Материалы Международного семинара Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 4 (28), с. 70-75
УДК 316
ШКОЛА В ГЕРМАНИИ В СВЕТЕ ТРАДИЦИЙ И РЕФОРМ: ОБЗОР ГЛАВНЫХ СТРУКТУР, ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫХ ЗАДАЧ
© 2012 г. Изабель ван Акерен
Университет Дуйсбург-Эссен, Германия
isabeП. van-ackeren@uш-due. de
Поступила в редакцию 02.04.2012
Рассматривается система школьного образования в Германии; подвергается критическому осмыслению и анализу эффективность ее работы в контексте различных типов школ. Делается вывод о растущем отставании качества школьного образования в Германии по сравнению с другими странами Западной и Восточной Европы.
Ключевые слова: система школьного образования в Германии, международная система оценки качества школьного образования.
В настоящей статье мною будет дана общая характеристика немецкой школьной системы. Она должна представить структурную основу для последующих сообщений, и далее мои коллеги более подробно остановятся на отдельных аспектах.
Мы работаем на факультете наук об образовании, где есть институт педагогики, который главным образом занят педагогическим образованием.
Мы изучаем школу на следующих уровнях:
- школьная система: влияние текущих реформ школы (среди прочих - выпускной экзамен, инспекционные проверки, образовательные стандарты);
- отдельная школа: стратегия развития школ, особенно тех, которые характеризуются сложной социальной ситуацией;
- уроки: индивидуальное стимулирование на занятиях, исследование одаренности детей.
Сегодня я смогу пояснить Вам только некоторые избранные аспекты немецкой школьной системы. Я надеюсь, мне удалось выбрать наиболее интересные.
Я хочу предложить три перспективы в рассмотрении школьной системы:
1) историческая: какие сложившиеся структурные признаки школьной системы можно выделить сегодня;
2) структурная: как выглядит школьная структура в настоящее время;
3) эмпирическая: что мы знаем о главных результатах и задачах немецкой школьной системы.
Я отношу себя и свое образование к всеобщей, а не ориентированной на профессию школьной системе. Такая всеобщая система школьного образования была учреждена более чем 200 лет назад, и изначально имела разветвленную структуру с различными формами школ.
Государственная школьная система в XVШ-XIX веках включала три ступени.
1. Высшая ступень (гимназии).
Она удовлетворяла потребность в подготовке квалифицированных специалистов для управления государством.
Выпускной экзамен был условием для возможности последующего обучения (после перехода к новому типу общества - «обществу услуг»). С введением выпускного экзамена в период 1788-1834 гг. традиционное общество постепенно начало терять значение, определенные услуги были переданы высшей школе.
Образование было сформировано на принципах неогуманизма благодаря тогдашнему министру образования Вильгельму фон Гумбольдту. Это означало следующее: много старых языков, малое значение естественных наук / технических направлений. Эти принципы до сих пор проявляют себя в школьной системе в шкале ценностей отдельных предметов.
2. Низшая ступень (народные школы).
Так называемое низшее образование в народных школах было предназначено для широких народных масс и давало незначительные умения, так как дети чаще всего использовались дома как рабочая сила.
3. Средняя ступень (средние школы)
- больше всего ориентировалась на потребность в профессионализме в связи с начавшейся индустриализацией;
- была создана в дополнение к двум другим формам школ;
- давала квалификацию, востребованную индустриализацией;
- давала реальное образование, ориентированное на идею полезности.
После некоторой модернизации школьной системы в Веймарской республике в 19191920 гг. была организована школьная система, которая содержит главные структуры современной, действующей в настоящее время в Германии системы образования:
- помимо народной школы, средней школы и гимназии стала включать альтернативную школу для учеников с особыми потребностями (сегодня в Германии идет дискуссия о перераспределении детей из таких школ в другие формы школ);
- как особо прогрессивный шаг рассматривалось учреждение общей 4-летней начальной школы для большинства детей, независимо от их социального происхождения;
- переход к средней школе и гимназии осуществлялся по принципу успехов в учебе.
- но фактически еще долгое время социальное происхождение было решающим моментом для доступа в различные формы школ.
После краха национал-социализма школьная система была идеологически пересмотрена и изменена в соответствии с новыми целями, в результате чего после 1945 года были созданы различные системы школ в Западной Германии и в Германской Демократической Республике.
Несмотря на то что союзники предусматривали создание в западной части унифицированной школьной системы, которая больше не должна была зависеть от происхождения учеников и их селекции, в Западной Германии была восстановлена школьная структура 1919-1920 гг.
Причины заключались в следующем:
- желание отделиться от ГДР;
- влияние внешней политики;
- федералистский порядок ФРГ (не существовало общегосударственного регулирования школьного образования).
На Востоке же Германии была создана единая школа (но существовал ряд элитарных
специальных школ). В те времена произошло радикальное изменение структуры (общая школа, а за ней следовала политехническая школа высшей ступени). Все учебные планы были переработаны в духе социалистической идеологии.
Вследствие такого развития в 1960-1970 гг. в школьной системе Западной Германии были проведены следующие главные реформы:
- посещавшиеся большинством народные школы были сведены к одной школьной форме («Основная школа») и содержательно научно переориентированы;
- гимназистское образование было содержательно и структурно модернизировано;
- итогом дискуссии о равенстве шансов стало введение общей школы как расширенной формы школы.
Так были созданы альтернативные возможности получения образования, вплоть до выпускного экзамена, тем самым был проделан путь от разобщенной школы к социально-педагогической.
В такой форме школы, как «Общая школа», мы находим начало профессионализации школьной социальной работы, которая до сегодняшнего дня получила распространение далеко не во всех формах школ.
Подводя некоторые промежуточные итоги, хотелось отметить, что в немецкой истории развития школы раз от раза повторялись попытки создать унифицированные школьные структуры, в особенности исходя из представлений о равенстве шансов. Однако гимназии (и вместе с ними претензии на сохранение и передачу привилегии на получение образования) глубоко исторически укоренились. Немецкая школьная система является результатом достижения компромисса, именно поэтому, кроме случаев действия федералистских принципов, представлена значительная дифференциация школьных структур.
Как выглядит школьная структура в настоящее время? Каковы ее перспективы?
Я сосредоточу свое внимание на рассмотрении первичной, вторичной первой ступени и вторичной второй ступени (элементарное и высшее образование здесь обсуждаться не будут). Я также не буду останавливаться на представлении различий между отдельными землями внутри Германии. В очень кратком обзоре я сосредоточу свое внимание на центральных реформах и сопровождающих их дискурсах.
Рис. 1. Сравнительное распределение учащихся по возрасту в разные типы школ в ряде стран мира
Германия н Австрия - Швейцария - Новая Зеландия Нидерланды - Бельгия - Ирландия - Турция - США - Испания - Италия - Чехия - 3 Венгрия - се 1— О Франция -Греция -Люксембург -Португалия -Япония -Россия -Дания -Финляндия -Швеция -Великобритания -Австралия -Норвегия -
-
-
-
-
-
-
к
-
-
-
-
-
-
Э 5 10 15 20 Возраст (годы)
Первичная ступень, представленная и в структуре 1919-1920 гг., и в настоящее время, рассчитана на четырехлетнее обучение. При этом во многих федеральных землях идет дискуссия об увеличении общего времени обучения, для того чтобы предотвратить раннюю се-
лекцию и избежать неправильного выбора в построении карьеры и всего жизненного пути.
Реформы на первичной ступени в первую очередь касаются следующих областей.
- гибкое время начала обучения нужно для того, чтобы по возможности все дети учились в
школе и в меньшей степени откладывали начало своего обучения.
- в первые годы обучения дети, в зависимости от потребности, должны иметь возможность быстрее проходить обучение; в результате должны возникнуть разновозрастные учебные группы.
- в начальной школе больше, чем в других школьных формах, имеется потенциал для педагогических реформ.
- в данном виде школы больше всего предусмотрены использование открытых форм уроков и индивидуальное стимулирование учеников. Это право каждого ученика уже законодательно закреплено.
- кроме возможности раннего обучения иностранным языкам на всех других уровнях школьного образования получает распространение предложение на обучение в течение всего (продленного) дня.
- предусмотрено распространение социально-педагогически ориентированного обучения в течение всего дня с целью облегчения усилий родителей из-за их занятости, поддержки и продвижения учеников из низших слоев общества, организации возможностей и времени для новых форм обучения.
Переход на другие уровни обучения, в другие типы школ в Германии происходит гораздо раньше, чем в других странах мира (за исключением Австрии и двух швейцарских кантонов).
Многие страны, которые в международных исследованиях успеваемости всегда занимали высокие позиции, очень поздно дифференцируют детей в их школьной карьере.
Ранняя дифференциация в Германии происходит в соответствии с имеющимся в немецкой
школьной системе стремлением создавать гомогенные группы обучения.
Как нам показывают данные теста PISA [1], имеются значительные пересечения в компетенциях школьников на заключительном этапе обязательного обучения в школе.
Проследим распределение учащихся по возрасту по разным типам школ в международном сравнении (рис. 1).
Далее на рисунке 2 представлена школьная успеваемость по чтению (в баллах, определяющих уровень компетенции). Проверка проводилась среди 15-летних школьников в разных типах школ: основной школы (Hauptschule), реальной школы (Realschule), гимназии (Gymnasium) и всеобщей школе (IGS). На графике четко видно, что в среднем уровень успеваемости школьников отличается в зависимости от типа школы. Действительно, имеются еще значительные перехлесты успеваемости даже между учениками основной школы и гимназии. Это связано в особенности с ранним и, согласно прогнозам, неэффективным распределением учеников по разным формам школ. Гомогенность в школах остается лишь иллюзией. Тем не менее классы в Германии являются более гомогенными, чем в других странах, которые не дифференцируют свои школы. Несмотря на это в Германии есть достаточно большая группа учеников с очень слабыми знаниями (20%) и очень маленькая преуспевающая группа.
После окончания начальной школы, ученики распределяются между различными формами школ.
При этом существуют достаточно существенные различия в структуре школ в отдельных федеральных землях, поскольку каждая земля сама ответственна за школьную политику.
На востоке Германии после объединения в большинстве своем отказались от введения основной школы, которая уже в те годы характеризовалась снижением численности учеников.
Южно-немецкие земли имеют классическую трехвидовую школьную систему (основная школа, реальная школа, гимназия).
Другие земли, начиная с 1970-х гг., значительно увеличили численность объединенных школ.
Большинство земель находится в процессе перестройки школьной системы, после того как отказались от общих школ или, точнее, объединили их с реальной школой.
Отказ от трехвидовой школьной системы является революционным процессом. Причины такого развития в меньшей степени связаны с идеологическими соображениями, а в большей - с прагматическими. Родители едва ли еще выбирают форму школы для своих детей, поскольку на рынке труда все менее требуют сертификат. При этом заметными становятся демографические проблемы, а именно снижение численности учеников; и для общин становится дорого содержать все возможные формы школ.
Несмотря на все реформы, гимназия по-прежнему исключена из процессов структурного развития и в большинстве случаев остается не затронутой переменами. Это связано с высоким престижем этой формы школы, поскольку в последнее время на нее приходится большая часть посещающих школы учеников. Основная школа в последние годы теряет значение; во многих городских регионах подается слишком мало заявлений в эту форму школ. В ближайшем будущем объединенные школы приобретут большую популярность среди учащихся.
Очень коротко хотелось бы представить еще один взгляд на школьную систему: эмпирическую перспективу. Что мы знаем об основных результатах и задачах немецкой школьной системы? Исследования TIMSS и PISA [1, 2] предоставили огромное количество эмпирических данных о немецкой системе образования. Такие исследования проводятся с 1960-х годов, однако Германия только в 90-е годы полноценно включилась в эту шкалу «Large Scale Assessments». Это связано, в первую очередь, с сильным влиянием социальных наук на педагогические традиции.
Все исходили из того, что в стране, славящейся своими писателями и мыслителями, Нобелевскими лауреатами и занимающей лидирующие позиции в вопросах образования, не мо-
жет возникнуть проблем с образованием. Однако после получения достаточно посредственных результатов при тестировании были инициированы многочисленные реформы и многочисленные эмпирические исследования в области образования.
Исследования TIMSS и PISA по-настоящему шокируют широкую общественность -практически так же, как когда-то шокировал запуск космического спутника в конце 50-х гг. Постепенно происходило усиление ориентации школьной системы на результат (стандарты, сравнительные тестирования, централизованные экзамены). В последние 10 лет школы сами (а не в рамках плановых проверок школьной инспекции и образовательных стандартов) проводили выпускные экзамены и сравнительные тесты.
Представлю основные результаты, полученные в ходе этих крупных исследований (TIMSS и PISA).
- средние показатели в отношении всех тестированных компетенций (хотя в последнее время результаты Германии по сравнению с другими станами ОЭСР в общей сложности несколько улучшились, уровня ведущей группы мы не достигли).
- наличие достаточно больших групп риска с очень низкой успеваемостью и очень маленькой по численности группы с превосходной успеваемостью (несмотря на преобладание гимназического образования).
- большие региональные различия (между отдельными федеральными землями, регионами, городами). Так, например, между самыми высокими оценками Саксонии и худшими показателями Бремена лежат 56 пунктов, которые показывают разницу в 1.5 школьных года обучения.
- до сих пор сохраняется неравенство в области образования, причем на уровне выше среднего: существует системная связь между социальным и культурным происхождением и школьной успеваемостью, что усиливается в течение дальнейшей образовательной карьеры, особенно при переходе от первичной ко вторичной образовательной ступеням. Дети из социально сильных семей по сравнению с детьми из семей рабочих при равных показателях навыков чтения и равных когнитивных способностях имеют в 2.64 раза больше шансов получить направление на учебу в гимназию. Что касается мигрантов, установлено, что в 1.2 раза с большей вероятностью дети не из семей мигрантов получат рекомендацию на обучение в гимназии.
Остановлюсь на аспектах образовательной системы Германии, которые в ближайшее время должны быть изменены. Существует, очевидно, неравенство шансов на получение образования и школа вносит в этот процесс свою лепту. В других странах в гетерогенных обучающихся группах наблюдаются широко представленные компетенции и тем самым достигаются высокие результаты обучения. Опираясь на данные международного сравнения, можно сделать выводы о том, что сформировалась неотложная потребность в дифференциации, причем в большей степени на второй ступени обучения.
Прежде чем подводить итоги, выделю некоторые характеристики немецкой школьной системы, определяющие перспективы дальнейшего развития.
1. В последние годы был проведен широкий спектр реформ в образовательной системе, они связаны с расширением эмпирических исследований самого процесса реформирования.
2. До сих пор остается вопросом, какими навыками обладают наши учащиеся по окончании школы.
3. Намечается дискуссия об усилении консультирования и профессионального сотрудничества между различными педагогическими акторами в школах. Это особо необходимо и продуктивно в контексте возрастания значения школы «продленного дня», а также при введении новых форм школы с различными образовательными подходами и усиленной гетерогенностью школьников.
4. Важно обратить особое внимание на то, чтобы школы могли использовать результаты многочисленных исследований и данные с целью повышения уровня преподавания.
5. Наше собственное исследование показывает, что новые управленческие инструменты на местах мало практически применяются.
В заключение хочется сказать следующее: если немецкая школьная система к началу ХХ столетия еще работала образцово-показательно, то в начало XXI столетия она стартовала со средних позиций. Поезд модернизации в других странах умчался далеко вперед, а Германия его прозевала.
В связи с проведением новых международных исследований успеваемости приоритетное значение получили вопросы образования (причем как реформы, так и исследования). Основной фокус исследований сосредоточен на дошкольном образовании, а также в последнее время и на высшем образовании. Кроме того, благодаря такого рода исследованиям в последние 10 лет стали заметны позитивные тенденции развития. В будущем фокус будет смещаться к развитию школ («от разговоров к действию»). Этот процесс требует соответствующих ресурсов.
Список литературы
1. Официальный сайт Международной программы оценки учащихся (PISA). - URL: http://www.pi-sa.oecd.org.
2. Официальный сайт исследований TIMSS and PIRLS. - URL: http://timssandpirls.bc.edu/
SCHOOL IN GERMANY IN LIGHT OF TRADITIONS AND REFORMS: AN OVERVIEW OF MAIN STRUCTURES, TRENDS AND CURRENT ISSUES
Isabell van Ackeren
The system of school education in Germany is investigated; its effectiveness in the context of different school types and international comparison is being critically reflected and analyzed. The conclusion states the growing lag in quality of schooling in Germany compared to other countries of Western and Eastern Europe.
Keywords: the system of schooling in Germany, international system of schooling quality assessment.