Научная статья на тему 'Символическая политика как инструмент формирования региональной идентичности'

Символическая политика как инструмент формирования региональной идентичности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
83
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Ключевые слова
регион / региональная идентичность / символическая политика / Калужская область / город Калуга / политика идентичности / идентификация / пилотное исследование / region / regional identity / symbolic policy / Kaluga Oblast / city of Kaluga / identity politics / identification / pilot study

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Андриянова В. А., Гаврилюк Н. П.

В статье предпринята попытка, на примере Калужской области, проанализировать практику и тенденции формирования региональной идентичности, базируясь на элементах символической политики и практики участия в этих процессах представителей политической элиты региона. Актуальность работы подтверждается результатами пилотного полевого исследования, проводимого в период марта – апреля месяцев 2023 г. Выводы, приведенные в статье, имеют прикладной характер и могут быть использованы профильными службами для изменения ситуации в части формирования более привлекательного имиджа региона и создание ряда более узнаваемых продуктов, в том числе материального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Андриянова В. А., Гаврилюк Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbolic policy as an instrument of regional identity formation

The article attempts to analyse the practice and trends in the formation of regional identity on the example of the Kaluga region, based on the elements of symbolic politics and the practice of participation in these processes of representatives of the political elite of the region. The relevance of the work is confirmed by the results of a pilot field study conducted in the period of March-April 2023. The conclusions presented in the article are of applied nature and can be used by profile services to change the situation in terms of forming a more attractive image of the region and creating a number of more recognisable products, including those of a material nature.

Текст научной работы на тему «Символическая политика как инструмент формирования региональной идентичности»

Андриянова В.А.

Студентка IV курса направления подготовки «Публичная политика и социальные науки», Институт истории и права Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.

Гаврилюк Н.П.

Доцент кафедры истории, Институт истории и права Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.

Символическая политика как инструмент формирования региональной идентичности

В реалиях третьего десятилетия XXI века, в условиях геополитических трансформаций и плавного перехода от глобализации к регионализации, особую актуальность приобретает практика формирования региональной идентичности и участие в этих процессах различных акторов, в частности органов государственной власти и местного самоуправления.

Потенциал феномена региональной идентичности по достоинству оценили не только учёные, но и власти недавно возникших регионов Российской Федерации. Находясь в состоянии неопределённости из-за стремительной смены формата управления, разрыва устоявшихся экономических связей, слабости федеральных властей и накопления противоречий в рамках взаимодействия с ними, региональные власти быстро взяли на вооружение мобилизационный потенциал региональной идентификации и стали укреплять свои позиции. Так от теоретически-актуального концепта региональная идентичности стала практически значимым и продуктивным инструментом в руках властей регионов. Уже на этом этапе региональные власти связали региональную идентичность и разнообразные символы, идеи и мифы, значительно ускоряющие процесс её формирования.

Формирование региональной идентичности - процесс многосторонний, вследствие чего существуют разные варианты его протекания. Так, идентификация может протекать как в результате органичного приспособления личности к месту и условиям проживания, так и вследствие применения различных технологий, таких, как символическая политика.

Для выявления сформированности региональной идентичности жителей Калужской области и оценки эффективности инструментов

её формирования был применён метод массового опроса. Полевой этап пилотного исследования проводился с 15 марта по 12 апреля 2023 года в опНпе-формате. После выбраковки анкет по признаку времени проживания на территории Калужской области были отсеяны респонденты, проживающие в области менее года. Итоговое количество респондентов - 96 человек. Средний возраст в выборке

- 26 лет. Всего анкета содержала 22 вопроса. Вопросы № 1 - Укажите ваш возраст и № 2 - Укажите, сколько полных лет вы проживаете на территории Калужской области были направлены на выявление возраста опрашиваемого и времени его проживания на территории региона. Остальные вопросы анкеты разделены на две группы в соответствии с целями исследования. Так, вопросы № 3 - Я горжусь тем, что моя жизнь связана с Калужской областью; № 4 - Я чувствую себя частью этого региона; № 5 - Я бы хотел(а) в ближайшее время переехать в другой регион; № 6 - Если бы по какой-то причине мне пришлось уехать из этого региона, я бы обязательно постарался(ась) когда-нибудь сюда вернуться; № 7 - С помощью учителей, разнообразных образовательных конкурсов и праздников я обладаю обширными знаниями истории своего региона; № 8 - Во время общения в семье, с друзьями или знакомыми часто обсуждаются события, происходящие в регионе; № 9 - Я чувствую сильную связь с природой этого региона, потому что понимаю, что здесь я и(или) члены моей семьи и друзья будут жить и растить своих детей; № 10 - Когда я встречаю в компании человека из своего региона, я неосознанно чувствую к нему симпатию; № 11 - Я считаю, что историей моего региона стоит гордиться; № 12 - Когда я слышу что-то хорошее о своих земляках (в рамках региона), то испытываю приятное чувство сопричастности; № 14 - По моему мнению, Калужская область является одним из самых благоприятных для жизни регионов в нашей стране; № 15 - В рамках занятий в университете и (или) рабочем коллективе часто обсуждаются события, происходящие в регионе; № 16 - Я бы посоветовал своему другу, желающему сменить регион проживания, переехать в Калужскую область и № 17 - Я считаю, что связать свои карьерные амбиции с Калужской областью будет правильным решением направлены на выявление степени сформированности региональной идентичности жителей Калужской области, а вопросы № 13 - Выберете источник информации об истории и событиях региона, который вы считаете наиболее полезным и востребованным; № 18 - Какие из перечисленных событий произошли на территории Калужской области? Выберите несколько вариантов ответа; № 19

- Выберете недостающую часть описания герба Калужской обла-

сти:, № 20 - Слышали ли вы о деятельности следующих организаций; № 21 - Доводилось ли вам принимать участие в мероприятиях, организованных данными НКО? и № 22 - Считаете ли вы, что участие в данном мероприятии привело к возрастанию уровня региональной идентичности у его участников? сформулированы для выяснения степени эффективности инструментов её формирования.

Вопросы первой группы поделены были в соответствии с уровнем региональной идентичности по М. Китингу, которые он изучает.

Эмоциональный (№3, №5, №6, №9, №10, №12)

Инструментальный (№5, №8, №15, №16, №17)

Когнитивный (№7, №11, №14)

Для обработки информации была использована бальная шкала от 0 до 4. Эта порядковая шкала оценок, подобная шкале Лайкерта 4. Она используется в анкетах для измерения мнения или отношения респондентов к определенной проблеме. Для этого предлагаются варианты ответов в диапазоне - от минимального - до максимального значения. Каждому промежуточному утверждению соответствует цифровое обозначение, где минимальное значение обозначает полное несогласие, а максимальное - полное согласие. Среднее значение является нейтральным ответом.

В рамках шкалы данного опроса распределение баллов было следующим:

- Ответы, демонстрирующие полное согласие респондента («это верно», «согласен», «да») в соответствии с этой шкалой оценивались в 4 балла;

- Ответы, отражающие частичное согласие («скорее это верно», «скорее согласен», «скорее да») оценивались в 3 балла;

- Ответы, не несущие в себе чёткого отношения респондента («затрудняюсь ответить») отмечались медианным значением в 2 балла;

- Ответы, в которых респондент выражает своё некатегоричное несогласие («скорее это неверно», «скорее не согласен», «скорее нет») оценивались в 1 балл;

Ответы, обозначающее категорическое несогласие респондента («это неверно», «не согласен», «нет») оценивалась в 0 баллов.

Количество вопросов в группах по уровню разное, по этой причине, максимальное количество баллов в категориях так же разнится.

Эмоциональный - максимальное количество - 24 балла;

Инструментальный - максимальное количество - 20 баллов;

Когнитивный - максимальное количество 12 баллов.

Так, путём складывания оценки от 0 до 4 каждого вопроса на проверку сформированности уровня высчитывался балл респондента в

категории, который вписывался в соответствующий столбец в специальной таблице.

В соответствии с результатами подсчёта баллов были получены следующие показатели: процент сформированности структурного компонента «Когнитивный» - 71%; процент сформированности структурного компонента «Эмоциональный» - 69%; процент сформированности структурного компонента «Инструментальный» - 58%

Данные результаты позволяют сделать вывод, что в большей степени у населения Калужской области сформирован когнитивный компонент региональной идентичности, который связан с процессом осознания границ региона, сравнения его с другими регионами и определения ключевых характеристик.

Следующие по процентному показателю результаты были показаны относительно эмоционального компонента региональной идентичности, который демонстрирует, что люди чувствуют связь с регионом и считают его значимым аспектом их идентификации.

И самый низкий показатель был выявлен у инструментального компонента, который оценивает возможности региональной идентичности в качестве основы для мобилизации и коллективных действий в преследовании общих целей.

Вторая группа вопросов была направлена на оценку эффективности инструментов формирования региональной идентичности (в том числе - и символических), которые применяются региональными властями.

Первым вопросом в данной категории был вопрос № 13:

Выберете источник информации об истории и событиях региона, который вы считаете наиболее полезным и востребованным.

Внеурочные тематические ме- « роприятия в вузах (4%)

Выступления представителей зо региональной власти (губернато- 25 ра, министров и т.д.) (13%)

Средства массовой информа- и ции (38%)

Тематические уроки в школах 5 (19%)

Посещение экскурсий по памятным местам и мероприятий, приуроченных к историческим датам (13%)

Социальные сети органов региональных власти (13%)

Этот вопрос был направлен на выяснение основного канала воздействия региональных властей на жителей региона. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что больший охват и результативность имеют СМИ, по причине чего, возможно, следует рассматривать именно этот канал как основной для дальнейшего формирования региональной идентичности.

Следующим в этой группе вопросов был вопрос №18:

какие из перечисленных событий произошли на территории калужской области? Выберите несколько вариантов ответа:

Первый полёт человека в.. космос - 14 ч.;

Стояние на реке Угре - 84 ч.;

Строительство первой атом- й0 ной электростанции - 71 ч.; 50

Рождение Алексея Николаевича Толстого -4ч.;

Дуэль Александра Сергееви- 20 ча Пушкина - 1ч.;

Рождение Георгия Констан- о тиновича Жукова - 62 ч.;

Появление и массовое производство русской гармошки - 0 ч.;

8% от всех полученных оказались неверными. Большинство из них пришлось на 1 вариант, что, вероятно, связано с устоявшейся ассоциацией жителями Калужской области с космической программой СССР.

при этом правильные варианты были выбраны 92% ответивших. Большее число правильных ответов пришлось на вариант «Стояние на реке Угре», составив 88% от всех респондентов. Кроме того, данный вариант из правильных вариантов выбирали на 18% чаще, чем вариант «Строительство первой атомной электростанции» и на 36% чаще, чем вариант «Рождение Георгия Константиновича Жукова», что даёт возможность нам оценить распространённость знания об этих фактах и сделать вывод относительно того, что основной символ Калужской области - «Стояние на реке Угре».

Вопрос №19. Выберете недостающую часть описания герба калужской области:

• «Герб Калужской области является официальным символом Калужской области и представляет собой зеленый щит с..., увенчанным

исторической императорской короной. Щит увенчан второй короной большего размера,

• золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой

• серебряным волнообразным поясом 51%

• серебряным соколом, обрагцённый вправо, с золотыми лапами и клювом и червлёными языком и когтями

• серебряным клинком меча в пояс, на двух таких же опрокинутых клинках, косвенно положенных накрест

• тремя золотыми лучами, делящие щит на три части

Целью 19 вопроса было выявление осведомлённости жителей Калужской области относительно одного из основных официальных символов региона - его герба. Показатель в 51% можно определить как довольно низкий при сопоставлении с % правильных ответов относительно неофициальных символов области. Из чего можно сделать вывод, что при формировании региональной идентичности средствами символической политики целесообразней прибегать к неофициальным символам с известным жителям региона контекстом. В случае Калужской области это исторические события и личности.

Следующий вопрос - № 20. Начиная с этого вопроса идёт блок по оценке эффективности выбранного курса в вопросе формирования идентичности региона. В рамках проекта «Региональная идентичность», реализуемого Министерством внутренней политики Калужской области с 2015 года, проводятся экскурсии по памятным местам Калужской области с целью приобщения различных возрастных групп населения региона к его историческому и культурному наследию. Организации, представленные в вопросе № 20 - негосударственные учреждения, осуществляющие деятельность по реализации проекта «Региональная идентичность». Целью было выяснить количество респондентов, которые ознакомлены с деятельностью этих организаций.

Слышали ли вы о деятельности следующих организаций?

Местная иудейская ортодоксальная религиозная организация «Калужская еврейская община» - 14 ч.;

Калужское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз армян России» - 9ч.;

Автономная некоммерческая организация «Мастерская твор-

ческих инициатив имени 50 А.Б. Плетнева» - 11ч.;

Региональное отделение 40 Общероссийской обгцест-

венно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии,

авиации и флоту России» Ка- 7 л., ю лужскои области - 24 ч.;

Ассоциация содействия реализации социально значимых инициатив «Народный проект» - 13 ч.; Ничего из вышеперечисленного - 50 ч.

I

В соответствии с результатами, 52% опрошенных (50 человек) ничего не знают о мероприятиях данных организаций.

Следующий вопрос - № 21

Доводилось ли вам принимать участие в мероприятиях, организованных данными НКО?

Нет 80%

Да 20%

По результатам данного вопроса, на который могли ответить лишь те 46 человек, которые слышали о деятельности упомянутых выше организаций, ответить смогли лишь 20 % (9 ч.).

Следующий вопрос - № 22

Считаете ли вы, что участие в данном мероприятии привело к возрастанию уровня региональной идентичности у его участников?

Да 33%

Нет 20%

Затрудняюсь ответить 46%

Из 9 человек, ответивших на вопрос № 21 положительно, 33% (3 человека) ответили на вопрос о продуктивности проводимых в рамках проекта «Региональная идентичность» мероприятий положительно.

По итогам данного блока вопросов, всего 48% из ответивших слышали о какой-либо из указанных некоммерческих организациях

и всего 20% из них доводилось принимать участие в мероприятиях, организованных этими организациями. А это всего 9% от всех респондентов. И 33% респондентов из посетивших мероприятия сочли, что тематические мероприятия приводят к возрастанию уровня региональной идентичности.

Исходя из полученных ответов по последнему блоку вопросов, можно сделать вывод о потребности в расширении арсенала инструментов формирования региональной идентичности в рамках специализированного проекта «Региональная идентичность».

Подводя итоги относительно всего опросного листа, можно подчеркнуть, что сформированность региональной идентичности в Калужской области имеет неоднородные показатели на разных её уровнях. Это приводит нас к выводу, что региональная идентичность как сложный конструкт, требует целенаправленной работы над формированием каждого из её структурных компонентов. Тем не менее, ни на одном из изученных в рамках данного эмпирического исследования уровне идентичности населения Калужской области сформированность нельзя оценить как действительно низкую. Самый низкий показатель, представленный на инструментальном уровне, тем не менее составил 58%.

Исходя из вышеизложенного, мы оцениваем уровень сформиро-ванности региональной идентичности как довольно высокий.

Говоря о второй части опросного листа, направленную на изучение эффективности инструментов её формирования, можно сделать следующие выводы:

Средства массовой информации оцениваются респондентами как главный источник информации об основных аспектах функционирования региона и его истории. По этой причине СМИ стоит рассматривать как основной инструмент формирования региональной идентичности в рамках Калужской области;

Жители Калужской области в большинстве своём обозначили один из самых распространённых неофициальных символов региона - «Стояние на реке Угре»;

Официальные региональные символы отличаются меньшей усва-иваемостью;

Проекту по формированию региональной идентичности, реализуемому на территории Калужской области, целесообразно расширить свой инструментарий для достижения более высоких результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что символическая политика, а именно - политика идентичности, как инструмент, направленный именно на этот аспект, является важнейшим инструментом

в формировании региональной идентичности и мобилизации национальных чувств населения. Её проявления могут быть разнообразными и включать в себя реформу официальной символики и законодательства, создание и восстановление памятников, проведение торжеств и праздничных мероприятий, использование национальных символов в культурной сфере, создание музеев и проведение образовательных программ, а также использование символов внешней политики для укрепления образа региона в глазах других стран. Реализация символической политики требует грамотной стратегии и понимания особенностей культурно-исторических факторов региона. Это может быть достигнуто через сотрудничество между политическими и общественными организациями, взаимодействие с активными группами, связанными с местными историческими и культурными традициями, а также поддержку множества программ и проектов, способствующих формированию чувства привязанности к своему региону и национальному наследию.

Библиографический список:

1. Абалмасова Н.Е. Паин Э.А. Модели конструирования территориальной идентичности // XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 ч. / под. общ. ред. Е.Г. Ясина. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. Ч. 2. С. 449-456.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Абалмасова Н.Е. Технологии «symbolic management» в российской региональн-страой политике // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения 2012. № 1. С. 132-137

3. Ачкасов В.А. Региональная идентичность в российском политическом пространстве: «калининградский казус» // политэкс: политическая экспертиза: альманах. - Спб., 2005.С. 68-82

4. Большая российская энциклопедия. // URL: https://bigenc.ru/c/shkala-likerta-d9ff92 (Дата обращения: 26.04.23)

5. Левочкина Н.А. Региональная идентичность: понятие и сущность // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1-3. С. 446-453

6. Малинова О.Ю. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России. - полис. политические исследования. 2010. № 2. С. 90-105

7. Малинова О.Ю. Конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России. // URL: http://www.politex.info/content/view/662/30/ (Дата обращения: 21.03.2023)

8. Методологические вопросы изучения политики памяти: Сборник научных трудов / Отв. ред. Миллер А. И., Ефременко Д. В. - М. - Спб: Нестор-История. 2018. 224 с.

9. поцелуев С.п. Символическая политика как инсценирование и эстетизация // полис. политические исследования. 1999. № 5. С. 62-75.

10. пушкарева Г.В. Символические механизмы конструирования политических иден-тичностей // Символическая политика. 2017. Вып. 5. С. 66-74

11. Edelman M. The Symbolic Uses of Politics. - 5th ed. - Urbana: University of Illinois Press, 1972 [1964]. 201 p.

12. The Politics of Territorial Identity: Studies in European Regionalism / Eds. S. Rokkan, D. Urwin. London: Sage, 1982.

References

1. Abalmasova N.E., Paine E.A. // XIII International Scientific Conference on Problems of Development of Economy and Society: in 4 parts / edited by E. G. Yasin. - Moscow: Publishing House of the National Research University Higher School of Economics. 2012. № 2. P. 449-456.

2. Abalmasova N.E. Technologies of "symbolic management" in the Russian regional policy // Bulletin of Volgograd State University. Series 4: History. Regional Studies. International Relations. 2012. № 1. P. 132-137.

3. Achkasov V.A. Regional identity in the Russian political space: the "Kaliningrad case" // Politex: Political expertise: almanac. - St. Petersburg. 2005. P. 68-82.

4. Big Russian Encyclopaedia. // URL: https://bigenc.ru/c/shkala-likerta-d9ff92 (26.04.23)

5. Levochkina N.A. Regional identity: concept and essence // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. № 1-3. P. 446-453.

6. Malinova O.Y. Symbolic policy and the construction of macro-political identity in postSoviet Russia. -Polis. Politicheskie issledovaniya. 2010. № 2. P. 90-105

7. Malinova O.Y. Constructing macro-political identity in post-Soviet Russia. // URL: http:// www.politex.info/content/view/662/30/ (21.03.2023)

8. Methodological issues of the study of memory politics: Collection of scientific papers / Edited by Miller A. I. Miller, Efremenko D. V. - M. - SPb: Nestor-Istoria. 2018. 224 p.

9. Potseluev, S.P. Symbolic politics as staging and aestheticisation // Polis. Political Studies. 1999. № 5. P. 62-75.

10. Pushkareva G.V. Symbolic mechanisms of constructing political identities // Symbolic Politics. 2017. V. 5. P. 66-74.

11. Edelman M. The Symbolic Uses of Politics. - 5th ed. - Urbana: University of Illinois Press, 1972 [1964]. 201 p.

12. The Politics of Territorial Identity: Studies in European Regionalism / Eds. S. Rokkan, D. Urwin. Urwin. London: Sage, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.