РАЗДЕЛ 3. МОДЕЛИ, СИСТЕМЫ, СЕТИ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ
УДК 372.016:54
ШКОЛЬНОЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННЫМ ПЕРСПЕКТИВАМ
А. Н. Айриева
SCHOOL SCIENCE EDUCATION IN RUSSIA: FROM HISTORY TO MODERN PERSPECTIVES
A. N. Ayrieva
Аннотация. Рассматриваются проблемы и реформы естественно-научного образования в России от истоков до современных перспектив с целью оптимизации качества образования подрастающего поколения.
Ключевые слова: школьное образование, естественно-научное образование, уровень образования.
Abstract. This article discusses the problems and reform of science education in Russia from its origins to modern perspectives in order to optimize the quality of education of the younger generation
Key words: school education, science education, educational level.
В потоке публицистики, посвященной проблемам школы, нередко можно встретить утверждение о том, что уровень среднего образования в Советском Союзе был весьма высок, а в подтверждение этого приводится мнение американских аналитиков: русские выиграли у американцев соревнование в космосе за ученической партой.
В действительности вопрос об уровне образования, которое дает отечественная средняя школа, существенно более сложен. Рассмотрим кратко процесс трансформации качества школьного естественно-научного образования в нашей стране от 1950-х гг. до настоящего времени.
Наиболее высокий уровень школьного образования был достигнут в нашей стране в 1940-1950 гг. [1]. Полное среднее образование носило тогда массовый характер, однако было далеко не всеобщим [2].
Во второй половине 1960-х гг. руководство страны поставило задачу перехода к всеобщему среднему образованию молодежи. Это было обусловлено потребностями народного хозяйства и совпадало с тенденциями, наблюдавшимися в промышленно развитых странах, в частности в Японии. Введение всеобщего среднего образования было осуществлено примерно за 10 лет [3, 4]. В 1975 г. 97 % выпускников восьмилетней школы были приняты в учебные заведения, дающие среднее образование (дневные полные средние
школы, вечерние и заочные школы, техникумы, средние профессионально-технические училища). Впервые в мире молодое поколение страны начинало входить в жизнь, имея достаточно высокий стандарт образования. Появились целые отрасли промышленности, например предприятия оборонного комплекса, которые стали комплектоваться молодыми кадрами с уровнем образования не ниже среднего. Примерно 40 % выпускников неполной средней школы получали среднее образование в профессиональной школе.
Введение в СССР всеобщего среднего образования опиралось на идеологическую установку - все советские люди социально равны.
Ложная трактовка принципа социального равенства, распространение его и на способности привели к серьезному падению уровня подготовки выпускников в 1970-е гг. по сравнению с двумя предыдущими десятилетиями.
Естественным результатом этой реформы стало резкое снижение требований к знаниям учащихся. Чтобы затушевать снижение уровня знаний, пришлось под флагом уменьшения перегрузки школьников - в прежнее время такого понятия не существовало - отменить переводные экзамены и существенно сократить число выпускных экзаменов (напомним, что в 1940-1950 гг. переводные экзамены необходимо было сдавать после окончания каждого класса, начиная с 4-го).
Вскоре после рассматриваемых преобразований возник разрыв между требованиями вступительных экзаменов в вузы и знаниями рядового абитуриента и появился практически отсутствовавший ранее институт репетиторов, без помощи которых для среднего выпускника массовой школы поступление в сколько-нибудь престижный вуз стало невозможным.
Реакцией общества на реформу стало появление в крупных городах элитных школ с углубленным изучением иностранных языков. Значительную часть учащихся в них составляли дети партийно-хозяйственной номенклатуры. Таких школ было совсем немного, но образование они давали, как правило, превосходное, соответствующее высшим мировым стандартам и, конечно, на голову превосходящее уровень рядовых школ.
Несмотря на снижение требований к знаниям учащихся, определенная их доля все же не могла справиться с программой средней школы. С «перегрузкой» надо было бороться, и понятно, что наиболее простым и вместе с тем эффективным методом такой борьбы стало сокращение программного материала и дальнейшее ослабление требований к школьникам.
Методы психологического тестирования школьников не применялись с 1936 г. Проблему подготовки одаренных детей полностью игнорировали (за исключением образования в области искусства).
Таким образом, не следует думать, что процесс снижения качества школьного образования связан только с разрушительными последствиями деятельности нынешних российских властей. Первый шаг в этом направлении был сделан четыре десятилетия назад - в 60-е гг. прошлого века, когда полное среднее образование стало всеобщим. В результате этого нововведения работники школы оказались вынужденными переводить из класса в класс и выпускать с аттестатом о среднем образовании всех молодых людей, включая и тех, кто не стремился учиться.
Тем не менее развитие народного хозяйства, науки и техники требовало совершенствования среднего естественно-научного и математического обра-
зования, поэтому попытки реформирования школьного образования продолжались. Следует упомянуть об объявленной Н. С. Хрущевым программе химизации (1958-1964), которая затронула и школьное образование, о программе политехнизации школы (1958-1974), о реформе математического образования.
Химизация привела к повышению уровня школьного химического образования - было усилено внимание к предмету, улучшено снабжение школы химическими реактивами и лабораторным оборудованием, вступительный экзамен по химии стал обязательным в большинстве технических вузов, возрос конкурс в вузы химического и химико-технологического профилей.
Заметим здесь, что в настоящее время, как и десятилетия назад, в прессе появляются утверждения о том, что о высоком уровне отечественной системы образования свидетельствуют успехи наших школьников на международных предметных олимпиадах.
По наблюдениям специалистов, наши выпускники средней школы несколько уступали японцам, но были заметно выше американцев и многих европейцев. Важно, что к концу 1970-х гг. в СССР только 0,2 % населения было неграмотным, в то время как в США и Японии - 0,5 %, в Англии - 0,7 %, а в целом по Европе - 2,3 % [5].
Из этого видно, что несмотря на ряд недостатков, естественно-научное образование в советской средней школе оставалось на достаточно высоком уровне.
Перестройка и последовавший за ней распад Советского Союза, разрушение советской системы среднего образования привели отечественную среднюю школу к следующим трагическим последствиям:
- резкое падение престижа образования, особенно естественно-научного;
- ликвидация единого образовательного пространства, децентрализация школьного образования;
- появление учебных планов, включающих минимум естественнонаучных дисциплин;
- недобросовестная конкуренция между многочисленными параллельными учебниками;
- необязательность выпускных испытаний по естественно-научным дисциплинам;
- повсеместное отсутствие лабораторного практикума в школах;
- хемофобия, активно пропагандируемая СМИ, поток мистики, мракобесия и лженауки по всем каналам информации;
- активная пропаганда религии и, следовательно, догматического мышления.
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. появилась и постепенно усиливалась тенденция ослабления традиционной для нашей страны тяги населения к образованию. Опросы молодежи свидетельствовали, что образование с передовых мест отодвинули поп-музыка, деньги, дружба, любовь, секс, сила и т.д. Государственное регулирование образования шло вслепую, методом проб и ошибок.
Закон «Об образовании» (1992) ввел образовательные государственные стандарты, которые предусматривали обязательный федеральный и региональный минимумы. В новой редакции закона (1996 г., с изменениями и до-
полнениями 2000-2008 гг.) полное среднее образование было объявлено общедоступным и бесплатным. По этому закону затраты на образование должны составлять не менее 10 % национального дохода. Фактически этот закон не выполнялся: в 1992 г. на образование было выделено 4,6 %, в 1993 г. -5,8 %, в 1994 г. - около 3 % национального дохода.
В связи с принятием закона «Об образовании» (2013) появились федеральные образовательные стандарты с содержанием естественно-научного образования, с использованием новых методов обучения и реализацией дея-тельностного подхода, с формированием универсальных учебных действий и достижений личностных, предметных и метапредметных результатов.
Список литературы
1. Кудрявцев, Л. Д. Среднее образование. Проблемы. Раздумья / Л. Д. Кудрявцев. -М. : МГУП, 2003.
2. Прокофьев, М. А. Послевоенная школа России / М. А. Прокофьев. - М. : МИРОС, 1997. - 85 с.
3. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 10 ноября 1966 г. № 874.
4. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 июня 1973 г. № 463.
5. Лисичкин, Г. В. Школьное естественно-научное образование: история, итоги и перспективы / Г. В. Лисичкин, И. А. Леенсон // Химия в школе. - 2010. - № 6. -С. 2-7.
Айриева Анна Нердовна Ayrieva Anna Nerdovna
преподаватель, teacher,
Саратовский государственный университет Saratov State University
им. Н. Г.Чернышевского named after N. G. Chernyshevsky
E-mail: [email protected]
УДК 372.016:54 Айриева, А. Н.
Школьное естественно-научное образование в России: от истории к современным перспективам / А. Н. Айриева // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 2 (10). - С. 214-217.