Школа-коммуна города Красноярска Смирнова И.И.
Смирнова Ирина Игоревна / Smirnova Irina Igorevna - студент, факультета психологии и педагогики,
Лесосибирский педагогический институт - филиал СФУ, г. Лесосибирск
Аннотация: в статье подробно описана работа школ-коммун, где реализуются цели и задачи трудового воспитания детей, охарактеризована организация жизни в школе-коммуне.
Ключевые слова: трудовое воспитание, школа-коммуна, организация жизни, труд.
Одним из интереснейших типов учреждения социального воспитания в период становления советского государства, где активно реализовывались идеи единой трудовой школы, были школы-коммуны. Школы-коммуны - это учебно-воспитательные учреждения интернатного типа, создаваемые с 1918 г. на основе «Положения об единой трудовой школе РСФСР» (1918). В Приенисейской Сибири они стали открываться с 1920 г. Как правило, школы-коммуны включали детский сад, школу I и II ступени и открывались в сельской местности [5]. Для осуществления задач единой трудовой школы при школе-коммуне, кроме обычных для трудовых школ мастерских организовывалось собственное сельское хозяйство во всех его видах: полеводство, молочная ферма, а также при школе имелся собственный скот: лошади, свиньи, коровы. Все, что выращивалось и собиралось в поле, а это именно: пшеница, картофель, овес, просо и разные огородные культуры - записывалось в продуктовую книгу [2, с. 2]. Занятия в школе-коммуне были организованы по всем предметам трудовой школы, но «применительно к сельскохозяйственному труду и условиям летней жизни с их богатыми впечатлениями и переживаниями». Интересно, что «детей разбивали на группы не по классам, а «по роду занятий, по индивидуальным наклонностям и развитию» [1, с. 352]. Время воспитанников распределялось следующим образом: «умственный труд — 5 часов 45 минут, физический труд — 3 часа, сон — 10 часов, время по личному усмотрению — 5 часов 15 минут» [4, с. 30]. Меры воспитательного воздействия вырабатывались педагогическим советом и были проникнуты гуманным отношением к детям: «в случаях нарушения установленного порядка провинившиеся получали увещевания и разъяснения с целью довести их до осознания недопустимости поступка». В тех случаях, когда никакие убеждения не помогали, и в случаях крайне злостного нарушения порядка и «товарищеских отношений», поступки выносились на обсуждение детского коллектива с целью воздействия на виновника общественным мнением», что могло повлечь за собой отчисление из коммуны постановлением педагогического совета и детского коллектива [2, с. 89-90]. Меры физического воспитания в школе коммуне не применялись.
В коммуне работало несколько мастерских — сапожная, столярная, пошивочная. Участие ребят в работе мастерских было обязательным. Каждый ребенок должен был работать под наблюдением мастера. Работа велась на самом серьёзном уровне: принимались заказы от населения, учреждений [3, с. 3].
Отметим, что в отчетах о работе школы говорилось, о том, что воспитание детей в школе-коммуне было «направленно в сторону выработки в детях общественно-трудовых навыков и коммунистического мировоззрения, также они принимали активное участие в хозяйственной жизни, исполняя посильные работы по огороду и полю, по уборке помещения мастерских, наблюдали за поддержанием порядка» [2, с. 89 -90]. А также Коммуна имела своей целью «воспитание нового человека, чуждого мелкобуржуазных пережитков и традиций и сознательного члена коммунистического общества» [4, с. 30]. Для этого дети были организованны в коллектив. Они участвовали в делах школьного совета коммуны, обсуждали на собраниях детского коллектива вопросы, касающиеся их опыта и установления общего распорядка жизни, заслушивали доклады о хозяйственном положении школы и др. Интересно, что в школе-коммуне еженедельно проходили вечера, где по очереди каждая группа, начиная с дошкольной, устраивали литературные чтения, празднования в дни революционных годовщин, в целях политического воспитания и выработки общественных навыков.
Таким образом, организация учебно-воспитательной работы в школе-коммуне была направлена на развитие детей в социальной среде.
Литература
1. Бибикова В. В. Становление единой трудовой школы в 20-е годы ХХ века в Приенисейской Сибири. Красноярск, 2008, 352с.
2. КГКУ ГАКК. Фонд 93. Опись 1. Дело 124. ЛЛ. 2,89,90.
3. КГКУ ГАКК. Фонд 93. Опись 1. Дело 36. ЛЛ. 3,7.
4. КГКУ ГАКК. Фонд 137. Опись 1. Дело 89. Л. 30
5. Лобанова О.Б., Колокольникова З.У. Трудовое воспитание в учреждениях социального воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е гг. ХХ в.// Педагогическое образование в России. 2013. №3. С.165-170