КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 13159 УДК 37.036
Кучеренко Карина Вадимовна,
Кучеренко К. В. Школьный литературный клуб как средство развития литературно-творческих способностей учащихся // Концепт. - 2013. - № 08 (август). -ART 13159. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13159.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
студентка III курса факультета психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог [email protected]
Школьный литературный клуб как средство развития литературно-творческих способностей учащихся
Аннотация. В статье обобщен и проанализирован опыт работы учителя русского языка и литературы МБОУ Самбекской СОШ Натальи Сергеевны Колесниковой. Выявлены основные проблемы, стоящие перед учителем-словесником, обозначены теоретические основы деятельности учителя по развитию литературно-творческих способностей учащихся. Всесторонне представлена деятельность школьного литературного клуба «Парус».
Ключевые слова: школьный литературный клуб, литературно-творческие способности, педагогический опыт.
Одной из важнейших задач современного образования является развитие способностей каждого учащегося. Это отражено в официальных документах. Так в Статье 3 Закона РФ «Об образовании» указано, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей [1]. Вместе с тем педагоги отмечают отсутствие условий для решения этой задачи. Серьезным препятствием является существующий подход к определению содержания образования и современные формы контроля, направленные на выявление лишь имеющихся у учащихся знаний, а не их способностей.
На решение этой проблемы направлены усилия, как исследователей, так и пе-дагогов-практиков. Перспективность опыта, обусловленная актуальностью проблемы выявления и развития способностей детей, а также необходимостью повышения качества литературного образования и профилизацией школьного обучения, находит теоретическое обоснование в психолого-педагогических исследованиях Л. С. Выготского, В. А. Левина, В. П. Ягунковой, Е. Л. Яковлевой, И. П. Волкова, Г. С. Альтшул-лера, П. Иванова, Поля Ланжевена, Анри Валлона, Жана Пиаже, Н. Б. Шумаковой, И. Н. Санниковой, Н. Д. Молдавской, В. И. Глоцер и др.
В современной образовательной практике широкое распространение получил комплексный подход к развитию способностей учащихся средней школы. Этому способствует в большой мере внеклассная клубная работа. Опытные педагоги отмечают, что успешная учебная деятельность школьников напрямую связана с их участием в деятельности кружков, клубных объединений.
Цель нашего исследования - проанализировать и обобщить педагогический опыт учителя русского языка и литературы МБОУ Самбекской СОШ Натальи Сергеевны Колесниковой, как целостную педагогическую систему, которая направлена на развитие литературно-творческих способностей учащихся посредством деятельности школьного литературного клуба.
Приступая к исследованию, мы исходили из важнейшего замечания К. Д. Ушинско-го о том, что «важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта». Только в этом случае передовой опыт одного учителя может быть использовать другими. «Чтобы теоре-
<х» Л <х»
http://e-koncept.ru/2013/13159.htm
научно-методический электронный журнал
Кучеренко К. В. Школьный литературный клуб как средство развития литературно-творческих способностей учащихся // Концепт. - 2013. - № 0S (август). -ART 131S9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 131S9.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-4996S. - ISSN 2304-120X.
ART 1З159
УДК З7.0З6
тические находки учителя могли быть осознаны, использованы им самим и переданы другим, они должны быть осмыслены в категориях педагогической теории» [2, с. 15].
Поэтому при анализе опыта мы использовали как эмпирические методы (беседа с учителем, анализ документации, анализ продуктов деятельности учащихся), так и теоретические (анализ литературы с целью обоснования и доказательства выделенных авторских идей). При систематизации полученного материала мы опирались на схему информационной карты о педагогических инновациях, разработанную О. Е. Лебедевым [3].
В результате беседы с педагогом мы выяснили ее представление об основных проблемах, стоящих перед учителем-словесником, среди которых выделяются раннее выявление потенциально одарённых детей, их поддержка и развитие литературно-творческих способностей, а также поиск продуктивных форм организации развивающей деятельности учащихся.
Автор считает, что низкий уровень читательской культуры школьников определяется такими условиями, как перегруженность программ по литературе, снижение интереса учащихся к её изучению и, как следствие этого, неумения учащихся выразить в слове свои мысли и чувства, создать какой-либо оригинальный текст и др.
Это свидетельствует о том, что рассматриваемый педагогический опыт, безусловно, является актуальным, так как обусловлен сложившимся противоречием между назревшей потребностью общества в творчески мыслящих личностях, способных реализовать свой креативный потенциал в меняющихся жизненных условиях, и недостаточной разработанностью программ и методик, позволяющих развить творческие способности школьников.
Поставленная педагогом цель - развитие творческих способностей учащихся -потребовала обращения к психолого-педагогической литературе для уточнения ключевого понятия.
В современной литературе отмечается, что не существует единой теории творчества. И ученые с разных позиций анализируют способности личности к творческой деятельности. И все же, несмотря на значительные различия существующих теорий, для удобства рассмотрения можно их классифицировать, выделить группы по разным признакам и основные направления изучения творческих способностей. Рассмотрим классификацию, предложенную С. Ю. Шаловой [4].
Существует довольно большая группа ученых (Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Д. Векслер и др.) которые считают, что творческие способности - это особые качества мышления, тем самым связывая творческие способности с развитым интеллектом.
Наибольшую известность в американской психологии творчества получила концепция структуры интеллекта, разработанная Дж. Гилфордом, в которой творческая личность расчленена на целый ряд черт, где противопоставляются «гибкость» и «ригидность» мышления. Под гибкостью мышления понимается способность быстро и легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, способность варьирования и преобразования решения задачи в зависимости от условий, способность к гибкому поиску многообразных факторов, влияющих на решение проблемы.
Творческий потенциал личности связывается со способностью к дивергентному мышлению, которое предполагает порождение множества решений на основе однозначных данных. Ему противопоставляется конвергентное мышление, которое направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется с помощью традиционных тестов интеллекта.
пи пи
http://e-koncept.ru/2013/13159.htm
научно-методический электронный журнал
Кучеренко К. В. Школьный литературный клуб как средство развития литературно-творческих способностей учащихся // Концепт. - 2013. - № 0S (август). -ART 131S9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 131S9.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-4996S. - ISSN 2304-120X.
ART 1З159
УДК З7.0З6
Представители другого направления в исследовании творческих способностей связывают творческие достижения личности с самыми разнообразными личностными качествами. Начало исследованиям в этом направлении положил Э. П. Торренс. Его подход основан на том, что творческие успехи обусловлены не столько интеллектуальными особенностями, сколько личностными характеристиками.
Есть еще один подход к исследованию творческих способностей. Он заключается в рассмотрении способности к творчеству как особого интегративного качества. Называют ученые это качество по-разному. А. М. Матюшкин в качестве основной характеристики творческой личности предлагает считать «творческость», которая включает в себя исследовательскую активность, потребность в новом открытии и одаренность, т. е. способность создавать нестандартные, оригинальные продукты.
И, наконец, наиболее широкий подход к пониманию творчества и творческих способностей заключается в том, что важнейшими проявлениями творческой личности считаются уникальность и неповторимость, стремление реализовать себя. «Творчество - путь к свободе... Как никогда важно в годы юности попробовать себя в этой конструктивной свободе, в свободе «для» (в отличие от свободы «от».) [5, с. 72].
Н. С. Колесникова подтвердила, что связывает одаренность учащихся не только с интеллектуальными способностями, но и с особенностями мотивационной сферы.
Разрабатывая технологию работы в литературном клубе, педагог опиралась на два исходных положения:
Во-первых, клубная деятельность - одна из наиболее продуктивных форм, способствующих развитию творческого потенциала личности, так как именно учение без принуждения позволяет выявить и раскрыть потенциальные возможности ребёнка.
Во-вторых, целостный подход к обучению и развитию учащихся достигается сочетанием когнитивных и аффективных аспектов развития личности, так как только в этом случае осуществляется динамическая связь между эмоциональным настроем, способностью к саморегулированию и познавательной активностью.
Этим обусловлен выбор системы принципов работы литературного клуба. Наиболее важными являются:
- принцип самоактуализации;
- принцип индивидуальности;
- принцип субъективности;
- принцип диалогичности;
- принцип мультимодальности;
- принцип творчества и успеха;
- принцип веры, доверия и поддержки.
Эти принципы нашли документальное отражение разработанном учителем положении о школьном литературном клубе.
В нем указано, что литературный клуб «Парус» - это добровольное творческое объединение. Цель работы клуба - развитие литературных способностей, начальных навыков стихосложения и писания художественной прозы, расширение кругозора учащихся в литературной области.
Задачи клуба:
- привлечение в клуб пишущей молодёжи, оказание ей помощи на начальном этапе творческой литературной деятельности;
- пропаганда произведений авторов-членов клуба в селе, районе, Ростовской области.
http://e-koncept.ru/2013/13159.htm
научно-методический электронный журнал
Кучеренко К. В. Школьный литературный клуб как средство развития литературно-творческих способностей учащихся // Концепт. - 2013. - № 0S (август). -ART 131S9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 131S9.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-4996S. - ISSN 2304-120X.
ART 13159
УДК 37.036
Члены клуба обязаны:
- представлять свои произведения на обсуждение в печатном виде;
- прочитывать и представлять свои суждения по произведению в оговариваемые сроки;
- выполнять правила и требования той организации, в стенах которой работает клуб.
Членом клуба может стать любой учащийся Самбекской школы с 1 по 11 класс, пишущий стихи или прозу, а также окончивший школу и продолжающий литературное творчество.
Для членов клуба в течение года проводятся следующие мероприятия:
- семинары, посвящённые анализу литературного творчества членов клуба;
- лекции по русскому языку и литературному процессу;
- встречи с жителями села, занимающимися литературным творчеством;
- видеосъемка всех мероприятий клуба.
Члены клуба обеспечиваются видео-лекциями по русскому языку и культурологии.
Для вступления в клуб необходимо посетить одно занятие в мастер-классе.
Выбор форм и логика построения занятий определяются необходимостью системной подачи материала в единстве его содержательного и операциональнодеятельностного аспектов. Задания предполагают актуализацию всего теоретического материала. Тем самым содержание и характер заданий обуславливают ведущую роль продуктивных учебных действий в структуре деятельности, определяя ее творческий характер [6].
Руководствуясь данным положением, Н. С. Колесникова в своей профессиональной деятельности использует целый комплекс методов: метод сотрудничества, метод свободного выбора, метод коллективного анализа и оценки, метод самоанализа и самооценки.
На занятиях часто применяются активные формы работы (творческая мастерская, литературная гостиная, литературная игра, выпуск альманаха, создание рукописной книги, встречи с мастерами слова, индивидуальные консультации, предметные олимпиады, творческие конкурсы разных уровней, создание портфолио разных типов).
Данная система работы по развитию литературного творчества учащихся проходила апробацию в течение шести лет и подтвердила свою эффективность. Диагностика осуществлялась на основе длительного мониторинга, анкетирования учащихся, собеседования, педагогических наблюдений, тестирования, письменных работ учащихся.
Выявлена позитивная динамика в когнитивном и аффективном аспектах развития личности учащихся. Повысилась мотивация и познавательная активность учащихся, уровень развития мыслительных процессов и овладение творческими приёмами. Положительная динамика развития творческой личности находит отражение в портфолио учащихся.
О творческом росте членов литературного клуба свидетельствует возросшее количество участников муниципальных, региональных и федеральных конкурсов. Формальным показателем достигнутых результатов являются многочисленные победы и призовые места учащихся в творческих конкурсах. За пять лет на уровне района 26 призовых места, на уровне области - 7, на уровне России - 4.
Описание опыта работы литературного клуба будет неполным, если не привести примеры литературных произведений, сочиненных его участниками.
Членами клуба «Парус» был разработан проект герба и текст гимна Самбекско-го сельского поселения. К великой радости всех на заседании клуба, в котором при-
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13159.htm
КОНТ ТЕПТ
Кучеренко К. В. Школьный литературный клуб как средство развития литературно-творческих способностей учащихся // Концепт. - 2013. - № 08 (август). -ART 13159. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/
научно-методический электронный журнал 13159'htm' - Гос рег Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-
120X.
ART 13159 УДК 37.036
нимал участие глава Самбекского сельского поселения М. А. Соболевский, предсе-
датель попечительского совета Г. Г. Экадиосов, депутат законодательного собрания Ростовской области В. Д. Гребенюк, произошла презентация герба и гимна Самбекского сельского поселения.
Гимн Самбекского сельского поселения
Гордимся мы родиной малой, Богатым, красивым селом. Нам деды его завещали -Мы детям своим отдаём.
Самбекские наши высоты,
Вы дороги нам с детских лет. Геройски погибшие роты,
Вы в памяти нашей навек.
Припев:
Живи ты в столетьях, Наш край дорогой!
Цвети, вечно здравствуй, Самбек наш родной!
Мы славим всем миром живущих В прекрасной родной стороне!
И память о подвигах предков Вовек не умрёт на земле.
И еще один пример литературного творчества учащихся.
Родной край
Во впадине глубокой Река Самбек бежит, Среди полей широких Село моё лежит.
Люблю родное небо -Как купол, синий зонт, И запах дыма, хлеба, В лугах ромашек звон.
Люблю его низовья, Поля, дороги, пруд.
Все в нашем Приазовье Его Самбек зовут.
Мне дорог край зелёный,
Тропинки без конца...
Скамеечка у клёнов И запах чабреца.
(С. Колесникова, член клуба «Парус», 10 кл.)
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что система работы Натальи Сергеевны Колесниковой по организации школьного литературного клуба «Парус» носит инновационный характер. Инновации проявляются в содержании деятельности, формах и методах организации работы с одарёнными детьми (оригинальная долгосрочная программа деятельности школьного литературнотворческого клуба по обучению основам литературного творчества, теории литературы и развитию творческих способностей детей; тематическое планирование; модель творческой мастерской «Погружение в тему»; модели разных типов портфолио; методические рекомендации по организации деятельности школьного литературнотворческого клуба).
Представленный опыт может быть использован учителями-словесниками для организации увлекательной и плодотворной работы по предмету в общеобразовательных учреждениях и педагогами дополнительного образования в соответствующих учреждениях.
Для успешного применения данного опыта необходима соответствующая педагогическая, психологическая и профессиональная подготовка учителя, освоение предложенной программы и модели проведения занятия по типу творческой мастерской, а также интерес со стороны учащихся, наличие специально организованного для занятий места, свободного времени учащихся и учителя и творческое отношение к работе.
http://e-koncept.ru/2013/13159.htm
научно-методический электронный журнал
Кучеренко К. В. Школьный литературный клуб как средство развития литературно-творческих способностей учащихся // Концепт. - 2013. - № 0S (август). -ART 131S9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 131S9.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-4996S. - ISSN 2304-120X.
ART 131S9
УДК 37.G36
Ссылки на источники
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1986. -
152 с.
3. Лебедев О. Е. Анализ педагогических проблем. - Л.: ЛГИУУ, 1990. - 39 с.
4. Шалова С. Ю. Создание условий для научно-педагогического творчества студентов в вузе. - Ро-
стов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2011. - 264 с.
5. Васильева З. И., Тряпицына А. П., Суворова С. А. Книга о воспитании человечности // Вестник Герценовского университета. - 2007. - № 6. - С. 72-76.
6. Мищенко О. П. Творческая учебная деятельность как условие подготовки будущих социальных педагогов к работе с девиантными подростками // Интернет-журнал «Науковедение». - 2012 - № 3(12) -URL: http://naukovedenie.ru/sbornik12/12-44.pdf.
Kucherenko Karina,
The third year student of the Faculty of Psychology and Social Pedagogy of the Taganrog State Pedagogical
Institute named after A. P. Chekhov, Taganrog
School literary club as a means of developing creative abilities of pupils.
Annotation. The experience of the work of Russian language and literature teacher in the Sambek’s secondary school Natalia Sergievna Kolesnikova, have been compiled and analyzed |SSN 2304-120X in this article. The main problems, that has a teacher-verbal person one, are identified, the theoretical basis of the teacher’s activities on the development of literary and creative abilities of pupils are designated. The activities of the school literary club “Pams” is comprehensively presented.
Keywords: the school literary club, literary and creative abilities, the teacher’s
experience. 9 '' V'JU 1 1 ; ’
Рекомендовано к публикации:
Шаловой С. Ю., кандидатом педагогических наук;
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013508
http://e-koncept.ru/2013/13159.htm