оо
THE JOURNAL OF SOCIAL
Р011СУ STUDIES_
ЖУРНАЛ
ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ
•••
РЕЦЕНЗИИ
Шпаковская Л. Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб.: Норма, 2007. 328 с. ISBN 978-5-87857-131-9.
Монография Л. Шпаковской «Политика высшего образования в Европе и России» является первой работой в области социологии образования, в которой представлен полный обзор социологических концепций, объясняющих роль высшего образования в обществе, проведен сравнительный анализ советской и российской образовательной политики с западной политикой в области образования, и показаны возможности использования моделей политики высшего образования европейских стран в условиях России. Это делает данный труд уникальным в современной российской традиции социологии образования.
Советская социология образования включала многочисленные эмпирические исследования по таким темам, как профессиональная ориентация молодежи, проблема трудоустройства молодежи, жизненные планы и социальная мобильность разных групп молодежи. Кроме этого много работ было посвящено престижу профессий, эффективности производственного обучения, а также социальным проблемам студенчества и молодежи (В.Н. Шубкин, Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко, Ф.Р. Филиппов, М.Н. Руткевич, И.С. Кон, В.Т. Лисовский). Однако в этих работах практически отсутствовал анализ образовательной политики государства. Эта тема долгое время оставалась закрытой для обсуждения и находилась в исключительной компетенции органов партии и государства.
В последнее время появились работы, которые показывают, какие изменения произошли в сфере образования и социальной дифференциации в образовании, в жизненных устремлениях выпускников школ по сравнению с советским периодом. К таким исследованиям можно отнести труды Д.Л. Константиновского и М.Н. Руткевич [Константиновский, 1999;
© Журнал исследований социальной политики, том 6, № 3
Руткевич, 2002], которые заканчивают свой анализ 1990-ми годами и не затрагивают последних изменений в этой сфере высшего образования.
Исследования в области образовательной политики до сих пор остаются маргинальными для современных исследований образования. Они связаны, прежде всего, с оценкой современных политических реформ, оставляя за рамками советскую образовательную политику, а также такие темы, как образовательная политика и идеология национального строительства, образовательная политика и поддержка социально де-привированных групп населения.
Рецензируемая книга Л. Шпаковской показывает связь образовательной политики и социальной политики. Это отличает ее от многочисленных изданий, которые выходят в последнее время на русском языке, и где образование рассматривается только как одно из направлений социальной политики, и не рассматриваются ситуации, когда образование не является частью социальной политики.
В данной работе образовательная политика помещена в контекст теорий государства всеобщего благосостояния на Западе. Это новый подход для российской социологии, так как анализ wellfare state в российских публикациях обычно исключает образовательную политику, несмотря на важность образования как инструмента обеспечения равенства возможностей, борьбы с бедностью. Еще одной отличительной особенностью работы Л. Шпаковской является то, что в ней показан анализ политики высшего образования в исторической перспективе. Как правило, в отечественных исследованиях анализируется либо образование в советский период, либо современные российские реформы.
Лариса Шпаковская задумала и реализовала свою монографию таким образом, что она может быть использована для подготовки курса лекций по социологии образования. Книга «Политика высшего образования в Европе и России» состоит из 10 глав, каждая из которых является отдельной темой, однако, соединенные вместе, они дают полную картину истории высшего образования как в Европе, так и в России, моделей взаимодействия института высшего образования с государством в разных странах, а также описывают процессы, которые происходят в области высшего образования сегодня. Таким образом, эта книга способна дать комплексное представление о развитии института высшего образования и о реформировании этого института в различных странах.
Монография состоит из трех частей. Первая часть — теоретическая. Автор начинает свой труд с анализа всех концепций, понятий и терминов, которые будут использованы далее для описания истории высшего образования в Европе и России, а также анализа реформ, происходящих в высшем образовании различных стран. Особый интерес представляет позиция автора, связанная с описанием политики высшего образования как результата действий государства, направленных на изменения в си-
стеме высшего образования. Кроме государства роль в изменении высшего образования играют такие социальные институты, как рынок и академия. В зависимости от соотношения сил в этой системе координат автор выделяет три модели политики высшего образования: «рыночную», «государственную» и «смешанную» (или «центральноевропейскую»). Рыночная модель характерна для таких стран, как Великобритания и США, смешанная — для стран Центральной Европы, а государственная модель воспроизводится в скандинавских странах. Политика высшего образования в России, по мнению автора, имеет черты всех трех систем, что говорит о том, что ее формирование еще не закончено.
Л. Шпаковская выдвигает тезис о том, что высшее образование — это динамично изменяющаяся, многофакторная система. В течение последних десятилетий в европейских странах произошли существенные изменения в политике высшего образования. Автор показывает, как институт высшего образования изменялся от элитарного института, ориентированного исключительно на воспроизводство государственных элит, до массового института, услугами которого могут пользоваться все члены общества. Особую роль в развитии института высшего образования в Европе автор отводит влиянию процесса создания ЕС и появлению наднационального уровня управления. Изменениям, обусловленным появлением наднационального уровня управления, посвящена отдельная глава в данной работе.
Безусловным достоинством монографии является не только подробное и профессиональное описание этапов развития системы высшего образования в условиях формирования ЕС, но и разработанная автором аналитическая схема. Эта схема позволяет проследить, как экономические потребности приводят к изменениям в политических структурах, как изменения в политических структурах отражаются в образовательной политике ЕС, и как изменения в образовательной политике ЕС повлияли на интеграцию Европы. Эта схема убедительно показывает, как с развитием ЕС возник спрос на поддержку новых органов власти со стороны граждан европейских стран. Этот спрос создал условия для разработки концепции социализации граждан в рамках единого европейского сообщества — образования в течение всей жизни, адаптации к новым технологиям, решения социальных проблем безработицы и бедности. Все эти аспекты европейской концепции образования составили общую концепцию Европы знания. Важным ее элементом является идея развития политической социализации, европейской идентичности и формирования гражданской культуры, которая реализуется в процессе непрерывного образования граждан.
Процессы интеграции высшего образования характерны не только для стран, входящих в ЕС. Интеграционным процессам, не связанным с формированием ЕС, а именно болонскому процессу, посвящена
отдельная глава книги. Болонский процесс — это процесс формирования единого образовательного пространства в европейских странах. Единое пространство формируется посредством единой системы кредитов и модулей, что позволяет студентам самостоятельно формировать учебный план, перемещаясь из одного университета в другой. Несмотря на всю привлекательность идеи, заложенной в основе Болонского процесса, автор подвергает данный процесс критике. В основном критика направлена на то, что уровень развития системы высшего образования и системы финансирования высшего образования в разных европейских странах настолько отличаются друг от друга, что говорить о каком-то едином пространстве становится невозможным. Отсутствие возможностей для формирования единого образовательного пространства может привести к процессу «фальсификации» изменений в некоторых странах. Чиновникам на всех уровнях выгодна такая фальсификация, так как она дает возможность получения дополнительных финансовых средств при отсутствии реальных действий.
Вторая часть монографии «Политика высшего образования в Европе и России» посвящена сравнительному анализу политики высшего образования. Сначала автор подробно рассматривает три европейские модели высшего образования. Каждая модель иллюстрируется описанием модели высшего образования в конкретных странах, что дает много практической информации о функционировании политики высшего образования. В результате автор приходит к выводу об эффективности рыночной модели высшего образования с точки зрения производства высококвалифицированных специалистов. Однако реализация этой модели привела к пересмотру некоторых принципов социальной политики. В частности, в европейских странах образование стало вытесняться из социальной политики. Этот институт все чаще начинает переходить в сферу экономики. В книге показано, как на все модели высшего образования оказывает влияние процесс европейской интеграции. Однако автор утверждает, что на сегодняшний день говорить о единой европейской модели пока нельзя.
После описания моделей высшего образования в Европе, Л. Шпа-ковская анализирует развитие системы высшего образования в советское время начиная с 1918 года и заканчивая 1990-м. Основным отличием советской системы высшего образования от европейских моделей являлась господствующая роль государства. Автор выделяет четыре этапа в советской политике высшего образования. Первый этап связан с реализацией потребности в формировании новой советской интеллигенции. Этот этап датируется с 1918 по 1931 год. Второй этап (1932—1957) был направлен на упорядочение образовательной системы и создание структуры, в которой советское высшее образование просуществовало до 1990 года. В 1958 году произошла новая реформа в советском образо-
вании, которая была связана с требованием правительства ко всем проходить трудовую практику на предприятии, овладевать массовыми рабочими специальностями. Однако эта реформа встретила резкую критику в обществе, в первую очередь со стороны интеллигенции. Поэтому в 1970 году все решения, связанные с этой реформой, были отменены, и начался последний этап развития советского высшего образования, связанный с образованием элитных и массовых форм образования. Анализируя этапы развития политики высшего образования в советское время, автор формулирует важный тезис о том, что политика высшего образования в Советском Союзе создавалась для формирования слоя интеллигенции, которая потом с помощью реформ в образовательной политике постепенно монополизировала привилегии, связанные с образованием, для воспроизводства своих социальных позиций.
Далее автор рассматривает политику высшего образования в современной России. Изменения в российской политике высшего образования автор связывает с уменьшением роли государства и с введением рыночных механизмов в систему высшего образования. Она убедительно показывает, как происходила дифференциация вузов, и как эта дифференциация повлияла на социальное расслоение в обществе. Также много внимания уделено влиянию процессов глобализации на образовательные процессы в России, которые в первую очередь связаны с присоединением к Болонской конвенции.
Последняя часть книги рассказывает о политике равных возможностей в высшем образовании в Европе и России. В монографии сделан акцент на проблеме гендерного равенства в высшем образовании и на рынке труда. Введено понятие гендерной сегрегации рынка труда и предложено два измерения гендерной сегрегации: вертикальная и горизонтальная. Автор выдвигает гипотезу о том, что политика высшего образования в современной России направлена на преодоление гендерной сегрегации, что диктуется не только требованиями рынка, но и влиянием феминистской критики и концепции прав человека. Сходные процессы проходят одновременно в России и в странах Западной Европы. Автор подробно рассматривает связь этих процессов и их взаимное влияние. Политика равных возможностей рассмотрена с точки зрения поддержки инвалидов, их интеграции в систему высшего образования. В монографии подробно рассмотрены существующие теоретические концепции к проблеме инвалидности. Эти концепции проанализированы автором в рамках двух парадигм: традиционной и современной. Традиционная парадигма рассматривает инвалидов как больных, зависимых и неспособных самостоятельно заботиться о себе. Современная парадигма относится к инвалидам как активным субъектам социальной и экономической жизни. Традиционная парадигма предполагает патерналистскую политику по отношению к инвалидам, а современная
парадигма — инновационную, которая направлена на включение инвалидов в существующую систему образовательных структур. Инновационная образовательная политика широко распространена в европейских странах. В России она закреплена на законодательном уровне, но практически не реализуется на практике. Автор убедительно объясняет, почему политика адаптации не реализуется в России, показывая, что ответственность за это лежит на государстве и администрации вузов.
В заключении Л. Шпаковская показывает роль высшего образования как инструмента формирования национальной и культурной идентичности. В работе выделены три расовых режима в европейских государствах. Для каждого режима описан определенный тип образовательной политики. Важным результатом является анализ влияния процесса формирования ЕС на формирование европейской идентичности и роли образования в этом процессе. В России процесс формирования национальной и религиозной идентичности в системе образования имеет свою специфику, связанную с тем, что в 1990-е годы появляются негосударственные религиозные и этнические вузы, а в 2000-е годы начинается процесс унификации образования. Этот процесс ориентирован на создание российской идентичности и поиск национальной идеи.
Монография Л. Шпаковской «Политика высшего образования в Европе и России» является важным вкладом в развитие социологии образования России. Работа будет интересна не только специалистам в области социологии, но и людям, связанным с формированием политики в сфере высшего образования. Монография отличается логичной структурой, полнотой представления теоретических подходов и большим объемом представленной информации. Работа интересная, написана хорошим профессиональным языком, легко читается и заслуживает самой высокой оценки.
Список литературы
Константиновский Д. Л.Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999.
Руткевич М. Н. Социология образования и молодежи. Избранное (1965—2002). М.: Гардарики, 2002.
Юлия Александровна Зеликова канд. социол. наук, преподаватель ГУ — ВШЭ (СПб.), Череповецкий государственный университет электронная почта: [email protected]