Научная статья на тему 'ШВЕЙЦАРСКАЯ МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЙ С ЕС ПОСЛЕ 2021 г.'

ШВЕЙЦАРСКАЯ МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЙ С ЕС ПОСЛЕ 2021 г. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отношения Швейцария – ЕС / швейцарская модель интеграции / Европейский единый рынок / нейтралитет / институциональное рамочное соглашение. / EU – Switzerland relations / Swiss model of integration / European Single market / neutrality / institutional framework agreement.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Менчиков Даниил Юрьевич

В статье рассмотрены особенности швейцарской модели отношений с Европейским союзом. Выделяются политические и экономические аспекты. Первая категория включает в себя, среди прочего, следование внешнеполитическому курсу Евросоюза при сохранении собственных принципов суверенитета и нейтралитета, а также активное участие в программах этого сообщества. Отдельно отмечено присоединение Швейцарии к антироссийским санкциям ЕС как возможное нарушение нейтралитета страны. Следующей важной характеристикой швейцарской модели в данной работе обозначена интеграция в существенной степени правовых норм ЕС в национальное законодательство. В экономическом плане подчёркнуто активное участие Швейцарии в Европейском едином рынке (ЕЕР), а также политизация вопросов экономического сотрудничества со стороны ЕС. Последнее проявилось в 2013–2014 гг. в связи с миграционной политикой Швейцарии. Исследованы возможные последствия приостановки по инициативе Женевы переговоров о подписании институционального рамочного соглашения с ЕС в 2021 г. Сделан вывод о незначительном влиянии данного фактора на эволюцию двусторонних отношений, которые продолжают развиваться успешно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SWISS MODEL OF RELATIONS WITH THE EU AFTER THE YEAR 2021

In the article, the peculiarities of the Swiss model of relations with the EU are considered. The political and economic aspects are distinguished. The first category includes, among other issues, the alignment with the EU foreign policy, preserving, nevertheless, the own principles of neutrality and sovereignty, as well as an active participation in the EU programs. The next important feature of the Swiss model of relations with the EU is integration to a significant extent of the EU law into the Swiss legislation. The economic features include an active participation of Switzerland in the European Single Market, and politisation of issues of economic cooperation by the European Union. A possible impact of suspending the negotiations on the institutional framework agreement in 2021 at the Swiss initiative is studied. The author concludes that the mentioned impact has been so far quite small, as the relations are progressively developing. It can be explained by the theory of economic interdependence of R. Keohane. The scientific significance of the work lies in a small extent of investigation of the topic of the Swiss model of relations with the EU, as well as the study of the impact of long-term factors on the EU relations with third states. The chosen methods are content analysis and synthesis.

Текст научной работы на тему «ШВЕЙЦАРСКАЯ МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЙ С ЕС ПОСЛЕ 2021 г.»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 6

УДК 327.7 EDN: BFQKLW

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran620231928

ШВЕЙЦАРСКАЯ МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЙ С ЕС ПОСЛЕ 2021 г.

Даниил Юрьевич Менчиков

МГИМО МИД России, Москва, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0009-0006-0029-4346

Ссылка для цитирования: Менчиков Д.Ю. Швейцарская модель отношений с ЕС после 2021 г. // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. №6. С. 19-28. DOI: 10.15211/vestnikieran620231928

Аннотация. В статье рассмотрены особенности швейцарской модели отношений с Европейским союзом. Выделяются политические и экономические аспекты. Первая категория включает в себя, среди прочего, следование внешнеполитическому курсу Евросоюза при сохранении собственных принципов суверенитета и нейтралитета, а также активное участие в программах этого сообщества. Отдельно отмечено присоединение Швейцарии к антироссийским санкциям ЕС как возможное нарушение нейтралитета страны. Следующей важной характеристикой швейцарской модели в данной работе обозначена интеграция в существенной степени правовых норм ЕС в национальное законодательство. В экономическом плане подчёркнуто активное участие Швейцарии в Европейском едином рынке (ЕЕР), а также политизация вопросов экономического сотрудничества со стороны ЕС. Последнее проявилось в 2013-2014 гг. в связи с миграционной политикой Швейцарии. Исследованы возможные последствия приостановки по инициативе Женевы переговоров о подписании институционального рамочного соглашения с ЕС в 2021 г. Сделан вывод о незначительном влиянии данного фактора на эволюцию двусторонних отношений, которые продолжают развиваться успешно.

Ключевые слова: отношения Швейцария - ЕС, швейцарская модель интеграции, Европейский единый рынок, нейтралитет, институциональное рамочное соглашение.

Статья поступила в редакцию: 13.10.2023.

THE SWISS MODEL OF RELATIONS WITH THE EU AFTER THE YEAR 2021

Daniil Yu. Menchikov

MGIMO University, Moscow, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0009-0006-0029-4346

To cite this article: Menchikov, D.Yu. (2023). The Swiss model of relations with the EU after the year 2021. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 36(6): 19-28. (in Russian). DOI:

© Менчиков Д.Ю. - соискатель кафедры прикладного анализа международных проблем факультета международных отношений МГИМО МИД России.

10.15211/vestnikieran620231928

Abstract. In the article, the peculiarities of the Swiss model of relations with the EU are considered. The political and economic aspects are distinguished. The first category includes, among other issues, the alignment with the EUforeign policy, preserving, nevertheless, the own principles of neutrality and sovereignty, as well as an active participation in the EU programs. The next important feature of the Swiss model of relations with the EU is integration to a significant extent of the EU law into the Swiss legislation. The economic features include an active participation of Switzerland in the European Single Market, and politisation of issues of economic cooperation by the European Union. A possible impact of suspending the negotiations on the institutional framework agreement in 2021 at the Swiss initiative is studied. The author concludes that the mentioned impact has been so far quite small, as the relations are progressively developing. It can be explained by the theory of economic interdependence of R. Keohane. The scientific significance of the work lies in a small extent of investigation of the topic of the Swiss model of relations with the EU, as well as the study of the impact of long-term factors on the EU relations with third states. The chosen methods are content analysis and synthesis.

Key words: EU - Switzerland relations, Swiss model of integration, European Single market, neutrality, institutional framework agreement.

Article received: 13.10.2023.

Отношения ЕС со Швейцарией представляют собой особую модель, которая характеризуется равноправным партнёрством, активным взаимодействием в рамках программ европейского сообщества, тесным экономическим сотрудничеством. Однако в двустороннем плане, предположительно, наметилась тенденция к изменениям, связанная с отказом Швейцарии в мае 2021 г. от дальнейших переговоров по новому рамочному соглашению, призванному среди прочего объединить несколько предыдущих двусторонних соглашений (Bilalerals I, подписанные в 1999 г., и Bilaterals II, заключённые в 2004 г.), а также углубить интеграцию Швейцарии в ЕЕР. В этой связи представляется важным проследить эволюцию швейцарской модели отношений с ЕС после 2021 г., а также представить возможные траектории её дальнейшего развития.

Политические характеристики швейцарской модели

Прежде всего следует отметить установку Женевы на выстраивание внешней политики с учётом внешнеполитического курса ЕС, но при сохранении принципов нейтралитета и суверенитета.

Швейцарский исследователь Р. Швок в своей книге «Швейцария - Европейский союз: невозможность членства?» отмечает следующие характеристики работы швейцарского руководства на европейском направлении: слаженность (скоординированность с Брюсселем), эффективность, стратегические приоритеты. Первый принцип заключается в умении правильным образом соотносить внутренние и внешние ограничения; под вторым подразумевается достижение максимальных результатов на переговорах, а стратегические расчёты означают достижение компромисса между потребностями Швейцарии и требованиями ЕС (Schwok 2009: 4041).

Своего рода примером может служить подписание первого пакета двусторонних согла-

шений (Bilaterals I). ЕС настаивал на одноврéменном вступлении в силу всех семи соглашений. Швейцарская же сторона стремилась получить отсрочку, хоть и, возможно, кратковременную, по ратификации соглашения о свободном перемещении лиц, а также сделать оговорку о возможности отменить данное положение. Этот вопрос является важным для Швейцарии, т.к. расширение предоставляемых прав на трудоустройство и социальные гарантии для европейских граждан может повлечь за собой существенные издержки для Швейцарской конфедерации. В итоге последнее слово осталось за Еврокомиссией, которая не разрешила Швейцарии отмену вышеуказанного положения, т.к. подобное действие нарушает функционирование единого рынка (Schwok 2009: 39).

В частности, отдельно следует отметить присоединение Швейцарии к антироссийским санкциям ЕС как возможное нарушение нейтралитета страны. Согласно официальной позиции МИД РФ, Швейцария тем самым утратила статус нейтрального государства. Это стало причиной для отказа России рассматривать конфедерацию как площадку для переговоров по ключевым вопросам мировой политики, в частности, между Россией и Украиной.

Представляется целесообразным также осветить дискуссии по данному вопросу в аналитических и академических кругах. Согласно одной из точек зрения, нейтралитет Швейцарии является вековой устоявшейся традицией, признанной международным сообществом, а потому важно следовать сложившимся в мировой политике принципам, тем более что нейтральный статус приносит государству немалую выгоду. Важным является статус Швейцарии как мирового банковского и финансового центра. Кроме того, высказывается мнение, что поддержание принципов суверенитета и нейтралитета во внешней политике будет благотворно влиять на развитие страны, позволяя, в частности, избегать чрезмерного вмешательства наднациональных факторов (Koeck 1973; Ott 2022).

Согласно другой точки зрения, Швейцария должна принимать большее участие в том, что связано с украинским конфликтом. Подчёркивается особенность сложившейся ситуации, в силу которой необходимо более тесное сотрудничество с интеграционными объединениями, а именно ЕС и НАТО. Сторонники этой точки зрения проводят различие между нейтралитетом военным, который не предполагается нарушать, и нейтралитетом политико-правовым, к которому относится следование санкционной политике ЕС. Последний считается более гибким, ситуативным. В частности, вопрос расширения сотрудничества с Североатлантическим альянсом в целом вписывается в позицию нейтралитета Швейцарии, подчёркивает многосторонность её внешней политики. Хотя НАТО и остаётся прежде всего военной организацией.

Уже через несколько дней после начала специальной военной операции (СВО) РФ правительство Швейцарии объявило о присоединении к антироссийским санкциям ЕС. По заявлению главы швейцарского МИДа Игнацио Кассиса, причина введения ограничительных мер в нарушение установленного нейтралитета заключается в экстраординарности происходящего (Neutral Swiss join... 2022).

Следующей важной характеристикой швейцарской модели отношений с Брюсселем стала интеграция значительного количества правовых норм ЕС в законодательство конфедерации. В частности:

- перенимая немалую часть законов ЕС, Швейцария при этом сохраняет собственные юридические нормы;

- в ряде случаев можно наблюдать полное копирование нормативно-правовых актов ЕС, в других - принятие собственных аналогичных законов;

- в сфере правового сотрудничества, как и во внешней политике, Швейцария руководствуется принципами нейтралитета и суверенитета;

- ключевой сферой сотрудничества остаётся ЕЕР, интеграция права ЕС в немалой степени сводится именно к регулированию участия в нем Швейцарии.

Наконец, ещё одна составляющая швейцарской модели - активное участие в программах ЕС, а с другой стороны - регулирование органами ЕС этого процесса в зависимости от проводимой Женевой внешней политики или принятия там тех или иных нормативно-правовых актов. Так, с 2014 г. Швейцарская конфедерация принимает участие в программе GALILEO, нацеленной на развитие космической отрасли и спутниковых систем. В качестве взноса Швейцария регулярно выплачивает 27 млн евро. В обмен страна получает доступ к имеющимся и потенциальным новым данным. Кроме того, Швейцария остаётся полноправным членом Европейского космического агентства.

С 2017 г. Швейцария является ассоциированным участником программы Horizon 2020. Швейцарские учёные имеют право на полноценное финансирование со стороны ЕС своих научных трудов и проектов, а также на подачу заявок для участия в европейских научных проектах. Следует, однако, подчеркнуть, что участие Швейцарии в данной программе увязывалось Брюсселем с одобрением ею предоставления гражданам Хорватии права свободного перемещения по Европейскому экономическому пространству в 2013-2014 гг. И только после принятия этого условия Швейцария стала полноценным участником программы.

Схожая ситуация наблюдается с участием Швейцарии в программе Erasmus+. Оно было приостановлено в 2014 г. по причине принятия Женевой антииммигрантских законопроектов, нарушавших свободу передвижения людей в рамках единого пространства. При этом за Швейцарией сохранился статус партнёра по программе на условиях самофинансирования.

Экономические характеристики

Главный элемент взаимодействия Швейцарии с ЕС - её активное участие в ЕЕР. Приведём также статистические показатели их торгово-экономического сотрудничества (рис. 1).

Рисунок 1

Экспорт ЕС в Швейцарию (в млрд долл. США)

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Источник: TradmgEconomics...

Наиболее высокие показатели экспорта в Швейцарию из стран Евросоюза наблюдаются в 2013 (225 млрд долл.), 2021 (185 млрд), 2022 (почти 200 млрд) годах. С другой стороны, наиболее низкими являются показатели 2015 (порядка 168 млрд долл.), 2016 (немногим меньше 160 млрд) и 2020 (приблизительно 164 млрд долл.) годов (рис. 2).

В данном случае наблюдается резкое снижение (на 10%) импорта швейцарской продукции в странах Евросоюза в 2015 г. и столь же резкое его повышение (на 20-30%) в 2021-2022 гг. в сравнении с пандемическим 2020 г. (рис. 3).

Объём европейских инвестиций в Швейцарию устойчиво возрастал в период с 2013 по 2019 г., но с 2020 г. пошёл на спад (рис. 4).

В данном случае примечателен резкий рост швейцарских инвестиций в 2015 и 2019 г. на фоне общей тенденции к их сокращению.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 6

Импорт из Швейцарии в ЕС (в млрд долл. США)

Рисунок 2

I

СОиТРАЭЕ TtUkCH40ECON«MiCI.CDH

Источник: Trading Economics...

Объём инвестиций из ЕС в Швейцарию (в тыс. евро)

Источник: Trading Economics.

Общий объём швейцарских инвестиций в ЕС (в млн евро)

Рисунок 3

1400000

12DOOOO

1 оооооо

Рисунок 4

Источник: Trading Economics, Swiss National Bank.

Можно также сделать некоторые выводы относительно торгово-экономического сотрудничества Швейцарии и ЕС за указанный период. В первую очередь следует отметить снижение показателей в 2020 г., связанное с глобальным масштабом пандемии коронавируса, хотя подобное наблюдалось и в 2015-2016 гг. Тогда этому предшествовала критика Брюсселем руководства Швейцарии по вопросам законодательства и политики в отношении миграции. Можно констатировать, что некоторое осложнение между сторонами в политической сфере отразилось и на экономике конфедерации. Крупный теоретик экономической интеграции Б. Балашша в своей работе отмечал тесную взаимосвязь между процессами экономической и политической интеграций. По мнению учёного, усиление экономической интеграции обусловливает потребность в продвижении и интеграции политической (Balassa 1961: 177). Примечательно, однако, что в рассматриваемом случае приостановка переговоров о двустороннем рамочном соглашении в 2021 г. не оказала негативного влияния на экономический аспект

отношений между Брюсселем и Женевой.

Характеризующими чертами швейцарской модели экономического взаимодействия с ЕС можно считать следующие:

- добросовестное исполнение наложенных на страну обязательств;

- приоритет национальных интересов;

- стабильно высокий уровень инвестиционного сотрудничества, при этом прямые иностранные вложения нередко осуществляются через компании-посредники (Трофимова 2020);

- стремление углубить экономическую интеграцию с ЕС. Серьёзной проблемой на этом пути стали вопросы о налогообложении и сохранении банковской тайны. Евросоюз настаивает на большей прозрачности в данной области, швейцарская же сторона идёт на это неохотно (Бабынина, Говорова, Тимошенкова 2015). С другой стороны, следует отметить усиливающуюся тенденцию изменения подхода властей Швейцарии к проблеме банковской тайны. В частности, постановлением Федерального суда в Лозанне французским правоохранительным органам были переданы данные порядка 40 000 клиентов банка UBS;

- активное использование евро в качестве местной валюты;

- политизация ряда аспектов экономического сотрудничества со стороны ЕС.

Дальнейшее развитие швейцарской модели

Обратим внимание на проект двустороннего рамочного соглашения. Переговоры по нему продолжались несколько лет и были прекращены Женевой в одностороннем порядке 26 мая 2021 г. Ключевые положения документа следующие: дальнейшая интеграция Швейцарии в ЕЕР, защита национальных компаний от недобросовестной конкуренции, принятие Швейцарией правовых норм Евросоюза. Кроме того, посредством рамочного соглашения предполагалось формирование так называемой «двухопорной модели». Она предполагает равные обязательства сторон относительно мониторинга применения соглашения. Однако положения этого документа не распространялись на договорённости о госзакупках и о зоне свободной торговли.

Со стороны Швейцарии были заявлены три аспекта, вызывающие разногласия. Во-первых, механизм господдержки предприятий и бизнеса, который трактуется по-разному в ЕС и в Швейцарии. Швейцарская сторона требовала большей свободы манёвра в этой области, в то время как в Брюсселе преобладал подход, нацеленный на минимизацию государственного участия. Исследователями отмечается, что в Швейцарии государство играет важную роль в области инновационного роста, помощи предприятиям и научным центрам (Трофимова 2023).

Во-вторых, споры вызывал вопрос поддержания уровня заработной платы, который в Швейцарии весьма высокий. Руководство страны было обеспокоено возможностью своего рода «зарплатного демпинга» со стороны ряда членов ЕС. При этом возникал вопрос и выплат социальных пособий, пенсий гражданам Евросоюза из швейцарского бюджета. Кроме того, различается и толкование сторонами права на перемещение лиц. Вопрос продолжительного нахождения граждан ЕС на территории Швейцарии увязывается Женевой с указанными выше выплатами иностранцам из швейцарского бюджета, что может создать дополнительную финансовую нагрузку. Однако при этом ряд двусторонних соглашений истекает в ближайшее время, в частности это касается договоров в области промышленных товаров, медицинского оборудования и т.д. Непродление договорной базы для взаимодействия может привести к убыткам для конфедерации.

Представляется важным рассмотреть эволюцию существующей модели отношений Швейцарии и Евросоюза после 2021 г.

Во-первых, это «приближение» внешнеполитического курса страны к линии ЕС в международных делах. Так, присоединение Швейцарии к санкциям в отношении РФ интерпретировалось в Женеве как шаг на пути к дальнейшей интеграции с европейским сообществом. При этом Швейцария воздержалась от участия в оборонных инициативах ЕС и НАТО, ссылаясь на свой нейтралитет.

Во-вторых, после 2021 г. продолжается процесс интегрирования правовых положений ЕС в законодательство Швейцарии: копирование положений нормативно-правовых актов ЕС и их адаптация к швейцарским условиям. Например, закон о защите персональных данных от 2022 г. существенным образом повторяет положения директив и регламентов ЕС, сохраняя при этом некоторую национальную специфику. Внесённые в 2022 г. в закон о борьбе с недобросовестной конкуренцией поправки относительно запрета на дискриминацию швейцарских граждан иностранными онлайн-магазинами в определённой степени отображают действующие в ЕС нормы, но не предполагают столь жёсткие наказания, предусмотренные в странах Европейского союза. Похожая ситуация наблюдается и с поправками, внесёнными в Федеральный закон о радио и телевидении в 2022 г. Данный нормативно-правовой акт учитывает как требования внутренних участников рынка, так и интегрирует положения законодательства ЕС.

Касательно участия Швейцарии в проектах ЕС стоит отметить, что страна стремится получить статус полноценного партнёра в программе Horizon Europe. Но этот процесс протекает медленно, существенных продвижений пока не видно. Что касается ещё одного значимого проекта Евросоюза, Euratom, то доля участия Швейцарии в нём постоянно увеличивается и после 2021 г., однако темпы прироста не превышали те, что отмечались в предыдущие годы. Можно, следовательно, говорить о сохранении текущей тенденции к постепенной интеграции и усилению взаимодействия.

Таким образом, что касается политических особенностей де-факто существования Швейцарии в пространстве Евросоюза, то её выход из переговоров о подписании рамочного соглашения в мае 2021 г. не возымел каких-либо серьёзных последствий. Стоит отметить, что в настоящее время по инициативе Женевы и Брюсселя ведутся переговоры о присоединении Швейцарии к программе Erasmus.

Ключевым аспектом экономического сотрудничества Евросоюза и Швейцарии является участие последней в ЕЕР. Обращаясь к вышеприведённым данным о торгово-экономическом взаимодействии Брюсселя и Женевы, можно отметить, что объёмы как экспорта страны в ЕС, так и её импорта из Евросоюза возросли. При этом приток инвестиций в Швейцарскую Конфедерацию, в том числе из Евросоюза, существенно снизился в 2021-2022 гг., а объём швейцарских инвестиций в ЕС за этот же период увеличился. Швейцария продолжает предпринимать шаги правового характера по дальнейшей интеграции в Единый рынок. При этом руководство страны не допускает полного размывания швейцарской идентичности в двустороннем сотрудничестве. Это происходит посредством адаптации законодательства ЕС к местным особенностям, оказания поддержки (иногда - торговых преференций) швейцарским юридическим лицам при их взаимодействии с европейскими контрагентами. Не прекратилась после 2021 г. и практика политизации ряда аспектов экономического сотрудничества со стороны ЕС. Так, руководство Евросоюза увязывает расширение взаимодействия с проведением Швейцарской Конфедерацией той или иной политики (например, с присоединением Женевы к антироссийским санкциям или требованием изменения законодательства для мигрантов).

* * *

На нынешнем этапе швейцарская модель представляет собой достаточно устойчивый формат отношений с ЕС, основанный на принципах суверенитета, нейтралитета, но также и высокого уровня взаимозависимости. Однако ситуация с подписанием двустороннего институционального соглашения остаётся подвешенной. Это объясняется ставшей менее гибкой позицией Швейцарии по отношению к внешним партнёрам, в том числе и ЕС. Касательно перспектив дальнейшего взаимодействия между сторонами в условиях отсутствия рамочного соглашения, можно отметить их взаимный устойчивый интерес к сближению, реализации которого могут способствовать сложившаяся культура разрешения споров и хорошо отлаженные каналы коммуникации между Женевой и Брюсселем. При этом до формирования новой правовой основы отношений, какой должно было стать институциональное соглашение, дальнейшее существенное углубление евроинтеграции страны, вплоть до членства в ЕС, представляется маловероятным в силу сохраняющихся разногласий.

Список литературы / References

Balassa, B. (1961). The Theory of Economic Integration. George Allen & Unwin Ltd. London.

Bundesgesetz über den Datenschutz (Datenschutzgesetz, DSG) (Arbeitsverhältnis der Leiterin oder des Leiters des Eidgenössischen Datenschutz- und Öffentlichkeitsbeauftragten) Änderung vom 17. Juni 2022. Publikationsplattform des Bundesrechts. 06.10.2022. Available at: https://www.fedlex.admin.ch/eli/fga/2022/1561/de (accessed 15.04.2023).

China and Russia test Switzerland's long-standing neutrality. Nikkei Asia. 02.03.2023. Available at: https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/China-and-Russia-test-Switzerland-s-long-standing-neutrality (accessed 16.04.2023).

China-Swiss trade talks stall over rights issues - newspapers. Reuters. 30.05.2022. Available at: https://www.reuters.com/world/europe/china-swiss-trade-talks-stall-over-rights-issues-newspapers-2022-05-29/ (accessed 16.04.2023).

Directive (EU) 2019/789 of the European Parliament and of the Council of 17 April 2019 laying down rules on the exercise of copyright and related rights applicable to certain online transmissions of broadcasting organisations and retransmissions of television and radio programmes, and amending Council Directive 93/83/EEC (Text with EEA relevance). Eur-lex. 17.04.2019. Available at: http://data.europa.eu/eli/dir/2019/789/oj (accessed 15.04.2023).

Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 8 June 2000 on certain legal aspects of information society services, in particular electronic commerce, in the Internal Market («Directive on electronic commerce»). Eur-lex. 17.07.2000. Available at: http://data.europa.eu/eli/dir/2000/31/oj (accessed 17.04.2023).

European Union Exports to Switzerland. TradingEconomics. Available at: https://tradingeconomics.com/european-union/exports/switzerland (accessed 17.04.2023).

European Union Imports from Switzerland. TradingEconomics. Available at: https://tradingeconomics.com/european-union/imports/switzerland (accessed 16.04.2023).

EU-Swiss relations in turmoil after immigration vote. Euractive. 10.02.2014. Available at: https://www.euractiv.com/section/justice-home-affairs/news/eu-swiss-relations-in-turmoil-after-immigration-vote/ (accessed 17.04.2023).

EU-Swiss trade relations and the institutional framework agreement SUMMARY Briefing. European Parliament. 07.2021. Available at: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ BRIE/2021/696174/EPRS_BRI(2021)696174_EN.pdf (accessed 17.04.2023).

Explained: Why Switzerland's neutrality has always been «malleable». The Local. 15.03.2022. Available at: https://www.thelocal.ch/20220315/explained-why-switzerlands-neutrality-has-always-been-malleable (accessed 16.04.2023).

Facts and Figures on the Swiss Participation in the EU-Framework Programmes for Research and Innovation. State Secretariat for Education, Research and Innovation, SERI. Available at: https://www.sbfi.admin.ch/sbfi/en/home/research-and-innovation/international-cooperation-r-and-i/eu-framework-programmes-for-research/f-f-swiss-participation.html (accessed 17.04.2023).

Farquet, C. (2022). Beyond All Historical Barriers: Swiss Neutrality in the Forefront. E-international relations. 08.06.2022. Available at: https://www.e-ir.info/2022/06/08/beyond-all-historical-barriers-swiss-neutrality-in-the-forefront/ (accessed 16.04.2023).

Keohane, R.O. (1984). After Hegemony: Cooperation and Discord in the World Political Economy. Princeton University Press.

Koeck, H.F. (1973). A Permanently Neutral State in the Security Council. Cornell International Law Journal 2(6).

Kohli, A. (2023). Putin's War Tests Switzerland's Neutrality. Thruthdig. 19.01.2023. Available at: https://www.truthdig.com/articles/putins-war-tests-switzerlands-neutrality/ (accessed 16.04. 2023).

Legge federale sulla radiotelevisione (LRTV) del 24 marzo 2006. (Stato 1 gennaio 2022). Fed-lex. 24.03.2006. Available at: https://www.fedlex.admin.ch/eli/cc/2007/150/it (accessed 15.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Loi fédérale contre la concurrence déloyale (LCD) du 19 décembre 1986 (État le 1er décembre 2022). Fedlex. 19.12.2022 Available at: https://www.fedlex.admin.ch/eli/cc/1988/223_223_223/fr (accessed 15.04.2023).

Neutral Swiss join EU sanctions against Russia in break with past. Reuters. 28.02.2022. Available at: https://www.reuters.com/world/europe/neutral-swiss-adopt-sanctions-against-russia-2022-02-28/ (accessed 17.04.2023).

No signing of Swiss-EU institutional agreement. The Federal Council. The portal of the Swiss Government. 26.05.2021. Available at: https://www.admin.ch/gov/en/start/documentation/media-releases.msg-id-83705.html (accessed 17.04.2023).

Ott, M. (2022). Political Procrastination: Swiss Neutrality and World War II. Swiss American Historical Society Review 3(58).

Papadopoulos, Y. (2008). Europeanization? Two Logics of Change of Policy-Making Patterns in Switzerland. Journal of Comparative Policy Analysis: Research and Practice 10(3): 255-278. DOI: 10.1080/13876980802231107

Regulation (EU) 2016/679 of the European Parliament and of the Council of 27 April 2016 on the protection of natural persons with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data, and repealing Directive 95/46/EC (General Data Protection Regulation) (Text with EEA relevance). Available at: http://data.europa.eu/eli/reg/2016/679/oj (accessed 15.04.2023).

Sanctions vs. neutrality: Swiss fine-tune response to Russia. AP News. 27.02.2022. Available at: https://apnews.com/article/russia-ukraine-business-executive-branch-europe-moscow-9a74b41f135b7dd8b4ae0c5dad2396bb (accessed 17.04.2023).

Schwok, R. (2009). Switzerland - European Union. An impossible membership? ISBN 978-905201-576-7. Peter Lang. Brussels, 2009.

Silverman, E. (2023). Neutral No More? Brown Political Review. 13.01.2023. https://brownpoliticalreview.org/2023/01/swiss-sanctions/ (accessed 16.04.2023).

Status Update: Swiss participation in Horizon Europe and related programmes and initiatives In-

formation as of 24 May 2023. Federal Department of Economic Affairs, Education and Research EAER State Secretariat for Education, Research and Innovation SERI International Research and Innovation Programmes.

Switzerland and China - a mutually beneficial but uneasy relationship. Swiss community. 01.04.2022. Available at: https://www.swisscommunity.org/en/news-media/swiss-review/article/ switzerland-and-china-a-mutuallybeneficial-but-uneasy-relationship (accessed 17.04.2023).

Switzerland Becomes Stumbling Block for Western Military Aid to Ukraine. The Wall Street Journal. 28.02.2023. Available at: https://www.wsj.com/articles/switzerland-becomes-stumbling-block-for-western-military-aid-to-ukraine-6003880c (accessed 17.04.2023).

Switzerland Foreign Direct Investment. TradingEconomics. Available at: https://tradingeconomics.com/switzerland/foreign-direct-investment (Accessed 17.04.2023)

Tamas, O. (2022). Swiss Neutrality: The Anatomy of Success. Danube Institute. 01.04.2022. Available at: https://danubeinstitute.hu/hu/kutatas/swiss-neutrality-the-anatomy-of-success (accessed 16.04.2023).

Updated extract: Facts and Figures on the Swiss Participation in the 8th European Framework Programme for Research and Innovation (Last update: 30 August 2022). Federal Department of Economic Affairs, Education and Research EAER State Secretariat for Education, Research and Innovation SERI.

Why Switzerland is breaking away from 500-year-old neutrality. TRT World. 12.09.2022. Available at: https://www.trtworld.com/opinion/why-switzerland-is-breaking-away-from-500-year-old-neutrality-60704 (accessed 17.04.2023).

Бабынина, Л.О. Говорова, Н.В., Тимошенкова, Е.П. (2015). Европейский Союз и Швейцария: разнонаправленные векторы сотрудничества // Современная Европа 2: 34-47. [Babynina, L.O. Govorova, N.V., Timoshenkova, E.P. (2015). The European Union and Switzerland: different directions of cooperation. Contemporary Europe 2: 34-47. (In Russian).].

МИД РФ: Швейцария утратила свой нейтральный статус. Российская Газета. 11.08.2022. [MFA of Russia: Switzerland lost its neutral status. Rossijskaya Gazeta. 11.08.2022. (In Russian).]. Available at: https://rg.ru/2022/08/11/mid-rf-shvejcariia-utratila-svoj-nejtralnyj-status.html. (accessed 17.04.2023).

Нейтральность Швейцарии: миф или реальность. РСМД. 08.08.2022. [Swiss neutrality: a myth or reality? RIAC. 08.08.2022. (In Russian).]. Available at: https://russiancouncil.ru/blogs/p-seta/neytralnost-shveytsarii-mif-ili-realnost/?ysclid=loe49ajerj502558034 (accessed 28.10.2023).

Трофимова, О.Е. (2020). Швейцария и Евросоюз: особенности торгово-инвестиционных связей мировая экономика и международные отношения 9(64): 96-104. [Trofimova, O. (2020). Switzerland and European Union: Specifics of Trade and Investment Relations. World Economy and International Relations 9(64): 96-104. (In Russian).]. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-9-96104

Трофимова, О.Е. (2023). Особенности инновационного развития Швейцарии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН 4: 99-112. [Trofimova, О.Е. (2023). Features of Innovative Development of Switzerland. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 34(4): 99-112. (in Russian).]. DOI: 10.15211/vestnikieran4202399112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.