54 Бек К. История Венеции. М., 2002. С. 182.
55 Relazione di Roma di Girolamo Soranzo... Р. 115.
56 Ibid. Р. 116.
57 Ibidem.
58 Ibid. Р. 117.
59 Gullino G. DA MULA, Marcantonio // Dizionario Biografico degli Italiani - Volume 32 (1986). URL: http:// www.treccani.it/enciclopedia/marcantonio-da-mula_
УДК 94 (411)
«шотландский след» в масонск( движении британии
С. Е. Киясов
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: sergeykiyasov@mail.ru
Статья посвящена актуальным вопросам истории масонского движения в Шотландии XVI века. Основное внимание сосредоточено на происхождении просветительского масонства. Ключевые слова: масонство, шотландское масонство, спекулятивное масонство, просветительское масонство.
«The Scottish Trace» in the British Masonry Movement
S. E. Kiyasov
The article is devoted to the acute questions of the history of the masonry movement in the XVI century Scotland. It particularly focuses on the origins of the enlightenment masonry. Key words: masonry, Scottish masonry, speculative masonry, enlightenment masonry.
DOI: 10.18500/1819-4907-2016-16-3-319-323
История масонства, выступающего в настоящее время в качестве глобального общественного движения1, хранит немало загадок. Одна из них - тайна происхождения. Наиболее распространённая версия связывает рождение вселенского братства с деятельностью и традициями строительных цехов средневековой Европы. По мнению специалистов, ремесленные структуры (цехи, гильдии), а также их атрибуты (инструменты, символы) и организационные установления (хартии, уставы) усилиями европейских интеллектуалов были трансформированы в просветительские ложи2. В этой связи не менее актуальны вопросы о времени и месте рождения обновленных институтов «вольных каменщиков». Как известно, в процессе написания летописи «масонского Ренессанса» приоритетные права отстаивают историки Франции, Германии и Британии3. Особое внимание специалисты уделяют событиям, произошедшим в послереволюционной Англии. Именно в Лондоне 24 июня 1717 г. была провозглашена первая Великая ложа, положившая начало общеевропейскому распространению
(Dizionario-Biografico) (дата обращения: 21.10.2015).
60 Relazione di Roma di Giacomo Soranzo... Р. 152.
61 Ibid. Р. 151.
62 Scrittura di Giacomo Soranzo circa l'istanza che fa papa Pio IV al Serenissimo Dominio accio riceva in grazia i Cardinali Amulio e Delfino, presentata nell Eccellentissimo Collegio a' 30 ottobre 1565 // Relazione di Roma di Giacomo Soranzo. Р. 156-160.
структур интеллектуального масонства. Однако столичные братья, осуществившие очевидный прорыв в реорганизации средневекового цеха, не обладали абсолютной монополией. Конкуренцию составляли масонские структуры английского Йорка, а также шотландские «вольные каменщики». По мнению британского историка Дэвида Стивенсона, именно в Шотландии берёт начало мода на собрания в масонских ложах, в которых преобладали не ремесленники-строители, а ин-теллектуалы-джентльмены4. Без сомнения, участие масонов Шотландии в вопросах системного переустройства движения «вольных каменщиков» Великобритании требует дальнейшего изучения.
Цехи строителей-каменщиков средневековой Шотландии - институциональное подтверждение активно развивавшихся торговых, культурных и политических контактов гэлов с окружающим миром. Наиболее тесные отношения у них сложились с Англией. При этом соседние государства часто враждовали, оспаривая друг у друга первенство над территорией будущей Великобритании. Расцвет шотландской государственности, сложившейся в XI столетии, пришелся на время правления династии Брюсов5. Как известно, её основатель, Роберт Брюс, прославился громкими победами над англичанами. Его наиболее значительный военный успех - битва при Бэннокберне, состоявшаяся 24 июня 1314 года6. Обретённая «виктория» обеспечила независимость Шотландии, которая была поставлена под сомнение неудачей Уильяма Уоллеса в битве при Фолкерке (1298)7.
Несмотря на отдаленность Шотландии от торговых путей, которые связывали Британию и континентальную Европу, на её территории, как и за Ла-Маншем, были также выстроены многочисленные города. Самыми крупными среди них являлись Абердин, Данди, Глазго, Гамильтон, Хаддингтон, Скун и столичный Эдинбург. Их архитектура, как и сохранившиеся до наших дней
© Киясов С. Е, 2016
замковые ансамбли средневековой Шотландии, свидетельствует о процветании ремесла местных каменщиков. Цехи мастеров-строителей были созданы в Эдинбурге, Глазго, Элгине, Ирвине, Керкубри, Данди и Абердине. По свидетельству британских историков, местные ассоциации масонов-строителей были даже старше английских. Так, компания масонов Глазго получила свою хартию из рук короля Малькольма III (1057-1093)8. По мнению английского масона (шотландца по рождению) Эндрю Майкла Рэмси (1680-1758), первая материнская ложа на его родной земле появилась лишь немногим позднее английской. Рэмси утверждал, что данная структура была образована королевским камергером и крестоносцем-тамплиером Джеймсом в 1286 г. на западе страны, в Кильвиннинге (The Mother Lodge of Kilwinning)9. В числе ее участников Рэмси называл имена ирландского графа Ольстера и английского графа Глостера10.
Профессиональная деятельность средневековых шотландских каменщиков обладала определенной спецификой. В частности, по причине отсутствия в этой стране мягких пород строительного камня, среди местных зодчих не были развиты приемы декоративной отделки архитектурных объектов. Поэтому здешние мастера-строители, в отличие от соседней Англии, не смогли сформировать особую, привилегированную цеховую структуру. В Шотландии также действовали упрощенные законы об ученичестве. Данная категория ремесленников-строителей обучались менее продолжительно, чем в Англии, но обладала правом выполнять работу мастера еще до официального подтверждения профессиональной квалификации.
В XVI в. ремесленные цехи Шотландии пережили внутренние кризисные процессы, которые разрушили их замкнутость и открыли доступ посторонним. Не избежали перемен и строительные структуры. Уже к середине XVII в. люди, не занимавшиеся строительным ремеслом, получили в них преимущественное положение11. Решающую роль в этих процессах сыграли финансовые затруднения, которые вынуждали цехи открыть двери всем желающим принять посильное материальное участие в поддержке угасающего средневекового института. Последствия такой «открытости» могут быть проиллюстрированы на примере масонской ложи Абердина. В 1670 г. она насчитывала 49 человек, из которых только 10 были каменщиками-ремесленниками. Другие 15 человек, также члены этой ложи, не являлись каменщиками (плотники, кровельщики, кузнецы и даже оружейник). Прочие участники данного масонского собрания - это представители «средних слоев». Среди них значились торговцы, священнослужители, чиновники, джентльмены, а также адвокат и ученый-математик. В ложе также оказались четыре дворянина, из которых трое носили графский титул12.
Пёстрый социальный и профессиональный состав участников масонского собрания убедительно свидетельствует, что данная ложа полностью утратила свой первоначальный, ремесленно-строительный характер. При этом вряд ли можно считать союз более двух десятков достаточно влиятельных горожан явлением случайным или направленным исключительно на некие патерналистские цели. По всей видимости, большинство этих людей объединили прежде всего идейно-политические устремления. Напомним, что сходные обстоятельства, наблюдавшиеся в других местных масонских структурах, позволили британскому историку Мартину Шорту характеризовать ранние просветительские ложи Шотландии «клубами протестантских господ»13.
В монографии Дэвида Стивенсона отражена достаточно полная картина становления новых масонских структур Шотландии. Автор составил список из двадцати пяти наиболее крупных масонских лож Шотландии, образованных в течение XVI-XVIII вв. Важно отметить, что они действовали в большинстве городов: от Банффа -на севере, до Дамфриса - на юге. Первой в списке названа ложа Приют Атчесона (Aitchison's Haven), открытая 9 января 1599 года14. Однако самой влиятельной новой масонской структурой Шотландии стала, по мнению историка, ложа, которая провозгласила начало своей деятельности 31 июля 1599 г. в Эдинбурге, при церкви Святой Марии (Mary's Chapel). Дата её рождения отнесена к событиям 1475 г., когда каменщикам этого города была пожалована грамота, признававшая их сообщество гильдией. Так состоялось рождение «корпорации Святой Марии», получившей свое название в честь места, где состоялось оглашение столь важного документа. Именно эта ложа была в центре наиболее значительных событий, происходивших с «вольными каменщиками» Шотландии, вплоть до создания собственной регулярной Великой ложи в 1736 г. Открытие упомянутой столичной ложи позволяет датировать начало организованного просветительского (или спекулятивного) масонского движения в Шотландии. Следует отметить, что подобная ложа в Лондоне, при соборе Святого Павла, появилась спустя столетие, в 1691 г. При этом ее деятельность, в отличие от шотландских лож, не подкреплена достаточным количеством сохранившихся источников.
Начало работы на территории Шотландии обновленных масонских структур тесно связано с деятельностью архитектора Уильяма Шоу, который по воле короля занял в Эдинбурге должности «Верховного Смотрителя» и «Главного мастера масонов»15. Эти назначения состоялись в 1583 г.16. Разумеется, сам по себе факт появления нового чиновника не столь интересен. К тому же, масонскими патронами в Шотландии ранее выступали представители влиятельного семейства Сен-Клеров (Синклеров). Их полномочия были узаконены в 1439 г., при короле Якове II17. Однако
с именем Шоу связаны именно те преобразования старого масонского цеха, которые обеспечили «вольным каменщикам» Шотландии особую миссию. Не случайно разработанные этим человеком масонские Уставы, после принятия Стюартами титула английского короля (1603), получили распространение в Англии. В 1607 г. Иниго Джонс (1573-1652), придворный архитектор короля Якова I Стюарта (1566-1625), составил первую для англичан «Древнюю Конституцию Вольных и Принятых каменщиков». Она предусматривала создание Великой ложи, деятельность которой была нацелена на поддержку «досточтимых королей». Учредителями «высокой» ложи должны были стать интеллектуалы-ученые, которых Конституция прославляла как «святых людей»18. Таким образом, реформы Шоу - вольно или невольно - положили начало существованию, а затем и распространению нового, просветительского масонства. Именно эти традиции были использованы английскими масонами-интеллектуалами, создавшими в 1717 г. первую в истории Великую ложу Лондона.
О жизни Уильяма Шоу сохранились весьма скудные данные. Известно, что этот человек (как и Синклеры) был выходцем из состоятельной аристократической семьи шотландских лордов. По конфессиональным предпочтениям он оставался убежденным католиком, несмотря на уже состоявшееся утверждение в его родной стране реформационной церкви. До занятия высокого чиновного поста Шоу много путешествовал, побывал во Франции и Дании19. В 1602 г. он умер, оставив по итогам своей деятельности два масонских Устава (Schow statutes), появившихся в 1598 и 1599 гг. В них были зафиксированы практические рекомендации относительно организации работы новых, уже непрофессиональных масонских лож20.
Согласно Уставам Шоу, масонские ложи Шотландии подчинялись Верховному Смотрителю и объединяли на местах все цеховые структуры. Новые братства обладали правом самоуправления, выступали в качестве постоянно действующих (регулярных) и сами избирали своих руководителей. Таким образом, главной задачей королевского чиновника была осмысленная и чёткая регламентация деятельности продолжавших существование структур каменщиков-строителей. Однако, как справедливо отметил Стивенсон, в новых Уставах просматривается очевидное желание модернизировать старые цеховые структуры. В этой связи историк, не без основания, усматривает в деятельности Шоу некие тайные намерения использовать сохраняемые масонские структуры вне пределов, зафиксированных в официальных документах21. По всей видимости, в данном случае следует вести речь о несомненном и понятном желании шотландского аристократа-интеллектуала сохранить угасающую структуру в качестве клубной организации.
Следует отметить успешную реализацию этого плана. Так, Уставы Шоу подразделили новоявленных шотландских масонов на два разряда: «учеников» (apprentice) и «товарищей по ремеслу» (fellow craft)22. Официальным праздником «вольных каменщиков» был определен день Иоанна Евангелиста (27 декабря). Он сопровождался общим собранием пока еще немногочисленных новых лож23. В торжестве должны были участвовать все братья, одетые в белые фартуки и перчатки. На таких ассамблеях проводились выборы Смотрителей (Wardens) и осуществлялся прием новых членов ложи. Церемония пополнения братства была строгой и представляла собой чтение устава, принятие присяги, а также сообщение вновь принятым масонского пароля (mason word). Завершалась праздничная церемония общим банкетом, стоимость которого оплачивалась новыми членами ложи.
Подобные нововведения не только придали второе дыхание архаичной ремесленной структуре, но и сделали ее привлекательной для многих почитателей старины, которые поспешили присоединиться к масонам. Первый запротоколированный шаг в этом направлении осуществила Эдинбургская ложа, в ряды которой 3 июня 1600 г. был зачислен сэр Джон Босуэлл, лорд Очинлек24. Как бы то ни было, но переустройство шотландских лож, начатое на рубеже XVI-XVII вв., сделало традицией присутствие в них знати. Некоторые историки, впрочем, дают этому поветрию и другое объяснение. Они связывают «хождение в народ» местных лордов с особенностями реформационного движения в Шотландии. По их мнению, борьба с монопольным влиянием католической церкви изначально носила здесь народный характер. Эта особенность не могла не отразиться на судьбе ремесленных братств. После 1567 г., когда в Шотландии окончательно побеждает кальвинистская реформация и устанавливается пресвитерианская церковь, они подлежали обязательному переустройству25. Неотвратимость таких реформ объяснялась, в частности, тесными контактами ремесленников с католической церковью. Однако произошедший в Шотландии идейный и политический переворот не сопровождался крайними мерами, которые предпринял в отношении гильдий, цехов и братств король соседней, тогда еще тюдоровской Англии.
Согласно принятому в 1534 г. «Акту о супре-матии» король Генрих VIII превратился в главу англиканской церкви. При этом английский монарх использовал новые прерогативы власти, главным образом, для ограбления католиков. Разумеется, не следует думать, что Шотландия полностью избежала подобных рецидивов. Однако если в стремительно капитализировавшейся Англии гильдии строителей, отданные на откуп богатым ливрейным торговцам, безжалостно эксплуатировались и поглощались ими, то в патриархальной Шотландии наблюдалась
другая картина. Здесь строители-каменщики опекались чиновниками-аристократами, а их цехи уже в конце XVI столетия превратились в так называемые масонские ложи - социальный конгломерат, объединивший не только ремесленников, но также дворян, ученых и торговцев. Активное участие в их деятельности принимали и представители пресвитерианского духовенства. К их числу следует отнести, например, Джеймса Андерсона (1684-1739) - автора книги масонских «Конституций», идеолога Великой ложи Лондона.
В начале XVII в. преобразование строительных цехов Шотландии были продолжены их старинным покровителем, сэром Уильямом Сен-Клером, лордом Росслином. В 1600-1601 гг. он подготовил тексты новых масонских Хартий (St. Clair Charters). Их успел подписать и передать для утверждения в ложи У. Шоу26. Очередные установления не противоречили прежним статутам и преследовали цель привлечь возможно большее число лож. В итоге, к Хартиям Сен-Клера присоединились шесть масонских лож (Эдинбурга, Святого Андрея, Приют Атчесона, Стерлинга, Хаддингтона и Данфермлина). Очередную инициативу по централизации масонского движения не поддержала лишь ложа Кильвиннинга27. По-видимому, эта старейшая масонская организация не пожелала принять участие в отчетливо наметившейся попытке превратить модернизированные ложи в составную часть государственного и административного аппарата Стюартов. О подобном стремлении свидетельствовала инициация (принятие в масоны) короля Якова VI, которая, как утверждают некоторые историки, состоялась в 1601 г.28 По данным Д. Стивенсона, её осуществили Уильям Шоу и Джон Милн (Mylne) на территории ложи в Скуне (Scone)29. Кстати, в подобном намерении короля не было ничего необычного. Верховенство английских и шотландских монархов распространялось, как известно, не только на государственные и церковные институты, но также на те частные объединения подданных, которые возникали в их ближайшем окружении. Ярким примером таких ассоциаций стали английские рыцарские Ордена Бани и Подвязки. Таким образом, появление еще одного, на сей раз Ордена франкмасонов, вполне укладывалось в систему придворного этикета.
Не исключено, что незадолго до своего вступления на престол Англии шотландский король превратился также в Великого мастера масонов, получив тем самым все основания перенести пришедшиеся по душе традиции в другую, близкую по культуре и традициям, страну. Во всяком случае, Джеймс Андерсон не упустил возможности включить этого монарха в список Великих мастеров масонов Англии30.
В 1627-1628 гг. сын Уильяма Сен-Клера, Уильям, также покровительствующий масонским ложам, издал новую Хартию. Этот документ
подписали и одобрили старые ложи Эдинбурга, Святого Андрея, Стерлинга и Данфермлина. Однако к ней не присоединились две ложи, подписавшие старую Хартию - Приют Атчесона и Хаддингтона. Впрочем, их место заняли масоны из Глазго и Данди31. По данным Д. Стивенсона, использовавшего в своем исследовании многочисленные документы шотландских ремесленных гильдий, многие из лож «вольных каменщиков» по-прежнему объединяли весьма пестрый состав участников. Однако к концу XVII в. большинство масонских организаций уже состояло исключительно из джентльменов32.
Таким образом, можно согласиться с оценками и мнением Дэвида Стивенсона, который рассматривает Шотландию в качестве «забытой» родины современного регулярного масонского движения33.
Примечания
1 См.: Киясов С. Е., Серков А. И. Масонство // Большая Российская энциклопедия. М. : Изд-во Больш. Рос. энцикл., 2012. Т. 19. С. 287-291.
2 См.: PiatigorskyA. Freemasonry. The Study of a Phenomenon. L. : The Harvill Press, 1999 ; Lomas R. The invisible colledge : the Royal Society, freemasonry and the birth of Modern science. L. : Headline Book Publishing, 2002.
3 См.: Naudon P. Histoire général de la Franc-Maçonnerie. P. : Office du Livre, 1987 ; Reinalter H. Die Freimaurer. München : Verlag C. H. Beck, 2001 ; Ridley J. The Freemasons. L. : Constable and Company Limited, 1999.
4 См.: Stevenson D. The first freemasons : Scotland's early lodges and their members. Aberdeen : Aberdeen' univ. press, 1988 ; Idem. The origins of freemasonry : Scotland's century. 1590-1710. Cambridge : Cambridge univ. press, 1988.
5 Можно говорить также о более раннем периоде истории Шотландии, когда здесь сосуществовали королевства бриттов, англов, гэлов и пиктов. См.:ХендерсонИ. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии / пер. с англ. М. : Хендерсон - ЗАО Центрополиграф, 2004. С. 8-9 ; Федоров С. Е., ПаламарчукА. А. Средневековая Шотландия. СПб. : Дмитрий Буланин, 2014. С. 16-132.
6 Официальное признание прав Роберта I (1306-1329) на престол Шотландии, в связи с его отлучением от церкви, состоялось только в 1328 г. В 1371 г. на смену династии Брюсов пришли Стюарты (Роберт II). Подробное описание битвы при Бэннокберне дано в книге английского историка Артура Брайанта. См.: Брай-ант А. Эпоха рыцарства в истории Англии / пер. с англ. СПб. : Евразия, 2001. С. 192-197. В сентябре 2014 г. жители Шотландии, так и не забывшие об утраченном суверенитете, приняли участие в референдуме независимости, результаты которого по-прежнему оставляли их подданными Соединенного Королевства.
7 См.: Бейджент М., Ли Р. Храм и ложа. От тамплиеров до масонов / пер. с англ. М. : Эксмо, 2003. С. 43. В августе 1305 г. Уоллес был пленён и казнён англичанами.
8 См.: Ridley J. Op. cit. P. 4.
9 См.: БейджентМ., Ли Р. Указ. соч. С. 247. Ложа была официально зарегистрирована только 28 декабря 1599 г., не попав ни в один из признанных списков. Она не участвовала позднее в провозглашении Великой ложи Шотландии, вследствие чего не получила официального иерархического номера. В декабре 1677 г. в Эдинбурге открыла работу ложа Кэнонгейт Кильвин-нинг (Canongate Kilwinning), признанная второй по рангу после «материнской ложи» при церкви Святой Марии.
10 По мнению французского аббата и писателя-роялиста Огюстена Баррюэля, первой масонской структурой Шотландии стала ложа Святого Андрея, созданная рыцарями-тамплиерами в начале XIV столетия. См.: Баррюэль О. Вольтерианцы или история о якобинцах, открывающая все противу христианские злоумышления и таинства масонских лож, имеющих влияние на все европейские державы. С французского последнего исправленного и вновь умноженного издания : в 12 ч. / пер. с фр. М. : в губернской типографии у А. Решетникова, 1805-1809. Ч. IV. С. 230. Современные исследователи полагают, что одноименная шотландская ложа появилась лишь 27 ноября 1599 г. и значится в официальных списках третьей по времени создания. См.: Stevenson D. The first freemasons : Scotland's early lodges and their members... P. 182.
11 См.: Hamill J. The History of English Freemasonry. Addlestone : Lewis Masonic Books, 1994. P. 21.
12 См.: ShortM. Inside the Brotherhood. Further secrets of the Freemasons. L. : Grafton Books, 1990. P. 49.
13 Ibidem.
14 Ложа под этим названием просуществовала в Шотландии до 1866 г. См.: Stevenson D. The first freemasons : Scotland's early lodges and their members. P. 182. По-видимому, она располагалась в небольшом населенном пункте или в замке на востоке страны, близ Хаддингтона. Артур Уайт полагает, что поселение под этим названием находилось к востоку от Масселбурга, между Левенхоллом и Морисонс Хевеном, в области Мидлотиан. См.: Уайт А. Э. Новая энциклопедия масонства (великого искусства каменщиков) и родственных таинств : их ритуалов, литературы и истории / пер. с англ. СПб. : Лань, 2003. С. 205.
15 О существовании таких чиновников в средневековой Англии сообщается в книге «Конституций» Джеймса Андерсона. Однако подобная практика сложилась там явно позднее, чем в Шотландии, и была установлена пришедшими Стюартами.
16 См.: Stevenson D. The first freemasons : Scotland's early lodges and their members. P. 3. Более кратко его титул звучал как Главный смотритель (General Warden).
17 См.: Naudon P. Op. cit. P. 28. Начиная с этого времени шотландские масоны признавали этих родовитых дворян в качестве своих патронов и покровителей. Не
случайно в 1736 г. сэр Уильям Сен-Клер, лорд Росслин, был избран первым Великим мастером Шотландии.
18 См.: LomasR. Op. cit. P. 190-192.
19 См.: Stevenson D. The first freemasons : Scotland's early lodges and their members ... P. 5.
20 Первый из них, написанный для гильдии каменщиков Эдинбурга, хранится в ложе при церкви Святой Марии.
21 См.: Stevenson D. The first freemasons : Scotland's early lodges and their members. P. 4.
22 Ibidem.
23 К началу XVII в., через три года после начала реформы, в Шотландии были зарегистрированы всего пять таких масонских лож : Эдинбургская, Святого Андрея, Кильвиннинга, Стерлинга и Приют Атчесона.
24 См.: Stevenson D. The first freemasons : Scotland's early lodges and their members. P. 8.
25 В этот год в результате вооруженного выступления кальвинистской знати была свергнута с престола католичка Мария Стюарт, правившая Шотландией с 1560 г.
26 См.: Stevenson D. The first freemasons : Scotland's early lodges and their members. P. 5.
27 Ibidem.
28 См.: LomasR. Op.cit. P. 118.
29 Ibidem. Д. Стивенсон сообщает, что ложа под таким названием, помещенная Великой ложей на третье место в масонской иерархии, была зарегистрирована 24 декабря 1658 г. Однако это противоречие легко объяснимо. В данных, которыми оперирует историк, речь идет о дате начала модернизации ложи. Истинное время ее рождения на самом деле ему попросту неизвестно.
30 The Constitutions of the Antient and Honourable Fraternity Free and Accepted Masons. Containing their History, Charges, Regulations, etc. Collected and Digisted By Order of the Grand Lodge from their old Records, faitful Traditions and Lodge-Books, For the Use of the Lodges ; By James Anderson, D. D. Carefully Revised, Continued and Enlarged, with many Additions, By John Entick. L. : Black Swan, 1756. P. 331-332.
31 См.: Stevenson D. The first freemasons : Scotland's early lodges and their members. P. 5. В последующие годы масонские хартии в Шотландии более не принимались. После 1630 г. не производились также королевские назначения на пост Верховного Смотрителя местных «вольных каменщиков». Однако заложенные деятельностью У Шоу традиции сохранялись здесь до начала XVIII в. Последние братства, которые впоследствии вошли в состав Великой ложи Шотландии (возглавленной потомком Уильяма Сен-Клера) и признали обновленные уставы, были образованы здесь в 1701-1712 гг.
32 См.: Stevenson D. The first freemasons : Scotland's early lodges and their members. P. 8.
33 См.: StevensonD. The origins of freemasonry : Scotland's century. 1590-1710. P. 161.