Гуманитарная информатика. 2017. № 13. С. 61-68
УДК 371
DOI: 10.17223/23046082/13/8
ШКОЛА ЮНОГО ИСТОРИКА НА БАЗЕ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ ИНФОРМАТИКИ БФУ ИМЕНИ И. КАНТА
Е.В. Баранова, А.В. Саенко
Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Калининград, Россия e-mail: [email protected], [email protected]
Анализируется проведенная на базе Балтийского федерального университета им. И. Канта (Калининград) Школа юного историка. Основной целью мероприятия являлись знакомство с ремеслом историка, этапами исследования, работа с историческими источниками и новыми информационными методами гуманитарного знания, а также изучение способов презентации исторического знания в общественном пространстве. Программа Школы включила три направления: устная, визуальная и публичная история. Все эти направления были взаимосвязаны друг с другом и должны были показать учащимся, что такое исторический источник и как можно работать с ним в современном цифровом пространстве. Участниками Школы стали 30 учеников 7-9-х классов. Изначально позиционировавшаяся как образовательная площадка для будущих студентов-историков, Школа вышла за эти пределы, став современным мероприятием по цифровой гуманитаристике.
Ключевые слова: Digital Humanities, междисциплинарные исследования, публичная история, визуальная история, школьное образование.
SCHOOL OF YOUNG HISTORIAN ON THE BASIS OF THE CENTER OF SOCIAL AND HUMANITARIAN INFORMATICS BFU NAMED AFTER I. KANT
Elena V. Baranova, Angelina V. Saenko
Baltic Federal University named after I. Kant, Kaliningrad, Russia e-mail: [email protected], [email protected]
In the article the analysis is conducted on the basis of the Baltic Federal University named after I. Kant (Kaliningrad) School of young historian. The main goal of the event
was acquaintance with the historian's craft, research stages, work with historical sources and new information methods of humanitarian knowledge, as well as studying ways of presentation of historical knowledge in public space. The program of the School included three areas: oral, visual and public history. All these directions were interconnected with each other, and were supposed to show the students what a historical source is, and how one can work with it in the modern digital space. Participants of the School were 30 pupils of 7-9 grades. Initially positioned as an educational platform for future students of history, the School went beyond these limits, becoming a modern event in the digital humanities.
Key words: Digital Humanities, interdisciplinary research, public history, visual history, school education.
Цифровой поворот в гуманитарном знании, произошедший в последние десятилетия, стал ответом на технологические вызовы, трансформирующие современное информационное общество. Новые подходы и методы, развиваемые в русле отраслевых информатик, а в последнее время институализировавшиеся в направлении Digital Humanities, кардинальным образом расширяют сферу компетенций специалиста-гуманитария. По мнению аналитиков, эта отрасль знания остается в значительной степени элитарной, так как требует привлечения редких междисциплинарных специалистов, современного оборудования исследовательских лабораторий и поддержки соответствующей исследовательской инфраструктуры для реализации масштабных проектов. Но, с другой стороны, учреждения образования получают серьезные конкурентные преимущества, прежде всего репутационные, как на региональном, так и на международном уровне. Ведь специалисты в области DH не только широко востребованы в сферах науки и медиа, но и реализуют свой научный и творческий потенциал прежде всего в области публичных проектов. Кроме того, новизна направления обеспечивает возможность быстрой разработки совместимых учебных программ, открывающих новые перспективы интеграции российской и европейской образовательных систем в области гуманитарного знания.
Центр социально-гуманитарной информатики был образован приказом ректора Балтийского федерального университета № 752 от 11 августа 2014 г. Базовой структурой, в состав которой вошел центр, стал Институт гуманитарных наук. Деятельность Центра междисциплинарная. В числе задач Центра - распространение и поддержка компьютерной грамотности, формирование навыков использования цифровых технологий, стимулирование изучения и популяризации инструментов, необходимых для междисциплинарных исследований. Основной целевой аудиторией в образовательных проектах Центра первоначально выступали научные сотрудники и
преподаватели высших учебных заведений. Так, Центр реализует программы повышения квалификации по предметам «Информационные технологии в гуманитарной науке», «Контент-анализ исторических текстов», «Геоинформационные системы в гуманитарном исследовании».
В ходе расширения связей Центра круг заинтересованных в образовательных проектах расширился. К ряду проектов («Народный альбом» -цифровой семейный фотоархив, «Калининградская правда» - база оцифрованной региональной прессы) стали подключаться калининградские школы. Именно тогда возникла мысль о проведении Школы юного историка - образовательной площадки, основной целью которой являлись бы знакомство с ремеслом историка и этапами исследования, работа с историческими источниками и новыми информационными методами гуманитарного знания, а также изучение способов презентации исторического знания в общественном пространстве.
Программа Школы включила три направления: устная, визуальная и публичная история. Все эти направления были взаимосвязаны друг с другом и должны были показать детям, что такое исторический источник и как можно работать с ним в современном цифровом пространстве. Участниками Школы стали 30 учеников 7-9-х классов.
Обучение в Школе было построено на основе классических лекционных занятий, мастер-классов от ведущих специалистов, а также интерактивных занятий и экскурсий. Стоит отметить, что Школа юного историка первоначально была нацелена на изучение междисциплинарных подходов к историческому знанию. Так, лекционный блок, помимо преподавателей истории, вели социологи и культурологи. Основной темой для всех исследовательских групп стала история Калининграда в советское время. Обращение к теме проходило по трем направлениям, в рамках которых учащиеся смогли познакомиться с цифровыми проектами, реализуемыми в Балтийском федеральном университете им. И. Канта.
Первое направление носило условное название «Устная история». Устная история - социальная технология исследования истории общества и конкретного человека сквозь призму биографического рассказа (беседы), сознательно зафиксированного заинтересованным слушателем с помощью технических средств. Устная история дисциплинарно оформилась, получила известность и область применения во второй половине ХХ в. [1]. В рамках направления школьники изучили архив воспоминаний первых переселенцев, хранящийся в оцифрованном виде в Государственном архиве Калининградской области. Там же они познакомились с работой отдела, занимающегося переводом архивных дел в «цифру». Для учащихся было проведено практическое занятие в Медиацентре БФУ им. И. Канта,
где они увидели создание таких медиапроектов, как «Живая литература», «Наука за минуту», «Живая фразеология» и т.д. Перед самостоятельной практической частью работы школьники прослушали лекцию по основам интервьюирования.
В рамках практической работы дети получили задание разработать матрицу вопросов для интервьюирования родственников по теме «История Калининграда в советское время». Практическое задание вызвало разную реакцию. С одной стороны, самим школьникам процесс интервьюирования близких людей показался достаточно интересным, они отмечали, что в рамках беседы были получены не только новые знания по истории региона, но и неизвестные подробности семейной истории. С другой стороны, ученики отметили частую неточность в сообщаемых сведениях, скрытность при ответе на некоторые вопросы. В целом задание получило положительную оценку, именно на основе сводных интервью в дальнейшем школьниками был разработан проект «Советский Калининград глазами его жителей».
Вторая группа Школы «Визуальная история» была взаимосвязана с проектом ЦСГИ «Народный альбом». Начиная с 2016 г. Центр социально-гуманитарной информатики осуществляет проект, нацеленный на сбор и оцифровку фотографий советской повседневности из семейных и общественных архивов жителей Калининградской области. В настоящее время архив содержит порядка 1 500 фотографий. Для атрибуции каждого снимка была разработан порядок описания, включающий название, имена лиц, изображенных на фото, место (как правило, вплоть до улицы) и указание авторства.
В рамках работы группы школьники получили теоретические и практические знания по визуальным источникам и их значимости в изучении истории. В Художественной галерее Калининградской области они смогли увидеть картины советского периода и изучить преобладающие сюжеты. Практическое задание включало два этапа. В рамках первого ученики работали с открытками Калининградской области 1950-1980-х гг. На основе коллекции была разработана база данных. Она содержит, с одной стороны, характеристики на оборотной стороне открытки: тиражность, издательство, комментарий (описание открытки), литование (цензура), год издания, цену. Но наиболее интересным представляются распределенные по категориям образы на лицевой стороне (объект, назначение, наличие людей, объекты коммунального хозяйства). Следующим заданием для детей стала работа с «Народным альбомом»: поиск фотографий из семейных архивов, их атрибутирование, оцифровка, загрузка на сайт проекта. Методы «визуального поворота», которые осваивались группой
школьников, позволяют рассматривать официальную городскую фотографию не как документ, отражающий реальное положение, но как средство воспроизведения идеальной действительности. Такого рода изображения являлись мощным средством формирования ожиданий, демонстрации желательного положения вещей, поддержки локальной идентичности. Анализ образов и сюжетов семейных фотоархивов и видовых открыток города, восстановление отдельных районов которого продолжалось более десяти лет, позволил учащимся довольно глубоко вникнуть в тему формирования советского культурного пространства на территории Калининградской области.
Третья группа работала в направлении «Публичная история». Публичная, или популярная, история (public history) является сравнительно новой областью исторического знания. Область интересов публичной истории находится в сфере публичного пространства. Историческое знание, будучи необходимым для бытования общества, неотвратимо привлекает к себе интерес широких слоев населения. Однако зачастую здоровый интерес в совокупности с непрофессиональным подходом рождает множество фальсификаций и мифов. Столкнувшись с данной проблемой, сообщество историков ответило появлением нового направления публичной истории. Национальный совет по публичной истории США (NCPH) определяет понятие публичной истории как «деятельность, методологию и подход, которые способствуют объединению теории истории и практики ее применения. Область публичной истории берет на себя миссию перевода исторического знания с академического языка в форму, понятную для публики» [2].
Этим во многом объясняется выбор данного направления для знакомства школьной аудитории. Доступный язык популярной истории дает возможность без труда усвоить материал школьникам среднего звена, обращенность практик к широкой аудитории привлекает интерес ученика, привыкшего постоянно менять фокус своего внимания, а большое количество способов взаимодействия с аудиторией открывает возможность освоить навыки представления информации.
В рамках работы учащиеся познакомились с различными способами преобразования научных практик в доступную форму, такими как историческая реконструкция, инфографика и экскурсионная деятельность. Первым практическим направлением стало знакомство с исторической реконструкцией. Восстанавливая облик прошлого (костюм, оружие, бытовые принадлежности), реконструкторы постоянно обращаются к историческим источникам как средству получения информации об утраченных
объектах. Знакомство с основами исторической реконструкции проходило в двух форматах - лекция от участника реконструкций и экскурсия в Музей оружия Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД.
В рамках направления Публичной истории учащиеся освоили основы исторической инфографики. Обладая способностью привлечения большего внимания, чем текст, инфографика дает возможность компактной организации больших объемов информации. Для учеников была выбрана тема «Калининград и космос», которую каждая группа реализовала в собственной концепции инфографики. На примере практического задания по созданию инфографики школьники осваивали этапы написания исследовательской работы. После выбора темы учащиеся обратились к просмотру источников и литературы, в то же время знакомясь с принципами работы в научной библиотеке. Из общего массива данных каждая группа отобрала для своих работ по несколько наиболее значимых фактов. Учащимся было поставлено задание: отобранный факт должен быть кратким (без труда восприниматься зрителем) и емким (отражать существенные особенности выбранного объекта). Тем самым учащийся приобретает и тренирует навыки работы с текстом, выявляет главную информацию, представляет информацию в удобном и понятном виде. Второй этап работы заключался в освоении программного обеспечения для создания инфографики.
Одной из форм взаимодействия с публикой является непосредственный рассказ об истории - экскурсия. Перед участниками направления «Популярная история» была поставлена задача разработать и провести экскурсионный маршрут. Выбор темы был связан с разработкой инфо-графики, экскурсия получила название «Дорогами космонавтов». Работа заключалась как в выявлении информации об объекте, так и в определении наиболее интересных фактов, планировании рассказа для сохранения внимания слушателей. Последней «станцией» в экскурсии стало посещение музея космонавтики в лицее № 23, где учился космонавт Ю.В. Рома-ненко.
Итогом работы всех трех групп стала презентация проектов на молодежной конференции школьников и студентов, посвященной юбилею Балтийского федерального университета им. И. Канта. Для определения эффективности Школы юного историка была разработана онлайн-анкета, размещенная на сайте anketolog.ru [3]. Большинство респондентов высоко оценили организацию работы Школы (отлично - 63%, хорошо - 36%, плохо - 0%) (таблица).
Результаты ответов на вопрос: «Оцените организацию школы юного историка»
Варианты Количество ответов Проценты
Отлично. Я всегда мог найти информацию о происходящем 7 63,64%
Хорошо. Иногда мне не хватало информации, но в целом я мог ее получить 4 36,36%
Плохо. Я плохо понимал, что происходит, и не было возможности узнать 0 0,00%
При оценке образовательной программы большинство (72%) отметили, что они с легкостью освоили новое, 60% выразили уверенность в том, что будут применять полученные в Школе знания и навыки, а 30% отметили это как возможное.
В отдельном блоке вопросов респондентам предлагалось поставить оценку от 1 до 10 образовательной и экскурсионной программам. Образовательной части более половины опрошенных (55%) поставили высший балл. Экскурсионная программа также была отмечена довольно высоко (45% поставили 9 баллов), однако 3 из 11 опрошенных оценили экскурсионную программу довольно низко - на 3 балла. Это отражает необходимость более динамичной программы для школьников.
В анкете два вопроса предполагали свободный ответ. На вопрос: «С какими негативными моментами Вы столкнулись?» - абсолютное большинство ответило, что их не было. Интересными оказались ответы на вопрос: «Что бы Вы добавили нового в работу школы?». Так, два человека пожелали увеличить экскурсионную программу, один учащийся выразил желание увеличить количество практики, а другой - начинать занятия попозже.
Подводя итог, можно сделать вывод о необходимости увеличения времени на практические занятия, расширения экскурсионной программы и обращения внимания учащихся на способы и возможности применения навыков, полученных при обучении в Школе. Следует отметить, что большинство учащихся (89%) хотели бы принять участие в подобной работе в следующем году, что показывает наличие заинтересованности программой Школы.
Говоря о практических итогах Школы, стоит отметить крайнюю степень внимания образовательных учреждений к мероприятиям подобного рода, где учащиеся не только знакомятся с формами образовательного процесса в высшем учебном заведении, но и получают практические навыки работы с новыми информационными технологиями.
Изначально позиционирующееся как мероприятие для будущих студентов-историков, Школа вышла за эти пределы, став площадкой для освоения технологий и разработки проектов в сфере цифровой гуманита-ристики. Школа стала объединяющим событием как для подразделений Института гуманитарных наук (Центр социально-гуманитарной информатики, Медиацентр, Социологическая лаборатория анализа, моделирования и прогнозирования рисков), так и для учреждений образования и культуры города (Государственный архив Калининградской области, Художественная галерея, Музей космонавтики, Музей оружия Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД). Успех проекта, заинтересованность руководства вуза и школьных учреждений призывают нас сделать такой проект регулярным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Электронный архив мемуарных бесед «Устная история» Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова. URL: http://oralhistory.ru/about (дата обращения: 24.07.2017).
2. Weible R. Defining Public History: Is It Possible? Is It Necessary? // American historical association. 2008. URL: https://goo.gl/jXvnbo (access date: 24.07.2017).
3. Сайт анкетолог.ру. http://qoo.by/2QBD (дата обращения: 24.07.2017).