Никита ФИЛИН
ШИИТСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ПРОЕКТ МАРДЖААТА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ
В статье проводится анализ марджаата, шиитского религиозного института, принцип функционирования которого заключается в духовном наставничестве религиозного деятеля по отношению к подавляющей части общества. Автор приходит к выводу об изменении принципов функционирования этого проекта в современных реалиях.
The article analyzes the Mardzhaat - a Shiite religious Institution, the main principle of which is spiritual guidance of a religious figure towards the overwhelming part of the community. The author concludes that principles of functioning of this project were changed in the modern conditions.
Ключевые слова:
ислам, шиизм, духовенство, марджаат, религиозное наставничество, Иран; Islam, Shia, clergy, mardzhaat, religious mentoring, Iran.
ФИЛИН
Никита
Александрович — к.и.н., старший преподаватель РГГУ, научный сотрудник ИВ РАН
Вначале XXI в. Россия начала осуществлять более взвешенную политику в регионе Ближнего и Среднего Востока. В этой связи представляется актуальным исследование внутренней религиозной структуры шиитского мира, что может улучшить пони -мание в России процессов внутри этого региона. Выстраивание отношений с таким важнейшим южным соседом, как Иран, немыс -лимо без понимания религиозной составляющей иранской куль -туры, потому что эта составляющая оказывает колоссальное воз -действие как на внутреннюю, так и на внешнюю политику страны. Главным принципом функционирования шиизма является система религиозного наставничества, получившая название марджаата.
В XVI в. шиитскими правоведами была разработана теория, опи -сывающая взаимоотношения между шиитскими религиозными авторитетами и их последователями. Исходя из этой теории, каждый член шиитской общины должен был либо достичь наивысшего уровня шиитского фикха (исламского права, юриспруденции), либо стать последователем одного из живых авторитетов (марджа’), который достиг такого уровня.
Шиитские титулы по возрастающей значимости распределяются так: 1) сэгат-оль эслам (доверие ислама), 2) ходжат-оль-эслам (дока -зательство истины ислама), 3) ходжат-оль-эслам валь-мослемин (доказательство истины ислама и мусульман), 4) аятолла (знамение или откровение Аллаха) и 5) аятолла аль-узма (великий аятолла). Последний автоматически получает наименование марджа’ ат-таклид. Обладающие этими титулами лица образуют шиитскую элиту и, начиная с четвертой ступени, могут называться муджта-хидами. Это звание дает право выносить собственные суждения по основополагающим вопросам ислама, сначала в виде пропове -дей на пятничной молитве, написания всеобъемлющей религиоз -ной работы под названием ресале (перс. — книга, трактат), которая является обязательным условием достижения звания марджа’, а затем в виде фетв (обязательных предписаний для последователей муджтахида). Титул марджа’ ат-таклид состоит из двух ступеней: не абсолютной (мотаджаззи) и абсолютной (мотлак). Марджа’ ат-таклид аль-мотаджаззи может выносить фетву лишь в неко торых разделах исламского права. Обладатель марджа’ ат-таклид аль-мотлак достигает способности выносить решения во всех раз делах исламской юриспруденции. За всю историю марджаата таких высот добивалось очень незначительное число представителей шиитского духовенства, т.к. наделение данным титулом требовало
согласия всех марджа’. Например, основа -тель Исламской Республики Иран (ИРИ) аятолла Хомейни таковым не обладал.
Каждый член шиитской общины (девочки — в 9 лет, мальчики — в 15 лет) обя -зан выбрать себе из марджа’ ат-таклидов одного наставника и следовать его ука -заниям в течение всей жизни духовного лица. Для этого человек должен спросить трех правоверных мусульман - шиитов о том, кого из учителей они посоветуют. После смерти выбранного марджа’ жела -тельно, чтобы член шиитской общины нашел себе нового наставника.
Ислам суннитского толка (около 90% всех верующих, исповедующих ислам) допускает выборность правителя (халифа) и признает суверенитет светской вла -сти, оставляя за духовенством в основ ном религиозные и духовные функции. Шиизм джафаритского толка, представи телей которого в Иране абсолютное боль шинство, занимает в этом вопросе дру -гую позицию, провозглашая, что только потомки пророка Мухаммеда и его двою -родного брата, а также зятя, имама Али могут стать правителями мусульманской общины (уммы). Истинными правителями мусульман шиизм считает 12 имамов: пер -вым был Али — двоюродный брат пророка Мухаммеда и муж его дочери, а последую -щими — сыновья этой четы Хасан и Хусейн и их потомки. Джафаритским это ответ -вление шиизма было названо по имени шестого имама Джафара ибн Мухаммеда, которого иранское духовенство считало и считает основоположником своей бого -словской системы1.
Шииты джафаритского толка считают, что последний, двенадцатый имам Махди (Мессия) таинственно исчез в 874 или 878 г. н.э., был «сокрыт» и сейчас живет «в сокрытии» на земле. Он проявится незадолго до дня Страшного суда, чтобы установить истинную справедливость по исламу. Имам Махди из своего «сокрытия» управляет шиитской общиной, являясь хранителем мусульман, идеальным главою шиитов. Однако пока 12 - й имам «сокрыт», волю Махди должны выполнять его дове -ренные лица, или наместники (наибы).
Во все периоды истории Ирана на поло -жение таких доверенных лиц претендо -вали высшие шиитские авторитеты, ссы
1 Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII—XV веках : курс лекций. — Л., 1966, с. 250.
лаясь как на догмат о «сокрытом» имаме, так и на принцип нераздельности свет -ской и духовной власти. Для шиитов эта догма имела первостепенное значение, предоставляя основание считать свет -скую власть правителя незаконной вплоть до пришествия «сокрытого» имама. По мнению части шиитского духовенства, на земле всегда должны быть доверен ные лица Махди из числа религиозных деятелей, лучших толкователей Корана и исламских преданий.
До середины XIX в. система марджаата была крайне локализована. В каждой области были свои правоведы, реше -ниям которых следовали члены шиитской общины. Позже она трансформировалась в межнациональный институт. В резуль -тате марджа’ смогли иметь последователей по всему шиитскому миру. Глобализация, современные телекоммуникационные технологии и свобода передвижений дали еще больше возможностей муджтахидам для донесения своих идей до последовате -лей теперь уже по всему земному шару
Несмотря на то что глобализация и Интернет позволили марджа’ привлечь верующих со всего мира, независимо от места их проживания, по иронии судьбы институт марджаата становится более локальным. Новейшие коммуникацион ные возможности позволяют все боль шему числу шиитских правоведов (по некоторым данным, их сейчас в мире насчитывается около 70) объявлять себя марджа’, что влечет увеличение конку -ренции между ними. Время, когда только один или несколько марджа’ имели право на вынесение фетв, закончилось. Сейчас немногие новые марджа’ могут пре -тендовать на наследство предыдущего, что очень часто случалось в прошлом. Современным примером передачи мар джаата от наставника к ученику является аятолла Али Систани, который получил находящееся у него в управлении иму щество и финансы после смерти аятоллы Абулькасима Хои в 1992 г. Фактически до Исламской революции в Иране новый марджа’ всегда получал помощь и благо словение от уже утвердившегося религи озного авторитета и мог претендовать на его наследство. Сейчас же, когда марджа’ умирает, его офис продолжает заниматься благотворительностью и другой организа -ционной деятельностью. Его имущество не передается новому марджа’, поэтому
каждый новый марджа’ должен строить свой авторитет фактически с нуля. Но это позволяет большему числу людей стано -виться марджа’ без того, чтобы быть про -теже предыдущего.
Когда в 1994 г. после кончины аятоллы Араки встал вопрос о том, кто формально является самым сведущим в шиизме мудж-тахидом, это «формальное» звание было предложено значительной частью иран -ского религиозного истеблишмента лиде -ру страны, аятолле Али Хаменеи. Однако последний от него отказался, потому что не имел на тот момент достаточного религиозного авторитета1. Впоследствии данный вопрос не ставился, что говорит о значительных трудностях для компро -мисса по этому вопросу среди шиитских аятолл.
В целом, можно утверждать, что на сегодняшний день марджа’ теряют свою монополию среди религиозных инсти тутов. Не только из - за того, что иран -ское государство практически полностью контролирует деятельность шиитского истеблишмента как внутри страны, так и частично за ее пределами, но и из за появления новых религиозных институ
1 Gieling S. The «Marja'iya» in Iran and the Nomination of Khamanei in December 1994 // Middle Eastern Studies, vol. 33, № 4, Oct., 1997, p. 777.
тов и организаций, которые не находятся под юрисдикцией марджа’. Начиная с середины ХХ в. в шиитском мире появи лись религиозные деятели, не связанные системой марджа’. Они действуют без оглядки на старые шиитские авторитеты, создавая параллельные марджа’ религиоз -ные институты. Также привлекает к себе все больше сторонников и создаваемый современными религиозными интеллектуалами, например Мохсеном Кадиваром, Абдулкаримом Сорушем, Акбаром Гянджи и т.д., реформаторский дискурс, ставящий духовность и нравственность выше фикха и теологии. Но, несмотря на это, марджа’ остаются религиозными авторитетами для миллионов шиитов. Можно утверждать, что система марджаата, который олице -творяет традиционное духовенство, еще долго будет существовать бок о бок с дру гими формами проявления шиитского ислама. В этой связи будет очень инте -ресно наблюдать, как разные шиитские религиозные институты будут взаимодей ствовать друг с другом и искать формы существования в шиитском сообществе в ближайшем будущем.
Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития РГГУ на 2012—2016гг., проект 2.1.1.