Научная статья на тему 'Штрихи к портрету академика Антонины Павловны Беляевой (к 85-летию со дня рождения)'

Штрихи к портрету академика Антонины Павловны Беляевой (к 85-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / МНОГОУРОВНЕВОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТАЛАНТ УЧЁНОГОНОВАТОРА / РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ВОСПИТАТЕЛЬ НАУЧНЫХ КАДРОВ / PROFESSIONAL PEDAGOGICS / MULTILEVEL CONTINUOUS VOCATIONAL TRAINING / REFORMING OF A VACATIONAL SCHOOL / THE TUTOR OF THE SCIENTIFIC STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батаршев А. В.

В статье представлена характеристика многогранной творческой деятельности учёного-педагога, основателя инновационных направлений в профессиональной педагогике, исследователя-прогнозиста, талантливого организатора фундаментальных и прикладных комплексных исследований Антонины Павловны Беляевой. Отмечаются её деловые и личностные качества как воспитателя научных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOUCHES TO THE PORTRET OF ACADEMICIAN ANTONINA PAVLOVNA BELYAEVA (THE 85-ANIVERSARY OF THE BIRTH)

The brief characteristic of many-sided activity of the scientist-teacher, the founder of innovative directions in professional pedagogics of the academician of the Russian Academy of education, Antonina Pavlovna Belyaeva is submitted. Her business and personal features as a Teachers and a Tutor of the scientific staff are marked.

Текст научной работы на тему «Штрихи к портрету академика Антонины Павловны Беляевой (к 85-летию со дня рождения)»

УДК / UDC 37 А. В. Батаршев

A. Batarshev

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ АКАДЕМИКА АНТОНИНЫ ПАВЛОВНЫ БЕЛЯЕВОЙ (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

TOUCHES TO THE PORTRET OF ACADEMICIAN ANTONINA PAVLOVNA BELYAEVA (THE 85-ANIVERSARY OF THE BIRTH)

В статье представлена характеристика многогранной творческой деятельности учё-ного-педагога, основателя инновационных направлений в профессиональной педагогике, исследователя-прогнозиста, талантливого организатора фундаментальных и прикладных комплексных исследований Антонины Павловны Беляевой. Отмечаются её деловые и личностные качества как воспитателя научных кадров.

The brief characteristic of many-sided activity of the scientist-teacher, the founder of innovative directions in professional pedagogics of the academician of the Russian Academy of education, Antonina Pavlovna Belyaeva is submitted. Her business and personal features as a Teachers and a Tutor of the scientific staff are marked.

Ключевые слова: профессиональная педагогика, многоуровневое непрерывное профессиональное образование, талант учёного-новатора, реформирование профессиональной школы, воспитатель научных кадров.

Keywords: Professional pedagogics, multilevel continuous vocational training, reforming of a vacational school, the tutor of the scientific staff.

В феврале 2013 года научная педагогическая общественность отмечает 85-летний юбилей выдающегося педагога, учёного новатора, методолога и теоретика, организатора фундаментальных и прикладных комплексных исследований в области профессиональной педагогики, действительного члена Российской академии образования, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора педагогических наук, профессора Антонины Павловны Беляевой. Примечательно, что 2013 год совпал с 70-летним юбилеем Российской академии образования (РАО). Представилась возможность набросать штрихи к портрету Антонины Павловны, отдавшей много сил, энергии и свой талант выдающегося учёного-новатора решению проблем модернизации и развития РАО.

Всего один год не дожила до своего 80-летнего юбилея Антонина Павловна. Но осталось её наследие, остались научные труды, остались ученики, множатся её почитатели и последователи. Представляется случай добавить штрихи к портрету Антонины Павловны как Учителя и Наставника, Воспитателя научных кадров.

Антонина Павловна Беляева родилась 24 февраля 1928 года в селе Белышево Ветлуж-ского района Нижегородской области. Там же, в этом селе, прошло её детство. Ветлужский район славился садоводством и овощеводством. Выращивание лука и картофеля, а также такой технической сельскохозяйственной культуры, как лён-долгунец, в этом регионе считалось престижным и давало стабильные урожаи. Может быть эти особенности региона, а также одобрение родителей послужили основным мотивом для поступления Антонины Павловны после окончания Белышевской средней школы в Плодоовощной институт им. И. В. Мичурина1.

Основные вехи жизненного пути Антонины Павловны Беляевой на ниве народного просвещения в области биологии и экологии:

• 1953-1954 гг. - преподаватель специальных предметов в профессиональной сельскохозяйственной школе;

• 1954-1957 гг. - преподаватель биологии средней общеобразовательной школы;

• 1957-1971 гг. - педагог, методист, директор Ленинградской областной станции юных натуралистов и опытников сельского хозяйства; в эти же годы (1957-1971) Антонина Павловна сотрудничает с Институтом усовершенствования учителей Ленинградского областного отдела народного образования, куда была принята на должность преподавателя;

• 1966 г. - завершение учёбы в аспирантуре ЛГПИ им. А. И. Герцена и защита канди-

1 Плодовоовощной институт располагался в г. Мичуринске Тамбовской области. В 1994 году институт переименован в Мичуринскую государственную сельскохозяйственную академию, а в 1999 году - в Мичуринский государственный аграрный университет.

датской диссертации по специальности «Методика обучения биологии и экологии».

За достигнутые успехи на ниве народного просвещения и в трудовом политехническом обучении школьников Антонина Павловна Беляева была награждена правительственными медалями «За трудовую доблесть» (1966) и «За доблестный труд» (1970), двумя серебряными и двумя бронзовыми медалями ВДНХ, многими почётными грамотами Академии педагогических наук, министерств и ведомств. Последующие вехи жизненного пути А. П. Беляевой были связаны с научно-исследовательской работой в области профессионально-технического образования.

Основные этапы многогранной научно-исследовательской деятельности Антонины Павловны Беляевой (1971-2007):

• 1971-1972 гг. - старший научный сотрудник Всесоюзного НИИ профессиональнотехнического образования Госпрофобра СССР2;

• 1972-1974 гг. — заведующая лабораторией методологии и содержания профессиональной подготовки того же ВНИИ;

• 1974-1976 гг. - заведующая отделом методологии содержания общеобразовательной и общетехнической подготовки ВНИИ;

• 1976-1978 гг. - заведующая отделом методологии и прогнозирования научных исследований ВНИИ;

• 1978-1990 гг. - заместитель директора по научной работе ВНИИ;

• 1990-2007 гг. - директор Института профессионально-технического образования РАО.

Данный период многогранной научной деятельности Антонины Павловны (1971-2007] характеризуется многоплановостью научных и прикладных исследований в области теории интеграции профессий и интеграции содержания общего и профессионального образования по следующим направлениям: 1) прогнозирование и планирование системы управления качеством научно-исследовательских работ;

2 Предыстория. Всесоюзный НИИ профессионально-технического образования РСФСР (ВНИИ ПТО РСФСР) был создан в Ленинграде в 1963 году (ул. Черняховского, д. 2). В 1968 году ВНИИ был преобразован во ВНИИ профессионально-технического образования Госпрофобра СССР, а в 1990 году - в Институт профессионально-технического образования РАО (Институт профтехобразования РАО). В 2008 году институт переименован в Институт педагогического образования РАО (Учреждение РАО ИПО). В 2012 году произошло слияние двух институтов - Института педагогического образования РАО и Института образования взрослых РАО. В настоящее время институт именуется как Федеральное государственное научное учреждение «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО (ФГНУ ИПООВ РАО).

2) проблемы систематизации содержания образования, построения и содержания учебных предметов; 3) взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования; 4) дидактические принципы разработки учебнопрограммной документации; 5) методология и методика разработки профессионально-квалификационных характеристик на рабочие профессии и др.

Научно-исследовательская деятельность А. П. Беляевой в последнее десятилетие её жизненного пути сосредоточилась на методо-лого-теоретическом направлении в разработке новых концепций, теорий, интенсивных образовательных систем, типологии новых типов учебных заведений, политеории многоуровневого непрерывного профессионального образования.

Антонина Павловна принимала активное участие в деятельности РАО, являлась членом двух диссертационных советов институтов РАО, председателем диссертационного совета по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук по специальностям 13.00.01 и 13.00.08 Института профтехобразования РАО, членом бюро отделения педагогики и психологии профессионально-технического образования РАО, руководителем проблемного совета «Методология педагогики профтехобразования», членом президиума Северо-Западного отделения РАО, руководителем методологического семинара «Методология научных исследований», членом редколлегии польского журнала «Pedagogika Ргасу» («Педагогика труда»), действительным членом Международной академии технического образования, Международной академии ак-меологических наук, почётным членом Балтийской педагогической академии.

За успешную научно-исследовательскую и педагогическую деятельность Антонина Павловна Беляева награждена знаками «Отличник профессионально-технического образования», «За заслуги в профтехобразовании», медалью Н. К. Крупской, медалью К. Д. Ушинского, многими почётными грамотами от различных организаций и ведомств, является лауреатом премии им. А. Г. Небольсина.

Антонина Павловна ушла из жизни 3 марта 2007 года. Похоронена на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Сотрудники института и почитатели Антонины Павловны Беляевой в различных публикациях о ней [1; 2; 3] пишут о ней как о человеке большой эрудиции, разносторонних интересов, отмечают её лучшие качества как исследова-

теля и организатора - целеустремлённость, безграничную работоспособность, высокую продуктивность и неутомимую энергию.

Автору хочется особо выделить те качества личности Антонины Павловны, которые свидетельствуют о её способности видеть в исследователях ростки нового, рациональные зёрна будущих новаторов педагогической науки и практики. Сужу по себе [1].

На протяжении всего периода прохождения рукописи моей докторской диссертационной работы «Теория и практика преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе» по лабораториям Института профессионально-технического образования РАО в 1991-1992 гг. Антонина Павловна пристально следила за качеством доработки диссертации, подолгу беседовала со мной,совето-вала, наставляла, намечала пути исправления отдельных положений исследования. Для меня она была фактически научным консультантом. Но когда я предложил на титуле автореферата диссертации проставить её имя как научного консультанта, она категорически отказалась:

- Анатолий Васильевич! Вами лично разработана целостная трёхкомпонентная педагогическая система преемственности обучения. Предложен новый интегративно-функциональный подход к изучению проблемы преемственности профессиональной подготовки учащихся школы и профтехучилища. А консультации?! На то они и существуют, чтобы направлять исследователя.

Подобный патронат со стороны Антонины Павловны осуществлялся над всеми без исключения диссертантами и докторантами, проходившими через диссертационный совет Института профтехобразования РАО. Неоднократно приходилось испытывать на себе и наблюдать за сторонними - после встречи или беседы с Антониной Павловной люди выходили от неё как бы просветлёнными, более уверенными в своих силах, нацеленными на решение насущных проблем профессиональной педагогики. Она умела вдохновлять колеблющихся, поддерживать сомневающихся, направлять целеустремлённых. Этому способствовали такие её личностные качества, как добросовестность, правдивость, объективность, честность, принципиальность, целеустремлённость и настойчивость, тактичность и отзывчивость.

А защита моей диссертации состоялась в ноябре 1992 года, прошла успешно. В то время я проживал в Эстонии, работал в Таллиннском высшем военно-политическом строительном училище (ТВВПСУ) в должности доцента, По-

сле закрытия ТВВПСУ в связи с «поющей» революцией в Эстонии (1992 г.) я продолжал сотрудничать с различными образовательными учреждениями Таллина в группах студентов с русским языком обучения.

Разумеется, не прерывались связи с отечественными образовательными учреждениями: НИИ среднего специального образования РАО3 (НИИ ССО РАО), и в особенности - с ВНИИ профессионально-технического образования РАО (ВНИИ ПТО РАО), с 1992 года - Институт профессионально-технического образования РАО (Институт профтехобразования РАО), куда я выезжал неоднократно в те годы для участия в научных форумах, проводимых под эгидой Российской академии образования (Ленинград, ул. Черняховского, д. 2).

Общение с сотрудниками Института профтехобразования РАО, встречи с Антониной Павловной и переписка с нею убедила меня в том, что мои знания и профессиональный опыт вполне может быть востребован на ниве отечественного профессионально-технического образования молодёжи, и следует поэтому переезжать из зарубежья на постоянное место жительства в Россию. Особенно подвигло меня в этом письмо Антонины Павловны от 25 декабря 2005 года, которое я привожу ниже.

Гпубокоуважаемый Анатолий Васильевич!

Сердечно поздравляю Вас с новым 2003 годом! Желаю вам крепкого здоровья, новых достижений в педагогической деятельности, новых научных трудов, благополучия, счастливой жизни и вдохновения!

Письмо получила (хотя могли бы и позвонить). Считаю, что Ваши колебания не имеют никаких серьёзных оснований. Причиной их, по моему убеждению, является отсутствие крупных научных исследований целевого назначения и увлечение статьями, публикациями рыночного рецептурного характера. Этого недостаточно для статуса доктора педагогических наук. После защиты диссертации Вы не вышли на создание фундаментальных трудов, поэтому знания Ваши раздроблены и представлены в рекомендациях, сборниках, статьях.

Нами Вам предоставляется совершенно

3 История создания НИИ ССО РАО такова. В 1976 году был создан НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР (НИИ ПТП АПН СССР). В 1990 году этот институт преобразовали в НИИ среднего специального образования АПН СССР (НИИ ССО АПН СССР), а с 1992 года стал называться НИИ среднего специального образования РАО (НИИ ССО РАО). В 1998 году институт вновь переименован в Институт среднего профессионального образования РАО (ИСПО РАО), а в 2003 году - в Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО (ИПП ПО РАО).

другое: научное обобщение результатов Вашей многолетней педагогической деятельности и подготовка фундаментальных работ основного Вашего научного направления, что обеспечивает статус учёного высшей квалификации. Это достойно, интересно и выполнимо.

Поэтому прошу Вас не расхолаживаться, а поработать в условиях академической научно-исследовательской деятельности. Критика, сделанная Вами самому себе, неуместна, ибо Вы творец. Кроме этого, просьба помочь Институту вывести исследования психологов на уровень современного научного академического знания. Я лично для Вас сделала всё, что было необходимо для обеспечения подготовки докторской диссертации в очень короткие сроки, посему Вы нам тоже чем-то обязаны. Самое главное - Вы способны вести фундаментальные исследования, позволяющие поднять статус всенародного признания.

Вам предоставляется работа в Институте. Очень прошу Вас не сомневаться, что у Вас не получится. Всё получится при хорошем результате, так как Вы способный человек, увлекающийся научными проблемами, умеющий ставить, решать задачи и внедрять полученное научное знание не только в нашей стране и за рубежом (Институт имеет длительные международные связи, наши исследования востребованы во многих странах).

Будьте здоровы, удачливы в наступающем новом году!

С глубоким уважением, академик РАО А. П. Беляева.

Санкт-Петербург, 25 декабря 2002 г.

Осенью 2003 года я переехал на постоянное место жительства из Таллина в Санкт-Петербург и 1 декабря того же года был принят на работу в Институт профессионально-технического образования РАО, где проработал до 2013 года заведующим лабораторией психологических и социологических исследований в педагогическом образовании.

Мне посчастливилось на протяжении почти пяти лет совместно трудиться и сотрудничать с Антониной Павловной в руководимом ею институте. В тот период реформирования образования диапазон её деятельности на удивление был достаточно широк: прогнозирование развития профессионально-технического образования, адаптация выпускников профессиональных учебных заведений к рынку труда и образовательных услуг, подготовка рабочих высокой квалификации, интеграция рабочих профессий, политеоретические основы про-

фессиональной подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов, методология проектирования интенсивных технологий профессионального обучения, многоуровневое непрерывное профессиональное образование, обоснование и развитие межрегионального профессионального колледжа... [2, с. 20].

Велики заслуги Антонины Павловны в обосновании и развитии образовательных учреждений нового типа - профессиональных лицеев и колледжей. Вспоминает заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук, заместитель директора Российского колледжа традиционной культуры Санкт-Петербурга по методической работе и развитию Елена Юрьевна Лабрецова:

- У истоков создания и развития Российского колледжа традиционной культуры СПб стояли выдающиеся учёные-новаторы: академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Антонина Павловна Беляева и член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Павел Соломонович Хейфец. В 1990-е годы прошлого столетия сложившаяся система профессионального образования рабочих кадров рухнула, требовалось создание системы подготовки рабочих и специалистов квалифицированного труда, основанной на требованиях рыночной экономики.

В то время Павел Соломонович был директором Среднего ПТУ № 90 СПб, Антонина Павловна - директором Института профессионально-технического образования РАО. Благодаря тесному сотрудничеству и дружбе этих учёных стало возможным создание Санкт-Петербургской модели учреждения профессионального образования, прообразом которой на практике стал впоследствии РКТК СПб.

Антонина Павловна живо откликалась на все теоретические, научно-методические и практические запросы педагогических работников нашего колледжа, была почётным гостем на наших педагогических советах, на которых выступала по актуальным вопросам теории и практики профессиональной педагогики, знакомила коллег с современными подходами и направлениями в развитии педагогического и профессионального образования.

По инициативе Антонины Павловны Беляевой и академика-секретаря Бюро отделения профессионального образования РАО Сергея Яковлевича Батышева на базе РКТК СПб. периодически проходили выездные заседания коллегии Президиума РАО по вопросам развития начального и среднего профессионального образования. На таких заседаниях руководство

РКТК СПб (директор Павел Соломонович Хейфец, впоследствии - Владимир Дмитриевич Гатальский) и непосредственно Антонина Павловна Беляева представляли передовой опыт создания в Санкт-Петербурге средних профессиональных учебных заведений нового типа, в том числе опыт создания и развития РКТК СПб.

Конечно, соответствующий патронат Антонина Павловна осуществляла и над другими образовательными учреждениями системы профтехобразования как нашей страны, так и за рубежом (Венгрия, Вьетнам, Германия, Китай, Куба, Монголия, Польша, Финляндия, Чехия). Но особой её заботой в описываемый Еленой Юрьевной Лабрецовой период было научное обоснование, разработка и формирование новых типов учебных заведений (профессиональных лицеев и колледжей), на практике осуществляющих многоуровневое непрерывное профессиональное образование. В решении этих проблем Антонина Павловна шла рука об руку с Павлом Соломоновичем Хейфицем и академиками РАО Семёном Яковлевичем Батышевым и Мирзой Исмаиловичем Махмуто-вым. По этим проблемам Антонина Павловна сотрудничала и с членом-корреспондентом РАО, обладателем трёх учённых докторских степеней (психологических, педагогических и акмеологических наук), Ниной Васильевной Кузьминой, одно время (1984-1994 гг.) работающей в институте Антонины Павловны заведующей лабораторией педагогической психологии. Автору представилась возможность кратко описать пройденный путь перечисленных выше сподвижников и друзей Антонины Павловны (см. очерк [1]).

Исключительно большое значение Антонина Павловна придавала процессам профессионального становления и развития будущих рабочих и специалистов квалифицированного труда. Такой специалист-профессионал, согласно А. П. Беляевой, должен иметь высокий уровень сознательности и ответственности за порученное дело, развитое техническое мышление, глубокие общеобразовательные, политехнические и профессиональные знания и технико-технологические умения по соответствующей профессии широкого профиля. Такой рабочий (специалист) социально и профессионально активен, способен к самообразованию и самовоспитанию [4, с. 46].

В общении с коллегами по работе Антонина Павловна была проста, деловые предложения сотрудников поддерживала, могла терпеливо выслушивать просьбы сотрудников по разным вопросам организации работы в институте, а

также вопросы личного характера. По возможности эти просьбы удовлетворялись без лишней волокиты (посещение поликлиники, уход за ребёнком, участие в научно-практических конференциях и т. п.).

Начало рабочего дня в институте как обычно начинается в 8.30 утра. Но на работу в институт Антонина Павловна обычно приезжала общественным транспортом, как правило, в 8 часов 15 минут. Для Антонины Павловны 5-10 минут было достаточно, чтобы подготовиться к рабочему ритму, в 8.30 она уже сидела за рабочим столом, могла принимать сотрудников института или приезжих по неотложным вопросам организации научных исследований или для решения срочных вопросов, не требующих отлагательств.

Длительное время в институте заместителем директора по научной работе являлась дочь Антонины Павловны Наталья Михайловна Александрова. В их взаимоотношениях не было никакого панибратства, никакой семейственности. Иной раз даже казалось, что Антонина Павловна к Наталье Михайловне относилась более требовательно и строго, чем к иным сотрудникам института.

Можно назвать сотрудников, длительное время проработавших в институте, хорошо знавших Антонину Павловну: Семён Яковлевич Баев, Галина Николаевна Варковецкая, Ольга Константиновна Гришина, Валентин Игоревич Клюшкин, Александр Витальевич Мартюшев-ский, Людмила Сергеевна Машнина, Виталий Авенирович Мелехин, Тамара Александровна Минина, Александр Сергеевич Мищенко, Виктор Иванович Сопин, Полина Артёмовна Таранова, Светлана Геннадьевна Шестерикова, Иван Дмитриевич Ярошенко и др. Все они тепло отзываются об Антонине Павловне, отмечают её высочайшую эрудицию, внимательное отношение к нуждам и запросам коллег, особенно если это касалось вопросов повышения научного уровня сотрудников.

Антонина Павловна, несмотря на развал системы начального и среднего профессионального образования в стране в перестроечное время и упадок промышленного производства, глубоко верила в возрождение промышленной базы России и её кадрового потенциала. Однажды она мне сказала:

- Анатолий Васильевич, создание учебных заведений среднего профессионального образования нового типа, таких как Российский колледж традиционной культуры Санкт-Петербурга, высшие технические училища, Морской технический колледж СПб. и др., в

которых на практике проверена действенность модульной системы обучения и внедрена система многоуровневого непрерывного профессионального образования, позволит выправить положение с плачевным состоянием профтехобразования в стране. Посмотрите, например, в Электростроительном профессиональном лицее Санкт-Петербурга, руководимом известным Вам Владимиром Григорьевичем Пархоменко, шестой год (разговор состоялся в 2005 году. - А. Б.) с успехом применяют интегративно-модульный подход к производственному обучению наладчиков станков с программным управлением. Результат налицо: больше половины выпускников лицея с квалификацией «наладчик станков с программным управлением» поступают на работу в цеха АО «Электросила» по четвёртому и пятому разрядам. А это - высококвалифицированные рабочие-специалисты, подчас по многим параметрам не уступающие работникам иных инженерных специальностей.

Во время беседы, которая могла продолжаться и 15 минут, и полчаса, на красивом одухотворённом и благородном лице Антонины Павловны проступал румянец, она ещё более воодушевлялась и продолжала:

- Я верю, многие отрасли промышленности нашей страны выйдут из стагнации, начнётся их постепенное возрождение. Порукой тому - возрождающийся кадровый промышленный потенциал обновлённой России. Возьмите хоть такую отрасль, как железнодорожный транспорт. В Санкт-Петербурге уже построен и функционирует Ладожский вокзал. Это только начало... [1].

* * *

Антонину Павловну отличали исключительная работоспособность и требовательность. Требовательность прежде всего к самой себе. Эти позитивные личностные и деловые качества она стремилась прививать своим ученикам. Недаром её ученики, почитатели и последователи называли её «королевой» профессиональной педагогики. Антонина Павловна принадлежала к плеяде таких «патриархов» отечественного профессионального образования, как Сергей Яковлевич Батышев и Мирза Исмаилович Махмутов. Но если Мирза Исмаилович был больше теоретик, чем практик, а Сергей Яковлевич - больше практик, чем теоретик, то Антонина Павловна органично сочетала в себе оба направления в исследованиях -методолого-теоретическое и практико-ори-

ентированное. По интеллекту, величию духа, творческим и организаторским способностям, таланту воспитателя научных кадров, пожалуй, не было ей равных. Да, иногда она была строга. В некоторых случаях, может быть, очень строга. Но эта строгость была вполне оправданной. Нерадивость, нечестность, обман она не прощала. Институт профессионально-технического образования РАО для Антонины Павловны был «альфою» и «омегою» веры и научного знания интегративной методологии, теории и практики профессионального образования.

Антонина Павловна предстаёт перед нами как Учитель, Наставник и Воспитатель научных кадров, непревзойдённый методолог и теоретик, талантливый превосходный педагог и ди-дакт, неутомимый организатор фундаментальных и прикладных комплексных исследований. В её хрупком теле обитал могучий дух и железная воля, которые позволили сохранить наш институт и его основные научные кадры в трудные перестроечные годы реорганизации РАО и реинновации фундаментальных исследований.

Данный очерк хочется закончить словами Антонины Павловны, в качестве завета обращённые к педагогу профессиональной школы: «Формирование профессионально ориентированных, компетентных, предприимчивых, трудолюбивых квалифицированных рабочих и специалистов, умеющих быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям рыночной экономики, перемене труда ... возможно только в условиях обеспечения педагогических процессов преподавателями высокой квалификации с профессиональной культурой, человеческими достоинствами и социально-нравственными идеалами» [5, с. 62-63].

1. Батаршев А. В. Академик Антонина Павловна Беляева - мой Учитель и Наставник. - СПб.: ИПООВ РАО, 2013. - 62 с.

2. А. П. Беляева: научно-исследовательская и педагогическая деятельность / под науч. ред. И. М. Титовой; сост.-библиограф Т. А. Минина. - СПб.: Институт профтех-образо-вания РАО, 2008. - 88 с.

3. URL: http://www.spb-business,ru/show,php?dire-Свгу=13Ш (дата обращения: 22.11. 2012).

4. Основы методики комплексного подхода к содержанию образования в средних ПТУ / А. П. Беляева, Л. В. Дахина, А. А. Крылов [и др.]; под ред. А. П. Беляевой. - М.: Высш. шк., 1979. - 344 с.

5. Беляева А. П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. - СПб.: Институт профтехобразования РАО, 2002. -240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.