Научная статья на тему 'Шиман С. Среднесрочные прогнозы мирового экономического развития до 2019 г'

Шиман С. Среднесрочные прогнозы мирового экономического развития до 2019 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабаева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шиман С. Среднесрочные прогнозы мирового экономического развития до 2019 г»

ОБЗОРЫ. РЕФЕРАТЫ

Шиман С.

СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ПРОГНОЗЫ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДО 2019 r.

SCHIMAN S. Mittelfristige Prognose der Weltwirtschaft bis 2019 // WIFO-Monatsberichte. - Wien, 2015. - N 1. - S. 39-50.

В статье представлен прогноз развития основных промышленно развитых стран (ПРС) и крупнейших стран с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ) на 2015-2019 гг., сделанный с помощью Оксфордской макроэконо-метрической модели.

Характеризуя состояние экономики зоны евро, автор отмечает, что с середины 2014 г. цены на нефть снизились почти наполовину и в конце года составили менее 60 долл. за баррель. Этому способствовало увеличение предложения в США и снижение спроса в Китае и отчасти в Европе, а также спекуляции, связанные с российским кризисом. В 2015 г., считает автор, можно рассчитывать на коррекцию цен, стоимость барреля нефти составит в среднем 75 долл., а до 2019 г. она повысится до 105 долл. [с. 39]. Это должно несколько укрепить конъюнктуру в зоне евро. Но относительно вы-

сокая задолженность частного сектора снижает возможности развития в потребительском и инвестиционном секторах. Спрос государственного сектора в зоне евро также слишком низкий.

Многократно возросшие в связи с кризисом финансового рынка риски оказывают дополнительное давление на слишком низкий спрос. Поэтому новый инвестиционный план Европейской комиссии (ЕК) предусматривает, прежде всего, гарантии для частных инвесторов, которые в настоящее время не видят перспектив сбыта из-за низкого роста доходов населения. Реальные темпы роста в зоне евро составят в среднесрочном плане 1,3% [с. 40].

Появившаяся в ходе кризиса 2008 г. задолженность финансового и частного секторов ПРС заставила должников ограничить потребление и инвестирование и направить значительную часть получаемых доходов на погашение долгов. В связи с этим оживление мировой конъюнктуры, особенно в зоне евро, происходит сравнительно медленно, причем не исключается возможность нового кризиса. Сложившаяся ситуация сохранится еще несколько лет, поскольку слабый спрос сдерживает инфляцию, что, в свою очередь, тормозит сокращение задолженности: если инфляция оказывается ниже ожиданий, то повышается реальная стоимость долга, а его обслуживание требует большего урезания расходов на потребление и инвестиции.

Развитие экономики Германии в последние десять лет отмечено постоянным увеличением положительного сальдо платежного баланса, в основном за счет экспорта. Благодаря кредитной экспансии за рубежом задолженность частного сектора и государства Германии, являющейся одним из крупнейших кредиторов в мире, может со временем снизиться. Решающее влияние на увеличение нетто-экспорта может оказать сдерживание роста зарплаты.

Номинальные издержки на зарплату после введения евро в Германии оставались стабильными, в то время как во Франции они росли в среднем почти на 2% в год, из-за чего ценовая конкурентоспособность и доля французского экспорта на мировом рынке постоянно снижались. Благодаря вступлению в силу с 1 января в 2015 г. Закона о минимальном размере оплаты труда, зарплата в Германии будет расти более высокими темпами. Несмотря на это, положительное сальдо ее платежного баланса остается высоким.

В связи со слабостью конъюнктуры и возрастающей разницей между уровнем процентных ставок в США и зоне евро ожидается удешевление евро по отношению к доллару в долгосрочном плане. В результате снижения спроса в странах с формирующейся рыночной экономикой, особенно в Китае, замедлились темпы роста немецкого экспорта, что приведет в ближайшие годы к замедлению экономического роста.

Наиболее благоприятен среднесрочный прогноз для США. В период 2009-2013 гг. задолженность частного сектора снизилась почти наполовину, спрос укреплялся [с. 46]. Ликвидация в кризисном 2009 г. многих предприятий и банкротство ряда банков заложили основу для быстрого оживления конъюнктуры при одновременном снижении задолженности. Важным фактором, позволившим снизить частную задолженность, явилась готовность государственного сектора к относительно высокой новой задолженности. Дефицит государственного бюджета США по сравнению с кризисным 2009 г. (12% ВВП), снизился более чем наполовину, составив 5,7% ВВП в 2013 г. Однако он значительно превышает аналогичный показатель для зоны евро (2,9% ВВП). В результате экономического роста размер государственного долга, достигшего в 2013 г. 123% ВВП, согласно прогнозу, снизится до 120%.

Автор полагает, что США преодолели такие последствия финансово-экономического кризиса, как увеличение задолженности, высокая безработица, свертывание кредитования. Безработица сократилась до 6%, проблем с кредитованием не наблюдается.

Темпы роста реального ВВП США в 2014-2019 гг. несколько уменьшатся по сравнению с 1990-ми годами и составят 2,8 % в год [с. 46]. Это обусловлено снижением роста производительности труда и изменением демографической ситуации: прирост трудоспособно-

СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ПРОГНОЗЫ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДО 2019 [.

го населения за последние десять лет был довольно высоким (20042014 гг. - +1,1%), в последующие пять лет его темпы замедлятся (до +0,9%). Доля экономически активного населения, составлявшая в 1999 г. 67% (против 71% в зоне евро), в 2013 г. снизилась до 63% (против 76% в зоне евро) [с. 47].

В 2014 г. Китай обогнал США по размеру ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. Обвал международного спроса в 2009 г. оказался для ориентированной на экспорт страны особенно болезненным. В этих условиях национальная экономика в течение нескольких лет поддерживалась государственными инвестициями, прежде всего на региональном и локальном уровнях, по большей части через специализированные компании («теневые банки»), что позволяло обходить строгие правила банковской деятельности. В результате в экономике появились серьезные проблемы, такие как излишние производственные мощности и чрезмерная задолженность, которые все больше тормозили экономическое развитие. Высокие доходы от инвестиций, достигшие в 2013 г. рекордного уровня - почти 47,5% ВВП, начали снижаться, что отразилось прежде всего на секторе недвижимости.

Переход от экспортоориентиро-ванного роста к росту на основе инвестиций поддерживается ревальвацией юаня (с 2005 г. его стоимость повысилась на 40%, тогда как стоимость доллара - на

35%). Положительное сальдо платежного баланса снизилось с 10% ВВП в 2007 г. до 2% ВВП в 2013 г. В прогнозируемый период реальный обменный курс юаня продолжит расти в среднем на 3,1% в год [с. 47]; сальдо платежного баланса снизится менее чем на 1% ВВП.

В то же время быстро растет заработная плата (в 2002-2012 гг. в среднем на 14% в год), укрепляются позиции среднего класса. В прогнозируемый период рост зарплаты составит 9% в год, темпы экономического роста снизятся с 8,5% в год в последние пять лет до 6,4% [с. 48], но тем не менее они останутся самыми высокими в мире. В целом, отмечает автор, экономическая политика Китая носит приспособленческий характер, риски сохраняются.

В Индии экономический рост в рассматриваемый период ожидается на уровне 6,25% в год. Его основой будет динамичный рост численности населения при низких темпах роста производительности. В отличие от Китая для Индии характерны дефицит платежного баланса и сильный отток капитала. Хотя деятельность Центрального банка Индии сыграла не последнюю роль в быстром развитии экономики страны, пока не введены новые нормы регулирования, облегчающие торговую деятельность и ограничивающие бюрократические препоны. Высокий потенциал развития Индии остается неиспользованным из-за низких доходов населения.

Государственный долг Японии увеличился с 65% ВВП в 1991 г. до

222% в 2013 г. С 2010 г. сокращаются излишки финансовых средств предприятий. Брутто-инвестиции, уменьшившиеся в 1991-2010 гг. на 25% [с. 48], за последние пять лет увеличивались в среднем на 2,2% в год. Приемлемая экономическая политика могла бы в ближайшие годы способствовать увеличению спроса предприятий на кредиты, и это позволило бы разгрузить государственный бюджет. Рост государственной задолженности, составляющий в среднем 8,6% ВВП в год, снизится до 3,7%. Ожидается увеличение реального ВВП на 1% в год [с. 49].

Экономика России будет находиться под сильным влиянием динамики цены на нефть. По прогнозам, в 2015 г. при средней цене нефти в 75 долл. за баррель реальный ВВП России снизится на 1,6%. При цене нефти в 55 долл. за баррель в среднесрочном плане экономическая конъюнктура будет ухудшаться из-за сокращения экспортной выручки.

Низкая цена на нефть создает проблемы для государственного бюджета, поскольку для сбалансированного бюджета необходима цена в 115 долл. за баррель. В ближайшие годы дефицит российского бюджета будет составлять в среднем 1,5% ВВП. При цене нефти в 55 долл. за баррель в 2015 г. и при постепенном по-

вышении цены до 90 долл. в 2019 г. годовой дефицит превысит 3% ВВП. Трудности финансирования, обусловленные экономическими санкциями, могут привести к проблемам с рефинансированием и, возможно, к прекращению платежей по долгам. Хотя российский государственный долг, составляющий менее 10% ВВП, относительно низок, третья часть приходится на иностранных инвесторов. Иностранная задолженность частного сектора почти в 10 раз выше, чем задолженность государства. В целом Россия задолжала иностранным кредиторам около 35% ВВП [с. 49].

Параллельно со снижением цен на сырье из-за введения экономических санкций США и ЕС в августе 2014 г. обесценился рубль. Если в первой половине 2014 г. доллар стоил 35 руб., то в декабре его курс вырос до 70 руб. за доллар. Центробанк РФ вяло боролся с обесценением. Несмотря на умеренную иностранную задолженность, считает автор, России угрожает новый финансовый кризис.

В заключение автор отмечает, что значительное снижение цены на нефть несколько укрепляет конъюнктуру в зоне евро, однако в среднесрочном плане доминирующее влияние на ее экономику будет оказывать недостаточный спрос.

В.И. Шабаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.