» - ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ - ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371.388
А.В. Гаряев, Т.П. Гаряева, И.Ю. Калинин
«ШКОЛА ИЗОБРЕТАТЕЛЕИ»:ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И АПРОБАЦИИ
Статья посвящена анализу роли информационно-коммуникационных технологий в формировании у учащихся инновационного технического мышления. В современном постиндустриальном обществе становится важным не столько усвоение информации, сколько умение ее эффективно использовать в жизни, находить новые смыслы, выдвигать инновационные идеи и реализовывать их в конкретных технологиях. Современному обществу необходима педагогика, направленная на интеллектуальное и психологическое развитие ребенка, формирующая устойчивые компоненты творческого стиля мышления его личности. Создание на базе образовательного учреждения «Школы изобретателей» есть конкретная попытка ответа на вызовы XXI в.
Ключевые слова : техническое творчество, инновационное мышление, виртуальная реальность, электронные учебные пособия, ТРИЗ, робототехника, компьютерное моделирование, компьютерные головоломки.
По-видимому, возможности управления процессом мышления безграничны. Их нельзя исчерпать, потому что Разум, величайший инструмент познания и преобразования мира, способен преобразовывать и самого себя.
Кто может сказать, что есть предел очеловечиванию человека? До тех пор, пока будет существовать человек, будет совершенствоваться управление этой силой. Мы лишь в самом начале долгого пути [1, с. 3]
Г. С. Альтшуллер
Необходимо отметить, что до сих пор психология как наука достаточно основательно изучила то, что необходимо получить в результате образования. Современному обществу необходима опережающая педагогика как система интеллектуального и психологического развития, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления.
110
© Гаряев А.В., Гаряева Т.П., Калинин И.Ю. • 2014
Образование должно стать обучением искусству пользоваться знаниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни. Но для этого в среде, где проходит жизнь человека, с самых юных лет должна сложиться
некая культура мышления, которая стимулировала бы его творчество. «Культура (от латинского cultura - «развитие, «воспитание», «возделывание», «почитание», «образование») - это исторически определённый уровень развития общества, выражаемый в материальных и духовных ценностях, а также в типах и формах жизнедеятельности людей и их взаимоотношениях» [2, с. 493].
Материальная и духовная культура находятся в органическом единстве. Созданы ли условия для такого типа образования в нашей культуре? «Созрели» ли люди для такого типа образовательной деятельности? Ответ как всегда обычен для нашей страны - такие люди есть, но нет условий... для их успеха.
С чего начинается творчество? С того что у человека или окружающего его общества возникает понимание в необходимости устранить некое противоречие, которое возникло в процессе его деятельности. И чем более явное противоречие наблюдается между реальной и желаемой действительностью, тем выше творческий порыв. Острая потребность в творческих людях в стране осознается и на самом высшем уровне.
Ключевая фигура учебного процесса - учитель. Именно то, что происходит в классе, придаёт смысл всей деятельности системы образования. Преподаватель должен не учить, т.е. передавать знания, а помогать учиться и развиваться, быть не источником информации, а организатором мыследеятельности. Однако и методическая, и психологическая подготовка преподавателя как профессионала-руководителя мыследеятельно-сти в педагогическом образовании недостаточно развита.
Поэтому всё замыкается на конкретном учителе! Если у учителя сформировано теоретическое понятийное мышление (осуществляемое посредством понятий) и теоретическое образное мышление (осуществляемое посредством образов), то он может развивать его у своих подопечных. Этого достаточно, чтобы учитель мог сформировать личность исполнителя, эффективно реагирующего на постоянное изменение технологии как на своем рабочем месте, так и на протяжении всей технологической цепочки. Но чтобы воспитать творца - человека чувствительного к проблемам, к дефициту и пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды и ряду других диссонансов, возникающих в процессе деятельности, -этого мало, необходимо чтобы учитель обладал развитым критическим мышлением и мог его эффективно развить у своих учеников. И ещё меньше педагогов, которые могут конструировать и реализовывать альтернативы.
Таких учителей в образовании единицы, а образование у нас массовое. Как быть? В массовости - сила, но не в той, которая только количеством «биомассы» и ценна, а в той, которая является элементом системы более высокого порядка, как масса муравьев в муравейнике или пчёл в улье.
Необходима некая форма кооперации всех разнонаправленных усилий отдельных педагогов, чтобы получить эффект многократно усиленный тем, что деятельность каждого педагога в этом коллективе это - важный и необходимый составной элемент того
мифического «суперпедагога», который всем нужен, но его днём с огнём в нашем образовании не сыскать. Поэтому и возникла потребность в создании «Школы изобретателей», в основу которой положена предложенная нами оригинальная методика.
Творческий процесс, по описанию Г. Селье, происходит следующим образом: «Сначала мы посредством наблюдений собираем факты, накапливаем их в памяти, затем располагаем их в том порядке, который диктуются рациональным мышлением. Иногда этого вполне достаточно для достижения приемлемого результата. Но если после сознательного процесса рассуждений и умозаключений факты не желают образовывать гармоничную картину, тогда сознание с его укоренившейся привычкой должно отойти в сторону и дать свободу фантазии. При этом раскрепощенное воображение управляет порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций.
Они похожи на сны, и обыденный интеллект отверг бы их как явную глупость. Но иногда одна из множества мозаичных картин, созданных фантазией из калейдоскопа фактов, настолько приближается к реальности, что вызывает интуитивное прозрение, которое как бы выталкивает соответствующую идею в сознание. Другими словами, воображение - это бессознательная способность комбинировать факты новыми способами, а интуиция - это способность переносить нужные воображаемые образы в сознание» [цит. по 10, с.27-28].
Возможно ли создание такой среды на уроке? Вполне! Ранее можно было говорить только о двух реальностях - объективной и субъективной. Современные технологии легко и играючи позволяют создать третью реальность - виртуальную!
Открытие межполушарной функциональной асимметрии мозга было такой же революцией в физиологии и психологии, как открытие деления атомного ядра - в физике. Как теперь известно, левое полушарие специализировано на оперировании словами и другими условными знаками, а правое - на оперировании образами реальных предметов, а также отвечает за ориентацию в пространстве и некоторые эмоциональные состояния. Хотя это упрощенное понимание функциональной асимметрии полушарий мозга. Значительно более продуктивно искать различия в самих способах манипулирования этим материалом - безразлично, словесным или образным.
Спецификой «правополушарного» мышления многие авторы считают готовность к целостному «схватыванию», к одномоментному восприятию многих предметов и явлений мира в целом со всеми составными элементами. С «левополушарным» мышлением связывается, напротив, способность к последовательному, ступенчатому познанию, которое носит соответственно аналитический, а не синтетический характер. Благодаря правому полушарию как бы сам по себе складывается целостный образ мира, а левое постепенно и кропотливо собирает модель мира из отдельных, но тщательно изученных деталей.
Но это упрощенное понимание. Целостность и одномоментность восприятия приобретают существенное значение и отличают правое полушарие от левого только при восприятии мозаики или калейдоскопической картины, в которых каждый элемент связан со многими другими, не единичными и строго определенными, а множественными и в силу этой множественности «размытыми» связями, - только такое восприятие привносит то новое качество, которое отличает стратегию «правополушарного» мышления от стратегии «левополушарного». Целостное же восприятие цепи, сложенной из сходных
звеньев, ничего не добавляет к её анализу, даже если некоторые звенья несколько отличаются от остальных, обращая на себя внимание.
В наиболее общем виде различие между двумя компонентами мышления сводится к различному и даже противоположному способу организации контекстуальной связи между знаками - словами и образами.
С помощью «левополушарной» стратегии любой материал организуется так, что создается однозначный контекст, всеми понимаемый одинаково и необходимый для успешного общения между людьми. Отличительной же особенностью «правополушарной» стратегии является формирование многозначного контекста, который не поддается исчерпывающему объяснению в традиционной системе общения.
Важнейшая роль «правополушарной» способности к улавливанию множества связей, к организации многозначного контекста отнюдь не умаляет роли «левополушарно-го» мышления в творческой деятельности. Творческий процесс включает несколько тесно связанных между собой этапов, и нарушение любого из них отрицательно сказывается на конечном результате [3, с. 140].
Воображение включается тогда когда проблемная ситуация характеризуется отсутствием нужной полноты знаний, и когда опередить сознанием результаты деятельности с помощью организованной системы понятий невозможно. «Оперирование образами позволяет «перепрыгнуть» через какие-то не до конца ясные этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат» (А.В. Петровский) [Цит. по: 10, с. 29].
Многие противоречия в науке воспринимаются человеком как непреодолимые только в связи с доминированием «левополушарного» вклада в мышление, обеспечивающего однозначное, линейное восприятие мира. При таком восприятии конфликт между различными результатами экспериментов кажется неразрешимым лишь потому, что логика осознанного и целенаправленного познания мира подчинена принципу альтернатив: какое-либо действие или отношение автоматически исключает другое, противоположное ему. Для образного мышления таких альтернатив не существует - два взаимоисключающих отношения становятся как бы взаимодополняющими, как, например, свойства электрона быть одновременно и волной и частицей. Образное мышление позволяет снять такие противоречия.
Критический взгляд на состояние вещей, некая не удовлетворенность текущим состоянием дел - первый и самый сильный толчок к преобразованию действительности, т.е. творчество начинается с критического взгляда на то, что хочется преобразовать, улучшить.
Но и после того как результат достигнут, самое богатое воображение останется «вещью в себе», лишенной социального значения, если не пройдет «очистительного» этапа критической доработки и плоды его не предстанут в том хорошо упорядоченном виде, которой свойствен подлинным достижениям в науке и искусстве. Высшие достижения человеческого духа являются образцами, которым подражают и на которых учатся остальные - они элемент культа в масс-культуре, они несут в себе новые парадигмы в науке, они называются классикой в искусстве. Без тщательной доработки своих творений гении не могли бы создать произведения, которые становятся эталонами для последующих поколений. Этому необходимо учить.
Как же это реализуется на практике? Каким образом происходит развитие теоретического понятийного, теоретического образного и критического мышления учащихся в «Школе изобретателей»?
Во-первых, «Школа изобретателей» не подменяет собой весь образовательный процесс. Это лишь дополнительный инструмент целенаправленного развития изобретательского мышления, как интегративного, включающего в себя как элементы теоретическое понятийное, теоретическое образное и критическое мышление, объединенные единым контекстом. На каждом уроке должна вестись напряженная и непрерывная работа по развитию всех типов мышления учащихся.
Во-вторых, в «Школе изобретателей» реализуются дополнительные курсы по развитию различных качеств мышления, невозможные в принципе в программе, которая реализует федеральный государственный образовательный стандарт, так как развитие изобретательского мышления не является целью этого стандарта.
В-третьих, теоретическое понятийное мышление можно было развивать в любую эпоху, в том числе и в докомпьютерную. В настоящее время благодаря широким возможностям виртуальной среды появились дополнительные условия для эффективного развития теоретического образного мышления. Критическое мышление невозможно было в принципе в советскую эпоху, теперь же без него уже не выжить. Всё это требует внедрения новых образовательных технологий и создания новых учебных пособий - в основном электронных (рис. 1). Это возможно в рамках «Школы изобретателей».
В-четвертых, развитие изобретательского мышления идёт поэтапно, через полноценное выстраивание реальной, субъективной и виртуальной образовательной реальности, в которую погружают ученика. Рассмотрим эти этапы поподробнее.
Рис. 1. Игра-головоломка «Заработало!»
(FAKTSoftware, «Медиа Хауз», 2003-2011 гг.).
На первом этапе (5-6-й классы) в обучении должны преобладать игровые технологии, потому что они позволяют сократить сроки обучения в «Школе изобретателей» за счет активизации мыследеятельности учащихся. Дети работают над сборкой различных головоломок как реальных, так и виртуальных. Примерами реальных головоломок являются «Занимательные головоломки», выпускаемые DeAGOSTINI, а виртуальных - увлекательная игра-головоломка для всей семьи «Заработало!», или Grazy Machines, популярная всю Европу. Принцип игры «Заработало!» довольно прост. Игроку предлагается
завершить физический эксперимент или создать механизм, который будет выполнять какую-то задачу. К настоящему времени разработано более 500 уникальных и фантастически интересных задач.
Секрет в том, что для этого надо использовать нестандартные приспособления или исхитриться решить задачу с помощью подручных средств. Получившиеся механизмы очень забавны и оригинальны.
На первый взгляд кажется, что это очень легко, однако это не так. От игрока потребуется вся его внимательность и вся его сообразительность, чтобы всё заработало, закрутилось, завертелось!
Рис. 2. Энциклопедия-тренинг «ТРИЗ» («Бука», 2007 г.); «Школа изобретателей. Физика 9 класс» («Бука», 2009 г.); «Какрешить проблему» («Новый диск», 2001 г.)
Среди отечественных разработок можно назвать учебный комплекс «Как решить проблему. Самоучитель для развития творческого мышления» и энциклопедию-тренинг «ТРИЗ. Инструмент решения проблем», также цикл дисков «Школа изобретателей» для различных классов.
Заслуживают внимания также игры-путешествия, игры-приключения, аналогичны известным книгам Ж. Верна «Таинственный остров» и Д. Дефо «Робинзон Крузо». Читатель книги лишь следил за тем, какие проблемы возникали перед героями книги и как они их героически решали. В таких же играх-стратегиях, как «Физикус», «Физикус II», «Химикус», «Химикус II», «Биотопия», «Географикус», «Математикус» и «Информати-кус», ученик сам находит решение проблемы, стоящей перед героем, потому что он сам выступает в этой роли (рис. 3).
С «жизнью» роботов можно познакомиться в играх-квестах «Машинариум», «Саморост 2», «Alchemia. Тайна затерянного города» и «Полная труба», где представлены потрясающие футуристические города роботов (рис. 4). Чтобы дойти до конца путешествия необходимо решить десятки головоломок с самыми необычными предметами. Интригующий сюжет и нестандартная игровая механика предлагаемых электронных игр позволяют привлечь ребенка к занятию настоящей робототехникой.
Ф И 3 ИKVG
©""'»ям I ШОПШ»
Ь. *>. I
Ы : - * 4 * /
\ 4 -v'r^ -
^ Ж- Ы* - ■ W
f>V -г ^ »fVLfcHkE b '-к
Рис. 3. «Химикус» (2002 г.), «Биотопия» (2002 г.), «Физикус» (2006 г.), HEUREKA-Klett Softwareverlag GmbH, «Медиахаус»
Эти программы способны привести в действие скрытые резервы детского интеллекта. Они помогут обнаружить в ребенке «тайные» способности и таланты, и научат их управлять своими мыслями и создавать новые идеи. Овладев некоторыми универсальными приемами, они будут способны преодолеть рамки стереотипов и станут настоящими генераторами идей.
Рис. 4. «Машинариум» («Amanita Design», ООО «1С-СофтКлаб», 2009 г.)
Субъективная реальность ученика находит выражение в разработке собственных головоломок, спектр которых широк: от создания кроссворда и сочинения изобретательских задач до создания механической головоломки.
На втором этапе (7-9-й классы) ученики наряду с освоением базовых знаний ТРИЗ должны ознакомиться с различного типа иллюзиями (от тепловых до оптических) и стереотипами мышления, присущими нашему сознанию. Это позволит насытить субъективную реальность методами критического мышления, которые позволят сознанию ребенка успешно противостоять технологиям нейролингвистического программирования. На данном этапе должна быть широко представлена в деятельности ребенка объективная реальность за счет проведения натурных экспериментов и выполнения практических заданий в лабораториях, на природе и производстве. Это могут быть задания по робототехнике.
Виртуальная реальность расширяется за счет использования виртуальных лабораторных работ и компьютерных моделей физических (биологических, химических) процессов и систем (рис. 5).
Рис. 5 «Виртуальные лабораторные по физике» (ООО «Дрофа», ООО «Квазар-Микро, 2007 г.); «Лабораторныеработы по физике» (ООО «Дрофа», ООО «Квазар-Микро, 2007 г.); «Виртуальная лаборатория: Физика. Электричество» (УО ПГУ, ООО
«1С-Паблишинг», 2009 г.)
На третьем этапе (10-11-й классы) объективная реальность ученика включает деятельность по техническому моделированию различных механизмов (как по собственным чертежам, так и по шаблонам, разработанным другими авторами). Виртуальная реальность насыщается технологиями компьютерного моделирования в объектно-ориентированной среде (например «Stratum») и компьютерного проектирования (например «Компас»). Субъективная реальность совершенствуется за счет научно-исследовательской и проектной деятельности в интересующем ученика направлении. В основе этой деятельности заложены авторские технологии развития теоретического понятийного мышления, теоретического образного мышления и критического мышления учащихся, которые были опубликованы ранее [4; 5; 6]. Параллельно учащиеся осваивают технологии решения изобретательских задач и технологию компьютерного моделирования. Перед авторами лежит задача создания органического слияния этих технологий в супертехнологию развития творческих возможностей ребенка за счет усиления его творческих возможностей и способностей посредством предлагаемых технологий взаимодействия как с объективной, так и субъективной и виртуальной реальностью.
Приведем примерную программу «Школы изобретателей» (в данной программе выделены элементы, представляющие виртуальную реальность):
Примерная программа «Школы изобретателей»
5 класс
Обучение решению различных головоломок (на базе цифровых ресурсов, например см. рис. 6):
• компьютерных;
• плоских;
• объемных;
• математических;
• биологических;
• ТРИЗ-головоломок;
• химических;
• робототехнических;
• обучение созданию собственных головоломок.
6 класс
Обучение:
• созданию графических изображений на компьютере плоских и объемных;
• проведению самостоятельных экспериментов по биологии, физике, химии;
• выступлениям с сообщениями по предметам естественнонаучного цикла;
• решение математических задач;
• осуществлению простейших изобретений;
• сборке конструкторов (в том числе и робототехнических).
7 класс
Обучение:
• материальному и вещественному моделированию природных процессов и систем;
• поиску, обнаружению и преодолению оптических, тепловых, механических, осязательных, вкусовых и других типов иллюзий;
• решению метапредметных и межпредметных заданий по физике, математике, биологии;
• проведению виртуальных и реальных лабораторных работ;
• проведению научных наблюдений, описаний и измерений природных явлений и объектов, в том числе и средствами ИКТ;
• овладению методами теоретического образного мышления учащихся, в том числе и средствами ИКТ;
• написанию реферативных работ по выбранной теме исследования.
Рис. 6 «Физика. Волновая оптика. Комплект компьютерных моделей» (УО ПГУ, ООО «1С-Паблишинг», 2009 г.)
8 класс
Усвоение:
• методов решения изобретательских задач;
• теоретических методов решения физических, химических и др. задач;
• методов физического моделирования природных процессов и систем;
• решения метапредметных и межпредметных заданий по физике, математике, биологии, химии, в том числе и средствами ИКТ;
• методов теоретического понятийного мышления учащихся;
• создания проектов учебно-исследовательских работ и создание сайтов, на которых изложены результаты исследования.
9 класс
Овладение:
• написанием реферативных работ по теме исследования;
• методами математического моделирования природных процессов и систем;
• методами решения метапредметных и межпредметных заданий по физике, математике, биологии, химии, информатике;
• подготовкой физико-математических (химико-математических или биолого-математических) эссе, описывающих природные процессы и системы, в том числе подготовкой эссе с использованием ИКТ.
10 класс
Овладение:
• методами компьютерного моделирования природных процессов и систем;
• эвристическими приемами организации мыслительной деятельности;
• технологиями разработки электронных учебных пособий по физике и других медиаресурсов.
11 класс
Овладение:
• технологиями создания и защиты авторских информационных ресурсов;
• технологиями патентования и защиты имущественных прав на интеллектуальную собственность;
• технологиями проектирования собственной образовательной и жизненной траектории.
Критериями достижения результата является количество участников мероприятий проводимых «Школой изобретателей», и качество выполненных детьми и педагогами зачетных и конкурсных работ. К критерию результативности может быть отнесен процент усвоения учащимися программы «Школы изобретателей».
Что же можно отнести к главному результату работы школы изобретателей. В итоге будет создана система обучения, способствующая «выращиванию» человека, не создающего проблемы, или человека, их старательно избегающего, а человека, умеющего видеть проблемы и умеет их успешно решать.
Приведем примерные критерии и показатели достижения результата обучения детей в «Школе изобретателей»
5-й класс:
минимальный уровень - умение решать головоломки; основной уровень - умение создавать головоломки по аналогии; продвинутый уровень - изобретать оригинальные головоломки.
6 класс:
минимальный уровень - умение собирать конструкторы; основной уровень - умение разрабатывать новые конструкторы; продвинутый уровень - умение реализовывать авторские конструкторы;
7 класс:
минимальный уровень - умение работать с различными моделями; основной уровень - умение создавать стандартные модели; продвинутый уровень - умение разрабатывать нестандартные модели.
8 класс:
минимальный уровень - умение решать изобретательские задачи; основной уровень - умение формулировать изобретательские задачи; продвинутый уровень - способность к изобретательской деятельности.
9 класс:
минимальный уровень - умение писать рефераты по теме проекта; основной уровень - умение разрабатывать и реализовывать проекты; продвинутый уровень - подготовка и защита конкурсного проекта.
10 класс:
минимальный уровень - создание компьютерной модели по образцу; основной уровень - создание авторской компьютерной модели; продвинутый уровень - разработка авторского электронного учебного пособия.
11 класс:
минимальный уровень - выстраивание собственной индивидуальной образовательной траектории;
основной уровень - выстраивание линии развития общественно-активной деятельности конкретного ученика;
продвинутый уровень - реализация авторской модели индивидуального развития.
Предложенная в настоящей статье программа «Школы изобретателей» проходит стадию апробации (рис. 7) . Идет процесс корректировки и уточнения ее отдельных составляющих, формируются необходимые дидактические материалы.
Рис. 7. Главная страница сайта «Школа изобретателей», МАОУ «Гимназия №7» г. Перми
«Школа изобретателей» не ограничивает свою деятельность внутри МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми. Предполагается создание сайта и организация дистанционного обучения изобретательству учеников в Пермском крае. С помощью сайта будет осуществляться работа по привлечению учащихся к участию в различных конкурсах.
На страницах сайта педагоги смогут обмениваться опытом проведения уроков изобретательства, участвовать в конкурсах по изобретательству и знакомиться с дидактическими материалами, которые будут помогать им в работе.
Виртуальная реальность в «Школе изобретателей» не подменяет собой ни объективную реальность Вселенной, ни субъективную реальность конкретного ученика, она лишь дополняет их, как параллельные миры и антимиры, существующие одновременно с нашим миром, дополняют Вселенную до её логической и физической завершённости.
Развитие «Школы изобретателей» потребует создания новых цифровых образовательных ресурсов. Что это будут за электронные учебные пособия - подскажет время, потому что разрывы в эпистемологическом образовательном пространстве, предлагаемом в «Школе изобретателей», можно будет обнаружить только в ходе реальной, а не виртуальной педагогической практики.
Решая задачи многовекторного развития науки, искусства и промышленности в России в новом технологическом укладе, необходимо со школьной скамьи готовить кадры для инновационной экономики. Это реально, если в образовательном пространстве учебного учреждения будет разработана непрерывная система факультативов, элективных и краткосрочных курсов, на которых будет осуществляться кропотливая, но столь необходимая работа по выращиванию интереса детей к изобретательству, инженерно-конструкторской деятельности с использованием современных компьютерных техноло-
гий, освоению теории решения изобретательских задач, изучению основ робототехники, овладению современными конструкторскими и дизайнерскими технологиями, что и составляет ядро учебного плана «Школы изобретателей». На выходе мы должны «получить» людей, способных и стремящихся к созданию пользующихся спросом товаров, к умению создавать коллективы единомышленников и находить ресурсы для решения задач по коммерциализации разработок.
Список литературы
1. Альтшуллер Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. - 6-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 402 с. - (Серия «Искусство думать»).
2. Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32 т. Т. 14. КОН-КУМ - М.: АСТ: Астрель; 2010. -501, [3] с.: ил.
3. Бондаренко С. М., РотенбергВ. С. Мозг: Обучение. Здоровье. - М.: МОКБ «Марс», 1999. - 200 с.
4. Гаряев А.В. Развитие теоретического мышления на уроках физики: учебно-методическое пособие. В 2-х частях. Ч. 1. Пермь: ПКИПКРО, 2010. 96 с.
5. Гаряев А.В. Развитие теоретического мышления на уроках физики: учебно-методическое пособие. В 2-х частях. Ч. 2. Пермь: ПКИПКРО, 2010. 100 с.
6. Гаряев А.В., Калинин И.Ю. Развитие критического мышления учащихся на учебных занятиях по физике: методические рекомендации. Пермь: ПКИПКРО, 2010. 72 с.
7. Иванов Г. И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать. - М.: ФОРУМ, 2012. - 304 с.
8. Латыпов Н. Н. Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Самоучитель игры на извилинах / под ред. А. А. Вас-сермана. - Москва: АСТ, 2012. - 320 с.: ил.
9. Латыпов Н. Н. Турбулентное мышление. Зарядка для интеллекта/Латыпов Н. Н., Гаврилов Д. А., Ёлкин С. В., под ред. А. А. Вассермана. - Москва: АСТ, 2013. - 352 с.: ил.
10. Меерович М. И., Шрагина Л.И. Теории решения изобретательских задач. - Минск: Харвест, 2003. - 428, [4] с. - (Библиотека практической психологии).