УДК 766:003.07 Шрифты ББК 85.15
М.А. Бекишев
ШРИФТ в СИСТЕМАХ ВИЗУАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ
Статья посвящена исследованию использования шрифта в системах визуальной навигации на основе анализа теоретических работ российских и зарубежных специалистов, а также практических разработок в области шрифтового дизайна, применяемых для обеспечения ориентирования в пространстве.
Ключевые слова:
визуальная система коммуникации, графический дизайн, системы визуальной навигации, шрифт, шрифтовая гарнитура.
Динамично развивающаяся среда современного города вынуждает человека окружить себя все большим количеством ориентиров. Он не может обойтись без визуальных подсказок, представляющих собой специальные комплексы ориентирующей графики, где шрифт, как основной элемент передачи информации, играет очень важную роль. В зарубежной практике проектирования систем визуальной коммуникации накоплен значительный опыт в создании специализированных шрифтовых гарнитур. В то же время, в России данная область практически не развита.
Специализированные шрифты в рамках систем визуальной коммуникации появились в начале ХХ в. С развитием рекламы художники разрабатывают акцидентные шрифты, художественные особенности которых (искажение конвенциональной формы, декорирование) отвечали не столько удобочитаемости, сколько обеспечению зрелищности, привлечению внимания. Постепенно начали создаваться специальные гарнитуры для применения в определенной ситуации [1, с. 5].
В 1816 г. появился первый наборный шрифт без засечек. В Англии новый шрифт получил название «Sans serif», в Америке «Gothic type», а во Франции «Grotesque» (название прижилось и в России). Данный шрифт применялся в рекламных сообщениях; в начале XIX века отсутствие засечек в шрифте было «революционным» и «провокационным».
Основоположником современных типографических универсальных шрифтов стал шрифт Акцидент-Гротеск, разработанный в словолитнях Бертгольда в 1889 г. [5]. В Германии в 1930-е годы появились геометрические гротески, основанные на достижениях германского конструктивизма: их характерными особенностями явились упрощенные формы на основе квадрата, окружности и равностороннего треугольника. В этот же период времени в Англии были созданы первые гуманистические ва-
рианты в качестве реакции на чрезмерно геометризированную форму германских разработок. Форма, структура и пропорции шрифтов нового типа основывались на конструкции Антиквы старого стиля, но без засечек и каплевидных окончаний. По своим художественным характеристикам (ясные и лаконичные формы) гротески стали использоваться в ориентирующей графике в виду утилитарной функции шрифта в системах визуальной навигации [5, с. 12].
Эдвард Джонстон, британский художник и преподаватель каллиграфии, в 1916 г. создал первый специализированный шрифт для систем визуальной навигации - Undergraund, использованный в метрополитене Лондона. Шрифт позже был переименован в «Johnston Railway Type», а затем в «Johnston Sans» или просто «Johnston». Новый шрифт представлял собой гуманистический гротеск. В 1933 г. этот шрифт стал корпоративным шрифтом всей системы лондонского транспорта. Следует добавить, что «Johnston» был первым в мире шрифтом, созданным в рамках «корпоративной айдентики» [15].
В 1928 г. Эрик Гилл адаптировал его в Gill Sans (рис. 1), семейство шрифтов для компании Monotype Corporation. Обновленный шрифт стал своеобразным элементом национального стиля Англии середины ХХ в. В сочетании с запоминающимся логотипом метро, представлявшим собой комбинацию круга и горизонтальной полосы, новый шрифт был использован во всех сферах коммуникации бренда, начиная от оформления входной группы на станцию, вывесок и указателей на платформах, маркировки вагонов и автобусов и заканчивая расписанием движения и билетной продукцией. В 1979 г. Эйчи Коно (Eiichi Kono) из компании Banks & Miles обновил шрифт Джонстона, также как и логотип лондонского метрополитена. В 1965 г. в рамках ребрендинга Британских железных дорог Маргарет Калверт и Джоком Киннейром был разработан шрифт Rail Alphabet («Железнодорожный алфавит»).
Общество
Terra Humana
В 1936 г. компанией Lynotipe для Немецкого Института Стандартизации был разработан шрифт Din 1451, представляющий собой геометрический гротеск, применяемый в автодорожных знаках, как в Германии, так и в других странах Европы (рис. 2). Характерной особенностью шрифта явилась геометричность его форм, обусловленная трудоемкостью создания шрифтовых сообщений в масштабе государства [13]. С течением времени специалистами были отмечены отрицательные качества данного шрифта, такие, как потеря шрифтом «читаемости» на большой скорости. «С тех пор, как этот шрифт существует в цифровом виде, он применяется множеством графических дизайнеров, которым нравится его стройные геометрические формы. Однако те же формы затрудняют его использование в сложных системах дорожных знаках» [13, с. 23].
Самые знаменитые гротески ХХ в., «новые гротески», - шрифты Univers и Helvetica были сконструированы в 1957 г. и лидерство их в современном графическом дизайне неоспоримо [5].
Шрифт Helvetica был разработан в швейцарской компании Haas’sche Schriftgiesserei Эдуардом Хоффманом и Максом Мидинге-ром в 1957 г. на основе гротесков Akzident-Grotesk (1896) и Schelter-Grotesk (1880). Первоначально названный Neue Haas Grotesk, новый шрифт изменил свое название на более «коммерческий» вариант - Helvetica [10]. В последующие десятилетия шрифт получил дополнительные начертания: light, extra bold, extended, а в 1982 г. на основе работ по обновлению шрифтового семейства специалистами компании Stempel AG, был создан шрифт Neue Helvetica. В 1972 г. шрифт Helvetica был использован Массимо Вигнелли в системе визуальной навигации метрополитена Нью-Йорка (рис. 3)
В 1957 г. Адриан Фрутигер сконструировал шрифт Univers. Данная гарнитура используется в метрополитене Барселоны, Монреаля, Франкфуртском аэропорту. Особенностью данного шрифта явилось то, что он не теряет своих качеств при использовании как в мелком наборе, так и в акциденции. В связи с этим Univers стал основой для создания множества шрифтов, применяемых в ориентирующей графике. На основе Univers был разработан шрифт Alphabet Metro (рис. 4), использовавшийся в метрополитене Парижа до 1996 г. В 1996 г. на смену Alphabet Metro пришел шрифт Parisine, разработанный Жан-Франсуа де Порше. За основу при разработке данного шрифта был взят Helvetica Bold, сжатый по горизонтали на 10%. Основным отличием нового шрифта
стал более гуманистический характер его форм. Если у Helvetica отсутствует курсивное начертание italic, замененное наклонным начертанием oblique, то в гарнитуру Parisine включен курсив [16].
Шрифт Frutiger (рис. 5) был создан Адрианом Фрутигером в 1968 г. в качестве шрифта для системы визуальных коммуникаций парижского аэропорта имени Шарля де Голля. Первоначально было сконструировано одно полужирное начертание, но в 1976 г. Stempel и Linotype дополнили гарнитуру, выпустив шрифт в 14-ти начертаниях. В связи с необходимостью создать шрифт в качестве элемента визуальной навигации, легко различимый на большом расстоянии, в нем были усилены выносные элементы и подчеркнуты индивидуальные характеристики знака. На основе данного шрифта Эрик Шпикерман, Лукас де Гроот и Хеннинг Краузе сконструировали гарнитуру Transit для метрополитена в Берлине.
На сегодняшний день практически каждый значительный проект визуальной навигации использует собственный шрифт. Характерным примером является шрифтовая гарнитура «SimpleKolnBonn» (рис. 6) в проекте визуальной навигации для аэропорта в Кельне, выполненная в 2003 г. специалистами во главе с Руди Бау-ром, на графической основе которого строится вся ориентирующая информация, в т.ч. и пиктографические изображения [18].
Развитие автомобильного транспорта и появление скоростных автомагистралей подчеркнуло необходимость разработки шрифтов, воспринимаемых при высокой скорости движения автомобиля. Ввиду того, что шрифт является главным средством передачи информации, основные усилия исследователей были сосредоточены на художественных особенностях шрифтовых гарнитур. Одной из проблем при считывании информации на скорости является зрительный феномен «ореола», присутствующий на современных металлических конструкциях и значительно снижающий «читабельность» текста. Для ее решения типографы начали создавать новые шрифты, варьируя ширину штриха. Так, британский дизайнер Джон Киннер в 1963 г. разработал гротеск British Transport Type для британской транспортной системы. В последствии данный шрифт получил распространение в Гонконге, Ирландии, Исландии, Италии, Греции, Португалии и др. Еще одним примером может служить семейство шрифтов Highway Gothic (The FHWA Series fonts), разработанное Тедом Форбесом для Американского Бюро общественного дорожного движения в конце
1940-х годов. Данные шрифтовые гарнитуры хоть и решали проблему ореола, но в связи с увеличением размера букв и расстояний между ними на навигационном щите сокращалось общее количество необходимой информации. И только в 1990-х годах дизайнеры Дон Микер и Джеймс Монтал-бано разработали шрифтовые гарнитуры Clearview Highwayc и NPS Rawlinson Roadway, успешно решающие проблему ореола [17]. Специалисты нашли оптимальную ширину штриха, при которой буквы были хорошо различимы на скорости, а возможность возникновения оптических эффектов нивелирована.
Для системы визуальной навигации на улицах Бристоля в рамках программы Bristol Legible City к концу 1990-х годов был создан шрифт Bristol Transit, основанный на гарнитуре Frutiger [19]. Оба шрифта близки в своих начертаниях, но буквы Bristol Transit немного уже, что делает его более компактным, и позволяет уместить большее количество информации в ограниченном пространстве уличных указателей (рис. 7). В России первым городом, получившим свой собственный шрифт, стала Пермь [7]. В 2010 г. по заказу Пермского центра развития дизайна Илья Рудерман спроектировал гарнитуру «Пермиант», включившую в себя начертания класса «гротеск», а также «антиква» и «брусковая антиква» (рис. 8).
Шрифт в виду своей утилитарной функции является средством передачи текстового сообщения. На основе специфики применения ориентирующей графики специалистами определены.основные требования, которым должен соответствовать применяемый в навигации шрифт. Это возможность быстрого и легкого считывания информации, репродуктивность в различных масштабах, сохранение читаемости при масштабировании [2; 4; 9; 13].
Важными условиями при проектировании шрифта для систем навигации являются:
- Различимость шрифта, требуемая для быстрого восприятия сообщения. «Различимость - это свойство текста и шрифта, особенно важное для восприятия в нестандартных условиях: с большого расстояния, при слабом освещении или за очень короткое время. Надпись должна быть достаточно крупной, а буквы очень ясной формы и максимально отличатся друг от друга» [4, c. 17].
- Компактность шрифта. Дизайнеры стремятся найти оптимальные шрифтовые пропорции, позволяющие передавать информацию в ограниченном пространстве указателя, не теряя при этом различимости шрифта.
- Характерность начертания. Индивидуальность позволяет легко идентифицировать буквы.
- Сбалансированность шрифтовой гарнитуры. В рамках проекта визуальной навигации зачастую требуется несколько вариаций начертания шрифта.
К концу двадцатого века специалистами было создано значительное количество гарнитур. В начертании каждый шрифт имеет свои собственные художественные особенности, подчеркивающие его индивидуальность. Вместе с тем различия эти не столь очевидны, как, например, в декоративных шрифтах, что требуется их утилитарной функцией. Основываясь на сравнительном анализе шрифтов, выполненных в рамках проектов ориентирующей графики, можно отметить, что шрифт в системе визуальной навигации представляет собой гротеск с достаточно открытыми формами и ясными внутрибуквенными просветами, с низким контрастом основных и соединительных штрихов, что позволяет обеспечить лучшую читаемость: «Если классика пишет как дышит, то модернистские шрифты основываются на строгой инструментальнотехнической логике, на начертательной геометрии циркуля и линейки. Правда, шрифт - дело тонкое. И если Футура или Кабель демонстративно схематичны, вызывающе упрощены: «декларация принципов», то в Гельветике или Универсе линии приобретают более сложную кривизну, более лекальную геометрию. Но все равно везде проглядывает та же элементарная основа: круг, квадрат, треугольник».[5].
На процесс внедрения специализированных шрифтов в системы визуальной навигации большое влияние оказал технологический процесс ХХ в. Новые технологии позволили упростить процесс создания новых шрифтовых форм, а также сделать их более доступными. С технической революцией в области электронно-вычислительных технологий в 1960-е годы были созданы первые электронные шрифты, а в середине 1970-х годов появились высокопрофессиональные программы проектирования шрифтов. В 1975 г. Петр Каров из фирмы URW создал программу Ikarus, а чуть позже были спроектированы электронные системы фирм Bitstream, Agfa и др. В 1979 г. Дональд Кнут выпустил программу Metafont для разработки векторных шрифтов. С появлением в конце 1970-х годов первых персональных компьютеров и развитием электронных средств проектирования шрифтов в 1980-90-е годы (выпуск электронных шрифтовых форматов PostScript и TrueType), расширением биб-
Общество
Terra Humana
ABCDEFGH IJKLMNQRS TUWXYZ і
Рис.1. Шрифт Gill Sans.
Рис.5. Шрифт Frutiger.
Рис.2. Шрифт Din 1451.
Рис.6. Шрифт Simple KolnBonn.
Рис.4. Шрифт Alphabet Metro, разработаный на основе Univers.
лиотеки компании Lynotipe шрифтовые дизайнеры получили значительную свободу в проектировании гарнитур, их инструментарий пополнился большим количеством бесплатных шрифтов [3].
В данной ситуации, несмотря на все положительные аспекты, связанные с развитием типографики, мы сталкиваемся с
Рис.8. Шрифт Permian.
проблемой «перенасыщения» разнообразными шрифтовыми формами пространства современного города. С развитием рекламных технологий и формированием библиотек шрифтов, находящихся в свободном доступе, художественные качества информации, облекаемой в шрифтовую форму, зависят от уровня подготовки
специалиста, что не всегда соответствует необходимым требованиям. Данная проблема, несомненно, затрагивает и процесс формирования визуальных систем навигации. Как отмечает И. Рудерман в рамках исследований для компании News Outdoors, посвященных проблеме ориентирования в Москве, большая часть систем визуальной навигации имеет собственные художественные особенности, индивидуальный графический подход [6]. Например, система уличных указателей использует более двадцати пяти разных шрифтов и шрифтовых типографических композиций. В качестве хорошего примера исследователь приводит широкое использование в городе шрифта Arial (шрифт входит в стандартный пакет компьютерных программ и является доступным пользователю) и его недостатки в кириллической версии: «Мы начинаем привыкать к нему, это начинает угрожать нашей визуальной культуре, потому что через какое-то время эти ошибки становятся привычными, и мы не видим тех же недочетов в новых шрифтах» [12]. Первым кириллическим шрифтом, специально разработанным для навигации Верой Астафьевой в 2008 году, стал шрифт Директ [14]. До его появления
список литературы:
отечественные дизайнеры использовали кириллическую версию шрифта Frutiger, а также еще несколько гротесков нейтрального рисунка, в основном для текстового набора. Как уже отмечалось выше, большое распространение при проектировании информационных указателей получила гарнитура Апа1.
Шрифт как элемент навигации имеет значительное влияние на формирование целостной, функциональной системы визуальной коммуникации, являясь неотъемлемой ее частью. В условиях стремительного развития информационных технологий, бурного распространения рекламы, пространство современного мегаполиса наполняется все большим количеством шрифтовых гарнитур, что способствует возникновению визуального хаоса. В России данная ситуация усложняется малым количеством специализированных гарнитур кириллического начертания, скудностью графической базы. Поэтому перед отечественными дизайнерами стоит ответственная задача построения новых шрифтовых форм в рамках систем визуальной коммуникации, отвечающих художественным ценностям и практическим требованиям современного мира.
[1] Брингхерст Р. Основы стиля в типографике / Роберт Брингхерст; пер. с англ. - М.: Издатель Дм. Аронов, 2006. - 432 с.
[2] Гротесковый лес / Серов С.И. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://kak.ru/columns/serov/a1810/ (01.07.2011)
[3] Коммуникативный и шрифтовой дизайн накануне третьего тысячелетия / Кирсанов Д. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.paratype.ru/e-zine/defis_08/index2.html (13.07.2011)
[4] Королькова А. Живая типографика. - М.: «IndexMarket», 2007. - 224 с.
[5] Кудрявцев А.И. Эволюция шрифтовой формы в графическом дизайне / Автореф. дисс. ... канд. искусствовед. - М., 2004. - 39 с.
[6] Неспортивное ориентирование: навигация в городе / Трабун. Д.. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.the-village.ru/flows/people-talking/posts/106769-navigation (01.07.2011)
[7] Пермский шрифт / Обзор А. Лебедева. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://tema.livejournal. com/675898.html (13.07.2011)
[8] Словарь шрифтовых терминов / Справочник ParaType. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// www.paratype.ru/help/term (13.07.2011).
[9] Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации. - М.: Плакат, 1990. - 190 с.
[10] Совершенные шрифты / Лекция И. Рудермана в записи Ю. Богатко. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.sostav.ru/columns/dutch/2005/19/ (01.07.2011)
[11] Фоли Д. Дизайн Энциклопедия знаков и символов. - М.: Вече, АСТ, 1997. - 432 с.
[12] Чихольд Я. Новая Типографика - М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2006. - 256 с.
[13] Шпикерман Э. О шрифте. - М.: ПараТайп, 2005. - 192 с.
[14] Шрифт Директ / Шрифты. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.artlebedev.ru/everything/ type/direct (13.07.2011)
[15] Kane J. A type primer. - Laurence King Publishing, 2002. - 196 р.
[16] Porchez Jean F. Metro Type. - TYPO // duben 2004. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www. svettisku.cz/buxus/generate_page.php?page_id=383 / (06.07.2011)
[17] Research & Design Development. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// clearviewhwy.com/ ResearchAndDesign// (13.07.2011)
[18] Simple КцЫ-Bonn / The Fonts. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.lineto.com/The%20Fonts/ Custom%20Typefaces/Simple%20K%C3%B6ln-Bonn?image=1 (01.07.2011)
[19] Typeface signed in the city aiming to be legible / cityfont.com: voice of a city. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.cityfont.com/en/casestudy/bristol.html/ (11.07.2011)
Общество