Ц
Баекенова С.А.,
методист Костанайского
педагогического колледжа, г.Костанай
Нег1зг1 свздер: оцыту, цалып-тасу, бешмделу мэселесг, кэЫби жэне тулгалыц осу, бешмделу мониторинг,i, жуйелi тэсы.
Ключевые слова: обучение становление, проблема адаптации, профессиональный и личностный рост, мониторинг адаптации, системный подход.
Keywords: teaching, formation, adaptation problem, professional improvement and personal growth, adaptation monitoring, systems approach.
ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА И ЕЁ РОЛЬ
В АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Ацдатпа
Макала авторы жас маманньщ бешмделушде жас педагог мектебшщ релш ашады жэне мэсе-ленщ езектшп мен элеуметпк мацыздылыгын не-пздейдь Жас окытушылармен ж^мыс тэж1рибесш саралай отырып, окытушыныц концептуалдык, динамикалык жэне функционалдык Yлгiсiн К¥Ру кажеттшш туралы айтады. Эдюкер жас маман-дардыц бейiмделу мониторингшщ Багдарламасын эзiрлеу жэне енгiзу бойынша жумыс тэжiрибесiмен белiседi.
Аннотация
Автор статьи раскрывает роль Школы молодого педагога в адаптации молодого специалиста и обосновывает актуальность и социальную значимость проблемы. Анализируя опыт работы с молодыми преподавателями, показывает необходимость создания концептуальной, динамичной и функциональной модели преподавателя. Методист делится опытом работы по разработке и внедрению Программы мониторинга адаптации молодых специалистов.
Annotation
The author of the article reveals the role of Beginner-Teachers School in adaptation of young specialist and substantiates the relevance and social significance of the problem. Analyzing the experience with beginner-teachers, considers the necessity to create conceptual, dynamic and functional model of a teacher. The S methodologist shares the experience on designing and % applying the Program young specialists adaptation g
щии педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на
monitoring. ^
Современному образованию нужен професси- о онально - компетентный, самостоятельно мысля-
о
о &
Й
практике, к осмысленному включению в инноваци- л онные процессы, к качественному профессиональ- К ному образованию. Даже при достаточно высоком & уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация моло- § дого педагога пришедшего на работу может протекать длительное время.
т
о
Рч РЧ
О
О
о &
Й -а X X О
т
о
X
Разумеется, всем понятно, что любой человек, начинающий свой путь в профессии, должен испытывать затруднения вследствие отсутствия опыта. Но, по нашему мнению, преподавателям в этом смысле повезло меньше других: педагогическое образование не обеспечивает им достойную «стартовую площадку» и, вероятно, именно поэтому становление педагога протекает труднее, острее, больнее, чем представителя любой другой интеллигентской профессии.
Анализ методической работы колледжа и итоги проводимых нами социально-педагогических исследований показали, что наибольшие сложности у начинающих педагогов вызывают вопросы взаимоотношений педагога и студентов,молодого специалиста с коллегами,методические аспекты урока, оформление документации, осуществление кураторства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, т.к. у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью оказание постоянной методической помощи молодым преподавателям. Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы учебного заведения. В нашем колледже методическая Школа молодого педагога- это система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого специалиста.
Создание эффективной системы - задача далеко не простая. По нашему мнению, нередкой является ситуация, когда молодой специалист, "взращённый с нуля" в стенах учебного заведения, оказывается способным к реализации образовательного стандарта и творческой педагогической деятельности в большей степени, нежели "пришедший со стороны" специалист первой и даже высшей категорий, и все это в рамках сложившихся в учреждении образования добрых традиций. Многие молодые
специалисты, пришедшие в наш колледж за последние несколько лет, проявили себя как инициативные и целеустремлённые педагоги. Это Демесинова Ж.Б., Букенбаев А.Н., Мауленов К.С., Дуйсенбаева А.К.Однако, несмотря на значительные результаты, администрация заинтересована в том, чтобы успешная деятельность начинающих педагогов была не единичным проявлением, а заранее прогнозируемым (в большей или меньшей степени) итогом системной работы. Проблем, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система моральных наград и поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Некоторые из них (например, финансовые или проблема престижа профессии в обществе) не находятся в компетенции администрации образовательного учреждения. А вот проблемы адаптации в коллективе, создания эмоционально благоприятной атмосферы, методической подготовки грамотного специалиста вполне могут быть решены в стенах учебного заведения.
Таким образом, актуальность и социальная значимость данного вопроса не вызывают сомнения.
Изучив аналитический материал по кадровому составу педагогов, проведя контроль различных характеристик деятельности преподавателей, пришли к осознанию необходимости внедрения в колледже проекта "методическая Школа молодого преподавателя", реализующего системный подход в управленческой деятельности методиста колледжа.
Анализируя опыт работы с молодыми преподавателями, мы пришли к необходимости создания концептуальной модели преподавателя. Данная модель динамична и функциональна. Для того, чтобы это отследить нами разработана Программа мониторинга адаптации молодого специалиста.
Цель такой программы: оказание помощи молодым специалистам при адаптации в педагогическом, студенческом и родительском коллективах.
11
Задачи программы:
• Повысить уровень общедидактической и методической подготовленности педагогов к организации и проведению воспитательно-образовательной работы;
• Оказать методическую помощь в преподавании предмета, в воспитательной работе с обучающимися;
• Обеспечить постоянное освоение современной педагогической теории и практики;
• Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности;
• Создание условий для саморазвития молодых специалистов;
• Оказание психологической поддержки и методической помощи начинающим педагогам.
Мониторинг включает два периода:
- в течение первого года работы преподавателя стажера,
- в течение трех лет работы молодых специалистов.
В течение первого года работы выявляются противоречия между профессиональной направленностью молодых специалистов и выбранной ими профессией, происходит переоценка собственных сил. Организуя работу, мы проводим различного рода диагностики, которые помогают решить возникающие проблемы, выявить затруднения в работе. По диагностикам текущего учебного года было выявлено, что больших затруднений в календарно - тематическом планировании у молодых специалистов не возникает (80% преподавателей указали на отсутствие затруднений по данному параметру). Но педагогический процесс требует серьёзной гармоничной подготовки учителя.
Анализируя анкеты, были выделены следующие параметры, по которым необходима срочная методическая помощь:
• Типы и виды уроков
• Формы и методы ведения урока
• Осуществление кураторства
Анализ тестов по определению творческих возможностей молодых преподавате-
лей показал, что самооценка у всех достаточно высокая: они все определили себя творческими педагогами, стремящимися к саморазвитию.
Среди факторов, помогающих повысить стремление к саморазвитию, большее число ответов пришлось на «интерес к работе» (79%), дальше по убывающей - доверие (65%), влияние коллег (34%). Такой фактор, как учеба на курсах, не был отмечен никем. Это говорит о том, что молодые педагоги, только начавшие трудовую деятельность, больше доверяют своим коллегам и стараются учиться у своих наставников.
По итогам проведенных диагностик планируется работа методической Школы, которая предусмотрела различные формы совместной деятельности:
• Час общения
• Семинары-практикумы
• Психологические тренинги
• Консультации
• Обзор методической литературы
• Круглые столы
• Посещение уроков, классных часов, внеклассных мероприятий у наставника,
• Совместное изучение молодыми преподавателями и наставниками трудных тем программы,
• Проведение открытых уроков специалистами высшей категории в режиме «Стажерской площадки»,
• Разработка планов индивидуальной § методической работы.
и
На этапе - «Обучение» - начинающие к учителя с интересом посещают семинары О «Формы и методы работы на уроке», «Формы контроля качества знаний обучающих- ^ ся», «Современные педагогические техно- О логии», «Типы и виды уроков. Факторы, влияющие на качество преподавания». Не- л оценимую методическую помощь молодые К педагоги получают на практических заня- К тиях «Правила работы с учебной документацией», «Требования к современному уро- § ку». Психологическую помощь оказывают ^ консультации «Психолого-педагогический
т
о
Рч РЧ
О
О
о &
Й -а X X О
т
о
X
подход к обучающимся», «Пути выхода из конфликтной ситуации», «Как сбросить напряжение». Два раза в год в деятельности методической Школы планируются заседания в активной форме. Например, в марте заседание методической школы было проведено в форме исследовательского проекта по теме «Личностно - профессиональные качества как основа модели современного преподавателя». Работая в творческих группах, молодые преподаватели выявляли личностно - профессиональные качества специалиста, выбирая их из характерных качеств животных, затем подбирали ассоциации к словам «личность», вывели таблицу «профессиональные качества педагога». Говоря об инновационной культуре педагога, сообща искали оптимальный выход из педагогической ситуации. Итогом такого активного взаимодействия стало выведение модели педагога - новатора.
Важное значение для личностной и профессиональной адаптации начинающего преподавателя имеют индивидуальные собеседования с наставником по различным методическим вопросам. Для более эффективной и результативной работы мы ввели в практику работы составление учебного плана молодого специалиста и наставника, отчет по которому молодой специалист ежемесячно приносит в методкабинет; разработали карту наблюдения уроков молодых специалистов, проводим мониторинг успешности молодого специалиста.
На декаде успехов молодого специалиста педагоги проводят открытые уроки и внеклассные мероприятия, где демонстрируют умение:
- методически грамотно проводить уроки и мероприятия различных форм,
- Молодые преподаватели учатся применять индивидуальный подход к обучающимся,
- Самое трудное - выполнять психолого-педагогические и организационные требования к уроку, находить свою «изюминку» в работе. В этом учебном году Декада
молодого специалиста закончилась проведением конкурса «ЛУЧШИЙ МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ 2015». В конкурсе участвовали 12 человек - все слушатели методической Школы молодого специалиста. Конкурс проходил в два этапа:
I включал проведение открытого урока и результат тестирования на знание законодательства и основ педагогики и психологии. На II этапе конкурсанты представили жюри самопрезентацию, должны были найти выход из педагогической ситуации и подготовить экспромт-выступление для разных цел Посещая уроки молодых и вновь принятых педагогов молодые педагоги наглядно видели целесообразность выбранных опытными педагогами методов и приёмов обучения, положительный психологический климат, рациональное использование времени, способствовавшие достижению цели урока, как активизировали познавательную деятельность студентов на разных этапах урока. Молодой педагог уверенно проводил рефлексию, таким образом, он владеет умениями аналитической деятельности. Для педагогов достаточно проведено и ими посещены открытые уроки, где они многому научились. По теме самообразования помощь оказывали зав. кафедры, на заседаниях заслушивались отчёты по реализации темы. Также зав. библиотекой Райхан Ш. проводила обзор периодической педагогической печати. Для них были предложены интересные книги для самообразования, справочно-методические пособия по воспитательной работе. При посещении уроков у молодых педагогов, следует отметить, что ими соблюдаются единые требования колледжа - полиязычие, казахстанский и региональный компонент, применение ИКТ, творческие и задания развивающего характера, тщательная подготовка к урокам..
Демесинова Ж.Б. учитель геграфии 1 место.
Шигапова Т.А. преподаватель ОДД 2 место.
Абжанова А.К. преподаватель кафедры
дошкольного воспитания и Букенбаев А.Н. учитель английского языка 3 место.
По декаде провели анализ участия и организацию проведения. Все педагоги дали положительную оценку и указали, что конкурсы помогают совершенствовать профессиональное мастерство.
Все конкурсанты получили памятные подарки и дипломы об окончании этапа «Обучение» в Школе молодого специалиста.
На втором году работы, на этапе «Становление» определяется уровень сформи-рованности компетенций у молодого педагога:
- общекультурной
- психолого-педагогической
- коммуникативной
- информационной
На основании полученных результатов выстраивается индивидуальная траектория профессионального роста молодого специалиста. Для этого: тщательно изучаются современные педагогические технологии, интерактивные технологии, выбирается индивидуальная тема методической деятельности. В соответствии с выбранным направлением педагогом создается дидактическое оснащение преподаваемого предмета: раздаточный и демонстрационный материал, тестовый материал, экзаменационный материал, молодые педагоги привлекаются к активному участию в работе цикловых комиссий, методсоветов, педсоветов. У каждого молодого специалиста второй год обучения - это самостоятельный творческий поиск.
Проведение целенаправленной разносторонней работы педагогического коллектива колледжа с молодыми специалистами дает положительные результаты:
• Рост качественного показателя уровня знаний и умений учащихся,
• Внутреннее лицензирование,
• Систематизация материала в форме Портфолио
• Участие в конкурсах различного уровня,
• Проведение уроков и мероприятий разных типов на хорошем методическом уровне.
Анализируя работу методической школы молодого специалиста, можно сделать вывод, что вся методическая деятельность способствует успешной социально-педагогической и личной адаптации начинающих преподавателей, помогает преодолеть возникающие трудности, повысить уровень профессионализма. Мы уже сегодня можем сказать, что наши молодые специалисты влились в коллектив и выходят на определенный уровень квалификации, т.е. созданная концептуальная модель компетентного педагога не только функционирует, но и приводит к намеченной цели.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, Е.В. Программа поддержки начинающего учителя [Текст]/Е.В. Андреева.// Завуч.-2010. - №2.- С.82-96.
2. Барыбина, И.А. Организация наставничества в школе. Справочник Педагога-психолога [Текст]/И.А. Барыбина. // Школа.-2012.-№7.- С.16-24.
3. Большаков, А.С. Организация процесса профессиональной адаптации молодого специалиста в системе образования [Текст]/А.С. Большаков. // Управление образованием.- 2010.-№1.- С.58-65.
4. Дроздов, Н.А. Школа молодого учителя [Текст]./Н.А. Дроздова. // Методист. -2012.-№6.- С.55-57.
5. Золотарева, Н.Н. Наставничество как фактор становления молодого педагога [Текст]/Н.Н. Золоторёва.// Образование в современной школе.-2012.-№8.- С.9-11.
6. Чемоданова, Г.И., Власенко С.В. Совершенствование практических навыков молодого учителя в условиях общеобразовательной школы [Текст]//Г.И. Чемодано-ва, С.В. Власенко.// Современные проблемы науки и образования.-2012.- №3.
т
о
Рч РЧ
О
О
о &
Й -а X X О
к
т
о
X