ВШзехэшш] выкшшпх ©аведжшй
ПЛЕХАНОВ Федор Иванович
доктор технических наук,
профессор, директор Глазовского инженерно-экономического института (филиал Ижевского государственного технического университета)
ОВСЯННИКОВ Алексей Владимирович
аспирант кафедры «Специальные инженерные науки» (Ижевский государственный технический университет)
УДК 621. 833. 6
Силовой расчет механизма восприятия момента зубчато-роликовой планетарной передачи
Ф.И. Плеханов, А.В. Овсянников
Приведен аналитический метод определения нагрузки в зонах сопряжения роликов, сателлита и дисков зубчато-роликовой планетарной передачи, основанный на решении уравнений совместности перемещений, вызванных деформацией сопрягаемых элементов механизма.
Ключевые слова: зубчато-роликовая планетарная передача, внутреннее зацепление, зона сопряжения, деформация, распределение нагрузки.
The article presents an analytical method to determine a load in the rollers, planetary pinion and disks interfaces of the gear-and-roller planetary gearing based on the solution of compatibility equations of motion caused by deformation of the mechanism mating elements.
Keywords: gear-and-roller planetary gearing, internal engagement, interface, deformation, load distribution.
I I ланетарные передачи с одним внутренним зацеплением колес и малой разницей в числах их зубьев (передачи K—H—V) выгодно отличаются от планетарных передач других типов простотой конструкции и высокой несущей способностью при хороших массо-габаритных показателях [1]. Наиболее эффективной из них является передача K—H—V с роликовым механизмом восприятия момента (механизмом V) [2]. Движение от сателлита к тихоходному валу передается через ролики, располагаемые в отверстиях сателлита, и жестко связанные с тихоходным валом диски (щеки) (рис. 1). Диаметры указанных отверстий D больше диаметров роликов d на величину межосевого расстояния aw. В процессе работы планетарной передачи ролики перекатываются по поверхностям отверстий сателлита и дисков, что благоприятно сказывается на коэффициенте полезного действия и прочности механизма (в аналогичных передачах с цевочным механизмом восприятия момента имеет место скольжение сопрягаемых деталей).
Для расчета на прочность роликового механизма восприятия момента следует установить величины сил, действующих в зонах сопряжения роликов с сателлитом и дисками (рис. 2).
В процессе работы передачи нагрузку воспринимает половина роликов, вторая половина работает на холостом ходу. Причем силы P, действующие на сателлит и на диски со стороны роликов, не одинаковы. Для определения указанных сил запишем уравнения связи их с перемещениями, вызванными деформацией сопрягаемых тел:
Рис. 1. Зубчато-роликовая планетарная передача K—H—V
Рис. 2. К определению сил в зонах сопряжения роликов с сателлитом и дисками механизма передачи движения
Р1 = 0,5Ье5Я sin ф,
Р = 0,5Ье5Я sin[ф + т(у -1)],
Рп/2 = 0,5Ье5Я sin[ф + т(0,5п -1)],
п/2
^РуЯ sin[ф + ф( У -1)] = Т,
(1)
1=1
где п — число роликов; т — угловой шаг отверстий сателлита при равномерном их распреде-
лении по окружности радиуса Я (т = 2п/п); 5 — элементарный угол поворота сателлита, обусловленный суммарной деформацией сопрягаемых тел; Т — передаваемый одним сателлитом момент; ф — фаза взаимного положения элементов передачи (0 < ф < т); Я — радиус окружности центров отверстий сателлита; Ь — рабочая длина ролика в зоне контакта с сателлитом; с — удельная жесткость сопряжения ролик — сателлит или ролик — диск (при Ь/й < 1е « « Е/4 [3]).
Уравнения (1) записаны для передачи с одинаковой погонной нагрузкой в зонах сопряжения ролика с сателлитом и дисками механизма восприятия момента, когда суммарная толщина дисков равна длине ролика в зоне контакта с сателлитом Ь, что рационально с точки зрения равнопрочности элементов механизма и осевого размера передачи.
Решение системы уравнений (1) имеет следующий вид:
Р =■
Т sin[ф + т( у -1)]
п/2 •
Я Е sin2[ф + т(У -1)]
1=1
(2)
На рис. 3 и рис. 4 приведены кривые зависимости (2) при п = 8 и п = 6, р* = РуЯ / Т•
ВШзехэшш] выкшшпх ©аведжшй
Из графиков следует, что при п = 8 и ф = 0 наиболее нагруженным является сопряжение третьего ролика с цилиндрической поверхностью сателлита. При изменении фазы взаимного положения элементов планетарного механизма на угол ф, равный угловому шагу отверстий т, максимум нагрузки переходит ко второму ролику, затем к первому и поочередно к другим роликам механизма.
При п = 6 наиболее нагруженным является второй ролик, затем максимум нагрузки переходит к первому ролику и т. д.
Рис. 3. Зависимость относительных сил в зонах сопряжения роликов и сателлита от фазы взаимного положения элементов передачи при п =8:
- P
- Р
----- P ;
--------- P
Р *
0,6
0,5 0,4 0,3 0,2 0,1
0
s 4
N 4 ' 4
\ s
> "ч "ч
0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 Ф
Рис. 4. Зависимость относительных сил в зонах сопряжения роликов и сателлита от фазы взаимного положения элементов передачи при п = 6:
--Р* • — Р' • — Р'
' ................ х2 '---- х3
Погрешности изготовления и монтажа передачи приводят к изменению соотношения между силами, действующими на ролики и сопрягаемые с ними детали, что следует учитывать при проектировании планетарного механизма.
Рассмотрим наиболее неблагоприятный в отношении распределения нагрузок случай, когда ролик, несущий максимальную нагрузку, имеет диаметр, больший на величину Аd диаметров остальных нагруженных роликов, а соответствующие этому ролику диаметры отверстий меньше на АЛ диаметров других отверстий. При выполнении отверстий дисков и сателлита в сборе погрешности их расположения АЯ и Ат практически не оказывают влияния на распределение нагрузок.
В соответствии с этим система уравнений (1) примет следующий вид:
P1 = к sin ф,
P = к sin^ + т( j -1)], Pjm = к sin^ + т(jm -1)] + 0,5bcA,
, (3)
Pn/2 = к sin^ + т(0,5п -1)],
n/2
T = kR Z sin2[ф + т(j -1)] + 0,5RbcA sin[ф +
j=1
+ T(jm -1)],
где к = 0,5bc5R; A = Ad +| AD|; Pjm — сила, действующая на наиболее нагруженный ролик при заданном их числе n. Отсюда
T - 0,5RAbc sinfo + т( jm -1)] ...
к =-7fi-, (4)
R Z sin2[ф + т(j -1)]
j=1
f • = mR=a* +1-A s'n[ф+-'>' x
m n/2
Z sin2 [ф + т( j -1)] (5)
j=1
x sin^ + t(jm -1)],
где A =
RAbc ~2T~'
5 ,1 5 ] 15 о
5 * '5 7
---
0,7 L---------J
0 0,1 tU 03 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 <P
Рис. 5. График зависимости относительных сил F *от ф:
-- п = 8, А* = 0,5; ................- П = 8, А* = 1;
----- П = 6, А* = 0,5;---------П = 6, А* = 1
На рис. 5 представлен график зависимости максимальной относительной силы F* от фазы взаимного положения элементов передачи ф и относительной погрешности А* при п = 6 и п = 8.
Выводы
Из выполненных расчетов и построенных по ним графиков следует, что зубчато-роликовая
передача K—H—V очень чувствительна к погрешностям изготовления роликов и сопрягаемых с ними поверхностей (Ad и AD). При относительной погрешности A* = 1 и определенных значениях фазы взаимного положения элементов передачи нагрузку несет практически один ролик.
Таким образом, при расчете сопряжения ролик — сателлит или ролик — диск на прочность следует учитывать погрешности изготовления передачи и определять нагрузку в соответствии с приведенными зависимостями.
Литература
1. Кудрявцев В.Н., Кирдяшев Ю.Н., Гинзбург Е.Г. Планетарные передачи: Справочник. Л.: Машиностроение, 1977. 563 с.
2. Пат. № 2402709, РФ, МПК F16H 1/32. Планетарная передача / Плеханов Ф.И., Веретенников Н.Д., Каркин Н.А., Казаков И.А. Опубл. 27.10.2010, бюл. № 30.
3. Плеханов Ф.И., Овсянников А.В., Казаков И.А. Экспериментальное исследование деформативности элементов планетарных передач // Научно-технические и социально-экономические проблемы регионального развития: Материалы научной конференции. Глазов, 2010. С. 76—78.
Статья поступила в редакцию 13.01.2011 г.