ВЫВОДЫ
Таким образом, можно сделать заключение, что система условий эффективного осуществления повышения квалификации тренеров, по различным видам спорта это личное участие слушателя в проектировании собственной траектории профессионального развития. Создание положительной психологической атмосферы, непрерывность и вариативность образовательных программ, возможность коллективной, индивидуальной и творческой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.sportspravka.com/main.mhtml?Part=356. - Дата обращения 14.12.2014.
2. Пружинина, М.В. Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании на различных этапах непрерывного образования : монография / М.В. Пружинина, А.А. Кишинский, К.Н. Пружинин ; Иркутский филиал «РГУФКСМИТ». - Иркутск : [б.и.], 2013. - 214 с.
3. Пружинин, К.Н. Преемственность основных элементов системы непрерывности профессионального образования в области физической культуры и спорта / К.Н. Пружинин // Вестник Бурятского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2011. - Выпуск 13. -С. 117-121.
4. Пружинин, К.Н. Адаптация и социализация специалистов в области физической культуры и спорта в условиях профессионального образования : монография / К. Н. Пружинин, М.В. Пружинина ; Вост.-Сиб. гос. акад. образования. - Иркутск : [б.и.], 2009. - 241 с.
5. Пружинин, К. Н. Профессиональное и социальное самоопределение как основа направленности на будущую педагогическую деятельность / К.Н. Пружинин, М.В. Пружинина // Психологические, педагогические и медико-биологические аспекты физического воспитания : коллективная монография / под ред. А.П. Романчука, И.В. Мороза. - Одесса : Юридична лггература, 2014. - С. 136-147.
REFERENCES
1. The Development Strategy of Physical Culture and Sports for the Period up to 2020, available at: http://www.sportspravka.com/main.mhtml?Part=356.
2. Pruzhinina, M.V., Kashinsky, A.A. and Pruzhinin, K.N. (2013), Personality-Oriented Education in Physical Education at Various Stages of Continuous Formation: Monograph, "RGUFKSMiT", Irkutsk.
3. Pruzhinin, K.N. (2011), "Continuity of the Main Elements of the System of Continuing Professional Education in the Field of Physical Culture and Sport", Bulletin of the Buryat State University. Physical Culture and sport, No. 13, pp. 117-121.
4. Pruzhinin, K.N. and Pruzhinina, M.V. (2009), Adaptation and Socialization of Professionals in the Field of Physical Culture and Sports in Terms of Vocational Education: Monograph, Vsgao, Irkutsk
5. Pruzhinin, K.N, and Pruzhinina, M.V. (2014), Professional and Social Self-Determination as a Basis for the Future Direction of Teaching Activities, Psychological, pedagogical and medico-biological aspects of physical education: collective monograph, Yurydychna literature, Odessa, pp.136-147.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2016
УДК 796.011.3
СИЛОВОЙ АТЛЕТИЗМ В СТРУКТУРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация
В статье обозначена проблема организации процесса физического воспитания студентов педагогического вуза на основе упражнений силового характера. Доминирующими задачами физи-
ческого воспитания в вузе являются формирования физического здоровья студентов и устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Силовой атлетизм может стать эффективным средством решения поставленных задач.
Ключевые слова: образование, физическая культура, силовой атлетизм, физическая подготовка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p201-205
POWER ATHLETICISM IN STRUCTURE OF PHYSICAL TRAINING OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Irkutsk State University, Irkutsk
Annotation
The article designates the problem of organization of the process of physical education of students of the pedagogical University based on the power character exercises. Main tasks of the physical education in the University are forming of the student's physical health and permanent interest to the physical training classes. Power athleticism can be effective mean of solution of assigned task.
Keywords: education, physical education, power athleticism, physical training.
В учебном плане педагогического вуза физическое воспитание представлено дисциплиной «Физическая культура и элективные курсы по физической культуре» объёмом 400 часов, что дает возможность проектировать содержание учебно-воспитательного процесса сообразно с предпочтениями студентов, наличием материально-технического обеспечения, кадровой подготовленностью.
Анкетирование студентов первого курса в начале учебного года показало, что 49,7% юношей в качестве вида спорта для занятий физической культурой выбрали «Силовой атлетизм».
Для успешного осуществления процесса физического воспитания студентов педагогического вуза средствами силового атлетизма необходимо учитывать следующие характеристики:
- начальный уровень физической подготовленности;
- уровень притязаний студентов к занятиям силовым атлетизмом;
- преимущественно тренировочную направленность учебных занятий;
- комплексы средств, методов, организационных форм в процессе учебных занятий;
- допустимые нагрузки;
- уровни функциональной, физической, технической подготовленности, которых должны достигнуть студенты в конце учебного года.
Продолжительность этапа начальной подготовки студентов педагогического вуза средствами силового атлетизма была определена учебным планом - 2 раза в неделю по 90 минут в течение одного учебного года.
Основные задачи занятий силовым атлетизмом в структуре физического воспитания студентов педагогического вуза направлены на:
- формирование устойчивого интереса к занятиям силовыми упражнениями;
- разностороннее функциональное и физическое развитие студентов;
- овладение техникой выполнения упражнений силового характера.
Основными средствами, которые применялись в процессе учебных занятий являлись упражнения из различных силовых видов спорта, направленные на:
- придание личной значимости процесса использования силовых упражнений;
- повышение уровня силовой подготовленности и силовой выносливости;
- повышение адаптивных ресурсов студентов.
Подбор силовых упражнений в отдельных учебных занятиях был в большей части направлен на развития индивидуальных личностно-значимые характеристик студентов (весоростовой показатель, отстающие показатели отдельных групп мышц и др.).
Отдельно в процессе тренировочных занятий использовались специально подобранные упражнения совершенствования техники выполнения двигательного действия силового характера.
При планировании физкультурных занятий необходимо соблюдать определенные правила:
1. Силовые нагрузки подбираются исходя из достигнутого уровня подготовленности и необходимостью индивидуальной коррекцией телосложения каждого студента. Для этого в процессе моделирования занятий необходимо определить индивидуальные тренировочные веса снарядов, количество подходов, направленность тренировочного эффекта, способствующие реализации потенциальных возможностей каждого студента. Важной составляющей содержания занятий является обеспечение и совершенствования рациональной техники выполнения силовых упражнений, что способствует большему эффекту в тренировочных нагрузках и предохраняет от травматизма.
2. Соблюдение основных принципов спортивной тренировки: единства общей и специальной подготовки, целевой направленности подготовки, волнообразности, цикличности, систематичности.
3. При организации учебно-воспитательного процесса физического воспитания необходимо обращать внимание на то, в какой мере реализует свои возможности каждый занимающийся. В учебном годовом плане необходимо предусмотреть достаточное количество контрольных занятий, что позволяет значительно интенсифицировать тренировочный процесс, раскрывает потенциал студентов, при этом обеспечивая постоянный рост индивидуальных возможностей.
4. В процессе реализации занятий с силовой направленностью необходимо учитывать соразмерность развития основных физических качеств. Это позволит обеспечить оптимальное соотношение развития разносторонней физической готовности студентов в определенном периоде учебного года. Соразмерность в развитие тех или иных качеств обеспечивает более высокий уровень результатов и позволяет добиваться более динамичного роста. Для этого были запланированы занятия по различным легкоатлетическим дисциплинам, спортивным играм и лыжной подготовки в соотношении 30% от общего объема учебного плана.
Использование тренажёров как основного средства силового развития студентов на учебных занятиях позволило обеспечить более эффективный прирост силовых показателей при рациональном развитии основных физических качеств занимающихся.
При определении тренировочной нагрузки в процессе организации и проведения занятий необходимо учитывать не только индивидуальные физиологические особенности занимающихся, но и особенности формирования срочной и долговременной адаптации.
В течение первых трех месяцев силовой подготовки при выполнении тренировочной работы в учебных занятиях, направленной на развитие различных мышечных групп, студенты выполняли 3-4 подхода по 10-12 повторений с весом отягощения не превышающем 55^65% от лучшего личного результата. Активно использовался принцип волно-образности, когда в первом подходе тренировочная нагрузка равнялась 45^50% на 10-12 повторений, во втором подходе увеличивалась до 65% на 8-10 повторений, в третьем подходе снова снижалась до уровня первого подхода, в четвёртом - увеличивалась до 70^75% от максимального результата на 6-8 повторений.
В процессе организации тренировочных занятий силовой направленности в качестве основного метода использовалось применения повторного выполнения упражнений силового характера с отягощениями малого (30^50%) и среднего (50^70%) веса.
На следующих этапах, для развития силовых способностей занимающихся наряду с повторным методом широко применялся метод «до отказа». Основным эффектом данного метода явилось - значительное увеличения мышечной массы, повышение спортивного результата, повышение силовой выносливости и увеличение адаптационных возможностей. Применение метода «до отказа» позволило значительно сократить число подходов со средним и большим весом, что положительно сказалось как на росте силовых способностей занимающихся, так и на повышении их функциональных возможностей. Для повышения мотивации к занятиям силовыми упражнениями и контроля уровня подготовленности регулярно проводились тестирования в форме соревнований.
В конце учебного года было проведено комплексное тестирование, определяющее уровень общей и специально-силовой физической подготовленности, функционального развития. В качестве критериального инструментария были использованы следующие тесты:
1. Общефизическая подготовленность - бег 60 м и 1000 м, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, челночный бег 10*9 м.
2. Специально-силовая подготовленность - приседание со штангой, жим штанги лёжа, становая тяга.
3. Уровень функционального развития - весоростовой показатель, тесты (определение МПК, PWC170).
Анализ критериев общефизической подготовленности показал, что в конце учебного года по всем тестам была выявлена статистически достоверная динамика: бег 60 м на 113,5% (р<0,01), 1000 м на |11,1% (р<0,05), прыжок в длину с места на |33,3% (р<0,001), подтягивание на перекладине на 116,4% (р<0,05), челночный бег 10*9 м 112,8% (р<0,01).
Наиболее значительный рост результатов произошёл в показателях уровня развития специально-силовых качеств - приседание со штангой на 23,5% (р<0,001), жим штанги лёжа на 36,6% (р<0,001), становая тяга на 23,8% (р<0,001).
Рассматривая эффективность предложенной организации физического воспитания студентов первого курса педагогического вуза средствами силового атлетизма можно сделать вывод, что удалось значительно повысить мотивацию к физкультурным занятиям за счет придания личной значимости процесса использования силовых упражнений, направленных с одной стороны на повышение уровня общефизической подготовленности, уровня развития адаптационных возможностей занимающихся, с другой на формирование и коррекцию телосложения студентов. В процессе реализации учебного плана удалось добиться поступательного развития специально-силовых качеств и значительно повысить уровень физической подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Русаков, А. А. Формирование стиля профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Русаков А.А. - Москва, 2009. - 20 с.
2. Русаков, А.А. Основы теории спорта : учебное пособие / А. А. Русаков ; ВосточноСибирская государственная академия образования Иркут. гос. пед. ун-та. - Иркутск : [б.и.], 2013. -142 с.
3. Русаков, А.А. Профессионально-стилевое формирование учителя физической культуры в педагогическом вузе : монография / А.А. Русаков ; Восточно-Сибирская государственная академия образования Иркут. гос. пед. ун-та. - Иркутск : [б.и.], 2012. - 130 с.
REFERENCES
1. Rusakov, A.A. (2009), Style forming of professional practice of future physical éducation teacher, dissertation, Moscow.
2. Rusakov, A.A. (2013), Bases of sport theory: Study guide, East-Siberian State Academy of Education ISPU, Irkutsk.
3. Rusakov, A.A (2012), Professional-style forming of physical education teacher in the Pedagogical University: monograph, East-Siberian State Academy of Education ISPU, Irkutsk. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.01.2016
УДК 796.966
РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СПОРТСМЕНОВ-ХОККЕИСТОВ 18-22 ЛЕТ
Валентина Викторовна Селиверстова, кандидат биологических наук, доцент, Дмитрий Сергеевич Мельников, кандидат биологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются резервные возможности сердечно-сосудистой системы хоккеистов по данным электрокардиографического обследования в процессе выполнения многоступенчатой нагрузки «до отказа»; функциональное состояние системы дыхания спортсменов по показателям спирометрического обследования и анализа деятельности газотранспортных систем в условиях формования дефицита кислорода при гипоксической и двигательной гипоксии.
Ключевые слова: резервные возможности миокарда, показатели внешнего дыхания хоккеистов, устойчивость к двигательной и гипоксической гипоксии.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p205-208
RESERVE POSSIBILITIES OF CARDIOVASCULAR AND RESPIRATORY SYSTEM OF HOCKEY PLAYERS AGED 18-22 YEARS
Valentina Viktorovna Seliverstovа, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Dmitry Sergeevich Melnikov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
This article discusses the reserve possibilities of the cardiovascular and respiratory systems of the hokey players following the data of the electrocardiographic information in the process of multi-load "to failure". The text shows the data of external respiration and analysis of the gas transportation systems in the conditions of formation of oxygen deficiency in the hypoxic and motion hypoxia.
Keywords: reserves of possibilities of myocardium, data of external respiration, resistance to hy-
poxia.
ВВЕДЕНИЕ
Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе приспособительных реакций к интенсивной мышечной деятельности, является актуальной задачей спортивной физиологии в системе подготовки спортсменов, в том числе и в хоккее. Хоккей характеризуется частым выполнением максимальных и даже чрезмерных нагрузок в течение короткого промежутка времени, что предъявляет высокие требования к лимитирующим такую деятельность газотранспортным системам организма спортсменов - сердечно-сосудистой (в частности миокарда) и системы дыхания. Диагностика и прогноз успешности функционирования этих систем у хоккеистов и предопределило актуальность, значимость и направленность настоящего исследования.
МЕТОДИКА
В исследовании принимали участие 10 хоккеистов сборной команды университета имени П.Ф. Лесгафта, в возрасте от 18 до 22 лет, различной внутривидовой специализации и разного уровня спортивного мастерства.