза с монограммой Христа и букетом из лилии, ириса и колокольчика. Великолепная белая лилия с прямым стволом (чистота) возвышается над тремя ирисами (страданием) и расположенными ещё ниже колокольчиками (символ победы жизни над смертью). Объединяющий цветы сосуд - источник вечной жизни - Иисус.
м Q м
КОНЦЕПТ
Солоницына М. Н. Символика лилии в европейской художественной культуре // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 18. - ART 75262. - 0,36 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75262.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ^ааьь. 1ьыч zîu^-izua. Q
ART 75262 УДК 7.072
Образ лилии встречался в искусстве романтизма и символизма. Часто цветы лилий украшали причёски или платья, находились в руках девушек, символизируя их непорочность. В работе прерафаэлита Чарльза Олстона Коллинза (1828 - 1873) «Convent Thoughts» (1851) представлена монахиня, возможно, в монастырском саду (видна высокая, ограждающая территорию стена) перед прудом в светлый солнечный день. В руках девушки в белых одеждах - цветок лилии, рядом с её фигуркой -клумба с высоким лилейным стеблем, а в пруду - водные лилии. Сама чистая хрупкая дева подобна нежным белым лилиям, её окружающим. Декоративное обрамление живописного поля выполнено тоже в виде стеблей лилии. В импрессионистическом женском портрете работы Фредерика Карла Фриске (1874 - 1939) фигура в кресле, освещённая ярким солнечным светом, окружена цветами: белыми лилиями, дельфиниумами, фиалками. Художники П. Баннистер и Ж. С. Сарджент (1856 -1925) представляли детей среди садовых клумб с цветущими лилиями («Garden Study of the Vickers Children», 1884). Женщины в окружении лилий, женщины, вдыхающие их аромат, предстают в произведениях Л. К. Германа («Charlotte Berend Corinth with Lities», 1911) и Д. У. Александра («Дама с лилиями»), А. Мухи (декоративное панно с изображением женщины в венке и с букетом из лилий). Модель в «Женском портрете» (1891) прерафаэлитки Спартали Марии Стиллман (1844 - 1927) представлена держащей в руках раскрытую Библию и чётки на фоне улицы южноевропейского города. Рассыпанные по плечам золотистые волосы красиво сочетаются с сиреневым платьем, прекрасное, с правильными классическими чертами лицо задумчиво. Окружающие её белые лилии (одна в руках, другая - за спиной) одухотворяют образ, подчёркивая возвышенную целомудренность. В известной картине И. Н. Крамского «Лунная ночь» (1880) взгляд освещённой луной девушки в белом платье, сидящей на скамье на берегу пруда, обращён к белым водным лилиям в тёмных водах. Как отмечает в статье, посвящённой образу лилии в искусстве модерна и поэзии И. Ф. Анненского, исследователь Н. Е. Леонова, «в модерне предпочтение отдавалось изысканным, культивированным цветам - лилиям, ирисам и орхидеям. Они требуют особого ухода, их нельзя оставлять без внимания человека» [4]. В «Примавере» М. А. Врубель создал образ меланхолично-поэтичной женщины -лилии. Формы нежных цветков и стеблей белых лилий перетекают в пряди женских волос, бледное тонкое лицо подобно тонким полупрозрачным лепесткам. Данный приём ранее Врубель использовал в растительных орнаментах боковых приделов Владимирского собора в Киеве, сливая животные и цветочные формы. Исследователь А. А. Русакова отметила, что Врубель «никогда не впадал в мистическую цветочную символику в духе Новалиса, подхваченную рядом поэтов и живописцев конца века. Ни здесь, ни в дальнейшем при работе над «светскими» декоративными композициями не соблазнялся он и эротическим сопоставлением цветочных форм с формами женского тела, как это делали Гюисманс в своей прозе и множество мастеров западноевропейского модерна - в живописи, графике и прикладном искусстве» [5].
Символика праведности и смертная сочетаются в рисунке О. Бердслея «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1894): из пролитой крови вырастает лилия. «Смертная» символика лилии встречается в народной традиции. Лилия сломленная в западноевропейских странах воспринималась как утрата девушкой невинности. Таинственно появляющаяся лилия считались вестницей смерти монаха. В народной традиции считалось, что на могиле невинно осуждённых вырастают белые лилии. В образе белой лилии могут появляться души умерших. Таким образом, лилия явля-
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Солоницына М. Н. Символика лилии в европейской художественной культуре // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 18. - ART 75262. - 0,36 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75262.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75262 УДК 7.072
лась и образом загробного мира, седины. Среди цветов в офорте М. Якунчиковой «Смерть и цветы» представлен череп. Н. Е. Леонова отметила, что «художники модерна смерти не боялись. Тема смерти в модерне была преподнесена таким образом, что доставляла эстетическое наслаждение. Смерть завораживала, была поражающе красива» [6].
В декоративных мотивах модерна встречается образ водяной лилии (традиционный символ чистоты сердца, души и помыслов). Он часто присутствует в оформлении интерьеров, лестничных перил, в архитектурном декоре (продолжение врубе-левского мотива перетекания в женские волосы), в оформлении водосточных труб. «В тесной связи с этими безликими, стихийными фигурами находятся изображения женских масок с длинными волосами, ставшие визитной карточкой модерна. В лицах подчеркивается не индивидуальность, не живость выражения, не движение, показывающее, что мы видим часть цельного человеческого существа. Напротив, широко раскрытые (или закрытые) глаза, их взгляд, устремленный в никуда, сонное или экстатическое выражение, превращение их волос то в извивы трав, то в цветочные гирлянды, то в архитектурные тяги говорят о том, что перед нами — стихия, антропоморфное, а не человеческое начало. Грезит с закрытыми глазами женский лик на фасаде дома 6 по Кузнецкому мосту, волосы его сливаются и с волнообразными спиралями, и с цветочными гроздями. Из ниши с женским бюстом, которая украшает угол доходного дома Л.Р.Шредер по набережной Пряжки, 34б, в Петербурге, ниспадают, стекают вниз по стене широкие длинные листья аканфа... Сад-символ — это цельный образ, в котором реальность и тайна слиты неразрывно, просвечивают друг через друга и превращают процесс восприятия в путь к глубинным прозрениям, к постижению непостижимого, «несказанного» мира» [7].
Развитие культурной традиции вносило в образ нежнейшего и прекраснейшего из цветов - лилии - новые значения, одухотворяя и переосмысливая его. И древнюю космическую символику, и олицетворение ценных духовных качеств, надежды, печали воплотил в себе образ этого чарующего цветка.
Ссылки на источники
1. Прокоп М. Итальянская живопись XIV века. - Будапешт: «Корвина», 1988. - С. 76.
2. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. - М.: КРОН - ПРЕСС, 1996. - С. 536.
3. Леонова Н. Е. Образ лилии в искусстве модерна и в поэзии И. Ф. Анненского // Вестник Новгородского государственного университета. - 2010. - № 56. - С. 41.
4. Русакова А. А. Символизм в русской живописи. - М., 2001. - С. 71.
5. Леонова Н. Е. Указ. соч. - С. 43.
6. Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли. - Л.: Аврора, 1971. - С. 88.
7. Соколов Б. Каменный сад русского модерна. - URL: http://nasledie-rus.ru/podshivka/7516.php. Marina Solonitsyna,
Senior lecturer, chair of Culture Studies, Vyatka State University of Humanities, Kirov
kaf cult@vshu.kirov.ru Symbols of lily flower in the European art
Abstract. The paper is devoted to the lily's symbolic meaning in the mythological context according to the ^ris^n and folk tradition. The image of lily is analyzed through the period from the archaic to the modern art.
Key words: symbolism, attribute, chthonic image, heraldry, Christian tradition. Рекомендовано к публикации:
Г. Н. Некрасовой, доктором педагогических наук, членом редакционной колллегии журнала «Концепт»
9772304120159