«ШНЕЛЛЬБОТЫ» S-27 И S-102 -ПОСЛЕДНИЙ РЕЙД У БЕРЕГОВ ТАМАНИ
Кондрашев А.В. (Краснодар)
В списке потерь германского флота на Черноморском ТВД в 1942—1943 г., в Керченском проливе у южных берегов Таманского п-ва отмечена гибель двух торпедных катеров — «8-27» и «8-102». Подробная информация о месте и обстоятельствах происшествий в отечественных источниках отсутствует. Известно лишь, что в первом случае в катер случайно попала торпеда, пущенная во время атаки с «шнелльбота» 8-72 ( 1942 г.), а второй подорвался год спустя в том же районе на советской мине во время ночного рейда у мыса Железный Рог. В связи с отсутствием точных данных о месте их гибели, поисками затонувших судов никто не занимался.
В 2004 г. любителем подводного плавания А. Муратовым из подводного центра «Тамань» в районе мыса Железный Рог на глубине 15 м были случайно открыты остатки затонувшего судна времен Второй мировой войны. Сохранившийся обломок кормовой части, несколько 40-мм снарядов с германской маркировкой, а также разбросанные на большом участке фрагменты корпуса и двигателей позволили предварительно идентифицировать объект и определить причину его гибели: обнаружены остатки германского торпедного катера, погибшего в результате сильного взрыва.
Поскольку был найден только 4-х метровый фрагмент кормы, (общая длина катера составляла около 35.0 м), дайверы решили продолжить поиски основной части «шнелльбота» самостоятельно,
Рис. 1. Кормовая часть шнелльбота, вид сверху
Рис. 2. Вид спереди
сохранив свое открытие в тайне. Корпус судна так и не был найден, а подводный центр через некоторое время закрылся.
Спустя несколько лет обломок кормы был вновь обнаружен подводной экспедицией клуба «Нептун-Про» из г. Тольятти (рук. С. Долгов). В районе гибели катера были сделаны новые находки — замытое песком 40 мм зенитное орудие «^1ак-28» шведской фирмы «Бофорс», несколько глубинных бомб и якорь-кошка. Дайверами была обследована значительная часть прилегающей акватории, однако, основную часть корпуса обнаружить опять не удалось.
Для идентификации объекта и повышения эффективности поисковых работ, возникла необходимость более детального изучения материалов 1-й флотилии немецких торпедных катеров, действовавшей в Северо-Восточном Причерноморье в 1942—1943 г. Неоценимую помощь в этом оказали работы известного военного историка, полковника М.Э. Морозова, а также предоставленные им копии документов из германских архивов, раскрывающие обстоятельства гибели «шнелльботов» Б-27 и Б-102.
Германские торпедные катера появились на Черном море в период наиболее ожесточенных боев за Севастополь. Это было наиболее подготовленное и отличившееся в боях в Северном море, Ла-Манше и на Балтике подразделение 1-й флотилии из шести катеров в составе Б-26, Б-27, Б-28, Б-40, Б-72 и Б-102. По мнению командования, из всех боевых кораблей германского флота в Черном море, только субмарины и торпедные катера были эффективны для использования в наступательных целях. Катера обладали хорошей мореходностью, имели малозаметный силуэт и мощные дизельные двигатели по 2000 л.с. Развивая скорость до 40 узлов, они были вооружены двумя торпедными аппаратами и автоматическими пушками. Кроме того, катера несли на борту мины и глубинные бомбы, что делало их многоцелевыми боевыми единицами.
«Шнелльботы» 1-й флотилии развили у берегов Кавказа и Крыма бурную деятельность, полную дерзких ночных рейдов и атак на советские конвои. Особенно проявил себя катер Б-102 под командованием В.Тенигеса, получившего Рыцарский крест за боевые действия в Ла-Манше. Позже за удачные походы в Черном море он добавил к ним «дубовые листья».
Во время первого боевого выхода в июне 1942 г. в составе S-27, S-102 и S-72 был потоплен санитарный транспорт «Белосток», шедший из Севастополя в Туапсе с ранеными и беженцами. В августе в результате торпедных атак погибли советский военный транспорт «Севастополь» и транспорт «Ян Томп».
В начале сентября флотилия развернула активную деятельность у берегов Таманского полуострова. По германским данным, в результате трех нападений 2, 3 и 5 в районе ст.Благовещенской поступил доклад о 19 потопленных судах не установленного класса. Однако, советское командование подтверждает потери только двух — 2.09.42 г. по рейду и причалу у о.Соленое на южном побережье Тамани, выпущено 5 торпед, потоплен буксир «Пролетарий» и рейдовый катер «КЗИС». Предполагается, что остальными плавсредствами могли быть небольшие суда класса сейнеров, значив -шиеся пропавшими без вести.
Во избежание потерь личного состава, накануне эвакуации войск с Тамани командованием было принято решение перенести посадку с причала о.Соленое на 4 километра южнее, на косу Благовещенская (Бугазская), в устье Кубанского (Кизилташского) лимана. 5.09.1942 г. только за одну ночь на катерах, сейнерах и буксирах было перевезено без происшествий в Геленджик более 3000 человек.
Немцы тоже несли потери. Согласно опубликованным данным, во время ночной атаки 5.09.42 г. одна из выпущенных катером S-72 торпед начала описывать циркуляцию и угодила в S-27, мгновенно отправив его на дно. Еще два «шнелльбота» погибли в 1943 году — 8 июля S-102 подорвался на советской мине в южной части Керченского пролива, а 10 сентября катер S-46 был потоплен ВВС ЧФ юго-восточнее Феодосии.
Ниже приводятся перевод отдельных фрагментов судовых журналов S-27 и S-102, позволяющий проследить хронику ночного рейда 1-й флотилии 5.09.42 г. и обстоятельства гибели катеров.
05.09.1942 г. Южная часть Керченского пролива. Ночная атака на советские суда. Гибель S-27.
19-00. Из базы «Иван Баба» к южному побережью Тамани на боевое задание вышли катера «S-102», «S-28», «S-27», «S-72».
21-30 Прошли 15 морских миль, расстояние от берега 8 морских миль.
21-46 Прошли 9 морских миль, сигнал с «Лючии» (Lucie) жёлтый свет, боевое построение «углом вперёд». Я направил катер в устье Кубанского лимана, предполагая, что там будут проходить последние погрузки на корабли.
22-55 Легли на курс 95°, дивизион лодок переместился на Запад. Ночь тёмная. Чтобы лучше видеть побережье, я подошёл так близко, что у лодки с севера («S-72») под килем была глубина 6—8 м.
23-10 «S-72» докладывает о небольшом тёмном силуэте на 40°. Дивизион ложится на этот курс. Приказ по радио на «S-72»: по возможности, выпустить торпеду при глубине больше 10 м.
23-41 «S-72» стреляет 1 торпедой и топит 1 пароход водоизмещением 2000 t. Пароход стоял на якоре, дальность выстрела 2000 м. Глубина моря 8 м.
23-44 «S-72» докладывает о втором тёмном силуэте около потопленного парохода. Приказ по УКВ на «S-28», который стоит около «S-72»: атаковать обнаруженный силуэт.
23-49 «S-28» сообщает о попадании в пароход. Взрыв на 300°.
23-52 Взрыв на 300° (2-ое попадание с «S-28»).
23-53 Два взрыва друг за другом (два попадания двух торпед с «S-27») «S-28» докладывает: 1 пароход и 1 лихтер потоплены.
23-59 Попадание флагманского катера в пароход водоизмещением 1500t. Пароход стоял на якоре. Глубина установки торпеды — 1 м, глубина моря 8 м, дальность выстрела 800 м. «S-27» докладывает: потоплены 1 каботажное судно — 1500 t и 1 лихтер на 1000 t. Каботажное судно стояло на якоре, дальность выстрела 600 м. Грузовое судно тянули на буксире так, что командир стрелял без упреждения на носовую часть. Дальность выстрела 500 м.
6.9.1942
00-03 Приказ по УКВ на «S-27»: стоп машина, флагманский катер атакует в направлении 40°. Флагманский катер попадает в лихтер на 1000 t, который сразу тонет. Лихтер стоял на якоре. Дальность выстрела 600 м, глубина установки торпеды — 1 м, глубина моря 7 м. Пароход тем временем тоже затонул.
«S-27» докладывает: машина стоп. !!!!!!!!
00-05 2 взрыва в направлении 300° и 270°. После второго взрыва загорелись трассирующие боеприпасы. Пожар на воде.
00-06 Радиограмма по УКВ с «S-28»: не стрелять, попадание в свой катер. Всем: прекратить стрельбу. Флагманский катер ложится на курс 270° к месту происшествия, где наблюдается небольшой пожар.
00-14 Флагманский катер подходит к месту происшествия вместе с «S-72». «S-28» наблюдал попадание и был первым катером на месте происшествия и уже подобрал несколько оставшихся живых.« S-102» и «S-72» спустили надувную резиновую лодку и спасли последних. «S-27» получил попадание торпеды под мостиком, вследствие чего была оторвана передняя часть катера. Координаты Qu.6249 CL r.o.E. Катер лежит на глубине 6 м, корма торчит из воды, II-ой отсек ещё герметичен.
00-26 Транспорт на 130° идёт на катера. Приказ по УКВ всем: немедленно надувные лодки на катера. Старший механик с «S-27» обследовал II-ой отсек и доложил, что на борту людей больше нет. Все оставшиеся в живых спасены. Команда взрывников вынуждена вернуться из-за приближения транспорта, опознанного как канонерская лодка.
00-39 Вся флотилия отступила и легла курсом на базу, так как тяжело-раненые срочно нуждались в медицинской помощи. Необходимо принять во внимание, что сегодня побережье будет очищено от последних вражеских частей. При этом нет никакой угрозы, что кормовая часть катера «S-27», в случае, если II-ой отсек дальше останется герметичен, будет поднята противником. Напротив, я надеюсь, что кормовую часть можно будет поднять.
01-09 Даю радиограмму 0101/20 на базу «Иван Баба»: «S-27» затонула, командир и 11 человек экипажа спасены. «Sank^» и «Opel» находятся в готовности.
01-35 Даю радиограмму 0101/21 на базу «Иван Баба»:
Результат: потоплены 4 парохода и 4 лихтера. Возвращение с боевого задания в 03-00. Торпеды готовить к бою.
03-05 Пришли на базу «Иван Баба» 3 катерами. Погибли: 6 унтер-офицеров, 6 матросов. Были спасены командир, 2 офицера, 1 старший механик, 1 унтер-офицер, 7 матросов. Потоплено 9500 брутто-тонн. Из них по катерам: «S-102» — 1 пароход на 1500 t и
1 лихтер на 1000 1 , «8-27» — 1 каботажный транспорт на 1500 1, загруженный боеприпасами, 1 лихтер на 1000 1. «8-28» — 1 пароход на 1000 1 и 1 лихтер на 1000 1 , «8-72» — 1 пароход на 2000 1 и 1 лихтер на 500 1.
При атаке «8-28» небольшое сопротивление было оказано экипажами лихтера и парохода.
08.07.1943 г. Гибель Б-102 во время ночного рейда катеров 1 флотилии у мыса Железный Рог Таманского полуострова.
04-28 ... Непосредственно перед точкой 19 сильный взрыв под 4 отсеком катера Б-102. На высоту 300 м поднялся темный столб дыма. Части катера разлетелись в воздух до 400 м. Задние отсеки предположительно разрушены. Катер сразу погрузился на нос до верхней кромки палубы. Переборка в 6? отсеке разрушена. Отсеки медленно заполняются водой. Радист успел покинуть катер с секретными документами. Вследствие наклона катера (60 град.) и скользкой поверхности палубы (покрыта топливом и маслом), ключи «М» он успел уничтожить ногами.
04-30. Иду к Б-28 вдоль борта Б-102 и передаю ему буксирные канаты.
Доклад радиограммой: Б -102 подрыв на морской мине. Квадрат 6588.
04-35. Б-102 идет на буксире Б-28. Катер продолжает погружаться, плавучесть поддерживается только за счет связи с буксирующим катером. Дальнейшая буксировка становится невозможной. Забираю команду катера, устанавливаю заряды взрывчатки и даю команду открыть огонь из 20 мм пушки по борту катера.
05-30. Б-102 тонет. Его местоположение отмечается. Все это время продолжается поиск оставшихся в живых. Никого не находят.
05-51 Радиограмма на базу с координатами обломков затонувшего судна. Оба местоположения обозначены спасательным кругом на якоре. — Б-28.
Результаты подводных исследований и анализ приведенных материалов позволяют сделать следующие выводы:
1. В акватории мыса Железный Рог обнаружено место гибели германского торпедного катера Б-102, подорвавшегося на мине
08.07.1943 г. Согласно документам, именно у него была разрушена взрывом кормовая часть корпуса, в то время как у S-27 от попадания торпеды пострадали носовые отсеки. Разброс обломков судна по дну на большой площади также совпадает с описанием взрыва. Дополнительными аргументами можно считать обнаружение зенитного орудия «Бофорс», которые устанавливались на катера флотилии уже после гибели S-27, а также находка якоря-кошки от сигнального буя, обозначившего место затопления.
2. Документальные свидетельства попыток спасти катер, его буксировка на базу в течение часа после взрыва и окончательное затопление открывают перспективы обнаружения «S-102» юго-западнее рифа Кишла.
3. Если считать информацию о хронике ночного рейда «шнелль-ботов» и гибели катера «S-27» достоверной, наиболее перспективной для организации поисковых работ можно определить акваторию участка Бугазской косы в 2-3 км к Ю-В от Бугазского гирла.
Автор выражает благодарность М.Э. Морозову (Москва) за предоставленные материалы и В.В. Устич (Краснодар) за перевод архивных документов.
Список литературы
Богатырев С.В., Стрельбицкий К.Б. Потери флотов противника на морских ТВД Великой Отечественной войны 1941-1945 г. (Справочное издание). Львов, ТО «ТриО», 1992. Морозов М.Э., Патянин С.В., Барабанов М.С. Атакуют «ШНЕЛЛЬБОТЫ»! Германские торпедные катера Второй мировой войны. М., Коллекция, Яуза, 2007. Мартынов В.А., Спахов С.Ф. Пролив в огне. Киев: Политиздат Украины, 1984.
Franz Kurowski. Korvettenkapitän Werner Toniges Der erste Eichenlaubtrag-er der Schnellbootwaffe. FLECHSIG. 2007.