Научная статья на тему 'Сибирский период в биографии советского художника-карикатуриста М. М. Черемных'

Сибирский период в биографии советского художника-карикатуриста М. М. Черемных Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
285
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИХАИЛ ЧЕРЕМНЫХ / ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ТОМСК / МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ / КАРИКАТУРЫ / MIKHAIL CHERMNYKH / PRE-REVOLUTIONARY TOMSK / MAN GYMNASIUM / CARICATURES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федосов Егор Андреевич

На основе архивных документов представлены малоизвестные факты сибирского периода биографии художника. В Томске прошли его детство, учёба в мужской гимназии, а также в 1910 г. в журнале «Сибирская новь» была опубликована первая карикатура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Siberian period in the biography of the Soviet cartoonist M.M. Cheremnykh

Famous Soviet cartoonist Mikhail Mikhailovich Cheremnykh was born in 1890 in Tomsk in a large family of a retired colonel. After his father's death in 1892 Mikhail's mother had to raise her children alone. Mikhail Cheremnykh was enrolled in the Tomsk Men gymnasium, where he had been studying since 1900 to 1909. The Gymnasium became that part of the biography of an, where his personality, abilities and talents appeared for the first time. Since the primary grades he was the exemplary pupil with rather good progress. Already in childhood Mikhail liked to draw, although in spite of the expectations he got a "four grade" (good mark) for drawing in gymnasium. Soon after the graduating from gymnasium, in 1910 took place the artistic debut of the medical faculty student of the Tomsk Imperial University, Mikhail Cheremnykh, as the cartoonist. In the January issue of the journal "Sibirskaya nov'" his first caricature was printed. In the same year the disciple of the famous Wanderer's artist I.E. Repin, Semyon Markovich Prokhorov, was invited to Tomsk and became there a teacher of painting. Apparently, the meeting with this talented person, who gave Mikhail the first professional lessons of drawing, influenced to the Cheremnykh's decision to give up medicine and to go to Moscow to study painting in 1911. The fortune returned M. Cheremnykh in Siberia several times. In the spring of 1914 he along with other students of the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture took part in the art exhibition in Tomsk. After the October Revolution Cheremnykh became one of the leading Soviet cartoonists, he also created the famous ROSTA windows. Since 1922 he productively worked in the "Krokodil" journal. During the Great Patriotic War M. Cheremnykh was back again in his native Siberian lands. As one of the authors of the TASS windows, in evacuation in Biysk he organized the poster studio, which began to produce agitation sheets and posters. Artist's political caricatures were of great interests, and his exhibitions were held in Barnaul and Novosibirsk. War time in Siberia encouraged Cheremnykh for creation of the artwork series about the everyday life of the far rear, which became the basis of his Moscow exhibition in 1957. Mikhail Mikhailovich Cheremnykh died in Moscow in 1962.

Текст научной работы на тему «Сибирский период в биографии советского художника-карикатуриста М. М. Черемных»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №6 (26)

УДК 94(571.1):741.5 «1890-1911»

Е.А. Федосов

СИБИРСКИЙ ПЕРИОД В БИОГРАФИИ СОВЕТСКОГО ХУДОЖНИКА-КАРИКАТУРИСТА

М.М. ЧЕРЕМНЫХ*

На основе архивных документов представлены малоизвестные факты сибирского периода биографии художника. В Томске прошли его детство, учёба в мужской гимназии, а также в 1910 г. в журнале «Сибирская новь» была опубликована первая карикатура.

Ключевые слова: Михаил Черемных, дореволюционный Томск, мужская гимназия, карикатуры.

Михаил Михайлович Черемных прожил большую, интересную и творчески наполненную жизнь. Художник-график, книжный иллюстратор, театральный декоратор, один из основоположников и крупнейших мастеров советской политической карикатуры - все, за что брался Черемных, отмечено яркой индивидуальностью и талантом. Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, профессор, заведующий кафедрой графики Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, отмеченный множеством наград и премий, он никогда не почивал на лаврах и «уже овеянный легендой ветеран советской сатирической графики сохранил на восьмом десятке молодую свежесть таланта и богатырское трудолюбие» [1. С. 12].

Михаил Черемных раскрылся и получил признание, прежде всего, как мастер советской карикатуры. Его творчество примечательно ещё и потому, что всегда было тесно сплетено с судьбой страны, тем более что начиналось оно на фоне бурного революционного времени. Действительно, именно через Октябрьскую революцию он окончательно нашёл своё призвание и сумел полностью реализоваться на этом поприще. Однако биографы и знатоки творчества художника, среди которых его коллега по цеху Б. Ефимов, обычно мало говорят о дореволюционном периоде жизни Черемных, между тем как свой творческий путь он начал именно в эту пору. И, по всей вероятности, именно там следует искать судьбоносные эпизоды, способные дать ответы на следующие вопросы: как будущий мастер карикатуры начал заниматься рисованием? Когда состоялся его дебют в этом жанре? И почему он, мальчик из семьи от-

ставного полковника, стал затем одним из ведущих деятелей новой, революционной культуры? Наконец, этот этап интересен ещё и тем, что тесно связан с дореволюционной историей города, в котором художник родился, провёл первые два десятка лет своей жизни и где была опубликована его первая карикатура.

Михаил Михайлович Черемных родился 18 (30) октября 1890 г. в губернском городе Томске в семье отставного полковника Михаила Че-ремных. Не известно, были ли его родители уроженцами Томска, хотя Б. Ефимов писал о Черем-ных как об истинном сибиряке с характерной для этих мест фамилией [1. С. 10]. Семья была большая. К моменту смерти Черемных-старшего от тяжёлой болезни в январе 1892 г. она состояла из восьми человек, включая брата отца - инвалида, находившегося на его попечении [2. Л. 383]. Единственным доходом семьи была пенсия отставного полковника. После смерти мужа Марии Фёдоровне Черемных, матери Михаила, пришлось поднимать детей в одиночку. Несмотря на бытовые трудности, родители, видимо, всегда считали необходимым дать детям классическое образование, и сыновья Марии Фёдоровны обучались в Томской губернской мужской гимназии. Для полноты рассказа о семье будущего художника кратко упомянем братьев Михаила, которые так же, как и он, были гимназистами и о которых в сохранившихся документах гимназии остались некоторые сведения: старший брат Константин родился, вероятно, в начале 1880-х гг. и к моменту смерти отца уже проходил обучение во II классе [2. Л. 316]. Второй брат Анатолий упоминается как учащийся IV класса в 1899/1900 учебном году (однажды, видимо, ошибочно, назван Алексе-

* Публикация выполнена в рамках работ по проекту «Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности» (грант Правительства РФ П 220 № 14.B25.31.0009).

ем) [3. Л. 20об., 72об.]. Еще два брата, Николай [3. Л. 52об.] и Алексей [4. Л. 9об.], учились в одном потоке, поступив в гимназию в 1899 г. Наконец, самый младший ребёнок в семье, Михаил Черем-ных, пошёл в первый параллельный класс в 1900 г. и проучился в гимназии до 1908— 1909 гг. [5. Л. 45об.]. Учитывая, что обучение детей было платным и составляло 20 рублей в год [6], оно ложилось серьёзным финансовым бременем на семью. Лишь немногие из гимназистов (10%) могли учиться за счёт городского общества [6]. Из документов известно, что ещё в 1892 г. смертельно больной Черемных-старший просил директора гимназии ввиду тяжёлого положения семьи освободить сына Константина от платы. Была ли удовлетворена эта просьба и учились ли позднее бесплатно Михаил и братья, остаётся неизвестным. Так или иначе, к началу 1900-х гг. Марии Фёдоровне, видимо, всё-таки удавалось преодолевать бытовые проблемы, так как дети продолжали учебу. На тот момент семья Черемных жила в доме Шитиковой на ул. Нечаевской, 37 в квартире № 1 (ныне пр. Фрунзе, дом не сохранился). С ними проживал ещё Гавриил Силин, одноклассник Михаила [4. Л. 170об.]. Возможно, мать Черемных сдавала углы или комнаты в квартире, что также давало какой-то доход. На этой же Нечаевской улице располагалась в то время и мужская гимназия (ныне пр. Фрунзе, 9).

Гимназия стала той частью биографии будущего художника, где впервые проявилась личность маленького Миши Черемных, его способности и таланты. Безусловно, главной, зафиксированной документально, оценкой деятельности тогдашнего гимназиста как, впрочем, и нынешнего школьника являлись отметки в журнале и отчёты по поведению. К сожалению, в распоряжении исследования осталось не так много данных, и тем не менее можно сделать некоторые выводы и об этом.

С самого начала учёбы Михаил сумел себя неплохо зарекомендовать. В таких важных общих компонентах успеваемости, как «поведение», «внимание» и «прилежание», в первом [4. Л. 168 об.] и втором [7. Л. 89 об.] классах он постоянно имел пятёрку. Средний балл по предметам также был довольно высоким, что позволяло Михаилу оставаться среди лучших, а то и самым лучшим учеником. Быстрым почерком классного наставника Курочкина было не раз зафиксировано в отчётах, что у Черемных «особенно улучшились

* В Томской мужской гимназии поток состоял из двух классов, называвшихся соответственно «нормальный» и «параллельный».

успехи» [5. Л. 40]. Серьёзной проблемой маленького Михаила было здоровье. В одной из четвертей он, в том числе и из-за болезни, пропустил 125 уроков [5. Л. 39об.]. И тем не менее отметки его оставались весьма хорошими, что даёт основание говорить о сообразительности и трудолюбии мальчика.

Но что же можно сказать о таланте художника? Проявился ли он в первые гимназические годы? Уже с раннего детства Михаил любил рисовать, выпрашивал у брата краски и писал этюды с натуры [8. С. 58]. Однако в классном журнале, вопреки ожиданиям, обнаруживаются «четвёрки» по рисованию [7. Л. 86; 5. Л. 90]. Как видно, первое в жизни творческое признание состоялось не сразу. Искусствовед Д. Е. Золоторев пишет о Черемных-художнике: «Черемных — истинный авантюрист, создающий “новое” искусство и непримиримый разрушитель всего “старого» [9. С. 54]. Может быть, эта черта отдалённо зародилась ещё в детстве, и академично настроенные преподаватели гимназии не могли принять её в рисунках мальчика? Не был будущий создатель цикла карикатур под общим названием «Антирелигиозная азбука» круглым отличником и по Закону Божию. Но особенно не ладились отношения Михаила с арифметикой, по которой он имел стабильную тройку [7. Л. 85об].

Таков портрет гимназиста Михаила Черемных. В младших классах это вполне примерный ученик с весьма неплохими успехами. С малых лет он не был хулиганом или бунтарём, как, например, его брат Николай, который из-за плохой успеваемости и взысканий по поведению выбыл из гимназии уже после второго класса [4. Л. 88об]. Что касается Михаила, то особенно интересно, почему с детства тихий и, как позднее писал Б. Ефимов, по жизни мягкий человек не только принял революцию, но и стал её активным участником на культурном фронте, продолжая и в дальнейшем непримиримо бороться своим талантом как с внешними врагами Советского государства, так и с внутренними язвами и пороками советского общества. Видимо, истинно революционные взгляды рождаются отнюдь не от слепого бунтарства. Рассуждая на эту тему, Б. Ефимов так говорит о Че-ремных-сатирике, о Черемных-борце: «Именно доброта, душевность и рождали в нем боевую сатирическую злость против всего скверного, вредного и плохого, что служило ему мишенью» [1. С. 7].

Возвращаясь к школьным годам художника, необходимо отметить, что о его учёбе в старших классах осталось мало сведений. Между тем, воз-

можно, впечатления от этого времени стали поводом к поворотному событию в судьбе недавнего гимназиста. В 1910 г. состоялся творческий дебют тогда уже студента медицинского факультета Томского Императорского университета Михаила Черемных в качестве художника-сатирика. В январском номере журнала «Сибирская новь» была напечатана его первая карикатура, как пишет М.Л. Йоффе, «смешной рисунок, подписанный «М. Ч-хъ». Только что расставшийся со школьной скамьей автор карикатуры отвел душу, изобразив своих недавних педагогов и наставников. Рисунок сделан еще неумелой рукой дилетанта, и все же в изображениях гимназических учителей чувствуются «метко схваченное сходство, острота характеристики» [8. С. 58]. Изображения этой карикатуры нет ни в одном из найденных материалов о художнике М.М. Черемных. Возможно, М. Йоффе говорил о ней лишь со слов автора. Однако в библиотеке Томского государственного университета сохранилось три номера еженедельного литературно-критического журнала «Сибирская новь», выходившего в Томске с 1910 по 1917 г. Среди них и № 3 за 1910 г., где и была напечатана карикатура Черемных, а, скорее, даже коллективный шарж, хотя четверостишье Помяловского под ним довольно едкое:

Я пришел из-за могилы

Видеть мир без бурсы милой...

Боже, милуй грешных нас:

Это хуже во сто раз!

Так, впервые, Михаил Черемных проявил себя как художник-карикатурист.

По стечению обстоятельств в том же 1910 г. в Томск был приглашен ученик известного худож-ника-передвижника И. Е. Репина Семен Маркович Прохоров, впоследствии заслуженный деятель искусств УССР, профессор Харьковского художественного института, основатель Харьковской художественной школы им. И. Е. Репина. В Томске он руководил рисовальными классами Общества любителей художеств, преподавал в недавно открытом Учительском институте, устраивал художественные выставки и вскоре стал в Сибири известной личностью [10. С. 69]. Встреча с этим талантливым человеком, у которого Михаил брал первые профессиональные уроки рисования, видимо, в конечном счете, и повлияла на решение Черемных бросить медицину и в 1911 г. уехать в Москву учиться живописи.

На этом завершается томский период жизни будущего карикатуриста. Впрочем, судьба ещё возвращала М. Черемных в Сибирь. В 1913 г. студенты-сибиряки, которые обучались в то время в

Московском училище живописи, ваяния и зодчества на отделении живописи, объединяются в кружок (общество) сибирских художников (1913— 1915). Весной 1914 г. в городе Томске прошла их первая выставка, в которой участвовал и Черемных. На ней были представлены картины и скульптура. Выставка вызвала интерес, но и много критики и непонимания со стороны старшего поколения художников. Ведь помимо традиционных пейзажей, на ней были показаны произведения, отражающие новые веяния в искусстве: незаконченность, символизм, а то и полное отрицание академизма и реализма ХК в. Так, в картинах барнаульских художников прослеживалось влияние общества «Бубновый валет», а томичи (кроме М. Черемных, в выставке участвовал еще уроженец Томска Н. Котов) явно тяготели к символизму [9. С. 54].

В годы Великой Отечественной войны М. Черемных вновь оказался в родных сибирских краях. Тогда в творческой биографии художника уже было много ярких страниц, таких как создание легендарных Окон РОСТА, длительная и плодотворная деятельность в журнале «Крокодил» и даже работа над сложной партитурой Кремлёвских курантов. Будучи одним из авторов Окон ТАСС, в эвакуации в Бийске Че-ремных организует плакатную мастерскую, которая начинает выпускать агитационные листы и плакаты. Политическая карикатура художника вызывает огромный интерес, и в Барнауле организуют его выставку. В 1942 г. он участвует еще в одной выставке «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны», которая проходила в Новосибирске. В эвакуации Черемных работает также над эскизами к театральным постановкам [9. С. 55]. Сибирь военных лет вдохновляет художника на серию работ, посвященных жизни и быту далекого тыла, которые в дальнейшем станут основой Московской выставки 1957 г., его первой выставки станковой живописи [8. С. 82].

Михаил Михайлович Черемных умер 7 августа 1962 г. в Москве. На доме № 8 в Глинищевском переулке, где он жил и работал, установлена памятная доска с барельефом художника. В 1987 г. Томское книжное издательство выпустило книгу с романами-фельетонами И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Книга вышла с иллюстрациями, созданными Черемных еще в 20-е годы прошлого столетия для ее первого издания. И это тоже своеобразная дань памяти замечательному художнику, томичу Михаилу Че-ремных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефимов Б.Е. Добрый талант «злого» сатирика // Михаил Михайлович Черемных. Выставка произведений к 70-летию со дня рождения. М., 1966. 216 с.

2. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Ф-101. Оп. 1. Д. 148.

3. ГАТО. Ф. Ф-101. Оп. 1. Д. 163.

4. ГАТО. Ф. Ф-101. Оп. 1. Д. 192.

5. ГАТО. Ф. Ф-101. Оп. 1. Д. 184.

6. Томск. Мужская гимназия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dtdm.tomsk.ru/ tomsk/ oldtomsk/ nyuct7 .html, свободный.

7. ГАТО. Ф. Ф-101. Оп. 1, Д. 785.

8. Йоффе М.Л. Десять очерков о художниках-сатириках. М., 1971. 296 с.

9. Золотарёв Д.Е. Автор «Окон РОСТа» на Алтае // РЯ в изменяющемся мире: региональный аспект: сб. ст. Барнаул, 2006. Вып. 3. С. 53-55.

10. Васильев В.А. Художник как субъект взаимодействия русской и украинской культур в первой четверти XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337. С. 67-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.