ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ N 2 1(49), 2007
Г" X
РЕГИОНАЛЬНАЯ Г ЮЛИТИКА &
СИЛЫ, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ, И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО МИРОПОРЯДКА НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ
Д-р Ваграм СОГОМОНЯН
сотрудник исследовательской группы «Европейская интеграция» Института политических наук Университета Филипс в Марбурге, член базирующейся в Ереване НПО Союз «Сотрудничество за демократию»
(Ереван, Армения)
В региональной политике на Южном Кавказе повестка дня определяется высокой экономической взаимозависимостью государств при серьезных противоречиях между ними в сфере безопасности. В этих условиях Европейский союз активно поддерживает формирование в регионе сложной многоуровневой модели сотрудничества. В то же время развитие интеграционных процессов в самом ЕС укрепляет позиции как раз тех региональных игроков, которые заинтересованы в региональном объединении. Эту ситуацию можно описать как процесс «двойной интеграции»: внутренняя интеграция самого Южного Кавказа и его трансрегиональная интеграция в Европу.
Расширение Европейского союза на восток стало результатом перестройки политической конфигурации и изменения баланса сил в мире под воздействием глобализации. К тому же Южный Кавказ находится в фокусе разнообразных финансовых интересов и интересов многих наднациональных субъектов. Геостратегические аспекты интеграции связаны с проникновением транснационального капитала в новые географические районы и с европейскими устремлениями регионов, находящихся по соседству с Европой, — в данном случае Южного Кавказа. Укрепление позиций ЕС в регионе не в последнюю очередь связано именно с формированием в государствах, расположенных на данной территории,
определенной социально-политической модели.
Рассматривая особенности моделей экономического развития, складывающихся в Армении, Азербайджане и Г рузии, можно выделить несколько аспектов, в частности элементы неомеркантилизма или неолибера-
лизма, а также определенные социал-демократические тенденции. Однако основные интересы Европейского союза связаны не с этими факторами, а с проблемами безопасности и с преодолением социально-экономических дисбалансов, которое могло бы остановить миграционные потоки из региона.
Основные группы финансовых интересов в регионе
Среди негосударственных игроков в региональной интеграции заинтересованы прежде всего две основные группы владельцев капиталов: транснациональные нефтяные корпорации, действующие в Азербайджане, и армянская диаспора. Соответственно экономический успех национальных правительств зависит от их способности эффективно проводить в жизнь то регулирование, которое выглядело бы разумным с точки зрения международной экономики. Исходя из этого, власти Армении должны осуществлять экономическую политику, сбалансированную по отношению к существующим группам инвесторов: к транснациональным компаниям, капиталам диаспоры, к формирующейся национальной буржуазии и олигархии.
В каждом конкретном случае на геополитическую ориентацию государств влияют различные факторы, специфичные для той или иной страны. Так, Армения видит в своей диаспоре, живущей в более чем 90 странах, «возможный инструмент интеграции, равно как и инструмент европеизации и глобализации страны, — уникальный инструмент, подобного которому в Черноморском регионе не существует»1. С отменой запрета на двойное гражданство у представителей диаспоры еще больше расширятся возможности участвовать в формировании политики Еревана. У Азербайджана прозападная ориентация обусловлена прежде всего развитием нефтяной отрасли: со времени получения независимости нефтяные корпорации инвестировали в стране свыше 15 млрд долл. Инвестиции по-прежнему сосредоточены главным образом в нефтяном секторе и по большей части вкладываются в закупку бурового оборудования. Приход транснационального капитала положительно сказался на социальной ситуации, но породил и новые проблемы, связанные с политикой перераспределения доходов. В республике доминирует «Бритиш петролеум», входящая и в нефтяной, и в газовый консорциумы. Способность этой компании влиять на внутреннюю политику Баку хорошо выражают слова ее бывшего официального представителя: «Азербайджан известен как «страна ВР»: именно «Бритиш петролеум» контролирует инвестиционный бюджет размером в 15 млрд долл., который предстоит направить на разработку месторождений у берегов Азербайджана. Если мы уйдем из Баку, страна рухнет на следующий же день»2. «Бритиш петролеум», «Статойл» и другие фирмы самым серьезным образом влияют на политику правительства.
В Армении мы наблюдаем значительно большую диверсификацию. Капиталы диаспоры и других зарубежных инвесторов вкладываются в разные отрасли: в обработку алмазов, информационные технологии, горнодобывающую промышленность и т.п. В после-
1 Shugarian R. From the Near Abroad to the New Neighborhood... B kh.: Armenia on the Way to Europe. Yerevan: MFA RA, FES, ACHS, 2005.
2 Kleveman L. Oil and the New «Great Game» // The Nation (New York), 16 February 2004.
дние два года эти инвестиции росли особенно стремительно и уже превысили 2 млрд долл. Наиболее значительные капиталовложения в экономику Армении поступают из Германии и сосредоточены в основном в горнодобывающей сфере. Многообразие игроков на рынке усиливает обособление отдельных групп интересов и, соответственно, ведет к усложнению политического ландшафта в стране3. Именно этим обстоятельством определяются характер армянской модели, влияние различных интересов на формы и направление социальной трансформации, а также на роль государства. Один из важнейших факторов здесь — борьба с олигархическими структурами и укрепление правосознания, без чего невозможны накопление и беспрепятственная циркуляция производственного капитала.
Региональные объединения и слияния: функционалистский взгляд
В ряде сфер сотрудничество государств Южного Кавказа дает основания для того, чтобы взглянуть на региональную интеграцию с позиций функционализма — как на некую компромиссную структуру, ориентирующуюся на принятие статус-кво. Так, в высшей степени привлекательное для Грузии положение транзитного коридора не в последнюю очередь обусловлено именно нынешним кризисом в армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношениях, не позволяющим Армении перехватить транзит в направлении «Восток — Запад». С другой стороны, нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан является для Азербайджана жизненно важным источником дохода, и вполне возможно, что возобновление открытого конфликта в непосредственной близости от трубопровода уже не соответствует интересам властей в Баку. Для Грузии, в свою очередь, весьма важна возможность уравновесить напряженность в отношениях с Россией связями с Арменией и таким образом избежать слишком сильной зависимости от турецко-азербайджанской оси. Таким образом, уровень взаимозависимости государств и субрегионов на Южном Кавказе подошел к той критической точке, за которой национальным властям приходится все больше и больше подчинять свой курс требованиям так называемого «процесса перелива», или «внешним факторам» в соответствии с известной формулой «форма следует функции». В этом процессе активно участвуют также и региональные игроки из гражданского общества, и экономические субъекты.
В случае Южного Кавказа процесс негативной интеграции выразился в достижении ряда двусторонних соглашений Грузии с Арменией и с Азербайджаном. Соглашения эти касаются снижения таможенных и транзитных тарифов и конкретных проектов экономического сотрудничества. С 1992 года Тбилиси и Ереван подписали свыше 70 таких документов. Больше было заключено только в рамках системы двусторонних договоров Еревана и Москвы4. Баку и Тбилиси заключили около 90 двусторонних соглашений5.
За последнее время создано множество совместных грузино-азербайджанских и грузино-армянских предприятий. Отмечено и несколько слияний на финансовых рынках. Цель этих поглощений и слияний — укрепить позиции организаций на финансовых рынках Грузии и Армении и улучшить состояние дел с межгосударственным регулированием финансового сектора6.
3 См.: Sarkisyan M. The Armenian Opposition: Time is Demanding the End of the Authoritarians // Lragir.am, 12 October 2005.
4 См.: Aib Fe, 30 October 2004.
5 См.: Echo, 20 July 2005.
6 См.: «Каскад Банк» приобрел грузинский «Эмпорики Банк» // Деловой Экспресс, 19 января 2006.
Создание общего рынка или зоны свободной торговли между государствами Южного Кавказа — непременное условие успешной экспансии Европейского общего рынка в регион. Вопрос об этом поднимал прежний министр иностранных дел Германии Фишер, который предложил создать таможенный союз. По словам «Франкфуртер альгемайне цайтунг», этот проект «должен развиваться таким образом, чтобы дать возможность реализовать на территории Южного Кавказа «Программу соседства Европейского со-юза»7. Постепенная либерализация торговли между странами Южного Кавказа может способствовать экономическому росту и созданию взаимодополняющей региональной экономической системы.
Национальные модели и региональная координация
В процессе национальной и региональной консолидации Армения, Азербайджан и Грузия столкнулись с последствиями неолиберальной перестройки и были вынуждены бороться с драматической поляризацией доходов. В отличие от Азербайджана и Грузии, где приток инвестиций шел в энергетический сектор и в инфраструктуру транзита, в Армении инвестиционный бум пришелся на завершающую фазу либерализации и структурных реформ. Сосуществование национальных производственных структур и мощностей с новыми капиталами диаспоры резко подтолкнуло процесс интернационализации капитала. Основным мотором трансформации и формирования национальной буржуазии в стране представляются две самые мощные группы инвесторов: транснациональные нефтяные компании и владельцы капиталов из диаспоры. В то же время для активизации инвесторов из второй группы крайне желательно включение Армении в общие европейские структуры и принятие европейской правовой базы.
Феномен «цветных революций», ставших результатом продолжительной социальной мобилизации и связанных с определенными внешними факторами, продемонстрировал, что для модернизации постсоветских стран недостаточно одной лишь «смены элит», которая не сопровождается фундаментальными ценностными сдвигами. Если Армения сумеет избежать осуществившейся в Грузии стратегии «революции сверху» со стремительной сменой элит, то армянскую модель весьма упрощенно можно будет охарактеризовать как постепенную европеизацию социальной и политической жизни. Эта идея присутствует в политическом сознании — прежде всего у реформистского крыла — и в кругах правящей коалиции, и в среде оппозиции. К тому же оба политических лагеря столкнулись с необходимостью неотложных качественных перемен.
С развитием широкой сети альтернативных трубопроводных маршрутов объекты энергетической и транспортной инфраструктуры утратили свою прежнюю роль инструмента давления в региональной геополитике. Европейский союз всячески способствует сооружению новых трубопроводов для обеспечения и диверсификации энергоснабжения. В рамках юго-восточного направления предусматривается сооружение нефте- и газопроводов, которые должны доставлять энергоресурсы в Европу либо через Южный Кавказ и Турцию, либо через Южный Кавказ и Украину. Вступили в действие новые трубопроводы: нефтяные артерии Баку — Тбилиси — Джейхан и Одесса — Броды (Украина — Польша), а также Южнокавказская газовая магистраль (Баку — Эрзерум) и газопровод Иран — Армения. По последней трассе, если она будет продлена, поставки голубого топлива в Европу будут осуществляться в обход Грузии и Украины.
7 Leithäuser J. Fischer-Reise: Zupfen am kaukasischen Knoten // FAZ, 24 April 2004, Nr. 96. S. 6.
Пытаясь определить основные контуры экономической структуры региона, можно уверенно выделить ряд моментов, способных стать отправными точками для анализа процессов региональной координации. Экономические позиции Баку усиливаются по мере развертывания региональных энерго-политических проектов, связанных в числе прочего с действиями Москвы и Тегерана. Эти же проекты способствуют расширению и диверсификации энергетической инфраструктуры в регионе. Однако для Азербайджана нефть не только благо: ее добыча сдерживает развитие других отраслей экономики, что заставляет искать за рубежом источники, заменяющие продукцию национального производства. В этих условиях Грузия имеет возможность извлекать геоэкономические преимущества из оказания посреднических услуг в торговле азербайджанскими энергоносителями и армянской промышленной продукцией.
Геополитика через интеграцию
В основе общей политики всего Европейского союза лежат особые интересы различных стран-членов ЕС и негосударственных игроков. На Южном Кавказе эта политика направлена на развитие взаимозависимости и формирование сетей, связывающих государства региона. Как уже отмечалось, там разворачиваются два дополняющих друг друга процесса интеграции, или, иначе, «двойная интеграция» (см. табл. 1 на с. 12). Политика Евросоюза на Южном Кавказе имеет важную отличительную черту: его концепция региональной интеграции предполагает создание особых структурных преимуществ, с тем чтобы косвенно стимулировать формирование в регионе кооперативных связей и вместе с тем решать конкретные геополитические задачи. Те модели интеграции, которые до сегодняшнего дня предлагались Европейским союзом, превращают его политику в регионе в новую геополитическую стратегию, которую, весьма упрощая, можно определить как «осуществление геополитики через интеграцию». Кроме того, в условиях борьбы за гегемонию на Южном Кавказе стратегия Евросоюза, как и стратегия США и России, связана и с задачами «завоевания рынков, географических территорий и сотрудничества элит»8.
С точки зрения «модели концентрических кругов»9 воздействие европейских интеграционных процессов на ситуацию в регионе проявляется не только в росте производства в ресурсопроизводящих отраслях, но и в развитии на Южном Кавказе диверсифицированных производственных структур, которое позволило бы региону стать плацдармом Европы на Востоке. Можно обсуждать и значение Южного Кавказа в связи с конституционным процессом в ЕС. Это значение возрастает из-за усилившихся споров об идентичности на границах Европы. Как регион с европейскими устремлениями, Южный Кавказ способен выполнять некоторые важные для объединенной Европы функции. Сегодня Европейский союз переживает трансформацию: из проекта, развиваемого в основном элитами, он все больше превращается в предмет публичной политики. Соответственно растет роль простых людей, общественности — в том числе и населения стран, не входящих в ЕС, но идентифицирующих себя с Европой. Это в полной мере относится и к Южному Кавказу: ведь для Армении и Грузии европейские устремления — одна из главных составляющих всей политики формирования национальной идентичности. Со своей стороны, политика Евросоюза на Южном Кавказе основана на конкретных приоритетах его стран-членов: для Германии это расширение общего рынка; для Франции — политичес-
8 Deppe F. Stürzt das europäische Haus ein? Zur Krise der Europäischen Union. Marburg: FEI, 2005.
9 В соответствии с моделью «концентрических кругов», по мере того как прежняя периферия интегрируется в ЕС, тот начинает проявлять серьезный интерес к дозированному включению или интеграции своей новой периферии (см.: Vobruba G. Die Dynamik Europas. Verlag für Sozialwissenschaften, 2005).
Таблица 1
ҐГ
А
Р
М
Е
Н
И
Я
г
Р
У
3
И
Я
Общие структурные рамки интеграционного процесса на Южном Кавказе: модель «двойной интеграции»
А
3
Е
Р
Б
А
Й
Д
ж
А
Н
капиталы диаспоры обработка алмазов, информационные технологии, горнодобывающая промышленность, финансы
национальный капитал или олигархические структуры финансы, услуги, горнодобывающая промышленность и т.п.
транснацио- нальные компании обработка алмазов, информационные технологии и т.п.
Главная страна- инвестор Германия
национальный капитал и олигархические структуры нефть, газ, услуги и т.п.
транснациональные нефтяные компании нефть и газ
Главная страна- инвестор Великобритания
транснациональные компании и другие источники иностранного капитала транзит природных ресурсов, финансы
олигархические структуры транзит, транспорт, услуги и т.п.
Главная страна- инвестор Казахстан
Структурные рамки интеграционного процесса на Южном Кавказе
двусторонние
соглашения
функциональная взаимозависимость
снижение таможенных и транзитных тарифов (негативная интеграция)
региональные слияния, совместные предприятия
торговые
объединения
сети гражданского общества
сотрудничество в охране окружающей среды
совершенствование законодательства, институциональные реформы
Политика европейского соседства
реализация индивидуальных планов действий
стабильность,
образование
пояса
дружественных
стран
разрешение конфликтов
геополитические
соображения
преимущества общего рынка
снабжение нефтью и газом
углубление взаимозависимости
балансирующий фактор в отношениях с Турцией и Россией
модель «мини-ЕС»
особые интересы стран-членов ЕС
развитие инфраструктуры
транзитные маршруты в Иран, Индию и Китай (Великий шелковый путь)
наведение гео-экономических мостов
традиционные и культурные связи
ослабление социальной поляризации
расширение ЕС (особые отношения с новыми странами-членами)
европейские ценности и политика национальной идентичности
совместная инициатива со странами Балтии «3+3»
кое присутствие ЕС; для Великобритании — трансатлантическая геополитика и поддержка проектов в нефтегазовом секторе. Тандем Франция — Германия, играющий в Европейском союзе ведущую роль, вносит особые акценты в общее стремление этой организации расширить свою роль в регионе.
Для серьезного расширения европейского присутствия необходима прежде всего модернизация Турции. Такая модернизация не в последнюю очередь предполагает примирение Анкары с Ереваном и признание факта геноцида армян.
Далее, в период председательства Германии в ЕС (в 2007 г.) должна широко обсуждаться новая германская инициатива, получившая название «Политика европейского соседства + ». Она направлена на то, чтобы обеспечить «соседям Европы» — Украине, Молдове и всем трем государствам Южного Кавказа «ощутимую включенность в европейские структуры, каковая не обязательно включает членство в ЕС, но и не исключает такого членства»10. Еще одна цель этой инициативы — не допустить возникновения «вакуума безопасности» на пространстве между ЕС и Россией11. Включив республики Южного Кавказа в свою «Программу европейского соседства», Европейский союз продемонстрировал серьезную заинтересованность в развитии событий в данном регионе. Все три его страны уже меняют политику государственного регулирования и планы законотворческой работы, с тем чтобы повысить свою относительную конкурентоспособность в регионе. «Однако в нынешних бегах к Европе фаворитом сегодня является Ереван, проявивший себя способным учеником в том, что касается новой политики соседства ЕС, и он быстрее Тбилиси реагирует на требования Европейской комиссии»12.
Европейский союз уже поддержал выработку общей региональной энергетической политики и различные проекты по развитию инфраструктуры. В рамках системы стратегического планирования ЕС намерен выработать в отношении каждой страны региона свой специфический набор важнейших направлений политики или приоритетов. Так, Грузия стала региональным экологическим центром в рамках финансируемой Евросоюзом организации по защите окружающей среды. Организация базируется в Тбилиси и имеет отделения в других государствах региона. Армения продвигается к заявленной цели — стать при поддержке Европы региональным центром информационных технологий. Усиливается роль Азербайджана как регионального центра энергетических ресурсов.
3 а к л ю ч е н и е
Окончательная формулировка общей повестки дня для Южного Кавказа затянулась, а специфические интересы Азербайджана, Армении и Грузии невозможно примирить из-за внутрирегиональных конфликтов. В результате разрешение межправительственных проблем и разногласий все больше переносится на общеевропейский уровень, прежде всего в структуры Совета Европы. Напротив, функциональный подход все больше реализуется на уровне самого региона (в рамках двусторонних межгосударственных отношений). Постепенно европейские структуры начинают все сильнее влиять на динамику внутренних трансформационных процессов в странах Южного Кавказа.
10 Puppo L. di. Will Germany’s New Initiative Answer the Aspirations of Its «European neighbours»? // Caucaz.com, 9 October 2006.
11 По утверждениям «Франкфуртер альгемайне цайтунг», этим странам будет предоставлен статус наблюдателей и с ними будут консультироваться при принятии решений по вопросам внешней политики ЕС и политики в сфере безопасности ^м.: Berlin entwickelt neue Nachbarschaftspolitik // FAZ, 3. Juli 2006. S. 1).
12 Chaffour C. Three Myths Undermined by Two Revolutions. Interview with Dov Lynch // Caucaz.com, 20 July 2006.
В том, что касается геостратегических целей, общеевропейская политика реализуется не только в экспансии капитала, но и в действии общественных сил и институтов гражданского общества. Эта политика всячески поощряет соответствующие формы и способы социализации. С теоретической точки зрения в качестве важнейшего фактора рассматривается прежде всего социальное посредничество, с помощью которого указанные игроки могут укреплять в регионе адекватные структуры, ценности и идентичности. Соответственно, главный результат подобного усвоения — формирование на Южном Кавказе нового регионального миропорядка, что позволит структурам ЕС распространить процесс европейской интеграции и на связи Европы с Востоком. Сумеет ли данный регион выполнить эту геополитическую роль, во многом будет зависеть от того, сформируются ли там эффективные национальные и региональные механизмы накопления капитала. Ключевыми трансформационными силами в регионе являются две упоминавшиеся выше основные группы держателей капиталов. Подводя итоги, можно утверждать, что политика ЕС на Южном Кавказе базируется на целях тех местных сил, которые заинтересованы в региональной интеграции, на действиях национальных элит, вдохновляемых политикой формирования национальной идентичности, и на существующих структурах гражданского общества.