экология
УДК 699
И.И. Боголепов, Н.А. Лаптева ШУМОВАЯ КАРТА ГОРОДА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Современный город сочетает в себе промышленность, транспорт, высокую плотность жилой застройки, зеленые зоны отдыха, спортивные сооружения и многое другое. Главные экологические опасности в нем — загрязнение воздуха, почвы и воды радиация, шум, электромагнитные поля. Шум в этом ряду занимает третье по важности место. Решение проблемы защиты людей от шума в мегаполисах должно начинаться с организации постоянного контроля уровней шума в городе .
К инструментам контроля шума относится и шумовая карта города, где представлены уровни шума на всех основных магистралях, в районах жилья и отдыха людей, на территории промышленных и других предприятий, а также вокруг отдельно стоящих шумных объектов. Шумовая карта города, будучи частью общего экологического мониторинга, используется властями в разных планах: для разработки реально достижимых норм допустимого шума для конкретного города; для проектирования и осуществления технических и иных средств по выполнению этих норм; для применения санкций к тем, кто эти нормы не выполняет. На базе стратегической шумовой карты города в генеральном плане предусматриваются «спальные районы» в тихой части города, а в шумной его части — акустические экраны, звукоизолирующие дома, другие средства и мероприятия по снижению шума (например, вывод шумных предприятий из жилых кварталов или оптимальные режим работы и маршруты наиболее шумного транспорта).
В мегаполисах, в частности в Санкт- Петербурге, наиболее мощным источником шума служит транспорт — наземный, подземный, водный и воздушный. Это в первую очередь грузовые и легковые автомобили, автобусы, трамваи, электропоезда пригородного сообщения, самолеты ивертолеты,
речные и морские суда. Второй значимый источник шума — промышленные предприятия и мобильная техника, например строительная. Развитие городов ведет к росту шума и к его опасному проникновению в жилые дома, школы, больницы, в общественные и служебные здания.
Для городского шумахарактерены широкий спектр и большие флюктуации в пространстве и во времени. При измерении, расчете, нормировании и контроле городского шума используются три величины: уровень звука, эквивалентный уровень звука и максимальный уровень звука.
Уровень звука (УЗ в широком диапазоне частот) ЬА, дБА, в нормируемом диапазоне октав-ных полос частот 31,5—8000 Гц определяется по формуле
;'=1
где Ь I — УЗД /-й октавной полосы частот, дБ; кА! — поправка на частотную характеристику А для /-й октавной полосы частот, дБ; п = 9 — число октавных полос частот. Значения кА1 приведены в таблице.
Эквивалентный уровень звука (ЭквУЗ) непостоянного в пространстве и во времени шума дБА, в диапазоне октавныхполосчастот31,5— 8000 Гц по определению есть уровень постоянного шума, который имеет то же самое среднеквадратичное звуковое давление , что и исследуемый непостоянный шум в течение определенного интервала времени Т. Он рассчитывается по формуле
А4экв=101ё
( 1 т ^
ту '
(1)
где Т— время воздействия шума; , дБА, — практически постоянное значение уровня звука непостоянного шума за время т...
Поправки к частотной характеристике А для октавных полос
Октавпая полоса, Гц 31,5 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000
Номер октавпой полосы, / 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Значение величины kAi, дБ -39,4 -26,2 -16,1 -8,6 -3,2 0,0 1,2 1,0 - 1Д
Максимальный уровень звука (МаксУЗ) непостоянного в пространстве и во времени шума ^Ата*- ДБА, в диапазоне октавных полос частот 31,5—8000 Гц по определению есть уровень непостоянного шума, соответствующий максимальному показателю измерительного прямопоказы-вающего прибора (шумомера) при визуальном отсчете или уровень звука, превышающей 1 % длительности измерительного интервала за время Т при регистрации шума автоматическим оценивающим устройством (статистическим анализатором) в дБА.
Вчера
Первая шумовая карта города у нас в стране (а возможно, и в мире) была составлена в начале 80-х годов в Ленинграде городской санэпидстанцией по инициативе и под руководством энергичного инженера-акустика Аллы Львовны Васильевой. Тогда эквивалентный уровень звука на главных улицах города (Невский проспект, Садовая улица, Большой проспект Петроградской стороны и др.) составлял по данным многочисленных измерений примерно 75 дБА. Большая работа по построению карт шума была проведена и в НИИ строительной физики в Москве под руководством одного из ведущих акустиков России доктора технических наук профессора Георгия Львовича Осипова.
В конце 80-х — начале 90-х годов, примерно через десять лет, эта работа была продолжена под руководством другого известного акустика России — доктора технических наук профессора Алексея Сергеевича Никифорова, президента Восточноевропейской ассоциации акустиков. Им и сотрудниками ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова (инженер-акустик Сергей Владимирович Попков и др.) была составлена шумовая карта уже не Ленинграда, а Санкт-Петербурга [1]. Измерения показали, что на главных улицах города эквивалентный уровень звука достиг величины, равной примерно 85 дБА, что на 10 дБА больше уровня шума десятилетней давности. Шум в городе увеличился по субъективному ощущению более чем в два
раза. Это очень большое возрастание. Санитарная норма, приводимая соответствующими отечественными и международными документами (в данном случае по СНиПу 23-03—2003 «Защита от шума» для территории, непосредственно прилегающие к жилым зданиям) днем LÄJKB = = 55 дБА (с 7.00 до 23.00 ч.) и ночью ЬАэкв = = 45 дБА (с 23.00 до 7.00 ч.).
Появление шумовых карт городов привело ктому, что перед местными законодателями встал вопрос о разработке городского закона по борьбе с шумом, а перед исполнительной властью — о планировании мероприятий по уменьшению шумового воздействия на жителей города. Отметим, кстати, что первый закон по борьбе с шумом был принят еще в городе Сибарисе (Италия, Великая Эллада, примерно VII до н. э.). Там, в частности, строго запрещалось шуметь с заходом и до восхода солнца. Оттуда до нас дошло крылатое слово «сибарит». Окружающим Элладу варварам борьба с шумом казалась тогда излишней роскошью. Спустя двадцать семь столетий все изменилось до наоборот: «варварами» считаются те, кто не борется с шумом. В наше время одни из первых законов об ограничении шума были приняты в Англии [3]. Английский закон 1960 года гласит, что шум и вибрация являются нарушением общественного порядка, предусмотренным законом о здравоохранении 1936 года, часть III. По закону 1960 года местные власти могли действовать против нарушителей общественного порядка, создающих шум, и принимать меры для снижения шума. По этому закону нельзя было возбуждать судебное дело против нарушителей-источников шума, который существовал какое-то время, а затем прекратился. Новый закон 1969 года уже предусматривал возможность возбуждения судебного дела по этому поводу, чтобы предотвратить нарушения в будущем.
В английском законе 1974 года об охране окружающей среды от загрязнений включены все основные положения трех вышеупомянутых законов, но введены и дополнительные моменты. Главные положения этого закона следующие.
1. Нарушения общественного порядка. Для нарушителей определяется время проведения работ по снижению шума и намечаются конкретные мероприятия по предотвращению вредного воздействия шума. Меры к нарушителям принимаются отделом здравоохранения или отделом защиты здоровья от воздействия окружающей среды, а также судом магистрата. В последнем случае три или более жителей должны подать жалобу, что и будет поводом для соответствующих действий.
2. Зоны запрета шума. Согласно закону местные власти могут объявить любой участок своего района ограниченной по шуму территорией. Измерение шума производится по периметру зоны и строго контролируется.
3. Планирование работ. Здесь указаны основные принципы планирования строительства жилых зданий, дорог, работы предприятий промышленности, аэропортов и др. для обеспечения допустимых уровней шума.
4. Шум строек. Местные власти должны контролировать шум строек и шум, образующийся при разрушении старых зданий.
Сегодня
Положение сейчас таково, что уровни городского шума во всех мегаполисах мира на основных магистралях превышают санитарные нормы. У общественности и власти промышленно развитых стран возросло понимание необходимости борьбы с шумом и потребность в шумовых картах города для планирования этой борьбы. В частности, у нас по заказу властей многих городов России шумовые карты разрабатывались до «перестройки» специалистами-акустиками ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова в Ленинграде и НИИ строительной физики в Москве [4—7]. Теперь это возрождается. В 2006 году под руководством заведующего кафедрой экологии и ОБЖ Балтийского государственного технического университета «Военмех», президента Санкт-Петербургского общества по борьбе с шумом и вибрацией доктора технических наук профессора Николая Игоревича Иванова по заказу городских властей была начата работа по разработке карты шума для Санкт-Петербурга. Предварительные данные — уровень шума в Санкт-Петербурге в среднем превышает допустимую норму на 10—20 дБА — это огромная величина превышения (см.: Российская газета,
29 ноября 2007, №267(4530), www.rg.ru. Статья Виктора Банева «Карта громкости»). Работа по созданию современной, европейского уровня, карты шума Санкт-Петербурга несмотря на всю ее сложность, трудоемкость, дороговизну и требования высокого профессионализма должна быть, по нашему мнению, завершена и, главное, представлена через Интернет широкому кругу общественности: специалистам-акустикам, санитарным врачам и любому жителю города.
Столичные власти тоже обеспокоены шумом: почти 70 процентов территории Москвы находится в зоне шумового дискомфорта. Такие данные обнародовала ГПУ «Мосэкомониторинг» — организация, которая отвечает за измерение уровня шума в столице. Главный санитарный врач Москвы Николай Филатов заявил, что за последние 10 лет из-за лишнего шума в городе в 2—3 раза увеличился рост сердечно-сосудистых заболеваний и гипертонии. По его убеждению, громкие звуки сокращают на 8—12 лет продолжительность жизни москвичей (Российская газета, 21 января 2008, №10п(4567), www.rg.ru. Статья Марии Ермаковой и Екатерины Севрю-ковой «Наступление на ухо»).
Завтра
Завтра для нас находится уже сейчас в Европейском Союзе (50 лет назад Советский Союз был во многом впереди). Борьба с шумом в Западной Европе опирается на солидную нормативную базу. Здесь действует практика принятия Европейским парламентом директив, которые направлены на соблюдение единых требований, норм, измерительных процедур и пр. в области борьбы с шумом. Например:
Директива 2000/14/ЕС «О шуме оборудования во внешней среде»;
Директива 2002/49/ЕС «Об оценке шума в окружающей среде»;
Директива 2003/10/ЕС «О требованиях к безопасности и здоровью рабочих под действием шума»;
шуму автотранспорта посвящены Директивы 70/157/ЕЕС, 97/24/ЕС, 2001/43/ЕС;
шуму железнодорожного транспорта — Директивы 96/48/ЕС, 2002/735/ЕС, 2002/732/ЕС;
на ограничение шума авиационного транспорта направлены Директивы 80/51/ЕЕС, 89/ 629/ЕЕС, 92/14/ЕЕС, 2002/30/ЕС.
Все это внедряется в жизнь. Законодательная база для создания карт шума была определена Директивой 2002/49/ЕС.
Цели Директивы 2002/49/ЕС:
1. Не допустить, предотвратить или сократить вредное действие шума, обеспечив контроль общественности.
2. Разработать сообществом стран Европейского Союза меры по снижению шума.
Показатель шума определяется уровнем звука Ь = Ь(1еп, дБА, за сутки по формуле
кеп
1
24
inigh+\Q \
12-10 10 +4-10
ю
+ 8-10
ю
где Ьа — уровень звука за день, Ц
evening
— за
вечер, ЬЫф — за ночь. Расчетный день составляет 12 часов, расчетный вечер — 4 часа, расчетная ночь — 8 часов. Уровни звука Ь при этом — взвешенные долгосрочные: эквивалентные уровни звука или максимальные уровни звука А/4 макс'
Согласно этой Директиве карты шума должны содержать информацию о существующей или прогнозируемой акустической ситуации, превышении нормативных значений уровня шума, количестве населения и площади территорий, подвергающихся повышенным уровням шума, а также количестве жилых домов, больниц и школ, расположенных на рассматриваемом участке. Согласно европейскому законодательству карты шума должны быть составлены для всех населенных пунктов с населением более 100 тыс. жителей, автомагистралей с интенсивностью движения более 3 млн автомобилей в год, железных дорог с интенсивностью движения более 30 тыс. поездов в год, аэропортов с интенсивностью движения более 50 тыс. операций в год.
Затем каждые пять лет государства-члены должны информировать Комиссию ЕС по основным дорогам, основным железным дорогам, основным аэропортам и агломерациям в пределах их территорий. Соседние государства-члены должны сотрудничать по стратегическому отображению шума и в отношении планов действий для приграничных регионов.
Государства-члены ЕС должны обеспечить проведение консультаций с общественностью по
поводу предложений о планах действий с учетом ранних и эффективных возможностей для участия в подготовке и пересмотре планов действий, чтобы результаты такого участия были приняты во внимание и общественность была информирована о принятых решениях. Должно быть предусмотрено предоставление достаточного времени на каждом этапе процесса для участия общественности. Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы стратегические карты были доступны и распространены среди населения в соответствии с законодательством Сообщества, в частности с Директивой 90/313/ЕЕС о свободе доступа к информации об окружающей среде, в том числе с помощью доступных информационных технологий. Информация должна быть четкой, понятной и доступной. Должно быть предусмотрено краткое изложение наиболее важных моментов.
Минимальные требования для шумовой карты
1. На стратегической карте шумов должны быть представлены данные по одному из следующих аспектов:
существующие, предыдущие или будущие ситуации шума с точки зрения шумового показателя;
превышение предельного значения;
предполагаемое число жилых домов, школ и больниц в определенной территории, которые подвергаются конкретному значению показателя шума;
оценочное число людей, подвергающихся воздействию шума.
2. Стратегические карты шумов могут быть представлены общественности в форме: графических изображений, числовых данных в таблицах, данных в электронной форме.
3. На стратегических шумовых картах агломераций необходимо делать особый акцент на шуме, излучаемом дорожным движением, железнодорожным транспортом, аэропортами, деятельностью промышленных объектов, включая порты.
Минимальные требования к планам действий
1. В план действий должны входить по меньшей мере следующие элементы:
описание агломерации, основных дорог, крупных железнодорожных узлов или крупных аэропортов и других источников шума;
указание ответственного органа; правовой контекст; любые предельные значения на месте; отчет о результатах отображения шума; оценка предполагаемого числа людей, подвергшихся воздействию шума, выявление проблем и ситуаций, которые должны быть улучшены; отчет о публичных консультациях; любые меры уменьшения шума, уже вступившие в силу, и любые проекты в стадии подготовки;
действия, которые компетентные власти намерены принять в ближайшие пять лет, включая любые меры для сохранения района тихим; долгосрочная стратегия; финансовая информация — бюджеты, экономическая оценка эффективности затрат и оценка выгоды;
положения, позволяющие оценивать осуществление и результаты плана действий.
2. Действия, которые компетентные власти намерены предпринять в разных областях, в пределах своей компетенции:
дорожно-транспортное планирование; планирование землепользования; технические меры воздействия на источники шума;
выбор менее шумных источников; уменьшение передачи звука; нормативная или экономическая мера.
3. План должен содержать смету на каждое действие с точки зрения сокращения числа пострадавших людей.
Данные, которые должны быть направлены в специальную комиссию ЕС
1. Для агломераций (компактная пространственная группировка поселений):
1.1. Краткое описание агломерации: месторасположение, площадь, количество жителей.
1.2. Ответственный орган.
1.3. Программы управления шумом, которые были проведены в прошлом, и меры.
1.4. Вычисление или методы измерений, которые были использованы.
1.5. Число людей (сотни), проживающих в жилищах, которые подвергаются воздействию каждой из частотных октавных полос 55—59,60— 64,65-69,70-74, > 75 Гц значений Ьёеп в четырех метрах над поверхностью земли на наиболее подверженных шуму фасадах: отдельно для шума от автомобильного, железнодорожного и воздушно-
го транспорта и из промышленных источников. Цифры должны быть округлены до ближайшей сотни (например, 5200 для значений между 5150 и 5249; 100 — между 50 и 149; 0, если менее 50).
1.6. Предполагаемое общее число людей (сотни), проживающие в жилищах, которые подвергаются воздействию каждой из следующих частотных октавных полос 50—54, 55—59, 60—64 , 65—69, > 70 Гц значений ln¡4h, дБА в четырех метрах над поверхностью земли на наиболее подверженных фасадах, отдельно для автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта и промышленных источников.
1.7. В случае графического представления стратегические карты должны иметь контуры 60, 65, 70 и 75 дБ А.
1.8. Краткое изложение плана действий, охватывающего все важные аспекты.
2. Для крупных дорог, основных железных дорог и крупных аэропортов:
2.1. Общее описание дороги, железной дороги и аэропорта (расположение , размер и данные о трафике).
2.2. Характеристика их окружения (агломерации, села, деревни или иное, информация о землепользовании, другие основные источники шума).
2.3. Программы управления шумом, которые были проведены в прошлом и меры.
2.4. Вычисления или методы измерений, которые были использованы.
2.5. Предполагаемое общее число людей (сотни), живущих за пределами агломераций в жилых помещениях, которые подвергаются воздействию каждой из октавных полос 55—59,60—64, 65-69, 70-74, > 75 Гц для значений Ldm , дБА, в 4-х метрах над поверхностью земли на фасадах, в наибольшей степени подверженных шуму.
2.6. Предполагаемое общее число людей (сотни), живущих за пределами агломераций в жилых помещениях, которые подвергаются воздействию каждой из октавных полос 50—54, 55—59, 60-64, 65-69, > 70 Гц для значений ln¡gh, дБА, в 4-х метрах над поверхностью земли на фасадах, в наибольшей степени подверженных шуму.
2.7. Общая площадь (в км'1), подверженная шуму частот, выше, чем 55,65 и 75 для значений Lden, дБА. Предполагаемое общее количество жилых помещений и общее число людей (сотни), проживающих в каждой из этих областей должны быть также предоставлены.
Недостаток всех существующих карт шума городов и агломераций в России и в Европейском Союзе — неизвестные точность и надежность указанных в них величин уровней звука.
Настало время разработать метод определения точности и надежности шумовой карты города, а значит, и иметь рациональную возможность повышать их практическую эффективность. Для разработки такого метода авторы данной статьи воспользовались классическим аппаратом дисперсионного анализа теории вероятностей и математической статистики [1,2]. Итак, городской шум будем аппроксимировать стационарно-случайной функцией при нормальном распределении измеряемой величины. Для такого распределения в данном случае предлагается производить статистическую оценку результатов измерения шума с учетом как пространственных, так и случайных флуктуаций во времени следующим образом.
Представим отдельные результаты измерения городского шума Ь = х^- по формулам (1) и (2)
в виде матрицы значений М ), в строках которой по горизонтали находятся величины х;- в/ разных точках пространства общим числом я, а по вертикали, в столбцах — величины Ху в различные моменты времени у общим числом т. Если случайные отклонения измерений х в пространстве не зависят от случайных отклонений этой величины во времени, то матрица значений
М (х;-у) трансформируется в матрицу:
М(х;- + ху), где
измерении в пространстве, а величина х - зависит только от измерений во времени.
В результате имеем: среднюю величину
^ н ^ т
¡=1
т
7=1
дисперсию отклонении в пространстве
г \2
1 п 1 п I
А)Ы=—гХ ъ—X*/ ; я-1/=Л "и )
дисперсию отклонений во времени
4>Ы:
( л2
^ т ^ т
X *7--Х°7
т
7=1
и дисперсию отклонении в пространстве и во времени
Воспользуемся следующим соотношением дисперсионного анализа [2]:
ХХ('7 Хпт)
/=1 у=|
Х(т_*ит) + ХХ((_*и./)
1
+ —
2
"X (( X (( ~ХИп )
72 /=17=1
а т
_ 1 " 1 " 1 т гдехиш = ХХХ/"7' Хп I = _ХХ/'7 ' Х1 т
пт
/=1 ]=
п
ы
т
7=1
и-
Поскольку зависимость между х,- и х. в действительности может, хотя бы частично, существовать и обычно п ф т, то наименьшая погрешность будет соответствовать приведенному выше соотношению для средней арифметической величины перекрестных значений матриц перехода от М (х;-у) к М (х;- + Ху). Следовательно,
г значении
и
величина х, зависит только от
Тогда расчетные формулы для оценки сверху дисперсий с использованием функций Пирсона
¥ | с вероятностью, близкой к единице, примут вид
Хд
и
И (
где 52(х„у) = -^£(хп]-х„т)\
1 "
«¡г2 =-!-У <г2 •
и/Я/1 А-! //я'
т т
г,2 =_|_у о2 . ^ пт А-! н/*
тм
с-2 _ 1
" /т —
Я«-1у=1 } = ,
Я"1/=1
Х11п) '
т = т + -
ЛН/Я ЛН/Я —
ЯМ
^ (х;> Л (ху).
Ипритехже пт>100 [п>10, т>\0) получим наибольшие значения х по формуле значений для шумовой карты города согласно следующему выражению:
Ц] = *тах О'» 1) = \т+<\ Ь (х,.) + В (ху). (3)
Тогда значения шума наибольшие из возможных с учетом отклонений только в пространстве рассчитываются по формуле
Ц 2 *тах (0 2 хпт + ^(*/)'
(4)
а наибольшие из возможных с учетом отклонений только во времени — по формуле
I = ?
Лтах
и) = Хпт+^ О (ху). (5)
Ф (?) =0,9973 (высшая степень надежности), тогда г = 3,00 ; б) вероятность¥^) = 0,95, тогда имеет следующие значения в зависимости от я, т:
п, т............................. р
Окончательно получим с вероятностью
'где Ф(0 — функция Лапласа, статистическую оценку «рукава» результатов измерения городского шума при достаточно больших значениях величины х, практически уже при пт>100 (п>10, т>Ю), в частности среднюю величину можно оценивать по формуле
10. 11 . 12 . 13 .
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20. 21 . 22.
23.
24.
3,32 3,94 4,60 5,20 5,90 6,60 7,30 8,00 8,70 9,40 10,1 10,9 11,6 12,3 13,1
Итоговая вероятность статистических оценок величин уровней звука х = Ь, дБА, при выбранных Ф(*)=0,9973 и ¥(х2) = 0,95 дает надежность Р = Ф(г) ^(р)~0,95 указанных величин для шумовой карты города по формуле (3)
(р (х;.) + Ь (ху)
с точностью Д/, =
, дБа. Зада-
В наиболее ответственных случаях практики борьбы с шумом, каким является составление шумовой карты города, рекомендуется принимать следующие значения надежности: а) вероятность
вая величину надежности (например,Р =0,95) и величину точности (например, АЬ = 1 дБА) получаем по предложенной методике число измерений эквивалентных уровней звука Х;у , дБА, в пространстве (я) и во времени (т). Проблема представления уровней звука на шумовой карте города одним числом для конкретной целой улицы, площади, переулка ит. д. и одновременно для целого года может быть решена предложенным методом с указанием точности и надежности этого числа.
Шумовые карты города и агломераций, составляемые с заданной точностью и надежностью, потребуют проведения невиданного до сих пор количества измерений уровней звука в пространстве и во времени и невиданной до сих пор скорости обработки результатов этих измерений. Пример: 2 км Невского проспекта в Санкт-Петербурге с я =10 и т =24 потребуют в сутки измерений уровней звука пт = 240; если проводить эти измерения 10 раз в месяц, то в год ко-
личество измерений уровней звука только на Невском проспекте составит 240-10-12 = 28800. Современная акустическая аппаратура, компьютерная техника и средства связи позволяют это сделать.
В России составление шумовых карт города и агломераций в составе проектов строительства и реконструкции объектов должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 53187—2008 «Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий» и требованиям строительных норм и правил СНиП 23-03—2003 «Защита от шума», а также требованиям соответствующих международных стандартов. Законодательной базой для создания карт шума у нас может временно послужить подробно рассмотренная выше Директива Европейского Союза 2002/49/ЕС «Об оценке шума в окружающей среде».
Главной проблемой шумовых карт города у нас и за рубежом продолжает оставаться неопределенная точность и надежность указанных в них величин уровней звука [3—9]. Авторы предложили метод с использованием аппарата дисперсионного анализа теории вероятностей
и математической статистики [1, 2], который может решить эту проблему [10]. Электронная база акустических измерений, компьютерная техника XXI века и глобальные средства связи достигли сегодня уже такого уровня, что применение предлагаемого метода является вполне реальным делом, не хватает лишь продвинутых специалистов. Работа в этом направлении может быть продолжена в рамках, например, двух кандидатских диссертаций в Российской Федерации и Европейском Союзе (методика — в РФ, аппаратура — в ЕС) путем объединения усилий национальных исследовательских университетов, производителей акустической аппаратуры, компьютерной техники и средств связи, а также центров сертификации, социальных учреждений и властных структур. Это именно тот случай, когда важное дело следует решительно продвигать сообща — силами специалистов, которые квалифицированно владеют уменьем создавать с помощью новейшей измерительной техники, мощных компьютеров и системы ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) точные и надежные шумовые карты города.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Романовский, В.И. Математическая статистика [Текст] / В.И. Романовский,— М.-Л: ГОНТИ НКТП СССР, 1938.
2. Дунин-Барковский, И.В. Теория вероятностей и математическая статистика [Текст] / И.В. Дунин-Барковский, Н.В. Смирнов,— М.: Гос-техиздат, 1955.
3. Контроль шума в промышленности. Предупреждение, снижение и контроль промышленного шума в Англии [Текст] / Под ред. Дж. Вебба; пер. с англ. под ред. И.И. Боголепова,— J1.: Судостроение, 1981.
4. Боголепов, И.И. Промышленная звукоизоляция. Теория, исследования, проектирование, изготовление, контроль. [Текст] / И.И. Боголепов; предисл. академика АН СССР И.А. Хлебова. J1.: Судостроение, 1986.
5. Справочник проектировщика. Защита от шума в градостроительстве [Текст] / Под ред. EJ1. Осипо-ва,— М.: Стройиздат, 1993.
6. Никифоров, A.C. Проблема акустического загрязнения в Санкт-Петербурге [Текст] / A.C. Никифоров, Н.И. Иванов // Концепция раз-
вития Санкт-Петербурга на ближайший и отдаленный периоды с расстановкой приоритетов, основанных на общественном согласии: Мат. третьего съезда Санкт-Петербургского Союза научных и инженерных обществ. — СПб, 1996. Т. 1.
7. Боголепов, И.И. Архитектурная акустика [Текст]: учебник-справочник / И.И. Боголепов, предисл. акад. АН СССР и РАН И.А. Хлебова,— СПб.: Судостроение, 2001.
8. Боголепов, И.И. Строительная акустика [Текст] / И.И. Боголепов; предисл. акад. РАН Ю.С. Васильева,— СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2006.
9. Иванов, Н.И. Инженерная акустика. Теория и практика борьбы с шумом [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Безопасность жизнедеятельности» / Н.И. Иванов,— М.: Изд-во Университетская книга, Логос. 2008.
10. Боголепов, И.И. Строительная акустика [Текст].— 2-е изд. / И.И. Боголепов; предисл. акад. РАН Ю.С. Васильева. — СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2010.