Научная статья на тему 'Схема территориального планирования Свердловской области взгляд в XXI век'

Схема территориального планирования Свердловской области взгляд в XXI век Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1451
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
градостроительная политика / стратегическая цель / приоритетные направления / Геополитика / система расселения / ПЛАНИРОВКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мазаев Григорий Васильевич

В статье рассматривается система расселения России, особенности планировки Свердловской области и ее градостроительная роль. Выделены приоритетные направления развития Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Схема территориального планирования Свердловской области взгляд в XXI век»

i иадиишиигельсши

УДК: 711.2 Мазаев Г. В.

Схема территориального планирования Свердловской области - взгляд в XXI век

Аннотация

В статье^>ассматривается система расселения России, особенности планировки Свердловской области и ее градостроительная роль. Выделены приоритетные направления развития Свердловской области.

Mazaev G. V. THE SCHEME OF TERRITORIAL PLANNING SVERDLOVSK AREA - a sight in XXI century In the article is the system of moving of Russia, and town-planning role of Sverdlovsk area considered.

Градостроительная политика, стратегическая цель, приоритетные направления, геополитика, система расселения, планировка.

Мазаев

Григорий Васильевич

канд. архитектуры, профессор, член-корр РААСН, главный архитектор Свердловской области

Градостроительная политика России в XXI веке должна быть важнейшей составляющей государственного управления развитием страны, что позволит устранить возникшие и продолжающие усугубляться диспропорции в системе расселения. Целенаправленное формирование новых расселенческих структур и сбалансированное развитие существующих путь безопасного развития страны, формирования хозяйственных комплексов, укрепления целостности пространственного каркаса, регулирования миграционных потоков.

Одной из основных причин диспропорций в системе расселения является большая удаленность зон размещения месторождений полезных ископаемых от центров их переработки, источников электроэнергии и ее потребителей. Это ведет к значительному удорожанию продукции за счет транспортных расходов и снижает ее конкурентоспособность на рынке, что требует повышенного участия государства в создании транспортных систем.

Сегодня в геополитическом отношении Россия, лишившись своих южных территорий, оказалась в состоянии XVIII в. Внутренние границы субъектов Российской Федерации на большом протяжении перешли в разряд внешних государственных, с 29 до 46 увеличилось число приграничных субъектов РФ. Стратегические индустриальные районы Урала и Кузбасса оказались в при-

граничных районах, лишившись сырьевых и энергетических баз. Ряд важнейших транспортных широтных коридоров и энергосетей оказались на территории сопредельных государств. Все это требует кардинального пересмотра системы расселения в масштабе России, ее целенаправленного формирования.

В настоящее время система расселения России сформирована крайне неравномерно и делится на отдельные зоны с падением их сложности с запада на восток: центральная Россия имеет наиболее развитую радиальнокольцевую систему, в Поволжском районе сетчатая структура, на Урале звездчатая, в Сибири - линейная и в Приморье - простейшая линейная, основанная на единственной широтной связи.

Аналогичная картина падения сложности системы расселения наблюдается при движении с юга на север - в зоне Урала число меридиональных связей убывает: на территории Челябинск Екатеринбург их четыре, Екатеринбург - Серов - две. севернее Серова - одна. Распределение меридиональных связей по территории России также неравномерно они сосредоточены в Северо-западном регионе. Предуралье и на Урале, в Сибири они носят невыраженный характер, в Приморье отсутствуют полностью. Такая система расселения весьма неустойчива, она может «разломиться» на несколько частей, которые будут развиваться вокруг собственных центров. Для ее стабилизации требует-

ся комплекс градостроительных мер. Система расселения должна развиваться таким образом, чтобы обеспечить экспансию наиболее развитых ее форм с запада на восток, создав развитые каркасы в зоне Урала и Западной Сибири и развитый линейный каркас с элементами звездчатого в районах Приморья. Это базисное положение было положено в основу развития системы расселения Свердловской области.

Второй важной основой ее развития стала задача объединения системы расселения в масштабах Уральского федерального округа -новой административной единицы России, появление которой внесло радикальные изменения в ранее планировавшиеся направления развития Свердловской области.

Проект районной планировки Свердловской области 70-х годов XX в. предусматривал «крестообразное» развитие ее планировочной структуры: меридиональное, вдоль Уральского хребта, и широтное - по линии транспортной связи Центр - Сибирь, с развитием ядра системы в виде Екатеринбургского внутриобластного района. Ядро агломерации развивалось радиально с созданием кольцевой системы в виде Екатеринбургской кольцевой автодороги.

Проектные предложения Схемы территориального планирования Свердловской области радикально отличаются от этих достаточно скромных решений. По проекту РП более половины территории области - восток и северо-восток, - не были задействованы в хозяйственной деятельности и оставались практически пустыми территориями. Чтобы включить эти территории в систему расселения, требуется создание диагональной связи по линии северо-запад - юго-восток. Такая связь окажется чрезвычайно важной не только для Свердловской области, но и для системы расселения России в целом, т.к. ее развитие позволит связать северозападный регион, с его выходами к Баренцеву морю и Атлантике, с промышленными базами Урала и Сибири, минуя центральные районы. Не случайно уже реализуется проект железной дороги БелКом-Ур (Белое море - Коми - Урал). Предлагаемая диагональ в системе области является ее естественным продолжением и обеспечивает выход на Тюмень и Кузбасс. Диагональная связь существовала на

территории Урала в XVII в. и проходила по естественному водному пути - реке Туре. Она и сегодня активно прослеживается в приречной сельской системе расселения, а также городах Верхотурье, Ту-ринск, крупных поселках Восточный, Туринская Слобода. Новая «диагональ» должна развиваться вдоль р. Туры по линии Серов - Ту-ринск-Тюмень.

Особенность планировки Уральского федерального округа потребовала появления диагональных связей в направлении юго-запад - северо-восток с основной связью по линии Екатеринбург - Алапаевск - Сургут с последующим выходом к территории Ханты-Мансийского округа. Такие диагонали - а их планируется до пяти, - позволят решить целый комплекс вопросов: свяжут в единое целое каркас расселения в УрФО, обеспечат выход для каждого субъекта УрФО к его центру - г. Екатеринбургу, обеспечат доступность восточных районов области и их хозяйственное освоение, выровняют интенсивность освоения территории области. В масштабе системы расселения России произойдет усложнение каркаса расселения Урала, он перейдет в стадию развитого звездчатого и сетчатого, чем будет обеспечена целостность каркаса Предуралья и Урала.

В местах пересечения диагоналей прогнозируется возникновение от 4 до 6 новых городов как базовых центров для освоения восточных территорий области площадью около 100 тыс кв. км.

В соответствии с генсхемой расселения России, в Схеме территориального планирования Свердловской области намечено усиление меридиональных связей, потенциально ориентированных на выход к Северному Ледовитому океану и Норильску. Это, прежде всего, железная дорога по восточному склону Уральских гор от Серова до Сыктывкара с выходами в районы Нягани и Югры, на изыскания по трассе которой выдано разрешение. В Схеме прогнозируется создание скоростной транспортной системы Екатеринбург

- Челябинск с последующим развитием до Нижнего Тагила и Магнитогорска. Это позволит создать крупнейшую в России промышленную агломерацию, включающую более 20 городов Свердловской и Челябинской областей.

Схемой также планируется создание нового широтного международного транспортного коридора МТК-2 Париж - Москва

- Владивосток - Токио. Эта трасса, ширина коридора которой составляет 500 м, должна пройти, минуя населенные пункты. Прохождение трассы в районе Екатеринбурга весьма затруднено. Северный вариант обхода невозможен ввиду расположения особо охраняемых территорий природного парка «Истоки Исети», наличия большого числа заболоченных территорий, водоемов, а также ее последующего выхода в район защитной зоны Белоярской атомной электростанции, что недопустимо по соображениям безопасности. Южный вариант трассы был проработан в нескольких версиях по территории Сысертского района. Эта территория весьма привлекательна для индивидуального строительства и пользуется большим спросом у жителей Екатеринбурга. Удалось разработать оптимальный вариант, который обеспечил удобные транспортные выходы с коридора МТК-2 на кольцевую автодорогу Екатеринбурга, к международному региональному аэропорту-хабу Кольцово, крупному транспортнологистическому узлу г. Екатеринбурга, а также позволил получить целостные, не расчлененные территории для размещения индивидуального строительства. Уже сегодня их отведено на реализацию объема строительства около двух миллионов квадратных метров усадебного жилья.

Схема территориального планирования значительно расширила представления о радиальнокольцевой системе расселения. Если ранее в кольцевую структуру включались только города ближнего пояса Екатеринбургской агломерации - Среднеуральск, Верхняя Пышма, Березовский, Арамиль, - то теперь предлагается развитие кольцевой структуры в масштабах области в целом, с созданием трех колец, связывающих все основные производственные центры области. Это позволит значительно повысить устойчивость производственной инфраструктуры, обеспечить наилучшие связи, значительно разгрузить ядро агломерации от внешнего транзитного транспорта.

Анализ положения Свердловской области в УрФО и стране.

Г радостроительствс

Схема “Территориальное планирование Свердловской области на отдаленную перспективу"

основных этапов развития ее системы расселения в пространстве и во времени позволяет определить ее градостроительную роль. Если градостроительная роль всего Уральского округа определяется формированием Евразийского территориального экономического комплекса, обеспечивающего безопасное и устойчивое развитие макрорайонов России,социально-

культурную и экономическую интеграцию европейской и азиатской цивилизаций, то градостроительная роль Свердловской области заключается в том, что она играет роль центра этого комплекса, центра сверхиндустриализации страны, евразийского сотрудничества. Данная роль определяет цели градостроительной стратегии Свердловской области - устойчивое

повышение качества среды для жизнедеятельности населения в условиях сверхиндустриализации территории.

Задачи стратегии:

- обеспечение эффективности функционирования экономического комплекса области посредством опережающего развития наукоемких, нефтехимических, машиностроительных производств;

- технологическая реконструкция металлургических предприятий;

- формирование полюсов интеграции, сети центров экономического роста, новых опорных пунктов освоения районов Севера;

- совершенствование существующих и развитие новых транспортных и инженерно-технических связей на территории Свердловской области с областями УрФО, соседними округами - с областями и республиками Уральского экономического района, вошедшими в Поволжский округ; Кузнецко-Алтайским территориально-производственным комплексом Сибирского округа; Северо-Западным округом;

- повышение уровня социальной комфортности среды проживания населения области путем встроенности в вышележащие системы расселения, развития собственного опорного каркаса расселения и социальной инфраструктуры, направленного формирования сети центральных населенных мест, экологоэкономических агломераций, групповых форм расселения, а также создания типологического многообразия населенных мест, удобных рекреационных комплексов с учетом природноклиматических условий, образа жизни и доходов различных социальных групп населения;

- обеспечение безопасности и экологического благополучия территории с учетом ликвидации экологически неблагополучных зон и коренного улучшения санитарно-гигиенических условий;

- рациональное использование природных и земельных ресурсов, создание сети особо охраняемых природных территорий, рекультивации нарушенных ландшафтов.

В соответствии с ролью, целью и задачами градостроительного развития области выделены два приоритетных направления: «Повышение градостроительной безопасности и устойчивости развития Свердловской области» и «Развитие Свердловской области в условиях международной интеграции». В рамках этих направлений разработаны схемы развития инженерно-транспортной инфраструктуры, природно-экологического и социально-экологического каркасов, научно-инновационного, индустриального, инвестиционного, туристического и рекреационного комплексов области. Они могут служить градостроительной основой целевых и стратегических программ.

Градостроительная стратегия развития Свердловской области определяет как одну из основных стратегических целей повышение устойчивости и безопасности Свердловской области при условии повышения качества среды для жизнедеятельности собственного населения. Данная цель определила стратегическое градостроительное направление - «Повышение градостроительной безопасности и устойчивости развития Свердловской области». В качестве приоритетных в рамках данного направления выступают задачи градостроительного обеспечения геополитической, экономической, экологической, промышленной, научно-инновационной безопасности. Эти задачи решаются за счет укрепления межрегиональных и внутриобластных транспортныхсвязей на территории Свердловской области, развития внутренних связей между стратегически важными районами страны с обеспечением внешних связей, а также за счет усиления производственного и научно-инновационного комплекса на территории области с обеспечением внешних связей, освоения нефтегазовых районов севера области на основе развития каркаса расселения области, развития природно-экологического и социально-экономического каркасов области.

В рамках территориально-планировочного развития Свердловской области выделено четыре категории перспективных узлов и зон на территории области: полюс интеграции, система расселения на территории совместных интересов, полюса развития и полюса роста.

Полюс интеграции - территория Горнозаводской конгломерации: активно взаимосвязанные Екатеринбургская, Нижнетагильская и Серовская агломерации. Екатеринбургская агломерация рассматривается в перспективе в качестве регионального метропо-лиса «Большой Екатеринбург».

Система расселения на территории совместных интересов формируется на контактных территориях с Тюменской областью.

Полюсами развития являются сформировавшиеся города и агломерации области. Они делятся на основные и вспомогательные центры промышленного комплекса и инноваций, транспортно-логистические центры, центры природно-экологического и социально-экологического характера. Ведущими из них являются города с диверсифицированной промышленной базой, моноспециализи-рованные «закрытые» города, научно-производственные центры, центры выставочно-ярмарочной деятельности, стратегические инженерные и транспортные объекты, природно-экологические и социально-экологические центры.

Полюса роста - новые города развития Свердловской области: города освоения и переработки нефтегазового сырья севера, транспортно-логистические центры, опорные базы освоения северовосточных территорий.

Структура каркаса промышленного комплекса, расположенного в юго-западной части области, носит радиально-кольцевой характер, с ярко выраженными меридиональной и широтной осями. Основными перспективными промышленными городами рассматриваются: Екатеринбург, Нижний Тагил, Ка-менск-Уральский, Лесной, Ново-уральск. Верхняя Салда, Нижняя Салда, Заречный, Невьянск, Реж, Артемовский, Камышлов, Ирбит, Красноуральск, Нижняя Тура, Качканар, Серов.

Выделяются три типа конверсируемых населенных мест:

Первый тип - промышленные города с диверсифицированной хозяйственной структурой и многопрофильной промышленной базой: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Красноуральск, Реж, Серов, Невьянск, Артемовский, Нижняя Тура, Качканар, Нижняя Салда, Заречный, Камышлов.

Второй тип - моноотраслевые города: Новоуральск, Лесной, Верхняя Салда.

Третий тип - моноотраслевые промышленные поселения: г. Верхняя Тура, п. Калиново, п. им. Малышева, п. Уральский, п. Свободный.

Градостроительная организация промышленного комплекса связана с формированием устойчивого градостроительного каркаса на основе промышленных агломераций области. Выделяются Екатеринбургская, Нижнетагильская и Серовская промышленные агломерации. Территория Екатеринбургской промышленной агломерации расположена в границах третьего транспортного кольца и включает следующие промышленные города и поселения: Екатеринбург, Новоуральск, Заречный, Каменск-Ураль-ский, Реж, Артемовский, Невьянск, Арамиль, Березовский, Верхняя Пышма, Первоуральск, Ревда, По-левской. Асбест, п. Уральский, п. им. Малышева, п. Изумруд, Богданович, Михайловск. Территория Нижнетагильской промышленной агломерации включает в себя такие населенные места, как Нижний Тагил, Лесной, Верхняя Салда, Нижняя Салда, Красноуральск. Нижняя Тура, Качканар. Территория Серо-вской промышленной агломерации включает Серов, Краснотурьинск, Волчанск, Североуральск, Кар-

Заключение

Современная политико-экономическая направленность развития России ориентирована на вхождение в мировое политико-экономическое, инновационное, производственное. научно-образовательное, туристическое и рекреационное пространство. Стратегическая градостроительная цель - создание системы расселения, обеспечивающей интеграцию Свердловской области в между народноеэкономичес-кое пространство. Она направлена на формирование экономического, научно-инновационного, рекреационно-туристического комплексов области с необходимыми инженерно-транспортной, информационной и другими инфраструктурами. Эти комплексы должны быть ориентированы на обеспечение их тесных связей в Евразийском пространстве, обеспечение устойчивого развития территории области, соответствующее потребностям настоящего и будущих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.