ганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. - 240 а
9. Федоров, А. В. Интегрированное медиаобразование по Л. С.Зазнобиной
[Электронный ресурс]. - ШЬ :
http://www.mediaeducation.ru/publ/fedorov/zazn.htm (дата обращения
14.07.2012).
10. Федоров, И. Б. Инженерное образование сегодня: проблемы и тенденции [Электронный ресурс] / И. Б. Федоров. - ЦКЬ:
http://www.almavest.ru/ru/favorite/ 2012/04/26/299/] (дата обращения
13.07.2012).
Холкина Лилия Владимировна
Педагог-организатор 1 квалификационной категории, педагог дополнительного образования, руководитель детского творческого объединения «Мастерская юного журналиста», главный редактор школьной газеты «Дилижанс» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20» Московского района г. Казани, г. Казань, Республика Татарстан
УДК 37.018.2 ББК 74.200.58
ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Создание школьной газеты - интересное и увлекательное занятие, помогающее сплотить коллектив учащихся и организовать познавательный и развивающий досуг для старшеклассников. В данной статье представлен опыт работы педагога с детьми общеобразовательной школы по созданию школьного печатного издания, помогающего юным журналистам стать активными, востребованными и неравнодушными людьми.
Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, классным руководителям и организаторам внеклассной работы в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: внеурочная деятельность; дополнительное образование; школьная газета; творческое саморазвитие личности; формирование учебно-познавательных компетенций; самореализация старшеклассников в поликультурной среде; социальная активность выпускников школы.
SCHOOL NEWSPAPER AS FORM OF PUPILS’ CREATIVE SELFDEVELOPMENT
The article deals with school newspaper creation which helps to rally pupils and organize informative and developing leisure for seniors. The purpose is to give the teacher’s experience of school printing edition helping young journalists to become active, called-for and not indifferent people.
The article is interesting to teachers of additional education, class teachers and organizers of out-of-class work in educational institutions.
Key words: extracurricular activities; additional education; school newspaper; creative self-development of the personality; formation of educational and informative competences; self-realization of seniors in the polycultural environment; social activity of school graduates.
Формула образования и воспитания в XXI в. давно и чётко определена: «Человек - цель, результат, главный фактор и абсолютная ценность социального прогресса». Человек - творец всего, что вокруг, но прежде всего, он -творец жизни и самого себя.
Детство - лучшая пора в жизни человека! Мир детства разнообразен и многолик. Детские впечатления налагают неизгладимый отпечаток на смысл всей последующей взрослой жизни. И потому так важно наполнить детский мир ярким содержанием. Именно в детстве закладываются основы личной активности, проявляются ценности, определяющие «качества» будущей жизни человека. В то же время ребёнок наименее защищён от социального воздействия окружающей среды. В современном социуме чувствуется переизбыток информации: видео, ТВ, Интернет, СМИ. В этом море информативного потока дети испытывают определённые трудности в формировании жизненных ориентиров и ценностей. Задача взрослого - научить отделять зёрна от плевел.
Каждому педагогу понятно, что сегодня социальная активность детей возрастает, формы её проявления становятся разнообразнее. Современный молодой человек должен быть социально активной личностью, со своей сформированной гражданской позицией, которую он свободно и открыто может выражать в различных видах деятельности, в том числе и на страницах школьной прессы.
Детская печатная пресса, на мой взгляд, является одним из самых интересных и современных форм творческого взаимодействия с детьми, общего коллективного дела. Пятый год существует в нашем образовательном учреждении школьная газета «Дилижанс». Она - плод совместных усилий неравнодушного, активного, деятельного и творческого коллектива единомышленников из числа детей, педагогов, администрации школы. В детском творческом объединении дополнительного образования «Мастерская юного журналиста», которое я возглавляю, за эти годы сложилась особая атмосфера, помогающая детям выявить предпочтения, удовлетворить свои интересы и проявить способности в этом увлекательном и захватывающем деле по созданию школьной газеты.
Пять лет назад передо мной встала непростая задача - в короткие сроки сплотить детей разного возраста, объединить их общим делом и наладить в работу по выпуску школьной газеты. Газета, выпускаемая детьми, даёт им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном коллективном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении. Кроме того, совместная работа помогает детям наладить систе-
му новых отношений, помогающую выявить их способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий. Таким образом, в подобном объединении решается важная задача допрофессионального образования и профессионального самоопределения старшеклассников.
По моему мнению, школьная газета создаёт особые условия для активного включения детей в окружающую их социальную среду. Какую бы профессию мои воспитанники ни выбрали в будущем, полученные знания и умения пригодятся им всегда. Совместная работа по созданию газеты способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чётко, реализации потребности в коллективном творчестве, которая укрепляет связи с ближайшим социальным окружением.
На страницах школьной прессы мы освещаем разнообразные события из жизни детской организации школы, тем самым давая возможность каждому проявить свою активность, внести свой вклад в общее дело, наполнить свою жизнь общественно значимым содержанием. Невероятно интересно обсуждать с детьми, каким должно быть «лицо» газеты, какой должен быть её «голос», её стиль, её внутреннее содержание, определять рубрики и направления статей и заметок.
Эмблемой газеты стало изображение кареты с логотипом нашей школы и интересным девизом «Дорогу осилит идущий? Нет, едущий!» Вы скажите, что в карете прошлого далеко не уедешь?
А вот и нет! В седле, при стремени,
Мы динамично движемся в карете времени.
И пусть капризен его величество успех,
С детьми всегда готова разделить его на всех!
Кто с нами не боится прокатиться - тот поймёт,
Что наше время движется всегда вперёд!
Мои воспитанники - это старшеклассники, активно участвующие в работе детского творческого объединения, проявляющие интерес к работе школьной прессы и желающие овладеть азами корреспондентского мастерства. Свою работу строю на основе программы дополнительного образования, основная идея которой - развитие личности ребёнка и его творческих способностей через работу школьного пресс-центра и создание необходимых условий для самореализации и самоутверждения личности.
Любая образовательная концепция, и моя программа не исключение, базируется на основных закономерностях и принципах воспитания, которые помогают нам решать поставленные образовательные и воспитательные задачи, находить общий язык с детьми, учитывая их интересы. Данная программа призвана помочь подросткам проявить свои творческие способности, развить умения, помогающие правильно и грамотно излагать свои мысли, прочувствовать ответственность за результаты своего труда, приобрести навыки работы в коллективе единомышленников.
Коммуникативная направленность обучения этой программы даёт учащимся возможность общаться и взаимодействовать, а деятельностный харак-
тер позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе. Занятия по данной программе предполагают личностноориентированный подход, с помощью которого ярче раскрываются индивидуальные особенности учащихся, формируется умение свободно и творчески мыслить.
Образовательные и воспитательные задачи направлены на развитие и становление личности обучающего, его самореализацию и свободное самовыражение. Грамотно сформулированные задачи создают особые условия для раскрытия литературного таланта детей и как нельзя лучше способствуют формированию у обучающихся следующих компетенций:
- личностные - знания, умения и навыки самосовершенствования;
- коммуникативные - речевые умения и навыки, взаимодействие и сотрудничество;
- информационные - поиск, обработка, отбор, использование, распространение информации;
- ценностно-смысловые - воспитание нравственности, формирование духовных ценностей, рефлексивное мышление;
- социально-трудовые - профориентация, активная гражданская и социальная деятельность;
- учебно-познавательные - логика, критическое и креативное мышление, планирование;
- общекультурные - осведомлённость в национальной и общечеловеческой культуре.
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 9 - 11 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам. В свою очередь обучение данной программе не только значительно расширит объём знаний по основам учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знаний общекультурного характера в поликультурном обществе. Практическим выходом реализации программы является издание ученической газеты, а главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный к публикации материал.
В результате к концу года мои дети должны овладеть основными методами и приёмами корреспондентской работы, уметь грамотно излагать свои мысли, определять основные журналистские жанры и стили, составлять заметки, отчёты, интервью, репортажи для школьной газеты. А самое главное - они должны научиться видеть необычное в обычном, работать вместе и сообща, взаимодействовать с окружающим миром на позитивной волне. Только в этом случае они станут успешными людьми, умеющими поставить чёткие цели, выбрать пути их достижения и добиться желаемого результата.
Для мониторинга отслеживания результатов усвоение образовательной программы использую в работе тестовые задания, конкурсы творческого
мастерства, выставки творческих достижений, выступления на фестивалях, рейтинговую результативность участия в конкурсных заданиях.
Хочется отметить, что дополнительное образование детей в школе - сфера, объективно консолидирующая процессы воспитания, обучения и развития. Оно помогает свободно избирать пути освоения знаний, способов деятельности, направленных на удовлетворение интересов личности, её предпочтений, склонностей, способностей, творческих устремлений. Творчество в моём детском объединении является основной формой самопознания, способом реализации собственного «Я», своего природного предназначения для моих воспитанников.
Я живу в Казани - столице многонациональной и многоконфессиональной Республики Татарстан и работаю в общеобразовательном учреждении с углублённым изучением русского языка и культуры, которое имеет статус школы с этнокультурным русским компонентом. Не случайно В.В. Путин в своей статье, посвящённой национальному вопросу, отмечает, что «русский народ является государствообразующим - по факту существования России». По определению Достоевского, «великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, "всемирной отзывчивостью"». Путин подчеркивает, что для этого необходимо «сохранение русской культурной доминанты». По его мнению, огромная роль здесь принадлежит образованию. А это, в свою очередь, накладывает определённый отпечаток на направление деятельности всего педагогического коллектива нашей школы.
Современная русская этнокультурная школа - это государственное образовательное учреждение, в котором реализуется этнокультурный компонент образования, представляющий собой целостную систему обучения, воспитания и развития личности на материале и средствами русской культуры. Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что формирует и развивает гармоничную личность, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.
Для России - с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур -национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Для Республики Татарстан, как и для всей России, в которой мы живём, главным условием самого существования является гражданское и межнациональное согласие. Исходя из Концепции развития поликультурно-го образования в Российской Федерации, одной из приоритетных воспитательных задач современной школы становится формирование российской гражданской идентичности. Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации, по словам В.В. Путина, - русский народ, русская культура. Что это значит лично для меня? Вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности все мы, граждане России, должны осознавать себя единой гражданской нацией, которая вместе с тем является неотъемлемой частью великой российской нации. Мне хотелось бы, чтобы
мои воспитанники выросли именно такими... Первое место наших ребят, полученное на Республиканском детском фестивале народов РТ «Вместе мы
- одна страна» весной 2012 года - лучшее тому подтверждение!
Поскольку в нашей республике утверждены два национальных языка, учащиеся двадцатой школы Московского района города Казани, в которой, к слову сказать, учатся дети более 12 различных национальностей, имеют возможность совершенствовать свои знания не только на уроках русского и татарского языка и литературы, но и во внеурочной деятельности. В школе работают разнообразные кружки и секции, в которых каждый ребёнок, вне зависимости от национальности и языка общения, получает возможность раскрыть свои таланты. Мы гордимся своим музеем воинской славы «Память», являющимся мощным и действенным фактором патриотического воспитания, который был воссоздан усилиями педагогического и детского коллектива разных поколений. За 40-летнюю историю школы стало хорошей традицией проводить русские и татарские фольклорные праздники, День славянской письменности, День родного языка, Всемирный день грамотности.
Таким образом, творческое отношение к процессу воспитания, бережно хранимые и преподаваемые традиции школы, обогащенные национальными идеями формирования российской гражданской идентичности, позволяют нашей школе стать воспитывающей средой, влияющей на личностное развитие ребенка и содействующей его вхождению в современную поликультур-ную среду.
В своей работе не случайно выделяю для себя следующие приоритетные направления деятельности: общение, учение, творчество и коллектив.
Каждому понятно, что личность развивается в общении, формируется в деятельности, раскрывается и учится взаимодействовать в коллективе. А творческая составляющая помогает раскрыть индивидуальные способности, душевные качества моих воспитанников.
Главной мечтой любого учителя, педагога, воспитателя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. Поскольку моя тема самообразования связана с личностно-ориентированным подходом в педагогике, мне было интересно понять возможности и условия применения этого современного метода в работе с моими воспитанниками.
Понятно, что любая работа с детьми должна основываться на определённых принципах. Поскольку моя аудитория - это старшеклассники, было очень интересно вместе с ними определить для себя основы работы - во что верим, к чему стремимся, во имя чего объединяемся? И вот тут-то пригодился метод личностно-ориентированного подхода. Каждому из моих воспитанников предложила поработать в творческой мастерской размышлений. Итог такой работы - предложенные и утверждённые детьми основополагающие положения, один из которых - принцип 4-х СО: СОдружество, СОтрудничество, Содействие, СОтворчество /дружим, трудимся, действуем и творим вместе/.
Я не ставлю себе глобальных целей - вырастить из ребят настоящих «акул пера». Этим должны заниматься профессионалы. Моя цель проще -обучить моих подопечных основным навыкам и умениям по сбору, обработке и передачи информации и посредством совместной работы по выпуску очередного номера сформировать стремление к творческой социально значимой деятельности.
Не секрет, что одной из самых важных проблем современной школы является проблема вхождения выпускников в социум, живущий подчас не по тем правилам, которые им прививали в школе. Смогут ли они, с одной стороны, находить общий язык с окружающими в таком сложном мире, а с другой - не поддаться всему тому, что может смять, изуродовать личность?
Моя задача - постараться заложить в юном человеке столько любви, веры в себя и людей, столько открытости и независимости, чтобы хватило на яркую, интересную, взрослую жизнь. Пользуясь методами личностноориентированного подхода можно превратить среду любого учебного заведения в пространство для реализации природных и социально приобретённых возможностей и способностей детей. Главное - безграничная вера в талант своих учеников и кропотливая работа по формированию души, которая «обязана трудиться»!
Ещё одним показателем личностного роста моих воспитанников является их участие в социальном проектировании. Начатый в 2008 году и успешно реализованный социальный проект «С чего начинается Родина.», направленный на возрождение школьного музея воинской славы, сегодня получил своё продолжение. В преддверии 65-летия Победы совместно с учителями-предметниками и руководителем школьного музея ребята провели масштабную поисковую работу. Результат - появление новой экспозиции школьного музея, посвящённой учителям-ветеранам войны и жителям нашего микрорайона, а также создание праздничного тематического выпуска школьной газеты в качестве подарка для воинов-ветеранов. В планах - проведение поисковой работы по созданию музея истории школы № 20, сбор материалов об учительских династиях и выпускниках, прославивших наше общеобразовательное учреждение. Немаловажную роль в этих общественно значимых делах и начинаниях играет наша школьная газета «Дилижанс», которая со временем становится центром социально значимых инициатив и своеобразным «зеркалом» общественной жизни школы.
Хочется отметить, что в последние годы наша школа становится методической площадкой для стажировки заместителей директоров по воспитательной работе - слушателей курсов Института развития образования Республики Татарстана. На базе нашего общеобразовательного учреждения проводятся республиканские семинары-практикумы вновь назначенных заместителей директоров по воспитательной работе, руководителей школьных методических объединений классных руководителей, учителей истории, библиотекарей. Для меня и моих воспитанников это ещё один способ проявить инициативу, показать свою работу, совершенствовать полученные навыки, и подвести итог сделанному. В практикумах подобного рода дети с удовольствием де-
монстрируют свои умения и навыки, а я получаю уникальную возможность обменяться с коллегами опытом, поделиться мнениями, обсудить наболевшие проблемы школьных печатных изданий.
Хорошей традицией в нашем городе стали ежегодный конкурс школьных газет «Без права на ошибку» и фестиваль детской прессы «Свой голос», в которых наша газета последние годы активно себя проявляет. Для моих ребят это своеобразная школа журналистского мастерства, помогающая пробуждению интереса к прессе и формированию осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности. Подобные творческие конкурсы учат детей правильно анализировать и оценивать события окружающей жизни и результаты собственного труда, развивают гражданские качества личности, особенно чувство ответственности за поступки и действия, способствуют развитию интереса к изучению языков, литературы, истории, об-ществознания, компьютерных технологий. Усилия нашей редакционной группы не остаются не замеченными и как результат - значимые победы и призовые места в районных и городских конкурсах детских печатных изданий.
Вот уже два года на базе нашей школы ведётся курс образовательной программы личностного развития старшеклассников, формирования системы компетенций межличностного общения «Основы лидерства», который призван помочь школьникам в развитии социальной активности и формировании универсальных коммуникационных умений и навыков. Программа «Основы лидерства» разработана в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в городе Казани.
Я начинала вести этот курс в школе и могу отметить, что подобные занятия направлены, прежде всего, на формирование активной созидающей личности, востребованной современным российским обществом. Востребованные обществом и значимыми для молодого человека являются такие качества его личности, как критичность мышления, активная жизненная позиция, высокий уровень коммуникативной культуры, инициативность, умение планировать свою деятельность, ориентированную на результат, умение работать в команде, умение выражать свои мысли, аргументировать свой выбор. Именно эти личностные умения и навыки, на мой взгляд, помогли моим воспитанникам стать более уверенными, деятельными и успешными, чем бы они ни занимались!
Конечно, знания, умения и навыки, полученные на занятиях, для ребят, несомненно, важны, но для меня гораздо интереснее знать, а какими они вырастут людьми? Смогут ли найти применение своим силам, найдут ли в жизни своё место? И тут на передний план выходит вопросы социальной активности наших выпускников. Отрадно отметить, что абсолютное большинство ребят, входивших в состав Совета старшеклассников и посещавших моё школьное творческое объединение, сегодня входят в студенческие советы и продолжают работу в вузовских пресс-центрах. Понятно, что не все они станут именитыми журналистами. Но знания и умения, полученные в школьных стенах, дают им возможность стать успешными и востребованными.
Эффективность любых наших педагогических усилий мы должны оценивать с точки зрения личностного роста ребёнка. Лично для меня показателем результативности работы всегда были достижения моих воспитанников. Успешное участие в районных, городских, республиканских конкурсах и фестивалях детской прессы, наши грамоты и дипломы - лучшее подтверждение того, что работаем не зря! Победы моих воспитанников на конкурсах различного уровня - ещё одно доказательство важности и нужности моего труда. Понятно, что их успехи - это огромный труд многих людей: родителей, учителей, классных руководителей, администрации школы. И тем приятнее осознавать, что педагог дополнительного образования на равных вносит свою лепту в копилку общего успеха ученика.
На современном этапе ключевой характеристикой образования Российской Федерации становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей. Парадигма российского образования обозначена как «знания + компетенции». В Республике Татарстан данная концептуальная схема дополняется третьей составляющей: «знания + компетенции + лидерство». Из этого понятно, что все наши все усилия по обучению и воспитанию детей должны строиться на трёх основополагающих понятиях - знания, компетенции, лидерство. Смею надеяться, что моё творческого объединения «Мастерская юного журналиста» даёт детям основу жизни /знания/, развивает готовность к действию /компетенции/, воспитывает стремление к успеху и желание быть лучшим, то есть формирует лидерские качества.
Конечно, проблем в работе достаточно. Далеко не всё получается так гладко, как хотелось бы. И всё же, дорогу осилит идущий. В моём случае -едущий! И пусть дилижанс - транспорт не очень-то подходящий в наш век космических скоростей, но не зря же говорят: тише едешь - дальше будешь. Главное - не останавливаться!
Библиографический список
1. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [Текст] : метод. пособие / под ред. Е. Н.Степанова. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
2. Журналистика в школе. 8 - 11 классы: программа, материалы к занятиям: методическое пособие [Текст] /автор-составитель Н. А. Спирина. -Волгоград : Учитель, 2010. - 207 с.
3. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио: методическое пособие [Текст] / автор-составитель Н. В. Кашлева. - Волгоград : Учитель, 2009. - 154 с.
4. Путин, В. В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс] //
Независимая газета. - ШЬ : http://www.ng.ru/politics/2012-01 -
23/1 national.html. (дата обращения: 12.05.12).
5. Фоменко, Н. М. Проблемы реализации концепции этнокультурного образования в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений
[Электронный ресурс] / Н. М. Фоменко. - URL : http://orpheusmusic.ru/publ/ (дата обращения: 11.05.12).
6. Основы лидерства: образовательная программа [Текст] / под ред. А. Х. Гильмутдинова. - Казань, 2010. - 29 с.
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Щеблякова Елена Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет», г. Иркутск, Россия
УДК 378.01 ББК 74.03
ГОСУ ДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО
СТАТУСА УЧИТЕЛЕЙ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ: ИСТОРИЯ, ОПЫТ,
ПРОБЛЕМЫ
В статье проанализированы некоторые аспекты осуществления государственной политики в сфере социального статуса учителей Восточной Сибири второй половины XIX - начала XX вв., которые позволяют проанализировать подходы правительства в отношении позиционирования учительства как важной составляющей социальной политики государства и решения кадровых проблем в образовательной среде.
Ключевые слова: государственная политика; социальный статус; учитель; Восточная Сибирь вторая половина XIX - начало XX вв.; проблемы подготовки учителя.
STATE POLICY IN SOCIAL STATUS OF EASTERN SIBERIA TEACHERS: HISTORY, EXPERIENCE, PROBLEMS
The article deals with the state policy aspects of the social status of Eastern Siberia teachers in the second half of XIX - the beginning of the XX centuries. The purpose is to analyze the main approaches of the government in point of teachers’ positioning as an important part of the social policy and solving personnel questions in education.
Key words: state policy; social status; teacher; Eastern Siberia the second half of XIX - the beginning of the XX centuries; teacher preparation problems.
В условиях социально-экономических изменений российского общества центральное место в процессе реформирования отводится институту образования, обеспечивающему успешное функционирование и развитие социума. Реализуемая в России политика в области образования направлена на улучшение социального статуса учительства и формирование педагогического корпуса, соответствующего потребностям современного общества [Указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», 2012],