Научная статья на тему 'Сикст IV - покровитель искусств и ученый богослов'

Сикст IV - покровитель искусств и ученый богослов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
560
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРОЖДЕНИЕ / СИКСТ IV / МЕЦЕНАТСТВО / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЛАСТИ / ПАПСКИЙ ПОРТРЕТ / RENAISSANCE / SIXTUS IV / PATRONAGE / REPRESENTATION OF POWER / PAPAL PORTRAIT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Доброва Ульяна Павловна

Статья посвящена взаимосвязи богословской деятельности Франческо да Савона (папы Сикста IV) и его художественных заказов в Риме, Ассизи и Лорето. На примере патроната Сикста IV автор показывает, что меценатская деятельность в своей совокупности может служить целям репрезентации власти, а также в более сложном ее воплощении как пространство для политического высказывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sixtus IV: Patron of arts and theologian

The article studies the interconnection between the theological activities of Francesco da Savona (Pope Sixtus IV) and his artistic orders in Rome, Assisi and Loreto. On the example of the Sixtus IV patronage, the author shows that this kind of activities in their totality can serve the purposes of the representation of power, as well as in its more complex embodiment, as a space for political expression.

Текст научной работы на тему «Сикст IV - покровитель искусств и ученый богослов»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2017. № 2

У.П. Доброва

(аспирантка кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета

МГУ имени М.В. Ломоносова)*

СИКСТ IV - ПОКРОВИТЕЛЬ ИСКУССТВ

И УЧЕНЫЙ БОГОСЛОВ

Статья посвящена взаимосвязи богословской деятельности Франческо да Савона (папы Сикста IV) и его художественных заказов в Риме, Ассизи и Лорето. На примере патроната Сикста IV автор показывает, что меценатская деятельность в своей совокупности может служить целям репрезентации власти, а также в более сложном ее воплощении — как пространство для политического высказывания.

Ключевые слова: Возрождение, Сикст IV, меценатство, репрезентация власти, папский портрет.

The article studies the interconnection between the theological activities of Francesco da Savona (Pope Sixtus IV) and his artistic orders in Rome, Assisi and Loreto. On the example of the Sixtus IV patronage, the author shows that this kind of activities in their totality can serve the purposes of the representation of power, as well as in its more complex embodiment, as a space for political expression.

Key words: Renaissance, Sixtus IV, patronage, representation of power, papal portrait.

* * *

Посвящается Вере Дмитриевне Дажиной

Сикст IV, понтифик, правивший в Риме с 1471 по 1484 г., был человеком незаурядной судьбы. Его правление оставило заметный след в истории Рима и Италии, истории папства, истории богословия и истории искусства. Родившийся в 1414 г. Франческо да Савона прожил целую жизнь ученого богослова и странствующего преподавателя, прежде чем получил необъятную власть Священного Престола. Несколько популярных богословских тем, а именно: «Кровь Христова» и «О могуществе божием» — воплотились в виде малотиражных прижизненных и посмертных публикаций1. Не ме-

* Доброва Ульяна Павловна, тел. 8-926-497-47-98; e-mail: ulyana.dobrova@yandex.ru

1 Еще один трактат, "De futuris contigentibus", не менее важный, чем остальные, обладает труднопереводимым на русский язык названием. Если стараться избегать богословских терминов, то суть трактата заключается в обосновании неизбежности зла. Франческо да Савона доказывает, что проявление зла может служить не только опровержением, но и доказательством божественного провидения. Отголоски размышлений на этот счет можно найти и в трактате «О могуществе божием».

нее интригующая богословская проблема — «Непорочного зачатия Девы Марии» была обоснована, а затем догматизирована во многом благодаря политической поддержке Сикста IV. В нашем исследовании мы проследим, как богословские темы, волновавшие Франческо да Савона, ученого монаха и университетского профессора, получили свое воплощение в художественных заказах на посту понтифика, в том числе в замысле фресковой живописи, выполненные Мелоццо дельи Амброджи да Форли (1438—1494), к тому моменту зарекомендовавшего себя как исключительный перспективист2.

Богословская карьера францисканского монаха Франческо

из Савоны

Франческо делла Ровере, будущий Сикст IV, родился в небольшом городке Альбисола провинции Савоны в многодетной (восемь детей) и крайне небогатой семье — его отец Леонардо да Савона был лодочником, по другой версии — чесальщиком3. Неудивительно, что уже в девять лет Франческо был отдан во францисканский монастырь. Ученый монах свою молодость провел в различных итальянских университетах. Недолгое время Франческо учился в Падуе4. Также занимался науками в Болонье и Павии, преподавал в Венеции. C 1441 до 1449 г. Франческо живет в Падуе в качестве резидента Studio di S. Antonio5. Дело в том, что помимо Университета его жизнь была тесно связана с монастырем Санто (Convento del

2 Отец Рафаэля посвятил своему другу следующие строчки: "Non lassando Melozzo a me si caro, che in prospettiva ha steso tanto il passo" (И не забудем столь дорогого мне Мелоццо, который в перспективе многого достиг. — Пер. с ит. мой. Д.У.). - Cronaca rimata di Giovanni Santi. Tubingen, 1893.

3 Rodocanachi E. Histoire de Rome. Une cour princière au Vatican pendant la Renaissance. Sixte IV - Innocent VIII. Paris, 1925. P. 10.

4 Родоканаши в качестве первого университета указывает Павию (Rodocanachi E. Op. cit. P. 10). Тогда как Кончетта Бьянка (Bianca С. Francesco della Rovere: Un Francescano tra teologia e potere // Un Pontificate ed una citta, Sisto IV (1471-1484). Vatican City, 1986. P. 19-24) и Эгмонт Ли (Lee E. Sixtus IV and Men of Letters. Rome, 1987. P. 16-19) указывают на Падуанский университет. Далее других углубился в академическую судьбу Франческо - Паола C. Пьячентини: Piacentini P.S. Ricerche sugli antichi inventari della Biblioteca Vaticana: i codici di lavoro di Sisto IV // Un pon-tificato ed una città, Sisto (1471-1484). Atti del convegno, Roma, 3-7 dic. 1984. Città del Vaticano, 1986. P. 124.

5 Poppi A. Lo scotista Francesco Della Rovere (futuro Sisto IV) concorrente di Gaeta-no Thiene nello Studio di Padova (c. 1444-e ispiratore degli affreschi di Michelangelo nella Cappella Sistina) // Atti e memorie dell'Accademia Galileiana di Scienze Lettere ed Arti in Padova. P. 3. Memorie della Classe di Scienze Morali, Lettere ed Arti. 121. 2008/09 (2009). 7-19.

Santo), где в 1437 г. Генеральным капитулом в Тулузе была учреждена Школа теологии (La Scuola Teologica), которая существует по сей день. Первым публичным профессором философии монастыря Санто стал именно Франческо делла Ровере, временно исполнявший роль заведующего этой кафедры. Его публичные лекции были настолько увлекательны, что на них приходили даже светские студенты6. А в 1450 г. он уже читает лекции в Болонье7. Болонья, как и Падуя, отличались универсализмом, где францисканцы, доминиканцы и гуманисты работали бок о бок. Знания и красноречие Франческо делла Ровере составили ему хорошую репутацию.

Ученый диспут на популярную тему «О Крови Христовой» стал для него экзаменом. Речь будущего папы имела успех8, его попросили написать трактат на эту тему. Трактат "De Christi Sanguine" был опубликован в 1471 г. и содержал посвящение папе Павлу II.

Политическая карьера будущего понтифика может быть разделена на два этапа: путь к руководству орденом и, с переездом в Рим, путь к управлению Священным Престолом. До вступления на папский престол Франческо делла Ровере вел монашеский образ жизни. И даже став кардиналом титулярной церкви Сан Пьетро ин Вин-коли (1467), он жил в Риме, не имея средств, чтобы восстановить жилище, примыкающее к базилике, и предоставленное ему. Его образ жизни, предполагавший ежедневные посещения церкви, а также диспуты на теологические, философские и литературные темы, позволил ему сплотить вокруг себя небольшой кружок сторон-ников9. Эжен Мюнтц10, а следом за ним — Родоканаши характеризовали его набожность и воздержание как политическое лицемерие, демонстрацию, адресованную коллегии кардиналов накануне грядущего конклава. Э. Мюнтц видел в Сиксте IV человека низкого происхождения, сформированного средой монастыря. Исследова-

6 Poppi A. Per una storia della cultura nel convento del Santo dal XIII al XIX secolo. Padova, 1970. P. 10. Благодаря Франческо делла Ровере были установлены тесные связи между монастырем Санто и Университетом.

7 Piacentini P.S. Op. cit. P. 127.

8 Трактат характеризует его как человека глубоко образованного. Среди философов он упоминает Иоанна Дунса Скотта, Аристотеля, Иоанна Дамаскина, Аверроэса, Фому Аквинского, Августина, Альберта Великого, Авиценну (обоих в основном в связи с медициной); Лактанция («О промысле Божием»); Александра Гэльского (Сумма); Гильома Бритена («О свойствах вещей»); Бонавентуру («Сентенции»); четвертую книгу Дуранда; Венанция Фортуната («Поклонение Святому Христу»); Бернарда Клервосского («Письма к Евгению»); доктора, магистра Николая Лирского («Комментарий на "Послание к евреям"»), доктора Генриха Гент-ского, Якова Воррагинского («Схоластическая история»).

9 Rodocanachi. Op. cit. P. 11.

10 Müntz E. Les arts à la cour des papes. Vol. 3. Paris, 1882. P. 2.

тель сравнивает Сикста IV с Евгением IV, также в прошлом монахом, отмечая тягу к абсолютизму у политиков, выросших вдали от мира11.

Франческо в Риме

Богословие проложило Франческо да Савона дорогу к вершине иерархии францисканского ордена. В мае 1464 г. Джакомо делла Марка благословил его на руководство орденом: «У Вас есть Франсис из Савоны, который, я не сомневаюсь, станет Генералом; Кардиналом Церкви; и однажды Понтификом»12. Наставление будущего святого, а тогда популярного проповедника-обсерванта было исполнено: в 1464 г. Франческо делла Ровере стал Генералом ордена.

Расположение (и даже дружба) кардинала Виссариона13 помогло Сиксту войти в круг высшей знати, в том числе он был представлен Галеаццо Мария Сфорца14. Однако инициатива выдвижения Франческо делла Ровере в сан кардинала Сан Пьетро ин Винколи в 1467 г. принадлежала папе Павлу II15.

После смерти папы Павла II 26 июля 1471 г. он принимает сан понтифика, 9 августа, через три дня после начала конклава. Во время конклава Сикст дает определенные политические обещания: реформирование Римской курии, снаряжение экспедиции против турок и созыв Вселенского собора16. На деле только одно из обещаний ему удалось выполнить — собрать средства и направить войска в Смирну. Однако в жизнеописаниях Сикста IV четко прослеживается несколько основных политических линий: укрепление и рас-

11 Müntz, E. Op. cit.

12 Сан Джованни делла Марка (ок. 1391—1476) — монах-минорит, священник и писатель, проповедовал под руководством Св. Иоанна Капистрана и Св. Бернар-дино Сиенского. "Habetis Franciscum Savonensem, quem Ministrum Generalem, Sanctae Romanae Ecclesiae Cardinalem, summunque Pontificem me conspecturum non diffido". Цит. по: Huber R. A documented History of the Franciscan order. Washington, 1944. P. 402.

13 Виссарион Никейский (1403—1472) — греческий ученый-гуманист, кардинал, награжденный саном Евгением IV за вклад в унию католической и православной церкви (1439). Умер, выполняя поручение Сикста IV о сборе средств на Крестовый поход против турок, по дороге в Равенну. Похоронен в церкви Санти Апостоли в Риме. Основные труды, посвященные Виссариону: Möhler L. Kardinal Bessarion als Teologe, Humanist und Staatsmann. Paderborn, 1923—1942 (включ. тексты его сочинений)', Labowsky L. Bessarione // Dizionario Biografico degli italiani, IX. Roma, 1967. P. 686—696; Labowsky L. Bessarion's Library and the Bibliotheca Marciana. Roma, 1979; Miscelanea Marciana di studi bessarionei. Padova, 1976.

14 Bianca C. Op. cit. P. 19-45. Lee E. Op. cit. P. 24-25.

15 HuberR. Op. cit. P. 403.

16 Pastor L. The History of the Popes, from the Close of the Middle Ages. 2nd ed. London, 1900. P. 186.

ширение Папской области, подготовка пышного празднования Юбилея в 1475 г., которое заключалось в обновлении Рима, борьба против сепаратистских настроений во Францисканском ордене17, а также в противоречивой политике непотизма, которая позволяла укрепить новоиспеченную династию делла Ровере и вместе с ней — Риарио у престола Святого Петра. Практически всё из вышеперечисленного, за исключением особенного внимания к судьбе нищенствующего ордена, являлось логичным продолжением политических линий, начатых еще предшественниками Сикста IV.

Патронат Сикста IV

Покровительствуя искусствам, Сикст IV проявил себя не только как щедрый заказчик, но и как политик, преследующий определенные идеологические цели. Этой теме посвящено немало трудов, которые характеризуют его как с положительной (например, Алекс Рио18 видел в нем вдохновенного благодетеля и провозвестника Высокого Ренессанса в Риме), так и с отрицательной стороны. Например, Эжен Мюнтц в книге «Искусство при дворе пап» не счел заслуги папы сколько-нибудь достойными внимания, отдавая предпочтение Николаю V и Пию II19. В послевоенное время в среде историков искусства и исследователей Ренессанса тема патроната, и в особенности — патронат Сикста IV, находит выдающихся интерпретаторов. Исключительно ценна монография Этт-линджера «Сикстинская капелла до Микеланджело»20, в которой всестороннему анализу подвергается фресковый цикл флорентийских мастеров, созданный под руководством Сандро Боттичелли. Безусловно, Сикстинская капелла стала смысловым ядром культурного патроната Сикста IV. Неслучайно, он выбирает лучших мастеров Италии — флорентийцев. Эттлинджер в своем исследовании следует за Штейнманом21 и обращается к экзегетической традиции типологизации — typus Christi (уподобление Христу), а также выстраивает логическую цепочку уже в отношении самого Сикста IV, который через Святого Петра наследует власть вершить закон над всем христианским миром.

17 Сикст IV был одним из немногих монахов-францисканцев на престоле Святого Петра впервые за почти 200 лет (до него францисканцем был Николай IV, понтификат 1288—1292).

18 Rio A.F. De l art chrétien. T. II. Paris, 1861.

19 Müntz. E. Op. cit. P. 3.

20 Ettlinger L.D. The Sistine Chapel before Michelangelo, Religious Image and Papal Primacy. Oxford, 1965.

21 Steinmann. Die Sixtinische Kapelle: der Bau and Schmuck der Kapelle unter Sixtus IV 1901.

Столь же ценным оказался сборник статей под редакцией Яна Ферштегена «Патронат и Династия: Расцвет семьи делла Ровере в Италии эпохи Ренессанса»22, посвященный «физиогномике патроната»23 династии делла Ровере, основателем которой стал Франческо да Савона. Э. Блюм в статье «Сикстинская Капелла, династические амбиции и культурный патронат Сикста IV» из вышеупомянутого сборника остроумно замечает, что лишенный тепла семейного очага Сикст IV считал «церковь своим домом»24, а себя — главой этой огромной семьи. Встречную идею предлагает Рона Гоффен: она интерпретирует программу фрескового цикла при помощи текстов Св. Бонавентуры и следовательно предполагает, что патронат Сикста развивался во францисканской парадигме25.

Культурная политика Сикста IV отнюдь не ограничивалась строительством Capella Magna (Сикстинской Капеллы). Популистским можно назвать организацию больницы для бедных Санто Спирито, которая была украшена по заказу Сикста IV житийным циклом, посвященным его собственным деяниям26. Можно предположить, что невысокое качество живописного исполнения ка-рикатуризирует первоначальный замысел, который, очевидно, призван был выполнять задачу репрезентации папы как святого27. Не исключено, что обращение к малоизвестному мастеру28 было сделано специально, поскольку фрески предназначались для простых людей и не имели сакрального (иконического) смысла, чем объясняется и схематизм, средневековый буквализм и небогатое воплощение при помощи скромного набора материалов29.

22 Patronage and Dynasty: The Rise of the della Rovere in Renaissance Italy / Ed. by I.F. Verstegen. Kirksville (Missouri), 2007.

23 Ibid. P. XXV.

24 Blume A.C. The Sistine Chapel, Dynastic Ambition, and the Cultural Patronage of Sixtus IV // Patronage and Dynasty: The Rise ofthe della Rovere in Renaissance Italy. P. 10.

25 Goffen R. Friar Sixtus IV and the Sistine Chapel // Renaissance Quarterly. Vol. 39. № 2. Summer, 1996. Идеи Роны Гоффен не нашли понимания в ученой среде. По прошествии времени становится очевидным, что позиция ученой не противоречит, а напротив, дополняет позицию Эттлинджера и Блюма.

26 Фрескам посвящен фундаментальный труд, имеющий в своей основе докторскую диссертацию и опубликованный в издательстве Ватиканской Апостольской библиотеки: Howe E.D. Art and Culture at the Sistine Court: Platina's "Life of Sixtus IV" and the Frescoes of the Hospital Santo Spirito. Vatican City, 2005.

27 Важно отметить, что в отличие от многих исторических деятелей в своем окружении сам Сикст IV так и не был канонизирован.

28 Или кругу мастеров — точное количество художников и их имена не были задокументированы. Исследователи видят автором фрескового цикла Антониаццо Романо, близкого соратника Мелоццо да Форли.

29 Фрески были выполнены без использования золота, в отличие от стенного цикла Сикстинской капеллы, где позолотой была покрыта даже трава.

В еще одном папском заказе — скульптурном портрете Сикста IV 1474 г. для архитектурного комплекса базилики Святого Франциска в Ассизи — мы находим нарочитый консерватизм стиля, который, по мнению некоторых ученых, апеллирует к великолепному портрету папы Бонифация VIII (авт. Арнольфо ди Камбио, ок. 1300 г., хранится в Дуомо во Флоренции)30. Так или иначе, фигура восседающего на троне папы римского в тиаре и парадном облачении представляет собой известняковый горельеф, установленный в нише одной из стен крепостных укреплений монастыря в Ассизи, что заставляет нас скорее вспомнить грубую романскую белокаменную резьбу юга Франции, но никак не живописные и одновременно экспрессивные скульптурные формы, выполненные провозвестником Итальянского Ренессанса на рубеже дученто и треченто. На наш взгляд, нарочитая архаика форм входила в задачи заказа: с ее помощью можно было выразить и консерватизм заказчика, и его добродетели как францисканца, представителя нищенствующего ордена, и одновременно передать иератичную стать наместника Бога на земле.

Непорочное Зачатие Девы Марии

Одним из плодов университетской практики Франческо делла Ровере как профессора-францисканца стала опускула о Непорочном Зачатии Девы Марии. Непорочное Зачатие (Immaculata Conceptio) было камнем преткновения между доминиканцами и францисканцами, начиная со времен Дунса Скота и Фомы Аквинского31, а также темой для схоластического фехтования в университетах Болоньи и Падуи. Францисканцы придерживались мнения, что Мария была физически зачата, но в своем зачатии была невинна. Доминиканцы считали, что она не была освобождена от первородного греха, но очищена божественным сыном32.

Теологическая активность папы Сикста IV была направлена в защиту доктрины о Непорочном Зачатии. В 1476 и 1477 гг. в Риме были проведены публичные диспуты на тему Иммакулаты. Сто-

30 Мнение о прототипе высказано Ж.Э. Блонден в статье "Pope Sixtus IV at Assisi. The Promotion of Papal Power" (Patronage and Dynasty: The Rise of the della Rovere in Renaissance Italy. P. 19—36).

31 Непорочное Зачатие Девы Марии, Иммакулата, являлась одной из принципиальных позиций францисканцев. Еще в 1219 г. в Генеральном капитуле каждая субботняя месса посвящалась Богоматери. Капитул Пизы в 1263 г. установил день празднования Непорочного Зачатия. И если францисканцы, опираясь на доктрину Иоанна Дунса Скота, приняли это постановление, то доминиканцы, следуя Святому Фоме Аквинскому, отрицали даже возможность Непорочного Зачатия Богоматери.

32 D^Ancona M.L. The Iconography of the Immaculate Conception in the Middle Ages and Early Renaissance. College Art Association of America, 1957.

ронником Непорочного Зачатия выступил Франсис Нанни, Генерал францисканского ордена, назначенный Сикстом на эту должность после смерти Пьетро Риарио. В диспутах удача была на стороне Нанни. За свою яркую речь он получил звание Самсона33, и в честь его победы было проведено богослужение34. Не исключено, что победа была срежиссирована Сикстом. Непорочное Зачатие играло для него особую, мистическую роль. Согласно завещанию, его захоронение с надгробием работы Поллайоло находилось в капелле Непорочного Зачатия Девы Марии в соборе Святого Петра (1479)35. Для расширения собора капелла была разрушена Павлом V (1609). Еще во времена понтификата Сикста алтарный образ был заказан Перуджино. Мастер изобразил Мадонну вместе с сыном на троне, парящем в облаках; Святой Петр и Святой Антоний Падуанский представляли Марии коленопреклоненного Сик-ста36. Судя по описанию, на фреске было изображено «Коронование Марии», символизирующее триумф над смертью как следствием первородного греха. Иконография Коронования Марии тесно связана с ветхозаветным сюжетом «Эсфирь и Артаксеркс», когда Царь касается женщины своим скипетром, спасая от смерти. Богоматерь, коронованная Христом, избранная быть Царицей Небесной, является одной из ранних модификаций Иммакулаты, как на то указывает Мирелла Леви д Анкона37.

Особое значение почитания Богоматери для Сикста IV очевидно из его основных архитектурных проектов — Санта Мария дель По-поло, Санта Мария делла Паче в Риме и Санта Каза в Лорето, также посвященная Марии38. И наконец, программа росписи Сикстинской капеллы помимо прославления Сикста IV как судьи, князя и священнослужителя также посвящена Богоматери, а именно ее Успению39.

33 Обсерванты называли Нанни Иродом (HuberR. Op. cit.).

34 Уже начиная с 1496 г., Сорбонна требует от всех своих дипломантов приносить клятву о принятии этого нововведения (Gillet L. Histoire Artistique des Ordres Mendiants. Etudes sur l art religieux en Europe du XIIIe au XVIIe siecles. Paris, 1912. P. 248).

35 Именно для нее в конце века Микеланджело создал свою первую Пьету.

36 Muntz E. Op. cit. P. 148. Иммакулата Перуджино является вариантом ранней иконографии. В XI в. ее часто представляли как Пресвятую Деву со Спасителем, через которую придет спасение всему человечеству.

37 D'Ancona M.L. Op. cit. P. 28.

38 Судя по всему, Сикст IV либо сам создал, либо заказал написать богослужение, посвященное Непорочному Зачатию "Ave santissima Maria". Краткий обзор и библиография есть в статье: Blackburn B.J. The Virgin in the Sun: Music and Image for a Prayer Attributed to Sixtus IV // Journal of the Royal Musical Association. Vol. 124. N 2 (1999). P. 157-195.

39 Ettlinger L.D. Op. cit.

Декорация апсиды базилики Святых Апостолов в Риме

Одним из первых заказов Сикста IV в сане понтифика стала реконструкция Базилики Святых Апостолов в Риме, переданной во владения Францисканского конвентуального ордена в 1463 г. Дворец, примыкавший к базилике и принадлежавший древнему аристократическому роду Колонна, также оказался во владениях семейства Делла Ровере—Риарио. Реконструкцией архитектурного комплекса руководили одновременно Пьетро Риарио и Джулиано Делла Ровере. После расширения и переустройства кафедры в базилике, для украшения апсиды был приглашен Мелоццо да Фор-ли, для которого это был первый заказ такого уровня, благодаря которому он зарекомендовал себя как придворный живописец40.

Диаметр апсиды составлял 17 метров — фактически это самая большая для конца XV в. римская фреска. В начале XVIII в. было принято решение о поновлении фрески, но благодаря Агостино Тайя живопись не была уничтожена полностью — несколько фрагментов сохранили и перенесли в Ватиканский дворец. Из них — фигура Спасителя в мандорле из ангелов хранится в настоящее время в Квиринальском дворце, а ангелы и апостолы — в Ватиканской Пинакотеке. В связи с этим реконструкция иконографии представляет определенную сложность41. Сюжет Вознесения Христа включал фигуры музицирующих ангелов, Св. Апостолов, Богоматери и гризайлевый фриз с виноградарями, возделывающими землю.

Проблема посвящения и интерпретации фрески — еще одна из сложнейших научных задач.

В своей диссертации Изабелла Франк предлагает апокалиптическое прочтение композиции Вознесения и предполагает, что оно непосредственно связано с функцией базилики как усыпальницы двух фамильных ветвей Сикста IV На наш взгляд, учитывая как кризисное состояние конвентуального направления ордена, так и кризис папства в целом, ответ на вопрос о заказе фрески следует

40 Папский живописец (pictor papalis) — определение, которое появилось в Статуте об учреждении Академии Св. Луки за 1478 г.: "quorum nomina sunt haec, videlicet <...> Melossius Pi.Pa.". Хотя Шмарзов спорил с трактовкой подписи Pi.Pa. как pictor papalis, утверждая, что эту подпись следует расшифровывать Pipa, т.е. как фамилию другого неизвестного автора (Schmarzow A. Melozzo da Forli. Berlin; Stutt-gard, 1886. P. 150), это выражение вошло в исторический обиход, Николас Кларк дал именно такое название своей монографии, посвященной творчеству Мелоццо (Clark N. Melozzo da Forli. Pictor Papalis. London, 1990).

41 Этой теме уделяется внимание практически во всех монографиях, посвященных творчеству Мелоццо. Наиболее важные: Schmarzow A. Op. cit.; Frank I.J. Melozzo da Forli and the Rome of Pope Sixtus IV (1471-1484). Ph. D. Diss. (1991). Ann Arbor, 1993; Clark N. Op. cit.; Salvatore D. Melozzo da Forli. Napoli, 2011.

искать в францисканском богословии. Осуществленная декорация была лишь частью благоустройства главной базилики Конвенту-ального францисканства, она не могла не отражать вкусов и задач братства. К сожалению, документов, свидетельствующих об интенции заказа не сохранилось, возможно, они были уничтожены во время римских погромов в 1527 г.42

Ватиканская библиотека

Осуществленное как единый проект учреждение, строительство и украшение Ватиканской Апостольской библиотеки — еще один амбициозный и гуманитарный проект понтифика, в котором принимали активное участие Бартоломео Сакки Платина и Мелоццо да Форли. Длившийся с 1475 по 1481 г. он был завершен с устройством трех основных залов — Греческого, Латинского и Секретного, которые легли в основу системы библиотечного хранения. Безусловным смысловым ядром библиотеки стал Латинский зал, не сохранивший до наших дней своего первоначального облика. Оформленный в духе раннеренессансного студиоло — с фигурами философов и отцов Церкви в люнетах и с парадным портретом понтифика с племянниками на стене, выходящей окнами в Cortile del Papagallo. Несмотря на свое расположение — в одном из крыльев Ватиканского дворца — библиотечный портрет кисти Мелоццо представляет папу во всей сложности репрезентации власти. Восседающий на императорском троне Сикст IV окружен племянниками, ставшими под его покровительством светскими правителями папских областей и кардиналами. Глава библиотеки — гуманист и бунтарь Платина, преклонивший колени перед папой в духе средневековой инвеституры, не передает ему знаки своей верности и не принимает от папы ничего, но указывает на надпись классическим шрифтом, в духе римской эпиграфики повествующей о городских проектах понтифика43. В отличие от бурных и живых светских групповых парадных портретов, таких как, например, Семейный

42 Проблема интерпретации изложена на русском языке в статье: Доброва У.П. Фреска «Вознесения» Мелоццо да Форли в церкви Санти Апостоли в Риме. Специфика заказа // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой. СПб., 2014.

43 "TEMPLA, DOMUM EXPOSITIS // VICOS, FORA, MOENIA, PONTES // VIRGINEAM TRIVII, QUOD REPARARIS AQUAM, // PRISCA LICET NAUTIS STATUAS DARE COMMODA PORTUS // ET VATICANUM CINGERE, SIXTE, IUGUM // PLUS TAMEN URBS DEBET, NAM QUAE SQUALORE LATEBAT, // CERNITUR IN CELEBRI BIBLIOTHECA LOCO" (Храмы, дома приюта, улицы, рыночные площади, решение дать приют рыбакам, их древнюю привилегию, и стены вокруг Ватиканского холма — Сиксту этим обязан [Рим]. А также библиотека, которая была скрыта во тьме, теперь на почетном месте. — Пер. с лат. мой. Д.У.).

портрет Франческо Гонзага в Камере дельи Спози в Мантуе Андреа Мантеньи, парадный портрет в библиотеке исполнен молчания, пирамидальная композиция нарушена лишь активным жестом библиотекаря. Центрическое расположение, статуарные позы заставляют вспомнить композиции sacra conversazione. Изящный задник с коринфскими колоннами открывает перед нашим взором небесный простор, не нарушаемый ни птицей, ни облаком. Все говорит о торжественности исторического момента. И город, и наука, и власть — все подчинено гармонии божественного провидения.

Сакристия в Лорето

Патронат Сикста IV выходил далеко за пределы Рима. Семейство делла Ровере 30 лет покровительствовало базилике Санта Каза в Лорето, небольшом городке на восточной оконечности Папской области. Сикст IV и его племянники Джироламо Бассо делла Ровере (1434—1507) и Юлий II (1443—1513, папа с 1503) активно участвовали в благоустройстве Санта Каза. Близко соседствующий со стратегически важным портом Анконы, Лорето стал одним из символов крестовых походов в Святую Землю и являлся важным паломническим центром всей Италии44. Проект строительства новой базилики, начатого в 1469 г., после вступления Сикста в сан понтифика в 1471 г. сразу же переходит под контроль правящей семьи. Первоначально строительством занимался архитектор-венецианец Марино ди Марко Чедрино45, а с 1481 г. — архитекторы Баччио Понтелли (1450—1492) и Джулиано да Майано (1432—1490). Для декорации сакристий базилики приглашены Ме-лоццо да Форли и Лука Синьорелли46.

Традиционно сакристии посвящались Деве Марии, однако четыре сакристии Санта Каза посвящены евангелистам47. Украшены

44 О Санта Каза ди Лорето как центре паломничества, с обширной публикацией архивных документов, см.: Pellegrini e pellegrinaggi a Loreto nei secoli XIV—XVIII. Supplemento n. 2 al "Bolletino Storico della Cittá di Foligno". 2001.

45 По мнению Марко Кампаньоли, именно Чедрино базилика обязана своими устаревшими готическими формами (Campagnoli M. Gli architetti della basilica. Con-struzione e transformazione del capolavoro // Il Santuario di Loreto. Sette secoli di storia arte devozione. Delegazione Pontificia per il Santuario di Loreto, 1994. P. 23—34). Нан-ни Монелли утверждает, что первоначальный замысел базилики 1469 г. принадлежит Леону Баттиста Альберти при участии Филарете (Monelli N. "Architettore" a ar-chitettura rinascimentale per la santa Casa di Loreto // Loreto: Congregazione Universale della Santa Casa, 2001).

46 О работе Синьорелли см.: Santarelli G. La sagrestia dipinta da Luca Signorelli. Un suggestivo ambiente di "sacra conversazione" // Il Santuario di Loreto. Sette secoli di storia arte devozione. Delegazione Pontificia per il Santuario di Loreto. P. 90—102).

47 Изабелла Франк показывает, что программа росписей сакристий Санта Каза является нестандартной для XV в. (FrankI.J. Op. cit. P. 238—240).

из них только две: сакристию Св. Иоанна расписывал Лука Синьо-релли, а Св. Марка — Мелоццо да Форли. Евангельское посвящение сакристий присутствует лишь номинально. Сакристии, расположенные по обоим сторонам от главной реликвии собора — небольшой часовни, стоящей под центральным куполом, на пересечении трансепта и центрального нефа, — украшены парящими под потолком ангелами. Ангельская тема неслучайно доминирует в ранней программе росписей — это связано с легендой о Святом Доме Марии48.

Обе сакристии имеют октагональную форму. Готический по своей структуре свод октагонов каждый из художников украсил в манере аН'апНеа. И Мелоццо да Форли, и Лука Синьорелли расположили в падугах свода фигуры ангелов.

В зерцале свода Синьорелли изобразил восемь музицирующих ангелов, а под ангелами в той же секции ниже — четырх евангелистов и четырех Отцов Церкви: Св. Марка, Св. Григория Великого, Св. Иоанна, Св. Августина, Св. Луку, Св. Иеронима, Св. Матвея и Св. Амвросия. На стенах — в более классицизирующей манере, в меньшей степени готической, изображены сюжеты из Деяний Апостолов. Апостолы занимают семь стен октагона — один из секторов занят окном. Напротив окна виртуозно изображена сцена «Обращения Савла»: будущий Св. апостол Павел и окружающие его воины одеты в современные художнику наряды благородных итальянцев. Композиция исполнена театральной экспрессии и является кульминационной точкой в апостольском фризе Синьорелли. Сочетание музицирующих ангелов и фигур апостолов, а также выразительная театрализованность действия, на наш взгляд, неслучайна и теснейшим образом связана с программой декорации апсиды Собора Святых Апостолов в Риме, также выполненной по заказу Сикста IV49.

48 Святой Дом Богоматери — сравнительно поздняя реликвия. Легенда гласит, что назарейский домик, в котором жила Мария, ангелы перенесли подальше от мусульманского завоевания, в далмацкую Смирну, но, будучи там «плохо приняты», отправились в лоретанские леса. Ангелы приземлились вместе с домиком на оживленной дороге, ведущей к побережью. Небольшая часовня в Лорето была известна еще в XII в. Первое упоминание часовни как Святого Дома Богоматери прозвучало в булле папы римского Григория XI в 1375 г., который официально утвердил поклонение реликвии. Век спустя, в 1464 г., папа Павел II, основываясь на собственных мистических переживаниях, связанных с визитом в Лорето, публикует буллу от 1 ноября, в которой настаивает на изменении чудесной легенды — ангелы не принесли домик Богоматери из Назарета, но поместили в церковь чудотворное изображение Мадонны, которое находится в базилике по сей день. Легенда получила свою окончательную форму благодаря строительству огромного храма, инициированному в 1468 г. епископом Никколо делле Асте.

49 Лука Синьорелли работал вместе с Боттичелли в Риме и не мог не видеть законченную фреску Мелоццо да Форли в церкви Святых Апостолов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ангелы сакристии Св. Марка несут в руках орудия страстей: оливковая ветвь, агнец, чаша, удавка и кошель, крест, молоток и гвозди, клещи. На карнизах под каждым из ангелов с определенным атрибутом — Св. пророки, держащие в руках таблички с высеченными цитатами, соответствующими тому или иному атрибуту. Например, под ангелом с чашей — пророк Иезекииль, чья табличка гласит: «И дух поднял меня, и взял меня. И шел я в огорчении, с встревоженным духом; и рука Господня была крепко на мне. Открой уста твои и съешь, что Я дам тебе»50. На стенах сакристии Св. Марка располагались сюжеты из жизни Христа, из которых сохранился только один — «Вход в Иерусалим»51. Древняя иконография "Arma Christi", берущая истоки еще в VI в. и связанная в эпоху Средневековья с перенесением и обретением новых орудий страстей в результате крестовых походов, несет в произведении Мелоццо да Форли отголоски духовных практик почитания и медитации52.

Однако Мелоццо да Форли трактует этот обычно безрадостный сюжет в ином ключе — перед зрителем предстают не следы кровавой драмы Христа, а возвышение страданий: орудия держат в руках ангелы, словно они несут лилии Богоматери в момент Благовещения.

В сцене «Входа в Иерусалим» Иисус, изображенный в итальянском пейзаже с учениками, похож на проповедующего Франциска. Яркие краски Мелоццо служат жизнерадостной аранжировкой изображенной сцены. Обильная позолоченная классическая декорация переводит общий настрой из реквиема в гимн победы над смертью.

В своем трактате «О крови Христовой» Сикст IV размышляет о свойствах христианских реликвий, в том числе о крови Христовой. Он расстается с идеей Грааля и говорит, что кровь, изливаясь из ран Христовых, не приняла на себя божественной сути, оставаясь одной из жидкостей человеческого тела Христа. Из чего следо-

50 Ezekiel 3:14; 2:8: Spiritus quoque levavit me et assumpsit me, et abii amarus in in-dignationem spiritus mei manus enim domini erat mecum confortans me dixit aperi os tuum et comede quaecumque do tibi.

51 Полную реконструкцию программы предлагает И. Франк: Frank I.J. Op. cit. P. 239.

52 Одним из ярких воплощений таких практик стал текст Псевдо-Бонавентуры "Meditationes vitae Christi", которые следуют через весь путь Христа на Голгофу. Созерцание орудий позволяло пережить в своем воображении страдания Христа по принципу imitatio Christi, а также служили метафорой спасения. С первых десятилетий XIV в. arma Christi сопровождали обещания индульгенций для тех, кто ими обладает, от 40 дней до 32 755 лет, прощенных лет в Чистилище (Arma Christi: The Material Culture of the Passion // The Arma Christi in Medieval and Early Modern Material Culture / Ed. by L.H. Cooper, A. Denny-Brown. Ashgate, 2014. P. 1-19).

вало, что кровь Христова не могла быть объектом божественного культа, поскольку не несла в себе сакральных свойств53.

Таким образом, орудия страстей в сакристии смещают тему от почитания реликвий, связанных с темой Святой Земли, к францисканской теме, а также мариологической — столь важной для самого Сикста. И хотя францисканское конвентуальное братство получает местную кафедру позже — уже в XVII в.54, вплоть до нашего времени Лорето остается важнейшим центром католического паломничества, впрочем гораздо менее значительным, нежели Престол Святого Петра в Риме или мощи Св. Иакова в Сантьяго де Компостелла.

* * *

Патронат в эпоху Раннего Ренессанса редко документировался в виде законченной программы заказа. Наше исследование показывает, что благодаря косвенным данным возможно реконструировать не только психологический облик заказчика, но и сделать предположения о возможных интерпретациях замысла заказа. Богословие стало для сына простого лодочника Франческо да Савона лестницей на политическую вершину. Получив неограниченную власть Священного Престола, Сикст IV оставался ученым богословом, по праву заслужившим место в галерее Uomini Illustri в ур-бинском студиоло Федериго да Монтефельтро, наряду с Аристотелем, Фомой Аквинским, Данте и Пьетро д'Абано. На примере патроната Сикста IV становится очевидным, что меценатская деятельность в своей совокупности также может служить целям репрезентации власти, но в более сложном ее воплощении — как пространство для политического высказывания.

Список литературы

1. Доброва У.П. Фреска «Вознесения» Мелоццо да Форли в церкви Санти Апостоли в Риме. Специфика заказа // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой. СПб., 2014.

2. Bianca С. Francesco della Rovere: Un Francescano tra teologia e potere // Un Pontificate ed una citta, Sisto IV (1471-1484). Vatican City, 1986.

3. Blackburn B.J. The Virgin in the Sun: Music and Image for a Prayer Attributed to Sixtus IV // Journal of the Royal Musical Association. Vol. 124. N 2 (1999).

53 Bianca C. Op. cit. P. 31-40.

54 Исчерпывающее исследование по этому вопросу: Parisciani G. OFMConv. I minori Conventuali a Loreto. L'Ospizio, la Penitenzieria, la Parrocchia (secc. 17-20). Urbino, 1996.

4. Blondin G.E. Pope Sixtus IV at Assisi. The Promotion of Papal Power // Patronage and Dynasty: The Rise of the della Rovere in Renaissance Italy / Ed. by I.F. Verstegen. Kirksville (Missouri), 2007.

5. Blume A.C. The Sistine Chapel, Dynastic Ambition, and the Cultural Patronage of Sixtus IV // Patronage and Dynasty: The Rise of the della Rovere in Renaissance Italy / Ed. by I.F. Verstegen. Kirksville (Missouri), 2007.

6. Campagnoli M. Gli architetti della basilica. Construzione e transformazione del capolavoro // Il Santuario di Loreto. Sette secoli di storia arte devozione. Delegazione Pontificia per il Santuario di Loreto, 1994.

7. Clark N. Melozzo da Forli. Pictor Papalis. London, 1990.

8. D'Ancona M.L. The Iconography of the Immaculate Conception in the Middle Ages and Early Renaissance. College Art Association of America, 1957.

9. Ettlinger L.D. The Sistine Chapel before Michelangelo, Religious Image and Papal Primacy. Oxford, 1965.

10. Frank I.J. Melozzo da Forli and the Rome of Pope Sixtus IV (1471-1484). Ph. D. Diss. (1991). Ann Arbor, 1993.

11. Goffen R. Friar Sixtus IV and the Sistine Chapel // Renaissance Quarterly. Vol. 39. № 2. Summer, 1996.

12. Howe E.D. Art and Culture at the Sistine Court: Platina's "Life of Sixtus IV" and the Frescoes of the Hospital Santo Spirito. Vatican City, 2005.

13. Lee E. Sixtus IV and Men of Letters. Rome, 1987.

14. Monelli N. "Architettore" a architettura rinascimentale per la santa Casa di Loreto // Loreto: Congregazione Universale della Santa Casa, 2001.

15. Müntz, E. Les arts à la cour des papes. Vol. 3. Paris, 1882.

16. Pastor L. The History of the Popes, from the Close of the Middle Ages. 2nd ed. London, 1900.

17. Piacentini P.S. Ricerche sugli antichi inventari della Biblioteca Vaticana: i codici di lavoro di Sisto IV // Un pontificato ed una città, Sisto (1471-1484). Atti del convegno, Roma, 3 — 7 dic. 1984. Città del Vaticano, 1986.

18. Parisciani G. OFMConv. I minori Conventuali a Loreto. L'Ospizio, la Penitenzieria, la Parrocchia (secc. 17—20). Urbino, 1996.

19. Poppi A. Lo scotista Francesco Della Rovere (futuro Sisto IV) concor-rente di Gaetano Thiene nello Studio di Padova (c. 1444-e ispiratore degli affre-schi di Michelangelo nella Cappella Sistina // Atti e memorie dell'Accademia Galileiana di Scienze Lettere ed Arti in Padova. P. 3. Memorie della Classe di Scienze Morali. Lettere ed Arti, 121. 2008/09 (2009), 7—19.

20. Rio A.F. De l'art chrétien. T. II. Paris, 1861.

21. Rodocanachi E. Une cour princière au Vatican pendant la Renaissance. Sixte IV — Innocent VIII. Paris, 1925.

22. Schmarzow A. Melozzo da Forli. Berlin; Stuttgard, 1886.

23. Steinmann. Die Sixtinische Kapelle: der Bau and Schmuck der Kapelle unter Sixtus IV 1901.

24. Patronage and Dynasty: The Rise of the della Rovere in Renaissance Italy / Ed. by Ian F Vèrstegen. Kirksville (Missouri), 2007.

Поступила в редакцию 7 сентября 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.