№ 10(73) НОЯБРЬ 2016 ^
Е.П. Федотова, канд. социол. наук, доцент, кафедра социологии, социальной антропологии и социальной работы, Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина, г. Саратов, Россия, [email protected]
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ КАК МЕХАНИЗМ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
Образовательное пространство сегодня - это часть образовательной среды, где на уровне личного взаимодействия учащихся и преподавателей создается огромный спектр отношений, связанных не только с вопросами образования, но и с межличностным общением, в связи с чем количество конфликтов и их разновидностей продолжает возрастать. В последнее время всё большее внимание уделяется использованию медиативных технологий для разрешения конфликтов в различных сферах общественных отношений. К сегодняшнему дню они показали свою эффективность в таких сферах, как трудовое право, семейные конфликты, коммерческие споры и конфликты в сфере образования. Поскольку в образовательную среду медиативные технологии вошли сравнительно недавно, требуется консолидация методологических и практических усилий для обеспечения грамотного оказания социально-психологической помощи подросткам, испытывающим трудности в межличностном взаимодействии, имеющим проблемы с социальной адаптацией. Одним из механизмов решения этой задачи является создание школьных служб медиации, выводящих на новый уровень превентивную и конфликтологическую работу. В представленной статье дается описание модели, принципов и практических основ функционирования служб медиации в образовании.
Ключевые слова: образовательное пространство, деструктивное поведение, медиативные технологии, принципы медиации, образовательная сфера, урегулирование конфликтов, образовательные учреждения, педагоги.
Школьная жизнь складывается не только из учебных ситуаций, она включает в себя совершенно разные формы и уровни взаимодействия участников образовательного процесса. Кроме этого, сами участники принципиально отличаются друг от друга не только своими формальными ролями, но и уровнем личностной зрелости, жизненным опытом, особенностями мироощущения. Также значимы возрастающие и ужесточающиеся требования родителей к образовательному процессу, что само по себе создает массу противоречий, которые нуждаются в урегулировании. Эффективность образовательного процесса
во многом и определяется тем, насколько удается эти разногласия разрешить.
Противоречия в межличностных отношениях - явление частое, поскольку полное совпадение интересов и взглядов невозможно. Возникшие разногласия можно разрешить в доброжелательном споре, в котором обе стороны заинтересованы в нахождении компромисса, в противном случае противоречие неизбежно перерастает в конфликт. В образовательном пространстве, вопреки распространенному мнению, имеется ряд оснований для возникновения разногласий: несовпадение целей, задач, педагогических методов, индивидуальных особенностей
дискуссия
журнал научных публикаций
В настоящее время в странах с хорошо развитой правовой культурой и гражданским обществом медиация стала признанным и весьма эффективным методом разрешения конфликтных ситуаций в учебных заведениях с участием несовершеннолетних.
участников образовательного процесса. Без- ления опыта апробации и внедрения в свою условно, большинство конфликтных си- работу медиативных практик. Школы начали туаций участники образовательного про- применять альтернативные методы разреше-цесса - несовершеннолетние, их родители ния конфликтов с 2014 года - разрабатывались и апробировались методы применения данной технологии в образовательном пространстве.
В настоящее время в странах с хорошо развитой правовой культурой и гражданским обществом медиация стала признанным и весьма эффективным методом разрешения конфликтных ситуаций в учебных заведениях с участием несовершеннолетних, например, в США действует более 8500 групп школьных медиаторов из числа несовершеннолетних3. Дети, владеющие технологией медиации, имеют образ мышления, базирующийся на справедливом отношении к жизни. Надо полагать, что создание школьных служб медиации позволит разрядить конфликтогенную обстановку не только в школе, но и в повседневной жизни детей. Наряду с традиционными способами разрешения возникающих конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях могут использоваться и медиативные технологии, которые позволят обучающимся быть активными участниками переговорного процесса и участвовать в принятии решений. Следует помнить, что по мере необходимости к медиации могут подключаться и другие члены образовательного пространства: сверстники, учителя, приглашенные со стороны специалисты и родители, - основным требованием ко всем является наличие специального образования.
Однако в некоторых случаях ситуация становится сложной для разрешения в силу того, что участники, руководствуясь эмоциями и сиюминутными импульсивными реакциями, теряют способность к ее восприятию, конструктивному пониманию и нахождению адекватного выхода, становятся в позу «обиженного». Это могут быть сам учащийся, его родители, а также другие причастные к конфликту люди (педагоги, одноклассники). Тогда другая сторона конфликта
и педагоги - разрешают самостоятельно, что в некоторых случаях приводит к усугублению конфликтной ситуации. В таких случаях «смягчающим» механизмом может стать школьная служба медиации.
Медиация в образовательном пространстве - явление относительно новое, хотя сама технология имеет достаточно длительную историю становления в судебном производстве и административном разбирательстве, например, в США и Канаде - с 60-х годов XX столетия. Чуть позже практика стала применяться в Латинской Америке и европейских странах. Согласно общемировой статистике, 60-70% случаев применения процедуры медиации завершаются достижением соглашения, а более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами в даль-нейшем1 - это, безусловно, свидетельствует об эффективности технологии.
В России медиация как технология внесудебного разрешения споров возникла около десяти лет назад: применительно к коммерческим спорам практика закрепилась с 2002 года. Начала формироваться нормативно-правовая база, регулирующая данный вопрос: принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»2; появились стандарты восстановительной медиации, разработанные в 2009 году Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации; подписано распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отрасли социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки"» от 30 декабря 2012 года № 2620-р, действует ряд региональных документов.
Российские образовательные учреждения предпринимают первые попытки осмыс-
№ 10(73) НОЯБРЬ 2016
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
воспринимается как «враг», с которым бессмысленно объясняться, и становится важно найти третейского судью, который «накажет», по возможности, жестко, поскольку единственное, чем руководствуется человек в подобной ситуации, - это желание мести. При особенно острых конфликтах стороны могут дойти до причинения такого вреда, ко -торый они в обычной жизни вряд ли могли бы даже вообразить4.
«Дегуманизируя других людей, мы превращаем их в объекты, перестаем воспринимать их ценности, общаемся бездушно, игнорируем ... требования — и просьбы, [стремимся] использовать . в своих интересах или даже убить, если они нас раздражают»5. Конструктивные действия сменяются шаблонными деструктивными реакциями. Особенно это касается ситуаций, когда конфликтуют дети. К сожалению, довольно часто реакция
В некоторых случаях ситуация становится сложной для разрешения в силу того, что участники,
руководствуясь эмоциями и сиюминутными импульсивными реакциями, теряют способность к ее восприятию, конструктивному пониманию и нахождению адекватного выхода, становятся в позу «обиженного».
сильственному», примирению участников конфликта («пожмите друг другу руки, извинитесь и больше друг с другом не разговаривайте»). Возможно, это происходит потому, что в педагогической среде конфликт принято считать признаком непрофессионализма педагога. Вместо реального разбора ситуации и её осмысления ребенка вводят в ситуацию навязанного принятия конфликта: «я все понял и больше не буду». Разбор ситуации с привлечением администрации зачастую лишь усугубляет и без того напряженные отношения между участниками конфликта.
Важной задачей медиации является поддержка ответственного поведения обидчика, которое выражается в том, что он участвует в налаживании нарушенных отношений. Следует помнить, что школьная служба медиации является альтернативой разрешения конфликта с привлечением администрации, но не
окружающих и официальных лиц образова- имеет своей целью освободить от рассмотре-
тельного учреждения не приводит к полному ния дела в Комиссии по делам несовершен-
разрешению конфликта и сводится к замал- нолетних и защите их прав (это касается слу-
чиванию или формальному, зачастую «на- чаев, когда делу был дан официальный ход).
дискуссия
журнал научных публикаций
Для реализации безопасной и качественной работы медиаторов в образовательном учреждении создаются школьные службы медиации, которые должны стремиться к тому, чтобы -максимальное количество конфликтов решалось внутри учреждения и участвующие стороны в первую очередь старались сами найти выход из ситуации.
Возможны две формы организации школьных служб медиации: 1) внутри школ (образовательных учреждений) - школьные службы медиации; 2) на базе центров системы образования - муниципальные службы медиации.
Школьная служба медиации - это организационная форма, в которой команда взрослых и подростков реализует в образовательном учреждении принципы и технологии бесконфликтного разрешения внутри-школьных ситуаций. Её цель - сформировать в образовательных учреждениях правильный подход к реагированию на конфликты, общественно опасные деяния и правонарушения. Задачи - развить и закрепить навыки участников образовательного процесса по бесконфликтному поведению и взаимопониманию. Школьная служба медиации - это команда, в которую входят взрослый куратор или руководитель службы, учащиеся-медиаторы, сотрудники образовательного учреждения, родители6.
Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком. На организационном этапе допускается создание школьной службы медиации только из взрослых. Куратором (руководителем) школьной службы медиации может быть человек, прошедший подготовку в качестве медиатора, готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы медиации. Он должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора (руководителя) - организовать работу службы медиации и обеспечить получение
Для реализации безопасной и качественной работы медиаторов в образовательном учреждении создаются школьные службы медиации, которые должны стремиться к тому, чтобы максимальное количество конфликтов
решалось внутри учреждения и участвующие стороны в первую очередь старались сами найти выход из ситуации.
ею информации о конфликтах, правонарушениях и спорах. Куратором может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка или другой сотрудник образовательного учреждения.
Мы считаем, что эффективной деятельность школьных служб медиации может быть только при заинтересованном подходе специалистов. При попытках насаждения служб медиации «сверху» существует риск, что служба будет создана формально, и в ней за медиацию будет выдаваться любая другая деятельность. Кроме того, должны развиваться разные модели медиации и организации работы медиаторов, чтобы учебные заведения могли выбрать наиболее подходящую для них модель с учетом специфики учебной организации, региональных условий и традиций. ^
Литература
1. Максудов Р.Р. Стратегические ориентиры Всероссийской ассоциации восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции. 2010. № 7. С. 62.
2. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ.
3. Шамликашвили Ц. Явные и незаметные преимущества медиации // Медиация и право. 2009. № 2 (12). С. 29.
4. Балаева А. Примирение в медиации и вне её: сравнительные аспекты // Вестник восстановительной юстиции. 2010. № 7. С. 64.
5. Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев / пер. с англ. А. Стативка. М.: Альпина нон-фикшн, 2013. С. 58.
6. Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общ. ред. Л.М. Карнозовой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. С. 42.
№ 10(73) HOflBPb 2016 I
MEDIATION SCHOOL SERVICE AS A MECHANISM OF PREVENTION AND RESOLVING OF CONFLICT SITUATIONS
E.P. Fedotova, Candidate of Sociology, Docent, The department of sociology, social anthropology and social work, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, Saratov, Russia, [email protected]
Today educational space is a part of educational environment, where at the level ofpersonal interaction of students and lecturers a great range of relations appears, connected with not only education, but also interpersonal relations, and as a result the number of conflicts and their types continue to grow. During recent years the attention is focused on application of mediation technologies for resolving conflicts in different spheres of social relations. Today they show their efficiency in the spheres as labor low, family quarrels, commercial disputes and conflicts in the sphere of education. Since educational environment has met mediation technologies recently, it is needed a consolidation of methodological and practical efforts for providing competent social and psychological help for teenagers, suffering from troubles with interpersonal relations, and problems with social adaptation. One of the mechanisms for this problem's resolution is a creation of school services of mediation with new level of preventive and conflict work. The present article gives a description of the model, principles and practical basics for mediation services' functioning in the educational sphere.
Key words: educational space, destructive behavior, technology mediation, principles of mediation, education, conflict resolution, educational institutions, teachers.
References
1. Maksudov R.R. Strategicheskie orientiry Vseros-siiskoi assotsiatsii vosstanovitel'noi mediatsii [Strategic guidelines of the Russian Association of restorative mediation]. Vestnik vosstanovitel'noi iustitsii - Bulletin of restorative justice, 2010, no. 7, pp. 60-75.
2. Federal law "On alternative procedure of dispute settlement with participation of mediator (mediation procedure)" dated 27.07.2010 No. 193-FZ (in Russian).
3. Shamlikashvili Ts. Iavnye i nezametnye prei-mushchestva mediatsii [The obvious, and invisible advantages of mediation]. Mediatsiia i parvo -Mediation and law, 2009, no. 2 (12), pp. 28-32.
4. Balaeva A. Primirenie v mediatsii i vne ee: sravnitel'nye aspekty [Reconciliation in mediation
and beyond: comparative aspects]. Vestnik vosstanovitel'noi iustitsii - Bulletin of restorative justice, 2010, no. 7, pp. 62-66.
5. Zimbardo F. Effekt Liutsifera. Pochemu khoroshie liudi prevrashchaiutsia v zlodeev [The Lucifer Effect. Why do good people become villains]. Moscow, Al'pina non-fikshn Publ., 2013. 740 p.
6. Konovalov A.Iu. Shkol'nye sluzhby primireniia i vosstanovitel'naia kul'tura vzaimootnoshenii: prakticheskoe rukovodstvo / pod obshch. red. L.M. Karnozovoi [School services of reconciliation and restorative culture of relationships: a practical guide. Ed. by L.M. Karnisovas]. Moscow, MOO Tsentr «Sudebno-pravovaia reforma» Publ., 2012. 256 p.