Научная статья на тему 'Штрихи к педагогическому портрету И. И. Кириллова (к 80-летию со дня рождения)'

Штрихи к педагогическому портрету И. И. Кириллова (к 80-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГОРЬ ИВАНОВИЧ КИРИЛЛОВ / ПЕДАГОГ / УЧЁНЫЙ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ) / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / IGOR IVANOVICH KIRILLOV / TEACHER / SCIENTIST / HISTORY DEPARTMENT / CHITA STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE (TRANSBAIKAL STATE UNIVERSITY) / PEDAGOGICAL PORTRAIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Виктор Владимирович, Яремчук Ольга Анатольевна

Статья посвящена замечательному забайкальскому педагогу и учёному Игорю Ивановичу Кириллову и приурочена к его 80-летнему юбилею. В статье отмечается большая роль профессора И. И. Кириллова в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров для учебных заведений и научных учреждений края. Научный потенциал учёного с мировым именем нашёл своё отражение и оценку в трудах историков и археологов. В статье же на первый план выносится характеристика его педагогической деятельности, до сих пор не получившая полного и объективного анализа в исследовательской литературе. В основу статьи положены неопубликованные и опубликованные воспоминания учеников Игоря Ивановича, материалы из семейного архива Кирилловых, учебные пособия учёного. Подчёркивается, что педагогический талант И. И. Кириллова позволил подготовить на историческом факультете плеяду целеустремлённых, преданных своему делу профессионалов, а также заложить многие традиции в организации учебной и научно-исследовательской работы, которые бережно сохраняются нынешним коллективом преподавателей. Отмечается, что в свете предстоящей юбилейной даты на факультете запланирован ряд мероприятий, объединённых единым названием «Человек и его время», являющихся данью памяти Игоря Ивановича Кириллова видного педагога и учёного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strokes to the Pedagogical Portrait of Igor Kirillov (On the Occasion of His 80th Birthday)

The article is devoted to the 80th anniversary of a remarkable Zabaikalsky teacher and scientist Igor Ivanovich Kirillov. The article notes the great role of Professor I. I. Kirillov in the preparation of highly qualified teaching staff for educational and scientific institutions of the region. The scientific potential of the researcher with a world reputation is reflected and assessed in the writings of historians and archaeologists. However, this article pays special attention to the characterization of his pedagogical activities, which has not yet been fully and objectively analyzed in research literature. The article is based on unpublished and published memoirs of Igor Ivanovich's followers, materials from his family archives, and the scholar's manuals. It is emphasized that Kirillov's pedagogical talent allowed him to prepare the faculty of dedicated professionals, and lay many traditions in the organization of educational and research activities, which are carefully preserved by the current faculty at the department of history. The article emphasizes that in the light of the forthcoming anniversary, the department plans a series of events, headlined "Man and His Time", which are a tribute to the memory of Igor Ivanovich Kirillov, a prominent educator and scientist.

Текст научной работы на тему «Штрихи к педагогическому портрету И. И. Кириллова (к 80-летию со дня рождения)»

http://www.uchzap.com

ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

SCIENTIFIC LIFE

УДК 37.01

Виктор Владимирович Кузнецов1,

кандидат исторических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: [email protected]

Ольга Анатольевна Яремчук2,

кандидат исторических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: [email protected]

Штрихи к педагогическому портрету И. И. Кириллова (к 80-летию со дня рождения)

Статья посвящена замечательному забайкальскому педагогу и учёному Игорю Ивановичу Кириллову и приурочена к его 80-летнему юбилею. В статье отмечается большая роль профессора И. И. Кириллова в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров для учебных заведений и научных учреждений края. Научный потенциал учёного с мировым именем нашёл своё отражение и оценку в трудах историков и археологов. В статье же на первый план выносится характеристика его педагогической деятельности, до сих пор не получившая полного и объективного анализа в исследовательской литературе. В основу статьи положены неопубликованные и опубликованные воспоминания учеников Игоря Ивановича, материалы из семейного архива Кирилловых, учебные пособия учёного. Подчёркивается, что педагогический талант И. И. Кириллова позволил подготовить на историческом факультете плеяду целеустремлённых, преданных своему делу профессионалов, а также заложить многие традиции в организации учебной и научно-исследовательской работы, которые бережно сохраняются нынешним коллективом преподавателей. Отмечается, что в свете предстоящей юбилейной даты на факультете запланирован ряд мероприятий, объединённых единым названием «Человек и его время», являющихся данью памяти Игоря Ивановича Кириллова - видного педагога и учёного.

Ключевые слова: Игорь Иванович Кириллов, педагог, учёный, исторический факультет, Читинский государственный педагогический институт (Забайкальский государственный университет), педагогический портрет

Введение. Время удивительно быстротечно. Стремительный ритм жизни всё дальше уносит от нас события недавних лет. Однако человеческая память неизменно и бережно хранит воспоминания о ярких жизненных моментах, близких и дорогих твоему сердцу людях. Часто эти воспоминания связаны с нашими учителями, педагогами и наставниками. «Первый урок», «первый учитель», «первая оценка»... Для всех разумных людей это святые слова. Вряд ли найдётся на земле человек, который хотя бы раз не

вспомнил о них и при этом не ощутил лёгкое волнение и душевный трепет. Труд учителя очень тяжёл, но благодарен. Профессия вузовского педагога - одна из сложнейших на ниве педагогического творчества. История забайкальской школы знала немало отличных учителей, удивительных наставников, прекрасных мастеров своего дела. Однако, не в обиду им сказано, многогранный творческий талант, совмещающий труд учёного и педагога, присущ далеко не всем. Полностью, с головой, погрузиться в научные ис-

1 В. В. Кузнецов организует исследование, систематизирует материал, оформляет статью.

2 О. А. Яремчук собирает и обрабатывает источники, оформляет статью.

© Кузнецов В. В., Яремчук О. А., 2017

187

следования, проводя эксперименты и защищая диссертации, при этом с полной отдачей, учить будущих учителей - доля самых неистовых. Одним из таких высокоодарённых учёных и талантливых вузовских педагогов-историков и был доктор исторических наук, профессор Игорь Иванович Кириллов (рис. 1).

Рис. 1. Игорь Иванович Кириллов (1937-2008) Fig. 1. Igor Ivanovich Kirillov (1937-2008)

Его научное творчество и педагогическая деятельность оказали огромное воздействие на жизнь и профессиональные результаты нескольких поколений вузовских преподавателей, учителей школ, наставников техникумов и училищ и организаторов народного образования не только в Забайкальском крае, но и за его пределами.

Методология и методы исследования. В работе нами использован комплекс принципов педагогической и исторической наук, позволивших представить объективную картину одной из важных граней личности и таланта Игоря Ивановича Кириллова - его педагогической деятельности, определить роль личности учёного в становление многих поколений учителей истории и специалистов в сфере музейного дела. К их числу, безусловно, можно отнести принципы объективности и историзма, предполагающие опору на реальные факты и учёт степени их достоверности. В работе применён также системный подход, который позволил осветить информацию в динамике и взаимосвязи. Немаловажное значение уделено так называемому акмеологическому подходу, позволившему дать разностороннюю характеристику личности И. И. Кириллова, определить его индивидуальные психолого-педагогические и профессиональные характеристики. В ходе исследования была использована система методов исторического анализа, включающая

описательный, биографический и историко-ге-нетический методы. В качестве источников послужили неопубликованные и опубликованные воспоминания учеников Игоря Ивановича, материалы из семейного архива Кирилловых, а также учебные пособия учёного.

В настоящее время нет специальных исследований, детально освещающих педагогическую деятельность этого видного учёного. Есть только работы энциклопедического характера, содержащие краткую биографическую справку об И. И. Кириллове [6; 8]. Наиболее полная информация о жизненных вехах Игоря Ивановича представлена О. И. Кирилловым в сборнике «Древнее Забайкалье: Культура и природа» [1; 3]. Большая часть опубликованных материалов отражает только одну грань его деятельности - научную. К их числу относится серия публикаций, подготовленных учениками И. И. Кириллова и вышедших уже после смерти учёного [2; 4; 5; 7; 9; 10].

Результаты исследования и их обсуждение. Игорь Иванович Кириллов (1937-2008) -педагог, учёный-археолог, доктор исторических наук (1981), профессор (1983), член Международной академии социальных наук, заслуженный работник высшей школы РФ (1998), руководитель научной школы археологов и историков. По окончании в 1963 году Читинского государственного педагогического института остался работать в качестве ассистента кафедры истории и прошёл путь до заведующего кафедрой и проректора по науке указанного учебного заведения. Игорь Иванович был участником археологических экспедиций на Амуре и в Забайкалье, проводимых по инициативе выдающегося учёного-археолога А. П. Окладникова. Под его руководством защитил кандидатскую («Каменный век Восточного Забайкалья») и докторскую диссертации («Восточное Забайкалье в древности»).

Игорь Иванович по праву может быть назван основателем забайкальской археологической школы. С середины 1960-х годов археологические исследования в Забайкалье под его руководством стали систематическими, а вокруг него сформировался коллектив его учеников, проводивших сначала совместные, а затем и самостоятельные археологические работы в различных районах нашего края.

Благодаря таланту этого педагога и учёного на историческом факультете Читинского государственного педагогического института (а позже - Забайкальского государственного педагогического университета) сложился коллектив целеустремлённых, преданных своему делу профессионалов, были заложены традиции учебной и научно-исследовательской работы (в том числе и организации полевых исследований и камеральной обработки археологических материалов). Игорь Иванович возглавлял лабораторию археологии и этнографии, руководил

Верхнеамурской археологической экспедицией. Организовал планомерные разведки древних памятников по рекам Ингода, Онон, Шилка, Ар-гунь, Хилок, Чикой. Открыл значительное количество различных археологических памятников (поселений, погребений, петроглифов, жертвенников и т. д.) от палеолита до XVIII века, в том числе археологические комплексы Сухотино, Да-расун, Аксёново-Зиловское, Дворцы, Кия, Зоргол, Ламинская Гора и др. Исследовал погребения культуры плиточных могил, бурхотуйской культуры и монгольского средневековья. Им выделены ряд археологических культур (дворцовская, унду-гунская культура), идентифицированы памятники эпохи сяньби [6]. Игорь Иванович - автор около 200 научных публикаций, инициатор создания Музея археологии Забайкалья в Читинском государственном педагогическом институте (ныне - в Забайкальском государственном университете).

В настоящее время этот музей носит его имя. И. И. Кириллов - учёный с мировым именем. И поэтому давать ему характеристику, как известному в мировых археологических трудах специалисту, достаточно сложно, настолько многогранны и глубоки его исследования. Чтобы оценить его вклад в российскую и мировую археологическую науку, необходимо, наверное, подняться до его уровня, что для авторов статьи в настоящий момент вряд ли возможно. А вот портрет И. И. Кириллова - педагога и наставника, - с точки зрения его учеников, весьма красочен и интересен. Для выпускников Читинского пединститута многих лет, которые с гордостью демонстрируют диплом с квалификацией «учитель истории», Игорь Иванович, прежде всего, ассоциировался с чрезвычайно интересной, но труднопроходимой на экзамене дисциплиной - «история древнего мира» (рис. 2).

Рис. 2. Лекция И. И. Кириллова по истории древнего мира (ноябрь 2007 г.) Fig. 2. I. I. Kirillov's lecture on the History of the Ancient World (November 2007)

Прекрасный лектор, чья эмоциональная зрелость и уравновешенность, сила живого слова и удивительная интеллигентность поражали с первой лекции, погружая то в мир египетских пирамид, то в эпоху древнеримских завоеваний. Его размеренная выразительная речь при спокойном неспешном темпе всегда позволяли вчерашним выпускникам школ записывать весь лекционный материал. На лекциях он редко отвлекался не по делу, более того, даже сердился, когда его сбивали с темы. Однако, увидев заинтересованность аудитории в более глубоком рассмотрении какого-либо аспекта, легко и подробно уходил вглубь исторического повествова-

ния, причём неважно, какого периода истории это касалось - от палеолита до географических открытий. Студенты-историки всегда восхищались памятью профессора. Если его лекцию на полуслове прерывал звонок с пары, то, придя на следующую, он начинал именно с того предложения, на котором остановился. На экзаменах Игорь Иванович был одновременно добр и строг, требователен и мягок, беспощаден к шпаргалкам, но всегда справедлив. Не всем студентам, поступившим на первый курс истфака, суждено было сдать экзамен по истории древнего мира. Профессор Кириллов всегда был непримирим со студенческой ложью и ленью. Тем же студен-

там, которые получили серьёзный опыт сдачи экзаменов профессору Кириллову, далее было учиться гораздо легче.

Важной составляющей педагогической деятельности Игоря Ивановича, безусловно, стала популяризация исторических знаний о древнем прошлом Забайкалья для широкой студенческой и школьной аудитории нашего края. И. И. Кириллов неоднократно выступал инициатором подготовки учебных материалов по истории Восточного Забайкалья с древнейших времён до конца ХХ века. Фактически первые учебные пособия по указанной проблематике в нашем крае появятся именно при его непосредственном участии. К числу таких материалов может быть отнесено подготовленное в соавторстве с М. И. Рижским учебное пособие «Очерки древней истории Забайкалья» (1973), ставшее для студентов исторического факультета настольной книгой по археологии нашего края1 (рис. 3).

Рис. 3. Учебное пособие И. И. Кириллова, М. И. Рижского «Очерки древней истории Забайкалья» (1973)

Fig. 3. I. I. Kirillov, M. I. Rizhskii. Study Guide "Essays on Ancient History of Zabaikalye" (1973)

И. И. Кириллов является автором и другого подобного издания «Восточное Забайкалье в древности и средневековье» (1979), в котором в доступной форме были представлены новые археологические материалы, ставшие незаменимым подспорьем по изучению древнего прошлого края для нескольких поколений студентов исторического факультета и учителей истории учебных заведений края2 (рис. 4).

Актуальность продолжают сохранять и другие учебные материалы, подготовленные коллективом авторов под руководством Игоря Ивановича Кириллова - «История Восточного

1 Кириллов И. И., Рижский М. И. Очерки древней истории Забайкалья: учеб. пособие. - Чита: ЧГПИ, 1973. - 137 с.

2 Кириллов И. И. Восточное Забайкалье в древности и

средневековье: учеб. пособие. - Иркутск: ИГПИ, 1979. - 97 с.

Забайкалья. Читинская область» (2001), «Очерки истории Восточного Забайкалья» (2007)3 (рис. 5, 6).

Рис. 4. Учебное пособие И. И. Кириллова «Восточное Забайкалье в древности и средневековье» (1979)

Fig. 4. I. I. Kirillov's Study Guide "Eastern Zabaikalye in Antiquity and in the Middle Ages" (1979)

Рис. 5. Учебное пособие «История Восточного Забайкалья. Читинская область» (под ред. И. И. Кириллова, 2001)

Fig. 5. Study Guide "History of Eastern Transbaikalia. Chita Region" (ed. by I. I. Kirillov, 2001)

3 История Восточного Забайкалья. Читинская область: учеб. пособие для учащихся средней школы / отв. ред. И. И. Кириллов. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. - 283 с.; Очерки истории Восточного Забайкалья. Читинская область: в 2 т. Т. 1 / под ред. И. И. Кириллова. - Чита: Экспресс-изд-во, 2007. - 172 с.

Рис. 6. Учебное пособие «Очерки истории Восточного Забайкалья. Читинская область».

Т. 1 (под ред. И. И. Кириллова, 2007) Fig. 6. Study Guide "Essays on the History of Eastern Zabaikalye. Chita Oblast". V. 1 (ed. by I. I. Kirillov, 2007)

Настоящей жизненной и педагогической школой для многих студентов И.И. Кириллова стала совместная с ним работа в археологической экспедиции, когда все личностные качества её участников лежат, можно сказать, «на поверхности». В полевых условиях педагогический талант Игоря Ивановича раскрывался ещё ярче, и его личный пример профессионального и ответственного отношения к делу, глубокие знания и великолепное чувство юмора становились мощ-

нейшим воспитательным орудием для молодого поколения историков, появлялось невероятное желание хоть чуточку соответствовать столь многогранной личности любимого шефа.

Заключение. Педагогическая деятельность И. И. Кириллова в Читинском государственном педагогическом институте (позже - Забайкальском государственном педагогическом университете) была, несомненно, делом всей его жизни. Продолжив династию учителей, он отдал этой профессии 45 лет (1963-2008), воспитав несколько поколений педагогов, работающих в системе образования Забайкалья и других регионов, вкладывая в каждого своего студента частицу своего яркого таланта и высочайшей эрудиции. Игорь Иванович Кириллов - блестящий лектор, человек энциклопедических знаний и профессионал своего дела - для выпускников исторического факультета был и остаётся Учителем с большой буквы. За свою педагогическую, научную и общественную деятельность Игорь Иванович был награждён орденом «Знак Почёта» (1986), медалями, в том числе «За заслуги перед Читинской областью» (1997).

В 2017 году Игорю Ивановичу исполнилось бы 80 лет. В свете предстоящего юбилея на историческом факультете Забайкальского государственного университета запланирован ряд мероприятий, объединённых единым названием «Человек и его время», являющихся данью памяти видного учёного и педагога. Отрадно, что в них принимают активное участие представители нового поколения студентов факультета, которые также неравнодушно впитывают педагогическое и научное наследие И. И. Кириллова.

Список литературы

1. Библиография доктора исторических наук, профессора И. И. Кириллова / сост. О. И. Кириллов // Древнее Забайкалье: Культура и природа: сб. ст. Чита: ЗабГГПУ, 2009. С. 15-25.

2. Дроботушенко Е. В. Памяти Игоря Ивановича Кириллова (1937-2008) // Гуманитарный вектор. 2008. № 3. С. 125.

3. Кириллов О. И. Искатель и хранитель старины глубокой // Древнее Забайкалье: Культура и природа: сб. ст. Чита: ЗабГГПУ, 2009. С. 7-15.

4. Ковычев Е. В. Пусть мы поймём цену своих открытий... // Гуманитарный вектор. 2008. № 3. С. 126.

5. Константинов М. В. Археолог И. И. Кириллов: первый план полевых исследований (к 80-летию учёного) // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 4. С. 127-144.

6. Константинов М. В. Кириллов Игорь Иванович // Малая энциклопедия Забайкалья: Археология. Новосибирск: Наука, 2011. С. 163-164.

7. Кузнецов В. В., Яремчук О. А. Игорь Иванович Кириллов - учёный и педагог (к 80-летию со дня рождения) // Приграничный регион в историческом развитии: партнёрство и сотрудничество: материалы междунар. науч. конф.: в 3 ч. Ч. 2 / гл. ред. Е. В. Дроботушенко. Чита: ЗабГУ, 2017. С. 9-11.

8. Кузнецов В. В. Кириллов Игорь Иванович // Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: в 4 т. Т. 3. И-Р Новосибирск: Наука, 2006. С. 79-80.

9. От Древнего мира к Новейшей истории (Кирилловские чтения): сб. материалов науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения И. И. Кириллова. Чита: ЗабГУ, 2013. 127 с.

10. Черенщиков О. Ю. Камень на ладони. Чита: Экспресс-изд-во, 2013. 236 с.

Статья поступила в редакцию 25.09.2017; принята к публикации 15.10.2017

Библиографическое описание статьи

Кузнецов В. В., Яремчук О. А. Штрихи к педагогическому портрету И. И. Кириллова (к 80-летию со дня рождения) // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12, № 6. С. 187-192.

y^eHbie 3anwcKM 3a6ry. 2017. TOM 12, № 6

Victor V. Kuznetsov1,

Candidate of History, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: [email protected]

Olga A. Yaremchuk2,

Candidate of History, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: [email protected]

Strokes to the Pedagogical Portrait of Igor Kirillov (On the Occasion of His 80th Birthday)

The article is devoted to the 80th anniversary of a remarkable Zabaikalsky teacher and scientist Igor Ivanovich Kirillov. The article notes the great role of Professor I. I. Kirillov in the preparation of highly qualified teaching staff for educational and scientific institutions of the region. The scientific potential of the researcher with a world reputation is reflected and assessed in the writings of historians and archaeologists. However, this article pays special attention to the characterization of his pedagogical activities, which has not yet been fully and objectively analyzed in research literature. The article is based on unpublished and published memoirs of Igor Ivanovich's followers, materials from his family archives, and the scholar's manuals. It is emphasized that Kirillov's pedagogical talent allowed him to prepare the faculty of dedicated professionals, and lay many traditions in the organization of educational and research activities, which are carefully preserved by the current faculty at the department of history. The article emphasizes that in the light of the forthcoming anniversary, the department plans a series of events, headlined "Man and His Time", which are a tribute to the memory of Igor Ivanovich Kirillov, a prominent educator and scientist.

Keywords: Igor Ivanovich Kirillov, teacher, scientist, history department, Chita State Pedagogical Institute (Transbaikal State University), pedagogical portrait

References

1. Bibliografiya doktora istoricheskikh nauk, professora I. I. Kirillova / sost. O. I. Kirillov // Drevnee Zabaikal'e: Kul'tura i priroda: sb. st. Chita: ZabGGPU, 2009. S. 15-25.

2. Drobotushenko E. V. Pamyati Igorya Ivanovicha Kirillova (1937-2008) // Gumanitarnyi vektor. 2008. № 3. S. 125.

3. Kirillov O. I. Iskatel' i khranitel' stariny glubokoi // Drevnee Zabaikal'e: Kul'tura i priroda: sb. st. Chita: ZabGGPU, 2009. S. 7-15.

4. Kovychev E. V. Pust' my poimem tsenu svoikh otkrytii... // Gumanitarnyi vektor. 2008. № 3. S. 126.

5. Konstantinov M. V. Arkheolog I. I. Kirillov: pervyi plan polevykh issledovanii (k 80-letiyu uchenogo) // Gumanitarnyi vektor. 2017. T. 12. № 4. S. 127-144.

6. Konstantinov M. V. Kirillov Igor' Ivanovich // Malaya entsiklopediya Zabaikal'ya: Arkheologiya. Novosibirsk: Nauka, 2011. S. 163-164.

7. Kuznetsov V. V. Igor' Ivanovich Kirillov - uchenyi i pedagog (k 80-letiyu so dnya rozhdeniya) // Prigranichnyi region v istoricheskom razvitii: partnerstvo i sotrudnichestvo: materialy mezhdunar. nauch. konf.: v 3 ch. Ch. 2 / gl. red. E. V. Drobotushenko. Chita: ZabGU, 2017. S. 9-11.

8. Kuznetsov V. V. Kirillov Igor' Ivanovich // Entsiklopediya Zabaikal'ya: Chitinskaya oblast': v 4 t. T. 3. I-R. No= vosibirsk: Nauka, 2006. S. 79-80.

9. Ot Drevnego mira k Noveishei istorii (Kirillovskie chteniya): sb. materialov nauch.-prakt. konf., posvyashch. 75-letiyu so dnya rozhdeniya I. I. Kirillova. Chita: ZabGU, 2013. 127 s.

10. Cherenshchikov O. Yu. Kamen' na ladoni. Chita: Ekspress-izd-vo, 2013. 236 s.

Received: September 25, 2017; accepted for publication: October 15, 2017

Reference to the article

Kuznetsov V. V., Yaremchuk O. A. Strokes to the Pedagogical Portrait of Igor Kirillov (On the Occasion of His 80th Birthday) // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Professional Education, Theory and Methodology of Teaching. 2017. Vol. 12, No. 6. PP. 187-192.

1 V. V. Kuznetsov organizes research, systematizes the materials and prepares the manuscript.

2 O. A. Yaremchuk collects, processes the sources and prepares the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.