Научная статья на тему '«Школьные годы чудесные»: образы советских учеников в фарфоровой скульптуре малых форм'

«Школьные годы чудесные»: образы советских учеников в фарфоровой скульптуре малых форм Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
783
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фарфоровое производство / скульптура малых форм / советская школа / учащиеся / porcelain production / small sculptures / soviet school / pupils

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаева Виктория Александровна

статья посвящена вопросу изображения советских учащихся в фарфоровой скульптуре малых форм. Названы известные фарфоровые заводы СССР, яркие мастера и их работы по данной тематике. Делается вывод, что советская фарфоровая скульптура сегодня имеет не только эстетическую, но и большую познавательную ценность. Она позволяет визуализировать детали школы советской эпохи: пионерскую атрибутику, изменения в школьной форме, виды внеурочной деятельности, особенности облика суворовцев и нахимовцев и так далее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is devoted to the depiction of Soviet students in porcelain sculpture of small forms. The author designates famous porcelain factories of the USSR, bright masters and their works on this subject. It is concluded that Soviet porcelain sculpture today has not only aesthetic, but also great cognitive value. It allows you to visualize the details of a school in the Soviet era: pioneer attributes, changes in school uniforms, types of extracurricular activities, peculiarities of the image and so on

Текст научной работы на тему ««Школьные годы чудесные»: образы советских учеников в фарфоровой скульптуре малых форм»

Николаева Виктория Александровна

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого факультет искусств, социальных и гуманитарных наук (3 курс) Научный руководитель: Шевелева О. В., канд. ист. наук, доцент

«ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ»: ОБРАЗЫ СОВЕТСКИХ УЧЕНИКОВ В ФАРФОРОВОЙ СКУЛЬПТУРЕ МАЛЫХ ФОРМ

Аннотация: статья посвящена вопросу изображения советских учащихся в фарфоровой скульптуре малых форм. Названы известные фарфоровые заводы СССР, яркие мастера и их работы по данной тематике. Делается вывод, что советская фарфоровая скульптура сегодня имеет не только эстетическую, но и большую познавательную ценность. Она позволяет визуализировать детали школы советской эпохи: пионерскую атрибутику, изменения в школьной форме, виды внеурочной деятельности, особенности облика суворовцев и нахимовцев и так далее.

Ключевые слова: фарфоровое производство, скульптура малых форм, советская школа, учащиеся.

Abstract: the article is devoted to the depiction of Soviet students in porcelain sculpture of small forms. The author designates famous porcelain factories of the USSR, bright masters and their works on this subject. It is concluded that Soviet porcelain sculpture today has not only aesthetic, but also great cognitive value. It allows you to visualize the details of a school in the Soviet era: pioneer attributes, changes in school uniforms, types of extracurricular activities, peculiarities of the image and so on.

Keywords: porcelain production, small sculptures, soviet school, pupils.

Фарфор, несмотря на хрупкость, является долговечным материалом, способным сохранять историческую и культурную память. Дореволюционная Россия в фарфоровом производстве составляла достойную конкуренцию Европе. Всё изменилось после октября 1917 года. Предприятия либо национализировались, либо разрушались. Многие технические и художественные решения были преданы забвению как символ буржуазной культуры.

Однако уже в начале 1920-х годов фарфоро-фаянсовое производство в СССР постепенно начало возрождаться. Фарфор стал материалом для творчества таких художников, как К. Петров-Водкин, К. Малевич, П. Кузнецов, С. Чехонин и др. На бывшем Императорском фарфоровом заводе в эти годы работали выдающиеся скульпторы Н. Я. Данько и Л. В. Щекатихина-Потоцкая. В 1920-30-е годы выпускался так называемый «агитационный фарфор», который сегодня является большой антикварной редкостью.

Расцвет советской фарфоровой промышленности пришелся на период 1950-70-х годов. По всей стране реконструировались старые и открывались новые фарфоро-фаянсовые заводы: Ленинградский им. М. В. Ломоносова (сегодня носит дореволюционное название - Императорский), Дулёв-ский, Дмитровский, Городницкий, Полонский, Конаковский и др. К сожалению, немногие из них продолжают свою работу сегодня.

Главная задача, стоявшая перед заводами, - обеспечить советских людей недорогой, но качественной посудой. Параллельно на некоторых заводах открывались цеха по производству скульптуры малых форм - статуэток для украшения интерьера. В то время они были очень популярны и имелись практически в каждой советской семье. Тем самым продолжались традиции дореволюционной России, однако сюжеты стали иными: на первый план вышли идеи соцреализма, основными принципами творчества стали народность, идейность и конкретность.

Тематика советской фарфоровой скульптуры была самой разнообразной: анималистка, портреты вождей, писателей, композиторов, «типичные образы» рабочих, колхозников, спортсменов, а также герои сказок и басен. Особое место занимала тема детства, к которой обращались в своих работах многие мастера: А. Д. Бржезицкая, Г. С. Столбова, А. Ф. Пахомов, С. Б. Велихова, Л. В. Квашенникова и др. Их фигурки отличались простотой и живостью образов. Для нас наибольший интерес представляет скульптура малых форм на школьную тематику, широко представленная в продукции многих фарфоро-фаянсовых заводов СССР.

Так Ленинградский фарфоровый завод им. М. Ломоносова в 1950-60-е годы выпустил целую серию «Счастливое детство», в которой ряд статуэток изображал советских школьников. Это «Нахимовец», «Суворовец», «Школьница» (автор С. Б. Велихова); «Первый раз в школу», «Школьница с портфелем», «Пионерка с голубями» (автор Г. С. Столбова), «Первоклассник» (автор А. Ф. Пахомов); «Мальчик с азбукой» (автор Л. В. Квашеннико-ва). Помимо этой серии фигурки школьников выпускали и отдельные мастера, например, Владимир Фёдорович Богатырёв («Девочка-скрипачка»).

Рис. 1. «Школьница» Рис. 2. «Первый раз в школу»

(автор С. Б. Велихова, 1950-60-е гг, ЛФЗ (автор Г. С. Столбова, 1950-60-е гг., ЛФЗ)

Аста Давыдовна Бржезицкая, проработавшая более 50 лет на Дулёв-ском фарфоровом заводе, является настоящей легендой этого предприятия. Она создала более 500 произведений из фарфора, среди которых были и скульптуры на интересующую нас тему: «Школьник», «Мальчик с портфелем», «Первый бал», «Мальчик со скворечником», «В музее».

В честь столетия со дня рождения Асты Давы-довны в Театральном музее им. А. А. Бахрушина была организована выставка «Аста Бржезицкая. Театр и литература в творчестве скульптора». Её куратор Ольга Логинова так отозвалась о творчестве и личности скульптора: «Асту Давыдовну по праву называют «королевой фарфора». Это был интеллигентный, очень образованный и красивый человек. Она и скульптуры создавала такие, от них людям было очень радостно, особенно в тяжёлое послевоенное время»[6]. И действительно, после страшных военных событий люди нуждались в добрых и светлых чувствах, в спокойствии и умиротворении, которые приносили эти милые фигурки советских школьников.

Ещё один яркий мастер Дулёвского завода - Евгения Ильинична Га-тилова. Любителям отечественного фарфора хорошо известны созданные ею произведения на темы счастливого детства, спорта, литературы и театра. Её самая известная работа на школьную тему - статуэтка «Пятёрка».

На Ленинградском заводе фарфоровых изделий были созданы скульптуры «Юная скрипачка» (автор Т. А. Фёдорова), «Пионеры с цветами» (автор Н. Щукина).

Рис. 3. «В Музее» (автор А. Д. Бржезицкая, 1954 г., Дулёво)

Рис. 4. «Пятёрка» Рис. 5. «Пионеры с цветами»

(автор Е. И. Гатилова, 1980-е гг., Дулёво) (автор Н. Щукина, Конаково,

время создания неизвестно)

На Конаковском фаянсовом заводе работала целая плеяда выдающихся скульпторов и художников: И. С. Ефимов, И. М. Чайков, П. М. Кожин, И. Г. Фрих-Хар и др. Особенно хотелось бы отметить Марию Петровну Холодную. В 1940-1950-е годах ее интересовали сюжеты из жизни детей, что привело к созданию целого ряда скульптур, посвящённых советской школе. Можно назвать такие ее работы, как «Девочка, читающая Пионерскую правду», «Друзья птиц», «Пионер-горнист», «Пионерка», «Пионерский танец».

В каталогах советских фарфоровых изделий встречаются работы и неизвестных авторов: «Шагающие пионеры под знаменем», «Юный пионер», «Читающий пионер», «Пионер с барабаном» (Конаковский фаянсовый завод), «Пионерка» (Городницкий фарфоровый завод), «Первая буква», «Пионерский галстук» (Полонский завод художественной керамики).

Рис. 6. «Девочка, читающая Пионерскую правду» (автор М. П. Холодная, 1950-е гг., Конаково)

Рис. 7. «Пионерский галстук» (1950-е гг., Полонский завод художественной керамики, автор неизвестен)

Стоит отметить, что значительную часть фарфоровых скульптур рассматриваемого периода составляют фигурки пионеров - членов самого массового детского движения в СССР, основанного 19 мая 1922 года. У пионера обязательно был пионерский галстук - красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом. Для каждого школьника галстук был не просто материей, он являлся символической частицей пионерского знамени, поэтому относиться к нему полагалось бережно и почтительно. Во многих работах широко представлена и другая пионерская атрибутика: пилотки, знамёна, горны, барабаны. Всё это делает скульптуры яркими, звонкими, самобытными и запоминающимися, чётко маркирует время их создания и одновременно передаёт идейное содержание: герои этих изображений не «просто дети», а «передовой отряд юных ленинцев».

Внутри школьной тематики отдельно хочется отметить изображения суворовцев и нахимовцев (работы С. Б. Велиховой «Нахимовец», «Суворовец», А. Д. Бржезицкой «Первый бал», «В музее»). Суворовские военные училища, созданные в 1943 году, и нахимовские военно-морские училища, образованные позже, являлись преемниками кадетских корпусов дореволюционной России. В первые годы своей деятельности, помимо образовательной и воспитательной, они выполняли огромную социальную функцию - решали проблему детского беспризорничества. Ведь война, унёсшая тысячи жизней, оставила многих детей без родителей, без крыши над головой. Суворовские и нахимовские училища спасали ребят от уличной, а может, и криминальной жизни, давали им шанс получить образование, овладеть профессией и устроить свою дальнейшую судьбу. Поэтому для некоторых авторов стало важным уделить внимание в своих работах не только школь-

Рис. 8. «Шагающие пионеры под знаменем» (повтор с 1930-х гг., Конаково, автор неизвестен)

никам, но и воспитанникам данных учреждений. В своих работах они запечатлели подтянутых, строгих мальчиков, смело и открыто смотрящих в будущее.

Рис. 9. «Нахимовец» (автор С. Б. Велихова, 1963 г., ЛФЗ)

Рис. 10. «Суворовец» (автор С. Б. Велихова, 1960-е гг., ЛФЗ)

Благодаря точному и детальному отображению советских реалий, фарфоровые статуэтки, кроме эстетической ценности, имеют огромное познавательное значение. По ним можно проследить атмосферу, быт той эпохи и историю развития советской школьной формы. Для девочек она являлась во многом аналогом гимназической формы царской России: коричневое платье с белыми манжетами и воротничком, чёрный повседневный и белый праздничный фартук. Это традиционная форма, известная всем поколениям советских школьниц, запечатлена практически во всех статуэтках. Однако встречается ряд работ, где девочки изображены в серо-голубых платьях, явно напоминающих праздничную форму дореволюционных гимназисток (А. Д. Бржезицкая «Первый бал», Е. И. Гатилова «Пятёрка» и др.). Мы можем предположить, что скульпторы таким образом хотели показать важность и торжественность изображаемых моментов. Глядя на статуэтки, изображающие советских школьниц, можно отметить ещё одну интересную деталь - косички с бантиками. Никакие другие причёски, в том числе и распущенные волосы, в то время не допускались.

Школьная форма мальчиков напоминала солдатскую: брюки и рубашка серого цвета, фуражка с кокардой и широкий ремень с массивной пряжкой (очень точно и детально отражена в работе А. Ф. Пахомова «Первоклассник»). В 1962 году её заменил серый полушерстяной костюм, а в 1975 изменился покрой и цвет: форма стала синей.

Фарфоровые скульптуры учеников могут рассказать не только об одежде и причёсках, но и о большой внешкольной работе, которая велась в Советском Союзе. Ещё Н. К. Крупская в своих работах подчёркивала её важность и ценность: «На смену семейного воспитания должно прийти воспитательное влияние детских коллективов. Влияние это должно быть организован-

Рис. 11. «Первый бал» (автор А. Д. Бржезицкая, 1951 г., Дулёво)

Рис. 12. «Первоклассник» (автор А. Ф. Пахомов, 1960-е гг., ЛФЗ)

ное и охватывать всю внешкольную жизнь наших ребят...»[1]. По всей стране работали разнообразные детские кружки: спортивные, художественные, музыкальные, литературные, математические, технические, кружки юных натуралистов и др. Основной их задачей было занять детей, организовать их досуг, привлечь к общественно одобряемой и полезной деятельности. Внешкольные занятия ребят отражены в ряде скульптур: «Мальчик со скворечником» (автор А. Д. Бржезицкая), «Девочка-скрипачка» (автор В. Ф. Богатырёв), «Друзья птиц» (автор М. П. Холодная).

Рис. 13. «Девочка-скрипачка» (автор В. Ф. Бога- Рис. 14. «Друзья птиц» (автор М. П. Холодная, тырёв, 1949 г., ЛФЗ) 1955 г., Конаково)

Начиная с 1980-х годов производство скульптуры малых форм в СССР начало угасать. Фарфоровые статуэтки стали восприниматься как символ мещанства и плохого вкуса. Из-за низкого спроса на изделия стали уничтожаться формы-заготовки. Сохранились лишь немногие, по которым в настоящее время выпускают ремейки.

Советский фарфор представляет собой уникальное явление в области искусства. Статуэтки, подобно фотографиям, точно передают дух той эпохи. У заставших советский период людей они, как правило, вызывают ностальгию. А для современной молодёжи эти милые, забавные, порой наивные фигурки могут стать прекрасным источником для изучения истории нашей страны. Они олицетворяют всё доброе, светлое, чистое, что было в Советском Союзе.

Литература:

1. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. Т.5: Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми. Под ред. Н.К. Гончарова и др. - М.: Изд-во АПН СССР, 1959. - 688 с.

2. СОВ-АРТ // Антикварный салон [Электронный ресурс]: URL: http://www.sov-art.net.ru/antikvariat/farforovaya-skulptura-posle-1940-g (дата обращения: 25.03.2017).

3. Советский фарфор // Электронный каталог [Электронный ресурс]: URL: http://sov-far.ru/ (дата обращения: 25.03.2017).

4. Старцева О.Е. Атрибуция советского фарфора первой половины ХХ века в музееведении // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), №3, 2011.

5. Твой фарфор // Электронный каталог [Электронный ресурс]: URL: http://farfor-antik.ru/catalog/ (дата обращения: 25.03.2017).

6. Театральный музей имени А.А. Бахрушина [Электронный ресурс]: URL: http://bakhrushin-backup.theatre.ru/branches/gctm/archive/brzhezickaya/ (дата обращения: 25.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.