УДК 327
«ШПИОНСКИЙ СКАНДАЛ» В АВСТРИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-АВСТРИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Корнеев В.А.
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация: Политические отношения между Европейским Союзом и Россией сегодня остаются напряжёнными. В этих условиях крайне значимыми являются шаги, предпринимаемые Австрией для разрешения разногласий между РФ и ЕС. Правительство канцлера Курца предложило беспрецедентно широкую повестку для диалога с Москвой, от помощи в урегулировании конфликтов в Сирии и на востоке Украины, до форсирования экономического сотрудничества в газовой сфере. Тем не менее, отношения Австрии и России подверглись в ноябре 2018 года серьёзному испытанию: в Вене был задержан российский шпион, являвшийся сотрудником генштаба австрийской армии. Реакция Вены на «шпионский скандал» стала «лакмусовой бумагой» для демонстрации истиных намерений правительства Курца в отношении России. Исследование действий Австрии в контексте скандала и бэкграунда отношений с РФ показывает, что Вена оказалась готова понести «имиджевый ущерб» для того, чтобы сохранить достигнутый уровень экономического сотрудничества и воспользоваться преимуществами от партнёрства в газовой сфере и статуса «нейтральной страны» для расширения собственного присутствия на российском рынке в условиях европейских санкций.
Ключевые слова: Россия, Австрия, шпионаж, ГРУ, Курц, Путин, газовые отношения, ПАО «Газпром», OMVAG, Nord Stream 2.
В последние годы экономические и политические взаимотношения России и Австрии активно развиваются, несмотря на продолжающуюся стагнацию связей России с другими членами ЕС и сохраняющиеся взаимные санкции. На фоне успехов в сотрудничестве вице-канцлер Республики уже всерьёз заявляет о необходимости полной отмены наложенных Евросоюзом ограничений, а российский медиа-дискурс представляет Австрию чуть ли ни как союзную страну.
Однако в ноябре 2018 года происходит событие, которое, по заявлению министра иностранных дел Австрии, «способно серьёзно испортить двухсторонние отношения». В Зальцбурге был задержан полковник австрийской армии, обвиняемый в шпионаже в пользу России. Практика подобных инцидентов в странах ЕС показывает, что шпионские скандалы, по крайней мере с участием России, как правило приводят к по крайней мере символическим последствиям для ответственных за организацию шпионажа. Однако мгновенного ответа от австрийцев, за исключением нескольких заявлений, не последовало. Более того, уже в марте 2019 года министры иностранных дел обеих стран проводят официальную встречу без упоминания данного инцидента. Возникает вопрос, повлиял ли каким-либо образом «шпионский скандал» на российско-австрийские отношения? И если нет, то в чём причина такого развития событий?
В рамках настоящей статьи «шпионский скандал» представляет собой интерес, прежде всего, как «лакмусовая бумажка», которая должна продемонстрировать истинные намерения и интересы обеих сторон. И именно в этом качестве данный скандал наиболее ценен с научной точки зрения. Поэтому в настоящей работе предлагается анализ этого кейса в контексте динамики развития российско-австрийских отношений в течение последних 2 лет, с последующими выводами касаемо устойчивости трендов в двухсторонних связях.
Для того, чтобы ответить на вопрос о последствиях для взаимоотношений России и Австрии, необходимо оценить масштаб и серьёзность скандала. Что, собственно, имело место быть?
9 ноября газета Salzburger Nachrichten сообщила о задержании 70-летнего полковника австрийских вооруженных сил, который занимал должность при генеральном штабе войск Республики. Согласно данным германской разведки БНД, полковник, имя которого пока не раскрывается, в течение более 20 лет, с 1992 года, осуществлял разведывательную деятельность в пользу России, находясь на различных постах в Бундесхеере. За свою работу он получил в общей сложности около 300 000 евро. Информация, которую передавал офицер Генштаба, носила секретный характер и касалась, прежде всего, структур НАТО. Однако, серьёзной технической, тактической и стратегической информации российским спецслужбам от полковника получить не удалось, и большая часть данных носили организационный и личностный характер. В 2013 году полковник вышел на пенсию и лишился доступа к сведениям по НАТО, однако, заняв небольшой пост в Генеральном штабе, продолжил свою работу, поставляя некоторые внутриструктурные инсайды российской стороне.
Вскоре после задержания был начат процесс в отношении полковника, а министр обороны и канцлер Курц выразили первую официальную реакцию, заявив, что «шпионаж не является приемлемым ни в какой форме» и что «двухсторонних отношений» данный инцидент «не улучшит». Одновременно министр иностранных дел Карин Кнайссль объявила об отмене своего предстоящего визита в Россию, а также провела «жёсткие» телефонные переговоры с Сергеем Лавровым. На этом, однако, набор предпринятых австрийским правительством мер заканчивается.
В новейшей истории Австрии большинство случаев шпионажа касались разведывательной деятельности одной страны против другой, имеющей место на территории Альпийской республики. Подобные случаи, связанные с Россией, имели место несколько раз, однако в центре внимания оказывались русские дипломаты и торговые представители, члены так называемой «легальной резидентуры», и некоторые австрийские «вспомогательные лица», занимавшие незначительные посты в армии. Однако новый скандал представляет собой уникальный для постсоветских взаимоотношений прецедент, так как шпионаж осуществлялся напрямую высокопоставленным австрийским военнослужащим фактически против Австрии. По масштабу прецедент сопоставим лишь с аналогичным случаем в начале ХХ века, когда австро-венгерский полковник Альфред Редль был уличен в том, что, занимая высокие посты в разведке, до 1913 года передавал информацию в Россию.
Отсутствие непосредственных жёстких мер в связи с инцидентом, прежде всего высылки дипломатов, не объясняется несерьёзным отношением австрийского руководства, а являются следствием дипломатической практики в стране. Австрия не высылает дипломатов, как заявил президент страны весной 2018 года по случаю инцидента с отравлением бывшего агента ГРУ Сергея Скрипаля. Как место дислокации штаб-квартир некоторых международных организаций, Республика избегает подобного рода мер. Имевшие место дипломатические действия можно назвать «жёсткими» по австрийским меркам.
В ноябре 2018 и канцлер, и министр иностранных дел выразили мнение, что данный инцидент может существенно ухудшить взаимоотношения двух стран. При этом Кнайссль допустила возможность применения каких-
127
либо мер. Помимо дипломатических мер, Республика имеет в своём распоряжении набор весомых политико-экономических инструментов. Оказавшаяся в схожей ситуации с иранской агентурой Дания, помимо отзыва посла, лоббировала санкции в отношении Ирана. Пострадавшие от российской разведки Нидерланды также попытались инициировать пакет дополнительных санкций в отношении РФ.
Однако Австрия, несмотря на ноябрьские заявления, в конечном счёте «замяла» скандал. После ноября 2018 в связи со скандалом не было никаких официальных заявлений со стороны австрийских властей и спецслужб. Более того, в марте 2019 Карин Кнайссль дала интервью российской газете «Коммерсантъ», в которой продемонстрировала абсолютную неинформированность относительно хода расследования против австрийского полковника. В том же месяце министр иностранных дел встретилась со своим российским коллегой. Основной темой встречи стало определение перспектив дальнейшего сотрудничества двух стран. В австрийском общественном дискурсе интерес к теме к марту 2019 также сильно ослаб, за всё время с декабря 2018 по апрель 2019 в СМИ появилось не более 5 статей, посвященных данному вопросу. Судебный процесс над полковником также освещается слабо. Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на ноябрьские угрозы, никаких признаков ухудшения отношений между Австрией и Россией не наблюдается, и видимых причин для изменения такого положения на данный момент нет. С чем же связана такая политика австрийского руководства в отношении «шпионского скандала»? Какие интересы и намерения удержали Австрию от применения политических и экономических мер?
Прежде всего, стоит начать с политических связей. В 2014 году все 28 членов ЕС коллективно ввели санкции против России. Среди прочих находилась и Австрия. Однако уже в 2014 страна продемонстрировала свой «особый» подход к отношениям с Россией, когда Путин посетил Вену и провёл переговоры с президентом Фишером и канцлером Файманном. Уже тогда Фишер использовал крайне мягкие формулировки в отношении Крыма, называя существующее положение «разногласиями». В то время как другие страны ЕС воздерживались от соглашений с РФ, Австрия подписала с восточным партнёром соглашение о взаимодействии при техногенных катастрофах. Договор не столь значимый, однако выбивающийся из общего тренда того периода.
Для России, Австрия, таким образом, вновь оказалась «ледоколом», как её именовали в годы Холодной войны: когда другие западные страны плохо шли на контакт с СССР, тот усиливал своё взаимодействие с Австрией, ломая, таким образом, лёд, в отношениях с остальными государствами Запада. В 2014 году Россия смогла начать «согревать» контакты с Европой с помощью Альпийской Республики, в то время как последняя показала себя как страну-"Putinversteher " , которая может взять на себя ответственность за диалог ЕС и РФ, учитывая интересы обеих сторон. Таким образом, ещё в 2014 году были заложены основы для «особых» контактов в новых условиях.
В 2016 году начался качественно новый виток двухсторонних отношений, с приходом на пост канцлера Кристиана Керна, главы «большой коалиции». Канцлерство Керна ознаменовалось для России несколькими важными встречами и новым символическим «пробитием бреши», когда тот оказался единственным с 2014 года лидером западной страны, посетившим столь значимый для России Петербургский экономический форум. Уже тогда канцлер
заговорил о «невыгодности» санкций для обеих сторон и о потенциальной возможности их ликвидации.
Однако настоящий «рассвет» отношения России и Австрии пережили в 2018 году. В конце декабря 2017 пост канцлер занял бывший министр иностранных дел Себастьян Курц, который на тот момент времени уже неоднократно критически высказывался о санкциях. За текущий года канцлер провёл с Путиным 4 полноценные встречи, рекорд для двухсторонних отношений, особенно на фоне санкций. При чём, первая встреча с российским президентом была первой встречей с лидером страны-не члена ЕС.
Повестка диалога двух стран стала широкой как никогда ранее в новейшей истории отношений. Канцлер Курц предлагает свою страну России в качестве основного посредника с ЕС и даже США, изъявляет желание содействовать стратегическим проектам Газпрома, демонстрирует готовность включиться в процесс мирного урегулирования на Украине, предлагает России совместную работу в рамках разрешения сирийского конфликта, способствует форсированию экономического взаимодействия. Каждая из вышеупомянутых тем, по мнению Курца, непосредственно затрагивают национальные интересы Австрии.
С австрийской точки зрения, улучшение отношений Запада и России влекут за собой окончание напряжённости, повышение уровня континентальной безопасности, рост торгового оборота и взаимных инвестиций. Вопросы, связанные с Украиной, а именно урегулирование конфликта на востоке страны и транзит газа через её территорию, и проектов Газпрома, помимо общеевропейской безопасности, напрямую касаются энергетической безопасности страны. Разрешение конфликта в Сирии напрямую касается Австрии как страны принявшей с 2014 года в расчёте на душу населения наибольшее количество беженцев. Курц пытается выстроить всеобъемлющую программу взаимодействия по вопросу беженцев с широким набором стран, которая должна сократить поток мигрантов в ЕС и способствовать ликвидации его причин.
Для самой России с такой повесткой Альпийская Республика представляет собой куда больший интерес в качестве партнёра, нежели Греция Ципраса или Венгрия Орбана. Кроме того, дискурсивно Австрия является наиболее «западной» и наиболее близкой к крупнейшим силам Запада страной, что позволяет России, на фоне улучшения отношений на австрийском направлении, форсировать взаимодействие с такими государствами как ФРГ. Интересен, в данном контексте, и бэкграунд многих ответственных акторов австрийской политики. Александр ван дер Беллен, президент страны, происходит из семьи выходцев из Российской Империи, и неоднократно заявлял о своей культурной и личностной близости к России. Карин Кнайссль, уже упомянутый министр иностранных дел, поддерживает хорошие дружеские отношения с Владимиром Путиным с 2001 года. Райнер Зееле, CEO государственного газового концерна OMV, в течение 2000-ых годов работал в России, как представитель дочки германской Wintershall. Таким образом, имеющаяся у Курца команда имеет большой опыт взаимодействия с РФ, что позитивно сказывается на двухсторонних отношениях.
Если сравнивать деятельность Курца на посту главы правительства с работой его последних предшественников, то можно отчётливо наблюдать крен в сторону внешней политики. Канцлер развернул небывалых масштабов дипломатическую деятельность и, учитывая обилие визитов в Россию и переговоров с западными партнёрами о России, можно предположить, что он по-
129
ставил себе цель добиться серьёзного улучшения отношений РФ-ЕС, достигнув при этом максимально широкой роли Австрии в этом процессе. Это принесёт признание и ему лично, и позволит достигнуть Республике больших экономических выгод с обеих сторон, как считает Франц-Штефан Гади, германский исследователь. Некоторые немецкие эксперты предполагают, что «венцом» такой политики канцлера стала бы организованная им встреча Путина и Трампа в Вене. В случае такого успеха, Курц по праву смог бы считать себя «новым Меттернихом», с которым его неоднократно сравнивали в гер-маноязычных СМИ.
Больших успехов в рамках двухсторонних отношений Курц и Путин достигли и в экономике. В 2014 году торговый оборот между Россией и Австрией существенно снизился на фоне общего падения, связанного с введением санкций и находился в стагнации до 2017 года. На 2018 год объём двухсторонней торговли вырос на 100% в сравнении с 2016 годом и составил 5 млрд. евро, хотя он всё ещё несколько ниже показателей «досанкционного» периода. Большими темпами растут инвестиции обоих государств. За 2018 год австрийские инвестиции в Россию составили 7 млрд евро, а Россия стала вторым по объёмам инвестором в Австрии, вложив в экономику Республики более 24 млрд евро. Взаимный рост инвестиций оказывает влияние и на соседние страны. Например, за 2018 год инвестиции Австрии в экономику Беларуси увеличились в 6 раз, составив около 1 млрд евро.
На 2018 в России работают более 500 австрийских компаний, прежде всего в секторе «реальной экономики», и их количество увеличивается. Однако важно учитывать, что, не смотря на большое абсолютное выражение, в относительном выражении Россия не входит даже в первую десятку экономических партнёров Альпийской Республики и занимает лишь 16 место. При этом, в массе своей рост взаимной торговли был обеспечен существенным увеличением австрийского технологичного экспорта в Россию, которое сопоставимо с аналогичным увеличением экспорта на Украину. Наращивая поставки, Австрия стремится занять вакантные экспортные ниши на российском рынке, которые по тем или иным причинам были оставлены компаниями из других стран. По прогнозам, в 2019 году также ожидается существенный рост австрийского экспорта.
Важную роль в содействии росту взаимной торговли и инвестиций сыграли встречи Путина и Курца, в результате которых был подписан ряд значимых соглашений. В июле 2018 был подписан договор по отмене двойного налогообложения сделок и соглашение о кооперации в вопросах инноваций и лесохозяйствования, охватывающее широкий спектр технологических вопросов, представляющих собой большой интерес для России. Также два лидера дополнили новыми совместными проектами Декларацию о партнёрстве и модернизации (2011 года). Теперь общее число совместных межгосударственных программ составляет 28. Кроме того, Путин и Курц подписали соглашения, направленные на ускорение начала строительства ширококолейной железной дороги из Восточной Словакии в Вену, которая должна плотнее связать Австрию с Россией и способствовать росту товарооборота.
Однако, пожалуй, самого плодотворного сотрудничества в экономической сфере двум странам удалось достичь по газовым вопросам. Ещё в 1968 году газовый концерн ОМУ стал первым импортёром советского газа на Запа-
де. Что характерно, договор был также подписан в период острого политического кризиса, на фоне ввода частей Варшавского договора в Чехословакию.
С тех пор в Австрию было поставлено в общей сложности более 200 млрд кубометров газа. 2014 год слабо повлиял на динамику закупок. С 2015 наблюдался тренд на увеличение поставок, который достиг своего пика в 2017 году, когда поток «голубого топлива» от восточного партнёра увеличился на 50% в сравнении с 2016 и составил 9,1 млрд кубометров, абсолютный рекорд в истории двухсторонней торговли.
В октябре 2018 OMV и Газпром подписали соглашение о поставках российского газа в Австрию до 2040 года, а вслед за ним в начале ноября Зе-еле и Миллер поставили свои автографы под договором о ежегодном увеличении потока данного вида топлива на 1 млрд. кубометров. При этом следует учитывать, что, несмотря на существенный рост внутреннего потребления, даже с учётом планомерного сокращения использования угля в энергетике Австрии, более 80% закупаемого у России газа идёт на реэкспорт в другие страны ЕС. В энергетическом отношении Альпийская Республика представляет собой стратегический экспортный узел Газпрома, так как на западе страны находится один из трёх крупнейших газовых хабов Баумгартен, топливо из которого идёт в Германию и в южные страны ЕС.
За последние два года OMV и Газпром добились больших успехов не только в вопросах поставок топлива в Австрию, но и достигли ряда важных соглашений о сотрудничестве, а также добились существенного сближения в работе по ряду совместных проектов.
В 2016 году компании подписали соглашение о совместной работе и кооперации, в рамках которого предусматривается интенсификация технологического сотрудничества, столь важного для Газпрома в условиях санкций, а также существенное увеличение поставок нефти со стороны Газпромнефти. Также в том же году OMV и Газпром приступили к реализации совместного проекта в Иране, связанного с добычей газа в стране и формированием новых путей его экспорта.
С того же 2016 года концерны обсуждали вопрос стратегической для OMV сделки, суть которой заключалась в обмене долями своего участия в нескольких месторождениях. В 2018 году в присутствии президента Путина и канцлера Курца этот договор был подписан. В результате Газпром получил австрийскую долю в газовых месторождениях в Северном море, прилегающих к норвежской территории, а OMV приобрела 24,98% участия на блоках 4А и 5А Ачимовского месторождения на Новом Уренгое, которое является одним из крупнейших на сегодняшний день. Это соглашение позволит австрийскому концерну получить благоприятные условия для дальнейшего наращивания импорта газа из России.
Также OMV является одним из важнейших участников европейского консорциума компаний, работающего над строительством газопровода Nord stream 2. Австрия, наряду с Германией, является одним из основных лоббистов проекта. Несмотря на заявления австрийских властей о том, что Украина должна сохранить нынешние объемы транзита газа, Австрия разочарована в восточном соседе как в стране-транзитёре, ещё со времён «Первой газовой войны». Последующий опыт взаимодействия с Украиной не прибавил уверенности руководству OMV и страны.
Стремясь укрепить собственную энергетическую безопасность, дабы избежать инцидентов с перебоями поставок газа, имевших во время «газовых
131
войн», Австрия продуктивно участвует в реализации проекта. Одно из ответвлений Nord stream 2 в конечном счёте должно достичь Австрии и подключиться к хабу Баумгартен. Таким образом, Австрия достигнет увеличения поставок российского газа, который далее будет реэкспортирован в страны Южной Европы, прежде всего Италию.
Кроме того, Австрия выступает лоббистом газопровода Turkish stream, но лишит Украину четверти транзита. Таким образом, в австрийской энергетической стратегии наблюдаются существенные перемены, целью которых является изменение маршрутов поставок, повышение их безопасности и прозрачности, а главное непосредственное участие в добыче импортируемого топлива: участие OMV на всех этапах поставок, непосредственно от скважины до потребителя.
Таким образом, и экономические, и политические действия Австрии за последние два года показывают серьёзный настрой руководства страны наращивать сотрудничество с Россией в долгосрочной перспективе.
Учитывая текущее положение вещей, австрийское руководство отдавало себе отчёт в последствиях для экономики страны, в случае применения страной более жёстких недипломатических мер, в качестве реакции на шпионский скандал. Находясь в позиции «маленькой нейтральной страны», которая с 1950-ых получает выгоды от своего статуса, позволяющего ей практически свободно вести дела со всеми государствами, Австрия вряд ли готова идти на ухудшение отношений со столь важным партнёром как Россия, даже в случае осуществления последней такого недружественного жеста.
Что касается достаточно «жёсткой» по австрийским меркам дипломатической реакции, то, вероятнее всего, как отмечают также и некоторые гер-маноязычные эксперты, она имела в качестве своего конечного адресата не Россию, а другие страны Европейского союза. В последние годы Австрия неоднократно подвергалась критике со стороны партнёров по Союзу за «слишком тесные» связи с Россией, и такая реакция необходима Республике и её руководству, для того чтобы сохранить лицо и продемонстрировать определённую силу и принципиальность во взаимоотношениях с РФ. На фоне столь амбициозных планов и позитивной динамики отношений реакцию на этот шпионский скандал следует считать, по большей части «реакцией приличия». Важно отметить, что кроме внешней аудитории, данная реакция была направлена и вовнутрь страны, так как подобный скандал даёт карту в руки австрийской оппозиции, которая неоднократно критиковала действия нынешних властей относительно России.
Таким образом, в ноябре 2018 Австрия находилась в ситуации демонстративного выбора, в которой руководству Республики было необходимо публично осуществить очерчивание своих приоритетов в отношении России. В данном положении Австрия имела конфликт государственных интересов, где, с одной стороны, руководство заинтересованно в серьёзной реакции на агрессивные действия России, особенно как член ЕС, а с другой-в дальнейшем развитии экономических и политических связей с РФ. Действия австрийского кабинета, в конечном счёте, наглядно продемонстрировали приоритеты Республики. Причины такого выбора приоритетов заключаются в высоком экономическом значении сотрудничества с Россией, прежде всего в газовой отрасли, а также в далеко идущих политических планах кабинета Кур-ца. Руководство Австрии предпочло «замять» конфликт, тем самым публично
продемонстрировав свои намерения в отношении восточного партнёра. Здесь стоит также привести слова президента Республики Александра ван дер Бел-лена, который в ноябре 2018 высказался о «неприемлемости шпионажа», но тем не менее выразил надежду на то, что «данный конфликт не очернит российско-австрийских связей в долгосрочной перспективе».
В конечном счёте, делая выводы об этой ситуации в более широком ключе, можно отметить, что позиция «маленькой нейтральной страны» влечёт за собой не только большие экономические и политические выгоды от сотрудничества с максимально возможным количеством стран, но и необходимость зачастую «терпеть безропотно позор судьбы», не имея возможности дать достойный ответ на агрессивные действия, в стремлении сохранить свою привлекательность как партнёра. В случае с Россией Австрия испытала на себе обе стороны медали своего собственного положения.
Литература
1. Aussenwirtschaft Update, Russische Föderation: Aussenwirtschaftzentram Moskau, 2018 [elektronische resource] URL: https://www.wko.at/service/aussenwirtschaft/russische-foederation-update.pdf
2. Brix, Emil, Österreich und Russland - 500 Jahre Nachbarschaft: Österreichisches Jahrbuch für Politik, 2016 [elektronische resource] URL: http://www.jahrbuch-politik.at/politik_eintrag/oesterreich-und-russland-500-jahre-nachbarschaft/
3. CEIC Global Databases [electronic resource] URL: https://www.ceicdata.com/en
4. Deshalb weist Österreich keine russischen Diplomaten aus: Spiegel online, 27.03.2018 [elektronische resource] URL: http://www.spiegel.de/politik/ausland/sergei-skripal-deshalb-weist-oesterreich-keine-russischen-diplomaten-aus-a-1200086.html (дата обращения 28.11.2018)
5. Edler, Christoph, Das österreichische Gasnetz: Technische Uninversität Wien, 2013 [elektronische resource] URL: https://wwwea.tuwien.ac.a1/fileadminiyea/lehre/bachelorarbeiten/Edler_-_das_oesterreichische_Gasnetz.pdf
6. Engelhard, Karla, Österreich regt Aufhebung der Sanktionen an: Deutschlandfunk, 15.04.2016 [electronic resource] URL: https://www.deutschlandfunk.de/russisch-oesterreichische-beziehungen-oesterreich-regt.795.de.html?dram:article_id=351386
7. Gady, Franz-Stefan, Not All Russia-Friendly Policies Are Nefarious: Foreign Policy, 2018 [electronic resource] URL: https://foreignpolicy.com/2018/03/30/not-all-russia-friendly-policies-are-nefarious/
8. Gyori, Lorant, Russian Connections of the Austrian Far-Right: Political capital, 2017 [elektronische resource] URL: http://www.politicalcapital.hu/pc-admin/source/documents/ PC_NED_country_study_AT_20170428.pdf
9. Horcicka, Florian, "Im Fadenkreuz der Spione. Wie Agenten Österreich unterwandern": Verlag Kremayr & Scheriau, 2017
10. Janik, Maya, Austria, Germany and their relations with Russia: DOC Research Institute, 2018 [elektronische resource] URL: https://doc-research.org/2018/08/austria-germany-and-their-relations-with-russia/
11. Kosowski, Piotr, The geopolitics of Gazprom's pipelines: AGH drilling, oil, gas, 2016 [electronic resource] URL: https://www.researchgate.net/publication/320034230_ The_geopolitics_of_Gazprom's_pipelines
12. Offizier aus Salzburg soll 30 Jahre für Russland spioniert haben: Salzburger Nachrichten, 09.11.2018 [elektronische resource] URL: https://www.sn.at/politik/innenpolitik/spionage-beim-bundesheer-offizier-aus-salzburg-soll-30-jahre-fuer-russland-spioniert-haben-60581974 © Salzburger Nachrichten VerlagsgesmbH & Co KG 2018 (дата обращения 28.11.2018)
13. OMV delivers on strategy 2017 [electronic resource] URL: https://www.omv.com/pbd_download/764/9/roadshow_goldman%20(1),0.pdf
14. Putins Besuch in Österreich, Kurz und schmerzlos: Spiegel online, 05.06.2018 [elektronische resource], URL: http://www.spiegel.de/politik/ausland/oesterreich-wladimir-putin-bei-sebastian-kurz-hoffnung-auf-bessere-eu-beziehungen-a-12113 87.html (дата обращения 28.11.2018)
15. Spionagefall - Kurz verteidigt Vorgangsweise der Regierung: Salzburger Nachrichten, 14.11.2018 [elektronische resource] URL: https://www.sn.at/politik/innenpolitik/spionagefall-kurz-verteidigt-vorgangsweise-der-regierung-60860878 (дата обращения 28.11.2018)
16. Tätigkeitbericht 2017 von E-control Österreich [elektronische resource] URL: https://www.bundeskanzleramt.gv.at/documents/131008/820564/18_14_taetigkeitsbericht_nb.pdf/b41 10c34-8ec2-449a-9b22-ab3c1852cf24
17. Zusammenfassung der Vertrag zwischen OMV und Gazprom zur Entwicklung der strategischen Kooperation [elektronische resource] URL: https://www.derboersianer.com/wp-content/uploads/2016/04/Gazprom-und-OMV.pdf?x87404
18. «Владимир Путин с присущим ему обаянием радостно разделил с нами праздник»: Коммерсантъ, 11.03.2019 [электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3907442 (дата обращения 15.04.2019)
19. Официальный сайт ПАО «Газпром» [электронный ресурс] URL: http://www.gazprom.ru/
20. Официальный сайт Президента РФ [электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/
"SPY SCANDAL" IN AUSTRIA IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN-AUSTRIAN RELATIONS
V. Korneev
Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia
Abstract. Political relations between the European Union and Russia today remain tense. Under these conditions, the steps taken by Austria to resolve disagreements between the Russian Federation and the EU are extremely significant. The government of Chancellor Kurz has proposed an unprece-dentedly broad agenda for dialogue with Moscow, from helping to resolve conflicts in Syria and in the east of Ukraine, to speeding up economic cooperation in the gas sector. Nevertheless, relations between Austria and Russia were subjected to a serious test in November 2018: a Russian spy was detained in Vienna. Vienna's reaction to the "spy scandal" has become a "litmus test" to demonstrate the true intentions of the Kurz government towards Russia. A study ofAustria's actions in the context of the scandal and the background of relations with the Russian Federation shows that Vienna was ready to suffer "image damage " in order to maintain the achieved level of economic cooperation and take advantage of the partnership in the gas sector and the status of a "neutral country" to expand Austrian presence on the Russian market against the background of European sanctions.
Keywords: Russia, Austria, espionage, GRU, Kurz, Putin, gas relations, PAO «Gazprom», OMV AG, Nord Stream 2.
Сведения об авторе
Корнеев Виталий Алексеевич, студент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия. [email protected]
Дата поступелния 27.04.2019
Author of the publication
Vitalii Korneev, student, Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia. [email protected]