УДК 291
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ КОНФУЦИАНСТВА, ДАОСИЗМА И БУДДИЗМА
© Пэн Лин, доктор исторических наук, преподаватель кафедры русского языка Института иностранных языков Сианьского университета Цзяотун.
КНР, 710049, г. Сиань, ул. Сяньнин Силу, 8. E-mail: Peng_ling2002@126.com
В статье рассматриваются три философско-религиозных направления Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм. Проводится анализ данных направлений, в результате которого выделяются сходства и различия их становления и развития, выявляется отношение конфуцианства и даосизма к более древним традициям и обычаям. Установлено то, что в китайских философских учениях (конфуцианстве и даосизме) сохранились некоторые принципы первобытной религии. Также в статье рассматривается процесс распространение буддийского учения в Китае, его адаптация. Показаны основные сходства и отличия с конфуцианством и даосизмом, описано их взаимовлияние. Автор приходит к выводу, что результатом взаимного сосуществования философско-религиозных направлений стало появление особого, китаизированного, варианта буддизма, значительные элементы которого сохранились в Китае и в настоящее время.
Ключевые слова: конфуцианство, даосизм, буддизм, сходства, различия, традиции.
SIMILARITIES AND DIFFERENCES OF CONFUCIANISM, DAOISM AND BUDDHISM
Peng Ling, DPhil in History, Lecturer, Department of Russian language, Institute of Foreign Languages, Xian Jiaotong University.
8 Xianning Silu St., Xian, 710049 China. E-mail: Peng_ling2002@126.com
The article discusses three philosophical and religious schools in China: Confucianism, Daoism and Buddhism. The analysis of these schools is made, it results in distinguishing similarities and differences in their formation and development; the attitude of Confucianism and Daoism to more ancient traditions and customs is revealed. It was defined that some of the principles of primitive religion survived in the Chinese philosophical doctrines (Confucianism and Daoism). The article also discusses the spread of the Buddhist teaching in China, its adaptation. The basic similarities and differences with Confucianism and Daoism are revealed, their interrelation is described. The author comes to the conclusion that the result of the mutual coexistence of philosophical and religious schools has been the emergence of a special, Chinese version of Buddhism, which significant elements have survived in China through nowadays. Keywords: Confucianism, Daoism, Buddhism, similarities, differences, traditions.
Наследие Китая как одной из древнейших культур всегда привлекало людей, находящихся в непрерывном поиске непостижимой гармони части и целого, человека и природы, «внешнего» и «внутреннего». Многие из тех, кто стремится к самопознанию, совершенствованию, находят опору в учениях таких мудрецов как Конфуций, Лао-цзы и Будда.
В китайском обществе с древнейших времен большое значение придавалось философско-религиозным направлениям. Основными течениями в Древнем Китае считались конфуцианство, даосизм и буддизм, которые были тесно связаны с моральными принципами и уважительным отношением к традициям и культуре. Эти три традиции несут и религиозную, и культурную нагрузку, но нет сомнений в том, что они возникли как философские системы, имеющие свои школы, учителей и последователей.
Конфуцианство, как морально-этическое направление, оказало влияние на жизнь каждой семьи, общество и все государство в целом. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) - основатель данного течения, жил в эпоху крупных социальных и политических потрясений. Он предложил обратиться к старым традициям, которые, по его мнению, были бы идеальными для создания крепкого и стабильного государства. В эпоху династии Хань конфуцианство становится официальной государственной идеологией, моральные принципы и нормы которой и сейчас оказывают существенное влияние на духовную жизнь Китая.
Даосизм также как и конфуцианство является одним из основных философско-религиозных течений Китая. Основателем даосизма считается Лао-цзы, легендарный современник Конфуция, которому приписывается авторство основополагающего даосского трактата «Дао Дэ Цзин». В отличие от Конфуция Лао-цзы совершенно не интересовала политическая составляющая жизни, целью его учения было достижение личного бессмертия. Лао-цзы учил воспринимать жизнь, как перемену разных состояний - грусть и радость, счастье и несчастье, любви и ненависти. Поэтому что бы ни произошло
в жизни у человека, на все можно взглянуть с обратной стороны. Даосы, так же как и конфуцианцы, утверждали, что их учение восходит к древности. Основной принцип даосского учения состоит в том, что для достижения покоя и душевного благополучия, познания дао необходимо заниматься медитаций и определенными упражнениями. Иными словами, соблюдение определенного режима питания, сопровождаемого специальными гимнастиками и дыхательными упражнениями, дает возможность реализации особой психотехники.
Буддизм начал проникать в Китай из Индии еще в I в. н.э. Но широкое распространение, как религия страдания, надежды, утешения и вознаграждения, он получил только в V в, став при этом в некоторых царствах официальной религией. Будда пропагандировал учение о страданиях и избавлении от них. Первая истина Будды гласит, что «жизнь есть страдание», потому следует стойко переносить встающие на пути неудачи. Процесс распространения буддизма в Китае был сложным и длительным, и одной из основных трудностей явилось отсутствие специальной лексики. Существовало множество сложностей при переводе индийских текстов на китайский язык, некоторые термины транскрипировались, некоторые переводились с удалением или добавлением информации, часть терминов была заимствована главным образом из даосского учения.
Все три философско-религиозных учения оказали непосредственное влияние друг на друга.
Следует обратить внимание на тот факт, что конфуцианство и даосизм являются китайскими вероучениями, они имеют общие социальные предпосылки и культурные корни.
Считается, что поклонение силам природы и многобожие - характерные черты даосизма. Однако они присутствуют и в конфуцианстве, о чем говорит поклонение духам и предкам. Необходимо отметить, что конфуцианство и даосизм переняли традиции первобытной религии, где существует многообразный культ природы, например, поклонение ветру, дождю и облакам, небесным телам вплоть до различных сверхъестественных животных.
Что касается культа предков, то обычно он относится к конфуцианской идеологии. Однако моральные принципы даосского учения в определенной степени созвучны с принципами конфуцианской культуры. Например, это касается некоторых правил «Сяо» - сыновней почтительности. В действительности же культ предков является традицией китайского общества и культуры, он стал своего рода религией и получил распространение в обществе, а не является идеологией избранных.
Магия относится к китайским обычаям, существовавшим еще до образования трех учений. Даосизм в своей практике во многом продолжил древние обычаи магии. Как отмечают российский синолог Р. М. Зиганьшин и китайский ученый У Цзиндун, ученые мужи-конфуцианцы отвергали магию [1]. Однако это не означало, что конфуцианство полностью избежало магических действий. Гадание, как один из элементов магии, присутствует и в конфуцианстве. В отличие от даосизма «магия в лице конфуцианства переместилась из сферы воздействия на иной мир (божеств и духов) на этот мир - в сугубо социальную, светскую сферу» [1]. Конфуцианское гадание не только не уступает, но и превосходит даосизм, о чем может свидетельствовать «Книга перемен» (древнекитайская гадательная книга, одна из книг конфуцианского Пятикнижия).
Особенностью первобытной религии является деление вселенной на множество уровней, где каждый уровень имеет своего божественного правителя и сверхъестественных жителей. Основными уровнями вселенной являются Небо и Земля. Связь между различными уровнями изолирована, и задача древних китайских религиозных обрядов заключалась в установлении связи между ними. Общим в представлениях людей было признание существования во вселенной параллельных обитаемых миров, населенных людьми и духами. Духи отождествлялись с «божествами-предками». «Божества» восходили к «природным духам» и в основном были локально и ситуационно определенными, а «предки» отождествлялись с душами умерших. Связь между мирами устанавливалась специальным посредником, а в эпоху Шан-Инь функцию посредника стал выполнять император (ван) [5].
Если сравнивать даосизм и конфуцианство, то можно выявить множество различий между ними. Например, даосизм - это типичная форма политеизма, а конфуцианство строго соблюдает традиционный культ императора и Неба.
Для буддизма также характерны магические действия. Важнейшими социальными функциями буддизма, сохранившимися в последующие столетия, стали: обеспечение погребальных церемоний, поминовение душ усопших, экзорцистские обряды, заупокойные молебны и т.д. В процессе распространения буддизма в Китае его первоначальная форма изменялась, так как ему приходилось адаптироваться к местным традициям и культуре: в буддийское учение вошли некоторые основы традиционной китайской морально-этической доктрины (принцип Сяо); со временем буддийские персонажи
стали связываться с китайскими героями (к примеру, бодхисатва Аволокитешвара стал отождествляться с бодхисатвой Гуаньинь).
Использование даосских терминов для передачи смысла буддийского учения привело к сближению даосизма и буддизма. Первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм даосизма. Оба течения выполняли одинаковые социальные функции (помощь в достижении идеала спасения или освобождения, ритуально-магическое «обеспечение» повседневной жизни и т.п.), ставили близкие философские проблемы и приходили к схожим решениям (невозможность выражения и описания истинно сущего, негативная оценка привязанности к профаническим объектам и т.п.), использовали психотехнику для достижения измененных состояний сознания, определяемых традицией как «совершенные» [5]. Схожесть буддизма и даосизма также выражается в политеизме. Даосский пантеон включал в себя бога очага (Цзао-шэнь), бога города (Чэн-хуан), хранителя ворот (Мэнь-шэнь) и др. В буддизме также существует множество будд, бодхисатв, божеств, святых, количество которых до сих пор не подсчитано.
Основными общими чертами буддизма и даосизма можно назвать: 1) идею несовершенства материального мира и стремление при помощи определенного восприятия мира и медитаций достигнуть освобождения (буддизм) или гармонии (даосизм), находясь в этом мире; 2) почитание людей/существ, которые уже достигли освобождения (буддизм) или гармонии (даосизм), упование на их помощь в деле достижения самоосознания.
Для конфуцианства и буддизма главным вопросом являлся не вопрос веры, а философия. В основе данных течений лежала теория нравственности и морали, большое значение придавалось совершенствованию природы человека. Позже это было развито и последователями учений, которые строго руководствовались рядом моральных принципов. Например, все представители раннего конфуцианства - Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы - уделяли особое внимание нравственному воспитанию. Они полагали, что воспитание может сделать человека благородным мужем (цзюнь-цзы). В буддийском учении практика совершенствования является основополагающим аспектом, цель совершенствования - освобождение от сансары и достижение просветления. Отсутствие сансары и кармы - отличительная черта конфуцианства и даосизма от буддизма.
Между конфуцианством и буддизмом существуют определенные отличия, основным из которых является отношение к природе человека и способы совершенствования личности.
Итак, характерной чертой для всех философско-религиозных направлений Китая стало стремление к благополучию, знанию, постижению истины и т.д. Различия и сходства конфуцианства, буддизма и даосизма можно резюмировать следующим образом:
1. Конфуцианство является главным образом государственной и политической основой организации жизни китайцев, а даосизм и буддизм - философско-религиозной. Конфуцианство призывает к непрерывной активности в социальном бытие. Его морально-этическое направление основывается на следовании древним традициям, отступление от которого ведет к различным несчастьям в жизни людей. Важную роль в конфуцианской философии играет устройство семьи. Конфуций отмечал, что образцовая семья - залог идеального государства, именно поэтому он выдвинул нормы и правила поведения каждого человека и определил его место и социальную роль. Конфуцианство обращается к человеку как к высококультурному существу, имеющему разум, даосизм - как к существу природы, подвластному эмоциям и инстинктам. Конфуцианская идеология была своего рода попыткой снять состояние напряженности между человеком и обществом, обеспечить укрепление социально-политической системы Китая, усовершенствовать ее. Конфуцианство в основном сосредоточивается на управленческой деятельности и элитарной стороне культуры («высоких» занятиях), к примеру, каллиграфия, «возвышенные» жанры музыки, поэзии, живописи. Несмотря на то, что в конфуцианстве сохранилась вера в сверхъестественные проявления, все же к вопросам веры оно относится с рациональной точки зрения. Все внимание обращено на моральные и нравственные принципы;
2. В даосизме главной категорией является дао - путь, универсальный закон мира, являющийся движущей силой всего. Гармония и порядок во вселенной - это проявление дао. Обрести гармонию и успех в делах возможно с помощью поиска дао и невмешательства в него, то есть, не нарушая естественное течение жизни (принцип «недеяния»), так как путь для каждого предопределен и необходимо лишь найти его. Даосизм не предполагает борьбы с собой. Любое стремление что-нибудь сделать или изменить в природе или в жизни людей для лучшего существования - вызывает резкое осуждение, так как нарушается естественный ход вещей. Главная добродетель - это «недеяние», только таким поведением можно встать на путь нравственного самосовершенствования;
3. Буддизм обладает двойственным учением, с одной стороны, он является образцом элитарного вероучения, предназначенного для избранных, с другой - он предназначен для широких масс (народа). Даосизм в целом предназначен для широких масс, что подтверждается наличием в учении особенностей древних обычаев, а также магических ритуалов и обрядов. Хотя, конечно, это не означает, что даосское учение абсолютно аналогично первобытному учению. Даосизм также имеет черты высокого уровня, о чем свидетельствуют канонические книги и догматы, а также моральные и нравственные принципы. Но основу даосизма составляет мистическое начало.
Совместное сосуществование в Поднебесной таких философско-религиозных направлений, как конфуцианство, даосизм и буддизм, никогда не вызывало религиозных распрей между ними. Это объясняется ситуацией возникновения в стране религиозного синкретизма. Так, герои народных мифологических сказаний, даосского и буддийского философских течений объединились с персонажами культа конфуцианства, а в деревенских храмах можно встретить находящиеся рядом статуи Конфуция, Лао-цзы и Будды. Также результатом их взаимного сосуществования стало появление особого, китаизированного, варианта буддизма, значительные элементы которого сохранились в Китае и в настоящее время.
Литература
1. Зиганьшин Р. М. «Эволюция» магии в конфуцианство // [Электронный ресурс]. - URL: http://www. synologia.ru
2. Новая философская энциклопедия // [Электронный ресурс]. - URL: http://iph.ras.ru/enc.htm
3. Спирин В. С. Рационализм в классической китайской философии / Архив российской китаистики / сост. А. И. Кобзев; под ред. А. Р. Вяткина. - М.: Восточная литература, 2013. - 519 с. // [Электронный ресурс]. -URL: http://www.synologia.ru/a/Рационализм_в_классической_китайской_философии
4. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат, 1986. - 582 с.
5. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. / под ред. М. Л. Титаренко. - М.: Восточная литература, 2006. - Т.1. - С.158-165.
6. Хандархаева В. В. Проблема взаимодействия противоположностей в философии Китая // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Философия, социология, политология, культурология. - 2015. -№6. - С.30-35.
7. Янгутов Л. Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. - Новосибирск: Наука, 1995.
8. - 2009 ¥Ш
35 ШШ 1 Ш 45-47 Ж.
9. тйжжятшшж^im 2014¥ 5 я 9 вфш^^жИ
// [Электронный ресурс]. - URL: http://iwr.cass.cn/zjyzx/201405/t20140509_16765.htm
References
1. Zigan'shin R. M. «Evolyutsiya» magii v konfutsianstvo ["Evolution" of Magic into Confucianism]. Available at: http://www.synologia.ru
2. Novaya filosofskaya entsiklopediya [The New Encyclopedia of Philosophy]. Available at: http://iph.ras.ru/ enc.htm
3. Spirin V. S. Ratsionalizm v klassicheskoi kitaiskoi filosofii [Rationalism in Classical Chinese Philosophy]. Arkhiv rossiiskoi kitaistiki - Archive of Russian Sinology. Moscow: Vostochnaya literatura Publ., 2013. 519 p. Available at: http://www.synologia.rua/Ratsiomhzm_v_klassicheskoi_kitaiskoi_filosofii
4. Tokarev S. A. Religiya v istorii narodov mira [Religion in the History of the World Nations]. Moscow: Politizdat Publ., 1986. 582 p.
5. Dukhovnaya kul'tura Kitaya [Spiritual Culture of China]. Moscow: Vostochnaya literatura Publ., 2006. V. 1. Pp. 158-165.
6. Khandarkhaeva V. V. Problema vzaimodeistviya protivopolozhnostei v filosofii Kitaya [The Problem of Op-posites Interaction in the Philosophy of China]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filosofiya, sotsiologiya, politologiya, kul'turologiya - Bulletin of Buryat State University. Ser. Philosophy, Sociology, Political Science, Cultural Studies. 2015. No. 6. Pp. 30-35.
7. Yangutov L. E. Edinstvo, tozhdestvo i garmoniya v filosofii kitaiskogo buddizma [Unity, Identity and Harmony in the Philosophy of Chinese Buddhism]. Novosibirsk: Nauka Publ., 1995.
8. 2009 ¥Ш 35 ШШ 1 Ш 45-47 Ж.
9. Й'ЬЛкН^-^аШЖМЮЙШч 2014 ¥ 5 Л 9 ВФШ^^^ЖИ.
Available at: http://iwr.cass.cn/zjyzx/201405/t20140509_16765.htm