УДК 371 (571.52) (09) + 002
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-82-87
ОЧУР Надежда Михайловна Тувинский государственный университет г. Кызыл, Россия [email protected]
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУВЫ НА СТРАНИЦАХ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ГАЗЕТ (80-90-е годы XX в.)
Рассматриваются вопросы освещения региональными периодическими печатными изданиями актуальных проблем школьного образования Тувы в 1980-1990-е годы. Отмечено, что периодическая печать как один из популярных и доступных средств массовой информации становится главным инструментом освещения работы образовательных учреждений по осуществлению школьных реформ. Охарактеризовано основное содержание, тематика, периодичность публикаций в газетах «Тувинская правда», «Шын» (Правда) и «Центр Азии», которые были и остаются ключевыми изданиями, освещающими общественно-политические, социально-экономические и культурные события региона. На основе анализа опубликованных материалов делается следующий вывод об уровне освещения в печати вопросов образования. В газетах 1980-х годов выходило очень мало статей о ходе реализации в республике основных направлений реформ общеобразовательной школы, партийными и государственными органами слабо использовались агитационные возможности печати. Основное число опубликованных статей посвящалось вопросам семейного и нравственного воспитания, деятельности первичных комсомольских и пионерских организаций, первому и последнему звонку, выпускным экзаменам, летней трудовой практике школьников, лучшим учителям. Они носили информационный и кратковременный характер и появлялись в преддверии Дня Учителя, начала учебного года, к юбилею какого-нибудь учебного заведения. В 1990-е годы главными темами публикаций становятся усиление роли родного языка, система билингвизма в школах Тувы, обеспечение образовательных учреждений учебно-методической литературой и компьютерной техникой, поднятие престижа учительской профессии, улучшение качества образования, инновационная и экспериментальная деятельность школ в новых условиях. По-прежнему активными авторами статей были сами педагогические работники, ответных публикаций на острые и проблемные материалы со стороны ответственных работников не поступало.
Ключевые слова: реформа, история общего образования, периодическая печать, газета, статья, школы Тувы
Nadezhda M. OCHUR Department of National History Tuvan State University Kyzyl, Russia [email protected]
SCHOOL EDUCATION OF TUVA IN THE REPUBLICAN NEWSPAPERS (THE 1980-1990s OF
THE XX CENTURY)
This work examines coverage by regional periodicals of urgent problems of Tuvan school education in the 1980-1990s. The periodical press is noted as one of the most popular and accessible mass media, becoming the main tool for covering the work of educational institutions in implementing school reforms. The main content, themes, periodicity of publications in the newspapers "Tuvinskaya Pravda", "Shyn" (Pravda) and "Center of Asia", which have been and remain the key publications covering socio-political, socioeconomic and cultural events of the region, are characterized. Based on the analysis of published materials, the following conclusion is made about the level of media coverage of education issues. In the newspapers of the 1980s, there were very few articles on the progress in the implementation of the main direction of the reform of the general education school in the republic, and the campaigning opportunities of the press were poorly used by party and government agencies. The majority of published articles was devoted to issues of family and moral education, the activities of primary "Komsomol" and "Young Pioneer" organizations, the first bell at school and the last, final examinations, summer labor practices for schoolchildren, and the best teachers. They were informational and short-term in nature and appeared on the eve of Teacher's Day, the beginning of the school year, the anniversary of an educational institution. In the 1990s the main themes of publications were the strengthening of the role of the mother tongue, the bilingualism system in Tuvan schools, the provision of educational institutions with educational and methodical literature and computer technology, raising the prestige of the teaching profession, improving the quality of education, and the innovative and experimental activities of schools in the new conditions. The active authors of the articles were the pedagogical workers. There were no reciprocal publications on acute and problematic materials from the responsible workers.
Keywords: reform, history general education, periodical press, newspaper, article, schools of Tuva
Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Республики Тыва в рамках научного проекта №16-11-17001.
Acknowledgement. This research was supported by grant from the Russian Foundation for Basic Research and Republic of Tuva as part of a science project № 16-11-17001.
Вопросы развития системы общего образования были и остаются одним из приоритетных направлений в деятельности российского государства. Особенно важное значение эта деятельность приобретает в период перехода общества в качественно новое состояние.
Такими периодами для образования в конце XX в. были 1984 и 1992 гг. На эти годы выпадают принятие основных решений партии и государства, преобразования в системе школьного образования. Особенностью данных лет является их противоречие: с одной стороны, 80-е годы связаны с застойными явлениями, деятельностью КПСС, с другой стороны, 90-е годы - это время возникновения и развития новой политической системы, поиска новых вариантов в обновлении всех сфер общественной жизни, в том числе и в образовании.
На апрельском (1984) Пленуме ЦК КПСС и Верховным Советом СССР были одобрены «Основные направления реформы образовательной и профессиональной школы». Документ сформулировал новую концепцию обучения и воспитания молодежи, ее подготовки к жизни и труду в современных условиях, наметил стратегическую линию партии в области народного образования. Февральский (1988) Пленум ЦК КПСС проанализировал ход реализации школьной реформы, отметил недостатки и меры по их устранению. Пленум также выдвинул новый принцип развития школы - отказ от командно-административных указаний и переход к демократическому образованию. В конце 1988 г. состоялся Всесоюзный съезд учителей, который дал оценку процессам, происходившим в системе образования. Участники съезда подтвердили решение реформировать школу в направлении ее демократизации, осуществить переход от единообразной, унифицированной школы к вариативному, личностно ориентированному обучению, развитию национальной и сельской школ [1, с. 41].
В начале 1990-х годов в стране началась масштабная реформа образования, которая коренным образом меняла облик, содержание, всю внутреннюю часть системы образования.
Периодическая печать, как один из популярных и доступных средств массовой информации в рассматриваемый период, становится главным инструментом освещения работы по осуществлению школьных реформ, призванным передавать атмосферу преобразований, которая происходила в системе общего образования.
Для анализа проблемы были рассмотрены республиканские газеты «Тувинская правда», «Шын» (на тувинском языке «Правда») и «Центр Азии» за 1980-1990-е годы. Данные газеты были и остаются ключевыми периодическими изданиями, освещающими общественно-политические, социально-экономические и культурные события региона.
Как показал обзор содержания периодической печати 1980-х годов, в практической деятельности по реализации основных направлений реформ общеобразовательной школы партийными и государственными органами слабо использовались возможности печати.
Значительное число материалов в газетах, опубликованных к началу учебного года, посвящалось проведению августовских педагогических совещаний, ко Дню знаний и носило кратковременный характер. Если в 1984 г., в период обсуждения проекта ЦК КПСС о школьной реформе, количество материалов в газетах по проблемам народного образования увеличивалось в среднем в 3-4 раза, то в 1985 г. оно снижается, и составляет 1-2 публикации в месяц [2, с. 16]. Решения XXVII съезда КПСС, XX съезда ВЛКСМ, подготовка к февральскому Пленуму ЦК КПСС и Всесоюзному съезду работников народного образования вновь способствовали увеличению публикаций по школьным проблемам. Тематика корреспонденций стала многообразней, для освещения хода реформы в печати вводятся
новые рубрики - «Школа: время перемен», «Педагогические размышления» в газете «Тувинская правда», «Школа: сегодня и завтра» в «Шын».
В конце 1980-х годов в печати появляются интересные и серьезные статьи, рассматривающие актуальные и наболевшие вопросы в системе общего образования: «Двуязычие: важное средство взаимопонимания» ученого-филолога К. Бичелдея [3], «Чем живет школа сегодня?» директора кызылской школы № 3 В. Виденкина [4], «Что тревожит педагогов?» общественного деятеля, журналиста С. Козловой [5] и др.
Однако следует отметить, что большинство статей носило информационный характер, не отражало сути и решения проблем. Отсутствовали публикации, написанные руководителями партийных и государственных органов, шефских и базовых организаций. Еще меньше внимания периодическая печать уделяла материалам о принятых мерах после критических выступлений в ходе реализации реформы. Этот факт говорил о том, что ответственные органы не понимали возможностей использования печатных СМИ для формирования общественного мнения в решении вопросов развития школы или не хотели заниматься проблемами школьного образования.
Основное число опубликованных статей в газетах посвящалось вопросам семейного, нравственного, трудового воспитания, укреплению материальной базы школ, деятельности первичных комсомольских и пионерских организаций. Традиционными для страниц газет были повседневные события школьной жизни: первый и последний звонок, выпускные экзамены, летняя трудовая практика, лучшие учителя. Как правило, публикации появлялись в преддверии Дня Учителя, начала учебного года, к юбилею какого-нибудь учебного заведения.
Газеты имели свои постоянные рубрики, посвященные школе и учителям. Положительным моментом в газете «Тувинская правда» в 1980-е годы было открытие странички «Наш педагогический совет», которая выходила один раз в месяц и рассказывала о разных школьных событиях. Так, например, январский «педсовет» 1988 г. свою тематику посвятил вопросам воспитания и воспитательной работе в школах, февральский - педагогам-новаторам республики. Проведение школьниками летних каникул стало главной темой июльского выпуска. В ноябрьский номер были включены статьи, посвященные деятельности родительских комитетов и совету школьных дел. Авторы работ делились своим опытом, рассказывали о новшествах, приводили интересные примеры и факты. Но, к сожалению, эта страница позже была закрыта.
Следующая волна активности авторов публикаций о народном образовании приходится на начало 1990-х годов. Это было связано с начавшейся в стране реформой образования, которая провозгласила принципы демократизации, вариативности, открытости, регионализации, национального самоопределения, гуманизации, гуманитаризации, дифференциации. Большое влияние на дальнейший ход развития и модернизации системы общего образования оказал Закон РФ «Об образовании», который был принят в 1992 г.
В газетах меняются содержание, тематика, количество статей и рубрик. Главными темами публикаций становятся усиление роли родного языка, система билингвизма в школах Тувы, обеспечение образовательных учреждений учебно-методической литературой и компьютерной техникой, поднятие престижа учительской профессии, улучшение качества образования, инновационная и экспериментальная деятельность школ в новых условиях. Много материалов посвящалось традициям и обычаям народов, живущих на территории республики. Большое внимание в газетах также уделялось вопросам текущего и капитального ремонта школ, подготовки образовательных учреждений к отопительному сезону, состоянию школьных библиотек и спортивных площадок.
На страницах газет появляются новые рубрики «Горячая тема», «Накипело», «Реформа - в действии», «Теперь - не новость!», отражающие кризисные явления в обществе и системе общего образования: правонарушения среди подростков, социальное сирот-
ство, трудоустройство молодежи, социальная защита педагогических работников. Так, острой оказалось интервью в газете «Тувинская правда» председателя стачечного комитета педагогов г. Кызыла, учителя истории школы № 15 Л. Белоусовой. Она рассказала о трудном материальном положении городских учителей, которые не получают заработную плату несколько месяцев [6].
Интересной оказалась публикация представителя республиканского комитета профсоюза работников образования М. Ооржак «Когда в корзине не закрыто дно...» [7]. Автор говорит о возникших трудностях в системе общего образования, нехватке кадров, положении молодых учителей.
Директор Кызылского УПО «Аныяк» А. Безъязыков в своей статье «Со школьной скамьи в .безработные» поднимает проблему безработицы в городе, говорит о сложностях трудоустройства молодежи в условиях рынка [8].
Вопросы повышения квалификации учителей республики, тематика курсов и методическая помощь работникам образования в условиях модернизации школы стали темой статьи директора республиканского Института усовершенствования учителей М. Борбай-оола [9].
Актуальными в периодической печати до конца 1990-х годов оставались материалы о задержке и невыплате заработной платы работникам бюджетной сферы, забастовках учителей. Например, о самой крупной акции протеста работников образования г. Кызыла, проходившей в октябре-декабре 1999 г., постоянно сообщали газеты «Центр Азии» [10] и «Шын» [11].
В начале 1990-х годов большой спор и отклик читателей на страницах газеты «Тувинская правда» вызвала рубрика «Педагогические размышления». Авторы статей пытались акцентировать внимание читателей на проблемах национальной школы, введения двуязычия в школах республики, преподавания русского языка в сельских школах. Интересными в этом отношении были публикации заведующей Тувинской лабораторией НИИ национальных проблем образования Г. Селиверстовой [12] и кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Кызылского государственного педагогического института К. Салчак [13]. Авторы статей поднимали проблему развития билингвизма в республике, акцентировали внимание общественности и министерства образования республики на вопросе нехватки школьных учебников и учебно-методической литературы на родном языке, подготовки учителей родного и русского языков.
Об упрочении связи вузовского и общего образования говорили преподаватели Кызылского ГПИ О. Бузур-оол [14] и А. Очур в «Тувинской правде» [15]. Они также затронули проблему слабой подготовки выпускников школ к поступлению вузы, отмечали актуальность создания национального университета.
После опубликования проекта Закона Республики Тыва «Об образовании» (1994) в периодической печати началось обсуждение документа. Этому были посвящены публикации «Бегство от одинаковости: мысли о будущем Законе» [5], «Закон? Нет, пока - проект Закона» [9]. Авторы отмечали недостатки будущего Закона - дублирование федерального документа, отсутствие социальных гарантий учителям, одновременно они указывали на достоинства документа.
Таким образом, периодическая печать была самым доступным и эффективным средством влияния на общество, основным инструментом освещения хода реализации школьных реформ конца XX в. Как показывает анализ республиканских периодических печатных изданий, тематика и периодичность материалов о реализации реформ образования в Туве были разнообразными. Но, к сожалению, они носили кратковременный и информационный характер. Руководящими органами слабо использовались агитационные и пропагандистские возможности печати по осуществлению школьных реформ. Ак-
тивными авторами публикаций были работники образования, ответных статей на острые и проблемные материалы педагогов со стороны ответственных работников не было.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Доржу З.Ю., Очур Н.М. Школы Тувы в годы перемен (80-е годы XX - начало XXI в.). - Кызыл, 2015. - 188 с.
2. Стародубцев В.В. Школа: время выбора (опыт и проблемы развития общеобразовательных школ Восточной Сибири в 1980-е гг.). - Красноярск, 1992. - 141 с.
3. Бичелдей К. Двуязычие: важное средство взаимопонимания // Тувинская да. - 1988. - № 121. - С. 3.
4. Виденкин В. Чем живет школа сегодня? / / Тувинская правда. - 1988. - № 149. - С. 3.
5. Козлова С. Что тревожит педагогов? // Тувинская правда. - 1988. - № 181. - С. 3; Бегство от одинаковости: мысли о будущем Законе // Тувинская правда. - 1994. - № 49. - С. 3.
6. Жиц Л. В расписании на завтра ... забастовка // Тувинская правда. - 1992. - № 30. - С. 3.
7. Ооржак М. Когда в корзине не закрыто дно. // Тувинская правда. - 1992. - № 128. - С. 3.
8. Безъязыков А. Со школьной скамьи в .безработные / / Тувинская правда. - 1992. - № 90. - С. 3.
9. Борбай-оол М. Кому учительствовать на селе // Тувинская правда. - 1993. - № 135. - С. 3; Закон? Нет, пока - проект Закона // Тувинская правда. - 1994. - № 53. - С. 3.
10. Хопров В. Вот и прибыл, наконец, из столицы наш гонец // Центр Азии. - 1999. - №48. - С.1-2; Учителя Кызыла намереваются бастовать до полной победы народного образования // Центр Азии. - 1999. - № 43. - С. 2.
11. Сат К. Угаап корунер! Башкыларнын ажыл соксадыышкыны. (Одумайтесь! О забастовке учителей) // Шын. - 1999. - № 134. - С. 3.
12. Селиверстова Г. Был, да ушел. Или как в русских школах Кызыла учат тувинскому языку // Тувинская правда. - 1992. - № 3. - С. 3.
13. Салчак К. Искать и находить / / Тувинская правда. - 1992. - № 51. - С. 3.
14. Бузур-оол О. Реформы? Да. Но чтобы на пользу // Тувинская правда. - 1992. - № 87. - С. 3.
15. Очур А. Замкнутый круг. Подготовка выпускников школ / / Тувинская правда. - 1992. - № 99. - С. 3.
REFERENCES
1. Dorzhu Z.Yu., Ochur N.M. Shkoly Tuvy v gody peremen (80-e gody XX - nachalo XXI vv.) [Schools of Tuva in the years of change (the 80s of XX - the beginning of the XXI centuries)] Kyzyl, 2015. 188 p.
2. Starodubtsev V.V. Shkola: vremya vybora (opyt i problemy razvitiya obshcheobrazovatel'nykh shkol Vostochnoy Sibiri v 1980-e gg.). [School: time of choice (experience and problems of the development of secondary schools in Eastern Siberia in the 1980s)]. Krasnoyarsk, 1992. 141p.
3. Bicheldey K. Dvuyazychie: vazhnoe sredstvo vzaimoponimaniya [Bilingualism: important means of mutual understanding]. Tuvinskaya Pravda.1988. No. 121. p. 3.
4. Videnkin V. Chem zhivet shkola segodnya? [Than the school lives today?]. Tuvinskaya Pravda. 1988. No. 149. p. 3.
5. Kozlova S. Chto trevozhit pedagogov? [What worries teachers?]. Tuvinskaya pravda. 1988. No. 181. p.3; Begstvo ot odinakovosti: mysli o budushchem Zakone. [Escape from sameness: thinking about the future of the Law]. Tuvinskaya pravda. 1994. No. 49. p.3.
6. Zhits L. V raspisanii na zavtra ... zabastovka. [The schedule for tomorrow ... strike]. Tuvinskaya pravda. 1992. No. 30. p. 3
7. Oorzhak M. Kogda v korzine ne zakryto dno...[When the basket is not closed by the bottom]. Tu-vinskaya pravda. 1992. No. 128. p. 3.
8. Bez"yazykov A. So shkol'noy skam'i v ...bezrabotnye [At school ...unemployed]. Tuvinskaya prav-da. 1992. No. 90. p. 3.
9. Borbay-ool M. Komu uchitel'stvovat' na sele. [Who to teach in the village]. Tuvinskaya pravda. 1993. №135. S.3; Zakon? Net, poka - proekt Zakona The law? [No, not yet - the draft Law]. Tu-vinskaya pravda. 1994. No. 53. p. 3.
10. Khoprov V. Vot i pribyl, nakonets, iz stolitsy nash gonet. [Finally, the messenger arrived from the capital]. Tsentr Azii. 1999. No. 48. p.1-2; Uchitelya Kyzyla namerevayutsya bastovat' do polnoy
pobedy narodnogo obrazovaniy. [Kyzyl teachers intend to strike until the final victory of national education]. Tsentr Azii. 1999. No. 43. p. 2.
11. Sat K. Ugaap koruner! Bashkylarnyn azhyl soksadyyshkyny. (Odumaytes'! O zabastovke uchite-ley). [About the teachers ' strike]. Shyn. 1999. No. 134. p. 3.
12. Seliverstova G. Byl, da ushel... Ili kak v russkikh shkolakh Kyzyla uchat tuvinskomu yazyku. [As in the Russian schools of Kyzyl teach Tuvan language]. Tuvinskaya pravda. 1992. No. 3. p. 3.
13. Salchak K. Iskat' i nakhodit'. [Search and find]. Tuvinskaya pravda. 1992. No. 51. p. 3.
14. Buzur-ool O. Reformy? Da. No chtoby na pol'zu. [Reform? Yes. But in order to benefit]. Tuvinskaya pravda. 1992. No. 87. p. 3.
15. Ochur A. Zamknutyy krug. Podgotovka vypusknikov shkol. [A vicious circle. Training school graduates]. Tuvinskaya pravda. 1992. No. 99. p. 3.
Информация об авторе:
Очур Надежда Михайловна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра отечественной истории, Тувинский государственный университет,
г. Кызыл, Россия [email protected]
Получена: 09.11.2017
Для цитирования: Очур Н.М. Школьное образование Тувы на страницах республиканских газет (80-90-е годы XX в.). Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 5. Часть 2. с.82-87.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-82-87.
Information about the author:
Nadezhda M. OCHUR, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of National History, Tuvan State University, Kyzyl, Russia [email protected]
Received: 09.11.2017
For citation: Ochur N.M. School education of Tuva in the republican newspapers (the 1980-1990s of the xx century). Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.5 Part. 2. Pp. 82-87. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-82-87. (in Russian)