Научная статья на тему 'Схема формирования индивидуальности в философии Ж. П. Сартра'

Схема формирования индивидуальности в философии Ж. П. Сартра Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
393
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ / НИЧТО / СОЗНАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / СВОБОДА / OBJECTIVE REALITY / CONSCIOUSNESS / INDIVIDUALITY / FREEDOM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цветухина Екатерина Андреевна

Современное общество структурировано отчуждением, характеризующим отношение между индивидуальностью и культурой. В поисках проекта, снимающего такое отчуждение, актуально обратиться к философии Ж. П. Сартра. Он выстраивает схему категорий, отражающих процесс формирования индивидуальности. Осуществленный в статье анализ этой схемы показывает, что субъект есть процесс между бытием и ничто, а формы отчуждения, заданные тремя плоскостями категорий, не что иное как варианты реализации проекта индивидуальности, представляющего попытку выхода за пределы отчуждения через саморазвитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scheme of formation of individuality in J. P. Sartre's philosophy

The modern society is structured by the alienation characterizing the relation between individuality and culture. In search of the project removing such alienation is actually to address to J.P. Sartre's philosophy. It builds the scheme of the categories reflecting the process of formation of individuality. The analysis of this scheme shows that the subject is the process between objective reality and nothing, the forms of alienation set by three planes of categories, that other as variants of implementation of the project of the individuality representing attempt of an exit for its limits through self-development.

Текст научной работы на тему «Схема формирования индивидуальности в философии Ж. П. Сартра»

УДК 141.32

Е. А. ЦВЕТУХИНА

Омский государственный педагогический университет

СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

В ФИЛОСОФИИ Ж. П. САРТРА____________________

Современное общество структурировано отчуждением, характеризующим отношение между индивидуальностью и культурой. В поисках проекта, снимающего такое отчуждение, актуально обратиться к философии Ж. П. Сартра. Он выстраивает схему категорий, отражающих процесс формирования индивидуальности. Осуществленный в статье анализ этой схемы показывает, что субъект есть процесс между бытием и ничто, а формы отчуждения, заданные тремя плоскостями категорий, не что иное как варианты реализации проекта индивидуальности, представляющего попытку выхода за пределы отчуждения через саморазвитие.

Ключевые слова: бытие, ничто, сознание, индивидуальность, свобода.

Интересно то, что феноменологическая онтология Ж. П. Сартра при близком рассмотрении оказывается сложнее, чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что она не является той онтологией — учением о бытии в традиционном смысле слова. Хайдеггеров-ская онтология как раскрытие смысла бытия через бытие человека (человеческую реальность) также имеет иной характер. Особенностью же онтологии Ж. П. Сартра является ее направленность на сознание. И если взять классические бинарные позиции: бытие и сущее или трансцендентное и имманентное, то Ж. П. Сартр имеет дело с тем уровнем бытия, который можно поместить «между». Вслед за французским философом, мы будем называть этот уровень онтическим [1, с. 275]. Так что применительно к конкретному человеку и его окрестностям онтологические законы проявляются как онтические.

Окрестности у Ж. П. Сартра — это тот конкретный мир, который строит субъект в своем бытии [1, с. 512 — 516]. Причем выбор данного термина объясним. Ведь мы привыкли говорить о бытии человека с точки зрения времени и пространства, реального прошлого с конкретного места. Но это то, что дают нам обстоятельства, природная случайность. Роль субъекта в них сводится к нулю. Чего нельзя сказать об окрестностях, которые вплетены в индивидуальный проект человека и дают возможность творить собственную случайность. То есть изменения, которые возникают в моих окрестностях, могут повлечь изменения в моем проекте, и наоборот: если это мои окрестности, я могу предвидеть их неожиданные моменты и быть готовым к ним. В заключение к своей работе «Бытие и ничто» Ж. П. Сартр называет бытие индивидуальным приключением [1, с. 619]. Это открытый антропологический проект, хотя и полностью индивидуализированный, он содержит в себе возможность своих последующих изменений.

Индивидуальность всегда конкретна и реализуется в конкретной ситуации. Существование каждого индивидуума в системе Ж. П. Сартра мыслится философом как конституирование индивидуального конкретного события во всем историческом процессе. Ж. П. Сартр в понятие бытия включил свободу как основной его конституирующий элемент, запускающий антропологический проект индивидуальности.

Исходит он из многомерности человеческого бытия.

Первоначально в бытии невозможно найти ничего, кроме него самого, да и вести поиски бытия, собственно, некому и незачем: нет сознания, нет человека, отсутствует индивидуальное как таковое: «Теперь мы понимаем, почему первое сознание сознания не полагает: потому, что оно едино с тем сознанием, которое оно сознает» [1, с. 27]. Оно может быть подчинено только случайности. Первоначальное, фактичное «зародышевое» состояние сознания — нететическое бытие. Бытие-в-себе не имеет никаких качеств. Оно не полагает еще себя, но содержит в себе многообразие проявлений будущего бытия, «послеутробного». Оно уже живет, но, находясь еще в состоянии нераскрытости, не-раскодированности. Таково сплошное, однородное бытие в-себе. Здесь свобода есть потенция, творческий замысел в-себе бытия. Его индивидуальному треку еще предстоит развернуться. И в этом смысле его невозможно познать или предугадать — оно фактично и трансфеноменально, то есть случайно и неожиданно.

У Г. В. Ф. Гегеля бытие и ничто переходят друг в друга в процессе становления и в результате являют собой основы сущности. При этом бытие является абстрактным понятием. Ж. П. Сартр же разводит бытие и сущность. У него бытие разворачивается по мере того как оно становится активным: бытие, посредством которого ничто прибывает в мир, должно ничтожить [1, с. 59]. Однако такое бытие не является пустым, как у Г. В. Ф. Гегеля, оно рефлексивно и представляется в конкретных проявлениях человеческого бытия.

Так в-себе бытие становится для-себя бытием, появляясь как ничтожение бытия в-себе. Ж. П. Сартр создает неологизм от слова «пеапЬ> (ничто, небытие) — «пеап^аИоп» (неантизация, или ничтоже-ние). Ничтожение означает способность сознания вводить ничто в сплошное, инертное, материальное бытие-в-себе. Человек вступает в отношения с ничто, поддерживает его из своего бытия, постоянно подкрепляет его из своего существования. Человек как вопрошающее бытие есть то, посредством чего ничто приходит в мир. Для-себя имеет только одну реальность — быть ничтожением бытия. Его един-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

ственная качественная определенность проистекает из того, что оно есть ничтожение особенного и индивидуального в-себе, а не бытия вообще. Поэтому время, пространство, качество и количество, отношение, необходимость, возможность и т. д. — все это конституируется ничтожением бытия в-себе.

Ничто есть граница между мотивом и действием, причем она также граница причины — действия, но это не причина. Сознание опирается на две исходные ничтожности: «сознание не есть свой собственный мотив», и «сознание противостоит своему прошлому и будущему, как находящемуся перед собой» [1, с. 71]. Свобода выступает проектом, она требует постоянного делания самого себя. Человек обладает свободой и как таковой является особенным феноменом, который соединяет все стороны бытия и ничто. Свобода в человеке есть феномен ничто в бытии. «Свобода и есть человеческое бытие, ставящее свое прошлое вне действия» [1, с. 65]. Так, получается, человек отделен свободой, или ничто от своей сущности. Сущность его нераскрыта и не реализована из наличия свободы.

Так, в бытие человека проникает тревога. Она есть страдание сознания от собственной незавершенности и трансцендентности. Тревога есть возможность новой возможности [1, с. 69]. Еще Кьеркегор, описывая тревогу раньше вины, характеризует ее как тревогу перед свободой [2, с. 115 — 248] . Но Хайдеггер, о котором известно, что он был под влиянием Кьеркегора, напротив, рассматривает тревогу как постижение ничто [3, с. 137 — 208]. Однако Сартр утверждает, что это не взаимоисключающие позиции. Действительно, тревога отличается от страха тем, что страх проявляется в отношении с миром и является восприятием трансцендентного, а тревога выражает отношения с самим собой и является рефлексивным восприятием себя. Он строит ряд противопоставлений в себе и вне себя. Страх появляется в восприятии, а тревога в рефлексии. Ужас возникает, когда человек начинает играть с будущими возможностями. Тревога — ничтожение ужаса как мотива. Ужас — тревога перед возможным, которое не выбрано. Ужас не определяет действие как причина, он вне причины, он требует осторожного действия. Если в отношениях с миром все происходит по принципу универсальной причинности, то в отношении себя я детерминировано только своими возможностями: «Я буду в тревоге из-за недостатка знания реальных и действенных побуждений, которые в тени бессознательного определяют мое действие» [1, с. 70]. Следовательно, тревога есть специфическое сознание свободы. Она есть, следовательно, рефлексивное постижение свободы ею самой: «мы постоянно вовлечены в наш выбор и постоянно сознаем, что можем быстро изменить его в противоположную сторону, так как мы проектируем будущее самим нашим бытием и подтачиваем его постоянно нашей экзистенциальной свободой; мы объявляем себе, кем мы являемся, посредством будущего, не захваченные им, так как оно всегда остается возможностью, никогда не переходя в ранг действительного. Таким образом, нам беспрерывно угрожает ничтожение нашего настоящего выбора: мы находимся под постоянной угрозой выбрать себя и, следовательно, стать другими, чем мы есть» [1, с 474]. В итоге человек не может быть самим собой, его в-себе бытие постоянно ускользает. Так, ничто-жение запускает новую структуру для-себя бытия, при том, что сознание оказывается непрерывным процессом ничтожения своего прошлого бытия.

Это постоянное стремление быть тем, чем ты не являешься, помещает бытие между фактичностью и трансцендентностью [1, с. 91]. Между необходимостью факта бытия в-себе и возможностью его ничтожить. Это состояние «зависания между» Сартр называет самообманом. Но, если ложь предполагает отношения с другим, тем, кто обманут, то самообман предполагает этого другого в самом себе, что дает нам либо временное расщепление сознания, выражающееся в непонимании процесса, либо «демонстративный» обман. По Сартру получается, что самообман лежит в основании любого проекта человека вообще. Исторический процесс, таким образом, предстает как коррелят самообмана, который на каждой ступени развития все более отчуждается от самого человека и сегодня вообще становится ему неподконтрольным.

Бытие феномена не ограничивается отношением лишь в-себе и для-себя. Человеческая реальность поддерживается сознанием и принятием другого как равноправного субъекта бытия, подразумевает другого в бытии. Посредством появления другого я даю возможность выносить суждение обо мне как об объекте, так как я являюсь другому именно как объект. Так, можно говорить о появлении совершенно нового бытия, которого не существовало до появления другого. Ведь другой не только открывает то, чем субъект был: он конституирует объект по новому типу бытия, которое должно поддерживать новые качества. Вне структуры для-другого такие качества как стыд, вульгарность, правдивость, порядочность и даже вечность абсурдны. Эти качества не имеют места в структуре для-себя бытия.

Особое значение приобретает структура бытия для-другого в ее отношении к смерти. Ведь смерть является не только ничтожением возможностей для-себя бытия. Когда для-себя бытие прекращает существование, то, что оно уже успело ничтожить — остается живым: «исчезновение ничтожащего бытия не касается прошлого в его бытии, которое есть в наличии по типу в-себе» [1, с. 545]. Оно погружается в себя. Жизнь оказывается полностью замкнутой, туда нельзя ничего внести, но ее смысл вовсе не прекращает изменяться извне. В-себе бытие не просто существует, оно продолжает развиваться в бытии для-другого. Посредством другого оно теперь развертывает, темпорализуясь, временные расстояния от одних индивидуальностей к другим и от них к себе, так же как оно развертывает пространственные расстояния, исходя из своих окрестностей, судит о значимости ушедших индивидов. «Умершая жизнь не прекращает изменяться, но она тем не менее сделана. Это означает, что для нее ставок больше нет и что она отныне будет подвергаться изменениям, не являясь ни в коей мере ответственной за это» [1, с. 548].

Итак, индивидуальное в системе Сартра предстает как попытка реализовать свой проект. Его ядром и активным началом является сознание, в котором подчеркивается его проективный, целеполагающий характер и его противоречивая природа. Сознание «есть то, чем оно не является» [1, с. 92], означает, что человек всегда проектирует себя в будущее, которым он еще не стал. Проектируя и воплощая себя, сознание себя же и ничтожит. Оно не является уже тем, чем только что было. Эта диалектическая схема развития логически приводит человека к самообману. Это одновременное сосуществование индивидуального приключения (или существования в-себе) с абсолютным событием (или появлением для-себя).

Быть тем, чем не являешься, бежать от себя, не совпадать с собой, а быть всегда на расстоянии от себя — проблема бытия человека. Она решается актом погружения в себя и сопровождается изменением себя, развитием, в направлении ощущения себя и другого субъектами одновременно. Это философствование позволяет отслеживать процессы, происходящие в субъекте, и, таким образом, нивелирует отчуждение и возвращают человека самому себе. Рефлексия становится отражением уникальной экзистенции индивидуальности. Такой рефлексивный проект индивидуальности можно считать состоявшимся.

Библиографический список

1. Сартр, Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж. П. Сартр. — М. : Республика, 2000. — 639 с.

2. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. — М. : Республика, 1993. — 383 с.

3. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. — Харьков : Фолио, 2003. — 503 с.

ЦВЕТУХИНА Екатерина Андреевна, аспирантка кафедры философии.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.10.2011 г.

© Е. А. Цветухина

Информация

Гранты по программе Multic для обучения и проведения исследований в европейских университетах

В рамках Erasmus Mundus-программы Европейской комиссии в области межвузовского сотрудничества и организованной мобильности, адресованной студентам и профессорско-преподавательскому составу из третьих стран, включая Россию, объявлен прием заявок по подпрограмме multic.

Multic — междисциплинарная поддержка развития экономического, политического и университетского сотрудничества между ЕС и Россией. Программа Multic возглавляется Университетом Дрездена (Германия).

В рамках программы выделяются стипендии российским аспирантам и кандидатам наук для участия в 6-месячных стажировках, исследовательских и образовательных программах в европейских университетах — партнерах Multic.

Европейские университеты-участники Multic:

— Technische Universitat Dresden

— University of Rome La Sapienza

— University of Wroclaw

— Technische Universitat Wien

— Universidade Nova de Lisboa

— University of Trento

—Wroclaw University of Technology

— Ruhr-Universitat Bochum

Участниками программы могут быть российские аспиранты и кандидаты наук из любого российского вуза и кандидаты наук любого из 12 российских вузов-партнеров программы Multic:

— МГТУ имени Баумана

— Иркутский государственный технический университет —Липецкий государственный технический университет

— Московский государственный университет путей сообщения

— Национальный исследовательский технологический университет (НИТУ МИСиС)

— Северо-Кавказский государственный технический университет

— Омский государственный университет путей сообщения

— Национальный исследовательский Томский политехнический университет

— Томский государственный педагогический университет

— Уфимский государственный технический авиационный университет

— Уральский государственный экономический университет

— Северо-западный (Санкт-Петербургский) филиал Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

Заявки на участие в программе принимаются по 8 июня 2012 года.

Подробная информация опубликована на сайте программы Multic: http://www.mundus-multic.org Адрес публикации в Интернет: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/268/232093.php Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/268/232093.php (дата обращения: 12.05.2012).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.