Научная статья на тему 'Школа теоретического анализа актуальных социальных проблем'

Школа теоретического анализа актуальных социальных проблем Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
240
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SCIENTIFIC SCHOOL / PUBLIC ADMINISTRATION / MUNICIPAL ADMINISTRATION / SOCIAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клюев Анатолий Владимирович

Автор описывает основные направления и результаты исследований научной школы, деятельность которой направлена на изучение социологических аспектов государственного и муниципального управления. Кадровой и исследовательской базой школы является кафедра социологии и социальной работы факультета социальных технологий СЗАГС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School of the Theoretical Analysis of Current Social Problems

The author describes the main trends and results of the scientific school activity, which investigates the sociological aspects of public and municipal administration. Personnel and research base of the school is the Chair of Sociology and Social Work of the Faculty of Social Technologies

Текст научной работы на тему «Школа теоретического анализа актуальных социальных проблем»

А. В. Клюев работает в Северо-Западной академии государственной службы с 1998 г.

С 2007 по 2011 г. являлся деканом факультета социальных технологий СЗАГС.

Сфера научных интересов: политическая социология, социальные процессы и институты.

Анатолий Владимирович КЛЮЕВ

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ИНСТИТУТА РАНХИГС ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК ПРОФЕССОР

ПОЧЕТНЫЙ РАБОТНИК ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основные научные публикации:

• Клюев А. В. Человек в политическом измерении: монография. СПб.: Издательство СЗАГС, 2000. - 152 с.

• Клюев А. В. Многовариантность политического поведения личности // Политические процессы в России в сравнительном измерении / под ред. М. А. Василика, Л. В. Сморгунова.

СПб.: Издательство СПбГУ, 1997.

• Клюев А. В. Приоритеты социальной сферы в условиях современного российского общества // Управленческое консультирование. 2006. № 4. С. 169-177.

• Клюев А. В., Макаров Е. В. Социально-трудовой потенциал общества: структура и ресурсные возможности // Личность. Культура. Общество. 2008. Вып. 2 (41). С. 294-300.

• Клюев А. В., Урсу И. С. Муниципальная власть и население: проблема обратной связи // Управленческое консультирование. 2010. № 1. С. 50-58.

• Клюев А. В., Урсу И. С. Структура ценностных ориентаций современной учащейся молодежи // Управленческое консультирование. 2010.

№ 3. С. 188-197.

• Клюев А. В., Усачева Е. А. Матричный анализ качества деятельности органов государственного управления по оказанию услуг // Управленческое консультирование. 2011. № 3. С. 17-25.

• Клюев А. В. Политическое участие: состояние

и тенденции развития в условиях современного российского общества // Управленческое консультирование. 2005. № 2. С. 69-77.

А. В. Клюев - лауреат III Всесоюзного конкурса работ молодых ученых по общественным наукам, Второго конкурса образовательных программ по инкорпорированию целей развития тысячелетия ООН в систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

А. В. Клюев A. V. Kiyuev

Школа теоретического анализа актуальных социальных проблем

SchooL of the TheoreticaL Analysis of Current Social Problems

ключевые слова:

научная школа, государственное управление, муниципальное управление, социальные технологии

Автор описывает основные направления и результаты исследований научной школы, деятельность которой направлена на изучение социологических аспектов государственного и муниципального управления. Кадровой и исследовательской базой школы является кафедра социологии и социальной работы факультета социальных технологий СЗАГС.

key words:

scientific school, public administration, municipal administration, social technologies

The author describes the main trends and results of the scientific school activity, which investigates the sociological aspects of public and municipal administration. Personnel and research base of the school is the Chair of Sociology and Social Work of the Faculty of Social Technologies

Исследовательской базой научной школы Северо-Западной академии государственной службы, направленной на изучение социологических аспектов государственного и муниципального управления, является факультет социальных технологий. В рамках научной школы проводятся теоретические и прикладные исследования по актуальным вопросам государственного и муниципального управления, в том числе управления социальной сферой. Исследовательская деятельность, проводимая на факультете социальных технологий и, в частности, на кафедре социологии и социальной работы, осуществляется в двух основных направлениях.

Первое направление предусматривает исследование деятельности различных субъектов государственной и муниципальной власти, местного самоуправления, а также анализ и оценку общественно-политического участия разных социальных групп

и общественных объединений, измерение общественно-политической активности местного сообщества и функциональный анализ социальной политики на региональном уровне. Результаты исследований изложены в монографиях, статьях, научных

| В исследованиях научной школы Северо-Западной академии государственной службы, изучающей социологические аспекты государственного и муниципального управления, особое внимание уделяется молодежи как потенциальному субъекту управления, а также носителю инновационных общественных преобразований.

отчетах представителей профессорско-преподавательского состава факультета.

С целью получения данных

о состоянии местного самоуправления (МСУ) и взаимодействии органов муниципальной власти и местного сообщества в 2008 г. был проведен опрос руководителей высшего и среднего звена МСУ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Было опрошено 85 респондентов по вопросам мотивации участия населения в разных формах МСУ выявления причин недостаточного использования потенциала населения, оценки уровня активности жителей различных муниципальных образований.

Для определения состояния и основных тенденций развития и функционирования МСУ были использованы следующие критерии и показатели:

- социально-политическая активность населения муниципального округа (МО);

- готовность и способность населения МО самостоятельно решать жизненные проблемы;

- понимание населением МО необходимости и значимости МСУ;

- удовлетворенность населения МО эффективностью и качеством работы государственных и общественных органов управления;

- компетентность представителей государственных и общественных органов управления;

204

£ - информированность насе-

| ления и др.

5 Проведенное социологичес-| кое исследование позволило ^ измерить уровень самоорганизации местного сообщества, а также степень взаимодействия муниципальной власти и местного сообщества. Его результаты изложены в статье А. В. Клюева и И. С. Урсу (см.: [6]).

Местное самоуправление исследовалось также с точки зрения расширения его функциональных и потенциальных возможностей. Данные тенденции, связанные с динамикой МСУ, были опубликованы в ряде статей и освещались в ходе проведения ежегодных международных научных форумов СЗАГС «Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность». Эти проблемы нашли освещение в статье А. В. Клюева «Местное самоуправление в аспекте централизации и децентрализации политической власти» [3], а также в целом ряде других изданий (см. напр.: [2]).

Исследования, проводимые на стыке теории и практики государственного управления на примере деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в СевероЗападном федеральном округе, позволили сделать ряд выводов и сформулировать некоторые рекомендации.

Во-первых, приведенный компаративный анализ состояния нормативно-правовой базы позволил выявить наиболее и наименее разработанные стороны законодательного обеспечения ветвей власти. Наиболее разработанными оказались правовые акты, посвященные основам формирования и функционирования местного самоуправления. Наименее разработанной является нормативно-правовая база по вопросам взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Во-вторых, в ходе исследования были определены организационные формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. К основным из них относятся координационные, консультативные, совещательные и другие рабочие органы. Они выполняют информационно-аналитические, согласительные, контрольные, финансово-экономические и иные функции.

В-третьих, наиболее сложной оказалась проблема разграничения предметов ведения и компетенций трех уровней власти. Степень готовности органов местного самоуправления к осуществлению тех или иных полномочий находится в зависимости от финансового, информационного и кадрового потенциала,

205

5 а также от меры ответственности § органов государственной и муни-£ ципальной власти.

В-четвертых, существуют зна-| чительные региональные осо-§ бенности функционирования сих стемы местного самоуправления I в разных муниципальных обра-| зованиях Северо-Западного фе-

< дерального округа.

< „

3 В исследованиях научной шко-I лы особое внимание уделяется ° молодежи как потенциальному § субъекту управления, а также но-| сителю инновационных обще-£ ственных преобразований.

£ Оценивая роль и место моло-§ дежи в новых условиях обще-э ственно-политической жизни | России, следует иметь в виду, что 5 она - не только потенциал пере-“ мен, но и возможный фактор социальной напряженности и нестабильности в обществе. Пути решения молодежных проблем лежат в осуществляемой на местном, региональном уровнях системе государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодых людей - государственной молодежной политики.

Выводы по молодежной проблематике были сделаны на основе результатов исследований социальных проблем современной учащейся молодежи. Исследования касались ее образа жизни,

206

ценностных и профессиональных ориентаций, места здоровья и профессионального образования в структуре ценностных ориентаций, демографических установок, структуры свободного времени и др.

Результаты исследований обсуждались на проводимых в Санкт-Петербурге и других городах РФ международных, региональных научно-практических конференциях (см. напр.: [5]). Они нашли также свое отражение в публикациях научных журналов СЗАГС (см. напр.: [7; 8]). Молодежной тематике посвящена также статья аспирантки кафедры социологии и социальной работы С. Г. Старцевой (научный руководитель - профессор А. В. Клюев) [11].

Профессором кафедры социологии и социальной работы СЗАГС А. В. Клюевым и доцентом И. С. Урсу в январе - феврале 2008 г. было проведено социологическое исследование на тему «Разработка методики изучения политических предпочтений молодых жителей Ленинградской области в условиях реформирования российского общества». Оно проводилось на базе 19 районов Ленинградской области. Общий объем выборочной совокупности - 1294 человека (отбраковка составила 10 % от указанного количества выборочной совокупности). В ходе иссле-

дования обследованная совокупность предварительно была разбита на три подгруппы: 18-20 лет; 21-25 лет и 26-30 лет.

Основная исследовательская задача - выявление отношения молодежи к предстоящим в марте 2008 г. выборам Президента РФ. Известно, что отношение к какому-либо предстоящему социально-политическому процессу складывается из установочного и поведенческого компонентов. Исходя из этого, исследование включало два этапа. В ходе первого изучались индивидуальные и групповые установки. Таким образом, было установлено, что последние детерминируются целым рядом объективных и субъективных факторов, в том числе потребностями, интересами, ценностными ориентациями, уровнем жизни, образованием, демографическими характеристиками личности (полом, возрастом, местом жительства) и др. Изучаемые на первом этапе установки характеризуют готовность социальной группы принять или не принять участие в предстоящих выборах и выявляют их потенциальный политический выбор, что позволяет спрогнозировать реальное электоральное поведение непосредственно в день выборов.

На втором этапе изучалось реальное поведение людей на

участках для голосования. Источником информации явились результаты выборов и опрос избирателей методом exit pole.

Исследовательская деятельность в рамках научной школы направлена также и на изучение региональных проблем. В частности, в июне - сентябре 2010 г. было проведено исследование, посвященное проблемам демографического развития Псковской области, которое осуществлялось по заказу администрации области.

Перед исследователями стояла задача разработать комплексную программу демографического развития Псковской области до 2015 г. Работа над данным проектом была поручена коллективу ученых под руководством профессора А. В. Клюева. В исследовательскую группу входили доцент М. А. Кашина, доцент М. Ю. Елсуков, а также сотрудники и аспиранты СЗАГС и филиала академии в городе Пскове. В ходе реализации проекта были проанализированы демографические проблемы Псковской области, вследствие чего была предложена система мер государственного регулирования демографических процессов с учетом функциональных особенностей региональных органов исполнительной власти. Основное содержание проекта нашло отражение в статье М. Ю. Елсукова,

207

5 М. А. Кашиной и А. В. Клюева [1]. § Следует отметить, что проект £ был отмечен благодарностью гу-± бернатора Псковской области | А. А. Турчака.

§ В рамках научной школы вех дется подготовка аспирантов I по научным специальностям | 22.00.04 - «Социальная структуре ра, социальные институты и про-3 цессы», 22.00.05 - «Политичес-I кая социология», 22.00.08 - «Со° циология управления». Вклад мо-§ лодых ученых в разработку проб-| лематики исследований научной ї школы можно назвать весьма £ значительным.

§ Тематика диссертаций, кото-э рые защищались в период с 2006 | по 2011 г., отражает наиболее 5 актуальные проблемы совре-“ менного общества, направлена на совершенствование системы государственного и муниципального управления, повышение эффективности управленческих решений. В диссертационных работах разрабатывается методология и методика исследования этих проблем, предлагаются методы оценки эффективности и качества, обобщаются результаты серьезных многолетних эмпирических исследований, в том числе и авторских.

Все работы имеют четкую практическую направленность. Так, к примеру, результаты диссертационного исследования О. А. Па-старнаковой, посвященного

проблемам приграничного сотрудничества, могут быть использованы органами государственной власти и местного самоуправления при планировании развития приграничных территорий, для экспертной и аналитической работы при организации и развитии приграничного сотрудничества, а также для совершенствования проектной деятельности его участников.

Сходной тематике - проблеме поиска наиболее эффективных форм общественно-политического участия граждан в процессах самоорганизации местного сообщества - посвящена работа Л. Г. Приятелевой, в которой автор обобщает свой значительный управленческий опыт. В исследовании на примере Вологодской области показана роль регионального педагогического сообщества как реально действующего коллективного субъекта преобразований на региональном и местном уровнях, проанализированы новые формы его участия в процессах самоорганизации и развитии местного сообщества.

Другим направлением диссертационных исследований является изучение проблем взаимодействия государства и гражданского общества в различных сферах с целью разработки практических рекомендаций, направленных на повышение эффективнос-

208

£ ти управленческих процессов. | Вопрос о противоречивости про-5 цесса становления гражданского | общества в современной России ^ нашел отражение в диссертациях В. А. Андреевой и Н. В. Муйзиник, при этом авторы акцентируют внимание на необходимости использования отечественного исторического опыта, а также зарубежного опыта при условии его адаптации к современным российским реалиям.

Особое место занимает изучение проблем управления трудовыми коллективами. Здесь следует выделить исследование Е. В. Макарова, посвященное проблемам развития социальнотрудового потенциала крупного промышленного предприятия -Ленинградской АЭС, филиала концерна «Росэнергоатом». Автором разработана и внедрена на предприятии инновационная методика анализа результатов перспективной оценки социальнотрудового потенциала работников, использование которой в режиме мониторинга позволяет технологизировать управление развитием социально-трудового потенциала предприятия и осуществлять его на системной основе. В диссертационном исследовании Е. Ю. Иванниковой предпринят анализ системы мотивации и стимулирования труда работников крупного промышленного предприятия. Разрабо-

танные автором рекомендации не только обладают теоретической новизной, но и используются в практике трудовой мотивации персонала ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», о чем свидетельствует заключение руководства предприятия.

Ряд успешно защищенных диссертационных работ посвящен анализу государственной политики в различных сферах - образования, развития семьи и т. д. (Е. О. Соловьева, Г. М. Цинченко, А. В. Сазонова и др.). Эти исследования отличает высокий уровень методологического обоснования проблем, творческий поиск путей их решения, четкая практическая направленность. Разработанные авторами новые подходы и рекомендации реалистичны, отвечают требованиям эффективности.

Отметим, что все названные исследования не завершаются, а продолжаются после успешной защиты авторами диссертаций. Кроме того, многие диссертанты работают сегодня на кафедре социологии и социальной работы, имея возможность использовать результаты своих исследований в процессе преподавания учебных курсов. Ими подготовлены учебные пособия, методические рекомендации и т. д.

Важнейшим направлением развития научной школы является подготовка материалов

209

§ ежегодных международных на-| учно-практических конферен-£ ций «Настоящее и будущее социальных технологий», проводи-| мых в рамках недели факультеті та социальных технологий начи-х ная с 2006 г. К настоящему вре-I мени опубликовано шесть сбор-| ников, в которых представлены

< статьи и доклады студентов, ас-3 пирантов, преподавателей фа-I культета социальных техноло-° гий, а также сотрудников, специ-§ алистов-практиков других фа-| культетов и кафедр СЗАГС и пре-£ подавателей других вузов. Ста-£ тьи сборников многообразны по § своей тематике, но все они объ-э единены общей нацеленностью | на теоретический анализ акту-5 альных социальных проблем “ и определение степени практической эффективности социальных технологий. Часть статей прикладного характера посвящена анализу результатов самостоятельных социологических исследований и наблюдений, проведенных студентами академии под руководством преподавателей в отдельных фирмах, корпорациях, организациях. Другая часть связана с исследованием отдельных частей социума в кризисных ситуациях. К данному кругу исследований относится изучение стратегий эффективной управленческой деятельности и информационного поведения в различных ситуациях.

В сборниках приведены результаты исследования социальных технологий с точки зрения их практического использования для решения актуальных социальных проблем. Вместе с тем, в сборнике есть работы, знакомящие с зарубежным опытом реализации различных социальных технологий. Такой подход можно считать продуктивным, так как соединение отечественной практики с достижением мирового опыта может способствовать эффективному развитию общества и его модернизации.

Среди активных авторов сборника, а также руководителей студенческих исследований следует отметить профессора Л. Д. Козыреву, профессора Т. Г. Гриненко, профессора А. В. Клюева, профессора С. Ю. Чимарова, профессора Б. Г. Ушакова, доцента И. С. Орлову, доцента Л. Т. Станкевич, доцента С. А. Левину. В организационной и редакторской подготовке статей сборника большое участие принимал доцент А. Е. Хренов.

Второе направление деятельности научной школы связано с международным сотрудничеством. Наиболее продолжительным и результативным является сотрудничество Северо-Западной академии государственной службы, представленной кафедрой социологии и социальной работы, с Институтом социальной

210

^ работы Гетеборгского универси-| тета (Швеция), осуществляемое § в рамках совместного проекта | «Инновационные педагогичес-^ кие методы обучения социальных работников» на основе финансовой помощи ВИСБИ-программы.

Проект направлен на изучение и сопоставление систем социальной работы в России и Швеции, включая концептуальные формы предоставляемой социальной помощи, используемый технологический инструментарий, выявление общих и особенных свойств моделей теории и практики, тенденции их развития.

Сотрудничество в рамках проекта охватывает период с 1998 по 2011 г. По своим задачам, содержанию и видам деятельности его можно разделить на четыре этапа.

Первый этап (1998-2001 гг.) был направлен на проведение совместных тематических семинаров и обсуждение актуальных проблем социальной работы. На этом этапе произошло практическое ознакомление российских специалистов с опытом Швеции по организации социальной работы и программами подготовки социономов.

Второй этап (2001-2005 гг.) был нацелен на совершенствование общеобразовательной подготовки студентов, профессиональ-

ное развитие преподавателей, совершенствование их педагогического мастерства. В этот период было организовано прохождение ознакомительной практики в Гетеборге (Швеция) для российских студентов и в Санкт-Петербурге для шведских студентов. В центре внимания участников проекта оказались проблемы базового образования, формирования образовательной концепции, разработки учебных планов, организации процесса обучения и т. д. Можно сказать, что педагогические заседания стали представлять большую профессиональную значимость для обеих сторон. Важно отметить, что с 2005 г. программа межвузовского сотрудничества была дополнена новой формой - видеоконференциями, которые стали проводиться ежегодно.

Третий этап (2006-2008 гг.) сотрудничества был связан с объединением проблем перехода образовательных систем обеих сторон на Болонскую двухуровневую модель обучения. Существенным этапом совершенствования практики преподавания и интеграции российской высшей школы в европейскую образовательную систему явилось обсуждение Программы подготовки социономов, разработанной шведскими коллегами. Этот документ лег в основу учебных планов бакалавриата социаль-

211

g ной работы (см.: [4]). В рамках | научных исследований на совме-£ стных семинарах со шведскими коллегами в 2006-2007 гг. были | рассмотрены с точки зрения со-§ циологического анализа важные х для социальной практики обеих I сторон вопросы: «Семья XXI ве-| ка: проблемы семьи в различных

< целевых группах», «Социальная S поддержка детей-инвалидов и их

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I семей: работа с детьми-инвали-ё дами».

§ Итогом совместных научных | исследований и дискуссий стало £ издание сборника научных ста-£ тей [9], основное содержание § которых посвящено актуальным э социальным проблемам и тех-| нологиям социальной работы, 5 осуществляемым в России “ и Швеции. Также рассматривается специфика социальной работы с различными группами населения, нуждающегося в социальной поддержке.

Четвертый этап (2009-2011 гг.) осуществляется в рамках темы «Проявление современных форм семьи и семейной жизни в Санкт-Петербурге (Россия) и Гетеборге (Швеция)». Особенность данного этапа заключается в конкретизации исследования, направленного на выявление и анализ инновационных технологий и форм работы с разными типами семей, что предусматривает обобщение практики деятельности социальных служб

Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В целях получения необходимой информации и анализа имеющегося опыта по работе с семьей кафедрой социологии и социальной работы, а также управлением международных связей СЗАГС и при активном участии шведских коллег были проведены две научнопрактические конференции: «Трансформация семьи в современном мире» (2010 г.) и «Современные формы семьи в России и Швеции: тенденции и перспективы развития» (2011 г.). Проведенные конференции имели четкую практическую направленность, тесную связь с реальной практикой социального управления, формами работы с семьей, реализацией семейной политики. По материалам первой конференции издан сборник [10], готовятся к публикации материалы второй конференции.

Обобщая в целом результаты сотрудничества, следует отме-

212

£ тить, что за период с 1998 по | 2011 г. проведено 41 совмест-§ ное мероприятие: семинары, | стажировки, чтение курсов лек-^ ций, конференции и т. д.

Необходимо подчеркнуть, что сегодня уже имеются следующие научно-практические результаты реализации проекта:

- изучение опыта работы и преподавания в Гетеборгском университете;

- совершенствование учебных программ, опыта преподавания, использование полученных знаний в преподавательской и научной деятельности;

- исследовательская деятельность по направлению социальной работы и технологиям работы с семьей;

- применение практических рекомендаций социальными службами;

- использование результатов практики студентов для написания дипломных работ.

1. Елсуков М. Ю., Кашина М. А., Клюев А. В. Демографические проблемы Псковской области и основные направления их решения региональными органами государственной власти // Балтийский регион. 2010. № 4 (6). С. 29-41.

2. Кашина М. А., Емельянова Ю. Н. Совет муниципальных образований субъекта РФ как механизм горизонтальной и вертикальной координации деятельности органов местного самоуправления (на примере Ленинградской области) // Управленческое консультирование. 2008. № 3. С. 129-148.

3. Клюев А. В. Местное самоуправление в аспекте централизации и децентрализации политической власти // Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность: материалы IV Международного научного форума. СПб., 2007. Т. 4 . С. 64-72.

4. Клюев А. В., Орлова И. С. Опыт Швеции в подготовке специалистов для социальной сферы (на основе материалов международного проекта Северо-Западной академии государственной службы и Гетеборгского университета) // Материалы научно-методической конференции СЗАГС. 2009. Вып. 1. С. 97-104.

5. Клюев А. В., Урсу И. С., Анисимова С. Ф. Модели и факторы электорального поведения молодежи Ленинградской области // Выборы в органы государственной власти России в призме исторической, социологической наук и политической практике: материалы научно-практической конференции. СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2008.

213

6. Клюев А. В., Урсу И. С. Муниципальная власть и население: проблема обратной связи // Управленческое консультирование. 2010. № 1. C. 50-58.

7. Клюев А. В., Урсу И. С. Структура ценностных ориентаций современной учащейся молодежи // Управленческое консультирование. 2010. № 3. C. 188-197.

8. Клюев А. В., Урсу И. С. Ценностные и профессиональные ориентации современной учащейся молодежи // Управленческое консультирование. 2008. № 1. С. 165-174.

9. Россия и Швеция: из практики социальной работы: сб. научных статей / под ред. А. В. Клюева, А. С. Тургаева, М. Фран-сен. СПб.: Издательство СЗАГС, 2008.

10. Россия и Швеция: трансформация семьи в современном мире: сб. материалов научно-практической конференции / под ред. А. В. Клюева. СПб: Издательство СЗАГС, 2011.

11. Старцева С. Г. Проблемы формирования и реализации региональной молодежной политики (на примере Вологодской области) // Управленческое консультирование. 2011. № 2. С. 111-120.

REFERENCES -------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Elsukov M. Yu., Kashina M. A., Klyuev A. V. Demograficheskie problemy Pskovskoy oblasti i osnovnye napravleniya ikh resh-eniya regionalnymi organami gosudarstvennoy vlasti // Baltiyskiy region. 2010. № 4 (6). S. 29-41.

2. Kashina M. A., Emelyanova Yu. N. Sovet munitsipalnykh obrazovaniy sub’ekta RF kak mekhanizm gorizontalnoy i vertikalnoy koordinatsii deyatelnosti organov mestnogo samoupravleniya (na primere Leningradskoy oblasti) // Upravlencheskoe konsul-tirovanie. 2008. № 3. S. 129-148.

3. Klyuev A. V. Mestnoe samoupravlenie v aspekte tsentralizatsii i detsentralizatsii politicheskoy vlasti // Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie v Rossii: istoriya i sovremennost: Materialy IV Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. T. 4. SPb., 2007. S. 64-72.

4. Klyuev A. V., Orlova I. S. Opyt Shvetsii v podgotovke spetsialistov dlya sotsialnoy sfery (na osnove materialov mezhdunarodnogo proekta Severo-Zapadnoy akademii gosudarstvennoy sluzhby i Geteborgskogo universiteta) // Materialy nauchno-metodicheskoy konferentsii SZAGS. 2009. S. 97-104.

5. Klyuev A. V. Ursu I. S., Anisimova S. F. Modeli i faktory elektoralnogo povedeniya molodezhi Leningradskoy oblasti // Vybory v organy gosudarstvennoy vlasti Rossii v prizme istoricheskoy, sotsiologicheskoy nauk i politicheskoy praktike: materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii. SPb.: Znanie IVESEP, 2008.

6. Klyuev A. V., Ursu I. S. Munitsipalnaya vlast i naselenie: problema obratnoy svyazi // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2010. №1. S. 50-58.

7. Klyuev A. V., Ursu I. S. Struktura tsennostnykh orientatsiy sovremennoy uchascheysya molodezhi // Upravlencheskoe kon-sultirovanie. 2010. №3. S. 188-197.

8. Klyuev A. V., Ursu I. S. Tsennostnye i professionalnye orientatsii sovremennoy uchascheysya molodezhi // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2008. № 1. S. 165-174.

9. Rossiya i Shvetsiya: iz praktiki sotsialnoy raboty: Sb. nauchnykh statey / pod red. A. V. Klyueva, A. S. Turgaeva, M. Fransen. SPb.: Izdatelstvo SZAGS, 2008.

10. Rossiya i Shvetsiya: transformatsiya semi v sovremennom mire: sb. materialov nauchno-prakticheskoy konferentsii / pod red. prof. A. V. Klyueva. SPb: Izdatelstvo SZAGS, 2011.

11. Startseva S. G. Problemy formirovaniya i realizatsii regionalnoy molodezhnoy politiki (na primere Vologodskoy oblasti) // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2011. № 2. S. 111-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.