Научная статья на тему 'Сибирский период деятельности архитектора П. Ф. Федоровского'

Сибирский период деятельности архитектора П. Ф. Федоровского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Залесов В. Г., Манонина Т. Н.

Деятельность архитектора П.Ф. Федоровского (1864-1944) была весьма плодотворной и творческой и проходила сначала в России, а затем в Китае, где он был в эмиграции. После окончания Академии художеств в С-Петербурге (1895), он получил назначение в Томск, где работал в разное время дважды и занимал различные должности. Его деятельность также связана с другими российскими городами: Тамбовом, Нижним Новгородом, Барнаулом, Владивостоком. В Китае он в основном работал в Харбине. Его сибирский период деятельности один из самых значимых и весомых в карьере. В Томске архитектор состоялся как специалист высокой квалификации, как мастер своего дела, как автор многих частных и служебных построек. Материалы данной статьи расширяют число построек П.Ф. Федоровского в Томске, дополняют новыми сведениями общую творческую биографию архитектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сибирский период деятельности архитектора П. Ф. Федоровского»

O.V. BOGDANOVA

CIVIL ENGINEERS AS MAIN BUILDERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN WESTERN SIBERIAN CITIES ON THE EXAMPLE OF TOMSK POLYTECHNIC UNIVERSITY

The article investigates the activity of civil engineers on the example of the construction of Tomsk Polytechnic University. The main feature in the activity of civil engineers as the main builders of educational institutions and in the architecture of cities in Western Siberia is stessed.

УДК. 711.424. 571.16

В. Г. ЗАЛЕСОВ, канд. арх., доцент

Т.Н. МАНОНИНА, искусствовед, ин-т «Сибспецпроектреставрация», Томск

СИБИРСКИЙ ПЕРИОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИТЕКТОРА П.Ф. ФЕДОРОВСКОГО

Деятельность архитектора П.Ф. Федоровского (1864-1944) была весьма плодотворной и творческой и проходила сначала в России, а затем в Китае, где он был в эмиграции. После окончания Академии художеств в С-Петербурге (1895), он получил назначение в Томск, где работал в разное время дважды и занимал различные должности. Его деятельность также связана с другими российскими городами: Тамбовом, Нижним Новгородом, Барнаулом, Владивостоком. В Китае он в основном работал в Харбине. Его сибирский период деятельности - один из самых значимых и весомых в карьере. В Томске архитектор состоялся как специалист высокой квалификации, как мастер своего дела, как автор многих частных и служебных построек. Материалы данной статьи расширяют число построек П.Ф. Федоровского в Томске, дополняют новыми сведениями общую творческую биографию архитектора.

Творческая биография архитектора П.Ф. Федоровского (2.11.1864, Елиза-ветград (совр. Кировоград, Украина) - 24.Х.1944, Харбин (Китай) охватывает около 50 лет. Она имеет широкую географию не только в России, но и за рубежом, в Китае, куда архитектор выехал во время гражданской войны [1]. Имея дворянское происхождение, Федоровский вынужден был покинуть родину и работать в эмиграции1. В России архитектор работал в нескольких городах: Томске, Тамбове, Нижнем Новгороде, Барнауле, Владивостоке. В Томске архитектор работал дважды - в 1895-1905 и в 1912-1916 годах - в общей сложности 15 лет. Несмотря на то, что томский период был особенно благоприятен для его профессиональной деятельности, Федоровский неоднократно пытался покинуть Сибирь «из-за климатических условий», стараясь устроиться на различные

1 В Китае Федоровский работал в городах Чаньчуне, Дайрене, Тяньцзине и, в основном, в Харбине.

© В.Г. Залесов, Т.Н. Манонина, 2007

должности в города «южных губерний». Так, будучи городским архитектором в Томске, он в 1899 году подавал заявление на вакантную должность в кубанский город Ейск, расположенный на берегу Азовского моря.

Некоторое время Федоровский работал в «центральных губерниях» -в Тамбове и Нижнем Новгороде (1905-1912). Работая в Тамбове, просил ректора Высшего художественного училища при Академии художеств профессора Л.Н. Бенуа дать ему рекомендации на работу в городскую управу Харькова. В это время он занимал должность тамбовского городского архитектора и архитектора «женского института», относящегося к ведомству учреждений императрицы Марии Федоровны. В Нижнем Новгороде был старшим помощником у академика архитектуры В. А. Покровского и строил по его проекту здание государственного банка2.

Томск в его биографии был одним из важных этапов творческого пути. Город в конце XIX - начале XX вв. являлся одним из крупных культурнопросветительских центров азиатской России, «умственной» и художественной столицей Сибири. Томск стал университетским городом в 1885 году, а в 1900 году в нем открылся и технологический институт (сначала в составе механического и химического отделений, затем горного, инженерностроительного и др.). Высшие учебные заведения привлекали сюда научную и художественную интеллигенцию со всей страны. Архитекторы, помимо возможности иметь весомые денежные надбавки «за сибирскую службу», могли получать дополнительные заработки на поприще преподавательской деятельности. Быстро развивающийся капиталистический город, центр огромной губернии, имел также хорошие перспективы для широкой частной практики. Насыщенной была культурная жизнь города, особенно деятельно развивалось творческое содружество томских художников, в чью среду Федоровский погрузился особенно энергично [2]. Будучи членом Санкт-Петербургского Императорского общества акварелистов, он участвовал в периодических выставках художников, был активным членом Томского общества любителей художеств3.

В Томске П.Ф. Федоровский начал свою деятельность сразу же после окончания Академии художеств. Сюда он был направлен Техническо-строительным комитетом МВД на вакансию, на должность младшего архитектора строительного отделения губернского управления, где проработал чуть больше года. По поручению губернского инженера он составлял проекты церквей и школ для переселенческих поселков Томской губернии.

В 1896 году Федоровский изъявил желание оставить государственную службу и поступить на службу в Томскую городскую управу. Городская дума единогласно избрала его на вакантную уже более года должность городского архитектора, где Федоровский проработал до 1903 года. Им были составлены проекты и затем выстроены городская деревянная скотобойня, новый трехэтажный корпус Мариинской женской гимназии (1896-1897), городской двухэтажный каменный корпус лавок на площади «у Базарного

2 ГАТО, ф. 3, оп. 41, д. 1657, л. 37.

3 С 1913 г. Федоровский был членом правления Томского общества любителей художеств. В Томском художественном музее хранятся его акварели.

моста» (1902), городской училищный дом «в память Н.В. Гоголя» (Гоголевский дом, 1902-1904). Федоровский по заданию управы вел наблюдение за укреплением берегов р. Ушайки, занимался устройством шоссе до станции «Томск», исполнял другие специальные работы по городскому хозяйству. В это же время он был привлечен Вольным пожарным обществом к общественной деятельности - к руководству «лестничным отрядом», чем оказывал, по мнению городского головы, «немалую услугу жителям города во время ... пожаров»4.

Временно (на период отсутствия должностного архитектора) «по приглашению» попечителя Западно-Сибирского учебного округа исполнял обязанности архитектора университета и учебного округа (1903-1905). Принимал деятельное участие в работе комиссии по постройке студенческого общежития (впоследствии госпитальные клиники), составил проект горного корпуса Томского технологического института (1902-1903), служб при бактериологическом институте (1905).

В 1905 году архитектор покидает Томск и вновь возвращается туда лишь в ноябре 1912 года. Томская городская дума вновь избирает его городским архитектором, в должности которого он работает до лета 1916 года. В это время архитектор составляет проекты и строит несколько городских училищ, детскую больницу Михайловых (1915-1916), ведет строительство больницы для военнопленных (1915), комплекса зданий для размещения концентрационного лагеря (1915-1916) и др.

В течение 1900-1905 и 1914-1915 годов Федоровский преподавал в Томском технологическом институте рисование, черчение и архитектурное проектирование. От Общества сибирских инженеров и Союза земств и городов в 1916 он был назначен в 9-ю кавказскую инженерно-строительную дружину на турецкий фронт, где находился в городе Разе около года. После возвращения в Сибирь Федоровский устроился в Барнаульское техническое училище, где преподавал рисование и черчение (1917-1918). В 1918 году Федоровский с семьей перебрался во Владивосток. В октябре 1922 года «в связи с наступлением большевиков на Владивосток, выехал с семьей на корабле эскадры адмирала Старка в Южный Китай»5.

В своих нескольких «жизнеописаниях», биографиях Федоровский, наряду с перечнем служебных построек, постоянно указывал на выполнение многих частных заказов. Установить число частных построек достаточно сложно, поскольку не сохранилось оригинальных проектов, а в разрешительной документации автор проекта, как правило, не назывался. Лишь по нескольким обрывочным данным, сведенным воедино, удалось установить, что в Томске Федоровский частным образом проектировал и строил каменные особняки Е.Н. Морозовой (1913) и купца И.И. Смирнова (1914-1916). Однозначно, что он, будучи городским архитектором (в целом на службе городского самоуправления архитектор проработал 12 лет), самостоятельно проектировал деревянные доходные дома и особняки, которые на период его деятель-

4 ГАТО, ф. 233, оп. 2, д. 2558, л. 23.

5 Документы о деятельности П.Ф. Федоровского на Дальнем Востоке любезно предоставлены профессором Н.П. Крадиным; ГАХК, ф. 830, оп. 3, д. 3047, л. 4.

ности в Томске строились достаточно интенсивно. Однако до последнего времени документальных подтверждений авторства Федоровского обнаружено не было. Ряд исследователей, краеведов приписывали его руке те или иные постройки, основываясь лишь на его административной подписи, которая ставилась должностным лицом (в данном случае городским архитектором) на любой утверждаемый в управе документ. Мы считаем такой подход неверным и не соответствующим действительности. Подлинное авторство возможно установить либо при наличии подписанного архитектором проекта или его копии, либо по косвенным документам, в которых упоминается фамилия архитектора - автора проекта конкретного здания.

В 2006 году в одном из документов Государственного архива Томской области (ГАТО) было обнаружено заявление потомственного почетного гражданина Томска Н.Д. Родюкова, в котором он, наряду с заявлением в Томскую городскую управу на разрешение постройки «двухэтажного деревянного дома с каменным жилым полуэтажом и надворными постройками», указывает на автора проектной документации. «Препровождая при сем проект с копией ... составленный архитектором Федаровским (орфография сохранена - авт.), покорнейше прошу разрешить мне производить эту постройку»6. Документ подписан 22 февраля 1913 года (рис. 1). Здесь же, в этом деле, находится «подписка» П.Ф. Федоровского о принятии на себя «наблюдения и законной ответственности по постройке деревянного двухэтажного дома и деревянных служб, принадлежащих Н.Д. Родюкову»7. Документ подписан 26 февраля 1913 года. Дело закрыто октябрем 1913 года, откуда следует, что здание было построено в этом же году. Из дела видно, что в процессе строительства «произошли изменения фасада дома и служб», о чем Н.Д. Родюков уведомлял городскую управу в октябре 1913 г., приложив новую подписку по наблюдению за постройкой архитектора Федоровского, и просил «сие утвердить».

Имеет смысл охарактеризовать частного заказчика крупной городской усадьбы и ее построек. Николай Доримедонтович Родюков являлся потомком купеческой семьи Родюковых, которая начала свою предпринимательскую деятельность в городе Нарыме, Томской губернии еще в XVIII веке. Потомки Родюковых начинали с рыбных промыслов, занимались рыбопромышленностью и рыботорговлей, арендовали рыбопромысловые угодья на Оби. Основной капитал купцов Родюковых в начале XX века составляла хлеботорговля. Здесь наибольшую известность приобрел старший брат семьи Родюковых Алексей Доримедонтович, который занимался мукомольным делом и содержал золотоносный рудник, был гласным городской думы Томска и занимал несколько общественных авторитетных должностей. Основные интересы младшего брата Н. Д. Родюкова сосредоточивались в рыбном деле, он имел невода на Оби, торговал рыбой и разными товарами, был в числе городских уполномоченных города Нарыма [3].

Здание по улице Духовская, 33 (совр. адрес ул. Маркса, 31) было построено на участке, который Н.Д. Родюков купил у семьи Рушковых в 1910 го-

6 ГАТО, ф. 233, оп. 4, д. 2075, л. 1.

7 Там же, л. 2.

ду [4]. На участке находились хозяйственные постройки и основное строение, которые Родюковым были снесены8. Новое здание - двухэтажное, на высоком кирпичном цоколе - было поставлено по центру усадьбы на красную линию улицы. Объем здания имеет в плане прямоугольную, вытянутую по оси запад-восток форму с выступающими дополнительными объемами с севера (лестничный блок) и юга (эркер). Южная часть усадьбы была оформлена как сад, а правая часть усадебного места служила для проезда во двор (рис. 2).

Как свидетельствуют планы, снятые при муниципализации дома в 1922 году, в нем было 4 квартиры. Две квартиры располагались в цокольном этаже, и по одной квартире на первом и втором этажах. Входы в квартиры цокольного этажа были устроены со двора, а в квартиры верхних уровней - с главного фасада. Причем вход к каждую из этих квартир, которые можно назвать элитными, был обособлен, как это часто делали в жилых домах доходного типа. Каждая из элитных квартир имела внутренний Г-образный коридор, который соединял парадную и черную лестницы и являлся распределительным пространством для комнат. В юго-западной части квартир располагались залы и спальные комнаты, в северной части - хозяйственные помещения. Эркер дома выходил в сад, и с первого этажа из него можно было выйти во двор. На втором этаже по западной уличной стороне располагался длинный балкон.

Здание имеет архитектурно-художественную трактовку в стиле модерн, в его национально-романтическом, декоративном варианте. Ранее в научных публикациях о деятельности П.Ф. Федоровского было сделано предположение, что он был ярким поклонником ордерных форм и одним из первых и последовательных представителей сибирских неоклассицистов [5]. Подтверждение приверженности его к классическим формам мы находим также в некрологе архитектору, где анонимный автор говорит о зданиях Федоровского «строгого классического стиля», построенных им в городах России в царское время. Найденные в ГАТО документы и анализ внешнего облика доходного дома Н.Д. Родюкова позволяют утверждать, что Федоровский, как и многие его соратники-архитекторы, работал в стилистике модерна, ему не чужд был поиск новых форм и декоративной пластики, присущих этому стилю.

Здание по главному (западному) фасаду асимметрично, его акцентная ось смещена от центра и подчеркнута треугольным фронтоном, сгруппированными окнами и балконной дверью, достаточно длинным, вытянутым вдоль фасада, балконом (в настоящее время утрачен). Входная часть здания акцентирована высоким с мелкой расстекловкой окном, освещающим лестничную клетку, а южный фасад - ажурным эркером. Над вертикальным пятигранным объемом эркера расположен треугольный фронтон. Венчающие фронтоны имеют декоративный каркас, вынесенный за плоскость стены, и срезанную на угол (угол около 45 градусов) острую вершину.

8 Принадлежность участка Н.Д. Родюкову и его предшественнику собственнику Рушкову установлена по архивным данным и по книге: Список улиц города Томска с поименованием домовладельцев и указанием деления на полицейские, мировые и следственные участки. - Томск : Паровая типография Н.К. Орловой, 1916. - С. 38; современный адрес - по БТИ.

Рис. 1. Заявление потомственного почетного гражданина купца Н.Д. Родюкова в Томскую городскую управу о разрешении постройки дома по проекту, составленному архитектором П.Ф. Федоровским, 22 февраля 1913 г. (ГАТО, ф. 233, оп. 4, д 2075, л. 1)

Рис. 2. Доходный дом Н.Д. Родюкова в Томске, 1913. Архитектор П.Ф. Федоровский. Западный фасад; план усадьбы; план подвального этажа; план 1 этажа с экспликацией; окно западного фасада. Обмерные чертежи ТГАСУ, 2001, архивные чертежи ГАТО

Здание рублено «в обло», не имеет обшивки сруба, но места пересечений и примыканий бревен зашиты и декоративно оформлены как пилястры. Эти вертикальные членения объема контрастируют с материалом сруба и придают его массиву легкость. Пилястры композиционно завязаны с высоким дощатым фризом, к которому также привязаны боковины оконных наличников второго этажа. Все вертикали на плоскости фриза увенчиваются декоративными изогнутыми кронштейнами, создавая богатую пластику венчающей части здания. Эффект еще более усиливается, когда поле фриза над окнами дополняется декоративными картушами с арабесками растительного орнамента, выполненными в технике пропильной ажурной резьбы. Нижняя часть наличников окон второго этажа и окна лестничного блока проработана особенно тщательно. Автор украшает их изогнутыми, расширяющимися вниз деталями, акцентируя внимание на острых углах и сквозных прорезях декоративного рисунка.

Сибирский период деятельности архитектора П.Ф. Федоровского отличается ярким своеобразием и масштабностью творческих поисков. Архитектор работает практически во всех областях, куда архитектор и талантливый человек мог приложить свой труд. Это и государственная служба, работа в городской управе, преподавание в технологическом институте, частная практика, акварельная живопись, насыщенная общественная деятельность. Здесь, в Сибири, в Томске, архитектор в полной мере реализовал свой творческий потенциал, сформировался как квалифицированный практик и компетентный специалист. Сибирский период деятельности П.Ф. Федоровского, на наш взгляд, существенно дополнит материал об этом крупном мастере, позволит сформировать целостную картину его творчества в России и Китае.

Библиографический список

1. Крадин, Н.П. Приморские архитекторы в харбинской эмиграции / Н.П. Крадин // Вестник ДВО РАН. - № 4. - 2001. - С. 121-123.

2. Тюрина, И.П. Как Томск стал художественной столицей Сибири / И.П. Тюрина // Томский политехник. - 2004. - № 10. - С. 108-113.

3. Деловая элита старой Сибири: исторические очерки / отв. ред. А.В. Старцев. - Новосибирск : ИД «Сова», 2005. - С.199-208.

4. Список улиц города Томска с поименованием домовладельцев и указанием деления на полицейские, мировые и следственные участки. - Томск : Паровая типография Н.К. Орловой, 1916. - С. 38.

5. Залесов, В.Г. Архитектор П.Ф. Федоровский - представитель неоклассицизма в Сибири / В.Г. Залесов. - Новосибирск, 1988. - 11 с. - Деп. во ВНИИИС Госстроя СССР, № 8964.

V.G. ZALESSOV, T.N. MANONINA

ARCHITECT PETR F. FEDOROVSKY IN SIBERIAN PERIOD OF HIS ACTIVITY

The architect Petr F. Fedorovsky (2.II.1864, Elisavetgrad (Ukraine) - 24.X.1944, Kharbin (China) worked both in Russia and China. In China he lived and worked as an emigrant. He has graduated from the St. Petersburg Academy of Art in 1895. In Russia he worked in Tambov, Nizhny Novgorod, Barnaul, Vladivostok cities and as a municipal architect of Tomsk city. In China he worked in Kharbin city. His Siberian period is one of the most important in his creative biography. In Tomsk he has become the qualified expert indeed, the master of architecture. The given materials will give additional information of his creative biography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.