Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №6 (26)
УДК 94(571.1):741.5 «1890-1911»
Е.А. Федосов
СИБИРСКИЙ ПЕРИОД В БИОГРАФИИ СОВЕТСКОГО ХУДОЖНИКА-КАРИКАТУРИСТА
М.М. ЧЕРЕМНЫХ*
На основе архивных документов представлены малоизвестные факты сибирского периода биографии художника. В Томске прошли его детство, учёба в мужской гимназии, а также в 1910 г. в журнале «Сибирская новь» была опубликована первая карикатура.
Ключевые слова: Михаил Черемных, дореволюционный Томск, мужская гимназия, карикатуры.
Михаил Михайлович Черемных прожил большую, интересную и творчески наполненную жизнь. Художник-график, книжный иллюстратор, театральный декоратор, один из основоположников и крупнейших мастеров советской политической карикатуры - все, за что брался Черемных, отмечено яркой индивидуальностью и талантом. Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, профессор, заведующий кафедрой графики Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, отмеченный множеством наград и премий, он никогда не почивал на лаврах и «уже овеянный легендой ветеран советской сатирической графики сохранил на восьмом десятке молодую свежесть таланта и богатырское трудолюбие» [1. С. 12].
Михаил Черемных раскрылся и получил признание, прежде всего, как мастер советской карикатуры. Его творчество примечательно ещё и потому, что всегда было тесно сплетено с судьбой страны, тем более что начиналось оно на фоне бурного революционного времени. Действительно, именно через Октябрьскую революцию он окончательно нашёл своё призвание и сумел полностью реализоваться на этом поприще. Однако биографы и знатоки творчества художника, среди которых его коллега по цеху Б. Ефимов, обычно мало говорят о дореволюционном периоде жизни Черемных, между тем как свой творческий путь он начал именно в эту пору. И, по всей вероятности, именно там следует искать судьбоносные эпизоды, способные дать ответы на следующие вопросы: как будущий мастер карикатуры начал заниматься рисованием? Когда состоялся его дебют в этом жанре? И почему он, мальчик из семьи от-
ставного полковника, стал затем одним из ведущих деятелей новой, революционной культуры? Наконец, этот этап интересен ещё и тем, что тесно связан с дореволюционной историей города, в котором художник родился, провёл первые два десятка лет своей жизни и где была опубликована его первая карикатура.
Михаил Михайлович Черемных родился 18 (30) октября 1890 г. в губернском городе Томске в семье отставного полковника Михаила Че-ремных. Не известно, были ли его родители уроженцами Томска, хотя Б. Ефимов писал о Черем-ных как об истинном сибиряке с характерной для этих мест фамилией [1. С. 10]. Семья была большая. К моменту смерти Черемных-старшего от тяжёлой болезни в январе 1892 г. она состояла из восьми человек, включая брата отца - инвалида, находившегося на его попечении [2. Л. 383]. Единственным доходом семьи была пенсия отставного полковника. После смерти мужа Марии Фёдоровне Черемных, матери Михаила, пришлось поднимать детей в одиночку. Несмотря на бытовые трудности, родители, видимо, всегда считали необходимым дать детям классическое образование, и сыновья Марии Фёдоровны обучались в Томской губернской мужской гимназии. Для полноты рассказа о семье будущего художника кратко упомянем братьев Михаила, которые так же, как и он, были гимназистами и о которых в сохранившихся документах гимназии остались некоторые сведения: старший брат Константин родился, вероятно, в начале 1880-х гг. и к моменту смерти отца уже проходил обучение во II классе [2. Л. 316]. Второй брат Анатолий упоминается как учащийся IV класса в 1899/1900 учебном году (однажды, видимо, ошибочно, назван Алексе-
* Публикация выполнена в рамках работ по проекту «Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности» (грант Правительства РФ П 220 № 14.B25.31.0009).
ем) [3. Л. 20об., 72об.]. Еще два брата, Николай [3. Л. 52об.] и Алексей [4. Л. 9об.], учились в одном потоке, поступив в гимназию в 1899 г. Наконец, самый младший ребёнок в семье, Михаил Черем-ных, пошёл в первый параллельный класс в 1900 г. и проучился в гимназии до 1908— 1909 гг. [5. Л. 45об.]. Учитывая, что обучение детей было платным и составляло 20 рублей в год [6], оно ложилось серьёзным финансовым бременем на семью. Лишь немногие из гимназистов (10%) могли учиться за счёт городского общества [6]. Из документов известно, что ещё в 1892 г. смертельно больной Черемных-старший просил директора гимназии ввиду тяжёлого положения семьи освободить сына Константина от платы. Была ли удовлетворена эта просьба и учились ли позднее бесплатно Михаил и братья, остаётся неизвестным. Так или иначе, к началу 1900-х гг. Марии Фёдоровне, видимо, всё-таки удавалось преодолевать бытовые проблемы, так как дети продолжали учебу. На тот момент семья Черемных жила в доме Шитиковой на ул. Нечаевской, 37 в квартире № 1 (ныне пр. Фрунзе, дом не сохранился). С ними проживал ещё Гавриил Силин, одноклассник Михаила [4. Л. 170об.]. Возможно, мать Черемных сдавала углы или комнаты в квартире, что также давало какой-то доход. На этой же Нечаевской улице располагалась в то время и мужская гимназия (ныне пр. Фрунзе, 9).
Гимназия стала той частью биографии будущего художника, где впервые проявилась личность маленького Миши Черемных, его способности и таланты. Безусловно, главной, зафиксированной документально, оценкой деятельности тогдашнего гимназиста как, впрочем, и нынешнего школьника являлись отметки в журнале и отчёты по поведению. К сожалению, в распоряжении исследования осталось не так много данных, и тем не менее можно сделать некоторые выводы и об этом.
С самого начала учёбы Михаил сумел себя неплохо зарекомендовать. В таких важных общих компонентах успеваемости, как «поведение», «внимание» и «прилежание», в первом [4. Л. 168 об.] и втором [7. Л. 89 об.] классах он постоянно имел пятёрку. Средний балл по предметам также был довольно высоким, что позволяло Михаилу оставаться среди лучших, а то и самым лучшим учеником. Быстрым почерком классного наставника Курочкина было не раз зафиксировано в отчётах, что у Черемных «особенно улучшились
* В Томской мужской гимназии поток состоял из двух классов, называвшихся соответственно «нормальный» и «параллельный».
успехи» [5. Л. 40]. Серьёзной проблемой маленького Михаила было здоровье. В одной из четвертей он, в том числе и из-за болезни, пропустил 125 уроков [5. Л. 39об.]. И тем не менее отметки его оставались весьма хорошими, что даёт основание говорить о сообразительности и трудолюбии мальчика.
Но что же можно сказать о таланте художника? Проявился ли он в первые гимназические годы? Уже с раннего детства Михаил любил рисовать, выпрашивал у брата краски и писал этюды с натуры [8. С. 58]. Однако в классном журнале, вопреки ожиданиям, обнаруживаются «четвёрки» по рисованию [7. Л. 86; 5. Л. 90]. Как видно, первое в жизни творческое признание состоялось не сразу. Искусствовед Д. Е. Золоторев пишет о Черемных-художнике: «Черемных — истинный авантюрист, создающий “новое” искусство и непримиримый разрушитель всего “старого» [9. С. 54]. Может быть, эта черта отдалённо зародилась ещё в детстве, и академично настроенные преподаватели гимназии не могли принять её в рисунках мальчика? Не был будущий создатель цикла карикатур под общим названием «Антирелигиозная азбука» круглым отличником и по Закону Божию. Но особенно не ладились отношения Михаила с арифметикой, по которой он имел стабильную тройку [7. Л. 85об].
Таков портрет гимназиста Михаила Черемных. В младших классах это вполне примерный ученик с весьма неплохими успехами. С малых лет он не был хулиганом или бунтарём, как, например, его брат Николай, который из-за плохой успеваемости и взысканий по поведению выбыл из гимназии уже после второго класса [4. Л. 88об]. Что касается Михаила, то особенно интересно, почему с детства тихий и, как позднее писал Б. Ефимов, по жизни мягкий человек не только принял революцию, но и стал её активным участником на культурном фронте, продолжая и в дальнейшем непримиримо бороться своим талантом как с внешними врагами Советского государства, так и с внутренними язвами и пороками советского общества. Видимо, истинно революционные взгляды рождаются отнюдь не от слепого бунтарства. Рассуждая на эту тему, Б. Ефимов так говорит о Че-ремных-сатирике, о Черемных-борце: «Именно доброта, душевность и рождали в нем боевую сатирическую злость против всего скверного, вредного и плохого, что служило ему мишенью» [1. С. 7].
Возвращаясь к школьным годам художника, необходимо отметить, что о его учёбе в старших классах осталось мало сведений. Между тем, воз-
можно, впечатления от этого времени стали поводом к поворотному событию в судьбе недавнего гимназиста. В 1910 г. состоялся творческий дебют тогда уже студента медицинского факультета Томского Императорского университета Михаила Черемных в качестве художника-сатирика. В январском номере журнала «Сибирская новь» была напечатана его первая карикатура, как пишет М.Л. Йоффе, «смешной рисунок, подписанный «М. Ч-хъ». Только что расставшийся со школьной скамьей автор карикатуры отвел душу, изобразив своих недавних педагогов и наставников. Рисунок сделан еще неумелой рукой дилетанта, и все же в изображениях гимназических учителей чувствуются «метко схваченное сходство, острота характеристики» [8. С. 58]. Изображения этой карикатуры нет ни в одном из найденных материалов о художнике М.М. Черемных. Возможно, М. Йоффе говорил о ней лишь со слов автора. Однако в библиотеке Томского государственного университета сохранилось три номера еженедельного литературно-критического журнала «Сибирская новь», выходившего в Томске с 1910 по 1917 г. Среди них и № 3 за 1910 г., где и была напечатана карикатура Черемных, а, скорее, даже коллективный шарж, хотя четверостишье Помяловского под ним довольно едкое:
Я пришел из-за могилы
Видеть мир без бурсы милой...
Боже, милуй грешных нас:
Это хуже во сто раз!
Так, впервые, Михаил Черемных проявил себя как художник-карикатурист.
По стечению обстоятельств в том же 1910 г. в Томск был приглашен ученик известного худож-ника-передвижника И. Е. Репина Семен Маркович Прохоров, впоследствии заслуженный деятель искусств УССР, профессор Харьковского художественного института, основатель Харьковской художественной школы им. И. Е. Репина. В Томске он руководил рисовальными классами Общества любителей художеств, преподавал в недавно открытом Учительском институте, устраивал художественные выставки и вскоре стал в Сибири известной личностью [10. С. 69]. Встреча с этим талантливым человеком, у которого Михаил брал первые профессиональные уроки рисования, видимо, в конечном счете, и повлияла на решение Черемных бросить медицину и в 1911 г. уехать в Москву учиться живописи.
На этом завершается томский период жизни будущего карикатуриста. Впрочем, судьба ещё возвращала М. Черемных в Сибирь. В 1913 г. студенты-сибиряки, которые обучались в то время в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества на отделении живописи, объединяются в кружок (общество) сибирских художников (1913— 1915). Весной 1914 г. в городе Томске прошла их первая выставка, в которой участвовал и Черемных. На ней были представлены картины и скульптура. Выставка вызвала интерес, но и много критики и непонимания со стороны старшего поколения художников. Ведь помимо традиционных пейзажей, на ней были показаны произведения, отражающие новые веяния в искусстве: незаконченность, символизм, а то и полное отрицание академизма и реализма ХК в. Так, в картинах барнаульских художников прослеживалось влияние общества «Бубновый валет», а томичи (кроме М. Черемных, в выставке участвовал еще уроженец Томска Н. Котов) явно тяготели к символизму [9. С. 54].
В годы Великой Отечественной войны М. Черемных вновь оказался в родных сибирских краях. Тогда в творческой биографии художника уже было много ярких страниц, таких как создание легендарных Окон РОСТА, длительная и плодотворная деятельность в журнале «Крокодил» и даже работа над сложной партитурой Кремлёвских курантов. Будучи одним из авторов Окон ТАСС, в эвакуации в Бийске Че-ремных организует плакатную мастерскую, которая начинает выпускать агитационные листы и плакаты. Политическая карикатура художника вызывает огромный интерес, и в Барнауле организуют его выставку. В 1942 г. он участвует еще в одной выставке «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны», которая проходила в Новосибирске. В эвакуации Черемных работает также над эскизами к театральным постановкам [9. С. 55]. Сибирь военных лет вдохновляет художника на серию работ, посвященных жизни и быту далекого тыла, которые в дальнейшем станут основой Московской выставки 1957 г., его первой выставки станковой живописи [8. С. 82].
Михаил Михайлович Черемных умер 7 августа 1962 г. в Москве. На доме № 8 в Глинищевском переулке, где он жил и работал, установлена памятная доска с барельефом художника. В 1987 г. Томское книжное издательство выпустило книгу с романами-фельетонами И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Книга вышла с иллюстрациями, созданными Черемных еще в 20-е годы прошлого столетия для ее первого издания. И это тоже своеобразная дань памяти замечательному художнику, томичу Михаилу Че-ремных.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефимов Б.Е. Добрый талант «злого» сатирика // Михаил Михайлович Черемных. Выставка произведений к 70-летию со дня рождения. М., 1966. 216 с.
2. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Ф-101. Оп. 1. Д. 148.
3. ГАТО. Ф. Ф-101. Оп. 1. Д. 163.
4. ГАТО. Ф. Ф-101. Оп. 1. Д. 192.
5. ГАТО. Ф. Ф-101. Оп. 1. Д. 184.
6. Томск. Мужская гимназия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dtdm.tomsk.ru/ tomsk/ oldtomsk/ nyuct7 .html, свободный.
7. ГАТО. Ф. Ф-101. Оп. 1, Д. 785.
8. Йоффе М.Л. Десять очерков о художниках-сатириках. М., 1971. 296 с.
9. Золотарёв Д.Е. Автор «Окон РОСТа» на Алтае // РЯ в изменяющемся мире: региональный аспект: сб. ст. Барнаул, 2006. Вып. 3. С. 53-55.
10. Васильев В.А. Художник как субъект взаимодействия русской и украинской культур в первой четверти XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337. С. 67-71.