Научная статья на тему 'Широкопрофильные шины низкого и сверхнизкого давления'

Широкопрофильные шины низкого и сверхнизкого давления Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
520
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯГОВОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ХОДОВАЯ СИСТЕМА / ПРОТЕКТОР / ДВИЖИТЕЛЬ / PULLING POWER UNIT / VEHICLE / UNDERCARRIAGE SYSTEM / TREAD / PROPELLING DEVICE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Красовских Виталий Степанович, Соколов Валерий Викторович, Павлюченко Григорий Васильевич, Павленко Вадим Витальевич

Для повышения грузоподъемности транспортных средств и снижения давления на опорную поверхность, уменьшения затрат энергии на перекатывание предложена конструкция шин опорных колес машин-орудий с увеличенной по ширине эластичной и герметичной оболочкой. Особенность конструкции заключается в применении для изготовления оболочки материала, имеющего повышенную эластичность, отказ от использования толстостенных оболочек (боковины, протектор) серийных шин. Это позволяет существенно снизить нагрузку движителей машин-орудий на почву, дает возможность применения сельскохозяйственных машин, оснащенных технологическими емкостями повышенной вместимости, расширяя их функциональные возможности. Предлагаемая конструкция обеспечивает хорошее копирование неровностей опорной поверхности и может применяться в качестве емкости для транспортировки непосредственно в ней жидких материалов, например, нефтепродуктов, воды, жидких гербицидов и удобрений на дорогах, грунтах и почвах с низкой несущей способностью, позволяет преодолевать водные преграды, с помощью буксиров транспортировать по воде, при этом предложенное транспортное средство может свободно преодолевать мелководье, отмели. Кроме того, существенно повышается проходимость на дорогах, грунтах и почвах с низкой несущей способностью (рыхлый песок, болотистая местность, снег), можно использовать в сельскохозяйственном производстве для транспортировки грузов и технологических материалов по полевым дорогам, по полям со стерневым агрофоном, после обработки машинами-орудиями и даже по всходам зерновых культур. Представлены принципиальная схема, устройство и принцип действия шин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Красовских Виталий Степанович, Соколов Валерий Викторович, Павлюченко Григорий Васильевич, Павленко Вадим Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOW PRESSURE AND EXTRA-LOW PRESSURE WIDE CROSS-SECTION TIRES

To increase the load-carrying capacity of vehicles, reduce the pressure on the bearing surface, and reduce energy consumption for over-rolling movement, a design of tires of support wheels of vehicles-implements with increased edgewise elastic and airproof liner is proposed. The feature of the design is the use of a material with increased flexibility to manufacture the liner, and avoiding of thick-walled liners (sidewalls, tread) of commercial tires. That may significantly reduce the load of vehicles-implements on the soil, and enables using agricultural machinery equipped with technologi-cal tanks of high capacity, extending their functionality. The proposed design provides a good contouring of the surface roughness and may be used as a container to transport directly in the tire such liquids as oil-products, water, liquid herbicides and fertilizers on the roads, ground and soil of low bearing capacity. A proposed vehicle can cross water obstacles, be transported by water by tugboats, and easily overcome shoaling water. In addition, the flotation ability of the vehicle increases significantly on the roads, ground and soil of low bearing capacity (loose sand, moorland, snow); it may be used in agriculture to transport goods and materials on field roads, stubble and tilled fields, and even on emerging crops. The basic scheme of the tires is presented, and the design and operation principle is described.

Текст научной работы на тему «Широкопрофильные шины низкого и сверхнизкого давления»

ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

УДК 631.3:629.1.011 /.012

В.С. Красовских, В.В. Соколов, Г.В. Павлюченко, В.В. Павленко

ШИРОКОПРОФИЛЬНЫЕ ШИНЫ НИЗКОГО И СВЕРХНИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ

Ключевые слова: тяговое энергетическое средство, транспортное средство, ходовая система, протектор, движитель.

Введение

Развитие агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства при возделывании зерновых культур предусматривает применение при выполнении полевых механизированных работ все более высокопроизводительных машин и орудий, агрегатирование которых неразрывно связано с применением энергонасыщенных тракторов.

В свою очередь, применение таких комплексов связано с увеличением веса тракторов и машин-орудий, агрегатируемых с ними, что приводит к чрезмерному воздействию ходовых систем на почву, вызывая ее переуплотнение, интенсификацию эрозионных процессов, и как следствие, снижению урожайности и деградации земельных угодий [1].

Цель работы — повышение эффективности работы почвообрабатывающих и посевных агрегатов путем применения в качестве опорных колес шин низкого и сверхнизкого давления.

Задачи исследования:

1) провести анализ применения различных конструкций широкопрофильных шин опорных колес;

2) разработать конструкцию опорного колеса с широкопрофильной шиной переменного давления.

Объекты и методы

При повышении грузоподъемности транспортного средства для снижения давления на дорожное покрытие, грунт, почву у обычных колесных машин применяют широкопрофильные шины низкого давления арочного типа, специальные шины сверхнизкого давления, осуществляют сдваивание и даже страивание колес, используют многоосные ходовые системы. Все это существенно усложняет конструкцию машин, увеличивает их массу, расход дорогостоящих материалов на изготовление шин [2].

У колесных машин внешние силы и моменты, действующие на остов и ходовую систему, в конечном итоге воспринимаются в пятне контакта шины с опорной поверхностью посредством ее протектора и боковин, что вызывает необходимость в применении шин с толстостенными оболочками. Это увеличивает затраты энергии на перемещение машины и деформацию опорной поверхности [1, 2].

Для устранения указанных недостатков предлагается движитель, состоящий из широкопрофильной шины низкого или сверхнизкого давления в трех вариантах исполнения.

Первый вариант: широкопрофильная шина, образующая боковинами 2 и протектором 3 герметичную внутреннюю полость 4. Протектор 3 соединен с опорной осью 5 остова транспортного средства посредством боковин 2, бортовых колец 6, растяжек 7, сходящихся на внутренних бортовых

кольцах 8 (рис. 1). На концах опорной оси 5 остова транспортного средства установлены подшипниковые опоры 9 (рис. 1 и 2).

2^ 3 5 7 6

низкого или сверхнизкого давления

Второй вариант: протектор 3 может быть закреплен на опорной оси 5 посредством боковин 2 и эластичных перегородок 10, бортовых колец 6 и внутренних бортовых колец 8, установленных между нажимными дисками 11 и распорными втулками 12 с помощью стяжных гаек 13 (рис. 2). Между боковинами 2 и перегородками 10 в широкопрофильной шине низкого давления образуется несколько полостей 14.

Рис. 3

Третий вариант: опорные подшипники 9 остова транспортного средства устанавливаются на оси 5, пустотелого барабана 15, который располагается во внутренней полости эластичной широкопрофильной шины

1 с зазором к ее поверхности (рис. 3). По-

лость 4 между барабаном и протектором 3 шины 1 заполняется рабочей жидкостью.

Движители работают следующим образом. Внутри шины 1 по варианту I и II образуется герметически замкнутая полость, заполненная воздухом через золотниковое устройство (не показано), как у шин обычных колесных движителей. Сжатый воздух используется в качестве основного несущего рабочего элемента. Шины 1 и применяемый материал для их изготовления должны обеспечивать большую эластичность при изгибе и иметь высокую жесткость и прочность при растяжении.

Так как боковины 2 шины 1 не всегда обладают достаточно высокой жесткостью вдоль оси шины, то растяжки 7 следует устанавливать под углом к вертикальной плоскости перпендикулярной оси угол к вертикальной плоскости вдоль оси (рис. 2). Величина этих углов будет зависеть от максимальной осевой нагрузки, диаметра шины

I, а также жесткости боковин 2, рисунок 2, (рис. 2). Растяжки 6 должны обладать высокой прочностью и жесткостью на растяжение и минимальной жесткостью на сжатие при сжатии шины 1. Они могут быть выполнены, например, из металлических цепных соединений, металлических тросов, резинокордовых, резинометаллических и других высокопрочных материалов на растяжение и эластичных при изгибе.

В качестве растяжек 7 могут быть использованы резинокордовые или резинометаллические сплошные перегородки 10, (вариант 2), которые прочно соединены с внутренней поверхностью протектора 3 и с опорной осью 5 остова с помощью внутренних бортовых колец 8, нажимных дисков

II, распорных втулок 12 и стяжных гаек 13. Так, внутри шины 1 образуется несколько герметичных и изолированных друг от друга полостей 14. Каждая из этих полостей заполняется сжатым воздухом через золотниковое устройство, как камеры шин обычных колесных машин. В случае повреждения протектора 3 в зоне одной из полостей 14 нагрузка перераспределяется на протектор 3 остальных полостей, и транспортное средство может продолжить движение. Сжатый воздух в соседних полостях уравновешивает боковые силы давления на перегородки. При разделении шины рисунок 2 на отдельные полости перегородки 10 могут устанавливаться отдельно или в совокупности с жесткими растяжками 7, как это показано на рисунках 1 и 2.

Под действием внешних нагрузок широкопрофильная пневматическая шина 1 подвергается различным деформациям. Можно выделить три вида основных ее деформаций:

7 7

- радиальную (нормальную) под действием веса машины О, распределенную по обоим концам оси 5 со стороны остова транспортного средства (рис. 4);

- окружную, возникающую при приложении к оси 5 остова транспортного средства толкающей силы F и крутящего момента (рис. 4);

- осевую (боковую) под действием силы, действующей вдоль оси шины.

При вертикальной нагрузке деформация шины 1 выражается в изменении расстояния от оси до опорной поверхности. При этом между шиной и опорной поверхностью создается опорная площадь контакта, нижние растяжки, которые соединены с опорной поверхностью протектора, освобождаются от растягивающего усилия в шине, возникающие в результате избыточного давления воздуха, а верхние дополнительно нагружаются под действием силы тяжести машины и удерживают опорную ось 5 во взвешенном состоянии. Так остов машины посредством опорной оси 5 остова транспортного средства, растяжек 7 и протектора 3 шины 1 опирается на воздушную подушку, создаваемую избыточным давлением воздуха в шине 1.

При действии ведущего момента на опорную ось 5 остова податливость шины в окружном направлении снижается за счет тангенциальной жесткости ее боковин 2 и растяжек 7, жестко соединяющих опорную ось 5 остова с протектором 3 (рис. 1 и 2). Податливость шины в боковом направлении ограничивается жесткостью ее боковин 2 и

растяжек 7, установленных под углом к вертикальной плоскости (рис. 1). Предлагаемое устройство ходовой системы транспортного средства может выполнять функции как ведомой части машины, так и ведущей.

В первом случае пневмошина катится под действием толкающей силы F, приложенной к опорной оси 5 со стороны остова машины, по направлению, указанному стрелкой V (рис. 4). Растяжки 7, расположенные впереди оси, частично разгружаются в направлении движения, а задние дополнительно нагружаются. В связи с этим опорная ось 5 остова и элементы шины 1, которые не контактируют с опорной поверхностью, перемещаются вперед. Лобовые участки протектора шины входят в контакт с опорной поверхностью, деформируют ее, создавая результирующую нормальную реакцию Y, которая уравновешивается весом машины О (рис. 4). Эта пара сил создает момент сопротивления качению колеса. Ее величина находится в прямой зависимости от веса и плеча смещения а, результирующей реакции почвы Y относительно проекции оси на опорную поверхность.

Кроме момента сопротивления качению, на шину действует еще ведущий момент, образуемый парой сил со стороны остова машины, толкающей ее через опорную ось 5 остова, боковин 2 и растяжек 7, и равной ей по величине, но противоположной по направлению к горизонтальной результирующей реакции почвы X, возникающей в результате трения и зацепления протектора с опорной поверхностью. При равномерном движении эти моменты взаимно уравновешиваются.

Работа движителя имеющего внутренний пустотелый барабан (вариант 3) заключается в следующем, пространство между барабаном и протектором заполняется технической жидкостью вместо воздуха, где работает закон Архимеда, согласно которому на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной жидкости. Такой движитель обеспечивает копирование неровностей опорной поверхности и может применяться для транспортировки различных жидкостей по грунтам и почвам с низкой несущей способностью, а также по водным преградам.

Заключение

Предложенные колёсные движители транспортных средств, оборудованные широкопрофильными шинами большого диаметра, позволяют существенно повысить грузоподъёмность ходовой системы, а тонкий каркас и небольшое давление воздуха делают её эластичной, что позволяет хоро-

шо копировать опорную поверхность, кроме того, существенно повысить проходимость на дорогах, грунтах и почвах с низкой несущей способностью (рыхлый песок, болотистая местность, снег), использовать в сельскохозяйственном производстве для транспортировки грузов и технологических материалов по полевым дорогам, по полям со стерневым агрофоном, после обработки машинами-орудиями и даже по всходам зерновых культур. Силы сопротивления перекатыванию в сравнении с обычными колёсными машинами уменьшаются не менее чем в 2-3 раза.

В составе с тяговой машиной (трактор, автомобиль и др.) колёсный движитель транспортного средства (вариант 3) с внутренним полым барабаном может быть успешно использован для транспортировки непосредственно в нём жидких материалов, например, нефтепродуктов, воды, жидких гербицидов и удобрений на дорогах, грунтах и почвах с низкой несущей способностью, для преодоления водных преград, с помощью буксиров транспортировки по воде. При этом предложенное транспортное средство может свободно преодолевать мелководье, отмели.

Например, если диаметр полого барабана будет изготовлен в пределах от 1 до

2 м, то удельное давление на опорную поверхность составит около 10-20 кПа (0,1-0,2 кгс/см2), что в 10-15 раз меньше,

чем у колёсных тракторов и автомобилей, а при ширине шины 3 м объём перевозимой жидкости будет, соответственно, находиться в пределах от 2,36 до 9,42 м3.

Аналогов технических решений, используемых в приведенных конструкциях ходовых систем широкопрофильными шинами низкого давления, в мировой практике нет, о чем свидетельствует полученный нами патент на изобретение [3].

Предлагаемая конструкция шины позволит отказаться от спаривания и страивания колес, что позволит увеличить полезную нагрузку в целом для всего агрегата и улучшить его топливно-экономические показатели.

Библиографический список

1. Русанов В.А. Проблема переуплотнения почв движителями и эффективные пути ее решения. — М.: ВИМ, 1998. — С. 368.

2. Бойков В.П., Белковский В.Н. Шины для тракторов и сельскохозяйственных машин. — М.: ВО «Агропромиздат», 1988. — С. 240.

3. Патент. 2378129 Российская Федерация, С1 МПК В60С 3/04 Колесный движитель транспортного средства (варианты) / Красовских Е.В., Красовских В.С.; заявитель и патентообладатель Е.В. Красовских; — за-явл. 29.10.2008; опубл. 10.01.2010; бюл. № 1.

+ + +

УДК 620.92

В.А. Медянцев, И.В. Кряклина

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕЛИОУСТАНОВОК ДЛЯ ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ОТОПЛЕНИЯ ДОМА ФЕРМЕРА

Ключевые слова: энергосбережение,

гелиоустановка, возобновляемый источник энергии, солнечный коллектор, частный дом фермера, экономическая эффективность.

Введение

Использование возобновляемых источников тепла приводит к экономии традиционных дорогостоящих источников энергии и улучшает экологию окружающей среды. Цены на энергоносители постоянно растут, поэтому очень выгодным становится использование гелиоустановок для горячего водоснабжения и отопления домов фермеров.

В среднем в России на 1 м2 поверхности Земли в год поступает примерно 1000 кВт-ч солнечной энергии, что соответствует приблизительно энергоемкости 100 л дизельного топлива или 100 м3 природного газа [1].

Цель и объект исследования

Правильно подобранные и смонтированные гелиоустановки с согласованными между собой системными компонентами могут обеспечить потребности частного дома фермера в энергии для приготовления горячей воды и частично — для отопления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.