УДК 796.431.22
СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЕМ И БЕГОВЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОДГОТОВКИ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
P.M. Галухин
Приведены результаты биомеханического анализа основных беговых упражнений, применяемых в тренировочном процессе прыгунов в длину с разбега, и показана возможность выбора их при планировании с учётом имеющихся различий в структуре.
Ключевые слова: биомеханика беговых упражнений, длина и частота шагов, скорость бега и разбега, сходство и различие изучаемых тренировочных средств.
Анализ средств беговой подготовки, используемых прыгунами в длину (Галухин Р.М., Молотилов Е.В., 1986, 2002), выявил, что многие средства заимствованы из арсенала тренировочных упражнений бегунов на короткие дистанции [1, 2]. Широко представлены специальные беговые упражнения, бег с ускорением, бег на отрезках до 100 м. Существенное значение в тренировочном процессе прыгунов в длину с разбега для повышения техничности бега при разбеге и развитии быстроты имеет пробегание коротких отрезков с низкого и высокого старта, с хода -методика, опирающаяся на опыт тренировки бегунов-спринтеров.
Выбор и планирование средств беговой подготовки для прыгунов в длину осуществляется без должного учета структуры соревновательного упражнения, что приводит к выполнению значительного объема нагрузок неспецифического характера. Современный подход к тренировке прыгунов в длину предусматривает повышение удельного веса бега, выполняемого с максимальной скоростью. Вместе с тем, изучение научно-методической литературы показало, что вопросы, связанные со структурой беговой подготовки высококвалифицированных прыгунов в длину, еще требуют ответа.
Начало исследований форм разбега в прыжках в длину было представлено в ранее опубликованной работе [3], а здесь предлагается анализ беговых форм упражнений, используемых в целях повышения скорости обычного спринтерского бега, являющегося базовым для разбега прыгунам в длину.
Отличия разбега в прыжке от бега с низкого старта на тоже расстояние.
Сопоставление этих упражнений по кинематическим параметрам шагов позволило выявить различия (р < 0,05) в скорости бега, темпе шагов и в их длине соответственно в 100, 87,5, 58,7 % сравниваемых шагов. На записях темпо-ритмовой структуры бега в обоих упражнениях видны различия в динамике скорости, которая характеризуется большим углом
наклона кривой скорости в стартовом разгоне (40 °) и меньшим коэффициентом вариации приращений скорости (32,2 %) в беге с низкого старта, чем в разбеге соревновательного упражнения (24 ° и 58,2 %) (табл. 1, рис. 1, 2).
Таблица 1
Скорость бега в разбеге и в беговых упражнениях прыгунов в длину (М±т)
Измеряемые характирестики Прыжок в Бег Бег с Бег с
длину с с хода высокого низкого
полн. разбега старта старта
Максимальная скорость, в м/с 10,12 ±0,13 9,73 ±0,30 10,22 ±0,11 10,18 ±0,18
Средняя скорость, в м/с 7,90 ±0,18 9,64 ±0,16 8,22 ±0,25 8,38 ±0,25
Скорость на последгних 6 шагах, м/с 9,32 ±0,22 9,78 ±0,14 9,61 ±0,03 9,64 ±0,04
Скорость на последгних 3 шагах, м/с 9,73 ±0,30 10,00 ±0,13 9,71 ±0,05 9,66 ±0,10
Скор. на 4-м-6- м с конца шагах, м/с 8,89 ±0,10 9,57 ±0,19 9,54 ±0,05 9,74 ±0,11
Скор. на последний 2- х шагах, м/с 9,97 ±0,18 10,02 ±0,24 9,69 ±0,10 9,60 ±0,15
Скор. На 3-м-4-м с конца шагах, м/с 8,98 ±0,37 9,79 ±0,18 9,65 ±0,11 9,68 ±0,14
Разница в скорости между посл. 3-мя и 4-м -6-м с конца шагами, м/с 0,75 0,43 0,17 -0,08
Разница в скорости между посл. 2-мя и 3-м -4-м с конца шагами, м/с 0,99 0,23 0,04 -0,08
Наклон кривой стартового разгона, град. 24 - 37 40
Коэф. вариации приращения скорости, % 58,2 50,8 67,5 32,2
Беговая активность на последних 6 шагах, усл. ед. 1,18 1,43 1,46 1,62
Анализ заключительной части соревновательных упражнений выявил различия (р<0,05) скорости на 4-6-м от конца разбега шагах (9,74±0,11, 8,98±0,10 м/с).
Представляет интерес динамика скорости на последних 6 шагах. В беге с низкого старта скорость к моменту финиширования снижается, а в полном разбеге возрастает. Это подтверждается различием скоростей на последних 3-х и 4-6-м от конца разбега шагах, а также на последних 2-х и 3-4-м от конца разбега шагах, равная соответственно 0,08 и 0,08 м/с в беге с низкого старта, 0,75 и 0,99 м/с в соревновательном упражнении. Подобная динамика скорости в сравниваемых упражнениях приводит к различиям в параметрах беговой активности на последних 6 шагах. Данные табл. 1 говорят о том, что в беге с низкого старта размах скорости больше (1,62), чем в разбеге соревновательного упражнения (1,18).
Скорбь
Рис. 1. Динамика скорости бега в соревновательном и беговых упражнениях у прыгунов в длину:
--- прыжок в длину с полного разбега;
------------ бег с высокого старта;
------------------------------- бег с низкого старта;
--------------------------------------- бег с хода
Рис. 2. Динамика длины и темпа шагов в соревновательном и беговых
упражнениях у прыгунов в длину:
--- прыжок в длину с полного разбега;
----------------------- бег с высокого старта;
------------------------------- бег с низкого старта;
--------------------------------------- бег с хода
В итоге основные различия между разбегом соревновательного упражнения и бегом с низкого старта проявились в следующих показателях:
- скорости, длине и темпе соответственно в 100, 85,7 и 87,5 % сопоставляемых шагов;
- углах стартового разгона (24 и 40°, разница составила 40 %);
- коэффициентах вариации приращения скорости на каждом шаге 58,2 и 32,2 %, разность 26 %);
- скорости на 4-6-м от конца разбега шагах (8,98 и 9,74 м/с, 7,8 %);
- разнице скорости между последними 3-я и 4-6-м от конца разбега шагами (0,75 и 0,08 м/с, 10,7 %);
- разнице скорости между последними 2-я и 3-4-м шагами (0,99 и 0,08 м/с, 8,1 %);
- беговой активности на последних 6 шагах (1,18 и 1,62, 27,2 %).
Различия между разбегом в прыжке и бегом с высокого старта.
Сопоставление этих упражнений по кинематическим параметрам
шагов позволило выявить различия (р<0,05) скорости, длины шагов и темпа бега соответственно в 52,4, 57,1, 80,9 % сравниваемых шагов. Запись темпо-ритмовой структуры бега показала скорости, достигаемые прыгунами в разбеге соревновательного упражнения и в беге с высокого старта. Если рассматривать на графике скорости угол наклона ее кривой (участка, соответствующего стартовому ускорению), то видно, что в беге с высокого старта угол наклона больше (37 °), чем в полном разбеге (24 °).
Коэффициент вариации приращения скорости на каждом шаге в беге с высокого старта больше (67,5 %), чем в соревновательном упражнении (58,2 %) (см. табл. 1). Наряду с этим были выявлены достоверные различия полного разбега в прыжке и бега с высокого старта в скорости на 4-6-м от конца разбега шагах (8,98±0,10, 9,54±0,05 м/с) и среднем темпе (3,84±0,07, 4,12±0,04 ш/с) (табл. 1 и 2).
Таблица 2
Темп шагов в разбеге и в беговых упражнениях прыгунов в длину (М±т)
Измеряемые характирестики Прыжок в длину с полн. разбега Бег с хода Бег с высокого старта Бег с низкого старта
Темп Максимальная скорость, м/с 4,37±0,07 4,51±0,09 4,41±0,06 4,44±0,07
Средняя скорость (м/с) 3,84±0,07 4,39±0,03 4,12±0,04 4,02±0,05
Скорость на последних 6 шагах, м/с 4,09±0,12 4,39±0,03 4,28±0,09 4,17±0,05
Скорость на последних 3 шагах, м/с 4,09±0,12 4,40±0,06 4,27±0,09 4,10±0,08
Длина Максимальная скорость, м/с 2,37±0,02 2,37±0,05 2,36±0,02 2,38±0,03
Скорость на последних 6 шагах, м/с 2,28±0,02 2,22±0,03 2,28±0,05 2,23±0,03
Скорость на последних 3 шагах, м/с 2,28±0,04 2,27±0,05 2,35±0,09 2,30±0,04
Для последних шагов полного разбега с прыжком характерно значительное нарастание скорости: ее разница между последними 3-я и предыдущими 3-мя шагами, а также последними 2-мя и предыдущими 2-мя
шагами соответственно 0,75 и 0,99 м/с. В то же время в беге с высокого старта динамика скорости менее выражена: 0,17, 0,04 м/с (см. табл.1).
Отмеченное нарастание скорости в обоих упражнениях приводит к различиям в параметрах бега на последних 6 шагах. Из табл. 1 видно, что в беге с высокого старта значения изменений скорости выше (1,46 м/с), чем в соревновательном упражнении (1,18 м/с).
Таким образом, основные различия между разбегом в соревновательном упражнении и бегом с высокого старта проявились в следующих параметрах:
- скорости, длине и темпе соответственно в 52,4, 57,1, 80,9 % сопоставляемых шагов;
- углах кривой графика стартового разгона (24 и 37 35,1 %);
- коэффициентах вариации приращения скорости на каждом шаге (58,2 и 67,5, различие 9,3 %);
- скорости на 4-6-м от конца разбега шагах (8,98 и 9,54 м/с, 5,9 %);
- среднем темпе шагов (3,84 и 4,12 ш/с, 6,8 %);
- разнице скорости на последних 3-х и предыдущих 3-х шагах (0,75 и 0,17 м/с, 77,3 %);
- разнице скорости на последних 2-х и предыдущих 2-х шагах (0,99 и 0,04 м/с, 96 %);
- беговой активности на последних 6 шагах (1,18 и 1,46, 19,2 %).
Различия между разбегом соревновательного упражнения и бегом с
хода.
Особенность выполнения бега с хода в том, что спортсмен, имея запас скорости, достигаемой за счет предварительного разбега, пробегает дистанцию в «полную силу». В нашем случае были исследованы последние 6 шагов в беге на 20 м с хода (табл. 1 и 2).
Картина нарастания скорости в сравниваемых упражнениях схожа. При этом коэффициенты вариации ее прироста колеблются от 50,8 % (бег с хода) до 58,2 % (разбег в прыжке в длину).
В беге с хода спортсмен превышает скорость на 4-6-м шагах от конца разбега и средний темп соревновательного упражнения. В табл.1 и 2 видны эти различия (р < 0,05). Они очевидны из сравнения скорости 4-6-м от конца разбега шагов (8,98±0,10, 9,57±0,19 м/с) и среднего темпа (3,84±0,07, 4,39±0,03 ш/с).
В беге с хода скорость нарастает к моменту финиширования, то есть ее динамика на последних 6 шагах подобна разбегу соревновательного упражнения. Однако и в этих параметрах проявляются различия. Из табл. 1 видно, что на последних шагах полного разбега показатели разницы скорости между последними 3-я и предыдущими 3-я, последними 2-я и предыдущими 2-я шагами соответственно равны 0,75 и 0,99 м/с. В то же
время в беге с хода эта разница скорости достигается 0,43 и 0,23 м/с.
Вышеотмеченное нарастание скорости приводит к различиям беговой активности (см. табл. 1): в беге с хода она составляет 1,43 м/с; в разбеге соревновательного упражнения - 1,18 м/с.
Резюмируем основные различия между разбегом соревновательного упражнения и бегом с хода. Они проявились:
- в коэффициентах вариации приращения скорости на каждом шаге (58,2, и 50,8 %, разница 7,4 %);
- в скорости 4-6-го от конца разбега шагов (8,98 и 9,57 м/с, 6,2 %);
- в среднем темпе (3,84 и 4,39 ш/с, 12,5 %);
- в разнице скоростей на последних 3-х и предыдущих 3 шагах (0,75 и 0,43 м/с, 42,7 %);
- в разнице скорости на последних 2-х предпоследних 3-4-х шагах (0,99 и 0,23 м/с, 76,8 %);
- в беговой активности на последних 6 шагах (1,18 и 1,43, 7,5%).
Из вышесказанного следует, что «традиционно» используемые беговые средства далеко не всегда могут гарантировать формирование хорошего навыка выполнения соревновательного упражнения - прыжка в длину с разбега. Поэтому главным условием планируемой тренировочной работы должно стать соблюдение принципа адекватности подбора средств в соответствии со структурой соревновательного упражнения. Сравнение соревновательного упражнения и беговых средств прыгунов в длину привело к следующим результатам.
Наибольшее сходство выявилось между соревновательным упражнением и бегом с хода. По результатам табл. 1 -3 видно, что коэффициенты вариации между этими упражнениями отличаются незначительно (на 7,4%), причем эта разница в данном случае наименьшая среди представленных в тексте параметров бега с высокого и низкого стартов.
В беге с хода прыгун набирает большую, чем в соревновательном упражнении, скорость на 4-6-м от конца разбега шагах (на 6,2 %). Происходит это, по-видимому, за счет среднего темпа, который выше (на 12,5 %) в беге с хода.
Основное сходство между соревновательным упражнением и бегом с хода наблюдается в динамике их скорости на последних 6 шагах, что не так ярко выражено при сравнении соревновательного упражнения и бега с высокого и низкого стартов.
Пожалуй, относительное сходство бега с хода и полного разбеге в прыжке в длину базируется в основном на близости отношений скоростей на последних 3-х и предыдущих 3 шагах, а также на последних 2-х и предыдущих 2 шагах: в обоих случаях наблюдается некоторое нарастание скорости к моменту окончания при выполнении упражнений.
Таблица 3
Различия параметров полного разбега в прыжке и основных упражнений беговой подготовки у высококвалифицированных прыгунов в длину (%)
Измеряемые характирестики Прыжок в длину с полн. разбега Бег с хода Бег с высокого старта Бег с низкого старта
Скорость Максимальная скорость, м/с 10,2+0,13 - - -
На последних 3 шагах, м/с 9,32+0,22 - - -
На 4-6-м с конца шагах, м/с 8,98+0,10 > 6,2 > 5,9 > 7,8
На 3-4-м с конца шагах, м/с 8,98+0,31 - - -
Разница между последними 3-мя и 4-6-м с конца шагами, м/с 0,75 < 42,7 > 77,3 -10,7
Разница между последними 2-мя и 3-4-м с конца шагами, м/с 0,99 < 76,8 < 96,0 -8,1
Угол наклона кривой графика разбега, град. 24 - > 35,1 > 40,0
Беговая активность на последних 6 шагах, отн. ед. 1,18 > 17,5 > 19,2 > 27,2
Коэф. вариации приращения скорости, % 58,2 < 7,4 > 9,3 < 26,0
Средний темп, ш/с 3,84+0,07 > 12,5 > 6,8
Темп на последних 3 шагах, ш/с 4,27+0,16 - - -
Длина Максимальная, м 2,37+0,02 - - -
На последних 6 шагах, м/с 2,28+0,02 - - -
На последних 3 шагах, м/с 2,28+0,04 - - -
Примечание: > - < - по сравнению с соревновательным упражнением.
Если сравнивать наращивание скорости в беге с хода и высокого старта, то видно, что в беге с хода разницы скоростей между последними 3-мя и предыдущими 3-мя шагами, а также последними 2-мя и предыдущими 2-мя шагами (соответственно 42,7 и 76,8 %), более схожи с этой разницей в разбеге соревновательного упражнения, чем в беге с высокого старта - 77,3 и 96,0 % соответственно
Таким образом, бег с хода более схож с разбегом в соревновательном упражнении, чем бег с высокого старта. Однако, как показал анализ структуры, подобные сравнения не проводились, что, в конечном счете, ведет к «чисто интуитивному» применению бега с хода.
Была выявлена степень сходства бега с высокого и низкого стартов с разбегом в соревновательных прыжках прыгунов в длину.
Бегу, как с низкого, так и с высокого старта свойственно более резкое нарастание скорости, чем полному разбегу прыжка в длину. Тем не менее по углу наклона кривой скорости стартового разгона бег с высокого старта «ближе» к разбегу в прыжках, чем бег с низкого старта (различия соответственно 35,1 и 40,0 %).
Сравнительный анализ параметров коэффициентов вариации приращения скорости на каждом шаге показал, что в беге с низкого старта отличие от полного разбега в прыжке в длину больше (26,0 %), чем в беге с высокого старта (9,3 %). Это подчеркивает спринтерскую направленность бега с низкого старта и, наоборот, более сложную структуру нарастания скорости в беге с высокого старта.
Вызывает интерес динамика наращивания скорости на последних 6 шагах в беге с низкого старта. Здесь разница скорости между последними 3-мя и предыдущими 3-мя шагами, последними 2-мя и предыдущими 2-мя шагами имеет отрицательное значение. Иными словами, к моменту финиширования скорость уменьшается. Подобная динамика скорости, по мнению В.М. Дъячкова и И.А. Тер-Ованесяна, нежелательна, такая темпо-ритмовая структура разбега нерациональна.
Снижение скорости, на наш взгляд, связано с установкой на финиширование, которая, как показало наше исследование, увеличивает значение беговой активности. В результате этого возрастает продолжительность полетных фаз бега, что не способствует выполнению эффективного отталкивания. В нашем случае беговая активность на последних 6 шагах менее схожа с беговой активностью в соревновательном упражнении в беге с низкого старта, чем в беге с высокого старта. В беге с низкого старта различия беговой активности составляют 27,2 %, а в беге с высокого старта - 19,2 %. Эти различия между соревновательным упражнением и бегом с низкого старта позволяют «поставить» бег с низкого старта в иерархии беговых упражнений после бега с хода и бега с высокого старта.
Таким образом, полученные нами данные по различиям между соревновательным упражнением и беговыми средствами прыгуна в длину позволили ранжировать последние по уровню значимости в следующем порядке: I - бег с хода, II - бег с высокого старта, III - бег с низкого старта.
Проведенное нами исследование структуры специальных упражнений прыжковой и беговой подготовки, наиболее часто применяемых прыгунами в длину, их кинематического сходства и различий с соревновательным упражнением позволяет более целенаправленно воздействовать на техническую подготовку прыгуна в длину в годичном цикле тренировки и в многолетнем планировании.
Список литературы
1. Галухин Р.М., Молотилов Е.В. Резервы повышения спортивно-технического мастерства прыгунов в длину: метод. рекомендации. М., 1986., 24 с.
2. Галухин Р.М., Молотилов Е.В. На рубеже XXI века. Год 2002-й. Научный альманах МГАФК. Малаховка, 2002. С. 54-61.
3. Галухин Р.М., Михайлов Н.Г. Анализ кинематики прыжковых упражнений спортсменов высокой квалификации // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. Вып. 4. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. С. 119—126.
Галухин Рудольф Михайлович, канд. пед. наук, доц., [email protected],Россия, Москва, Московский городской педагогический университет
THE SIMILARITY AND DIFFERENCES BETWEEN COMPETITION EXERCISE AND EXERCISE JOGGING BY MEANS OF PREPARA TION OF JUMPERS IN LENGTH
WITH A RUNNING HIGH QUALIFICATION
P.M. Galukhin
The results of the biomechanical analysis of the main running exercises used in the training process of jumpers in length from the take-off are shown and the possibility of choosing them in planning, taking into account the existing differences in the structure, is shown.
Key words: biomechanics of running exercises, length andfrequency of steps, speed of running and running start, similarity and difference of training means studied.
Galoukhin Rudolf Mikhaylovich, candidate of pedagogic Sciences, associate professor, rнfmil9@,mail.rн, Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University
УДК 797.122.2
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЮНОШЕЙ,
СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ГРЕБЛЕ НА БАЙДАРКАХ В ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ
В.Ю. Давыдов, Д.Н. Пригодич, В.В. Шантарович, А.Ю. Журавский
Проведено комплексное обследование мальчиков 13-14 лет, занимающихся греблей на байдарках. Выявлены наиболее информативные показатели, сформирована модель гребца, основанная на морфофункциональных показателях и соматотипах.
Ключевые слова: спортивный отбор, гребля, байдарка, морфофункциональные показатели.
Проблема совершенствования спортивного отбора является одной из основных теоретических и прикладных медико-биологических проблем физической культуры и спорта. Развитие теории спортивного отбора влияет на уровень спортивных достижений и на развитие спортивной науки в целом. Целью спортивной деятельности является достижение максимально возможных для конкретного индивидуума результатов. Рост показателей в большинстве видов спорта, в том числе в гребле, требует дальнейшего поиска надежных путей и способов оценки индивидуальных возможностей занимающихся. [1, 5].