Казанский педагогический журнал
1'2006
для этого процесса организационных форм с учетом специфики дисциплины «иностранный язык», специальностей «информационные системы и технологии», «Автоматизированные системы организации и управления».
Значимость результатов исследования заключается в том, что практически апробирована и внедрена в учебный процесс технология формирования лингвоинформационной культуры как составляющей профессиональной культуры, которая позволяет получить гарантированный результат и может быть использована в практике работы инженерных вузов в рамках Государственного образовательного стандарта. Учебно-методический комплекс, включающий методические указания, комплекс диагностических методов и методик, задания для учебного тестирования, таблицу уровней сформированности исследуемых компетентностей и пр., имеет практическую ценность в предложенном способе идентификации исследуемой отрасли культуры студентов.
В числе опосредованных показателей практического значения опытно-экспериментального исследования
назовем зафиксированный факт устойчивого интереса будущих и настоящих специалистов не только в области информационных систем и технологий, но и в других технических областях к разработанным формам и средствам профессионально ориентированной языковой подготовки, направленным на формирование линг-воинформационной культуры.
Литература:
1. Монахов В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения / В.М.Монахов // Проектирование новых информационных технологий обучения: Сб. науч. тр. под ред. В.М.Монахова. - М., 1991. -С.4-30.
2. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации / Госкомитет РФ по высшему образованию.- М., 1994.
3. Михелькевич В.Н., Фурсина Г. А. Система формирования лингвоинформа-ционной культуры студентов технического вуза / В.Н.Михелькевич, Г.А.Фурсина // Татищевские чтения: Актуальные проблемы науки и практики: сб. материалов V юбил. междунар. науч.-практ. конф. / Волжск. ун-т им. В.Н. Татищева. - Тольятти, 2008.
ШКОЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА КАК ТОЧКА РОСТА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Л.Л. Босова, Институт информатизации образования Российской академии образования (ИИО РАО), г. Москва
Информационное общество - новая историческая фаза развития цивилизации, в которой все сферы деловой активности людей опираются на информацию, связаны с использованием
44
средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) -требует радикальных изменений в системе образования. Каковы же основные направления этих изменений?
Высшее образование
1. Все ускоряющиеся темпы общественного развития влекут за собой необходимость подготовки людей к жизни в условиях быстро меняющегося общества: школа должна готовить учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивизм. За порогом школы более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться, навыки исследовательской деятельности, способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта.
2. Наблюдаемый в последние десятилетия лавинообразный рост информации требует от человека умений и навыков информационной деятельности - деятельности по регистрации, сбору, обработке, хранению, передаче, отражению, транслированию, тиражированию, продуцированию информации об объектах, явлениях, процессах, основывающейся на использовании средств ИКТ [5]. Изменение хар ак тера социальных требований к системе образования связано также и с тем, что в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше остается тот, кто способен оперативно находить информацию и использовать ее для решения своих проблем.
3. В условиях становления информационного общества появляются возможности роста профессионального и общего культурного уровня за счет улучшения систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, существенно расширяются масштабы межкультурного взаимодействия на
базе коммуникационных технологий, что придает особую важность факторам коммуникативности и толерантности. Сегодня не достаточно быть просто хорошим специалистом; кроме этого нужно уметь работать в команде, принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу.
Основной вектор изменений, происходящих в современном школьном образовании, направлен на обеспечение потребностей учащихся в изменяющемся обществе; задача современной школы может быть сформулирована как достижение новых образовательных результатов, понимаемых как изменения в личностных ресурсах, которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем (А.Г. Асмолов, A.M. Кондаков, О.Е. Лебедев и др.).
Школа всегда стремилась реагировать на изменения в обществе, изменения в социальных требованиях к образованию. Именно это привело к тому, что в начале 80-х гг. прошлого века в школьную практику был введен предмет «основы информатики и вычислительной техники». За прошедшие 25 лет стало общепризнанным определение информатики как науки о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах и средствах автоматизации информационных процессов. В исследованиях ведущих отечественных специалистов (С.А. Бешенков, A.A. Кузнецов, М.П. Лапчик, И.В. Роберт и др.) показано, что в любой предметной области может быть выделен информационный аспект, выявлены виды информационной деятельности и адекватные
Казанский педагогический журнал
1'2006
им виды учебной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий, осуществляемые инвариантными приемами, которые опираются на закономерности информатики как фундаментальной науки и представляются ее практическими методами и средствами, в том числе поиска, моделирования, визуализации информации об изучаемых или исследуемых объектах.
Информатика закладывает основу создания и использования ИКТ как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Информатика имеет все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой «метадисциплину», ориентированную на достижение метапредмет-ных результатов, способствует формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивает технологическую основу в системе открытого образования, создает условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий. Подчеркивая значимость курса «Информатика и ИКТ» С.А. Бешенков называет его «предметом стратегического значения» [2].
В условиях информатизации и массовой коммуникации современ-
ного общества подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ приобретает все большую значимость. Проанализируем особенности школьной информатики, позволяющие ее позиционировать как предмет, наиболее полно ориентированный на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
В современной школе все большее внимание уделяется формированию общеучебных умений и навыков, владение совокупностью которых определяется как умение учиться. Среди общеучебных можно выделить учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные (учебно-логические) и учебно-коммуникативные умения и навыки.
Учебно-организационные умения и навыки предполагают умение создавать условия, обеспечивающие успешное выполнение задания (режим дня, организация рабочего места); умение намечать задачи деятельности и рационально ее планировать; умение мотивировать свою деятельность; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать ее; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности.
Учебно-информационные умения и навыки включают в себя: умение работать с книгой, справочной и другой литературой, с цифровыми информационными источниками; умение осуществлять наблюдения; умение составлять план, конспект, тезисы; умение готовить доклад (выступление) с помощью средств ИКТ.
46
Высшее образование
Учебно-коммуникативные умения и навыки включают в себя: умение работать в коллективе; умение выступать перед аудиторией; умение представлять доклад (выступление) с помощью средств ИКТ; умение применять коммуникационные технологии.
Особое внимание следует уделить учебно-интеллектуальным умениям и навыкам, которые объединяют: умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.; умение построения рассказа, ответа, речи, аргументирования; умение формулирования выводов, умозаключений и т.д. Задача формирования перечисленных учебно-интеллектуальных умений и навыков ставится в той или иной степени перед всеми школьными предметами.
Общеучебные умения и навыки формируются постепенно, на протяжении всего периода обучения в школе: как правило, первый шаг происходит на уровне специальных умений и навыков в рамках какой-то конкретной дисциплины; второй - собственно на уровне общих умений и навыков в процессе применения при изучении других предметов. Например, умение составлять планы различных видов закладывается на уроках литературы, а затем развивается и совершенствуется при составлении планов для пересказа изучаемого материала по истории, при составлении планов для характеристики изучаемых объектов по географии и т.д.
Учебно-интеллектуальные умения и навыки в массовой общеобразовательной школе специально не форми-
руются ни в одном предмете; их развитие начинается с первых дней обучения в школе и должно обеспечиваться всеми вместе взятыми школьными дисциплинами. Например, умения выявлять существенные свойства объекта и устанавливать причинно-следственные связи могут формироваться при организации соответствующей работы с определениями понятий и формулировками законов, теорем; большие объемы текстовой информации учащиеся могут представлять с помощью таблиц и схем; после изучения каждой темы рекомендуется предлагать учащимся задания, связанные с классификацией тех объектов, которые были изучены в теме и т.д. Являясь общеучебным, этот блок все увереннее занимает свое место в качестве предметного в курсе «Информатика и ИКТ». Опыт преподавания информатики в школе показывает, что знакомство учащихся в курсе информатики (на предметном уровне) с анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием и обобщением как информационными методами способно послужить сильным импульсом к развитию и совершенствованию соответствующих умений и навыков в рамках других предметов. В свою очередь, учебно-интеллектуальные умения, формируемые в курсе информатики на материале, имеющем межпредметное содержание, в значительно большей степени осознаются учащимися как общеучебные или над-предметные.
Подчеркивая все возрастающую значимость для школьного образования курса «Информатика и ИКТ» ведущие отечественные специалисты
Казанский педагогический журнал
1'2006
отмечают, что именно «в информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами» [7]. Можно сказать, что соответствующие умения и навыки, являясь предметными для информатики, переходят в разряд общеучебных, проявляясь в каждом из традиционных блоков: учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных умений и навыков.
Исключительно важную роль в современном образовании играют методы информационного моделирования. Модель является инструментом решения реальных задач. Она приучает находить главное, отбрасывать второстепенное, самостоятельно принимать решения. Понятие модели в неявном виде и ранее использовалось практически во многих школьных дисциплинах. Сегодня же идеи моделирования все более активно внедряются во все школьные предметы: навыки построения и исследования информационных моделей относятся к разряду общеучебных навыков; информационное моделирование рассматривается как основной метод приобретения знаний. При этом в педагогической литературе постоянно подчеркивается, что современные школьники слабо ориентируются в различных знаковых системах, не умеют «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы, не способны самостоятельно перекодировать информацию из одной
знаковой системы в другую, испытывают затруднения при выборе формы представления информации в зависимости от стоящей задачи. Работа с информационными моделями в рамках других предметов становится более эффективной, если ей сопутствует изучение на уроках информатики вопросов, связанных с этапами построения модели, анализом ее свойств, проверкой адекватности модели объекту и цели моделирования, выбором языка моделирования и т.п.
Отечественные специалисты отмечают, что именно курс информатики в наибольшей степени способствует систематизации знаний учащихся о моделировании, обеспечивает возможность осознанного применения информационного моделирования в их учебной, а затем и практической деятельности. Линия «Моделирование и формализация» - это достижение теории отечественного школьного курса информатики. Она «привязывает «алгоритмику» и «компью-торику» к реальному миру: учит решать реальные, а не искусственные задачи, оценивать и применять результаты своей аналитической работы» [1].
Одним из основных механизмов изменений в сфере образования является информатизация образования -целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий, обеспе-
46
Высшее образование
чивающих интеллектуализацию деятельности всех участников образовательного процесса и инициирующих развитие индивида в соответствии с потребностями современного информационного общества.
Практическая часть курса «Информатика и ИКТ» направлена на освоение школьниками широкого спектра умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий, являющихся значимыми как для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, так и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, освоения межпредметных, общеучебных умений в условиях информатизации образования. Можно констатировать, что на современном этапе ряд предметных для информатики умений и навыков использования средств ИКТ переходит в разряд общеучебных умений и навыков и, таким образом, приобретает роль инструмента, содействующего усвоению других предметов. При этом важно, чтобы получаемые на уроках информатики знания, умения, навыки в области использования средств ИКТ были тщательно встроены в школьную практику: приобретались своевременно, применялись и развивались в процессе изучения других предметов.
Игнорирование этого положения, как правило, приводит к тому, что учителя-предметники, имеющие, в лучшем случае, базовую подготовку в области ИКТ, которая не предусматривает методических аспектов, позволяющих им грамотно формировать у
школьников умения и навыки работы со средствами ИКТ, начинают делать это интуитивно и не всегда корректно, чем наносят вред и ученикам, и учебному процессу. Учителя информатики знают, как тяжело происходит «переучивание», сколько времени оно отнимает. Но даже если учитель-предметник обладает соответствующим методическим потенциалом и может сформировать у учащихся пользовательские умения и навыки, эта работа неизбежно повлечет потерю учебного времени, что негативно отразится на освоении содержания основного предмета.
В итоге учителя-предметники используют средства ИКТ редко, бессистемно, преимущественно с целью предъявления учебной информации во фронтальном режиме, контроля знаний и формирования репродуктивных навыков. В то же время практически не реализуются существующие возможности средств ИКТ для поддержки разнообразных активных форм занятий (интерактивное взаимодействие между пользователем и средствами ИКТ, компьютерная визуализация учебной информации, автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности и т.д.), обеспечивающих развитие умений и навыков сопоставления, синтеза и анализа, выявления связей и закономерностей в изучаемом материале, нахождения путей и планирования этапов решения познавательных задач.
Эффективное использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием
Казанский педагогический журнал
1'2006
ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса. Основы ИКТ-компетентности учащегося закладываются на уроках информатики и подразумевают его готовность использовать в учебной и практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информатики, информационных и коммуникационных технологий для доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию); обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации); интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление); оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации); создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.
Таким образом, современный курс школьной информатики - своеобразная «точка роста» информатизации образования, в которой создается теоретическая основа и обеспечиваются необходимые практические умения для разворачивания процессов информатизации образования; он как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
Литература:
1. Бешенков С. А. Еще раз о формализации и моделировании в курсе информатики / / Информатика и образование,- 2005.- №3,- С.17-18.
2. Бешенков С. А. Школьный предмет стратегического назначения / / Информатика и образование.- 2007.- №4.-С.29-31.
3. Босова Л. Л. Компетентностный подход на этапе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и информационных технологий // Материалы XVI международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28-29 июня 2005 г. / г. Троицк Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2005.
4. Босова Л.Л. Новый учебно-методический комплект по информатике и информационным и коммуникационным технологиям для V-VII классов / / Информатика и образование.- 2004.— №10.-С.2-16.
5. Захарова Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы. - М., 1997.
6. Кузнецов А. А., Бешенков С.А., Ра-китина Е.А. и др. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа) / / Информатика и образование.- 2005.- № 1, 2, 3, 4.
7. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Раки-тина Е.А. Академический учебник и образовательный стандарт нового поколения / / Информатика и образование.-2008.- №8.- С.3-6.
8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.- 2004.- №5.- С.3-12.